УДК 614.253
РАВЕНСТВО, СПРАВЕДЛИВОСТЬ И РАВНОПРАВИЕ: ВСЕМИРНЫЙ ДЕНЬ БИОЭТИКИ В СПБГПМУ_
© Александр Зиновьевич Лихтшангоф
ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет» Минздрава России. 194100, г. Санкт-Петербург, ул. Литовская, 2
Контактная информация: Александр Зиновьевич Лихтшангоф — к. м. н., доцент, кафедры гуманитарных дисциплин и биоэтики. E-mail: [email protected]
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: кафедра биоэтики ЮНЕСКО; Всемирный день биоэтики; отчет о конференции; преподавание биоэтики; права человека; равенство, справедливость и равноправие; полиомиелит; этноконфессиональная толерантность.
EQUALITY, JUSTICE AND EQUALITY:
THE WORLD BIOETHICS DAY AT SPBGPMU_
© Alexander Z. Likhtshangof
Saint-Petersburg State Pediatric Medical University. Litovskaya str., 2. Saint-Petersburg, Russia, 194100
Contact Information: Alexander Z. Likhtshangof — MD, PhD, Associate Professor, Department of Humanities and Bioethics. E-mail: [email protected]
KEY WORDS: UNESCO Chair in bioethics; The World Bioethics Day; conference report; the teaching of bioethics; human rights; equality, justice and equity; polio; ethnoconfessional tolerance.
Проблемы биомедицинской этики должны быть интегральной частью образования и подготовки врачей любой специальности. Необходимо поощрять уважение и приверженность всех научных сотрудников основным этическим принципам и их ответственность в науке. Созданная в 2001 г. кафедра ЮНЕСКО по биоэтике в Международном центре здравоохранения, права и этики Университета Хайфы (руководитель А. Карми) [6] наделена полномочиями координировать и стимулировать создание международной сети институтов для подготовки специалистов в области преподавания медицинской этики, связи с высшими учебными заведениями и разработки современных учебных программ по медицинской этике, которые будут удовлетворять мировым требованиям медицинских вузов. Международная сеть кафедр уже включает более 110 отделений (образовательных единиц) на пяти континентах; создан целый ряд учебных пособий. Число отделений по всему миру постоянно растет [4]. Они способствуют совершенствованию преподавания
биоэтики, усилению эффективного международного сотрудничества, развитию взаимоотношений между высшими учебными заведениями и другими партнерами, что обеспечит обмен информацией и будет способствовать внедрению биоэтической теории в практику. В рамках Международной сети кафедры биоэтики ЮНЕСКО создан Международный форум преподавателей. Основными задачами при этом являются: пропаганда принципов и подходов, сформулированных во всеобщей декларации ЮНЕСКО по биоэтике и правам человека; продвижение совместных проектов при соблюдении принципа открытости; повышение качества образования в данной области [2].
В СПбГПМУ вот уже во второй раз 19-го октября 2017 г. прошла научная конференция, посвященная Всемирному дню биоэтики (ВДБ), который отмечается с 2016 г. ежегодно [3, 5]. Цель учреждения Всемирного дня биоэтики — привлечь внимание мировой общественности к этическим проблемам, возникающим в связи с бурным развитием разных областей науки,
медицина u организация здравоохранения
том 2 № 4 2017
события
45
Открытие Всемирного дня биоэтики в СПГПМУ (слева направо: проф. Г. Л. Микиртичан, проф. О. И. Кубарь, проф. Ю. С. Александрович, проф. Р. А. Насыров)
в том числе медицины и биотехнологий. Конференция была организована кафедрой гуманитарных дисциплин и биоэтики СПбГПМУ (зав. кафедрой — проф. Г. Л. Микиртичан), которая с 2012 г. является отделением Международной сети Кафедры биоэтики ЮНЕСКО и Международного форума преподавателей биоэтики. Аналогичные мероприятия прошли в тот же день в большинстве стран — членов ЮНЕСКО. Целью проведения ВДБ в СПбГПМУ стало привлечение внимания преподавателей и студентов к этическим проблемам, возникшим в связи с бурным развитием разных областей науки, в том числе медицины и биотехнологий, ибо без этического анализа и осмысления этих проблем и их последующего законодательного оформления возможно нанесение огромного вреда достоинству и правам человека, а также человечеству в целом.
