ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ И ПОДРОСТКОВ НА ОСНОВЕ НАЦИОНАЛЬНЫХ ТРАДИЦИЙ В ПРЕДСТАВЛЕНИЯХ УЧИТЕЛЕЙ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ
© Хагажеева И.Р.* *, Заникоева Х.А.*
Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова, г. Нальчик
Статья посвящена исследованию проблем преемственности в воспитательной работе педагогов среднего и начального образования на основе национальных традиций, отсутствия согласованности в соответствующей педагогической деятельности, сущности и назначения национальных обычаев и традиций.
Ключевые слова преемственность начального и среднего образования, национальные традиции, обычаи, духовные ценности, воспитание.
Анализируя этно-педагогическую литературу, мы находим информацию о том, что традиции, обычаи, духовные ценности народа в течение многих поколений играют решающую роль в становлении личности, в формировании духовно-нравственных качеств подрастающих поколений. В них сосредоточены такие гуманистические ценности, как честь, совесть доброта. В тоже время они создают этническую специфику народов, украшают их духовный облик. Сейчас, как отмечают педагоги, важно не растерять те ценности в духовной культуре прошлого, которые были накоплены многими поколениями того или иного этноса, так как в воспитании подрастающего поколения невозможно обойтись без использования опыта народа в этой области, его педагогических традиций.
Как отмечают ученные, современные задачи воспитания, вытекающие из насущных проблем общества, заставляют по-новому взглянуть на цели, содержание и средства воспитания личности. Духовно-нравственное оздоровление общества - одно из условий преодоления кризиса. Решение этих важнейших задач системы образования зависит от согласованности педагогических влияний учителей начального и среднего образования. От преемственности осуществляемой воспитательной работы на каждой ступени образования.
Проблема использования традиций и обычаев народной педагогики в воспитании детей и юношества нашла отражение в трудах выдающихся
* Доцент кафедры Педагогики и психологии Педагогического института, кандидат педагогических наук, доцент.
* Магистрант (направление «Педагогическое образование», магистерская программа «Педагогическая психология»).
268
ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: МЕТОДИКИ И ПРАКТИКА
педагогов прошлого - Я.А. Коменского, Л.Н. Толстого, К.Д. Ушинского, просветителей и деятелей культуры Северного Кавказа Б.Х. Бгажнокова В.Х. Болотокова, А. Алиева, А. Кешева, Б. Апышева и др.
Так, давно известно высказывание К.Д. Ушинского: «Воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным, должно быть пронизано народностью. У каждого народа своя система воспитания. Опыт других народов в деле воспитания есть драгоценное наследие для всех, но точно в том же смысле, в котором опыт всемирной истории принадлежит всем народам. Как нельзя жить по образцу другого народа, как бы заманчив не был этот образец, точно также нельзя воспитать по чужой педагогической системе, как бы ни была она стройна и хорошо обдумана. Каждый народ в этом отношении должен питать собственные силы» [6].
Как отмечают ученные, наиболее активно усвоение, образцов деятельности и поведения социальных норм происходит в младшем школьном и подростковом возрасте, когда растущий человек стремится к утверждению себя в мире взрослых, следуя образцам социума, сфокусированным в традициях и обычаях. Растущий человек открыт к восприятию социальных образцов. Отсюда его желание быть похожим на взрослых, он готов и мотивационно стремиться к освоению общественных ценностей. Вместе с тем, дети испытывают большие трудности в самостоятельном осмыслении и освоении нравственного образца социально-этических норм поведения из-за определенных суженых условий, которые ему предоставляет социальная среда. И воспитание, народные традиции, этнопедагогическая духовная культура выступают реальным регулятором развивающегося самосознания и поведения растущего человека. Это свидетельствует о том, что воспитание на основе народных традиций, этнопедагогической духовной культуры должно осуществляться целенаправленно и систематически на каждой ступени образования, а не от случая к случаю. Только перенимая опыт воспитательной работы от предыдущей педагогической системы последующей можно добиться желаемого результата.
