EVENTS
события
УДК 614
СОЛИДАРНОСТЬ И СОТРУДНИЧЕСТВО: ВСЕМИРНЫЙ ДЕНЬ БИОЭТИКИ В СПБГПМУ_
© Галина Львовна Микиртичан, Александр Зиновьевич Лихтшангоф
ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет» Минздрава России. 194100, г. Санкт-Петербург, ул. Литовская, 2
Контактная информация: Александр Зиновьевич Лихтшангоф — к. м. н., доцент кафедры гуманитарных дисциплин и биоэтики. E-mail: zinovich@list.ru
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: кафедра биоэтики ЮНЕСКО; Всемирный день биоэтики; отчет о конференции; преподавание биоэтики; права человека; солидарность и сотрудничество; модельные законы СНГ; эвтаназия; взаимоотношения врача и пациента; взаимоотношения в медицинском коллективе; детская дерматология; психиатрия.
SOLIDARITY AND COOPERATION:
THE WORLD BIOETHICS DAY AT SPBGPMU
© Galina L. Mikirtichan, Alexander Z. Likhtshangof
Saint-Petersburg State Pediatric Medical University. Litovskaya str., 2. Saint Petersburg, Russia, 194100
Contact Information: Alexander Z. Likhtshangof — MD, PhD, Associate Professor, Department of Humanities and Bioethics. E-mail: zinovich@list.ru
KEY WORDS: UNESCO Chair in bioethics; The World Bioethics Day; conference report; the teaching of bioethics; human rights; solidarity and cooperation; CIS model laws; euthanasia; doctor — patient relationships; relationships in the medical team; pediatric dermatology; psychiatry.
Биомедицинская этика в настоящее время является динамично развивающейся междисциплинарной областью медицинских знаний. Кафедра биоэтики ЮНЕСКО, созданная в 2001 г. в Международном центре здравоохранения, права и этики Университета Хайфы (руководитель А. Карми) наделена полномочиями координировать и стимулировать создание международной сети институтов для подготовки специалистов в области преподавания медицинской этики, связи с высшими учебными заведениями и разработки современных учебных программ по медицинской этике, которые будут
удовлетворять мировым требованиям медицинских вузов [7]. К настоящему времени международная сеть Кафедры биоэтики ЮНЕсКо уже включает более 200 отделений; создан солидный арсенал унифицированных учебных пособий. Развитие инфраструктуры, безусловно, благоприятствует совершенствованию преподавания биоэтики, усилению эффективного международного сотрудничества, развитию взаимоотношений между высшими учебными заведениями и другими партнерами, что, в конечном счете, способствует внедрению биоэтической теории в медицинскую практику. В рам-
ках Международной сети кафедры биоэтики ЮНЕСКО создан Международный форум преподавателей, основными задачами которого являются: пропаганда принципов и подходов, сформулированных во «Всеобщей декларации ЮНЕСКО о биоэтике и правам человека» (2005); продвижение совместных проектов при соблюдении принципа открытости; повышение качества образования в данной области [2, 6]. В России отделения были сформированы в 2012 г. на базе СПбГПМУ и Волгоградского
гму.
Одним из центральных направлений деятельности является организация и проведение «Всемирного дня биоэтики (ВДБ)», который по инициативе ЮНЕСКО отмечается с 2016 г. ежегодно в день 19 октября, что связано с датой принятия в этот день Всемирной декларации ЮНЕСКО. Концепция ВДБ основана на идеи обращенности всех причастных к проблеме образования в области биоэтики организаций и лиц во всем мире к осмыслению и продвижению основных этических принципов, провозглашенных в Декларации 2005 г. [5].
Уже в третий раз в СПбГПМУ 19 октября 2018 г. прошла научная конференция, посвященная Всемирному дню биоэтики (рис. 1-3). Конференция была организована кафедрой гуманитарных дисциплин и биоэтики СПбГПМУ (зав. кафедрой — проф. Г. Л. Микиртичан), которая с 2012 г. является отделением Международной сети Кафедры биоэтики ЮНЕСКО и Международного форума преподавателей биоэтики. Аналогичные мероприятия прошли в тот же день в большинстве стран-членов ЮНЕСКО. Целью проведения ВДБ в СПбГП-МУ стало привлечение внимания преподавателей и студентов к этическим проблемам, возникшим в связи с бурным развитием разных областей науки, в том числе медицины и биотехнологий, ибо без этического анализа и осмысления этих проблем и их последующего законодательного оформления возможно нанесение огромного вреда достоинству и правам человека, а также человечеству в целом [3, 4].
