Научная статья на тему 'Проблемы правового статуса нотариуса на современном этапе'

Проблемы правового статуса нотариуса на современном этапе Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2723
383
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы правового статуса нотариуса на современном этапе»

ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО СТАТУСА НОТАРИУСА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

А.В. Уткин

(начальник отдела контроля и надзора в сфере адвокатуры и нотариата Управления Федеральной регистрационной службы по Тюменской области, Ханты-Мансийскому и Ямало-Ненецкому автономным округам)

Правовое регулирование статуса нотариуса, отвечающее требованиям складывающихся общественных отношений в сфере организации нотариата и осуществления нотариальной деятельности, является основой эффективного осуществления нотариусами деятельности по защите прав и законных интересов граждан и юридических лиц - основной функции института российского нотариата.

За последние несколько лет нотариат занял достойное место в правовой системе Российской Федерации1, сразу став объектом полемики. По вопросу о природе правового статуса нотариата, его места в механизме правового регулирования и правоприменения, а также роли правил совершения нотариальных действий в реализации положений норм материального права не существует единого мнения. Отчасти это предопределено переходным характером существующего законодательства о нотариате, его комплексным характером, поскольку принято оно было в период ломки старых правовых институтов. Однако в немалой степени этому способствует и недостаточная концептуальная ясность ряда правовых норм о нотариате в момент их принятия.

1 До 1917 г. правовое положение нотариата регулировалось Положением о нотариальной части Российской империи, принятым одновременно с судебными Уставами. Нотариусы при этом, выполняя свои функции, состояли при соответствующих окружных судах. С 1917 г. до 1993 г. нотариат носил полностью государственный характер и являлся частью государственных органов, поэтому наша страна не входила в систему Латинского нотариата, объединяющего только свободные нотариаты. При этом организационно в различные периоды советской истории нотариат входил либо в систему органов юстиции, либо судов, когда функции руководства нотариатом выполняли областные и соответствующие им суды.

Действующие в настоящее время нормативно-правовые акты, определяющие статус нотариуса и порядок совершения нотариальных действий уже не отвечают стандартам закрепления данного субъекта как высококвалифицированного независимого профессионала в сфере права.

На сегодняшний день в юридической литературе и законодательстве не существует однозначного определения статуса нотариуса и нотариата в целом. Основы законодательства РФ о нотариате от 11 февраля 1993 г.2 (далее - Основы), принятые еще до Конституции РФ, делают лишь отсылку на эти понятия, не раскрывая их содержания. Тем не менее, как отмечают отдельные авторы, «именно они раскрывают предметную область нотариального права и формируют правовой статус нотариуса и нотариального сообщества в системе российского права3».

Нотариус - основной субъект нотариального права; это физическое лицо, специально уполномоченное государством на осуществление нотариальной деятельности в целях защиты прав и законных интересов граждан и юридических лиц, действующее от имени государства на возмездной основе, заключающейся в совершении нотариальных действий, предусмотренных российским законодательством, результатом которых является принятие и издание нотариального акта4. Есть и более общее определение нотариального статуса: это

2 Основы законодательства Российской Федерации

о нотариате от 11 февраля 1993 г. № 4462-1 // Ведомости СНД и ВС РФ. - 1993. - № 10. - Ст. 357.

3 Калиниченко Т.Г. Правовой статус федерального нотариуса. Проблемы и перспективы // Нотариальный вестник. - 2006. - № 9. - С. 14.

4 Калиниченко Т.Г. Нотариальная деятельность (Понятие и особенности) // Право и государство: теория и практика. - 2004. - № 1. - С. 19.

юрист, специально уполномоченный удостоверять подлинность актов и договоров, заключаемых сторонами, составлять надлежащим образом оформленные документы, давать советы и разъяснения обращающихся к нему физическим и юридическим лицам1.

