Интернет-журнал «Мир науки» ISSN 2309-4265 http ://mir-nauki.com/ 2017, Том 5, номер 1 (январь - февраль) http ://mir-nauki. com/vol5 -1. html URL статьи: http://mir-nauki.com/PDF/19PDMN117.pdf Статья опубликована 27.02.2017 Ссылка для цитирования этой статьи:
Вологирова С.А., Анаев М.А. Проблемы преемственности начального и среднего образования в развитии внимания учащихся // Интернет-журнал «Мир науки» 2017, Том 5, номер 1 http://mir-nauki.com/PDF/19PDMN117.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.
УДК 373
Вологирова Сатаней Альбердовна
ФГБОУ ВО «Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова»
Педагогический институт, Россия, Нальчик Магистрант 2 года обучения E-mail: Vologirova.8483@mail.ru
Анаев Марат Азретович
ФГБОУ ВО «Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова»
Педагогический институт, Россия, Нальчик Доцент кафедры «Педагогического образования» Кандидат психологических наук E-mail: amara07@rambler.ru
Проблемы преемственности начального и среднего образования в развитии внимания учащихся
Аннотация. В данной статье рассмотрены проблемы преемственности начального и среднего образования в развитии внимания учащихся. Ставится задача изучить психолого-педагогическую литературу по преемственности внимания начального и среднего звена и исследовать практику работы учителей начального и среднего звена по развитию внимания учащихся. Целью нашего исследования является выявление педагогических проблем преемственности начального и среднего образования в развитии внимания учащихся. В исследовании принимали участие десять учителей начальных классов и десять учителей среднего звена. Нами были составлены анкеты, как для учителей начальных классов, так и для учителей предметников. Каждая анкета содержит восемь вопросов. После проведения опроса было выявлено, что проблемы преемственности являются актуальной на сегодняшний день и лишь некоторая часть учителей реализует её. Можно сделать вывод, что это связанно с тем, что у учителей-предметников и учителей начальных классов редко проходит совместная разработка планов мероприятий по преемственности в развитии внимания учащихся, что является причиной снижения качества успеваемости и торможения развития всех психических процессов. Это может сделать переход младших школьников в среднее звено болезненным и менее подготовленным. Проблема преемственности разрешима лишь только в том случае, если учителя-предметники и учителя начальных классов будут работать совместно.
Ключевые слова: внимание; обучение; преемственность; выпускники начальной школы; средняя школа; начальные классы; образовательный процесс
На протяжении всего периода обучения в школе, ученик переживает несколько переходов на новую ступень образования. Эти переходы требуют от него приспособления и адаптации к новым условиям обучения. На каждой образовательной ступени существует
определенная стратегия поведения, организация уроков и характер образовательной деятельности [10].
Хороший результат обучения на новой ступени образования дает подражание и копирование учителю, к которому ученики так привыкли [8].
Преемственность - связь между различными этапами или ступенями развития, сущность которой состоит в сохранении тех или иных элементов целого или отдельных его характеристик при переходе к новому состоянию [9].
Переход на новую ступень образования отражается на всех психических процессах, в том числе и внимания. Часто последствия бывают отрицательными, что обусловлено: сменой социальной обстановки; изменением роли учащегося; увеличением учебной нагрузки; изменением режима дня; разностью систем и форм обучения; различием требований со стороны учителей-предметников; изменением стиля общения учителей с детьми [6].
По мнению Миллера О.М., преемственность образования предполагает, что между ступенями школы должны быть установлены закономерные, устойчивые связи с учётом того, что предшествующая ступень образования является естественной базой для последующей ступени. Решение проблемы преемственности позволит создать целостную систему непрерывного образования, адекватно удовлетворяющую образовательные запросы каждой личности в соответствии с её способностями [8].
Успешное развитие у детей всех психических процессов, в том числе и внимания, требует педагогической заботы и плавного перехода с одной ступени обучения на другую [1]. Учителям необходимо соблюдать правило преемственности образования, так как от ошибки даже одного учителя-предметника, который игнорирует существование данной проблемы, может пострадать вся параллель классов [4].
