Научная статья на тему 'Всемирный день биоэтики в Санкт-Петербургском государственном педиатрическом медицинском университете'

Всемирный день биоэтики в Санкт-Петербургском государственном педиатрическом медицинском университете Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
95
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАФЕДРА БИОЭТИКИ ЮНЕСКО / UNESCO CHAIR IN BIOETHICS / ВСЕМИРНЫЙ ДЕНЬ БИОЭТИКИ / THE WORLD BIOETHICS DAY / ОТЧЕТ О КОНФЕРЕНЦИИ / CONFERENCE REPORT / ПРЕПОДАВАНИЕ БИОЭТИКИ / THE TEACHING OF BIOETHICS / ПРАВА ЧЕЛОВЕКА / HUMAN RIGHTS / ПРИМЕНЕНИЕ СТВОЛОВЫХ КЛЕТОК / APPLICATION OF STEM CELLS / ГЕНДЕРНЫЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ / GENDER RELATIONS / ТРАНСГУМАНИЗМ / TRANSHUMANISM / НЕЙРОЭТИКА / NEUROETHICS
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Микиртичан Галина Львовна, Лихтшангоф Александр Зиновьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Всемирный день биоэтики в Санкт-Петербургском государственном педиатрическом медицинском университете»

EVENTS

события

УДК 61

всемирный день биоэтики

В САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ

педиатрическом медицинском

УНИВЕРСИТЕТЕ_

© Галина Львовна Микиртичан, Александр Зиновьевич Лихтшангоф

ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет» Минздрава России. 194100, г. Санкт-Петербург, ул. Литовская, 2

Контактная информация: Александр Зиновьевич Лихтшангоф — к. м.н., профессор, кафедра гуманитарных дисциплин и биоэтики. E-mail: [email protected]

Ключевые слова: кафедра биоэтики ЮНЕСКО; Всемирный день биоэтики; отчет о конференции; преподавание биоэтики; права человека; применение стволовых клеток; гендерные взаимоотношения; трансгуманизм; нейроэтика.

the world bioethics day in saint-petersburg

STATE PEDIATRIC MEDICAL uNIVERSITY_

© Galina L. Mikirtichan, Alexander Z. Likhtshangof

Saint-Petersburg State Pediatric Medical University. Litovskaya str., 2. Saint-Petersburg, Russia, 194100

Contact Information: Alexander Z. Likhtshangof—MD, PhD, Professor, Department of Humanities and Bioethics. E-mail: [email protected]

KEY WORDS: UNESCO Chair in bioethics; The World Bioethics Day; conference report; the teaching of bioethics; human rights; application of stem cells; gender relations; transhumanism; neuroethics.

19 октября 2016 г. по всему миру более 100 отделений Всемирной сети кафедры биоэтики ЮНЕСКО впервые отметили Всемирный день биоэтики, учрежденный на международной конференции в 2015 г. Было решено проводить его ежегодно 19 октября.

ЮНЕСКО — одна из международных организаций, осуществляющих деятельность и имеющих консультативные органы в области биоэтики. Ее программа по этике была инициирована в 1993 г. созданием Междуна-

родного комитета по биоэтике (МКБ) — первого подобного комитета с глобальными сферой действия и членством экспертов. В 2005 г. единогласно была одобрена Всеобщая декларация по биоэтике и правах человека ЮНЕСКО, что свидетельствовало о приверженности международного сообщества уважать некоторый ряд универсальных принципов гуманизма в развитии и применении биомедицинской науки и технологии. Целью программы ЮНЕСКО является определение

наиболее значимых этических проблем для различных регионов мира с тем, чтобы на этой основе определить и осуществить соответствующие стратегии, которые способствовали бы этической рефлексии на региональном и субрегиональном уровнях, а также для усиления национальных возможностей и международного сотрудничества в биоэтике. для того чтобы эти усилия были успешными, крайне важным является учет правовых, культурных и религиозных традиций стран-участников [3].