Право на осуществление нотариальной деятельности признано государством и является публично-правовым, поскольку нотариуса этим правом наделяет специально уполномоченный орган Федеральной регистрационной службы совместно с публично-правовой корпорацией нотариусов - нотариальной палатой, которые осуществляют деятельность по подбору, подготовке и наделению полномочиями лиц, желающих заниматься нотариальной де-ятельностью2. Сама по себе нотариальная деятельность характеризуется определенными признаками, к числу которых можно отнести следующие:

- постоянная профессиональная основа осуществления нотариальных действий;

- возмездная основа деятельности, что, однако, исключает отнесение нотариальной деятельности к предприниматель-ской3;

- особый доступ к нотариальной деятельности, связанный с повышенными квалификационными требованиями к нотариусу и характеру его подготовки к исполнению своей профессии, что предполагает определенные психологические характеристики и соблюдение режима личных ограничений

1 Мерлотти М. Нотариат - инструмент мира // Российская юстиция. - 2003. - № 5. - С. 8.

2 Смирнов С.В., Калиниченко Т.Г. Право на осуществление нотариальной деятельности // Нотариальный вестник. - 2006. - № 7. - С. 16.

3 Вместе с тем на практике и в юридической литературе существуют различные точки зрения

по данному вопросу: одни авторы считают данную деятельность предпринимательской, другие полагают, что нотариус обладает специальным правовым статусом, не имеющим отношения к предпринимательству. При этом Основы ограничивают возможность сочетания нотариальной деятельности с другими видами деятельности: нотариус не вправе заниматься самостоятельной предпринимательской и никакой иной деятельностью, кроме нотариальной, научной, преподавательской.

Раздел 3. Частное право и договорное регулирование как правового, так и этического свойства;

- возможность наступления имущественной ответственности нотариуса при осуществлении нотариальных действий;

- публичный характер нотариальной деятельности, в соответствии с которым нотариус уполномочен на осуществление данной деятельности государством.

Определение понятия «нотариус» как главенствующего субъекта нотариальных отношений является основой теоретического определения места и сущности федерального нотариата в правовой системе Российской Федерации.

Что же представляет собой нотариус? Прежде всего это гражданин Российской Федерации, имеющий высшее юридическое образование, прошедший стажировку сроком не менее одного года в государственной нотариальной конторе или у нотариуса, занимающегося частной практикой, сдавший квалификационный экзамен и имеющий лицензию на право нотариальной деятельности. При этом срок стажировки для лиц, имеющих стаж работы не менее трех лет, может быть сокращен совместным решением территориального органа Росрегистрации и нотариальной палаты субъекта. Что касается возрастного ценза, связанного с должностью нотариуса, то в этом отношении каких-либо ограничений не существует. Отдельные авторы предлагают установить минимальный возраст 25 лет (по аналогии с возрастом судьи), при этом руководствуясь тем, что нотариус при осуществлении своих функций не ограничивается только удостоверением документа или просто правовой консультацией, но и проводит правовую экспертизу всех условий соглашения, разъясняет необходимые факты при заключении сделки, проверяет на соответствие российскому законодательству намерения сторон и ряд других немаловажных обстоятельств, что требует от него обладания достоточно широким жизненным кругозором, а также юридической подкованности4. В отечественном законодательстве также отсутс-

4 Ярик А.А. Нотариус как яркий представитель юридической профессии // Нотариус. - 2006. - № 6.

- С. 3.

Юридическая наука и правоохранительная практика твует и предельный возраст занимаемой должности, который, например, во Франции составляет 70 лет.

Общие требования к экзамену на должность стажера нотариуса установлены приказом Министерства юстиции РФ от 21 июня 2000 г. № 179. Порядок проведения экзамена, дата, время, место его проведения, состав комиссии определяется перед каждым экзаменом территориальным органом Росрегистрации и соответствующей нотариальной палатой субъекта. Ими утверждаются кандидатуры руководителей стажировки и программа стажировки для лиц, успешно сдавших экзамен. Так на одном из последних экзаменов на стажера нотариуса, проводимых в апреле 2007 г. Управлением Федеральной регистрационной службы по Тюменской области, Ханты-Мансийскому и Ямало-Ненецкому автономным округам и нотариальной палатой Ханты-Мансийского автономного ок-руга-Югры, из одиннадцати претендентов успешно сдали экзамен только четверо.

Общий порядок проведения экзамена на получение лицензии на право осуществления нотариальной деятельностью и конкурса на вакантные должности нотариусов установлен соответствующими приказами Министерства юстиции РФ1.