В этом году темой Всемирного дня биоэтики был избран один из основополагающих принципов «Всеобщей декларации о биоэтике и правах человека» (2005): «Равенство, справедливость и равноправие». Согласно этому положению должно обеспечиваться соблюдение основополагающего принципа равенства всех людей в том, что касается их достоинства и прав, для целей справедливого и равноправного обращения с ними; никакое отдельное лицо или группа не должны подвергаться дис-
криминации или стигматизации на каких бы то ни было основаниях в нарушение принципа уважения человеческого достоинства, прав человека и основных свобод; следует уделять должное внимание важному значению культурного разнообразия и плюрализма; с этой целью должны поощряться солидарность между людьми и международное сотрудничество [1].
Участие в конференции приняли специалисты по биоэтике, представители администрации вуза, все преподаватели кафедры гуманитарных дисциплин и биоэтики СПбГПМУ, многие студенты СПбГПМУ (лекционная аудитория была заполнена до отказа), а также члены Этического комитета Санкт-Петербургского НИИ эпидемиологии и микробиологии им. Па-стера. Вела заседание проф. Г. Л. Микиртичан.
Всемирный день биоэтики в СПбГПМУ открылся приветствиями проректоров СПбГПМУ проф. Ю. С. Александровича и проф. Р. А. Насырова, которые подчеркнули важность и непреходящую актуальность биоэтической проблематики в развитии медицинской науки и медицинского образования.
Фундаментальный доклад проф. Г. Л. Ми-киртичан «Равенство, справедливость и равноправие — один из основополагающих принципов «Всеобщей декларации о биоэтике и правах человека»» был посвящен историческим и современным аспектам проблемы. Автор
мес1с1ме ш мелим [дне оаоаштш
том 2 № 4 2017
подчеркнул, что идея равенства — одна из древнейших, у нее глубокие и разветвленные корни, она настойчиво «преследует» человечество, органически входя в важнейшие события и документы его истории, начиная с античных и библейских. перефразируя слова апостола павла, врачи старых времен говорили: «Для врача нет ни эллина, ни иудея». Архетип равенства коренится в самой человеческой природе, он один из ее нравственных знаменателей.
В современной России требование равенства выступает конституционным критерием оценки законодательного регулирования каждого в отдельности права и свободы и всей системы прав и свобод, равно как и оценки конституционности других нормативных правовых актов, регламентирующих различные сферы общественных отношений. Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в российской Федерации» гарантирует равенство граждан при реализации их права на охрану здоровья и медицинскую помощь независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и других обстоятельств. Аналогичное положение содержится и в «Клятве врача».
равноправие неразрывно связано с равенством и представляет собой наличие у всех одних и тех же прав, независимо от пола, национальности, социального положения и других факторов. достижение справедливости возможно при равенстве и равном распределении выгод и тягот совместной жизни людей в обществе. Разумеется, все эти три понятия трудно безукоризненно применить к какому-либо государству в наши дни. Но общество всегда стремилось к этому, и надеялось на установление порядка во всех сферах своей жизни. Справедливость в здравоохранении и медицине тесно связана с системой государственно-правовых гарантий в области охраны здоровья населения и с формой организации медицинской помощи. Нельзя считать справедливой любую форму организации здравоохранения, если она не может обеспечить доступной медицинской помощью всех нуждающихся. Таким образом, развитие здравоохранения неотделимо от решения проблемы социальной справедливости.
Автор доклада заключает, что врач не только может быть склонен к справедливости, но он должен уметь предпочесть справедливость как моральный профессиональный принцип
всем другим соображениям, обстоятельствам и суждениям.
Ведущий научный сотрудник Санкт-Петербургского НИИ эпидемиологии и микробиологии им. Пастера проф. О. И. Кубарь в своем сообщении рассмотрела реализацию принципа «Равенство, справедливость и равноправие» на примере программы ВОЗ по ликвидации полиомиелита, в которой принимали активное участие сотрудники СПб НИИЭМ.