вопросы этики и ответственности науки должны быть интегральной частью образования и подготовки всех научных сотрудников, необходимо стимулировать со стороны ученых уважение и приверженность основным этическим принципам и ответственности науки. для разрешения этих проблем в 2001 г. была создана кафедра ЮНЕско по биоэтике в международном центре здравоохранения, права и этики университета Хайфы (руководитель А. карми) [5]. она наделена полномочиями координировать и стимулировать создание международной сети институтов для подготовки специалистов в области преподавания медицинской этики, связи с высшими учебными заведениями и разработки современных учебных программ по медицинской этике, которые будут удовлетворять мировым требованиям медицинских вузов. международная сеть кафедр уже включает более 110 отделений (образовательных единиц) на пяти континентах; создан целый ряд учебных пособий. число отделений по всему миру постоянно растет.

отделения биоэтики кафедры биоэтики ЮНЕско способствуют совершенствованию преподавания биоэтики, усилению эффективного международного сотрудничества, развитию взаимоотношений между высшими учебными заведениями и другими партнерами, что обеспечит обмен информацией и будет способствовать внедрению биоэтической теории в практику. отдел образования способствует разработке, планированию и осуществлению отделениями их образовательных программ, развивающих компетенции студентов принимать решения по этическим проблемам и вопросам соблюдения прав человека в здравоохранении и медико-биологической области.

основными задачами при этом являются: пропаганда принципов и подходов, сформулированных во всеобщей декларации ЮНЕско по биоэтике и правам человека; продвижение совместных проектов при соблюдении

принципа открытости; повышение качества образования в данной области. в рамках международной сети кафедры биоэтики ЮНЕСко создан международный форум преподавателей.

в Санкт-петербурге всемирный день биоэтики был также отмечен 19 октября 2016 г. мероприятие было организовано и проведено кафедрой гуманитарных дисциплин и биоэтики Спбгпму. целью его проведения стало привлечение внимания преподавателей и студентов Спбгпму, других медицинских вузов петербурга к этическим проблемам, возникшим в связи с бурным развитием разных областей науки, в том числе медицины и биотехнологий. мы старались донести до участников мысль о том, что без этического анализа и осмысления этих проблем, и их последующего законодательного оформления, возможно нанесение огромного вреда достоинству и правам человека, а также человечеству в целом.

кафедра гуманитарных дисциплин и биоэтики Спбгпму (зав. кафедрой — проф. г. л. микиртичан) имеет давний опыт преподавания биомедицинской этики, научного исследования данного круга проблем, а также сотрудничества с ЮНЕСко и с 2012 г. является отделением международной сети кафедры биоэтики ЮНЕСко и международного форума преподавателей биоэтики. членами отделения и Форума являются преподаватели кафедры т. в. каурова, м. в. муратова, о. а. джар-ман, о. А. лисий, о. к. очкур.

в работе приняли участие специалисты по биоэтике, представители администрации вуза, все преподаватели кафедры гуманитарных дисциплин и биоэтики Спбгпму, многие студенты Спбгпму (лекционная аудитория была заполнена до отказа), а также гости из первого Санкт-петербургского государственного медицинского университета им. акад. и. п. павлова и члены Этического комитета Санкт-петербургского Нии эпидемиологии и микробиологии им. пастера. вела заседание проф. г. л. ми-киртичан.

всемирный день биоэтики в спбгпму открыла лекция приглашенного гостя — ведущего научного сотрудника Спб НииЭм им. пастера о. и. кубарь на тему «Биоэтика и права человека». о. и. кубарь ознакомила собравшихся с основополагающими международными документами в области биоэтики и прав человека, подчеркнула их неразрывную связь, заключающуюся в том, что этические проблемы следует рассматривать, обеспечивая должное уважение достоинства человече-

Рис. 1. Участники Всемирного дня биоэтики в СПГПМУ

ской личности и всеобщее уважение и соблюдение прав человека и основных свобод. Докладчица рассмотрела последние документы и инициативы Международного комитета по биоэтике ЮНЕСКО, подробнее остановившись на глобальных этических проблемах, встающих перед современным обществом в связи с эпидемией ВИЧ-инфекции и СПИДа: несовершенство национальных законодательств, дискриминация и стигматизация лиц с ВИЧ и др.