После получения лицензии на право осуществления нотариальной деятельности лицо вправе работать в качестве помощника нотариуса или нотариусом. Гражданин, получивший лицензию, но не приступивший к работе в должности нотариуса в течение трех лет, допускается к должности нотариуса только после повторной сдачи квалификационного экзамена. При этом возможны ситуации, когда гражданин,

1 Об утверждении Положения о квалификационной комиссии по приему экзамена у лиц, желающих получить лицензию на право норатиальной деятельности: [приказ Министерства юстиции Российской Федерации: от 14 апреля 2000 г. № 132] // Бюллетень Министерства Юстиции Российской Федерации. - 2000. - № 5; Об утверждении Положения о порядке проведения конкурса на замещение вакантной должности нотариуса: [приказ Министерства юстиции Российской Федерации: от 17 февраля 1997 г. № 19-01-19-97] // Российские вести. - 1997.

- 27 марта.

имеющий лицензию, с целью ее сохранения на бессрочный период времени может принять участие в конкурсе на вакантную должность нотариуса в отдаленном районе, где он будет единственным претендентом. Выиграв данный конкурс и отработав незначительный период времени, нотариус может сложить с себя полномочия. В связи с этим целесообразным будет предусмотреть последствия прекращения лицензии при истечении трехгодичного срока не только после получения лицензии, но и при любых ситуациях пропуска указанного срока. Если стадия обладания правом

- прохождение стажировки, сдача квалификационного экзамена, получение лицензии на право осуществления нотариальной деятельности - довольно подробно исследована в юридической литературе2, то стадия реализации - проведение конкурса, наделение лица полномочиями нотариуса - требует более глубокого изучения.

Цель любого конкурса - отбор на должность нотариуса наиболее подготовленных лиц, имеющих необходимые профессиональные знания, навыки и способных обеспечить правовую защиту имущественных и иных прав граждан и организаций. При этом ни в Основах, ни в Положении не определено понятия «конкурс». В иных законах и подзаконных актах это понятие определяется лишь для отбора на должности государственных служащих, статус которых не характерен для нотариуса.

Территориальным органом Росре-гистрации помощник нотариуса может быть временно наделен полномочиями нотариуса в период его временного отсутствия. При этом Основы допускают наделение вышеуказанными полномочиями помощника заранее с определением оснований невозможности исполнения нотариусом своих обязанностей (отпуск, болезнь и другие уважительные причины), которые могут возникнуть в течение календарного года. Сложившаяся в территориальных органах Росрегистрации практика по данно-

2 Зайцева Т.И. и др. Настольная книга нотариуса: В

2 т. / Т.И. Зайцева, Р.Ф. Галеева, В.В. Ярков. - М.: Бек, 2000.

му вопросу различна. В одних субъектах помощники наделяются полномочиями нотариуса в каждом случае возникновения обстоятельств невозможности исполнения нотариусом своих обязанностей, но в подобной ситуации невозможно наделить полномочиями помощника нотариуса на один день. В других - полномочиями помощники наделяются на календарный год с указанием либо исчерпывающего, либо расширительного перечня причин. Для надлежащего учета и контроля за осуществлением нотариальной деятельности наиболее правильным является наделение помощника полномочиями на календарный год с четким указанием оснований и последующим отчетом нотариуса или нотариальной палаты о времени исполнения помощником обязанностей нотариуса.

В Основах установлен запрет для нотариуса на исполнение своих обязанностей в период их исполнения помощником. Однако нет определенности о том, что понимать под этим периодом (час, день и т.д.). С одной стороны, с точки зрения порядка исчисления сроков, установленного нормами Гражданского кодекса РФ (ст. ст. 190-192), все ясно. С другой стороны, возникает вопрос: возможно ли помощнику исполнять обязанности в день работы самого нотариуса, но при его отсутствии в нотариальной конторе? Как видится, нет, т.к. в реестровых делах и удостоверяемых документах не указывается время совершения нотариального действия, и определить, соответственно, одновременность совершения нотариальных действий не представляется возможным.

