Интернет-журнал «Мир науки» ISSN 2309-4265 http://mir-nauki.com/ 2016, Том 4, номер 6 (ноябрь - декабрь) http://mir-nauki.com/vol4-6.html URL статьи: http://mir-nauki.com/PDF/70PDMN616.pdf Статья опубликована 30.01.2017 Ссылка для цитирования этой статьи:
Каншокова Ф.З., Анаев М.А. Проблемы преемственности начального и среднего образования в развитии логического мышления учащихся // Интернет-журнал «Мир науки» 2016, Том 4, номер 6 http://mir-nauki.com/PDF/70PDMN616.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.
УДК 37
Каншокова Фатима Зауровна
ФГБОУ ВО «Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова», Россия, Нальчик
Педагогический институт Магистрант 2 года обучения E-mail: kanshokova94@mail.ru
Анаев Марат Азретович
ФГБОУ ВО «Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова», Россия, Нальчик
Педагогический институт Доцент кафедры «Педагогического образования» Кандидат психологических наук, доцент E-mail: amara07@rambler.ru
Проблемы преемственности начального и среднего образования в развитии логического мышления учащихся
Аннотация. Статья посвящена проблемам преемственности начального и среднего образования в развитии логического мышления учащихся. В статье определены предмет, цели и задачи исследования, раскрываются понятия преемственность, мышление, логика, логическое мышление. В ходе эксперимента нами был составлен опросник для учителей начальных классов и для учителей-предметников. Было выявлено, что преемственность в деятельности учителей недостаточно осуществляется, не проходит взаимное ознакомление с методами и формами учебно-воспитательной работы, редко проходит предварительное знакомство с будущими учениками, что приводит учащихся к дискомфорту. В ходе исследования нами были проверены учащиеся 4 и 5 классов для того, чтобы определить есть ли разница в выполнении данной методики. Была взята методика «Выделение существенных признаков» для исследования особенностей логического мышления, способности дифференциации существенных признаков предметов или явлений от несущественных второстепенных. Учащимся были выданы бланки с напечатанными на нем рядами слов, где каждый ряд состоит из пяти слов в скобках и одного - перед скобками. Нужно было выбрать из этих пяти слов два тесно связанных слова. После проведения диагностики было выявлено, что учащиеся 4 классов справились с данным заданием намного легче чем учащиеся 5 класса. На основе представленных данных сделан вывод, что из-за того, что не осуществляется преемственность, обучение в средних классах становится более болезненным, эта проблема будет разрешима лишь в том случае, если учителя начальных классов и учителя-предметники будут работать совместно.
Ключевые слова: преемственность; преемственность в образовании; мышление; логика; логическое мышление
70PDMN616
Для современной образовательной системы важной является проблема развития психических процессов, которые развиваются в процессе деятельности.
Учебная деятельность младших школьников создает большие возможности для становления психических процессов, которые могут составлять основу тех или иных способностей. Этот процесс должен быть непрерывным и последовательным. Решение этих вопросов во многом определяется преемственностью в деятельности учителей начальной и средней школы [6].
Переход из младшей школы в среднее звено является одним из самых трудных периодов в жизни школьников, так как это в первую очередь новый образ жизни, новое положение в социуме [5].
Пятый класс является одним из самых трудных этапов в жизни каждого ученика и является для некоторых учеников, родителей и учителей зачастую очень проблемным. Взяв пятый класс под свою ответственность классный руководитель должен за короткий срок времени узнать детей, их родителей и стать их влиятельным наставником. С каждым годом насчитывается все большее количество учеников, которые испытывают затруднения в обучении и к новым условиям организации учебного процесса [7].
Затруднения, появившиеся у учащихся в 5 классе, зачастую, могут быть связаны с сменой обстановки, разностью требований со стороны учителей-предметников, также меняется стиль общения учителей с учащимися, увеличивается учебная нагрузка, школьникам приходится усваивать более объемные материалы, им трудно привыкнуть к тому, что каждый учитель по-своему преподносит материал и по-своему оценивает. Все выше перечисленное говорит нам о том, что это может привести учеников к психологическому дискомфорту, к стрессовым ситуациям, напряжению, и естественно, к потере успеваемости [9].
