5. Neyaskina YU.YU. Psikhologicheskie osobennosti lits, sklonnykh k igrovoj zavisimosti (empiricheskoe issledovanie osobennostej obraza "YA" u muzhchin s psikhologicheskim pristrastiem k azartnym igram) / YU.YU. Neyaskina, A.M. Nuzhdina // Vestnik KRAUNTS. gumanitarnye nauki, 2007. 2. S. 15-30.
6. Lebedev I.B. Kiberneticheskaya ludomaniya - novaya oblast psikhologicheskikh issledovanij kriminalnoj agressii podrostkov / I.B. Lebedev, T.P. Filatova // Psikhopedagogika v pravookhranitelnykh organakh, 2013. 1. S. 55 - 59.
Ооржак Лариса Николаевна - кандидат психологических наук, старший преподаватель кафедры психологии и педагогики развития личности Тувинского государственного университета, г. Кызыл, E-mail: [email protected].
Фрокол Анна Семеновна - старший преподаватель кафедры психологии и педагогики развития личности Тувинского государственного университета, г. Кызыл, E-mail: [email protected].
Oorzhak Larisa - Candidate of Psychology, senior lecturer of the Department of Pedagogy and Psychology of personality development of Tuvan State University, Kyzyl, E-mail:[email protected].
Frokol Anna - senior lecturer of the Department of Psychology and Pedagogy of personality development of Tuvan State University, Kyzyl, E-mail: [email protected].
УДК 37(571.51)+370+371
ПРОБЛЕМЫ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ В ОБРАЗОВАНИИ И
ВОЗМОЖНЫЕ ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ (на примере образовательных учреждений Республики Тыва)
Дамба Н. Ч., Ховалыг Н.Н.
Тувинский государственный университет, г. Кызыл
PROBLEMS OF CONTINUITY IN EDUCATION AND POSSIBLE
SOLUTIONS
(for example, educational institutions of the Republic of Tuva)
Damba N., Khovalyg N.
Tuvan State University, Kyzyl
В статье раскрыты актуальные проблемы и возможные пути решения преемственности между дошкольным и начальным звеном образования, начальной и средней школы, между школой и вузом, средним и высшим учебными заведениями (на примере образовательных учреждений Республики Тыва).
Ключевые слова: преемственность, образовательные учреждения, дошкольное образование, начальное образование, средняя школа, высшее учебное заведение, среднее учебное заведение.
The article deals with the current problems and possible solutions of continuity between preschool and primary element of education, primary and secondary schools, between school and university, secondary and higher education institutions (by the example of education institutions of Republic of Tuva).
Key words: continuity, education institutions, preschool education, primary education, secondary school, higher educational establishment, secondary educational establishment.
В педагогической науке о проблеме обеспечения преемственности и непрерывности между дошкольным и начальным звеном образования, преемственности в работе начальной и средней школы, о преемственности между школой и вузом, средним и высшим учебными заведениями говорят и пишут много. Проблема преемственности в образовании считается вечно актуальной.
По определению философского словаря, преемственность — объективная необходимая связь между новым и старым в процессе развития, одна из наиболее существенных черт закона отрицания отрицания [1]. Диалектически отрицание предполагает не только ликвидацию старого, но и сохранение и дальнейшее развитие того прогрессивного, рационального, что было достигнуто на предыдущих ступенях, без чего невозможно движение вперед ни в бытии, ни в познании. Следовательно, преемственность — связь между новым и старым, как основа поступательного развития.
Проблемы преемственности содержания учебно-воспитательного процесса рассматривались в работах Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова, Л.В. Занкова, Л.А. Венгера, С.М. Годника, Г.В. Дорофеева и др. [2, 3, 4, 5, 6, 7, 8]. В исследованиях по этой проблеме, преемственность рассматривается как условие непрерывного образования.