Согласно идеям академика Г.Н. Волкова, смысл воспитания - это укрепление преемственности поколений на вековых гуманистических традициях народа. Семейная традиция - это осознание принадлежности к своим корням. Чем дальше, глубже в прошлое проложены эти корни, тем сильнее корни. Это основополагающий принцип народного воспитания. Народ хотел видеть в каждом своем ребенке комплекс социально-этических качеств. Еще в ранних произведениях народного творчества были четко сформулированы представления народа о личности совершенного человека, развитие которой должно осуществляться мудрой триадой: ум, доброта, трудолюбие.
Преемственность, согласно определению философского словаря, объективная необходимая связь между новым и старым в процессе развития. Каждая, более высокая форма движения, будучи преемственно связана с низшими,
Региональные образовательные традиции в современной школе
269
не отменяет их, а включает и подчиняет себе, поднимая развитие на качественно новую ступень. Она предполагает сохранение и дальнейшее развитие того прогрессивного, что было достигнуто на предыдущих ступенях [7].
Анализ литературы показал, что в настоящее время социальная роль национальной школы и национального образования заключается в том, что они строятся с учётом региональных особенностей территории обитания этносов, уникальности социокультуры, этнопсихологических особенностей населения. Такой подход к возрождению национальной школы будет способствовать передаче подрастающему поколению исторически накопленных народом духовно'-нравственных ценностей, традиций, нравственных и религиозных устоев, что в конечном итоге, обусловливает дальнейшее социально-экономическое и культурное развитие нации.
Традиции, как указывает А. Алиев, это социальное и культурное наследие, передающееся из поколения в поколение и воспроизводящееся в определенных обществах и социальных группах в течение длительного времени. Воспитательно-образовательная функция традиций является основным способом наследования социального опыта человечества в области воспитания и формирования личности в разных периодах жизни индивида [1].
Выступая как коллективная память, отмечают М.Г. Тайчинов и Л.П. Ашихмина, традиции являются неотъемлемым элементом этнического сознания. Такой памятью выступают, прежде всего, духовные, материальные ценности этноса, устные, письменные произведения народного творчества, художественно-прикладное искусство [5].
Для нашего исследования интересно высказывание профессора А.Д. Сол-датенкова, согласно которого незнание человеком своих корней или искаженное восприятие истории делает его нередко безразличным к судьбам народа, отечества, делает историческое сознание уязвимым.
Самая страшная опасность для любой нации, - пишет В.Х. Болотоков, -таится в уничтожении генофонда и национального духа, когда народ, отказываясь от сознательного национального мышления, предпочитает погрузиться в океан бессознательного, стать огромной толпой, развращенным и разложившимся «сбродом» [4].
Объект нашего исследования связан с процессом обеспечения преемственности среднего и начального образования. Предмет исследования составляют проблемы преемственности воспитания младших школьников и подростков на основе национальных обычаев и традиций. Цель нашего исследования выявить проблемы преемственности воспитания подростков и младших школьников на основе национальных обычаев и традиций.
Для ее реализации мы решили провести опрос среди учителей предметников средней школы и учителей начальных классов в двух школах с. п. Урвань и с.п. В. Балкария. В данной работе мы представляем материалы опроса учителей предметников среднего звена.
270
ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: МЕТОДИКИ И ПРАКТИКА
На вопрос: «Как часто вы обсуждаете с учителями начальных классов, цели и задачи воспитания учащихся на основе национальных обычаев и традиций?» - учителя предметники средней школы МОУ СОШ с. п. В. Балкария ответили: всегда - 22 %, часто - 11 %, редко - 44 %, никогда - 22 %. На этот же вопрос учителя предметники средней школы МОУ СОШ с.п. Урвань ответили: всегда - 14 %, часто - 14 %, редко - 43 %, никогда - 28 %. Полученные данные свидетельствуют о том, что лишь 30 % опрошенных учителей считают важным обсуждение цели и задач воспитания на основе национальных обычаев и традиций, остальные 70 % не уделяют этому должного внимания. Следовательно, отсутствие обсуждения цели и задач воспитательной работы первый показатель отсутствия целенаправленности и системности в обеспечении преемственности в данном направлении воспитательной работы, что актуализирует проблему преемственности воспитания подростков и младших школьников на основе национальных обычаев и традиций.