Для обеспечения эффективности и для улучшения качества учебной деятельности в средних классах важно обеспечить преемственность обучения и воспитания школьников.
Преемственность - это непрерывный процесс воспитания и обучения ребенка; переход к новому состоянию, сохраняя ряд тех или иных элементов целого [4].
Изучению проявлений преемственности на различных этапах образовательной системы посвящены исследования Б.Ш. Алиевой, Б.Г. Ананьева, А.К. Бушля, Г.М. Гаджиева, Г.А. Карахоновой, Д.М. Маллаева, Ю.А. Самарина и др.
Согласно исследованиям продуктивных педагогических систем, каждая последующая система образования будет качественной и продуктивной только в том случае, когда станет отслеживать результаты приобщения выпускников к учебной деятельности в последующей ступени общеобразовательной школы, и станет корректировать педагогический процесс на каждом этапе образования [11].
Одной из основ развивающего обучения является один из видов интеллектуального развития - развитие логического мышления у учащихся начальной и средней школ [10].
Мышление человека - это психический процесс обработки информации и установления связи между предметами, их свойствами или явлениями окружающего мира [8].
Логика в переводе с греческого означает «наука о правильном мышлении». Главная задача логики заключается в определении как прийти к выводу из имеющихся предпосылок и получить истинное знание о предмете размышления для того, чтобы глубже разобраться в нюансах изучаемого предмета мысли [2].
Логическое мышление - это мыслительный процесс, целью которого является получение обоснованного вывода из имеющихся предпосылок. Логическому мышлению свойственны такие свойства как доказательность и рассудительность.
Под логическим мышлением понимается способность и умение ребенка младшего школьного возраста самостоятельно производить простые логические действия, а также составные логические операции. Практика показывает, что если простые логические действия в определенной мере формируются у каждого человека стихийно, то составные логические операции, имеющие более сложный и комплексный характер, у большинства людей сами по себе не формируются, их развитие требует специальной целенаправленной методической работы. Период младшего школьного возраста и переход в среднее звено является чувствительным и психологически благоприятным для того, чтобы стимулировать и развивать простые логические действия. В дальнейшем наличие этой базы поможет организовать специальную работу по формированию логических операций: обучению рассуждениям и способам доказательств [3].
Проблемой развития логического мышления учащихся занимались многие зарубежные и отечественные ученые Ж. Пиаже, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, С.А. Рубинштейн и др.
При переходе младшего школьника в среднее звено помощь педагога должна быть направлена на укрепление и совершенствование логического мышления, так как на каждом возрастном этапе ребенок занимает определенное место в системе общественных отношений, которое претерпевает существенные изменения [1].
Предметом нашего исследования является преемственность начального и среднего образования в развитии логического мышления учащихся.
Цель исследования заключается в выявлении и исследовании педагогических проблем преемственности в развитии логического мышления учащихся. Для ее реализации мы поставили перед собой следующие задачи: 1) изучить и проанализировать проблему исследования в психолого-педагогической литературе; 2) провести диагностику уровня развития логического мышления учащихся 4-5 классов; 3) изучить практику реализации преемственности в развитии логического мышления учителями начальных и средних классов.
Для изучения проблем преемственности в развитии логического мышления учащихся нами было проведено исследование в МКОУ СОШ №24 г.о. Нальчик. Суть исследования состояла в том, чтобы изучить практику работы учителей начальных и средних классов по развитию логического мышления и определить, как реализуется преемственность, а также сравнить результаты диагностик учащихся 4 и 5 классов. Так как преемственность осуществляется в двух направлениях: от среднего к начальному и от начального к среднему образованию, то мы решили выяснить что делают учителя начальной школы для осуществления преемственной связи, а также что осуществляется учителями-предметниками.
Нами были составлены вопросы для учителей начальных классов и для учителей-предметников. Опросник для учителей-предметников включал следующие вопросы: обсуждаете ли вы цели и задачи, содержание, формы, методы обучения с учителями начальных классов в целях развития логического мышления учащихся, посещаете ли вы урочные и внеклассные мероприятия в начальной школе, проводите ли совместные педсоветы, разрабатываете ли вы планы мероприятий по преемственности в развитии логического мышления учащихся, разрабатываете ли вы систему заданий на развитие и совершенствование логического мышления учащихся.
