Научная статья на тему 'Проблемы преемственности начального и среднего образования в развитии воображения учащихся'

Проблемы преемственности начального и среднего образования в развитии воображения учащихся Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
167
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВООБРАЖЕНИЕ / ОБУЧЕНИЕ / ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ / ПРОБЛЕМЫ В ПРЕЕМСТВЕННОСТИ / ВЫПУСКНИКИ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ / СРЕДНЯЯ ШКОЛА / НАЧАЛЬНЫЕ КЛАССЫ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хагажеева И.Р., Вологирова С.А.

В статье рассматриваются проблемы преемственности начального и среднего образования в развитии воображения учащихся, описываются результаты опроса учителей начального и среднего звена по проблемам реализации преемственности развития воображения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Хагажеева И.Р., Вологирова С.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы преемственности начального и среднего образования в развитии воображения учащихся»

Теория и методика обучения и воспитания

91

8. Сметанин А.В. Архангельская область: истоки, свершения, перспективы / А.В. Сметанин. - Архангельск: Правда Севера, 2007. - 300 с.

9. Экономические и социальные проблемы развития Европейского Севера: сб. научных трудов / Федер. агентство по образов., АГТУ, Ин-т эконом., фин. и бизнеса; отв. за вып. М.Л. Репова. - Архангельск: АГТУ, 2006. -204 с.

ПРОБЛЕМЫ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ НАЧАЛЬНОГО И СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В РАЗВИТИИ ВООБРАЖЕНИЯ УЧАЩИХСЯ

© Хагажеева И.Р.*, Вологирова С.А.*

Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова,

г. Нальчик

В статье рассматриваются проблемы преемственности начального и среднего образования в развитии воображения учащихся, описываются результаты опроса учителей начального и среднего звена по проблемам реализации преемственности развития воображения.

Ключевые слова воображение, обучение, преемственность, проблемы в преемственности, выпускники начальной школы, средняя школа, начальные классы, образовательный процесс.

Воображение - это важнейшая сторона нашей жизни. Представьте на минуту, что человек не обладал бы фантазией. Мы лишились бы всех научных открытий и произведений искусства. Дети не услышали бы сказок и не смогли бы играть во многие игры. Проще сказать - лишите человека фантазии и прогресс остановиться [3]. Но воображение, как и любая психическая функция ребенка, требует педагогической заботы. Особое внимание в развитии воображения требуется уделить в переходные периоды. При переходе из одной ступени обучения в другую, учителя начальных классов и учителя предметники должны соблюдать преемственность воображения. Совместно обсуждать единые цели обучения и воспитания, организовывать совместные мероприятия и т.д.

Многолетний опыт работы показывает, что формирование новых знаний с опорой на знакомый учащимся материал, с использованием знакомых им оборотов речи, иногда даже копирование или подражание учителю на-

* Доцент кафедры Педагогики и психологии Педагогического института, кандидат педагогических наук, доцент.

* Магистрант направления 44.04.01 «Педагогическое образование», магистерская программа «Педагогическая психология».

92

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ

чальной школы, к которому дети так привыкли, дает хороший результат. Постепенно на знакомый детям материал начальной школы, накладывается новая математическая терминология, одновременно это помогает развивать логическое и аналитическое мышление, умение обобщать и делать выводы. Знания, полученные учащимися в начальной школе, выходят на новый качественный уровень, дополняются новыми теоретическими сведениями. Совместные усилия учителей начальной школы и учителей среднего звена по определению единых требований к ответу ученика, формам и методам контроля, при обязательном постепенном разъяснении детям этих требований, на переходном этапе, дают хорошие результаты. Очень полезно проведение совместных семинаров о возрастных особенностях развития детей данного возраста [2]. Нередко случается так, что ученик, отлично (или хорошо) закончивший начальную школу, перейдя в пятый класс, теряет интерес к учебе, у него падает успеваемость. Вместо одного, привычного учителя, ребенку приходится взаимодействовать со многими учителями-предметниками. Появляются новые требования, возрастает ответственность и требования. Педагоги относятся к пятиклассникам не как к малышам, а как к самостоятельным, сформировавшимся ученикам, и проявляют к ним соответствующие требования. Ребенок попадает под влияние различных педагогических стилей и уровней. Большее количество учителей порождает вариативность поведения школьников. Одни учителя предпочитают «живые» уроки, когда дети активно работают, самостоятельно или сообща выдвигают гипотезы, всевозможные предположения, устанавливают причинно-следственные связи, вступают в учебные дискуссии, спорят с товарищами, отстаивая свою точку зрения.

