УДК 347 © Ю. А. Андреева, 2010
Система субъектов нотариальной деятельности
Ю. А. Андреева *
В условиях проведения административной реформы крайне важным становится вопрос организации системы субъектов нотариальной деятельности, в частности их функциональной составляющей. В связи с этим необходимо рассмотреть систему субъектов нотариального права и особенности их правового статуса.
Ключевые слова: государственный нотариат, нотариусы, занимающиеся частной практикой, Министерство юстиции Российской Федерации, Федеральная нотариальная палата, глава местной администрации или должностные лица местного самоуправления.
В Российской Федерации обеспечение защиты прав и законных интересов граждан и организаций в соответствии с Конституцией и законодательством Российской Федерации относится к компетенции ряда государственных органов и должностных лиц. В этой связи исполнение специфических функций возложено на нотариусов — специально уполномоченных действующим законодательством лиц, совершающих от имени Российской Федерации предусмотренные нормативно-правовыми актами нотариальные действия в интересах российских граждан и организаций (юридических лиц), граждан и организаций иностранных государств, а также лиц без гражданства.
Для нотариуса характерны признаки, благодаря которым он занимает особое место среди государ-
ственных органов и должностных лиц. Он работает в сфере доказательного права, занимаясь созданием квалифицированных доказательств. Нотариальные акты имеют особую доказательственную силу. К нотариальной профессии установлен особый доступ, что обусловлено повышенными квалификационными требованиями к нотариусу, получением дополнительных практических навыков, не охватываемых общим стандартом высшего юридического образования. Нотариат представляет собой институт, которому, в соответствии с ч. 1 ст. 1 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате, делегированы отдельные полномочия государства по осуществлению одной из важнейших государственных функций — защиты прав и законных интересов граждан и юридических лиц. Таким образом, нотариат наделен полномочиями
* В нашем журнале опубликовала статью «Контроль и надзор: основные подходы к разграничению понятий» (2009. № 1).
государственно-властного характера и своей деятельностью реализует публичную власть государства (осуществляет публично-правовые функции от имени государства — Российской Федерации). Вот почему нотариус обязан оказать квалифицированную юридическую помощь любому лицу, которое обратилось за совершением нотариального действия. Заслуживает внимания и тот факт, что нотариус, занимающийся частной практикой, работает в режиме самофинансирования и самостоятельной организации своей деятельности. Таким образом, профессия нотариуса в какой-то мере объединяет черты самых различных юридических профессий, составляя в интегрированном целом ту специфику деятельности, которая называется нотариальной.
Вышеизложенное, на наш взгляд, имеет достаточно весомое практическое значение, поскольку уже сегодня нашло свое отражение в проекте федерального закона «Об организации и деятельности нотариата в Российской Федерации».
Как отмечалось ранее, нотариат призван, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, конституциями и уставами субъектов Федерации, Основами законодательства Российской Федерации о нотариате, обеспечивать защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц путем совершения нотариусами от имени государства нотариальных действий, предусмотренных законодательными актами.
Нотариат в России представляет собой систему органов, а также должностных лиц, которым, в соответствии с Основами и иными нормативноправовыми актами Российской Федерации, предоставлено право совершать нотариальные действия.
Большинство авторов в систему нотариата включает органы и должностных лиц, совершающих от имени Российской Федерации нотариальные действия, предусмотренные действующим законодательством 1, при этом они прямо указывают, что также в рассматриваемую систему входят и должностные лица консульских учреждений, и главные врачи, и командиры воинских частей и т. д. Однако такая позиция в юридической литературе не является бесспорной 2. По мнению О. М. Сычева, понимание нотариата как системы различных органов и должностных лиц нашло свое отражение в законодательстве некоторых иностранных государств, в частности в Законе Республики Беларусь «О нотариате и нотариальной деятельности». Там зафиксировано, что нотариат включает государственных и частных нотариусов, уполномоченных должностных лиц местных исполнительных и распорядительских органов, а также дипломатических агентов и консульских должностных лиц 3.