Внимание - это сосредоточенность и направленность психической деятельности человека [7].
Когда у человека нервная система слабая или перевозбужденная, то это приводит к быстрой утомляемости и чрезмерной импульсивности. Основополагающим условием устойчивости внимания является хорошее физическое самочувствие [3].
В любой сознательной деятельности постоянно переплетаются все виды внимания. И каждый из них имеет свои ценные качества. Обращаясь к учителям, К.Д. Ушинский советовал использовать и непроизвольное, и произвольное внимание: «Конечно, сделав занимательным свой урок, вы можете не бояться наскучить детям, но помните, что не все может быть занимательным в ученье, а непременно есть и скучные вещи, и должны быть. Приучите же ребенка делать не только то, что его занимает, но и то, что не занимает, - делать ради удовольствия исполнить свою обязанность». Этот совет полезен каждому: замените слова «приучите же ребенка» словами «самого себя» и получите прекрасную программу тренировки внимания [5].
Для успешного развития устойчивости внимания у учеников, учителям начальных классов и учителям предметникам необходимо совместно обсуждать методы и приемы привлечения и удержания внимания детей, так как без совместной работы невозможно установить закономерные связи между ступенями образования. Учителю - предметнику необходимо учитывать условия и методы развития внимания, которые использовал учитель начальных классов, это должно стать естественной базой для последующей работы с детьми и позволит создать целостную систему непрерывного развития внимания у школьников.
Предмет нашего исследования - преемственность начального и среднего образования в развитии внимания учащихся.
Целью нашего исследования является выявление педагогических проблем преемственности начального и среднего образования в развитии внимания учащихся.
Задачи исследования:
1. изучить психолого-педагогическую литературу по преемственности внимания начального и среднего звена;
2. исследовать практику работы учителей начального и среднего звена по развитию внимания учащихся.
Для изучения проблем преемственности в развитии внимания учащихся нами было проведено исследование в МКОУ СОШ №24 г. Нальчика. Суть исследования состояла в том, чтобы исследовать практику работы учителей начального и среднего звена по развитию внимания учащихся и определить, реализуется ли преемственность. В ходе исследования нами были составлены анкеты, как для учителей начальных классов, так и для учителей предметников. Были опрошены десять учителей начальных классов и десять учителей среднего звена.
Опросник для учителя-предметника:
1. Обсуждаете ли вы цели и задачи обучения с учителями начальных классов в целях развития внимания?
2. Обсуждаете ли вы содержание обучения с учителями начальных классов в целях развития внимания?
3. Обсуждаете ли вы формы обучения с учителями начальных классов в целях развития внимания?
4. Обсуждаете ли вы методы обучения с учителями начальных классов в целях развития творческого внимания?
5. Посещаете ли вы урочные или внеклассные мероприятия в начальной школе?
6. Проводите ли вы педсоветы, направленные на решение проблем преемственности в развитии внимания учащихся?
7. Разрабатываются ли планы мероприятий по преемственности в развитии внимания учащихся начальных и средних классов?
8. Разрабатываете ли вы систему заданий, направленные на развитие и совершенствование внимания учащихся?
После проведения опроса было выявлено, что проблемы преемственности являются актуальной на сегодняшний день и лишь некоторая часть учителей реализует её.
Результаты опроса показали, что 50% учителей - предметников часто обсуждают цели и задачи обучения с учителями начальных классов в целях развития внимания, 40% - редко и 10% - никогда. Это означает, что не все учителя-предметники изучают программу, методики и учебники по развитию внимания для начальных классов и для среднего звена. Если даже один учитель не уделяет достаточно усилий на то, что бы учебник на всех этапах учебы находился в единой педагогической среде, то это чревато последствиям, что страдает целая параллель классов.
