июль
АВГУСТ 2008
4
ТОМ LXXXIX
КАЗАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН,
УДК 57+61]:614.253:614.253.83
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЮНЕСКО В ОБЛАСТИ БИОЭТИКИ
Хенк тен Хаве
Директор подразделения этики в области
Франция, е-mail:
Реферат
Обосновано фундаментальное значение «Универсальной декларации по биоэтике и правам человека ЮНЕСКО» для формирования биоэтики как глобальной области знаний и одного из приоритетов этой международной организации. Определены основные направления деятельности ЮНЕСКО в области развития биоэтики. Дана характеристика проекта ЮНЕСКО «Глобальная этическая обсерватория».
Ключевые слова: ЮНЕСКО, биоэтика, Универсальная декларация по биоэтике и правам человека ЮНЕСКО, Глобальная этическая обсерватория.
Глобализация биоэтики
В настоящее время многие международные организации осуществлют деятельность и имеют консультативные органы в области биоэтики. ЮНЕСКО — не исключение. Ее программа по этике была инициирована в 1993 г. созданием Международного комитета по биоэтике (МКБ) — первого и до настоящего времени единственного комитета по биоэтике с глобальными сферой действия и членством экспертов. Вслед за глобальным распространением науки и технологии биоэтика также становится все более глобальной. Проводится все больше многоцентровых и международных медицинских исследований, все многочисленнее рекрутируемые в развивающихся странах. Практики здравоохранения также становятся
© 24. «Казанский мед. ж.», № 4.
науки и технологии ЮНЕСКО, Париж, [email protected]
глобальными, хотя руководящие принципы и законодательство существенно различаются, а иногда и вовсе отсутствуют. Например, правила трансплантации и процедуры донорства органов отличаются от страны к стране. Разные подходы к регуляции этой отрасли ведут к таким нарушениям, как незаконный оборот органов и коммерциализация трансплантологи-ческой деятельности. Кроме того, в мире существует неравномерное распределение тягот и благ научного и технологичного прогресса. Беднейшие страны рискуют вообще быть лишенными доступа к достижениям прогресса биомедицины. Есть опасение, что в различных регионах мира используются двойные или, по крайней мере, различные моральные стандарты.
При этих обстоятельствах в октябре 2003 г., после того, как МКБ изучил возможность создания такого документа, ЮНЕСКО получила полномочия со стороны государств-участников на подготовку декларации, которая установила бы фундаментальные принципы в области биоэтики. После двух лет напряженной работы эти же государства-члены организации 19 октября 2005 г. единогласно путем аккламации одобрили Всеобщую декларацию о биоэтике и правах человека, тем
377
самым официально признав приверженность международного сообщества уважать некоторый ряд универсальных принципов гуманизма в развитии и применении биомедицинской науки и технологии. С помощью этой новой декларации ЮНЕСКО стремится реагировать главным образом на нужды развивающихся стран, коренного населения и уязвимых групп или лиц. Декларация служит напоминанием международному сообществу о его долге солидарности по отношению ко всем странам.
Всеобщая декларация не является обязательной для исполнения с точки зрения международного права. Однако ее единодушное принятие государствами-участниками является не просто символическим, но наделяет декларацию моральным авторитетом и порождает моральные обязательства. Впервые за всю историю биоэтики все государства-члены международного сообщества торжественно заявили о своей приверженности уважению и применению основных принципов биоэтики, сформулированных в одном едином тексте. Инновационный характер декларации заключается в том, что она провозглашает обязательства правительств соблюдать ряд биоэтических принципов. Предыдущие международные декларации, нередко очень влиятельные (такие, как Хельсинкская декларация), принимались профессиональными организациями (такими, как Всемирная медицинская ассоциация). Принятие декларации также демонстрирует, что на сегодняшний день существует согласие относительно принципов, которые лежат в основании международной мультикуль-турной биоэтики, которая, в свою очередь, прочно базируется на международно признанных правах человека [3]. Спустя несколько десятилетий биоэтика превратилась в авторитетную и признанную дисциплину. В ходе этого процесса созревания постепенно было достигнуто согласие по поводу фундаментальных принципов. Важно отметить, что относительно ограниченное ядро, состоящее из постоянно цитируемых четырех принципов 378
(так называемая джорджтаунская мантра) теперь превратилось в гармоничную совкупность, включающую пятнадцать принципов, которые исходят не только из индивидуальной или межличностной перспективы, но также из перспектив отдельных сообществ, общества в целом и даже глобальной перспективы. Эта новая совокупность фундаментальных принципов — не только результат процесса интернационализации биоэтики, но и отправная точка подлинной глобализации биоэтики — такой глобальной биоэтики, которая проявляет интерес к проблемам, возникающим во всех регионах мира, и которая откликается на нужды всех людей на нашей планете.
