BIOETHICS-
-БИОЭТИКА
УДК 614.253
МНЕНИЯ СТУДЕНТОВ О ДОПУСТИМОСТИ ЭВТАНАЗИИ
© Галина Львовна Микиртичан, Александр Зиновьевич Лихтшангоф, Геворг Размикович Айрапетян, Игорь Юрьевич Мотов
ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет» Минздрава России. 194100, г. Санкт-Петербург, Литовская ул., 2
Контактная информация: Александр Зиновьевич Лихтшангоф — к.м.н., доцент кафедры гуманитарных дисциплин и биоэтики. E-mail: zinovich@list.ru
РЕЗЮМЕ: Анонимный социологический опрос студентов 1, 3 и 6-го курсов СПБГПМУ (300 респондентов), а также 200 студентов технического вуза и 100 студентов гуманитарного вуза (контроль) показал, что современные студенты-медики, вопреки существующим юридическим и этическим запретам, терпимо или позитивно относятся к эвтаназии, не выделяя различий между пассивной и активной. Это отношение зависит от ряда медико-социальных факторов, наиболее значимым из которых является отношение к религии. Большинство будущих врачей являются сторонниками легализации эвтаназии, а также права пациента заранее зафиксировать отказ от медицинской помощи. Большинство респондентов высказалось за то, что эвтаназию должен выполнять специально подготовленный медицинский работник, однако треть ответивших в случае разрешения эвтаназии готовы лично оказать такую «медицинскую услугу». Среди женщин по сравнению с мужчинами, а также среди верующих по сравнению с неверующими и сомневающимися доля сторонников эвтаназии ниже. Существенных различий между студентами медицинского, в сравнении со студентами гуманитарного и технического вузов не отмечается. Большинство студентов СПбГПМУ выделили как основную альтернативу эвтаназии паллиативную помощь. Наше исследование показало необходимость более активного освещения проблемы эвтаназии в процессе обучения студентов-медиков в курсах биоэтики, медицинского права, а также на клинических кафедрах.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: биомедицинская этика; студенты-медики; социологический опрос; эвтаназия.
STUDENTS' OPINIONS ON THE ACCEPTABILITY OF EUTHANASIA
© Galina L. Mikirtichan, Alexander Z. Likhtshangof, Gevorg R. Airapetyan, Igor Y. Motov
Saint-Petersburg State Pediatric Medical University. Litovskaya str., 2. Saint-Petersburg, Russia, 194100
Contact information: Alexander Z. Likhtshangof — MD, PhD, Associate Professor, Department of Humanitarian Disciplines and Bioethics. E-mail: zinovich@list.ru
ABSTRACT: We conducted an anonymous sociological inquiry of the 1st, 3rd and 6th year SPBGP-MU students (300 respondents), as well as 200 technical university students and 100 humanitarian
MEDOE AMD HEALTH [ARE ШШШШ
ТОМ 4 № 1 2019
eiSSM2058-4220
36
BIDET HICS
university students (control group). It showed that modern medical students, contrary to existing legal and ethical prohibitions, are tolerant or positively relate to euthanasia, without distinguishing between passive and active one. This attitude depends on a number of medico-social factors, the most significant of which is attitude to religion. Most future doctors support the legalization of euthanasia, as well as the patient's rights to fix in advance the refusal of medical care. The majority of respondents expressed support for the fact that euthanasia should be performed by a specially trained medical professionals, however, a third of those who responded, in the case of euthanasia permission, are ready to personally provide such a "medical service". The proportion of euthanasia supporters is lower among women compared to men, as well as among religious respondents as compared to nonbelievers and doubters. There are no significant differences between medical students in comparison with students of humanitarian and technical universities. Most students of SPbPMU identified palliative care as the main alternative to euthanasia. Our study showed the need for more active coverage of the problem of euthanasia in the process of teaching medical students in courses on bioethics, medical law, as well as in clinical departments.
