Научная статья на тему 'Проблемы преподавания биоэтики (материалы совещания ЮНЕСКО)'

Проблемы преподавания биоэтики (материалы совещания ЮНЕСКО) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
263
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Бюллетень сибирской медицины
Scopus
ВАК
ESCI
Область наук
Ключевые слова
БИОЭТИКА / ПРОГРАММЫ ЮНЕСКО / ПРОБЛЕМЫ ПРЕПОДАВАНИЯ / BIOETHICS / UNESCO PROGRAMS / TEACHING PROBLEMS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Апресян Р. Г., Шамов И. А.

Обсуждается имеющийся опыт и проблемы преподавания биоэтики в контексте программ ЮНЕСКО.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Апресян Р. Г., Шамов И. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Bioethics teaching difficultis (UNESCO discussion materials)

The experience of bioethics teaching in connection with UNESCO programs is discussed

Текст научной работы на тему «Проблемы преподавания биоэтики (материалы совещания ЮНЕСКО)»

Проблемы преподавания биоэтики (материалы совещания

ЮНЕСКО)

1 "2 Апресян Р.Г. , Шамов И.А.

Bioethics teaching difficultis (UNESCO discussion materials)

Apresian R. G., Shamov I.A.

1 Институт философии РАН, г. Москва

2 Дагестанская государственная медицинская академия, г. Махачкала

© Апресян Р.Г., Шамов И.А. Обсуждается имеющийся опыт и проблемы преподавания биоэтики в контексте программ ЮНЕСКО. Ключевые слова: биоэтика, программы ЮНЕСКО, проблемы преподавания. The experience of bioethics teaching in connection with UNESCO programs is discussed. Key words: bioethics, UNESCO programs, teaching problems.

УДК 614.253

19—21 января 2005 г. в г. Москве прошло Международное региональное совещание ЮНЕСКО по преподаванию этики и биоэтики, в продолжение которого и были проведены консультации по Декларации всеобщих норм биоэтики. В совещании и консультациях приняли участие эксперты из Армении, Беларуси, Грузии, Латвии, Литвы, России, Украины. Совещание и консультации были инициированы и организованы Комиссией ЮНЕСКО по этике научного знания и техники (КОМЭНТ). Созданная в 1998 г. как совещательный орган для интеллектуального обеспечения деятельности ЮНЕСКО по этическим проблемам науки и техники, КОМЭНТ все более привлекает своих членов, а также экспертов на национальном уровне для разработки конкретных программ по различным направлениям. Преподавание этики является одним из приоритетных направлений в деятельности КОМЭНТ. Совещание по преподаванию этики проводилось в рамках обширной программы создания сетевой базы данных ЮНЕСКО по преподаванию этики. Русскоязычная база данных создается в Вильнюсе, англоязычная — в Париже, испаноязычная — в Буэнос-Айресе. Структура всех разноязычных баз данных

идентична, так же как и формат единиц хранения. Совещанию предшествовал сбор ЮНЕСКО данных о курсах, которые читаются: уровне обучения, содержании, методах преподавания, формах оценок знаний и т.д.

Есть одна особенность в понимании этики КОМЭНТ, директором которой является Х. Тен Хаве, известный своими работами по биоэтике. Хотя мандат ЮНЕСКО ориентирует КОМЭНТ на широкий круг вопросов науки и технологии, а проблемы биоэтики непосредственно входят в компетенцию других подструктур ЮНЕСКО — Международного комитета по биоэтике и Межправительственного комитета по биоэтике, КОМЭНТ понимает под преподаванием этики главным образом биоэтику, хотя по разным поводам говорящие от ее имени лица и уточняют, что этика не исчерпывается биоэтикой. На московском совещании по причине отсутствия Х. Тен Хаве КОМЭНТ представляла Ю. Шандор, заведующая секцией биоэтики в отделе этики науки и технологии ЮНЕСКО.

Открывая совещание, она рассказала о программах КОМЭНТ и о задачах, которые ставит ЮНЕСКО по содействию преподавания этики во всех странах мира.

Своей важнейшей задачей ЮНЕСКО считает не только развитие этического образования, но просвещение ради распространения этической культуры в широких слоях населения. За последние годы именно КОМЭНТ значительно способствовала этому. Уже разработаны рабочие версии таких нормативных документов, как Декларация всеобщих норм биоэтики, Кодекс поведения ученого, Этика окружающей среды, Этика исследований космического пространства. Аналогичная исследовательская и нормо-творческая работа ведется и в других проблемных областях.