В качестве ведущей темы Всемирного дня биоэтики 2018 г. был избран один из основополагающих принципов «Всеобщей декларации о биоэтике и правах человека» (2005): «Солидарность и сотрудничество». Согласно этому принципу, должны поощряться солидарность и сотрудничество между людьми и между государствами [1]. Декларация о биоэтике — это не первый международный документ в области биоэтики, но по сравнению с предыдущими он обладает некими новыми специфическими
особенностями. Эти особенности связаны с тем, что этот документ, который готовился экспертами, представлявшими разные страны и регионы мира, мировое сообщество, отразил новое явление, суть которого состоит в том, что происходит сдвиг интересов в области биоэтики. Впервые в истории биоэтики государства-члены и международное сообщество обязались уважать и реализовывать основополагающие принципы биоэтики, изложенные в едином документе. Декларация затрагивает этические вопросы, касающиеся медицины, наук о жизни и связанных с ними технологий применительно к человеку, и, как отражено в ее названии, основывается на тех принципах, которые она утверждает в нормах, обеспечивающих уважение человеческого достоинства, прав человека и основных свобод. Закрепляя биоэтику в международных нормах в области прав человека и обеспечивая уважение человеческой жизни, Декларация, тем самым, признает взаимосвязь между этикой и правами человека конкретно в сфере биоэтики.
Участие в конференции приняли специалисты по биоэтике, представители администрации вуза, все преподаватели кафедры гуманитарных дисциплин и биоэтики СПбГПМУ, многие студенты СПбГПМУ (лекционная аудитория была заполнена до отказа), а также Е. Ю. Владимирова — секретарь Постоянной комиссии Межпарламентской Ассамблеи государств — участников СНГ по социальной политике и правам человека, ответственный секретарь Экспертного совета по здравоохранению при МПА СНГ. Вела заседание проф. Г. л. Микиртичан.
Всемирный день биоэтики в СПбГПМУ открылся приветствиями проректоров СПбГП-МУ проф. Ю. С. Александровича и И. Д. Ляхова, которые подчеркнули важность и непреходящую актуальность биоэтической проблематики в развитии медицинской науки и медицинского образования.
историческим, философским и социальным аспектам реализации принципа солидарности и сотрудничества был посвящен доклад проф. Г. л. Микиртичан, зав. кафедрой гуманитарных дисциплин и биоэтики СПбГПМУ, а также ведущего научного сотрудника СПб НИИ эпидемиологии и микробиологии им. Л. Пастера, проф. О. И. Кубарь. Авторы подчеркнули, что солидарность — это общность интересов, единомыслие, единодушие, взаимозависимость, взаимосвязанность, круговая порука, совместная ответственность. Солидарность можно определить как принцип со-
Рис. 1. Аудитория Всемирного дня биоэтики в СПбГПМУ
Рис. 2. ВДБ — 2018 в СПбГПМУ. Слева направо: выступает проректор проф. Ю. С. Александрович, проф. Г. Л. Микир-тичан, проректор И. Д. Ляхов, секретарь Постоянной комиссии МПА СНГ по социальной политике и правам человека Е. Ю. Владимирова
Рис. 3. Выступает Е. Ю. Владимирова — секретарь Постоянной комиссии МПА СНГ по социальной политике и правам человека, ответственный секретарь Экспертного совета по здравоохранению при МПА СНГ
циального существования, предполагающий объединение ресурсов и возможностей субъектов отношений для достижения общих целей, при этом интересы каждого из субъектов находятся в равновесии с интересами общности. Солидарность следует рассматривать как механизм социальной саморегуляции, самосохранения и саморазвития коллективного организма, который позволяет максимально использовать возможности всех членов общества для индивидуального и всеобщего блага. Солидарность требует, чтобы все граждане несли расходы и платили налоги по здравоохранению для всех других граждан, независимо от их собственного состояния здоровья: так, мужчины должны платить за акушерскую помощь, каждый — за психиатрическую помощь, даже если он уверен, что ему самому она никогда не потребуется. В основе медицины лежит чувство сострадания к заболевшему человеку, солидарность людей перед лицом страдания и их готовность оказать друг другу помощь. Авторы рассмотрели международное сотрудничество в области медицины на примере деятельности Всемирной организации здравоохранения, программ по глобальной ликвидации натуральной оспы и расшифровке генома человека. В докладе обсуждались также модели взаимоотношений врача и пациен-
та в исторической перспективе и современном здравоохранении.