Следующий вопрос касался обсуждения содержания обучения с учителями начальных классов в целях развития внимания. Было выявлено, что 10% учителей - предметников всегда обсуждают содержание обучения с учителями начальных классов, 50% - часто и 40% - редко.
Следующий вопрос опирался на обсуждение формы обучения с учителями начальных классов в целях развития внимания и выявлено, что 30% учителей-предметников часто обсуждают формы обучения и учителями начальных классов, 50% - часто и 20% - редко. Достичь определенных результатов, можно только при взаимодействии учителей. Данные результаты показывают, что лишь 30% часто или всегда совместно обсуждают формы обучения.
Касаясь преемственности обсуждения методов обучения, выявлено, что 10% учителей -предметников всегда обсуждают методы обучения с учителями начальных классов, 20% -часто, 60% - редко и 10% - никогда. Это показывает нам, что не все учителя согласуют методы обучения в целях развития внимания учащихся. В то время как соблюдение всех правил преемственности обучения способствует успешному развитию интеллектуальных способностей учащихся, в том числе и развития внимания.
В ходе исследования было выявлено, что 40% учителей-предметников часто посещают урочные и внеклассные мероприятия в начальной школе, 30% редко и 30% никогда. Учителя-предметники должны обязательно познакомиться с будущими учениками. По нашему опросу видно, что они редко посещают свой будущий класс.
По выявленным данным 50% учителей часто участвуют в педсоветах направленных на решение проблем в развитии внимания учащихся, 30% - редко и 20% - никогда. Учителя-предметники должны обязательно познакомиться с будущими учениками. По нашему опросу видно, что редко посещают свой будущий класс.
Следующий вопрос касался разработки планов мероприятий по преемственности в развитии внимания учащихся начальной и средней школы, 10% ответили, что всегда разрабатывают, 60% часто и 30% редко. Что касается разработки систем заданий, направленные на развитие и совершенствование внимания учащихся, то 20% ответили, что всегда разрабатывают, 50% часто и 30% редко.
В ходе исследования были опрошены учителя начальных классов.
Опросник для учителей начальных классов:
1. Обсуждаете ли вы цели и задачи обучения с учителями-предметниками в целях развития внимания?
2. Обсуждаете ли вы содержание обучения с учителями-предметниками в целях развития внимания?
3. Обсуждаете ли вы формы обучения с учителями-предметниками в целях развития внимания?
4. Обсуждаете ли вы методы обучения с учителями-предметниками в целях развития внимания?
5. Посещаете ли вы урочные или внеклассные мероприятия в средней школе?
6. Проводите ли вы педсоветы, направленные на решение проблем преемственности в развитии внимания учащихся?
7. Разрабатываются ли планы мероприятий по преемственности в развитии внимания учащихся начальных и средних классов?
8. Разрабатываете ли вы систему заданий, направленные на развитие и совершенствование внимания учащихся?
Данные результаты показывают, что 30% учителя из 100% учителей не обсуждают цели и задачи обсуждения с учителями-предметниками в целях развития внимания, 40% учителей
ответили, что редко и лишь 30% ответили, что часто обсуждают этот вопрос. Было выявлено, что 10% учителей из 100% не занимается обсуждением содержания обучения, 60% из 100% часто обсуждают, и 30% учителей из 100% обсуждают, но редко, и 10% только иногда. Третий вопрос направлен для обсуждения формы обучения с учителями-предметниками. Было выявлено, что 20% учителей ответили «никогда», а 80% учителей ответили «редко». Следующий вопрос касается обсуждения методов обучения, и было выявлено, что 80% учителей обсуждают, но редко. В ходе опроса было выявлено, что 60% из 100% учителей посещают урочные и внеклассные мероприятия в средней школе, и 40% учителей посещают, но редко. В ходе опроса было выявлено что 50% учителей проводят совместные педсоветы, направленные на решение проблем преемственности в развитии внимания учащихся, 40% учителей часто, и лишь 10% учителей никогда. При опросе ответили, 30% часто, 70% редко разрабатывают совместные планы мероприятий по преемственности в развитии внимания учащихся начальных и средних классов. В ходе исследования, было выявлено, что 60% опрошенных нами учителей ответили, что они часто разрабатывают систему заданий, направленные на развитие внимания учащихся, 30% редко и 10% никогда не разрабатывают.
