96
ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ
ПРОБЛЕМЫ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ НАЧАЛЬНОГО И СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В РАЗВИТИИ ПАМЯТИ УЧАЩИХСЯ
© Хагажеева И.Р.* *, Каншокова Ф.З.*
Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова,
г. Нальчик
В статье рассматриваются основные проблемы преемственности начального и среднего образования в развитии памяти учащихся, описываются результаты опроса учителей в реализации преемственности.
Ключевые слова преемственность, преемственность в образовании, образовательный процесс, память, обучение, воспитание, информационно-просветительский аспект, методический аспект, практический аспект.
Для современной школы исключительно важной является проблема развития психических процессов, которые развиваются в процессе деятельности. Учебная деятельность младших школьников создает большие возможности для становления психических процессов, которые могут составлять основу тех или иных способностей. Этот процесс должен быть непрерывным и последовательным. Решение этих вопросов во многом определяется преемственностью в деятельности учителей начальной и средней школы.
Преемственность - это связь между явлениями в процессе развития в природе, обществе и познании, когда новое сменяет старое, сохраняет в себе некоторые его элементы. Преемственность в образовании - это система связей, обеспечивающая взаимодействие основных задач, содержания методов обучения и воспитания с целью создания единого непрерывного образовательного процесса на смежных этапах развития ребенка [2].
В школьные годы дети переживают переходные периоды. Проблема преемственности между различными ступенями образования тревожат как учителей, так и родителей. Одной из наиболее сложных периодов является переход из начальной школы в среднее звено и период адаптации учащихся в 5 классах. Для современной школы исключительно важной является проблема развития психических процессов, которые развиваются в деятельности. Учебная деятельность младших школьников создает большие возможности для становления психических процессов, которые могут составлять
* Доцент кафедры Педагогики и психологии Педагогического института, кандидат педагогических наук, доцент.
* Магистрант направления 44.04.01 «Педагогическое образование», магистерская программа «Педагогическая психология».
Теория и методика обучения и воспитания
97
основу тех или иных способностей. Одной из основ развивающего обучения является один из видов интеллектуального развития - развитие памяти у учащихся начальной и средней школ [1].
Память - это способность сохранять и воспроизводить в сознании прежние впечатления, опыт, а также самый запас хранящихся в сознании впечатлений, опыта [4].
При переходе младшего школьника в среднее звено увеличивается учебная деятельность, теперь он должен больше запоминать, буквально заучивать материал, помнить заученное, уметь воспроизводить этот материал через длительное время. С этой целью в традиционный учебный процесс активно введены разнообразные занятия, которые направлены на развитие психических функций учащихся.
Согласно исследованиям продуктивных педагогических систем каждая последующая система образования будет качественной и продуктивной только в том случае, когда станет отслеживать результаты приобщения выпускников к учебной деятельности в последующей ступени общеобразовательной школы, и станет корректировать педагогический процесс на каждом этапе образования [6].
При переходе младшего школьника в среднее звено помощь педагога должна быть направлена на укрепление и совершенствование памяти учащихся, так как на каждом возрастном этапе ребенок занимает определенное место в системе общественных отношений, которое претерпевает существенные изменения.
Предметом нашего исследования является преемственность начального и среднего образования в развитии памяти учащихся.
Целью исследования является выявление педагогических проблем преемственности начального и среднего образования в развитии памяти учащихся. Для ее реализации мы поставили перед собой следующие задачи исследования: 1) изучить и проанализировать предмет исследования в психолого-педагогической литературе; 2) исследовать практику осуществления преемственности учителями начального и среднего звена по развитию памяти учащихся.
Для изучения проблем преемственности в развитии памяти учащихся нами было проведено исследование в МОУ СОШ № 2 г.п. Терек. Суть исследования состояла в том, чтобы изучить практику работы учителей начального и среднего звена по развитию памяти учащихся и определить, как реализуется преемственность. Так как преемственность осуществляется в двух направлениях: от среднего к начальному и от начального к среднему образованию, то мы решили выяснить, что делают учителя начальной школы для осуществления преемственной связи, а также что осуществляется учителями-предметниками.