Обеспечение возможностей
Во многих странах инфраструктура в области биоэтики весьма ограничена: недостаточно экспертных знаний, образовательных программ, биоэтических комитетов, публичных дискуссий и правовых механизмов. Глобальная природа науки и технологии исходит из необходимости глобального подхода к биоэтике. Но это, конечно же, предполагает, что страны имеют возможность применять такой подход на деле.
Целью программы ЮНЕСКО является определение наиболее значимых этических проблем для различных регионов мира с тем, чтобы на этой основе определить и осуществить соответствующие стратегии, которые способствовали бы этической рефлексии на региональном и субрегиональном уровнях, а также для усиления национальных возможностей и международного сотрудничества в биоэтике. Для того, чтобы эти усилия были успешными, крайне важным является учет правовых, культурных и религиозных традиций стран-участников. Но установление стандартов — это только первый шаг к достижению цели программы. Принятые декларации будут оставаться не более чем бумагой, если их положения не будут учитываться и выполняться государствами-участниками. С целью превратить по-
ложения декларации в применяемые на практике инструменты ЮНЕСКО предпринимает серьезные усилия для помощи странам-участницам в построении и укреплении их биоэтической инфраструктуры. В частности три главных направления деятельности направлены на предоставление фактической информации; содействие этическому образованию и на учреждение биоэтических комитетов.
Глобальная этическая обсерватория
Для того, чтобы обеспечить государства-участники необходимыми инструментами рефлексии и соответствующими средствами для разрешения возникающих этических проблем в науке и технологии, в декабре 2005 г. была запущена в действие Глобальная этическая обсерватория (ГЭО, www.unesco.org/shs/ethics/geobs). ГЭО на данный момент состоит из пяти баз данных. Первая из них («Кто есть кто в области этики?») содержит данные об экспертах в различных областях этики (не только биоэтики). Был разработан вопросник, разосланный экспертам во все регионы мира. База данных позволяет осуществлять поиск различных типов экспертов в соответствии со страной, областью экспертных знаний, опытом и ключевыми словами. Вторая база данных содержит данные об институтах, этических комитетах (на самых разных уровнях — местном, национальном, региональном, международном), кафедрах и центрах, специализирующихся в области этики, а также этических ассоциациях и обществах. Третья база данных дает описание этических образовательных программ, разработанных в рамках Этической образовательной программы. Четвертая база данных была запущена сравнительно недавно. Она содержит информацию о законодательстве, рекомендациях и стратегиях в области этики науки и технологии, разработанных в государствах-участниках и не просто предоставляет тексты таких нормативных документов, но в первую очередь определяет структуру, устройство и содержание, которые носили бы инструктивный характер
для других стран, которые задумываются о подготовке проектов нормативных документов в области этики, например для исследований с участием людей, или для разработки этических принципов, относящихся к науке в целом, таких как информированное согласие. Если кто-либо захочет узнать, какие существуют нормативные документы в той или иной стране, относящиеся, например, к статье 6 (согласие) декларации, по этому критерию может быть проведен поиск, в результате которого будет выявлена вся относящаяся к делу фактическая информация в существующих правовых документах. Таким образом, станет возможным изучение того, как и насколько принципы декларации включены в законодательство государств-участников. В настоящее время такие данные доступны по первой группе стран (Австралия, Бразилия, Эфиопия, Венгрия, Япония, Иордания), однако постепенно эксперты-правоведы будут предоставлять данные о законодательствах многих других государств-участников. Мы надеемся, что данные о странах СНГ также будут доступны в скором времени. Значительный вклад в установление фактов и проведение эмпирического анализа был внесен Форумом этических комитетов стран СНГ [2], представившим подробную информацию о механизмах этической экспертизы биомедицинских исследований в странах СНГ. Пятая база данных Глобальной этической обсерватории касается кодексов поведения в разных областях этики.
С момента запуска ГЭО количество данных в ней постепенно увеличивается, позволяя лучше оценить имеющийся опыт в разных странах-участницах. Большая часть данных теперь доступна на шести официальных языках организации — арабском, китайском, английском, французском, испанском и русском.