В соответствии с определением, данным С.М. Годник, под преемственностью понимается последовательное развертывание вузовской системы учебно-воспитательного процесса в диалектической связи с системой деятельности общеобразовательной школы с целью формирования студента как субъекта вузовского обучения и воспитания. По данным исследования С.М. Годник, первокурсники в общей своей массе недостаточно владеют навыками интеллектуального труда, самостоятельной работы, психологически слабо подготовлены к активной познавательной деятельности, к преодолению естественных трудностей перехода из одной системы образования в другую [6].
Преподаватели университета недовольны знаниями первокурсников, считают, что школьные учителя завышают оценки ученикам, а «вчерашние» выпускники школ упрекают высшую школу, что та предъявляет завышенные требования к ним, усложняет правила приёма, завышает баллы при поступлении в вуз. Многие выпускники школ зачастую не умеют получать и перерабатывать большой поток информации, самостоятельно работать с учебным и научным материалом, пытаются выучить наизусть.
Одно из решений проблемы преемственности между школой и вузом в нашей республике - это открытие профильных классов на базе Тувинского государственного университета. На договорных условиях, на базе единственного вуза республики ведется подготовка учащихся в профильных классах: биолого-химическом, физико-математическом, техническом и историческом классах. Профильные классы создаются для повышения качества предметной подготовки, углубленного изучения профильных предметов и для успешного поступления выпускников школ в ТувГУ и другие вузы. Занятия в профильных классах ведут
квалифицированные преподаватели Тувинского госуниверситета с высоким профессиональным уровнем и имеющие опыт работы не только со студентами, но и с учащимися школ.
В профильные классы принимаются учащиеся 11 класса средних общеобразовательных школ. Занятия проводятся во второй половине дня: в будние дни - с 15:30 до 18:30, в субботу - с 14:00 до 17:00 часов. Учебная нагрузка составляет 4 академических часа в неделю по каждому предмету. Программы преподавания профильных дисциплин ориентированы на сдачу ЕГЭ и выполнение олимпиадных заданий. Учащиеся профильных классов ТувГУ имеют преимущество при поступлении в наш университет при равных баллах.
К тому же, обучающиеся в профильных классах школьники имеют высокую мотивацию для поступления в вузы. Посещая занятия преподавателей университета, они привыкают к ведению занятий в вузе, сразу подстраиваются к режиму высшей школы, успешно и лучше адаптируются и хорошо учатся, чем другие сверстники.
Надо отдать должное руководству университета, благодаря которому на протяжении нескольких лет ведётся профориентационная работа структурными подразделениями университета. В частности, преподаватели Кызылского педагогического института, по инициативе директора П.А. Морозова, выезжали в прошлом году в далекий Тоджинский кожуун, побывали в сельских школах с. Ий, Адыр-Кежиг и Тоора-Хема. Не у всех желающих поступить в наш университет, есть выход в интернет и возможность приехать в столицу для знакомства с правилами приёма в ТувГУ из далёкой сельской местности. Школьники и учителя были рады приезду преподавателей и студентов КПИ. Все интересующиеся сведения по нашему университету выпускники школ узнали с первых уст.
Что касается преемственности между средним и высшим учебными заведениями, в частности между Кызылским педагогическим колледжем и Кызылским педагогическим институтом (ранее факультетом начального обучения ТувГУ) были составлены двухступенчатые программы. Выпускники педагогического колледжа имели возможность учиться по сокращённым программам специальностей «Педагогика и методика дошкольного образования» и «Педагогика и методика начального образования».
На данном этапе приём по двухуровневой системе высшего образования (бакалавриат и магистратура) будет проводиться отдельно, в зависимости от уровня образования поступающих студентов. Например, для поступающих на базе среднего профессионального образования и на базе высшего образования можно выбрать вступительные испытания в форме ЕГЭ или в форме вступительного испытания вуза (как на очное, так и на заочное обучение). Далее их зачисляют по конкурсу на первый курс, при условии успешной сдачи вступительных испытаний, затем они могут претендовать на ускоренное обучение по индивидуальным планам.