98
ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ
Нами были составлены вопросы для учителей начальных классов и для учителей-предметников. Опросник для учителя-предметника включал следующие вопросы: обсуждаете ли вы цели и задачи, содержание, формы, методы обучения с учителями начальных классов в целях развития памяти учащихся, посещаете ли вы урочные и внеклассные мероприятия в начальной школе, проводите ли совместные педсоветы, разрабатываете ли вы планы мероприятий по преемственности в развитии памяти учащихся, разрабатываете ли вы систему заданий на развитие и совершенствование памяти учащихся.
Результаты опроса показали, что 40 % учителей-предметников часто обсуждают цели и задачи обучения с учителями начальных классов в целях развития памяти, 50 % - редко и 10 % - никогда. Это означает, что больше половины учителей-предметников редко изучают программу, учебники и методики по развитию памяти для начальных классов и для среднего звена, т.е. уделяется мало усилий на то, чтобы ученик на всех этапах учебы находился в единой педагогической среде.
Следующий вопрос опирался на обсуждение содержания обучения с учителями начальных классов в целях развития памяти и выявлено, что 70 % часто обсуждают, 20 % - редко и 10 % - никогда. Данные результаты показывают, что трое из десяти учителей редко или никогда не обсуждает содержание образования в начальных классах. То есть эти учителя не могут обеспечить полноценную стыковку содержания образования в пятых классах без дублирования или расхождений.
В ходе исследования было выявлено, что 30 % предметников часто обсуждают формы обучения, 60 % редко и 10 % никогда, т.е. это свидетельствует о том, что преемственность форм обучения в развитии памяти не реализуется семью учителями из десяти.
Касаясь преемственности обсуждения методов обучения выявлено, что 10 % часто обсуждает, 90 % - редко. Это показывает нам, что девять из десяти учителей-предметников не согласуют методы и приемы обучения в целях развития памяти учащихся, на базе которых они получали образование в начальных классах. В то время как использование методов активации и приемов дифференцированного обучения способствует успешному развитию интеллектуальных способностей учащихся, в том числе и памяти.
Было выявлено, что 30 % учителей часто посещают урочные и внеклассные мероприятия в начальной школе, 60 % - редко и 10 % - никогда не посещают. Следовательно, лишь трое из десяти учителей предметников непосредственно имеют возможность наблюдать за методическими приемами обучения в начальной школе и учитывать их при обучении пятиклассников. Взаимопосещения позволяют учителям-предметникам знакомиться с будущими учениками.
По выявленным данным 20 % учителей часто участвуют в педсоветах направленных на решение проблем преемственности в развитии памяти уча-
Теория и методика обучения и воспитания
99
щихся, 70 % - редко, 10 % - никогда не участвуют. Следовательно, нет научно и методически обоснованного решения исследуемых нами проблем преемственности, не обсуждаются вопросы по развитию психических процессов, отсутствует совместная методическая работа учителей-предметни-ков с учителями начальных классов.
Следующий вопрос касался разработки планов мероприятий по преемственности в развитии памяти учащихся начальной и средней школы. 50 % ответили, что часто разрабатывают, 40 % - редко и 10 % - никогда. Это показывает, что каждый второй учитель проводит работу по реализации преемственности непланомерно и бессистемно.
Что касается разработки систем заданий, то лишь 10 % часто разрабатывает материал, 70 % - редко и 20 % - никогда. Система заданий необходима для коррекции и совершенствования памяти учащихся, а также для снижения тревожности, возбудимости и агрессии. Однако лишь 1 из десяти учителей предметников уделяет этому внимание.