Образование в области этики
Согласно плану действий, предложенному Всемирной конференцией по науке, состоявшейся в Будапеште в 1999 г., вопросы этики и ответственности науки должны быть интегральной частью обра-
379
зования и подготовки всех научных сотрудников и необходимо стимулировать со стороны ученых уважение и приверженность основным этическим принципам и ответственности науки [4]. В 2003 г. Всемирная комиссия ЮНЕСКО по этике научного знания и технологии (КОМЭНТ) опубликовала доклад по обучению в сфере этики. Доклад включает обзор существующих программ, анализ их структуры и содержания, а также подробный пример учебной программы, позволяющей интегрировать преподавание этики, истории, философии и культурного влияния науки в образование ученых [1]. Этот доклад стал основой Этической образовательной программы ЮНЕСКО, которая начала действовать в 2004 г.
Обучение этике существенно различается в разных регионах и странах. Особого внимания требуют те моральные проблемы, которые специфичны для соответствующих регионов. В качестве первого шага производится сбор данных об этическом образовании. Для того, чтобы создать базу данных по программам этического образования, были разработаны стандартизированные формы описания образовательных программ с тем, чтобы могла быть выявлена суть каждой программы и разные программы могли бы быть проанализированы и сравнены между собой. В рамках некоторой группы стран определяется круг экспертов, которые реально преподают в университетах. Экспертов приглашают принять участие в региональной встрече; перед этим им предлагается предоставить данные об их программах и заполнить специальные формы с тем, чтобы их можно было обсудить в ходе встречи. Очень часто оказывается, что в этот момент эксперты впервые узнают о программах, по которым преподают их коллеги. В ходе встрече могут быть прояснены все данные, выявлены сложности, обсуждены с коллегами имеющиеся проблемы. После того, как эмпирические данные собраны и проанализированы, может быть предпринят следующий шаг: изучение того, 380
что может быть необходимым в будущем и как ЮНЕСКО может содействовать обучению этике. До сегодняшнего дня такие экспертные встречи были организованы в Будапеште (октябрь 2004 г.), Москве (январь 2005 г.), Сплите (ноябрь 2005 г.), Мускате (ноябрь 2006 г.), Стамбуле (март 2007 г.) и Марракеше (июнь 2008 г.). Около 170 образовательных программ были одобрены и внесены в базу данных Глобальной этической обсерватории. На 2008 г. запланированы встречи в Африке и в Арабском регионе. Как выяснилось, распространенной проблемой является уязвимость этических образовательных программ. Часто бывает, что программа преподается преподавателями, полными энтузиазма, но при этом не имеется ни прочной институциональной основы, ни систематических усилий по подготовке нового поколения преподавателей этики. Для разрешения этих проблем ЮНЕСКО и кафедрой биоэтики ЮНЕСКО в Хайфе (Израиль) был разработан тренинговый курс для преподавателей этики. Такой курс уже проводился в Бухаресте (Румыния, ноябрь 2006 г.), в Университете Эгер-тона (Кения, июль 2007 г.), в Братиславе (Словацкая республика, сентябрь 2007 г.) и в Эр-Рияде (Саудовская Аравия, ноябрь 2007 г.). Новый образовательный курс, организованный специально для участников из стран СНГ, будет проходить в Минске (Беларусь, ноябрь 2008 г.)
Другим параметром Этической образовательной программы является Консультативный экспертный комитет по преподаванию этики. Этот специальный комитет, состоящий из членов МКБ и КОМЭНТ, а также из представителей кафедр биоэтики ЮНЕСКО, Академии наук для развивающихся стран и Всемирной медицинской ассоциации (ВМА), оказывает помощь ЮНЕСКО в области преподавания этики. Одним из его первых проектов является разработка предложений по созданию базовой учебной программы по биоэтике, основанной на недавно принятой Всеобщей декларации о биоэтике и правах человека. Поскольку существует консенсус относи-
тельно фундаментальных принципов биоэтики, содержащихся в этой Декларации, она может выступать в качестве основы того минимума, который должен быть включен в курс биоэтики. Поэтому комитет в своих предложениях опирался на образовательные единицы, связанные с принципами декларации. Для каждой образовательной единицы определены возможные цели и содержание, предложены обучающие материалы, представлены источники и методики проверки знаний. Черновой вариант предложений, разработанный за последние два года, был рассмотрен на консультативном собрании тридцатью экспертами, в основном из развивающихся стран, в июле 2007 г. в Париже. Предложения экспертов были учтены при подготовке итогового варианта проекта, который должен быть принят летом 2008 г.
Как только предложения по созданию основ курса биоэтики будут готовы, в помощь ученым, которые хотят учредить образовательную программу по биоэтике в различных культурах и регионах, будут предоставлены мультимедийные ресурсы. В будущем подобные попытки могут быть предприняты и в других областях прикладной этики, таких как этика окружающей среды, этика науки, инженерная этика (примеры могут быть найдены в ГЭО).