Еще на этапе формирования идеи и планирования программы ликвидации полиомиелита в ней был учтен этический компонент, а именно такие принципы, как: честность, порядочность, добросовестность, осторожность и требовательность; открытость, плюрализм, отсутствие конфликта интересов, независимость; альтруизм, справедливое распределение бремени и благ; готовность международного сообщества к совместным и согласованным действиям в глобальном масштабе; следование принципам международной солидарности, социальной ответственности, уважение к культурно-историческому и социально-религиозном разнообразию; равенство всех людей в том, что касается их достоинства и прав, для целей справедливого и равноправного обращения с ними.
Этические соображения имеют решающее значение при принятии решения о применении вакцины. Распределение вакцин, выбор целевых групп, стратегия исследования в чрезвычайных ситуациях связаны с этическими конфликтами, возникающими из-за противоречий между интересами отдельного лица и общим благом. Этические аспекты, следует учитывать лицам, ответственным за принятие решений, при рассмотрении вопроса о применении массовой вакцинации в чрезвычайных гуманитарных ситуациях. К числу таких аспектов относятся милосердие, принцип «не навреди», независимость и согласие, а также справедливость в распределении и процедурных вопросах.
Далее следовали три интересных сообщения, подготовленных студентами СПбГПМУ под руководством преподавателей кафедры гуманитарных дисциплин и биоэтики: «Справедливость и качество жизни, связанное со здоровьем» — Бондаренко А. Ю., III курс (рук. — к. пс. н. Е. В. Пестерева), «Реализация принципа справедливости при оказании помощи больным ВИЧ/СПИД» — Тулупова Д. С., III курс (рук. — к. м. н. Т. В. Каурова) и «Анализ судебной практики о дефектах оказания медицинской помощи» — Алексеева Т. Д., III курс (рук. — ст. преп. О. А. Лисий).
медицина и организация здравоохранения
том 2 № 4 2017
события
47
Первая докладчица отметила, что концепция качества жизни подчеркивает субъективный план переживания ситуации болезни. Врачу при оценке качества жизни больного недостаточно ориентироваться только на объективные клинические показатели: справедливо, если сам больной оценивает степень своего благополучия.
Одна из важных сторон морально-этической проблематики ВИЧ/СПИД — это вопрос оказания медицинской помощи ВИЧ-инфицированным и больным СПИД и её доступность. Согласно Федеральному закону, ВИЧ-инфицированным оказываются на общих основаниях все виды медицинской помощи по клиническим показаниям, при этом они пользуются всеми правами, предусмотренными законодательством Российской Федерации об охране здоровья граждан. Однако нельзя не признать наличие в современной России таких социально-этических проблем, как стигматизация ВИЧ-инфицированных, их дискриминация, а также спидофобия. В своем докладе Д. С. Тулупова проанализировала реализацию в Санкт-Петербурге с 2013 г. программы подготовки «равных» консультантов из числа людей, живущих с ВИЧ-инфекцией.
т. Д. Алексеева на конкретных примерах провела профессиональный анализ судебной практики относительно таких дефектов оказания медицинской помощи, как необоснованный отказ в госпитализации; позднее направле-
ние на стационарное лечение; преждевременная выписка больного; неправильно выбранный метод диагностики, лечения или их последовательности; внутрибольничное инфицирование пациента; непроведение показанных в данном конкретном случае минимально необходимых обязательных диагностических исследований; непроведение показанных в случае дифференциальной диагностики необходимых дополнительных диагностических исследований; неправильная интерпретация результатов диагностических исследований; технические дефекты при проведении диагностических исследований; несвоевременное или не в полном объеме проведенное медикаментозное лечение; избыточное медикаментозное лечение; проведение противопоказанного лечения; неправильная методика проведения медикаментозного лечения; проведение противопоказанного хирургического лечения; необоснованность показаний к хирургическому вмешательству; технические дефекты на этапе подготовки к операции, в ходе самого оперативного вмешательства и в период послеоперационного лечения.
Заключил конференцию доклад, представленный доц. А. З. Лихтшангофом на тему «Воспитание студентов-медиков в духе этно-конфессиональной толерантности как основа соблюдения принципа равноправия при оказании медицинской помощи», основанный на результатах социологического опроса студентов СПбГПМУ.