Результаты опроса показали, что 40% учителей-предметников часто обсуждают цели и задачи обучения с учителями начальных классов в целях развития логического мышления,
50% - редко и 10% - никогда. Это означает, что больше половины учителей-предметников редко изучают программу, учебники и методики по развитию логического мышления для начальных классов и среднего звена, т.е. уделяется мало усилий на то, чтобы ученик на всех этапах учебы находился в единой педагогической среде.
Следующий вопрос опирался на обсуждение содержания обучения с учителями начальных классов в целях развития мышления и выявлено, что 70% ответили, что часто обсуждают, 20% - редко и 10% - никогда. Данные результаты показывают, что лишь малая часть учителей редко обсуждает содержание образования, ведь только при взаимодействии учителей возможно достичь определенных результатов. То есть эти учителя не могут обеспечить полноценную стыковку содержания образования в 5 классах без дублирования или расхождений.
В ходе исследования было выявлено, что 30% часто обсуждают формы обучения, 60% редко и 10% никогда, т.е. на рассматривают вопросы методик по отдельным учебным темам, не опираются на развитие мышления. Касаясь обсуждения методов обучения выявлено, что 10% часто обсуждает, 90% - редко. Это показывает нам, что лишь малая часть учителей-предметников стремится обновить методы и приемы обучения в целях развития мышления учащихся. Использование методов активации и приемы дифференцированного обучения способствует успешному развитию интеллектуальных способностей учащихся. Было выявлено, что 30% учителей часто посещают урочные и внеклассные мероприятия в начальной школе, 60% редко и 10% никогда не посещают. Нужно, чтобы было взаимопосещение, учителя-предметники должны знакомиться с будущими учениками. По выявленным данным видно, что редко проводятся совместные педсоветы, которые направлены на решение проблем преемственности в развитии мышления учащихся, не обсуждается решение вопросов по развитию психических процессов, отсутствует совместная методическая работа учителей-предметников с учителями начальных классов. Следующий вопрос касался разработки планов мероприятий по преемственности в развитии мышления учащихся начальной и средней школы, 50% ответили, что часто разрабатывают, 40% редко и 10% никогда, это показывает, что редко организуется учебно-воспитательный процесс в адаптационный период. Что касается разработки систем заданий, то лишь 10% часто разрабатывает материал, 70% редко и 20% никогда. Система заданий необходима для коррекции и совершенствования мышления учащихся, а также для снижения тревожности, возбудимости и агрессии.
В ходе исследования были опрошены и учителя начальных классов. В ходе опроса было выявлено, что 1 учитель из 10 (10%) учителей не занимается обсуждением целей и задач обучения с учителями-предметниками в целях развития мышления, 8 учителей (80%) ответили, что редко и лишь 1 учитель (10%) ответил, что часто обсуждает этот вопрос. Следующий вопрос был направлен на выяснение обсуждают ли учителя начальных классов содержание обучения с учителями-предметниками в целях развития мышления, и мы получили, что 1 из 10 учителей никогда не обсуждает, а 9 из 10 (90%) учителей обсуждают, но редко. 3 вопрос был направлен на обсуждение формы обучения с учителями-предметниками. Было выявлено, что 1 учитель (10%) ответил «никогда», а 9 учителей (90%) «редко». Не мало важным является обсуждение методов обучения, где было выявлено, 10 из 10 учителей обсуждают, но редко. В ходе опроса мы также сделали акцент на взаимопосещении уроков и внеклассных мероприятий учителями и выявили, что 30% посещают часто, 60% редко и 10% никогда не посещают уроки учителей-предметников. Для достижения хороших результатов нужно проводить совместные педсоветы, которые направлены на решение проблем преемственности в развитии мышления учащихся. При опросе ответили, что 20% часто, 70% редко и 10% никогда не ходят на совместные педсоветы, т.е. отсутствует совместная методическая работа. В ходе исследования было выявлено, что 40% часто разрабатывает
планы мероприятий, направленных на развитие мышления учащихся, а 60% редко. 30% опрошенных нами учителей также ответили, что они часто разрабатывают систему заданий на развитие и совершенствование мышления учащихся, 60% редко и 10% никогда не разрабатывают.