Ряд выступлений участников совещания был посвящен преподаванию философской этики, т.е. этики в ее традиционном виде. А.А. Гусейнов, представляя кафедру этики Московского университета им. Ломоносова (г. Москва), рассказал о последних тенденциях в преподавании этики для студентов-философов, религиоведов и политологов. Базовый курс на философском факультете построен так, что лекции посвящены основным теоретическим, нормативным, прикладным проблемам этики, а на семинарских занятиях читают классические тексты от Платона до Ролза, постигая, таким образом, историю философии. Особый раздел курса посвящен открытым проблемам, т.е. таким, по поводу которых в обществе равным образом существуют противоположные мнения, и ни одно из них не имеет безусловно приоритетной силы. На философском факультете МГУ курс этики ведется в течение двух семестров, по 6 ч в неделю.

Р.Г. Апресян, представляя институт философии (философский факультет) Государственного университета гуманитарных наук, созданного на базе институтов гуманитарного профиля РАН, сообщил, что у них курс этики читается для студентов-философов и также рассчитан на два семестра, составляя 120 ч. В курсе фактически нет историко-философской части как таковой. К классическим текстам примерно того же круга, что и в курсе этики МГУ, на лекциях и семинарских занятиях обращаются в связи с изучением тех или иных проблем, причем не только философских, но и нормативных, и прикладных. Курс состоит из шести частей, из которых в первых трех рассматриваются общефилософские проблемы теории морали, а в остальных проблемы социальной этики, общения и индивидуальной морали рассматриваются по возмож-

ности в единстве их теоретических, нормативных и прикладных аспектов.

В.И. Бакштановский рассказал об уникальном опыте НИИ прикладной этики при Тюменском государственном университете нефти и газа (г. Тюмень), где нет регулярных курсов этики для студентов, но ведутся этико-прикладные исследования, в большей части опосредствованные работой семинаров по эти-ко-прикладной проблематике для сотрудников и преподавателей университета.

В.Ю. Перов сообщил, что кафедра этики и эстетики Санкт-Петербургского университета (г. Санкт-Петербург) ведет курсы общей и прикладной этики на факультетах журналистики, психологии, философии, медицины и биологии. На философском факультете читаются самые разные курсы помимо традиционного: биомедицинской этики, этики науки, воспитания, бизнеса. Есть курс этики для магистров. Следует отметить, что именно кафедра этики и эстетики СПГУ стала экспериментальной площадкой для апробации нового учебного направления «Прикладная этика».

Т.В. Мишаткина рассказала о работе кафедры философии и культурологии Национального института высшего образования (г. Минск). В Беларуси этика в общем сохраняется в качестве обязательной дисциплины во всех высших учебных заведениях, хотя уже наметилась тенденция к тому, чтобы ограничить преподавание этики. Обычно это курс от 20 до 48 ч. Среди разных спецкурсов этики читается и биоэтика наряду с этикой бизнеса, педагогической этикой, этикой журналиста и т.д. По многим курсам есть учебники, в создании большинства которых принимала участие сама Т.В. Мишаткина. Как рассказала Е.В. Беляева (Белорусский государственный университет), в курсах этики большое внимание уделяется не только классической проблематике, но и открытым проблемам. В своих курсах Е.В. Беляева проводит семинарские занятия в форме практикума.

По сообщению Т.Г. Аболиной, кафедра этики и эстетики Киевского национального университета (г. Киев) ведет обязательный курс этики, наряду с которым читается ряд авторских спецкурсов. В Украине предпринимались попытки ввести в школах преподавание православной этики, однако университет сумел отстоять идею преподавания светской этики. Как рассказала Е.В. Кундеревич, в Национальном университете

культуры и искусства (г. Киев) этика преподается в объеме 54 ч; наряду с общим курсом читаются авторские курсы. В ряде средних школ Украины проводятся занятия по этике, и есть тенденция распространения этого опыта на все школы.

Н. Васильевене, отметив, что гуманитарный факультет Вильнюсского университета (Каунасский филиал) широко сотрудничает в области преподавания этики и этических исследований с разными европейскими странами, указала, что при преподавании этики важно иметь в виду такую важную задачу, как ценностное воспитание. Этика должна активно внедряться в практику, именно это и будет способствовать лучшему освоению духовных ценностей. Считается, что бизнес разрушает нравственность, ибо если законы нарушаются во всех сферах жизни, если «должное» и «сущее» резко расходятся в морали, то роль нравственных ценностей в жизни общества утрачивается. Современный опыт Литвы показывает, что этика востребована бизнесом; постепенно приходит понимание того, что профессионализм должен быть нравственно ответственным. Этика в высших учебных заведениях должна готовить будущих профессионалов к правильному и этически корректному принятию решений.

