О. В. Садина, О НЕКО ТОРЫХ ПРОБЛЕМАХ И ПЕРСПЕКТИВАХ
Т.Н. Черная ГАРАНТИРОВАНИЯ НОТАРИА ТОМ ПРАВА ЧЕЛОВЕКА НА
ПОЛУЧЕНИЕ КВАЛИФИЦИРОВАННОЙ ЮРИДИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
3.17. О НЕКОТОРЫХ ПРОБЛЕМАХ И ПЕРСПЕКТИВАХ ГАРАНТИРОВАНИЯ НОТАРИАТОМ ПРАВА ЧЕЛОВЕКА НА ПОЛУЧЕНИЕ КВАЛИФИЦИРОВАННОЙ ЮРИДИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Садина Ольга Владимировна, кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры правовых дисциплин Мордовского государственного университета им. Н. П. Огарева,
Черная Татьяна Николаевна, студентка Мордовского государственного университета им. Н. П. Огарева
Аннотация: В статье рассматриваются некоторые вопросы деятельности российского нотариата как гаранта юридической помощи: законодательные и этические требования к оказанию нотариусами юридической помощи, погрешности юридической техники Основ законодательства Российской Федерации о нотариате, проблемы компетентности и дисциплинарной ответственности нотариусов, установления тарифов за совершение нотариальных действий, ведения нотариального архива, перспективы совершенствования системы нотариальной по-мощи.
Ключевые слова: юридическая помощь, нотариат, нотариус, нотариальная деятельность
ON SOME PROBLEMS AND PROSPECTS OF NOTARIATE GUARANTEE OF HUMAN RIGHT ON QUALIFIED LEGAL ASSISTANCE IN THE RUSSIAN FEDERATION
Sadina Olga Vladimirovna, Candidate of Law, docent, docent of the Legal disciplines Chair, Ogaryov Mordovian State University,
Chernaya Tatyana Nikolaevna, student of the Ogaryov Mordovian State University
Annotation: In article some questions of the Russian notariate as guarantor of a legal assistance are considered: legislative and ethical requirements to rendering by notaries of a legal assistance, an error of legal technique of Bases of the legislation of the Russian Federation about a notariate, problems of competence and a disciplinary responsibility of notaries, establishments of tariffs for commission of notarial actions, maintaining notarial archive, prospect of improvement of system of the notarial help.
Keywords: legal assistance, notariate, notary, notarial practice
Деятельность нотариата основывается на законодательстве и этических нормах. Техническое и содержательное совершенство этих норм - необходимая предпосылка надлежащего оказания нотариусами юридической помощи гражданам и организациям. Напротив, непроработанность нормативной базы, ее оторванность от социально-экономических реалий - одна из причин совершения нотариальных действий в ущерб интересам частных субъектов. И если содержание Профессионального кодекса нотариусов Российской Федерации1 не вызывает критики представителей юридической общественности, то с содержанием нотариального законодательства ситуация иная.
В настоящее время основным нормативным правовым актом, регулирующим нотариальную деятельность, остаются Основы законодательства Российской Федерации о нотариате от 11 февраля 1993 г2. Указанный акт не в полной мере отвечает требованиям современного общества. «К сожалению, за последующие пятнадцать лет Основы не корректировались последовательно и концептуально, что привело к значительному отрыву этого нормативно-правового акта от
- 3 г-,
реалии современной правовой действительности» . В детальной регламентации и совершенствовании нуждаются очень многие вопросы организации и функционирования нотариата.
Необходимо четкое разграничение понятий «нотариальные действия» и «нотариальная деятельность». Второе гораздо шире и подразумевает всю организацию нотариусом нотариального дела: приобретение помещения под нотариальную контору, необходимых технических средств, наем сотрудников, ведение делопроизводства, содержание архива, отношения с органами юстиции, нотариальной палатой, налоговыми органами, хозяйствующими субъектами и, наконец, совершение нотариальных действий, оказание квалифицированной юридической помощи.
Неверно также говорить о должности нотариуса (он не является государственным служащим) и лицензии на право нотариальной деятельности (эта деятельность не подпадает под лицензионную), разграничивать нотариальную деятельность и профессиональную нотариальную деятельность, предусматривать право, а не обязанность нотариуса совершать нотариальные действия.
3 Мананников О. В. О концепции развития нотариата в России
1 URL: http://mirnot.narod.ru/profcodex.html. [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы
2 Ведомости СНД РФ и ВС РФ. 1993. № 10. Ст. 357. «КонсультантПлюс».