В ходе исследования были опрошены также и учителя начальных классов. Перечень вопросов для учителей начальных классов был следующим: обсуждаете ли вы цели и задачи содержание формы методы обучения с учи-телями-предметниками целях развития памяти учащихся посещаете ли вы урочные и внеклассные мероприятия в средней школе проводите ли совместные педсоветы, направленные на решение проблем преемственности в развитии памяти учащихся разрабатываете ли вы планы мероприятий по преемственности в развитии памяти учащихся разрабатываете ли вы систему заданий на развитие и совершенствование памяти учащихся.
В ходе опроса было выявлено, что один учитель из десяти (10 %) учителей занимается обсуждением целей и задач обучения с учителями-пред-метниками в целях развития памяти, восемь из десяти учителей (80 %) ответили, что редко и лишь 10 % учителей никогда не обсуждает этот вопрос. Это свидетельствует об отсутствии перспективности в решении исследуемых проблем преемственности.
Следующий вопрос «обсуждают ли учителя начальных классов содержание обучения с учителями-предметниками в целях развития памяти » показал, что 10 % учителей никогда не обсуждают, а 90 % учителей обсуждают, но редко. Это означает, что десять из десяти учителей начальных классов в общем не реализуют перспективность содержания обучения младших школьников направленное на развитие памяти учащихся.
3 вопрос был направлен на обсуждение формы обучения с учителями-предметниками. Было выявлено, что 10 % учителей ответили «никогда», а 90 % - «редко». Немало важным является также обсуждение методов обучения направленных на развитие памяти младших школьников, по этому вопросу нами выявлено, что 10 из 10 учителей обсуждают, но редко. В ходе опроса мы также сделали акцент на взаимопосещении уроков и внекласс-
100 ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ
ных мероприятий в среднем звене учителями начальных классов и выявили, что 30 % посещают часто, 60 % редко и 10 % никогда не посещают уроки учителей-предметников. Это свидетельствует о том, что семь из десяти учителей начальной школы не уделяют этому вопросу должного внимания.
Для достижения хороших результатов нужно проводить совместные педсоветы, которые направлены на решение проблем преемственности в развитии памяти учащихся. При опросе учителя начальных классов показали, что 20 % - часто, 70 % - редко и 10 % - никогда не ходят на совместные педсоветы, т.е. отсутствует совместная методическая работа.
В ходе исследования было выявлено, что 40 % часто разрабатывает планы мероприятий, направленные на развитие памяти учащихся, а 60 % редко. 30 % опрошенных нами учителей начальных классов так -же ответили, что они часто разрабатывают систему заданий на развитие и совершенствование памяти учащихся, 60 % редко и 10 % никогда не разрабатывают.
Таким образом, можно отметить, что у учителей отсутствует информационно-просветительский аспект, т.е. взаимное ознакомление с задачами учебно-воспитательной работы. В ходе исследования было выявлено, что отсутствует методический аспект, не проходит взаимное ознакомление с методами и формами учебно-воспитательной работы. Выявлено, что редко проходит предварительное знакомство с будущими учениками и курирование бывших воспитанников после того как они перешли в 5 класс. Реализация преемственности возможна при непрерывном взаимодействии и систематическом посещении уроков учителями начальных классов и учителями-предметниками. Можно с уверенностью сказать, что проблема преемственности разрешима даже с теми трудностями, которые испытывают учителя, но разрешима лишь в том случае, если в работе над ней будет участвовать начальная и средняя школа.
Список литературы:
1. Битянова М.Р. Адаптация ребенка в школе: диагностика, коррекция. Педагогическая поддержка. - М.: Обр. центр «Педагогический поиск», 1998.
2. Грицанов А.А. Новейший философский словарь. - Минск, 2003.
3. Дарвиш О.Б. Возрастная психология. - М.: Изд-во ВЛАДОС-пресс, 2004.
4. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. - М.: ООО «Темп», 2010.
5. Хагажеева И.Р. Акмеология достижения базисного критерия качества дошкольной системы образования // Психодидактика высшего и среднего образования: материалы девятой международной научно-практической конференции, 10-12 апреля 2012. - Часть 1. - С. 321-326.