Таким образом, субъектами нотариальной деятельности является широкий круг нотариусов, граждан, юридических лиц, государственных органов, ор-
ганов нотариального самоуправления. Все они обладают взаимными правами и обязанностями: правомочия одних субъектов обеспечиваются корреспондирующими этим правам обязанностями других субъектов.
Рассмотрим субъекты нотариальной деятельности и особенности их правового статуса. Итак, все субъекты нотариальной деятельности могут быть разделены на несколько групп.
1. Субъекты, имеющие право совершать нотариальные действия. Это основная, определяющая группа субъектов, поскольку именно посредством их действий по совершению нотариальных действий осуществляется собственно нотариальная деятельность.
Данную группу составляют:
— нотариусы, работающие в государственной нотариальной конторе;
— нотариусы, занимающиеся частной практикой;
— глава местной администрации поселения и специально уполномоченное должностное лицо местного самоуправления поселения, уполномоченные на совершение нотариальных действий в установленных законом случаях;
— должностные лица консульских учреждений Российской Федерации, уполномоченные на совершение нотариальных действий в установленных законом случаях.
Полномочия органов, входящих в систему нотариата, различны. В полном объеме нотариальные действия совершают нотариусы, как работающие в государственных нотариальных конторах, так и частнопрактикующие. Их параллельное существование и развитие отражает сложный и постепенный процесс социально-экономических преобразований, возникновения и развития новых форм и организационных структур в правоохранительной сфере. Проанализируем правовые особенности статуса и характер каждого из названных субъектов нотариата.
Государственный нотариат. Это сложившаяся форма организации нотариальной деятельности, которая обладает определенным рядом черт.
Во-первых, государственный нотариат в форме государственных нотариальных контор и государственных нотариусов — это государственноструктурное учреждение, действующее от имени и по поручению государства. И в этом главное отличие государственного нотариата от частного, который строится на совсем иной организационно-правовой основе. Государственные нотариальные конторы — это структурные звенья нотариальной системы России, имеющие принципиальную особенность: они являются в определенной мере государственновластными структурами (органами) 4, поскольку, как ранее было сказано, от имени и по поручению государства совершают нотариальные действия, в частности удостоверяют сделки, свидетельствуют копии
документов, выдачу свидетельства о праве собственности на долю в общем имуществе супругов, о праве на наследство и др., т. е. юридические действия, обязательные к исполнению и имеющие соответствующие правовые последствия.
Государственные нотариальные конторы (и государственный нотариат в целом) могут быть отнесены к числу специфических государственных органов, выполняющих правоохранительные функции, обладающих властными полномочиями, собственной компетенцией и применяющих свойственные им формы деятельности. Для более полной характеристики государственного нотариуса целесообразно подробно остановиться на понятиях «государственная должность», «государственная служба», «государственный служащий» с тем, чтобы провести четкое разграничение между государственным и частным.
Государственная служба — это публичная служба, т. е. служба в органах публичной власти. Известный русский юрист Н. М. Коркунов считал государственной службой в широком смысле слова всякую деятельность на пользу государству: «Деятельность, составляющая содержание государственной службы, есть всегда юридическая обязанность, хотя бы и добровольно принятая, но всегда обязанность» 5. Более конкретно ученый определял государственную службу как «особое публично-правовое отношение служащего к государству, основанное на подчинении и имеющее своим содержанием обязательную деятельность, совершаемую от лица государства и направленную к осуществлению определенной задачи государственной деятельности» 6. Федеральный закон «О системе государственной службы Российской Федерации» 7 определяет государственную службу как профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий государственного органа, т. е. акцент в данном случае делается на управленческий аспект.
В Федеральном законе «О государственной гражданской службе Российской Федерации» 8 (ст. 1) под государственной должностью Российской Федерации и государственной должностью субъектов Российской Федерации (далее также — государственные должности) понимаются должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов, и должности, устанавливаемые конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов Российской Федерации. Это определение как нельзя более полно подходит для характеристики должности нотариуса государственной нотариальной конторы.