мес1с1ме ш нешн ш£ ома«
том 2 № 4 2017
Автором было опрошено по специально разработанной анонимной анкете 397 студентов-медиков 1, 3 и 6 курсов разных этнокон-фессиональных групп. Выявлено отношение респондентов к представителям разных рас, национальностей, религиозных конфессий, в т. ч. к иностранным студентам, обучающимся в данном вузе. Анализ данных анкетирования продемонстрировал, что, хотя в целом современные студенты-медики настроены терпимо к представителям разных рас, национальностей, религиозных конфессий, в т. ч. к иностранным студентам, обучающимся в данном вузе, имеется ряд проблем (недостаточно обоснованные оценочные суждения о национальных особенностях, знакомство с деятельностью националистических группировок и т. д.), требующих активизации воспитательной работы в области повышения толерантности студентов.
В рамках конференции была также проведена выставка постеров по теме «Равенство, справедливость и равноправие при оказании медицинской помощи», подготовленных студентами СпбгпМУ.
таким образом, Всемирный день биоэтики в СПбГПМУ прошел успешно. Он показал важность формирования биоэтического мышления и пропаганды принципов и правил биоэтики, направленных на защиту прав и достоинства человека в современном мире, в том числе во всех областях современной медицины, как клинической, так и научно-исследовательской деятельности.
ЛИТЕРАТУРА
1. Всеобщая декларация о биоэтике и правах человека. Принята резолюцией Генеральной конференции ЮНЕСКО 19 октября 2005 г Доступен по: http:// www. un. org/ra/documents/decl_conv/declarations/ bioethics_and_hr. shtml (дата обращения 10.11.2018)
2. Кубарь О. И., ред. Состояние преподавания биоэтики в системе медицинского образования в государствах-участниках СНГ. СПб.: Институт Пастера; 2010.
3. Микиртичан Г. Л., Лихтшангоф А. З. Всемирный день биоэтики в Санкт-Петербургском государствен-
ном педиатрическом медицинском университете. медицина и организация здравоохранения. 2017; 2 (1): 62-67.
4. Тен Хаве Х. Деятельность ЮНЕСКО в области биоэтики. Казанский медицинский журнал. 2008; 89 (4): 377-383.
5. Mikirtichan G. Interview to Russia St. Petersburg's head of unit. Bioethical Voices: Newsletter of the UNESCO Chair in Bioethics. Dec. 2014; 1 (2): 37-38.
6. UNESCO Chair in Bioethics, Haifa. Available at: http:// www. unesco-chair-bioethics. org. (accessed 10.11.2017).
REFERENCES
1. Vseobshhaja deklaracija o biojetike i pravah cheloveka [Universal Declaration on Bioethics and Human Rights]. Available at: http://www. un. org/ru/documents/decl_ conv/declarations/bioethics_and_hr. shtml (accessed 10.11.2017). (in Russian).
2. Kubar O. I., red. Sostoyanie prepodavaniya bioetiki v sisteme meditsinskogo obrazovaniya v gos-udarst-vah — uchastnikah SNG [The current state of bioethics education in the system of medical education in the CIS member countries: analytical review]. St. Petersburg: Pasteur Institute, 2010. (in Russian & English).
3. Kubar O. I., red. Eticheskaya ekspertiza biomed-itsinskih issledovaniy v gosudarstvah-uchastnikah SNG (sotsialnyie i kulturnyie aspektyi) [Ethical review of biomedical research in the CIS countries (social and cultural aspects)]. St. Petersburg: Phoenix, 2007. (in Russian).
4. Mikirtichan GL, Likhtshangof A. Z. Vsemirnyj den» biojetiki v Sankt-Peterburgskom gosudarstvennom pe-diatricheskom medicinskom universitete [World Day of Bioethics in St. Petersburg State Pediatric Medical University]. Medicine and Health Care Organization. 2017; 2 (1): 62-67. (in Russian).
5. Ten Have H. Deyatelnost UNESCO v oblasti bioetiki [uNESCO activities in the field of bioethics]. Kazanskiy meditsinskiy zhurnal. 2008. 89 (4): 377-383. (in Russian)
6. Mikirtichan G. Interview to Russia St. Petersburg's head of unit. Bioethical Voices: Newsletter of the UNESCO Chair in Bioethics. Dec. 2014. 1 (2): 37-38.
7. UNESCO Chair in Bioethics, Haifa. Available at:: http:// www.unesco-chair-bioethics.org. (accessed 10.11.2017).
медицина и организация здравоохранения
том 2 № 4 2017