Характер деятельности нотариуса, как отмечалось выше, обладает своей спецификой по сравнению с правовым статусом государственных служащих и должностных лиц органов исполнительной власти и иных органов, деятельность которых лишь приравнивается к нотариальной, но таковой не является. Тем не менее как в юридической литературе, так и законодательстве в нотариальные отношения включены, кроме нотариусов, органы местного самоуправления поселений и их должностные лица, консульские учреждения и их

Раздел 3. Частное право и договорное регулирование должностные лица. Одним из основных отличий нотариуса от указанных учреждений и должностных лиц является то, что нотариус не государственный или муниципальный служащий, а нотариат не государственной учреждение. Однако данная позиция частично противоречит Основам законодательства Российской Федерации о нотариате от 11 февраля 1993 г., в которых определен круг лиц осуществляющих нотариальные действия. Согласно ст. 1 Основ в этот перечень входят: нотариусы, работающие в государственной нотариальной конторе; нотариусы, занимающиеся частной практикой; должностные лица местного самоуправления поселения, уполномоченные на совершение этих действий; должностные лица консульских учреждений, уполномоченные на совершение этих действий. Иными словами, в соответствии с Основами в систему нотариата входят как нотариусы, так и должностные лица, для которых нотариальная деятельность является не основной, а только дополнительной функцией и действия которых являются не нотариальными, а приравненными к нотариальным. Включение в систему нотариата указанных должностных лиц предполагает определение правового статуса нотариуса как государственного служащего, должностного лица1.

Нотариус не входит в структуру органов государственной власти или местного самоуправления как должностное лицо, несмотря на то что его деятельность носит публичный характер. Одним из признаков государственной должности является включение в Реестр должностей государственной гражданской службы Российской Федерации. Нотариат не включается в перечень государственных учреждений, а нотариусы, в том числе работающие в государственных нотариальных конторах, не включены в Реестр государственных должностей. Это означает, что нотариат не является системой государственных органов и должностных лиц, на которых законодателем возложена обязанность по совершению предусмотренных законом действий

1 Зайцева Т.И. и др. Указ. соч. - С. 16.

Юридическая наука и правоохранительная практика от имени Российской Федерации1. В связи с этим с точки зрения права нечетким является вопрос о разделении нотариусов на нотариусов государственных нотариальных контор и частных. Противопоставление нотариусов, работающих в нотариальных конторах, созданных государством, и нотариусов, занимающихся частной практикой, искусственно. Основы никакого противопоставления между нотариусами не делают. В ст. 2 Основ «Нотариус в Российской Федерации» говориться о том, кто назначается на эту должность, но не упоминается

0 видах нотариусов. Если акцентировать внимание на нотариусах государственных нотариальных контор, то следует помнить, что на сегодняшний день статус этих лиц находится за рамками правового регулирования. До 1 января 2005 г. государственные нотариальные конторы находились на финансировании за счет федерального бюджета. С 1 января 2005 г. данное положение Основ было отменено, но не был установлен субъект, ответственный за содержание государственных нотариальных контор. И только Федеральным законом Российской Федерации от 31 декабря 2005 г. № 199-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемыми данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, отнесли решение вопросов материальнотехнического и финансового обеспечения государственных нотариальных контор. При этом остались нерешенными множество вопросов, связанных с деятельностью нотариусов государственных нотариальных контор. Так, не определена организационно-правовая форма государственных нотариальных контор. Являются ли они юридическими лицами? Государственные нотариальные конторы открываются и упраздняются Федеральной регистрационной службой или по ее поручению терри-

1 Власов Ю.Н. Нотариат в Российской Федерации.

- М., 2000. - С. 21.

ториальным органом, а их финансовое и материальное обеспечение возложено на субъект Российской Федерации. В связи с этим опять же возникает вопрос: кто будет нести ответственность по обязательствам государственной нотариальной конторы -Росрегистрация, субъект или сам государственный нотариус?

Назначение нотариусов государственных нотариальных контор на должность, равно как и частных нотариусов, осуществляется приказом территориального органа Росрегистрации на основании результатов конкурса на вакантную должность нотариуса. Если частнопрактикующие нотариусы являются самозанятыми гражданами, то работодатель нотариусов, работающих в государственных нотариальных конторах, до сих пор не определен.