Государственный служащий — гражданин, осуществляющий профессиональную служебную деятельность на должности федеральной государственной службы и получающий денежное содержание (вознаграждение, довольствие) за счет средств федерального бюджета 9.
Нотариат к такой службе не относится. Нотариусы, работающие в государственных нотариальных конторах, не являются государственными служащими, на них не распространяются соответствующие нормы законодательства РФ, касающиеся государственных служащих. Вместе с тем деятельность нотариусов имеет властный характер и в какой-то мере близка к деятельности должностных лиц органов исполнительной власти. Конечно, это сравнение условное, но все же имеет существенные основания быть рассмотренным в данной статье.
Аналогично статус частного нотариата, так же как государственный нотариат, регулируется Основами законодательства о нотариате и имеет свои наиболее существенные правовые особенности, характеризующие частный нотариат как одну из разновидностей нотариата в России. Нотариус, занимающийся частной практикой, как и государственный нотариус, не является государственным служащим, он не занимает никакой штатной должности в государственном аппарате и не получает от государства за выполнение своей работы денежного содержания.
Действуя от имени Российской Федерации, как и государственный нотариус, нотариус, занимающийся частной практикой, самостоятельно и под свою ответственность совершает нотариальные действия, руководствуясь Конституцией Российской Федерации, Конституциями республик в составе Российской Федерации, Основами законодательства РФ о нотариате, законодательными актами Российской Федерации, а также правовыми актами органов государственной власти автономных областей, округов, краев, городов Москвы и Санкт-Петербурга, принятыми в пределах их компетенции, а также международными договорами. Как ранее было сказано, нотариусы имеют равные права и несут одинаковые обязанности при совершении нотариальных действий независимо от того, работают ли они в государственной нотариальной конторе или занимаются частной практикой. Оформленные нотариусами документы имеют одинаковую юридическую силу.
В статье 35 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате установлены полномочия нотариусов, занимающихся частной практикой, которые совершают определенные нотариальные действия, аналогичные нотариальные действия совершают и государственные нотариусы, но круг полномочий по совершению нотариальных действий у последних несколько шире, так как они, кроме перечис-
ленных полномочий, также выдают свидетельства о праве на наследство и принимают меры к охране наследственного имущества. Однако, если в нотариальном округе отсутствует государственный нотариус, совершение этих нотариальных действий поручается совместным решением территориального органа федерального органа исполнительной власти, осуществляющего правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в сфере нотариата, и нотариальной палаты одному из нотариусов, занимающихся частной практикой.
В статье 37 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате, вступившей в силу 15 января 2008 г., установлено, что отныне главы местных администраций или должностные лица местного самоуправления имеют право совершать нотариальные действия, если в поселении нет нотариуса. На наш взгляд, единственное объяснение этого изменения состоит в том, что хотелось максимально упростить и приблизить к гражданам административные процедуры. Ранее в эпоху государственных нотариусов сельсоветы могли совершать небольшой объем нотариальных действий, например: удостоверяли завещания, «заверяли» копии. И хотя это были простейшие действия, с последствиями нотариальной работы сельсоветов мы до сих пор сталкиваемся, они оспариваются в судах и признаются незаконными, и совершенно непонятно, как теперь быть и как восстанавливать права наследников.
Сейчас ситуация все же сложнее. Во-первых, в советские времена секретари сельсоветов все-таки действовали «под присмотром» государственных нотариусов, которые обязаны были контролировать своих «подопечных», помогать им в разрешении методических вопросов, разъяснять положения действующего законодательства. Сегодня же главы местных администраций фактически бесконтрольны. Нотариальные палаты и нотариусы, занимающиеся частной практикой, не правомочны даже проводить учебу с должностными лицами местного самоуправления.
Во-вторых, в наши дни очень усложнились нотариальные действия: они требуют более значительной правовой квалификации, чем раньше. В частности, в поселениях не только специалистов по гражданскому праву, но и людей с юридическим образованием встретить непросто. Получается, что любой глава местной администрации, независимо от того, имеет юридическое образование или нет, все равно, согласно новой норме, будет обязан не только свидетельствовать верность копий документов и выписок из них, но и удостоверять завещания, доверенности, принимать меры по охране наследственного имущества и в случае необходимости меры по управлению им. На наш взгляд, включать эту категорию субъектов в систему нотариата нелогично, так
как даже страшно представить себе, каким будет качество (да и легитимность) тех документов, которые будут выходить из-под пера должностных лиц местного самоуправления, которые, в свою очередь, никем не контролируются.