Б.Г. Юдин представил свой курс этики науки и технологии, который он читает на факультете фундаментальной медицины в МГУ и в католическом колледже. Предпринимаются усилия для того, чтобы биоэтика изучалась студентами биологического факультета МГУ. Обсуждая перспективы преподавания этики, Б.Г. Юдин отметил, что было бы правильно, если бы этическая проблематика внедрялась в другие специальные курсы. Распространения преподавания этики можно достичь не только за счет расширения количества курсов этики, но и за счет включения этической проблематики в профильные и общеобразовательные дисциплины.

Отметив тот положительный факт, что биоэтика включена в перечень дисциплин учебного плана Государственного образовательного стандарта как самостоятельная дисциплина, И.А. Шамов (Дагестанская государственная медицинская академия) критически высказался относительно того, что эта дисциплина преподается на первом курсе, когда студенты еще не имеют никакого представления о болезнях и не могут в полной мере судить об этических проблемах, свя-

занных с медициной. Преподавание биоэтики следует перестроить таким образом, чтобы она стала одним из важных факторов профессиональной подготовки будущих врачей и медицинских работников. На совещании им был представлен проект непрерывного преподавания биомедицинской этики на протяжении 5 лет обучения в медвузе.

По сообщению В.Л. Кулиниченко, кафедра гуманитарных дисциплин Киевской медицинской академии последипломного образования (г. Киев) преподает биомедицинскую этику дифференцированно для разных специальностей. При этом важно, чтобы биоэтику преподавали специалисты-медики, а не философы; иначе в ней трудно будет сохранить строгое, предметно определенное содержание. Представитель той же кафедры С.В. Вековшинина добавила, что курс этики читается врачам различных профилей, а также аспирантам. Перед слушателями ставится очень важный вопрос: призвана ли биоэтика улучшить общий моральный облик врача или же ее целью должна быть гуманитаризация образования, стимуляция морального воображения врача, духовного опыта в клинической практике, морального долга?

Е. Гефенас, председатель Литовского биоэтического комитета, представил семь различных программ по биоэтике — для студентов различных специальностей, а также для бакалавров, магистров, докторантов и для слушателей последипломного образования. В Литве биоэтика изучается в медицинских институтах на шестом курсе. Понятно, что биоэтика должна преподаваться по-разному для различных категорий слушателей — для студентов, интернов, аспирантов или

исследователей, и в Литве ведется работа по дифференциации курса биоэтики. При этом Е. Гефенас высказал некоторый скепсис в отношении качества обучения биоэтике нового поколения студентов и специалистов и отметил трудности в подборе кадров преподавателей биоэтики.

И. Якусовайте, представлявшая Каунасский медицинский университет (г. Каунас), сообщила, что этика преподается там на четырех уровнях: для бакалавров, магистров, аспирантов и слушателей последипломного образования. Студенты изучают этику с четвертого курса. Основное внимание уделяется вопросам биомедицинской этики — взаимоотношениям врача и паци-

ента, ЭКО, эвтаназии и т.д. На отделении последипломного образования проблематика курсов дифференцируется в зависимости от специальности слушателей. Имея в виду комплексную профессиональную подготовку специалистов, заметила И. Якусовайте, необходимо, чтобы этические проблемы стали частью если не всех, то многих дисциплин, в первую очередь, собственно медицинских.

Когда встает задача преподавания биоэтики, отметил А. Норбековас из Университета Витаутаса (г. Каунас), всегда приходится решать, кому лучше доверить эту задачу — философу или медику. Для понимания биоэтики необходимо иметь базовые знания и в медицине, и в биологии, и в философии. Поэтому к ведению занятий должны привлекаться различные специалисты. Какие-то темы лучше доверить преподавать философам, другие — специалистам-медикам, третьи — фармакологам, биологам или юристам. А. Норбековас, кстати, сообщил, что в Литве создана биоэтическая магистратура, по окончании которой студенты получат диплом специалиста по медицинскому праву.

Как сказала Л. Аберберга-Аугскалне, в Рижском университете (г. Рига) курс этики обязателен не на всех факультетах. Так сложилось, что биоэтика читается кафедрой физиологии. На большинстве факультетов она преподается на разных уровнях (бакалавриата, магистратуры и докторантуры). Правда, в целом на биоэтику выделяется очень мало часов, поэтому приходится ограничиваться ознакомлением студентов лишь с базовыми представлениями и принципами.