Четвертый год обучения в младших классах завершает первый этап школьной жизни ребенка. Четвероклассники - это выпускники начальной школы. Именно этот факт во многом определяет те акценты, которые расставляют взрослые во взаимодействии с детьми данного возраста. Перспектива перехода в среднюю школу заставляет взрослых обращать первостепенное внимание на сформированность у четвероклассников учебных умений и навыков.

Согласно исследованиям продуктивных педагогических систем каждая последующая система образования будет качественной и продуктивной только в том случае, когда станет отслеживать результаты приобщения выпускников к учебной деятельности в последующей ступени общеобразовательной школы, и станет корректировать педагогический процесс на каждом этапе образования [4].

Ребенок попадает под влияние различных педагогических стилей и уровней. Большее количество учителей порождает вариативность поведения школьников. Одни учителя предпочитают «живые» уроки, когда дети активно работают, самостоятельно или сообща выдвигают гипотезы, всевозможные предположения, устанавливают причинно -следственные связи,

Теория и методика обучения и воспитания

93

вступают в учебные дискуссии, спорят с товарищами, отстаивая свою точку зрения [1]. В подобных условиях активно развивается творческое воображение учащихся.

Предметом нашего исследования является преемственность начального и среднего образования в развитии воображения учащихся. Цель исследования - выявление педагогических проблем преемственности начального и среднего образования в развитии воображения учащихся. Задачи исследования: изучить и проанализировать проблему исследования в психологопедагогической литературе; исследовать практику реализации преемственности в работе учителей начального и среднего звена по развитию воображения учащихся.

Для изучения проблем преемственности в развитии воображения учащихся нами было проведено исследование в МОУ Лицей № 1 г. Нарткалы. В ходе исследования нами были составлены вопросы, как для учителей начальных классов, так и для учителей-предметников.

Опросник для учителя-предметника включал следующие вопросы: обсуждаете ли вы цели и задачи, содержание, формы, методы обучения с учителями начальных классов в целях развития творческого воображения, посещаете ли вы урочные или внеклассные мероприятия в начальной школе; проводите ли вы педсоветы, направленные на решение проблем преемственности в развитии воображения учащихся; разрабатываются ли планы мероприятий по преемственности в развитии воображения учащихся начальных и средних классов; разрабатываете ли вы систему заданий, направленные на развитие и совершенствование воображения учащихся? Результаты опроса показали, что 30 % учителей-предметников всегда обсуждают цели и задачи обучения с учителями начальных классов в целях развития воображения, 60 % - часто и 10 % - редко. Это означает, что не все учителя-предметники знают цели и задачи начальной школы в развитии воображения учащихся. Если даже один учитель-предметник не уделяет достаточно внимания развитию творческого воображения, то это чревато тем, что может пострадать целая параллель учеников пятых классов. Касаясь обсуждения содержания обучения с учителями начальных классов в целях развития творческого воображения выявлено, что 10 % учителей-предметников всегда обсуждают, 60 % - часто и 30 % - редко. Следовательно, трое из десяти учителей-предметников не знают, чему учат детей в начальных классах, на базе какого материала осуществляется развитие воображение младших школьников. В таких условиях работа таких учителей средней школы не может обеспечивать полноценную преемственность в развитии воображения учащихся. Следующий вопрос опирался на обсуждение формы обучения с учителями начальных классов в целях развития воображения и выявлено что 20 % - всегда обсуждают, 20 % - часто, 50 % - редко и 10 % - никогда. Значит, шестеро из десяти учителей-предметников не заботятся о со-

94

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ

блюдении преемственности форм обучения с целью развития воображения учащихся. Касаясь обсуждения методов обучения в целях развития воображения выявлено, что 70 % учителей-предметников - часто обсуждают и 30 % -редко. Это говорит о том, что 30 % учителей-предметников не обновляют методы и приемы обучения в целях развития воображения учащихся. В ходе исследования было выявлено, что 20 % учителей-предметников всегда посещают урочные и внеклассные мероприятия в начальной школе, 40 % -часто и 40 % - редко. Учителя-предметники должны обязательно познакомиться с будущими учениками. По нашему опросу видно, что они редко посещают свой будущий класс. Следующий вопрос касался разработки планов мероприятий по преемственности в развитии воображения учащихся начальной и средней школы, 10 % ответили, что всегда разрабатывают, 60 % -часто и 30 % - редко. Что касается разработки систем заданий, направленных на развитие и совершенствование воображения учащихся, то 20 % ответили, что всегда разрабатывают, 50 % - часто и 30 % - редко. Система заданий необходима для развития и совершенствования творческого воображения учащихся, однако трое из десяти учителей предметников не уделяют этой проблеме должного внимания.