Секретарь Постоянной комиссии МПА СНГ по социальной политике и правам человека, ответственный секретарь Экспертного совета по здравоохранению при МПА СНГ, кандидат экономических наук Е. Ю. Владимирова выступила с докладом «О законотворческой деятельности МПА СНГ в сфере здравоохранения». Основным направлением деятельности Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ является подготовка модельных законов и рекомендаций, способствующих гармонизации национального законодательства стран Содружества. За почти 27 лет работы принято около 500 документов в различных сферах, в том числе такие, как: «Об основах медико-социальной защиты граждан, больных сахарным диабетом», «О защите прав и достоинства человека в биомедицинских исследованиях в государствах-участниках СНГ», «О противодействии ВИЧ/СПИДу в государствах-участниках СНГ», «Об этико-правовом регулировании и безопасности генетических медицинских технологий в государствах-участниках СНГ», «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах», «Об основных гарантиях прав ребенка в государстве», «О сближении законода-
тельства государств-участников СНГ в сфере охраны здоровья», «О страховой медицине», «О донорстве органов», «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании», «Об обеспечении прав детей на охрану здоровья в государствах-участниках СНГ» и др.
Студентка 4 курса факультета психологии СПбГУ Ю. Ковальчук в своем сообщении рассмотрела современные аспекты сотрудничества врача и пациента в детской дерматологической практике. Она убедительно показала, что успешность сотрудничества врача и пациента зависит от индивидуальных характеристик пациента, его семейных взаимоотношений, культурного и социального статуса, характера заболевания и специфики необходимого лечения, а также личности врача как агента формирования комплаентности. При длительном заболевании, например хроническом дерматозе, больной «привыкает» к нему и не всегда точно выполняет предписания врача, отмечается снижение показателей приверженности к лечению, снижение эффективности лечения и вероятности благополучного исхода болезни, поэтому необходимо помочь пациенту осознать свое состояние в условиях болезни.
Далее следовали три интересных сообщения, подготовленных студентами СПбГПМУ под руководством преподавателей кафедры гуманитарных дисциплин и биоэтики: «Взаимоотношения «врач-пациент» в психиатрии» — А. Серова, 3 курс, «Особенности взаимоотношений в медицинском коллективе» — И. Алексеева и А. Журавлева, 3 курс, и «Этическая оценка эвтаназии современными студентами» — Г. Айрапетян, ординатор, и И. Мотов, 6 курс.
Первая докладчица отметила ряд особенностей взаимоотношений врача и пациента в психиатрии: трудно определить границу нормы и патологии; пациент обычно не осознает своего состояния; больные часто отказываются от госпитализации; поведение пациентов от безвольного до агрессивного; страх перед «сумасшествием»; депрессивные пациенты с суицидальными мыслями; необходимость одновременно защищать интересы больного и общества.
В своем докладе И. Алексеева и А. Журавлева проанализировали особенности взаимоотношений в медицинском коллективе и возможные причины возникновения проблем в этих отношениях. По обоснованному результатами социологического опроса мнению авторов, отношения внутри медицинского коллектива влияют не только на качество жизни больного,
но и на качество жизни людей, которые в нем работают, — врачей, медсестер, младших сестер, а, следовательно, и на качество их работы. Профессиональные коммуникативные навыки взаимодействия — это неотъемлемая компетенция медицинского работника.
Проведенное Г. Айрапетяном и И. Мотовым анкетирование 300 студентов 1, 3 и 6-го курсов СПбГПМУ, а также 200 студентов технического вуза и 100 студентов гуманитарного вуза показало, что современные студенты-медики считают эвтаназию социально значимой проблемой, однако недостаточно осведомлены в этом вопросе; многие не знакомы с понятием эвтаназии, ее критериями, а также различиями между активной и пассивной. Вопреки существующим юридическим и этическим запретам большинство студентов терпимо или позитивно относятся к эвтаназии. Это отношение зависит от ряда медико-социальных факторов, наиболее значимым из которых является отношение к религии. Студенты терпимо относятся к эвтаназии, не выделяя различий между пассивной и активной. Большинство будущих врачей являются сторонниками легализации эвтаназии, а также права пациента заранее зафиксировать отказ от медицинской помощи. Большинство респондентов высказалось за то, что эвтаназию должен выполнять специально подготовленный медицинский работник, однако 1/3 ответивших в случае разрешения эвтаназии готовы лично оказать такую «медицинскую услугу». Среди женщин по сравнению с мужчинами, а также среди верующих по сравнению с неверующими и сомневающимися доля сторонников эвтаназии ниже. Существенных различий между студентами медицинского, в сравнении со студентами гуманитарного и технического вуза не отмечается. Большинство студентов СПбГПМУ выделили как основную альтернативу эвтаназии паллиативную помощь. Исследование показало необходимость более активного освещения проблемы эвтаназии в процессе обучения студентов-медиков в курсах биоэтики, медицинского права, а также на клинических кафедрах. Также необходимо более открыто освещать данную проблему среди всех слоев населения с целью широкого обсуждения актуальной проблемы эвтаназии.