KEY WORDS: biomedical ethics; medical students; sociologic inquiry; euthanasia
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время эвтаназия, то есть безболезненная смерть безнадежно больных по их просьбе, является одной из важнейших проблем биоэтики и наиболее обсуждаемой как в научной литературе, так и в средствах массовой информации [2, 7]. Как в профессиональной медицинской среде, так и в обществе в целом отношение к эвтаназии неоднозначно: от полного неприятия из нравственных и религиозных соображений до решительного признания возможности и необходимости ее проведения [4, 5, 8]. Однако социологических исследований по этой проблеме явно недостаточно, а результаты их противоречивы [3]. Менталитет и этические взгляды будущих врачей формируются еще на студенческой скамье, поэтому представляется важным изучить отношение студентов-медиков разных курсов к эвтаназии. [1, 5] Данная публикация продолжает работу, помещенную в журнале «Медицина и организация здравоохранения» ранее [6].
МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ
В 2017 г. нами был проведен анонимный социологический опрос студентов 1, 3 и 6-го курсов СПбГПМУ (300 респондентов) с помощью специально разработанной «Анкеты студентов о проблеме эвтаназии». Для сравнения было опрошено 200 студентов технического вуза (санкт-петербургский государственный университет телекоммуникаций им. проф. М.А. Бонч-Бруевича) и 100 студентов гуманитарного вуза (санкт-петербургский государственный институт кино и телевидения). Анкета состояла из 24 вопросов разных типов (открытых, закрытых, полуоткрытых). Анализ
репрезентативности выборок проводился по формуле A.M. Меркова. Расчет показал, что при данной выборке ошибка не будет превышать 4,8%, что вполне допустимо. Ответы изучались в зависимости от вуза, курса, пола, религиозности и места воспитания (Санкт-Петербург, другой крупный город, небольшой город, сельская местность) респондентов. Часть полученных результатов публикуется в настоящем сообщении.
РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
как в нормативных, так и в этических документах современной России содержится четкий и недвусмысленный запрет активной и пассивной эвтаназии. Так, статья 45 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ф3 (ред. от 07.03.2018) «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» гласит: «Медицинским работникам запрещается осуществление эвтаназии, то есть ускорение по просьбе пациента его смерти какими-либо действиями (бездействием) или средствами, в том числе прекращение искусственных мероприятий по поддержанию жизни пациента». В Клятве Российского врача, которую, согласно статье 71 Федерального закона № 323 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21.11.2011, дают в торжественной обстановке все лица, завершившие освоение основной образовательной программы высшего медицинского образования, при получении документа о высшем профессиональном образовании, содержится следующее положение: «проявлять высочайшее уважение к жизни человека, никогда не прибегать к осуществлению эвтаназии». Аналогичный запрет в духе уважения к жизни как к высшей ценно-
МЕЯИЦИНА U ОРГАНИЗАЦИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
ТОМ 4 № 1 2019
Ы2658-4212
Таблица 1
Распределение ответов студентов СПбГПМУ на вопрос: «На ваш взгляд, нужно ли легализовать эвтаназию в России?»
Исследуемая группа Пассивную Итого Активную
Нет Не уверен(а) Да Нет Не уверен(а) Да
1 курс 31,0 22,0 47,0 100,0 22,0 26,0 52,0
3 курс 24,0 26,0 50,0 100,0 26,0 22,0 52,0
6 курс 25,0 29,0 46,0 100,0 37,0 23,0 40,0
Весь СПбГПМУ 26,8 25,6 47,6 100,0 28,4 23,6 48,0
сти содержался еще в клятве гиппократа: «Я не дам никому просимого у меня смертельного средства и не покажу пути для подобного замысла».