Нотариальная деятельность требует четкой нормативно-правовой регламентации, так как неясности формальной процедуры могут привести к признанию нотариального действия недействительным. Не менее значим здесь и «субъективный фактор». Неправильно составленное завещание, нарушения при принятии, хранении, оглашении закрытых завещаний, отступление от порядка удостоверения сделок или выдачи свидетельств зачастую влекут за собой серьезные проблемы, поскольку удостоверенные, засвидетельствованные или выданные нотариусом документы, как правило, имеют правоустанавливающий характер, порождают значимые правовые последствия. Ненадлежащее ведение делопроизводства, нотариального архива нередко создает сложности для граждан, и тем самым вызывает их справедливое возмущение и жалобы в различные инстанции. Поэтому, по примеру большинства стран латинского нотариата, должна быть изменена и система подготовки будущих россий-
4
ских нотариусов .
К сожалению, сами нотариусы далеко не во всех случаях могут с точки зрения права разъяснить спорную ситуацию или объяснить свои требования, предъявив конкретный нормативно-правовой акт, «который когда-то был, должен быть и сегодня, но его просто нет»5.
Вопрос профессионального уровня нотариусов сегодня весьма актуален. Половина нотариусов за десять с лишним лет работы ни разу не прошли курсы повышения квалификации6. В этой связи представляется необходимым и законодательное закрепление обязанности нотариуса подтверждать свой профессиональный уровень знаний каждые пять лет. Для работы в новых условиях следует проводить переэкзаменовку, переосвидетельствование нотариусов.
Надлежащим образом должна регулироваться и ответственность нотариуса за «некачественное» оказание юридической помощи. «Сегодня, если нотариус провинился, даже государство не может ничего сделать, разве что потребовать от палаты лишить его лицензии путем обращения в суд... Ему закон этого права не предоставляет»7.
В Основах законодательства о нотариате указывается, что частнопрактикующий нотариус лишается полномочий за неоднократное совершение дисциплинарных проступков и нарушение законодательства (ст. 12). Но что следует понимать под дисциплинарным проступком, кто вправе его фиксировать, налагать дисциплинарное взыскание и какое именно, Основы законодательства не раскрывают. Нотариальные палаты проявляют в этом вопросе «широкую самодеятельность», по-разному определяя дисциплинарный проступок и перечень наказаний. «Где-то его налагают правления палат, где-то комиссии по этике, где-то президент, приняв так называемые профессиональные кодексы нотариусов, в которых этические нормы поведения нотариуса, нарушения законодательства,
4 См.: Черемных Г. Г. Комментарий к проекту Федерального закона «О нотариате и нотариальной деятельности в Российской Федерации» // Нотариус. 2010. № 1. С. 4.
5 Черемных Г. Г. В современной России должного нормативного правового регулирования в сфере нотариата не было и нет // Нотариус. 2009. № 4. С. 2.
6 См.: Бодрягина О. Нотариат меняет формат [Интервью с М. И. Сазоновой] // ЭЖ-Юрист. 2010. № 4. С. 12.
7 Там же.
уставных требований перемешаны, как овощи в винегрете»8.
Не определил законодатель и кто вправе обратиться в суд с ходатайством о лишении нотариуса полномочий. Ст. 12 Основ законодательства о нотариате называет нотариальную палату, но это все нотариусы территориального округа. Палата имеет специальные исполнительные органы (общее собрание нотариусов, правление, президент), и кто из них может обратиться в суд, не понятно. Следует согласиться с Г. Г. Черемных в том, что указанное право должно быть предоставлено правлению как наиболее объективному, профессиональному и авторитетному органу управления палаты субъекта Российской Федерации, а также территориальному органу Министерства юстиции Российской Федерации9.
Весьма болезненным для нотариата остается и вопрос тарифов. Налоговый кодекс Российской Федерации установил размеры госпошлины за само нотариальное действие, плату же за техническое обслуживание этого действия (технические работы, составление проекта документа и т. п.) нотариус определяет самостоятельно, исходя из своих трудовых и временных затрат. Доказать, что он завысил себестоимость технической работы или слишком много взял за подготовку проекта договора, сейчас нельзя - можно только напомнить такому нотариусу о совести.
Необходимо установить такую планку нотариальных тарифов, которая устраивала бы и гражданина, и государство, и нотариуса, причем целесообразно сделать единую ставку тарифа за нотариальное действие в целом, поскольку зачастую бывает трудно провести границу между нотариальным действием и технической работой10.