Как сообщила Т. Куртанидзе, в Тбилисском медицинском университете (г. Тбилиси) курс биоэтики читается в течение одного семестра. Имеются отдельные программы не только для студентов, но и практикующих врачей в рамках их постдипломной переподготовки. В Грузии в последние годы принят ряд законов и президентских декретов, имеющих отношение к биоэтике: о трансплантации, по аборту и репродуктивным технологиям, биомедицинским исследованиям на человеке, использованию стволовых клеток и т.д. Грузинские ученые принимают участие в работе Совета Европы. Грузия присоединилась к Конвенции Совета Европы.

И. Мадоян с тревогой отметил, что в последнее десятилетие преподавание этики в вузах Армении фактически сошло на нет. На месте курса этики и эстетики в большинстве вузов остался лишь курс эстетики.

В университете элементы профессиональной этики изучаются на факультетах журналистики и международных отношений. В Ереванском медицинском университете (г. Ереван) преподавание биоэтики обязательно, однако этот курс нуждается в существенном усовершенствовании.

В совещании (но не в консультациях) приняли также участие в качестве наблюдателей руководитель отделения биоэтики Первого генерального управления Совета Европы Л. Львофф и заведующий кафедрой биоэтики ЮНЕСКО, директор Международного центра здравоохранения, права и этики Университета Хайфы А. Карми.

Л. Львофф сообщила, что Совет Европы оказывает большое содействие развитию преподавания биоэтики в странах Европы, а также разработке на разных уровнях нормативных документов, касающихся биоэтики. При этом отделение биоэтики Совета Европы исходит из того, что биоэтика — не узкая область медицины или философии, это мультидисциплинарная проблема, и ею должны овладевать специалисты самых разных профессий. Помимо содействия преподаванию биоэтики отделение биоэтики Совета Европы осуществляет контроль за медицинскими исследованиями. Здесь особую роль должны играть этические комитеты, хотя по составу и работе этих комитетов остается много вопросов. Но они активно разрабатываются во многих странах. Членов этических комитетов также необходимо обучать биоэтике, постоянно повышать их квалификацию.

А. Карми рассказал о возглавляемом им международном центре, крупном учебно-научном учреждении, в структуру которого входит и кафедра биоэтики ЮНЕСКО, одна из первых в мире в своем роде. А. Карми с сожалением отметил, что не только в Израиле, но и во многих других странах биоэтику преподают люди, которые плохо знакомы с этикой; более того, нередко преподавать биоэтику поручают преподавателям, которые не сумели проявить себя в качестве преподавателей медицины. Каждый преподаватель биоэтики должен стремиться не только передать сту-

дентам-медикам важные знания, но и способствовать развитию у них чувства ответственности и профессионального достоинства. Возрастающие повсеместно напряжения в отношениях врачей и пациентов А. Карми связал именно с низким уровнем и недостаточностью биоэтического образования.

По ходу сообщений региональных экспертов возникали живые и интересные дискуссии — по теоретическим вопросам этики, прикладной этики, биомедицинской этики, по методике и формату преподавания прикладной этики. Многие выступавшие отметили положительную роль ЮНЕСКО в деле развития этического образования и призвали ЮНЕСКО использовать свой статус крупной и авторитетной международной организации для информирования национальных правительств, в частности министерства образования и здравоохранения, о мировом опыте и задачах преподавания этики.

21 марта в более расширенном составе, с участием ряда российских специалистов по биоэтике прошли консультации по рабочему варианту текста Декларации всеобщих норм биоэтики и актуальным проблемам биоэтики. Эти консультации проходили в рамках

обширной серии консультаций, проводимых ЮНЕСКО во всех регионах мира. Декларация обсуждалась в целом на пленарном заседании, а затем по основным разделам в тематических группах. Было высказано много замечаний по тексту и по установочным положениям декларации. Внесенные замечания и общий дух московского обсуждения был высоко оценен на заседании рабочей группы по разработке декларации, которое состоялось спустя несколько дней в Париже.

Благодаря программе развития этического образования в мире, которую осуществляет ЮНЕСКО, состоялась встреча, значение которой выходит за рамки предложенной ЮНЕСКО повестки дня. Многие участники встречи отмечали, что этические обсуждения в таком формате и при таком представительстве не проходили со времен распада СССР, и хотя в ходе дискуссий и кулуарных обсуждений время от времени обнаруживались противоречивые политические веяния наших дней, они не поколебали сложившуюся на совещании атмосферу идейного взаимопонимания и профессиональной солидарности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.