Нотариальные действия от имени Российской Федерации в интересах российских граждан на территории иностранных государств совершают должностные лица консульских учреждений Российской Федерации. Согласно ст. 38 Основ, должностные лица консульских учреждений Российской Федерации совершают следующие нотариальные действия: удостоверяют сделки, кроме договоров об отчуждении недвижимого имущества, находящегося на территории Российской Федерации; принимают меры к охране наследственного имущества; выдают свидетельства о праве на наследство; выдают свидетельства о праве собственности на долю в общем имуществе супругов; свидетельствуют верность копий документов и выписок из них и др. Если сравнивать полномочия глав местных администраций поселений и уполномоченных должностных лиц местного самоуправления поселений с должностными лицами консульских учреждений Российской Федерации, которые наделены действующим законодательством правом совершать нотариальные действия, со всей очевидностью видно, что у должностных лиц консульских учреждений объем нотариальных действий намного больше. Это понятно, так как у российских граждан, находящихся за рубежом в длительных командировках, на обучении, в туристических поездках и т. д., нет возможности обратиться к нотариусу. Естественно, что широкие полномочия в совершении нотариальных действий делегированы государством должностным лицам консульских учреждений Российской Федерации.
Некоторые авторы (например, Г. Г. Черемных) включают группу субъектов в систему нотариата, содействующих осуществлению нотариальной деятельности: это помощники нотариуса; стажеры нотариуса; технические секретари; работники нотариуса, занимающегося частной практикой; иные лица (субъекты), обеспечивающие осуществление нотариальной деятельности (переводчики, организации, осуществляющие страхование деятельности нотариусов, занимающихся частной практикой, должностные лица и органы, предоставляющие информацию по запросам нотариусов). На наш взгляд, включать эту категорию субъектов в систему нотариата не логично, так как стажеры и технический секретарь нотариусов не имеют права совершать нотариальные действия.
2. Органы нотариального самоуправления в Российской Федерации охватывают:
— Федеральную нотариальную палату;
— нотариальные палаты субъектов в составе Российской Федерации.
Имеются определенные особенности и в организации контроля за исполнением профессиональных обязанностей нотариусами. Нотариусы, занимающиеся частной практикой, с функциональноорганизационной точки зрения интегрированы с системой нотариального самоуправления, так как они обязаны быть членами нотариальной палаты (п. 4 ст. 2 Основ), которая осуществляет контроль за исполнением ими профессиональных обязанностей.
С учетом сказанного можно говорить о системе нотариального самоуправления, которая представляет собой самостоятельной интерес. В данной статье этот вопрос рассматривается в узком аспекте, так как правовой статус частного нотариуса не может быть правильно понят и тем более глубоко исследован без анализа такого компонента действующей нотариальной системы, как нотариальное самоуправление. Подобный подход очень важен и для уяснения взаимосвязей нотариата с органами исполнительной власти в целом и ее отдельными видами и структурами в частности.
Вопросам нотариального самоуправления в Основах законодательства о нотариате непосредственно посвящена шестая глава, хотя отдельные аспекты этой проблемы частично регламентируются в других главах и статьях Основ, а также в законодательных и иных нормативных актах субъектов РФ. В шестой главе (ст. ст. 24-32) содержатся основополагающие правовые нормы, касающиеся характеристики самого института нотариального самоуправления — нотариальной палаты, совокупности нотариальных палат, их природы, функций и полномочий.
Нотариальная палата — это некоммерческая организация, представляющая собой профессиональное объединение, основанное на обязательном членстве нотариусов, занимающихся частной практикой. Таким образом, нотариальные палаты охватывают весь частный нотариат. Основы законодательства о нотариате устанавливают, что членами нотариальной палаты могут быть не только нотариусы, но и лица, получившие или желающие получить лицензию на право занятия нотариальной деятельностью.