На конференции проф. Г. Л. Микиртичан провела презентацию книги «Этика вакцинации (критерий научного и гуманитарного прорыва)» (рис. 4), вышедшей под общей редакцией ведущего научного сотрудника СПб НИИ эпидемиологии и микробиологии им. Л. Пасте-ра, О. И. Кубарь (СПб.: ФБУН НИИЭМ имени
МЕООЕ ДНО НЕДИН САДЕ ОШШШ
ТОМ 3 № 4 2018
еЫ 2058-4220
Рис. 4. Титульный лист книги «Этика вакцинации (критерий научного и гуманитарного прорыва)». Под ред. О. И. Кубарь. СПб.: ФБУН НИИЭМ имени Па-стера; 2018
Пастера; 2018. — 176 с.). Книга написана группой авторов из Санкт-Петербурга и Москвы, в т. ч. из ФБУН НИИЭМ имени Пастера, НИИ детских инфекций и СПбГПМУ, и являет собой яркий пример сотрудничества.
Вот ее содержание:
ВВЕДЕНИЕ (О. И. Кубарь)
Глава 1. Историческая характеристика формирования этики вакцинации.
1.1. История этических конфликтов эры вакцинации и этических подходов их преодоления (Г. Л. Микиртичан).
1.2. Этическое осмысление научно-гуманитарного вклада сотрудников СПб НИИЭМ имени Пастера в вакцинопрофилактику инфекционных заболеваний в локальном, региональном и глобальном масштабах (О. И. Кубарь).
Глава 2. Этическая составляющая вакцинации.
2.1. Современные этические проблемы вак-цинопрофилактики (О. И. Кубарь).
2.2. Международный этический стандарт научного исследования вакцин (О. И. Кубарь).
2.3. Этический аспект правового регулирования вакцинопрофилактики в РФ (А. Ж. Аса-трян, М. В. Рощина, А. Е. Никитина).
Глава 3. Этический компонент в зеркале вакцинации.
3.1. Научная и социальная целесообразность разработки вакцин против зооантропонозных
инфекций для применения в группах риска (Н. К. Токаревич, О. И. Кубарь).
3.2. Открытость и сотрудничество, как путь достижения научных успехов и этических стандартов вакцинопрофилактики (обзор материалов круглых столов «Этика вакцинации» на Всероссийском Форуме с международным участием «Дни иммунологии в Санкт-Петербурге») (О. И. Кубарь, А. Ж. Асатрян, Г. Л. Ми-киртичан, Н. В. Медуницын, С. М. Харит, М. А. Окунева).
3.3. Этика продвижения вакцин (М. А. Сы-рочкина).
3.4. Солидарность в концепции ликвидации инфекций путем вакцинопрофилактики — новый объект этического взгляда (М. А. Бичурина, И. Н. Лаврентьева, Н. В. Железнова, А. Ю. Ан-типова, Н. И. Романенкова, О. И. Кубарь).
3.5. Диалог с гражданским обществом, как путь формирования доверия и этического противодействия антивакцинальному движению (О. И. Кубарь, Г. Л. Микиртичан, А. Ж. Асатрян).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Новые вызовы и новые решения этических проблем вакцинации (О. И. Кубарь).
Спецификой книги является тот факт, что все этические выводы и применяемые решения основаны на авторских проектах по изучению факторов доверия и отношения к вакцинации у различных категорий гражданского общества и медицинских работников; а также сотрудничестве со всеми сторонами процесса создания вакцин и их применения; участии в программах ВОЗ по ликвидации актуальных инфекций и непосредственной вовлеченности в международный диалог по осмыслению и формированию рекомендательного ресурса этического сопровождения вакцинопрофилактики в рамках структур ВОЗ и ЮНЕСКО.
Основным методологическим принципом этой работы служит приверженность личностной ответственности за соблюдение морально-этических норм. Примером справедливости выбора данного постулата, безусловно, служит историческая часть книги, а современное развитие этого тезиса прослежено и подтверждено в ходе последующего изложения.
Именно на историческом опыте необходимо специально подчеркнуть один неопровержимый факт и наиболее значимый аргумент. Невозможно назвать какое-либо другое конкретное медицинское событие/вмешательство, которое бы так много сделало для спасения жизни людей и, прежде всего, снижения детской заболеваемости и смертности, как имму-
низация. Однако кажущаяся легкость введения вакцины противоречит сложной истории исследований и разработок каждой из вакцин, используемых сегодня. Существующий ныне календарь прививок детей можно рассматривать как памятник, воплощающий эту историю, свидетельствующий о более чем 200-летнем пути фундаментальных и прикладных исследований, моральных рассуждений и духовных подвигов людей, работающих в этой области.