Итоги работы кафедры гуманитарных дисциплин и биоэтики СПбГПМУ в области биомедицинской этики подвела проф. Г. Л. Микиртичан в своем выступлении «Двадцатилетний опыт преподавания биоэтики в СПБГПМУ и сотрудничество кафедры гуманитарных дисциплин и биоэтики с ЮНЕСКО». Внимание к этическим проблемам — давняя традиция СПбГПМУ, восходящая к организаторам вуза — З. О. Мичник, А. Н. Антонову, М. С. Маслову и др. Многие по-

коления выпускников ЛПМИ (так вуз назывался в 1935-1991 гг.) слышали замечательные слова академика А. Ф. Тура: «Детский врач должен любить детей, быть терпеливым с матерью ребенка и преданным своей специальности». Г. л. Микиртичан рассказала также об этических взглядах известных педиатров, работавших в ЛПМИ: профессоров И. М. Воронцова, Г. А. Баи-рова, Н. П. Шабалова.

Преподавание проблем медицинской этики в нашем вузе с конца 60-х гг. проводилось на кафедре социальной гигиены и организации здравоохранения с курсом истории медицины доцентом Р. В. Давыденко-Суворовой, которая одной из первых в нашей стране стала использовать метод социологических опросов для изучения мнения врачей, студентов, населения по различным проблемам медицинской этики в педиатрии. Поскольку специального курса медицинской этики в вузах еще не было, то основное внимание уделя-

рис. 2. выступает профессор о. и. кубарь

лось преподаванию истории классической медицинской этики в курсе истории медицины. Следуя традиции, и сегодня в курсе истории медицины большое внимание уделяется истории классической медицинской этики с древности до середины ХХ в., причем изложение в каждый исторический период идет по специально разработанному плану, дающему возможность охватить весь комплекс проблем в разные эпохи.

С образованием в 1995 г. кафедры гуманитарных дисциплин и биоэтики именно здесь было сосредоточено преподавание как классической медицинской этики (II курс), так и биоэтики (VI курс). в 1997 г. наш вуз одним из первых в стране начал преподавать курс биомедицинской этики, который интегрирован со всеми дисциплинами, преподаваемыми на кафедре, так как биоэтика — междисциплинарная наука. лекционный материал охватывает все основные проблемы биоэтики, знакомит студентов с основными принципами и правилами биоэтики, вводит слушателей в круг многочисленных моральных вопросов, которые врачу приходится решать в контексте достижений (возможностей) медицины нашего времени. для приближения курса к клинике основное внимание на занятиях уделяется практическим аспектам взаимоотношений врача, пациента и его родственников, этическим проблемам использования новых биомедицинских технологий. особое внимание уде-

ляется профилизации этих проблем в педиатрии.

За эти годы сотрудниками и соискателями кафедры были защищены 4 докторские и 11 кандидатских диссертаций, из них 10 имеют главы, исследующие современные проблемы биомедицинской этики.

кафедра активно сотрудничает с международными организациями, такими как: межпарламентская ассамблея государств-участников СНг (мпА СНг), Форум комитетов по этике государств-участников СНг [1, 2], всемирная организация здравоохранения, Европейская комиссия, Совет Европы, ЮНЕСко, Европейский форум по качественной клинической практике, всемирная медицинская ассоциация. основные усилия сотрудников кафедры были направлены на создание нормативной базы по защите прав человека в биомедицинских исследованиях в рамках законодательной инициативы мпА СНг (г. л. микир-тичан, А. Е. Никитина, о. к. очкур). в результате данной деятельности под руководством о. и. кубарь был разработан и 18 ноября 2005 г. утвержден модельный закон мпА СНг «о защите прав и достоинства человека в биомедицинских исследованиях в государствах-участниках СНг». кроме того, 30 октября 2007 г. генеральной ассамблеей мпА СНг утверждены модельные рекомендации мпА СНг «об этико-правовой защите и безопасности генетических медицинских исследований в государствах-участниках СНг», а в апреле 2009 г. — рекомендации «о сотрудничестве государств-участников СНг по приведению медицинского образования в соответствие с обучающей программой ЮНЕСко по биоэтике». [4] в двух монографиях была представлена подробная информация о механизмах этической экспертизы биомедицинских исследований и состоянии преподавания биоэтики в странах СНг.