Тем не менее для современных студентов-медиков этот вопрос остается открытым. Так, 47,6% студентов СПбГПМУ полагают, что в России нужно легализовать пассивную эвтаназию (то есть отказ от жизнеподдерживаю-щего лечения, что ускоряет приближение естественной смерти), а 48,0% — активную (то есть преднамеренное применение медицинскими работниками каких-либо средств с целью прерывания жизни пациента); и лишь чуть больше четверти опрошенных (26,8% и 28,4% соответственно) против этого возражают (табл. 1). Также четверть ответивших (25,6% и 23,6%) не имеет определенного мнения. Важно отметить, что по мере взросления будущих врачей доля сторонников законодательной легализации эвтаназии практически не меняется. Показательно также, что респонденты не делают различий между активной и пассивной эвтаназией — это, на наш взгляд, свидетельствует об их недостаточной ориентированности в данной проблеме.
Удельный вес уверенных как сторонников, так и противников легализации эвтаназии значительно выше среди мужчин: 54,0% против 29,2% среди женщин за эвтаназию, а 28,5% против 19,1% соответственно — против. Естественно, что среди верующих респондентов удельный вес ответивших на этот вопрос отрицательно выше, однако и среди них многие поддерживают легализацию эвтаназии, что не согласуется с догматами многих религий. «За» высказались 37,5% лиц, считающих себя верующими, и 62,8% неверующих и сомневающихся. Существенных различий между студентами медицинского, в сравнении со студентами гуманитарного и технического вуза не отмечается.
Если эвтаназия будет разрешена, то, по мнению половины (53,3%) студентов СПбГПМУ, эту процедуру должен выполнять специально
подготовленный медработник (палач?), 20,3% полагают, что эвтаназию (как пассивную, так и активную) должен осуществлять лечащий врач, 13,0% — что сам пациент, если по своему состоянию имеет такую возможность, 2,0% — родственник пациента, а 11,4% — другое лицо (табл. 2).
как показало анкетирование, в случае если эвтаназия будет разрешена, 29,6% студентов СПбГПМУ готовы лично оказать такую «медицинскую услугу» страдающему пациенту (табл. 3). Достоверных различий в зависимости от курса и профиля (медицинский, технический, гуманитарный) обучения не выявлено. Среди мужчин доля лиц, готовых лично прекратить жизнь пациента, выше: 50,0% против 29,6% у женщин. Понятно, что среди верующих респондентов удельный вес ответивших на этот вопрос положительно ниже (20,1% против 48,7% у неверующих и 34,8% у сомневающихся), однако и среди них многие готовы лично произвести эвтаназию, что, как нам кажется, не говорит в пользу искренности их религиозного чувства.
По мнению 48,3% студентов СПбГПМУ, ответивших на данный вопрос (можно было выбрать несколько вариантов), альтернативой эвтаназии в современных условиях может стать паллиативная помощь; 23,6% полагают, что такой альтернативой являются криотехно-
Таблица 2
Распределение ответов студентов СПбГПМУ на вопрос: «Если эвтаназия будет разрешена, кто, по-вашему, должен выполнять эту процедуру?»
Кто должен осуществлять эвтаназию Уд. вес
Лечащий врач 20,3
Специально подготовленный медработник 53,3
Сам пациент, если имеет такую возможность 13,0
Родственник пациента 2,0
Другое лицо 11,4
ИТОГО 100,0
МЕ01С1МЕ Ш НЕМ ШЕ ОПОШЛИ
ТОМ 4 № 1 2019
еЫ 2058-4220
3В
ИШЕТШ
Таблица 3
Распределение ответов студентов СПбГПМУ на вопрос: «Если эвтаназия будет разрешена, готовы ли вы лично оказать такую медицинскую услугу страдающему пациенту?»
Мужчины Женщины ВСЕГО Верующие Неверующие Сомневающиеся
Да 50,0 23,0 29,6 20,1 48,7 34,8
Не уверен (а) 1,3 23,8 20,6 20,6 38,4 25,6
Нет 48,7 53,2 49,8 59,3 48,7 39,6
ИТОГО 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0
Таблица 4
Распределение ответов студентов СПбГПМУ на вопрос: «Имеют ли право родственники пациента, не способного выразить свою волю, решать вопрос о прекращении продления его жизни искусственным образом?»