Достигнутый успех во многом был определен солидарностью действий, преодолевающей государственные границы, личные интересы, культуральные различия, политические амбиции и экономические выгоды.
В рамках конференции была также проведена выставка постеров по теме «Солидарность и сотрудничество при оказании медицинской помощи», подготовленных студентов СПбГП-МУ. Можно заключить, что третий Всемирный день биоэтики в СПбГПМУ прошел успешно. Он показал важность формирования биоэтического мышления и пропаганды принципов и правил биоэтики, направленных на защиту прав и достоинства человека в современном мире, в том числе во всех областях современной медицины, как клинической, так и научно-исследовательской деятельности.
ЛИТЕРАТУРА
1. Всеобщая декларация о биоэтике и правах человека. Принята резолюцией Генеральной конференции ЮНЕСКО 19 октября 2005 г Доступен по: http:// www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/ bioethics_and_hr. shtml (дата обращения 13.12.2018).
2. Кубарь О. И., Микиртичан Г. Л., Седова Н. Н., Лихт-шангоф А. З. Авторитетное участие российских медицинских центров в программе ЮНЕСКО по профессиональной подготовке и информации в области биоэтики. Биоэтика. 2018; 2 (22): 25-29.
3. Лихтшангоф А. З. Равенство, справедливость и равноправие: Всемирный день биоэтики в СПбГПМУ. Медицина и организация здравоохранения. 2017; 2 (4): 44-48.
4. Микиртичан Г. Л., Лихтшангоф А. З. Всемирный день биоэтики в Санкт-Петербургском государственном педиатрическом медицинском университете. Медицина и организация здравоохранения. 2017; 2 (1): 62-67.
5. тен Хаве Х. Деятельность ЮНЕСКО в области биоэтики. Казанский медицинский журнал. 2008; 89 (4): 377-383.
6. Mikirtichan G. Interview to Russia St. Petersburg's head of unit. Bioethical Voices: Newsletter of the UNESCO Chair in Bioethics. Dec. 2014; 1 (2): 37-38.
7. UNESCO Chair in Bioethics, Haifa. Доступен по: http://www.unesco-chair-bioethics.org (дата обращения 13.12.2018).
REFERENCES
1. Vseobshhaja deklaracija o biojetike i pravah cheloveka. [Universal Declaration on Bioethics and Human Rights]. Available at: http://www.un.org/ru/documents/decl_ conv/declarations/bioethics_and_hr. shtml (accessed 13.12.2018) (in Russian).
2. Kubar O. I., Mikirtichan G. L., Sedova N. N., Liht-shangofA. Z. Avtoritetnoe uchastie rossijskih medicinskih centrov v programme YUNESKO po professional'noj podgotovke i informacii v oblasti bioehtiki. [Authoritative participation of Russian medical centers in the UNESCO program on training and information in the field of bioethics]. Bioethics. 2018; 2 (22): 25-29. (in Russian)
3. Lihtshangof A. Z. Ravenstvo, spravedlivost' i ravnopra-vie: Vsemirnyj den' bioehtiki v SPbGPMU. [Equality, justice and equity: World Bioethics Day at SPbGMU]. Medicine and Health Care Organization. 2017; 2 (4): 44-48. (in Russian).
4. Mikirtichan G. L., Likhtshangof A. Z. Vsemirnyj den' biojetiki v Sankt-Peterburgskom gosudarstvennom pe-diatricheskom medicinskom universitete. [World Day of Bioethics in St. Petersburg State Pediatric Medical University]. Medicine and Health Care Organization. 2017; 2 (1): 62-67. (in Russian).
5. ten Have H. Deyatelnost UNESCO v oblasti bioetiki [UNESCO activities in the field of bioethics]. Kazanskiy med-itsinskiy zhurnal. 2008; 89 (4): 377-383. (in Russian).
6. Mikirtichan G. Interview to Russia St. Petersburg's head of unit. Bioethical Voices: Newsletter of the UNESCO Chair in Bioethics. Dec. 2014; 1 (2): 37-38.
7. UNESCO Chair in Bioethics, Haifa. Available at: http:// www.unesco-chair-bioethics.org (accessed 13.12.2018).
MEDICINE AMD HEALTH [ARE ORGANIZATION
ТОМ 3 № 4 2018
eISSN 2658-4220