Со времени принятия Основ законодательства о нотариате Министерством юстиции Российской Федерации проводится значительная работа по приведению ведомственных актов в соответствие с действующим законодательством. Однако сводится она в основном к признанию утратившими силу ранее действовавших подзаконных актов Министерства юстиции РСФСР и к признанию не подлежащими применению на территории Российской Федерации приказов и иных инструктивных указаний Минюста СССР Показателен Приказ Министерства юстиции России от 19 февраля 2002 г. № 52 «О нормативных актах Министерства юстиции СССР и Министерства юстиции РСФСР»11, которым отменено действие более 90 нормативных актов Минюста СССР и признаны утратившими силу 58 нормативных актов Минюста РСФСР, из которых около 20 непосредственно касались организации нотариальной деятельности. При этом, несмотря на исключительную значимость в нотариальной практике, взамен этих и других отмененных приказов и инструктивных указаний какие-либо новые нормативные предписания не при-няты12
8 Черемных Г. Г. Комментарий к проекту Федерального закона «О нотариате и нотариальной деятельности в Российской Федерации» // Нотариус. 2010. № 1. С. 7.
9 См.: Там же.
10 См.: Бодрягина О. Указ. соч. С. 12.
11 Документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
12 См.: Черемных Г. Г. В современной России должного
нормативного правового регулирования в сфере нотариата не
было и нет // Нотариус. 2009. № 4. С. 3.
О. В. Садина, О НЕКО ТОРЫХ ПРОБЛЕМАХ И ПЕРСПЕКТИВАХ
Т.Н. Черная ГАРАНТИРОВАНИЯ НОТАРИА ТОМ ПРАВА ЧЕЛОВЕКА НА
ПОЛУЧЕНИЕ КВАЛИФИЦИРОВАННОЙ ЮРИДИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Следует также заметить, что до настоящего времени отсутствует нормативный правовой акт, регулирующий порядок ведения и хранения нотариального архива. Нотариальные палаты иногда не могут изъять архив у нотариуса, полномочия которого прекращены в судебном порядке. Более того, есть мнение, что нотариальный архив является собственностью нотариуса. Понятно, что такая позиция не согласуется с публично-правовой природой нотариата. «Сам факт совершения нотариального действия от имени Российской Федерации исключает даже постановку вопроса о принадлежности этих документов иным лицам, в том числе и нотариусу»13. Однако это только предположение - по данному вопросу нет действующего законодательного решения или каких-либо официальных разъяснений.
Для совершения нотариальных действий в малонаселенных и труднодоступных районах стоит сохранить государственные нотариальные конторы (ст. 7 Основ законодательства о нотариате) и возложить обязанности не только по их открытию и упразднению, но и по государственному финансированию на соответствующий контролирующий орган (Минюст России). Представляется, что такой подход отражает специфику России по сравнению с другими странами латинского нотариата и учитывает менталитет российского общества. Такое решение сообразуется и с закрепленным в Конституции Российской Федерации социальным статусом нашего государства, так как направлено на обеспечение доступности правовой помощи гражданам России на всей ее территории.
Сменить основы законодательства о нотариате призван федеральный закон «О нотариате и нотариальной деятельности в Российской Федерации». Многие указанные выше замечания были учтены при составлении и доработке проекта данного закона14 (далее законопроект)15. В результате можно выделить следующие его положения, отвечающие интересам граждан и юридических лиц:
- введение ряда новых нотариальных действий и возложение на нотариуса обязанности по комплексному оказанию юридической помощи (консультированию, сбору необходимых документов, передаче документов на регистрацию прав и юридических лиц, медиации и т.
д.);
- расширение перечня нотариальных актов, имеющих силу исполнительных документов;
- закрепление доказательственной силы и публичного признания нотариально оформленных документов (законопроект освобождает от доказывания в судебном процессе обстоятельств, содержащихся в нотариально удостоверенном документе, с сохранением у лиц, участвующих в деле, права оспаривания такого документа).
Одна из основных задач законопроекта - обеспечение доступности нотариальной помощи гражданам и организациям. В связи с этим предлагается устанавливать количество нотариусов в нотариальном округе на
основании определенных критериев: наличие в нотариальном округе не менее одного нотариуса, потребности в совершении нотариальных действий в данном нотариальном округе, соблюдение экономических оснований независимости и беспристрастности нотариальной деятельности, численность населения в нотариальном округе (ст. 22 законопроекта).