Статус нотариальной палаты определяется помимо Основ Уставом, принимаемым общим собранием членов нотариальной палаты, и регистрируется в порядке, установленном для регистрации общественных объединений.
Верхнюю точку в иерархии всех нотариальных палат занимает Федеральная нотариальная палата, которая является некоммерческой организацией, представляющей собой профессиональное объединение нотариальных палат субъектов РФ, и, в соответствии с п. 2 ст. 30 Основ законодательства о нотариате, осуществляет координацию деятельности
нотариальных палат, а также представляет интересы нотариальных палат в органах государственной власти и управления, предприятиях, учреждениях, организациях; обеспечивает защиту социальных и профессиональных прав нотариусов, занимающихся частной практикой; участвует в проведении экспертиз проектов законов Российской Федерации по вопросам, связанным с нотариальной деятельностью; обеспечивает повышение квалификации нотариусов, стажеров и помощников нотариусов; организует страхование нотариальной деятельности; представляет интересы нотариальных палат в международных организациях. Более подробно и развернуто вопросы организации и компетенции Федеральной нотариальной палаты определяются в Уставе. В этом правовом документе регулируются полномочия собрания представителей нотариальных палат, правления Федеральной нотариальной палаты, президента Федеральной нотариальной палаты.
3. Органы государственной власти Российской Федерации и субъектов в составе Российской Федерации включают в себя:
— Министерство юстиции Российской Федерации, министерства и управления юстиции субъектов в составе Российской Федерации;
— суды Российской Федерации;
— налоговые органы;
— иные государственные органы (органы, осуществляющие контроль за соблюдением законодательства о труде; соответствующие органы, контролирующие соблюдение требований санитарного, экологического, противопожарного, архитектурноградостроительного и иного законодательства).
Из всех органов данной группы с точки зрения управления нотариатом представляется самым важным Министерство юстиции Российской Федерации.
Статус этого государственного органа, в качестве субъекта нотариальной деятельности, определяется тем, что он наделен властными полномочиями по организации нотариата и контролю за ним.
Министерство юстиции Российской Федерации и его территориальные органы осуществляют в сфере нотариата ряд функций, предусмотренных Основами и Положением о Минюсте России: осуществляют контроль за исполнением профессиональных обязанностей, в том числе правил нотариального делопроизводства, нотариусами, работающими в государственных нотариальных конторах; в порядке, определяемом Министерством юстиции Российской Федерации совместно с Федеральной нотариальной палатой, — контроль за исполнением правил нотариального делопроизводства нотариусами, занимающимися частной практикой; ведение и формирование реестра государственных нотариальных контор и кон-
тор нотариусов, занимающихся частной практикой, производятся структурными подразделениями центрального аппарата Министерства юстиции Российской Федерации, к компетенции которого отнесены полномочия в сфере нотариата, и регулируются Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 2 декабря 2003 г. № 306 (ред. от 27.08.2008) «Об утверждении Порядка ведения реестра государственных нотариальных контор и контор нотариусов, занимающихся частной практикой» 10; выдают лицензии на право нотариальной деятельности; открывают и упраздняют государственные нотариальные конторы в субъектах Российской Федерации; наделяют на конкурсной основе нотариусов полномочиями по совершению нотариальных действий от имени Российской Федерации; удостоверяют подлинность подписи нотариуса и оттиска его печати при легализации документов, представляемых физическими и юридическими лицами в компетентные органы иностранных государств; утверждают совместно с Федеральной нотариальной палатой порядок определения количества должностей нотариусов в нотариальном округе, изменения территории деятельности нотариуса, учреждения и ликвидации должности нотариуса; образуют совместно с Федеральной нотариальной палатой апелляционную комиссию по рассмотрению жалоб на решения квалификационных комиссий по приему экзаменов у лиц, желающих получить лицензию на право осуществления нотариальной деятельности; осуществляют иные полномочия, предусмотренные Основами законодательства Российской Федерации о нотариате.