Таким образом, можно отметить, что в работе учителей отсутствует информационно-просветительский аспект, т.е. взаимное ознакомление с задачами учебно-воспитательной работы. В ходе исследования было выявлено отсутствие методического аспекта, не проходит взаимное ознакомление с методами и формами учебно-воспитательной работы. Выявлено, что редко проходит предварительное знакомство с будущими учениками и курирование бывших воспитанников после того как они перешли в 5 класс. Реализация преемственности возможна при непрерывном взаимодействии и систематическом посещении уроков учителями начальных классов и учителями-предметниками. Можно с уверенностью сказать, что проблема преемственности разрешима даже с теми трудностями, которые испытывают учителя, но разрешима лишь в том случае, если в работе над ней будет участвовать начальная и средняя школа.
Для определения и обоснования педагогических условий осуществления преемственности в развитии мышления учащихся начальной школы и среднего звена необходимо было выявить уровень развития мышления учащихся, а затем определить реализацию преемственности учителями начальных классов и учителями-предметниками.
В ходе исследования нами использовались такие основные методы диагностики, как беседа, наблюдение, эксперимент, анкетирование, опрос и математическая обработка данных.
Для определения состояния уровня развитости логического мышления мы провели методику «Выделение существенных признаков». Учащимся предлагается ряд из слов, в каждой строчке перед скобками стоит одно слово, а в скобках 5 слов на выбор. Из этих 5 слов они должны были выбрать 2 слова, которые больше всего находятся в тесной связи со словом перед скобкой. Задания указаны в приложении.
После проведения диагностического исследования осуществлялся качественный анализ, определялись знания и умения ребенка, уровни развития мышления учащихся 4 «А» и 5 «В» классов. Результаты показаны на рисунках 1 и 2.
4 \ "А" класс
15% ■ высокий
40% ■ средний
■ низкий
45%
Рисунок 1. Уровень развития мышления учащихся 4 «А » класса (разработано авторами)
Исходя из данных, указанных на рис.1 можно отметить, что среди учащихся 4 «А» класса высокий уровень развития мышления насчитывается у 15% учащихся, средний уровень развития мышления у 45% и низкий уровень развития мышления у 40% учащихся. Эксперимент показал, что уровень развития логического мышления у учащихся 4 классов развит хорошо, так как почти все дети выполняли данную методику без особых затруднений, плохие результаты были выявлены у малой части детей, и то из-за того, что они отвлекались и разговаривали.
Результаты учащихся 5 класса представлены на рис. 2.
5 мВмкласс
5%
■ высокий
■ средний
■ низкий
Рисунок 2. Уровень развития мышления учащихся 5 «В» класса (разработано авторами)
Из данных результатов можно сделать следующий вывод: у учащихся 4 классов мышление развито намного сильнее, чем у учащихся 5 классов. Это говорит нам о том, что учителя, не осуществляя преемственность в развитии мышления, учащихся ухудшают его развитость.
Проведенное экспериментальное исследование позволяет сделать вывод о необходимости развития мышления у детей. Это необходимо учесть практическому психологу и учителям образовательного учреждения в процессе коррекционно-развивающей работы, так как в исследуемой группе некоторые обучающиеся имеют низкий уровень развития мышления. Полученные данные свидетельствуют о том, что необходима коррекционно-развивающая работа с учащимися, которые показали средний и низкий уровень развития логического мышления.
Теоретический анализ научной литературы, исследование практического состояния проблемы преемственности в развитии мышления младших школьников и учащихся средних классов, а также экспериментальная работа, проводимая нами, показали, что между традиционной практической деятельностью педагогов и возрастающими требованиями к развитию мышления детей существует противоречие. Педагоги, развивая мыслительные способности по традиционным методикам, недостаточно внимания уделяют процессу преемственности в развитии мышления учащихся начальных и средних классов, обычно пренебрегают эмоциональным и игровым фоном обучения у младших школьников, не заботятся о преемственном повышении воспитательного потенциала развития мышления детей. Для его преодоления необходимы разработка дидактических условий, способствующих преемственности в развитии мышления учащихся начальных и средних классов условиях непрерывного развивающего образования.