На вопрос «Стараетесь ли вы перенять опыт работы учителей начальных классов?» учителя предметники средней школы МОУ СОШ с. п. В. Балкария ответили всегда - 0 %, часто - 33 %, редко - 44 %, никогда - 22 %. Учителя предметники средней школы МОУ СОШ с.п. Урвань ответили всегда -14 %, часто - 0 %, редко - 43 %, никогда - 43 %. Эти данные свидетельствуют о том, что многие учителя предметники не понимают сущности преемственной связи среднего и начального образования, так как «преемственность», «преемство» есть «перенятие» опыта от предшествующего этапа развития последующим, но не наоборот. Средняя школа должна изучать и перенимать опыт работы у предшествующей ступени начального образования.
На вопрос «Как часто обсуждаете на педагогических советах вместе с учителями начальных классов проблему воспитания на основе национальных обычаев и традиций?» учителя предметники средней школы МОУ СОШ с.п. В. Балкария ответили всегда - 0 %, часто - 67 %, редко - 33 %, никогда -0 %. Учителя предметники средней школы МОУ СОШ с.п. Урвань ответили: всегда - 0 %, часто - 57 %, редко - 43 %, никогда - 0 %. Эти результаты свидетельствуют о том, что формально имеет место обсуждение проблем воспитания на основе национальных обычаев и традиций ребят как младшего школьного, так и подросткового возраста, но предыдущие ответы учителей показывают формальность подхода.
На вопрос «Посещаете ли открытые, внеклассные и урочные мероприятия в начальной школе?» учителя предметники средней школы МОУ СОШ с.п. В. Балкария ответили всегда - 0 %, часто - 0 %, редко - 33 %, никогда -67 %. Учителя предметники средней школы МОУ СОШ с.п. Урвань ответили всегда - 0 %, часто - 0 %, редко - 28 %, никогда - 72 %. Полученные ответы ярко демонстрируют отсутствие действенного взаимодействия педагогов начального и среднего звена, так как 70 % учителей предметников не посещают открытые мероприятия проводимые учителями начальных клас-
Региональные образовательные традиции в современной школе
271
сов. Этот факт также актуализируют исследуемые проблемы преемственности в организации воспитательной работы.
На вопрос «Осуществляете ли вы воспитание учащихся на основе национальных обычаев и традиций?» учителя предметники средней школы МОУ СОШ с.п. В. Балкария ответили всегда - 0 %, часто - 0 %, редко - 11 %, никогда - 89 %. Учителя предметники средней школы МОУ СОШ с.п. Урвань ответили всегда - 0 %, часто - 0 %, редко - 0 %, никогда - 100 %. Данный материал можно не комментировать, если почти все учителя среднего звена не осуществляют воспитание подростков на основе национальных обычаев и традиций в рамках целенаправленного и систематически организованного педагогического процесса.
Это значит, что многие учителя предметники не осуществляют целенаправленного и систематически организованного воспитания подростков на основе национальных обычаев и традиций, не понимают сущности преемственной связи среднего и начального образования, отсутствует обсуждение цели и задач воспитательной работы, учителя среднего звена работающие в 5-х классах редко посещают открытые мероприятия проводимые учителями начальных классов, нет научно обоснованного подхода к решению проблем преемственности - все это актуализирует изучаемый нами предмет исследования.
Список литературы:
1. Алиев А. Народные обычаи, традиции и их роль в формировании нового человека. - Махачкала, 2010.
2. Апышев Б. Народные традиции и их использование в трудовом воспитании старшеклассников: дис. канд. пед. наук. - М., 2004.
3. Бгажнов Б.Х. Адыгский этикет. - Нальчик, 1999.
4. Болотоков В.Х. Заметки о национальном духе // Доклады адыгской (черкесской) Международной академии наук. - Нальчик, 1995. - Т 1. - № 2.
5. Тайчинов М.Г., Ашихмина Л.П. Теоретические и прикладные идеи этнопедагогики народов в России / В.И. Журавлев, П.И. Пидкасистый, М.Л. Портнов и др.; под ред. П.И. Пидкасистого // Педагогика. - М.: Российское педагогическое агентство, 1996.
6. Ушинский К.Д. Педагогические сочинения. - М.: Просвещение, 1989. -
Т. 2.
7. Философский энциклопедический словарь / под ред. Л.Ф. Ильичева, П.Н. Федосеева, С.М. Ковалева, В.Г. Панова. - М.: Сов. Энциклопедия, 1983.