очень интересное сообщение об исторических, биоэтических и правовых аспектах применения стволовых клеток было представлено студентами 5 курса Спбгпму С. лукьяновым и м. Асадулаевым (руководитель — проф. А. З. лихтшангоф). они убедительно показали, что открытие и изолирование линий эмбриональных стволовых клеток человека и животных стало поворотным событием биологии и медицины ХХ века, причем ключевой вклад внесли отечественные ученые. так, впервые использовал термин «стволовая клетка» профессор кафедры гистологии и эмбриологии военно-медицинской академии А. А. максимов

66

EVENTS

(1909). В 1913 г. В. П. Филатов заложил основы учения о тканевой терапии, изучая результаты пересадок роговицы больным с бельмом роговицы. Он обнаружил, что фетальные ткани содержат значительно большее количество биологически активных веществ, чем ткани взрослых особей. 1960-х гг. А. Я. Фриденштейн возродил интерес современников к работам Максимова, и с его помощью термин «стволовые клетки» прочно вошел в научную терминологию. Им впервые в мире была получена культура стволовых стромальных клеток костного мозга.

В докладе были проанализированы также правовые и биомедицинские проблемы, связанные с применением клеточных технологий, которые и вызывают многочисленные дискуссии в обществе. Рассмотрен имеющий большое значение свежий Федеральный закон от 23 июня 2016 г. № 180-ФЗ «О биомедицинских клеточных продуктах», в котором определены такие понятия, как: биомедицинский клеточный продукт, реализация биомедицинского клеточного продукта, аутологичный (аллоген-ный, комбинированный) биомедицинский клеточный продукт, клеточная линия, донор, донорство.

Студент 3 курса ПСПбГМУ им. акад. И. П. Павлова К. Чудотворов (руководитель — доц. Т. Н. Кетова) сделал доклад на актуальную сегодня тему «Пол и гендер: право на самореализацию в современном мире». Он проанализировал различия между биологическим полом как морфофункциональной характеристикой организма и гендером как социокультурным конструктом. Докладчик с интересными примерами и богатым иллюстративным материалом рассмотрел динамику отношения разных обществ к различным аспектам гендер-ных взаимоотношений (маскулинность — фе-мининность, гомосексуализм, трансгендер-ность и т. п.). Он высказал свою, достаточно консервативную точку зрения на этические аспекты современных вспомогательных репродуктивных технологий.

По мнению студентки 4 курса СПбГП-МУ Е. Карповой (руководитель — проф. А. З. Лихтшангоф), право на самосовершенствование относится к естественным правам человека. Поэтому темой ее доклада стал трансгуманизм, то есть философская концепция и международное движение, поддерживающие использование достижений науки и технологии с целью устранения нежелательных аспектов человеческого существования — страданий, болезней, старения и даже смерти.

Кратко рассмотрев философские основания трансгуманизма, докладчица перешла к анализу результатов проведенного ею интернет-опроса по самостоятельно разработанной анкете. Задавались такие вопросы, как «Поддерживаете ли Вы активное использование достижений науки и технологии для улучшения умственных и физических возможностей человека, устранения страданий, болезней, старения и смерти?», «Если бы у Вас была возможность внести своему ребенку генетическую предрасположенность к спорту/искусству/наукам, провели бы Вы генную коррекцию?», «Считаете ли Вы, что человеческую природу следует улучшать биотехнологическими методами?» и т. п. Выяснилось, что, хоть и не большинство, но часть людей уже готова принимать и развивать эту концепцию. Более консервативными оказались женщины и верующие.

