Научная статья на тему 'Проблемы правовой аргументированности и обоснованности привлечения к ответственности за нарушение тишины и покоя'

Проблемы правовой аргументированности и обоснованности привлечения к ответственности за нарушение тишины и покоя Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
342
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Закон и право
Область наук
Ключевые слова
шум / тишина / покой / административная ответственность / протокол об административном правонарушении / noise / silence / peace / administrative responsibility / protocol on an administrative offense

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Елена Николаевна Полунина, Анзаур Моратович Хавдок

В статье рассматриваются актуальные проблемы привлечения к административной ответственности за нарушение тишины и покоя на федеральном и региональном уровне. Авторы данной работы предлагают внести ряд изменений в нормативные правовые акты различного уровня для того, чтобы уже существующие нормы стали «рабочими».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Елена Николаевна Полунина, Анзаур Моратович Хавдок

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problems of legal reasonableness and reasonableness of bringing to responsibility for the violation of peace and quiet

The article discusses the actual problems of bringing to administrative responsibility for the violation of peace and quiet at the federal and regional levels. The authors of this work proposes to make a number of changes to regulatory legal acts of various levels in order for existing norms to become «working».

Текст научной работы на тему «Проблемы правовой аргументированности и обоснованности привлечения к ответственности за нарушение тишины и покоя»

Закон и право. 2022. № 1. С. 85-88. Law and legislation. 2022;(1):85-88.

Научная статья УДК 342.9

https://doi.org/10.24412/2073-3313-2022-1-85-88

NIION: 1997-0063-1/22-018 MOSURED: 77/27-001-2022-1-218

Проблемы правовой аргументированности и обоснованности привлечения к ответственности за нарушение тишины и покоя

Елена Николаевна Полунина1, Анзаур Моратович Хавдок2

1 Волгодонский филиал Ростовского юридического института МВД России,

Ростовская область, Волгодонск, Россия

2 Краснодарский университет МВД России, Краснодарский край, Краснодар, Россия

1 moiseewa83@list.ru

2 sledopyt7@yandex.ru

Аннотация. В статье рассматриваются актуальные проблемы привлечения к административной ответственности за нарушение тишины и покоя на федеральном и региональном уровне. Авторы данной работы предлагают внести ряд изменений в нормативные правовые акты различного уровня для того, чтобы уже существующие нормы стали «рабочими».

Ключевые слова: шум, тишина, покой, административная ответственность, протокол об административном правонарушении.

Для цитирования: Полунина E.H., Хавдок А.М. Проблемы правовой аргументированности и обоснованности привлечения к ответственности за нарушение тишины и покоя // Закон и право. 2022. № 1. С. 85—88. https://doi.org/10.24412/2073-3313-2022-1-85-88.

Original article

Problems of legal reasonableness and reasonableness of bringing to responsibility for the violation of peace and quiet

Elena N. Polunina1, Anzaur M. Havdok2

1 Volgodonsk Branch of the Rostov Law Institute of the Ministry of internal affairs of Russia,

Rostov Region, Volgodonsk, Russia

2 Krasnodar University of the Ministry of internal affairs of Russia, Krasnodarskiy kray, Krasnodar, Russia

1 moiseewa83@list.ru

2 sledopyt7@yandex.ru

Abstract. The article discusses the actual problems of bringing to administrative responsibility for the violation of peace and quiet at the federal and regional levels. The authors of this work proposes to make a number of changes to regulatory legal acts of various levels in order for existing norms to become «working».

Keywords: noise, silence, peace, administrative responsibility, protocol on an administrative offense.

For citation: Polunina E.N., Havdok A.M. Problems of legal reasonableness and reasonableness of bringing to responsibility for the violation of peace and quiet // Law and legislation. 2022;(1):85—88. (In Russ.). https:/ /doi.org/10.24412/2073-3313-2022-1-85-88.

© Полунина Е.Н., Хавдок А.М. М., 2022. LAW & LEGISLATION • 01-2022

В последние годы жители крупных населенных пунктов испытывают дискомфорт из-за нарастающего ежедневного шумового воздействия на них со стороны. Шум — это всякий неприемлемый для человеческого слухового аппарата звук, который плохо отражается на нашем здоровье.

Человеческий организм — это тонкий биологический инструмент, который реагирует на шум разного уровня по-разному. Чем громче раздражающий звук воздействует на человека, тем хуже он влияет на физическое и психическое здоровье. Допустимый уровень шума от 0 до 60 децибел. Предельно допустимый — от 60 до 100 децибел.

Все показатели, превышающие 100 децибел, считаются недопустимыми. Длительное воздействие шума, уровень которого равен 60—100 децибел, становится причиной возникновения заболеваний нервной системы.