Полномочия Министерства юстиции Российской Федерации и его территориальных органов различаются в зависимости от того, работают нотариусы в государственной нотариальной конторе или занимаются частной практикой.
Анализ действующего законодательства о нотариате позволяет дифференцировать полномочия Министерства юстиции Российской Федерации и его территориальных органов по управлению нотариатом по ряду критериев. В зависимости от объекта управления полномочия могут быть дифференцированы на общие, осуществляемые в отношении нотариата в целом, и полномочия, осуществляемые в отношении государственных нотариусов. Общие полномочия, включающие в себя преимущественно полномочия по организации нотариата, реализуются главным образом совместно с нотариальными палатами. К ним относятся, в частности, учреждение должности нотариуса, определение количество должностей нотариусов в нотариальном округе, изменение территории деятельности нотариуса. К самостоятельному ведению Министерства юстиции Российской Федерации отнесено лишь открытие государственных нотариаль-
ных контор. Это полномочие может быть делегировано территориальному органу.
Совместно с Федеральной нотариальной палатой Министерство юстиции Российской Федерации определяет правила нотариального делопроизводства, порядок прохождения стажировки, проведения конкурса, утверждает положения о квалификационной и апелляционной комиссиях.
Основы законодательства Российской Федерации о нотариате во многом устарели, в детальной регламентации и совершенствовании нуждаются практически все вопросы организации нотариальной деятельности, в том числе вопросы статуса лиц, осуществляющих такую деятельность. В связи с этим Министерством юстиции Российской Федерации в свое время было поручено Федеральной регистрационной службе разработать проекты концепции и технического задания на разработку проекта федерального закона «О нотариате и нотариальной деятельности в Российской Федерации». Во исполнение данного поручения Федеральной регистрационной службой была создана рабочая группа с участием представителей Федеральной нотариальной палатой, региональных нотариальных палат, Фонда «Институт развития нотариата». Указанный проект разработан в целях более точного и однозначного раскрытия понятия и предназначения нотариата как публично-правового института, формирования такой системы нотариата, которая в полной мере соответствовала бы интересам и потребностям общества.
При этом проектом концепции предлагается отказаться от такой формы организации нотариальной деятельности, как государственные нотариальные конторы, и перейти к единой небюджетной модели нотариата, основанной на принципах самофинансирования и имущественной ответственности нотариусов.
В настоящее время общее количество нотариусов в Российской Федерации составляет 7421 человек, из них нотариусов, работающих в государственных нотариальных конторах, — 137 (1,8%). За период с 2005 г. по 2008 г. количество нотариусов, работающих в государственных нотариальных конторах, уменьшилось в 3 раза п.
Наличие государственных нотариальных контор не решает и проблемы обеспечения нотариальной помощью населения экономически нерентабельных районов. Например, в Республике Башкортостан и Республике Тыва, несмотря на значительное количество государственный контор, имеется 14 вакантных должностей нотариуса. По состоянию на 31 декабря 2007 г. в Российской Федерации учреждено 7600 должностей нотариуса, при этом 245 должностей оставались вакантными. Вакантные должности сохраняются на протяжении длительного периода:
в 2002 г. их было 288, в 2003 г. — 298, в 2004 г. — 275, в 2005 г. — 262, в 2006 г. — 251.
Думается, отказаться от государственных нотариальных контор и перейти к единой небюджетной модели нотариата разумно:
— во-первых, финансирование государственных нотариальных контор осуществляется за счет государственного бюджета, при этом государственные конторы не окупают себя. По имеющимся в Министерстве юстиции Российской Федерации сведениям, из бюджетов субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления на финансирование государственных нотариальных контор было затрачено 64 млн рублей, а государственная пошлина, взысканная нотариусами, работающими в государственных нотариальных конторах, составила 45 млн рублей;
— во-вторых, в случае совершения нотариусами, работающими в государственной нотариальной конторе нотариального действия, противоречащего законодательству Российской Федерации, имущественную ответственность должно нести государство. Это дополнительная нагрузка на государственный бюджет, кроме того, такая ответственность препятствует своевременному восстановлению нарушенных прав граждан;
— в-третьих, на нотариуса, работающего в государственной нотариальной конторе, может быть оказано административное давление, что влияет на его беспристрастность при совершении нотариальных действий;
— в-четвертых, четкий учет доходов нотариусов, занимающихся частной практикой, способствует взиманию значительной суммы налога, пополняющей государственный бюджет. При этом затрат из государственного бюджета на деятельность нотариусов, занимающихся частной практикой, не производится.