Исследуемая группа Нет Не уверен(а) Да ВСЕГО
1 курс 33,0 27,0 40,0 100,0
3 курс 34,0 28,0 38,0 100,0
6 курс 45,0 22,0 33,0 100,0
Весь СПбГПМУ 28,8 27,6 43,6 100,0
Таблица 5
Распределение ответов студентов СПбГПМУ на вопрос: «В некоторых странах человек имеет право заранее распорядиться, чтобы его жизнь не продлевалась искусственным образом. Следует ли ввести такую практику в РФ?»
Исследуемая группа Нет Не уверен(а) Да ВСЕГО
1 курс 20,0 25,0 55,0 100,0
3 курс 28,0 20,0 52,0 100,0
6 курс 29,0 8,0 63,0 100,0
Весь СПбГПМУ 25,8 17,6 56,6 100,0
логии (пока что данный выход лежит в области фантастики), а 15,6% считают, что альтернативы эвтаназии в современных условиях не существует; 17,0% затруднились ответить на данный вопрос, а 8,3% предложили другие варианты.
Около половины (43,6%) студентов СПбГПМУ считают, что родственники пациента, не способного выразить свою волю, имеют право решать вопрос о прекращении продления его жизни искусственным образом, 28,8% уверены в обратном, а 27,6% не имеют на этот счет определенного мнения (табл. 4).
Большинство респондентов из СПбГПМУ (56,6%) и других вузов положительно ответили на вопрос анкеты: «В некоторых странах человек имеет право заранее распорядиться, чтобы его жизнь не продлевалась искусственным образом при определенных обстоятельствах. Следует ли ввести такую практику в РФ?» (табл. 5). Четверть опрошенных (25,8%) высказались против внедрения указанной практики в нашей стране, а 17,6% затруднились ответить. Мнения по данному вопросу
мало зависят от пола, а также профиля и курса обучения. Среди верующих доля сторонников юридического закрепления права на отказ от продления жизни закономерно ниже, однако и в данной группе почти достигает половины (46,3%).
ВЫВОДЫ
Современные студенты-медики, вопреки существующим юридическим и этическим запретам, терпимо или позитивно относятся к эвтаназии, не выделяя различий между пассивной и активной. Это отношение зависит от ряда медико-социальных факторов, наиболее значимым из которых является отношение к религии. Большинство будущих врачей являются сторонниками легализации эвтаназии, а также права пациента заранее зафиксировать отказ от медицинской помощи. Большинство респондентов высказалось за то, что эвтаназию должен выполнять специально подготовленный медицинский работник, однако треть ответивших в случае разрешения эвтаназии
МЕЯИЦИНА и ОРГАНИЗАЦИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
ТОМ 4 № 1 2019
Ы205В-4212
готовы лично оказать такую «медицинскую услугу». Среди женщин по сравнению с мужчинами, а также среди верующих по сравнению с неверующими и сомневающимися доля сторонников эвтаназии ниже. Существенных различий между студентами медицинского, в сравнении со студентами гуманитарного и технического вузов не отмечается. Большинство студентов СПбГПМУ выделили как основную альтернативу эвтаназии паллиативную помощь. Около половины студентов СПбГПМУ считают, что родственники пациента, не способного выразить свою волю, имеют право решать вопрос о прекращении продления его жизни искусственным образом. Наше исследование показало необходимость более активного освещения проблемы эвтаназии в процессе обучения студентов-медиков в курсах биоэтики, медицинского права, а также на клинических кафедрах.
ЛИТЕРАТУРА
1. Акимова С.Л., Лихтшангоф А.З., Бугреева Е.А. Данные социологического опроса студентов, врачей, населения по некоторым проблемам биомедицинской этики. Проблемы городского здравоохранения. Вып. 13. СПб.; 2008: 53-55.
2. Капинус О.С. Эвтаназия в свете права на жизнь. М.; 2006.