На основе представленных данных, можно сделать вывод, что у учителей-предметников и учителей начальных классов не достаточно часто проходит совместная разработка планов мероприятий по преемственности в развитии внимания учащихся. Проблема преемственности внимания разрешима лишь только в том случае, если учителя-предметники и учителя начальных классов будут работать совместно, скоординируют требования, методы и приемы обучения и развития внимания у учащихся в 4-х и 5-х классах, разработают систему психологического сопровождения детей в период адаптации. Это снизит падание успеваемости и уровня развития внимания при переходе в основную школу.
ЛИТЕРАТУРА
1. Кузнецова В.К. Вопросы преемственности и адаптации в условиях учебно-воспитательного комплекса // Начальная школа. 1996. №8. С. 9-16.
2. Гафурова И.М. Педагогический совет: Проблема преемственности при переходе учащихся из нач. шк. в основную: Метод. пособие / И.М. Гафурова. - СПб.: Паритет, 2003 (ГИПК Лениздат). - 44, [2] с.: ил., табл.; 20 см.; ISBN 5-93437-1703 (в обл.).
3. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. Высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. - 4-е изд. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. - Кн. 3: Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами психологической статистики. - 640 с. (с. 97).
4. Вальчук Е.В. «Преемственность начальной и средней школы», Саранск, 2006 г.
5. Коломинский Я.Л. Основы психологии. Учебник для учащихся старших классов и студентов первых курсов высших учебных заведений / М.: 2010. - 405 с.
6. Хагажеева И.Р. Акмеология достижения базисного критерия качества дошкольной системы образования // Психодидактика высшего и среднего образования: материалы 9 международной научно-практической конференции, 10-12 апреля 2012, часть 1.
7. Дормашев Ю.Б., Романов В.Я. Психология внимания. - М: Флинта, 2002 г.
8. Миллер О.М., Ядрышникова Т.Л. Диагностика готовности младших школьников к переходу в среднюю школу. - Красноярск, 2001. с. 132-147.
9. Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2008. - 583 с: ил. - (Серия «Учебник для вузов»). ISBN 978-5-272-00062-0.
10. Голуб Г.М. Проблемы преемственности / Г.М. Голуб // Завуч. - 2002. - №6.
Vologirova Satanei Alberdovna
Kabardino-Balkarian state university after H.M. Berbekov Pedagogical institute, Russia, Nalchik E-mail: Vologirova.8483@mail.ru
Anaev Marat Azretovich
Kabardino-Balkarian state university after H.M. Berbekov Pedagogical institute, Russia, Nalchik E-mail: amara07@rambler.ru
Problems of continuity between primary and secondary education in the development of attention of students
Abstract. This article discusses the problem of continuity of primary and secondary education in the development of pupils' attention. The aim is to explore the psychological and pedagogical literature on the continuity of attention primary and secondary level and to explore the practice of teachers in primary and middle managers to develop pupils' attention. The aim of our study is to identify the educational problems of continuity of primary and secondary education in the development of pupils' attention. The study involved ten primary school teachers and teachers of ten middle managers. We have drawn up a questionnaire for primary school teachers, and for subject teachers. Each profile contains eight questions. After the survey it was found that the problems of succession are relevant today, and only some of the teachers implement it. It can be concluded that this is due to the fact that the subject teachers and primary school teachers rarely passes the joint development of action plans for the continuity in the development of pupils' attention, which is the reason for the decline of quality and performance of braking the development of all psychic processes. This can make the transition of younger schoolboys in the middle tier painful and less prepared. succession problem is only solvable if the subject teachers and primary school teachers will work together.
Keywords: attention; education; continuity; graduate secondary school; high school; primary classes; educational process