Преимуществом государственных нотариальных контор как организационной формы нотариальной деятельности в настоящее время является то, что они могут действовать в малонаселенных и труднодоступных районах, где затруднительно самофинансирование нотариуса, занимающегося частной практикой. При этом вопрос обеспечения нотариальной помощью населения труднодоступных, малонаселенных и иных экономически нерентабельных районов предлагается решить посредством:
а) установления обязанности нотариальных палат в субъектах Российской Федерации и Федеральной нотариальной палаты по оказанию помощи в обеспечении нотариальной деятельности нотариусов, работающих в указанных районах (приобретение, аренда помещений для размещения нотариальной конторы, предоставление нотариусу оргтехники, реестров, средств связи и т. д.);
б) установления преимущественного права нотариусов, отработавших не менее пяти лет в указанных районах, на замещение вакантной должности нотариуса в экономически развитых районах этого субъекта Российской Федерации.
Такое разнообразие систем субъектов нотариальной деятельности, в частности которая состоит из нескольких подсистем, включающих субъектов, совершающих нотариальные действия; органов нотариального самоуправления; органов государственной власти Российской Федерации, осуществляющих управление в сфере нотариата, требует эффективного функционирования административно-правового механизма управления в данной сфере, в том числе осуществления необходимых контрольных и надзорных полномочий со стороны государственных органов. Без этого невозможно обеспечить нормальное функционирование системы субъектов нотариальной деятельности.
1 Самсонов В. В. Нотариат. М.: Экзамен, 2006. С. 9; Полтавская Н. А. Нотариат: курс лекций. М.: Омена-Л, 2006. С. 3.
2 Черемных Г. Г. Еще раз о новом законе о нотариате (к проекту Федерального закона «Об организации нотариата и нотариальной деятельности) // Нотариус. 2005. № 1. С. 3.
3 Сычев О. М. Система нотариата России // Нотариальный вестник. 2008. № 4. С. 37; Нотариат за рубежом: позитивный опыт: сб. мат-лов и ст. СПб., 2006. С. 209.
4 В. Н. Аргунов, например, полагает, что «нотариат представляет собой систему государственных органов и должностных лиц...» (Правовые основы нотариальной деятельности: учебное пособие / под ред. В. Н. Аргунова. М., 1994. С. 1).
5 Коркунов Н. М. Российское государственное право. 2-е изд. СПб., 1893. Т. 1: Введение и общая часть. С. 280.
6 Там же.
7 О системе государственной службы Российской Федерации: федеральный закон от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ // Рос. газета. 2003. 30 мая.
8 О государственной гражданской службе Российской Федерации: федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ // Там же. 2004. 31 июля.
9 О системе государственной службы Российской Федерации: федеральный закон от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ.
10 Рос. газета. 2003. 23 дек.
11 Общая тенденция по стране не всегда совпадала с положением дел в субъектах Российской Федерации. Например, из общего количества государственных нотариусов 95 — нотариусы, работающие в государственных нотариальных конторах Республики Башкортостан. Следует отметить, что в 2007 г. бюджетом Республики Башкортостан было предусмотрено 38 496,5 тыс. рублей на финансирование государственных нотариальных контор. При этом государственными нотариусами Республики Башкортостан в указанный период взыскана государственная пошлина на сумму 32 917, 60 тыс. рублей. Наряду с нотариусами, работающими в государственных нотариальных конторах, в Республике Башкортостан нотариальную деятельность осуществляют 92 нотариуса, занимающиеся частной практикой, которыми в бюджетную систему Российской Федерации было уплачено налогов на 18 078, 46 тыс. рублей.