Особенно сильно страдают от шумового воздействия жители крупных городов и мегаполисов. Возвращаясь домой после трудного рабочего дня, человеку, для восстановления сил, необходима тишина и покой. К сожалению, в условиях «общежития» возникают ситуации, когда нарушаются правила пользования жилыми помещениями, что приводит к конфликтам между соседями. Как же защитить свое право на тишину и покой и привлечь к ответственности недобросовестных соседей? Попробуем разобраться в этом вопросе.

Основной закон нашей страны провозгласил права и свободы человека и гражданина высочайшей ценностью. Защита прав российского гражданина — это обязанность нашей державы. В статье 41 Конституции Российской Федерации зафиксировано право на охрану здоровья.

В Жилищном кодексе Российской Федерации, в ч. 4 ст. 30 сказано, что собственники жилья обязаны соблюдать права и законные интересы своих соседей, а также Правила пользования помещениями, отнесенными к жилищному фонду.

Попробуем понять, что включает понятие «Правила пользования жилыми помещениями».

Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 21 января 2006 г. № 25 «Об утверждении Правил пользования жилыми помещениями» при использовании помещений, предназначенных для жилья, гражданин обязан соблюдать права и законные интересы проживающих по соседству граждан.

В пункте 39 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» описаны недопустимые примеры нарушений: прослушивание музыки, использование телевизора, игра на музыкальных инструментах в ночное время с превышением допустимой громкости; производство ремонтных, строительных работ или иных действий, повлекших нарушение покоя граждан и тишины в ночное время; нарушение правил содержания домашних животных; совершение в отношении соседей хулиганских действий и др.

Следовательно, если нормативными документами установлена норма поведения, которая нарушается, субъект, допустивший такое нарушение, должен быть привлечен к ответственности. За нарушение закона о тишине применяется административная ответственность по нормативным актам субъектов Российской Федерации.

Рассмотрим, какой ответственности подлежит лицо за шум на примере законодательства Ростовской области.

В 2012 г. Законодательным собранием Ростовской области был принят Закон «Об административных правонарушениях» от 25 октября 2012 г. № 273-ЗС, который действует и по настоящее время. Согласно этому Закону в данном субъекте установлены «часы тишины». Вести привычный образ жизни можно в будние дни с понедельника по пятницу с семи до двадцати трех часов по местному времени. В выходные и праздничные нерабочие дни временная граница установлена с восьми до двадцати трех часов, после чего наступает время тишины.

Административная ответственность в Ростовской области за шум в запрещенное время прописана в ст. 2.3 областного закона об административных правонарушениях. Для граждан минимальный штраф за данное правонарушение установлен в размере 500 руб., максимальный составляет 5000 руб. При этом верхняя планка для индивидуальных предпринимателей ограничена суммой в размере 20 000 руб., юридические же лица обязаны будут уплатить штраф в размере 30 000 руб.

Нередки жалобы на всевозможное нарушение тишины в дневное время. Используя практику других регионов и общественное мнение, Донская прокуратура внесла инициативу в Законодательное Собрание об установлении ответ-

ЗАКОН И ПРАВО • 01-2022

ственности за такого рода нарушения. Согласно поправкам, принятым Законодательным Собранием Ростовской области к действиям, нарушающим закон о тишине, отнесены: использование на повышенной громкости телевизоров, радиоприемников, магнитофонов и других звуковоспроизводящих устройств, а также устройств звукоусиления, в том числе установленных в транспортных средствах, на балконах или подоконниках, нарушающее тишину и покой граждан, совершаемые в дневное время суток. Данный запрет установлен ч. 2.1, ст. 2.3 областного закона.

Сам противоправный поступок (наличие объективной стороны правонарушения) не является основанием для производства по делу об административном правонарушении. Для возбуждения административного производства необходимо наличие пострадавшей стороны.

На первый взгляд никаких проблем с порядком привлечения к ответственности «шумных» граждан в Ростовской области нет. Но практический опыт показывает, что существует ряд про -блем, которые необходимо устранить в действующем законодательстве.

Федеральный закон № З-ФЗ «О полиции» не вменяет в обязанность сотрудников полиции производство по делам об административных правонарушениях, предусмотренных областным законодательством.

Как показывает практический опыт, при по -ступлении сообщения о нарушении тишины и покоя в дежурную часть ОВД РФ данная информация передается в Администрацию населенного пункта по подведомственности. Представитель Администрации прибывает на место правонарушения, где и составляет необходимые документы. Зачастую сотрудник Администрации не может выдвинуться на место в момент совершения деликта и осуществляет сбор административных материалов спустя какое-то время. Упущенное время иногда не дает возможности установить событие правонарушения и вину «шумного соседа», что приводит к прекращению производства по делу и безнаказанности лица, допустившего нарушение закона.

В исключительных случаях, когда нарушение тишины и покоя происходит в ночное время и есть угроза безопасности граждан, на место происшествия для пресечения противоправных действий выдвигаются полицейские. Нередки случаи, когда при сборе первичного материала полицейские работают без особого энтузиазма,

считая, что выполняют «не свою» работу. Это ведет к некачественному сбору административного материала и недостаточности доказательной базы для привлечения к административной ответственности виновных лиц.