Разработка ЮНЕСКО предложений по базовым учебным программам, конечно, потребует изучения и учета всех особенностей и перспектив. Для того, чтобы быть полезными, предложения должны быть ориентированы на проблемы, которые значимы для соответствующих регионов. Необходимо будет учитывать различия в этических традициях и менталитете не отдавая предпочтения какой-то одной из них. Они должны также включать примеры и ситуации, с которыми научным и медицинским работникам придется столкнуться в своей практике. Преимуществом биоэтики является то, что подобному глобальному подходу содействует факт согласия всех государств-участников организации относительно признания фунда-
ментальных принципов декларации.
Такой глобальный подход ни в коей мере не исключает те усилия по продвижению этического образования, которые предпринимаются на региональном уровне. Сетью ЮНЕСКО в Латинской Америке, например, разработана успешная виртуальная обучающая программа по этике, в то время как в Азиатско-тихоокеанской школе этики развивается широкий спектр инициатив, адаптированных к конкретным условиям различных стран-участниц.
Помощь биоэтическим комитетам
Всеобщая декларация о биоэтике и правах человека рекомендует создание независимых, мультидисциплинарных и плюралистических этических комитетов на национальном, региональном, местном или институциональном уровнях. Существуют различные виды национальных биоэтических комитетов. В ЮНЕСКО нет официального определения Национального биоэтического комитета. Государства-участники избирают разные модели и подходы. Система обращения с биоэтическими проблемами к государственным структурам отличается от страны к стране. Однако, согласно статье 19 (Всеобщая декларация о биоэтике и правах человека), роль этических комитетов заключается в следующем: оценка соответствующих этических, правовых, научных и социальных проблем, касающихся исследовательских проектов, объектом которых является человек; консультирование по этическим проблемам в клинической медицине; оценка научно-технического прогресса, выработка рекомендаций, содействие подготовке руководящих принципов по вопросам, относящимся к сфере применения настоящей декларации; содействие обсуждению, просвещению и информированию общественности по вопросам биоэтики и ее привлечению к их решению.
Деятельность этих комитетов направлена на стимулирование обмена идеями и информацией, поддержку принятий решений, разработку инструментов для установления стандартов и усилении ко-
381
ординации и контактов между экспертами и учреждениями (например, посредством баз данных). Они укрепляют роль ЮНЕСКО в качестве международного общественного центра по этическим вопросам. Более того, этические комитеты станут одним из наиболее важных органов-посредников для введения в действие нормативных инструментов, принятых государствами-участниками.
Во многих странах имеется опыт работы этических комитетов на различных уровнях управления. В большинстве случаев у стран есть исследовательский комитет национального уровня, который эк-спертирует исследовательские протоколы, включая их этические аспекты. Однако ЮНЕСКО предусматривает создание национальных биоэтических комитетов с более широкими полномочиями. В большинстве стран-участниц такие комитеты на данный момент не существуют. ЮНЕСКО инициировала программу, направленную на поддержку создания и функционирования таких биоэтических комитетов (программа АБС — помощь биоэтическим комитетам). Подготовлена серия практических руководств, содержащих информацию о том, как создавать такие комитеты, как они должны работать после их создания и как обучать членов комитета в области этики [5, 6, 7]. Рабочие группы, состоящие из опытных членов комитетов тех стран, где действуют этические комитеты, будут помогать тем странам, которые создают такие комитеты. Они также организуют тренинги для членов комитетов по рабочим процедурам и этическому анализу. Для изучения того, каким образом могут быть созданы биоэтические комитеты, в течение 2007 и 2008 гг. были направлены технические миссии в Габон, Гану, Ямайку, Того, Мадагаскар, Малави, Маврикий и на острова Кабо-Верде. В Того и в Мадагаскаре уже официально учреждены такие комитеты, и есть надежда, что остальные страны последуют тому же примеру. Как только комитет официально учреждается, ЮНЕСКО заключает соглашение по воп-382
росу обеспечения технической помощи на первые три года с тем, чтобы создать устойчивый, оперативный и эффективный комитет.
Сложности
Несмотря на то что этика в науке и технологии всегда имела международное измерение, сегодня многие международные организации располагают программами и действуют в этой области. Это указывает на то, что этика, и биоэтика в частности, эволюционировала от академической дисциплины до области публичной дискуссии и выработки глобальной политики. Государства-участники ЮНЕСКО решили, что этика является одним из пяти приоритетов организации. Деятельность организации была сосредоточена на трех основных категориях мероприятий: 1) подготовка стандартов, т.е. создание согласованных на международном уровне нормативных рамок, призванных направлять выработку политики в странах-участницах; 2) создание возможностей, т.е. совершенствование этической инфраструктуры в государствах-участниках для того, чтобы они имели возможность лучше справляться с этическими проблемами, возникающими в ходе применения и развития науки и технологии; 3) увеличение осведомленности, т.е. поддержка общественного обсуждения этических вопросов и содействие тому, чтобы у всех заинтересованных сторон было лучшее понимание тех моральных выборов, которые приходится делать в глобализирующемся мире.