По требованиям ФГОС педагоги дошкольных организаций должны иметь высшее образование. Следовательно, после окончания педколледжа, число желающих поступить в вуз увеличится в разы.
По словам талантливого психолога и педагога Д.Б. Эльконина, автора теории периодизации психического развития, дошкольный и младший школьный возраст -это одна эпоха человеческого развития, именуемая "детством". По его мнению, дети 3 - 10 лет должны жить общей жизнью, развиваясь и обучаясь в едином образовательном пространстве [2] .
Реализация общей цели и задач образования детей 3-10 лет требует соблюдения ряда психолого-педагогических условий.
На дошкольной ступени: личностно-ориентированное взаимодействие взрослых с детьми; формирование предпосылок учебной деятельности как важнейшего фактора развития ребенка; построение образовательного процесса с использованием адекватных возрасту форм работы с детьми, опора на игру при формировании учебной деятельности.
На ступени начальной школы: опора на уровень достижений дошкольного детства; направленность процесса обучения на формирование умения учиться как важнейшего достижения этого возрастного периода развития; сбалансированность репродуктивной (воспроизводящей готовый образец) и исследовательской, творческой деятельности, коллективных и индивидуальных форм активности.
В этом плане примечательна инициатива руководства Кызылского педагогического училища в лице директора в то время Саая Монге Чаяановича и заместителя директора по научной работе Самчад-оол Лилии Аржааевны. В начале 1990 годов по заданию заместителя министра Министерства образования нашей республики Любови Трифоновны Марченко в педагогическом училище начался эксперимент - стали готовить выпускников сразу по двум специальностям: «Преподавание в начальных классах» и «Дошкольное образование». Выпускники тех лет овладевали параллельно двумя квалификациями - учитель начальных классов и воспитатель дошкольных учреждений, и имели право работать как в дошкольных учреждениях, так и в начальных классах. Научным руководителем этого проекта была назначена к.п.н. Даваа Кандармаа Даваадыровна, которая выезжала на стажировку в г. Орехово-Зуево Московской области, и перенимала опыт работы в этом направлении.
Выпускники тех лет, педагоги начального звена, сопровождали детей, начиная с детского сада до окончания начальной школы. При такой работе, действительно, соблюдался принцип преемственности, педагоги знали психолого-педагогические особенности своих воспитанников и их родителей, те, в свою очередь, знали требования, предъявляемые к ним педагогом.
К сожалению, «экспериментальное обучение» в педучилище не получило дальнейшего развития из-за отсутствия опыта экспериментального исследования в среднем учебном заведении. При продуманном подходе, такая подготовка выпускников частично решила бы проблему преемственности между дошкольным и начальным образованием.
Введение в действие с 1 января 2014 года Федерального государственного стандарта дошкольного образования обусловливает необходимость изучения особенностей преемственности между ФГОС ДО и Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, который действует с 1 сентября 2011 года [9, 10].
Преемственность стандартов дошкольного и начального общего образования заключается в следующем:
- в едином структурно-организационном подходе (требования к структуре, требования к условиям реализации и требования к результатам освоения);
- ориентации на деятельностный подход и возрастные психофизиологические особенности детей;
- организацию инклюзивного образования;
- направленность основных образовательных программ дошкольного и начального образования;
- образовательные области дошкольного образования, в основном, соотносятся с предметами основной образовательной программы начального общего образования.
В прошлом году проблемам преемственности был посвящён круглый стол, организованный сотрудниками Института развития национальной школы Министерства образования и науки РТ. В числе приглашённых воспитателей и учителей начальных классов были специалисты дошкольного отдела г. Кызыла, представители образовательных учреждений Кызылского кожууна. Поделилась опытом работы в МАДОУ №11 г. Кызыла в этом направлении методист Республиканского учебно-методического центра Лидия Санчааевна Саая. В план работы учреждения и начальных классов МБОУ СОШ №3 г. Кызыла включаются совместные мероприятия по преемственности для успешной адаптации детей в школе. Оба учреждения образуют один образовательный округ, расположены на одной территории.