Исходя из порядка открытия и упразднения государственных нотариальных контор федеральными органами исполнительной власти, данные органы и должны выступать работодателями нотариусов государственных нотариальных контор. Но тогда опять же остается открытым вопрос: как быть с выплатой различных пособий, социальных льгот и т.д., ведь финансовое обеспечение - это обязанность органов государственной власти субъекта Российской Федерации.

Несмотря на то что трудовые книжки нотариусов государственных нотариальных контор, как и частнопрактикующих нотариусов, находятся в территориальных органах Росрегистрации, нотариусы не включены в штат этих органов. Нет их и в штатном расписании служащих субъекта Российской Федерации или органов местного самоуправления.

Не менее значимым на сегодняшний день остается вопрос, связанный с определением численности нотариусов на территории субъекта.

В соответствии с Федеральным законом от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти

субъекта относится определение количества должностей нотариусов в нотариальном округе. В Тюменской области, Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком автономных округах приняты соответствующие Законы, устанавливающие количество должностей нотариусов и нотариальные округа1.

Однако установленный в этих актах порядок определения численности нотариусов и нотариальных округов до недавнего времени противоречил Основам законодательства Российской Федерации о нотариате от 11 февраля 1993 г. № 4462-1, Указу Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. № 1315 (в ред. от 2 мая 2006 г.) «Вопросы Федеральной регистрационной службы» и приказу Министерства юстиции № 183 от 3 декабря 2004 г. № 183 (в ред. от 5 мая 2006 г.) «Об утверждении общего положения о территориальном органе Федеральной регистрационной службы по субъекту (субъектам) Российской Федерации».

В соответствии со ст. 12 Основ законодательства о нотариате количество должностей нотариусов в нотариальном округе определяется в порядке, установленном Министерством юстиции Российской Федерации совместно с Федеральной нотариальной палатой, однако до настоящего времени этот порядок надлежащим образом не определен. Существуют только совместные рекомендации Министерства юстиции и Федеральной нотариальной палаты от 13 сентября 2004 г., в соответствии с которыми количество должностей нота-

1 О нотариате в Тюменской области: [закон Тюменской области: от 2 мая 2006 г. № 460] [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс: справочная правовая система // http://www.consultant.ru; Об обеспечении государственных нотариальных контор, определении численности нотариусов и пределов нотариальных округов на территории Ямало-Ненецкого автономного округа: [закон Ямало-Ненецкого автономного округа: от 18 октября 2006 г.] // КонсультантПлюс: справочная правовая система // http://www.consultant.ru; Об определении границ нотариальных округов и численности нотариусов в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре: [закон Ханты-Мансийского автономного округа-Югры: от 2 декабря 2005 г. № 119-оз] // КонсультантПлюс: справочная правовая система // Ы1р:// www.consultant.ru

Раздел 3. Частное право и договорное регулирование риусов должно определяться в порядке, установленном территориальными органами Министерства юстиции совместно с нотариальными палатами в субъектах Российской Федерации. Руководствуясь п.п. 16 п. 6 Указа Президента от 13 октября 2004 г. № 1315, полномочия по определению численности нотариусов в нотариальных округах относятся к совместной компетенции Росрегистрации и Федеральной нотариальной палаты. В соответствии с п.п. 19 п. 6 Приказа Министерства юстиции Российской Федерации от 3 декабря 2004 г. № 183 территориальный орган Росрегистрации совместно с нотариальной палатой субъекта Российской Федерации в установленном порядке представляют предложения о количестве должностей нотариусов в нотариальном округе, но и данный порядок также еще не определен. Федеральным законом Российская Федерации от 29 декабря 2006 г. № 258-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий» внесены изменения в Основы законодательства о нотариате, вступающие в силу с 15 января 2008 г. Этим законом установлено, что количество должностей нотариусов в нотариальном округе определяется в порядке, утверждаемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющем правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в сфере нотариата (Росрегистрацией) и Федеральной нотариальной палатой. На сегодняшний день отсутствует и этот порядок.

Наличие вышеуказанных проблем, естественно, не способствует надлежащему развитию нотариата в Российской Федерации. Поэтому первостепенной задачей в данной сфере отношений является приведение в соответствие с действующими нормативно-правовыми актами Основ законодательства о нотариате с четким закреплением правового статуса как частнопрактикующего нотариуса, так и нотариусов государственных нотариальных контор.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.