Роль ЮНЕСКО в этих областях не лишена трудностей. Во-первых, приходится действовать в условиях жестко ограниченного лимита времени. Хотя этика и является одним из пяти приоритетов организации на данном этапе реализации программы, в политической перспективе приоритеты могут быстро измениться. За прошедший период времени акцент был сделан на разработке стандартов. В центре внимания были подготовка и принятие декларации. В настоящее вре-
мя фокус сместился на деятельность по ее воплощению в жизнь; эта деятельность требует большего времени и менее заметна на глобальном уровне. Во-вторых, межкультурный контекст порождает в рамках ЮНЕСКО трудности этического характера из-за многообразия подходов и плюрализма ценностей. Декларация определяет общие ценности и базовые принципы, что носит весьма обобщенный характер и дает возможность разным интерпретациям. Возникает вопрос — каким образом обобщенный язык нормативных утверждений может быть «переведен» на уровень практических приложений. Одним из подходов является включение системы принципов в образовательные программы для молодых профессионалов и научных работников. Другой подход заключается в практической помощи правительствам в разработке правовых норм на основе общих принципов. Третья сложность связана с политическим контекстом. Несмотря на то что связь с политикой является характерной чертой биоэтики настоящего времени, необходимо признать, что в межгосударственной организации эта связь неизбежна. Именно ее политическая значимость заставила представителей стран-участников считать, что этика — это область работы ЮНЕСКО. Трудность возникает в связи с необходимостью прояснить, что (био)этика — это научная дисциплина, располагающая своими знаниями и методами, так что государства-участники могут получить реальную пользу от обмена опытом в этой сфере. Такой обмен требует постоянных усилий, поскольку базируется на использовании экспертных заключений и точно не определено, кого считать экспертами. В качестве сформировавшейся дисциплины биоэтика обладает своим массивом знаний, проверенного опыта, учебниками, журналами и образцами высокого мастерства. В этом смысле существует специфическая биоэтическая экспертиза.
В то же самое время, выступая в качестве публичного и политического дискурса, биоэтика представляет собой и более общий подход к практическим вопросам, выражая, например, политический взгляд на моральные проблемы. Правительства, таким образом, могут делегировать ученых, врачей, юристов или правительственных чиновников на биоэтические дебаты либо они могут выдвигать их кандидатуры в качестве членов этических комитетов. Все это присуще биоэтике по природе, поскольку она является междисциплинарной наукой. Сложность здесь заключается в необходимости объединения политиков, ученых, профессионалов здравоохранения и обычных граждан для их взаимодействия в диалоге и диску-сии с целью совместного определения, что в наибольшей мере соответствует интересам всех сторон. Только после осознания биоэтики в глобальной перспективе она может быть переведена на уровень практической деятельности, способствующей благу каждого.
ЛИТЕРАТУРА:
1.COMEST. The Teaching of Ethics. Paris: UNESCO. -2003.
2. Ethical Review of Biomedical Research in the CIS Countries (Social and Cultural Aspects)// Kubar. O. (ed.). — Saint-Petersburg, 2007.
3. Thomasma, David. Bioethics and International Human Rights// J. of Law, Medicine & Ethics. — 1997. — №25. — P.295-306.
4. UNESCO. Declaration on Science and the Use of Scientific Knowledge. Science Agenda — Framework for Action. World Conference on Science, Budapest, — 1999.
5. UNESCO. Guide 1: Establishing Bioethics Committees. Paris: UNESCO. 2005a. http://portal. unesco.org/shs/en/ev.php-URL_ID=7771&URL_DO=DO_ TOPIC&URL_SECTION=201.html (дата обращения 21.06.2008).
6. UNESCO. Guide 2: Bioethics Committees at Work: Procedures and Policies. Paris: UNESCO. 2005b. http:// portal.unesco.org/shs/en/ev.php-URL_ID=8767&URL_ DO =DO_TOPIC&URL_SECTION=201.html (дата обращения 21.06.2008).
7. UNESCO. Guide 3: Educating Bioethics Committees. Paris: UNESCO. 2007. http://portal.unesco.org/shs/en/ ev.php-URL_ID=11327&URL_DO=DO_TOPIC&URL_
SECTION=201.html (дата обращения 21.06.2008).