Участники «Круглого стола» предлагали ряд мероприятий в плане преемственности между дошкольным и начальным образованием. Это организация экскурсий в школу, составление совместных игровых программ, проектов, посещение воспитанниками детского сада на базе школ №5, 15 г. Кызыла мини-школ по субботам, организацию выставок рисунков и поделок, а также проведение мастер -классов, открытых уроков в школе, семейных вечеров, тематических утренников и т.д.
Педагоги данных учреждений знают, что подготовка к школе не должна сводиться к формированию умений читать и писать до школы, а должна быть направлена на формирование таких качеств у детей дошкольного возраста, как инициативность, любознательность и способность к творчеству. Воспитатели детского сада стимулируют коммуникативную, познавательную и игровую активность детей в различных видах деятельности. Например, на базе детского сада под руководством директора Соскал Екатерины Васильевны проводятся конкурсы чтецов для воспитанников и воспитателей дошкольных учреждений г. Кызыла, совместно с родителями проводятся мероприятия, посвящённые Дню воспитателя, праздникам мам и отцов. Под руководством старшего воспитателя Сермавкиной Ирины Артемьевны проводятся совместные семинары, педсоветы с учителями начальных классов МБОУ СОШ №3 г. Кызыла с обсуждением актуальных вопросов обучения в 1 классе. Для школьных учителей организация работы по предшкольному образованию дает возможность лучше понять детей и выстроить свою работу в соответствии с их развитием. Знание портрета выпускника ДОУ в соответствии с ФГОС ДО поможет учителю лучше узнать будущих первоклассников:
- физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками, у которого сформированы основные физические качества и потребность в двигательной активности;
- любознательный, активный, интересующийся новым, неизвестным в окружающем мире. Ребенок задает вопросы взрослому, любит экспериментировать, способен самостоятельно действовать;
- эмоционально-отзывчивый, откликается на эмоции близких людей и друзей;
- овладевший средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками. Ребенок адекватно использует вербальные и невербальные средства общения, владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми (договаривается, обменивается предметами, распределяет действия при сотрудничестве);
- способен управлять своим поведением и планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели;
- способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту;
- имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе;
- овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности: умениями работать по правилу и образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции;
- овладевший необходимыми умениями и навыками, необходимыми для осуществления различных видов детской деятельности.
Отзывы о воспитанниках МАДОУ № 11 всегда хорошие. В детском саду хорошо налажена совместная деятельность педагогов и родителей. Родители привлекаются к организации утренников, праздников и спортивных соревнований. Воспитатели и учителя начальных классов работают над общими целями образования детей дошкольного и младшего школьного возраста, как воспитание нравственного человека; охрана и укрепление физического, психического здоровья детей; сохранение и поддержка индивидуальности ребенка.
Новые взгляды на воспитание, обучение и развитие детей, обозначенные в стандартах требуют нового подхода к осуществлению преемственности детского сада и школы. Каждый год на базе детского сада №11 проводят диагностику по определению готовности детей к школе.
Отдельного разговора заслуживают вопросы преемственности в работе начальной и средней школы. В педагогике существует образовательная система развивающего обучения Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова, и учебники по данной системе рекомендованы для начальной и средней школы [2, 3].
При переходе из начальной школы в среднюю учащиеся испытывают сильный стресс. И основными причинами являются большое количество учителей-предметников, у которых разные требования и подходы, а также отсутствие преемственности в программах и учебниках. По мнению учителей-практиков, взаимопосещения уроков учителями 4 и 5 классов поможет решению данной проблемы: учителя освоят особенности проведения уроков, как в начальной, так и в средней школе.