В ходе исследования по таким же вопросам были опрошены учителя начальных классов. В ходе опроса было выявлено, что 40 % учителей начальных классов не обсуждают задачи обучения с учителями-предметника-ми в целях развития памяти, 30 % учителей ответили, что редко и лишь 30 % учителей начальных классов ответили, что часто обсуждают этот вопрос. Это показывает, что 7 из десяти учителей начальной школы осуществляют преемственность в развитии воображения школьников нецеленаправленно, иначе говоря, бессистемно. В ходе опроса учителей начальных классов также было выявлено, что 10 % не занимается обсуждением содержания обучения, 70 % обсуждают часто, и 20 % обсуждают редко. Это показывает, что трое из десяти учителей начальных классов не интересуются содержанием образования в пятых классах, что может серьезно осложнить процесс адаптации выпускников к обучению в пятых классах. Следующий вопрос был направлен на определение факта обсуждения форм обучения с учителями-предметниками с целью развития воображения. Было выявлено, что 20 % учителей ответили «никогда», а 80 % учителей ответили «редко». Это значит, что двое из десяти не задумываются, а восемь из десяти учителей думают редко о преемственности, в частности о перспективности форм обучения в развитии воображения при переходе учащихся в пятые классы. Четвертый вопрос касался обсуждения методов обучения для развития воображения, и было выявлено, что 100 % учителей обсуждают, но редко. Это значит, что учителя начальных классов редко интересуются методами обучения в пятых классах, что естественно усложнит процесс адаптации учащихся к обучению в основной школе. Данные результаты показывают, что 70 % учи-

Теория и методика обучения и воспитания

95

телей начальных классов часто посещают урочные и внеклассные мероприятия в средней школе, 30 % посещают, но редко. Это свидетельствует о том, что трое из десяти учителей начальных классов не могут полноценно реализовать перспективность, преемственность в организации учебно-воспитательного процесса с целью развития творческого воображения. В ходе опроса было выявлено, что 50 % учителей начальных классов проводят совместные педсоветы с учителями предметниками, направленные на решение проблем преемственности в развитии воображения учащихся, 40 % -часто, и 10 % - никогда.

На вопрос: «разрабатываете ли совместные планы мероприятий по преемственности в развитии воображения учащихся» учителя начальных классов ответили следующим образом: 30 % - часто, а 70 % - редко. Это свидетельствует о том, что у семи из десяти учителей начальных классов преемственность в развитии воображения осуществляется непланомерно, иначе говоря, бессистемно, эпизодично. В ходе исследования, было выявлено, что 50 % опрошенных нами учителей начальных классов часто разрабатывают систему заданий, направленную на развитие воображения учащихся, 40 % -редко и 10 % - никогда не разрабатывают. Значит, пятеро учителей начальной школы из десяти редко разрабатывают систему заданий для развития воображения младших школьников, то есть каждый второй педагог не заботится о развитии важнейшего психического процесса, который лежит в основе творческой исследовательской деятельности.

На основе представленных данных, можно сделать вывод, что у учителей-предметников и учителей начальных классов редко проходит совместная разработка планов мероприятий по реализации преемственности в развитии воображения учащихся. Выявлено, что не все учителя-предметники знакомятся со своими будущими пятиклассниками. Это может сделать переход младших школьников в среднее звено болезненным. Проблема преемственности в развитии воображения учащихся разрешима лишь только в том случае, если учителя-предметники и учителя начальных классов будут работать совместно.

Список литературы:

1. Гафурова И.М. Педагогический совет. Проблема преемственности при переходе учащихся из начальной школы в основную. - 2003.

2. Вальчук Е.В. Преемственность начальной и средней школы. - Саранск, 2006.

3. Выгодский Л.С. Воображение и его развитие в детском возрасте. -М., 1987.

4. Хагажеева И.Р. Акмеология достижения базисного критерия качества дошкольной системы образования // Психодидактика высшего и среднего образования: материалы девятой международной научно-практической конференции, 10-12 апреля 2012. - Часть 1. - С. 321-326.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.