Проведенное нами исследование и полученные результаты не претендуют на раскрытие всех аспектов обозначенной проблемы. Нам представляется перспективным совершенствование приемов и методов активизации мыслительной деятельности младших школьников и учащихся средних классов; выработка единых подходов к проблеме преемственности в развитии познавательных способностей младших школьников и учащихся средних классов; подготовка студентов к успешному решению этой проблемы; разработка соответствующих новых диагностических методик, программированных упражнений; научно-методических рекомендаций для педагогов и родителей.
ЛИТЕРАТУРА
1. Акимова М.К. Теоретические подходы к диагностике мышления / М.К. Акимова, В.Т. Козлова // Вопросы психологии. - 2009. - №1, с. 21.
2. Болотина Л.Р. Развитие мышления учащихся // Начальная школа - 2010, №11, с. 17.
3. Выготский Л.С. Педагогическая психология. - М., 2002. - 603 с.
4. Гафурова И.М. Педагогический совет. Проблема преемственности при переходе учащихся из начальной школы в основную - 2003.
5. Дарвиш О.Б. Возрастная психология. - М.: изд-во ВЛАДОС-пресс, 2004.
6. Зак А.З. Развитие умственных способностей младших школьников. Москва «Просвещение», «Владос». - 2008 г.
7. Лебедева Н.В. Психологические основы подготовки младших школьников к обучению в основной школе: учебное пособие по спецкурсу. - Псков: ПГПИ, 2004 - 136 с.
8. Педагогический энциклопедический словарь / под ред. Б.М. Бим-Бад. - М. Большая Российская энциклопедия, 2003 - 528 с.
9. Рабочая книга школьного психолога / под ред. И.В. Дубровиной. - М.: Просвещение, 1991. - 303 с.
10. Ратанова Т.А. Диагностика умственных способностей детей: уч. пособие / Т.А. Ратанова 2-е изд-е, испр. и доп. - М.: Московский психолого-социальный институт: Флинга, 2003. - 168 с.
11. Хагажеева И.Р. Акмеология достижения базисного критерия качества дошкольной системы образования // Психодидактика высшего и среднего образования: материалы 9 международной научно-практической конференции, 10-12 апреля 2012, часть 1. - с. 321-326.
Kanshokova Fatima Zaurovna
Kabardino-Balkarian state university after H.M. Berbekov, Russia, Nalchik
E-mail: kanshokova94@mail.ru
Anaev Marat Azretovich
Kabardino-Balkarian state university after H.M. Berbekov, Russia, Nalchik
E-mail: amara07@rambler.ru
Problems of continuity between primary and secondary education in the development of logical thinking of students
Abstract. The article is devoted to problems of continuity of primary and secondary education in the development of logical thinking of students. The article defines the subject, goals and objectives of the study, concepts such as continuity, thinking, logic, logical thinking. In the experiment, we drew up a questionnaire for primary school teachers and subject teachers. It was revealed that the continuity of teachers is not enough, does not pass the mutual acquaintance with the methods and forms of educational work, rarely has there been a prior acquaintance with future students that leads students to discomfort. In the study, we tested students in 4th and 5th grade in order to determine whether there is a difference in the performance of this technique. Was taken the technique of "Highlighting essential features" to explore the logical thinking abilities of differentiation of the essential features of objects or phenomena from the nonessential secondary. The students were issued with forms printed on it a series of words, where each series consists of five words in parenthesis and one before the parenthesis. We had to choose from these five words two closely related words. After the diagnosis it was revealed that class 4 students coped with this task much easier than students in the 5th grade. Based on the presented data it was concluded that due to the fact that there is no continuity of training in the middle classes becomes more painful, this problem will be solvable only in the case of primary school teachers and subject teachers will work together.
Keywords: continuity; continuity in education; thinking; logic; logical thinking
70PDMN616