Наконец, студент 3 курса ПСПбГМУ им. акад. И. П. Павлова В. Ушанов (руководитель — доц. Т. Н. Кетова) выступил с докладом «Инженерия мозга в пространстве биоэтики». В докладе были представлены проблемы особого направления — нейроэтики, в том числе последствия открытий нейронауки для понимания самости, субъектности, свободы воли и ответственности, нравственные стороны инжиниринга мозга, а также медикализация современного общества, которая может привести к чрезмерному усилению социального контроля и нарушению принципа «уважения автономии пациента».

Доклады вызвали оживленную дискуссию. Помимо докладов, участники ВДБ имели возможность ознакомиться с представленными в аудитории постерами, которые подготовили студенты. Они были посвящены Дню биоэтики и отражали исторические аспекты становления медицинской этики (биоэтики), важность принципа уважения человеческого достоинства и соблюдения прав человека, в т. ч. прав ребенка.

Нам кажется, что Всемирный день биоэтики в СПбГПМУ прошел удачно и дал прекрасную возможность еще раз подчеркнуть важность формирования биоэтического мышления и пропаганды принципов и правил биоэтики, направленных на защиту прав и достоинства человека в современном мире, в том числе во всех областях современной медицины, как клинической, так и научно-исследовательской деятельности. Очень полезным представляется проведение открытых дискуссий с участием специалистов по биоэтике

(профессорско-преподавательский состав); целевая аудитория — младший преподавательский состав, выпускники вузов, студенты и парамедики (медсестры и сотрудники других вспомогательных служб.

ЛИТЕРАТУРА

REFERENCES

1. Kubar O. I. Sostoyanie prepodavaniya bioetiki v sisteme meditsinskogo obrazovaniya v gos-udarstvah — uchast-nikah SNG. [The current state of bioethics education in the system of medical education in the CIS member countries: analytical review]. St. Petersburg: Pasteur Institute; 2010. (in Russian & English). Kubar O. I. Eticheskaya ekspertiza biomeditsinskih issle-dovaniy v gosudarstvah-uchastnikah SNG (sotsialnyie i kulturnyie aspektyi). [Ethical review of biomedical research in the CIS countries (social and cultural aspects)]. St. Petersburg: Phoenix, 2007. (in Russian). Ten Have H. Deyatelnost UNESCO v oblasti bioetiki. [UNESCO activities in the field of bioethics]. Kazanskiy meditsinskiy zhurnal. 2008; 89 (4): 377-383. (in Russian).

Mikirtichan G. Interview to Russia St. Petersburg's head of unit. Bioethical Voices: Newsletter of the UNESCO Chair in Bioethics. Dec. 2014; 1 (2): 37-38. UNESCO Chair in Bioethics, Haifa. Available at: http:// www.unesco-chair-bioethics.org. (accessed 12.09.2016).

1. Кубарь О. И.Состояние преподавания биоэтики в си- 2. стеме медицинского образования в государствах — участниках СНГ. СПб.: Институт Пастера; 2010.

2. Кубарь О. И. Этическая экспертиза биомедицинских исследований в государствах-участниках СНГ (социальные и культурные аспекты). СПб.: Феникс; 2007. 3.

3. Тен Хаве Х. Деятельность ЮНЕСКО в области биоэтики. Казанский медицинский журнал. 2008; 89 (4): 377-383.

4. Mikirtichan G. Interview to Russia St. Petersburg's head 4. of unit. Bioethical Voices: Newsletter of the UNESCO Chair in Bioethics. Dec. 2014; 1 (2): 37-38.

5. UNESCO Chair in Bioethics, Haifa. Доступен по: 5. http://www.unesco-chair-bioethics.org. (дата обращения 12.09.2016)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.