Решение приоритетных задач по освоению детьми универсальных учебных действий (личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных) поможет успешно пройти адаптацию в средней школе.
Библиографический список
1. Философский словарь [Электронный ресурс]. Режим доступа: http : //gufo. me/content_fïl/preemstvenno st-21147.html.
2. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1989. 560 с.
3. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. М.: Педагогика, 1996. 240 с.
4. Занков Л.В. Избранные педагогические труды. М.: Дом педагогики, 1999. 608 с.
5. Годник С.М. Теоретические основы преемственности средней и высшей школы в условиях непрерывного образования. Диссертация д.п.н. по специальности 13.00.01. М., 1990. 394с.
6. Годник С.М. Преемственность воспитательно-образовательной деятельности в условиях непрерывного образования. Перспективы развития системы непрерывного образования: Сб. науч. тр. М.: Педагогика, 1990. С. 148-169.
7. Годник С.М. Педагогическая деятельность: парадоксы теории и практики // Вестник ВГУ. Серия «Проблемы высшего образования». 2001. № 1. С. 27-38.
8. Дорофеев Г.В. Математика. 1 класс. Методические рекомендации. Серия "Перспектива". М., 2013.
9. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Электронный ресурс]. Режим доступа:
www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_154637/?frame=1
10. Федеральный государственный образовательный стандарт начального образования Мистерство образования и науки РФ. М.: Просвещение, 2010. 31 с. (Стандарты второго поколения).
Bibliograficheskij spisok
1. Filosofskij slovar [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http://gufo.me/content_fil/preemstvennost-21147.html.
2. Elkonin D.B. Izbrannye psikhologicheskie trudy. M.: Pedagogika, 1989. 560 s.
3. Davydov V.V. Problemy razvivayuschego obucheniya: opyt teoreticheskogo i eksperimentalnogo psikhologicheskogo issledovaniya. M.: Pedagogika, 1996. 240 s.
4. Zankov L.V. Izbrannye pedagogicheskie trudy. M.: Dom pedagogiki, 1999. 608 s.
5. Godnik S.M. Teoreticheskie osnovy preemstvennosti srednej i vysshej shkoly v usloviyakh nepreryvnogo obrazovaniya. Dissertatsiya d.p.n. po spetsialnosti 13.00.01. M., 1990. 394 s.
6. Godnik S.M. Preemstvennost vospitatelno-obrazovatelnoj deyatelnosti v usloviyakh nepreryvnogo obrazovaniya. Perspektivy razvitiya sistemy nepreryvnogo obrazovaniya: Sb. nauch. tr. m.: Pedagogika, 1990. S. 148-169.
7. Godnik S.M. Pedagogicheskaya deyatelnost: paradoksy teorii i praktiki // Vestnik VGU. Seriya "Problemy vysshego obrazovaniya". 2001. 1. S. 27-38.
8. Dorofeev G.V. Matematika. 1 klass. Metodicheskie rekomendatsii. Seriya "Perspektiva". M.,
2013.
9. Federalnyj gosudarstvennyj obrazovatelnyj standart doshkolnogo obrazovaniya [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa:www.consultant.ru/document/cons_doc_law_154637/?frame=1
10. Federalnyj gosudarstvennyj obrazovatelnyj standart nachalnogo obrazovaniya Misterstvo obrazovaniya i nauki RF. M.: Prosveschenie, 2010. 31 s. (Standarty vtorogo pokoleniya).
Дамба Наталья Чоодуевна - к.п.н., доцент кафедры педагогики Тувинского государственного университета, E-mail: [email protected].
Ховалыг Надежда - аспирант КПИ Тувинского государственного университета, г. Кызыл.
Damba Natalia - Candidate of Pedagogy, assistant professor of the Department of Pedagogy, Tuvan State University, E-mail: [email protected].
Khovalyg Nadezhda - post-graduate of Tuvan State University.