Как недостаток следует считать и мягкие санкции, установленные за нарушение тишины и покоя. Они не оказывают должного влияния на закононепослушных граждан, должностных и юридических лиц. Поэтому «шумные соседи» вновь и вновь нарушают общественный порядок.

Для наиболее эффективного применения правовой нормы, предусматривающей наказание за нарушение тишины и покоя, воспитания законопослушного гражданина, соблюдения принципа неотвратимости наказания, на наш взгляд, следует рассмотреть следующие пути решения существующих проблем.

1. Необходимо ужесточить юридическую ответственность за нарушение права граждан на тишину. Это позволит значительно снизить количество правонарушений, предусмотренных ст. 2.3 Закона Ростовской области об административных правонарушениях.

2. Так как данное административное правонарушение может создавать угрозу жизни и здоровью граждан, необходимо вменить обязанности по пресечению правонарушения и составлению процессуальных документов хорошо подготовленным сотрудникам ОВД РФ. С этой целью необходимо заключить соглашение между Управлением Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ростовской области и Администрацией области о передаче Управлению полномочий по составлению административных протоколов за совершение правонарушений, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность.

3. Альтернативой озвученному выше предложению может стать внесение в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях статьи, устанавливающей ответственность на федеральном уровне за нарушение тишины и покоя. Это позволит вменить сотрудникам правоохранительных органов обязанность по составлению протоколов об административных правонарушениях за вышеуказанное правонарушение.

При реализации третьего пункта потребность в заключении соглашения между Управлением МВД и Администрацией субъекта РФ или согласовании их действий автоматически отпадет.

ЬДМ & ЬЕ^БЬДТЮМ • 01-2022

Список источников

1. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изм., одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // http://www.consultant.ru

2. Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 01.07.2021, с изм. от 09.11.2021, с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2021) // http://www.con-sultant.ru

3. Жилищный кодекс РФ от 29.12.2004 № 188-ФЗ (ред. от 28.06.2021, с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2021) // http://www.consultant.ru

4. Постановление Правительства РФ от 21.01.2006 № 25 (ред. от 07.11.2019) «Об утверждении Правил пользования жилыми помещениями» // http://www.consultant.ru

5. Областной закон Ростовской области от 25.10.2002 № 273-ЗС «Об административных правонарушениях» (с изм. от 23.04.2021) // www.donland.ru

6. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» // http://www.consultant.ru

7. Методические указания Роспотребнадзо-ра МУК 4.3.2194-07 «Контроль уровня шума на территории жилой застройки, в жилых и общественных зданиях и помещениях» (дата введения 2007-07-0) // https://docs.cntd.ru

Referens

1. The Constitution of the Russian Federation (adopted by popular vote on 12.12.1993 with amendments approved during the all-Russian vote on 01.07.2020) // http://www.consultant.ru (Accessed: 12/16/2021)

2. The Code of the Russian Federation on Administrative Offences of 30.12.2001 № 195-FZ (as amended on 01.07.2021, with amendments. from 09.11.2021, with amendments and additions, intro. effective from 01.10.2021) // http://www. consultant.ru (Accessed: 12/16/2020)

3. Housing Code of the Russian Federation of 29.12.2004 № 188-FZ (ed. of 28.06.2021, with amendments and additions, intro. effective from 01.07.2021) // http://www.consultant.ru/

4. Resolution of the Government of the Russian Federation of 21.01.2006 № 25 (ed. of 07.11.2019) «On approval of the Rules for the use of residential premises» // http://www.consultant.ru/

5. The Regional Law of the Rostov region of October 25, 2002 № 273-ZS «On administrative offenses» (as amended on April 23, 2021) // https:// www.donland.ru

6. Resolution of the Plenum of the Supreme Court of the Russian Federation of 02.07.2009 № 14 «On some issues that have arisen in judicial practice in the application of the Housing Code of the Russian Federation» // http://www.consultant.ru

7. Methodological guidelines of Rospotrebnad-zor MUK 4.3.2194-07 «Noise level control in residential buildings, residential and public buildings and premises» (date of introduction 2007-07-0) // https://docs.cntd.ru/

Информация об авторах

Полунина Е.Н. — заместитель начальника кафедры общеправовых дисциплин Хавдок А.М. — старший преподаватель кафедры специальных дисциплин

Information about the authors

Polunina E.N. — deputy head of the department of general legal disciplines Havdok A.M. — senior lecturer of the department of special disciplines

Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article.

The authors declare no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию 22.11.2021; одобрена после рецензирования 25.12.2021; принята к публикации 30.12.2021.

The article was submitted 22.1 1.2021; approved after reviewing 25.12.2021; accepted for publication 30.12.2021.

ЗАКОН И ПРАВО • 01-2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.