3. Кубарь О.И., Микиртичан Г.Л., Никитина А.Е., Владимирова Е.Ю., Пынченкова Л.А. Совершенствование нормативной базы по биоэтике и правам человека в сфере систем здравоохранения государств-участников СНг. Медицина и организация здравоохранения. 2016; 1(1): 38-43.
4. Лучкевич B.C., Микиртичан Г.Л., Суворова Р.В., Ше-пилов В.В. Проблемы медицинской этики в хирургии. СПб.; 2000.
5. Микиртичан Г.Л., Лихтшангоф А.З., Акимова С.Л. Мнения студентов-медиков по проблеме эвтаназии. Проблема человека: гуманитарные аспекты. СПб.; 2005: 93-96.
6. Микиртичан Г.Л., Лихтшангоф А.З., Айрапетян Г.Р., Мотов и.Ю. Этическая оценка эвтаназии современными студентами. Медицина и организация здравоохранения. 2018; 3(2): 39-43.
7. Рыбин В.А. Эвтаназия. Медицина. Культура: Философские основания современного социокультурного кризиса в медико-антропологическом аспекте. М.; 2014.
8. Jylhankangas L., Smets T., Cohen J., Utriainen T., Deliens L. Descriptions of euthanasia as social representations: comparing the views of Finnish physicians and religious professionals. Sociology of Health & Illness. 2014; 36(3): 354-368.
REFERENCES
1. Akimova S.L., Lihtshangof A.Z., Bugreeva E.A. Dannye sociologicheskogo oprosa studentov, vrachej, naseleniya po nekotorym problemam biomedicinskoj ehtiki. Proble-my gorodskogo zdravoohraneniya. [Data of a sociological survey of students, doctors and people on some problems of biomedical ethics]. Urban health care problems. Iss.13. SPb.; 2008: 53-55. (in Russian).
2. Kapinus O.S. Evtanaziya v svete prava na zhizn'. [Euthanasia in the light of the right for life]. M.; 2006. (in Russian).
3. Kubar' O.I., Mikirtichan G.L., Nikitina A.E., Vladimiro-va E.Y., Pynchenkova L.A. Sovershenstvovanie nor-mativnoj bazy po bioehtike i pravam cheloveka v sfere sistem zdravoohraneniya gosudarstv-uchastnikov SNG. [Improvement of the regulatory frame-work on bioethics and human rights in the health care system of the CIS member states] Medicine and health care organization. 2016. 1 (1): 38-43. (in Russian).
4. Luchkevich V.S., Mikirtichan G.L., Suvorova R.V., Shepilov V.V. Problemy meditsinskoy etiki v hirurgii [Problems of medical ethics in surgery]. SPb., 2000. (in Russian).
5. Mikirtichan G.L., Lihtshangof A.Z., Akimova S.L. Mneniya studentov-medikov po probleme ehvtanazii. [opinions of medical students on the problem of euthanasia]. Problem of a man: Humanitarian aspects. SPb.; 2005: 93-96. (in Russian).
6. Mikirtichan G.L., Lihtshangof A.z., Airapetyan G.R., Motov I.Y. Eticheskaya ocenka ehvtanazii sovremen-nymi studentami. [Ethical evaluation of euthanasia by modern medical students]. Medicine and health care organization. 2018; 3(2): 39-43. (in Russian).
7. Rybin V.A. Evtanaziya. Medicina. Kul'tura: Filosofskie osnovaniya sovremennogo sociokul'turnogo krizisa v mediko-antropologicheskom aspekte [Euthanasia. Medicine. culture: Philosophical foundations of the modern socio-cultural crisis in the medical-anthropological aspect]. M.; 2014. (in Russian).
8. Jylhankangas L., Smets T., Cohen J., Utriainen T., De-liens L. Descriptions of euthanasia as social representations: comparing the views of Finnish physicians and religious professionals. Sociology of Health & Illness. 2014; 36 (3): 354-368.
MEDOE AMD HEALTH [ARE DRGAMiZATiDM
ТОМ 4 № 1 2019
eiSSM2658-4220