В труднодоступных и малонаселенных (экономически нерентабельных) местностях проблемы нотариальной деятельности предлагается решать следующим образом: путем оказания нотариусам, работающим в указанных районах, нотариальными палатами в субъектах Российской Федерации и Федеральной нотариальной палатой организационной помощи (приобретение и аренда помещений для размещения нотариальной конторы; предоставление нотариусу оргтехники, реестров, журналов, средств связи; финансовое дотирование); через установление нотариусам, отработавшим не менее трех лет в таких районах, преимущественного права на замещение вакантной должности нотариуса в экономически развитых районах этого субъекта Российской Федерации; посредством предоставления права совершения отдельных нотариальных действий должностным лицам местного самоуправления и некоторыми иными способами16.
Законопроект устанавливает и порядок хранения и обслуживания нотариальных архивов, в том числе архивов упраздненных государственных нотариальных контор. Предлагается отнести нотариальные архивы к федеральной собственности и предусмотреть обязанности нотариусов, органов местного самоуправления и консульских учреждений по временному хранению указанных архивов. Данные положения необходимо закрепить и в Федеральном законе от 22 октября 2004
г. № 125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации»17 и в соответствующих подзаконных актах.
В законопроекте предусмотрены также размеры нотариальных тарифов (исходя из необходимости оплаты интеллектуальной деятельности нотариуса при совершении нотариального действия, оплаты технической работы и составления проекта документа18) и их индексация с учетом уровня инфляции в стране.
Конечно, совершенствование законодательства -не единственное условие гарантирования права человека на получение квалифицированной юридической помощи нотариата. Определенное значение здесь имеют и уровень профессионализма и правовой культуры нотариуса, и правовая активность субъекта-получателя юридической помощи, и социальноэкономическая и политическая ситуация в государстве. Однако законность - один из основополагающих принципов деятельности нотариата, и только при его соблюдении в системе с иными началами совершения нотариальных действий (уважительным отношением к личности, беспристрастностью, соблюдением нотариальной тайны) нотариат может рассматриваться как гарант оказания квалифицированной юридической помощи.
13 Там же. С. 4.
14 Рос. газ. 2011. 18 нояб.
15 Черемных Г. Г. Комментарий к проекту Федерального закона «О нотариате и нотариальной деятельности в Российской Федерации» // Нотариус. 2010. № 1. С. 3 - 10.
16 См.: Катанян К. Назревший законопроект // Адвокатская газета. 2009. № 17. С. 11.
17 Собр. законодательства Рос. Федерации. 2004. № 43. Ст. 4169.
18 См.: Катанян К. Указ. соч. С. 11.
Список литературы:
1. Профессиональный кодекс нотариусов Российской Федерации. URL: http://mirnot.narod.ru/profcodex.html.
2. Основы законодательства Российской Федерации о нотариате от 11 февр. 1993 г № 4462-I. URL: http://pravo.gov.ru/ proxy/ips/?docbody=&nd=102021245.
3. Мананников О. В. О концепции развития нотариата в России [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
4. Черемных Г. Г. Комментарий к проекту Федерального закона «О нотариате и нотариальной деятельности в Российской Федерации» // Нотариус. 2010. № 1. С. 3 - 10.
5. Черемных Г. Г. В современной России должного нормативного правового регулирования в сфере нотариата не было и нет // Нотариус. 2о09. № 4. С. 2 - 9.
6. Бодрягина О. Нотариат меняет формат [Интервью с М. И. Сазоновой] // ЭЖ-Юрист. 2010. № 4. С. 1, 11 - 12.
7. О нормативных актах Министерства юстиции СССР и Министерства юстиции РСФСР [Электронный ресурс]: приказ Министерства юстиции России от 19 февр. 2002 г. № 52. Документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс.
8. О нотариате и нотариальной деятельности в Российской Федерации: проект федер. закона // Рос. газ. 2011. 18 но-яб.
9. См.: Катанян К. Назревший законопроект // Адвокатская газета. 2009. № 17. С. 11.
10. Об архивном деле в Российской Федерации: федер. закон от 22 окт. 2004 г. № 125-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2004. № 43. Ст. 4169.
Reference list:
1. Professional Code of notaries of the Russian Federation. URL: http://mirnot.narod.ru/profcodex.html.
2. Bases of the legislation of the Russian Federation about a notariate from 11.02.1993 № 4462-I. URL: http://pravo.gov.ru/ proxy/ips/?docbody=&nd=102021245.
3. Manannikov O. V. On the concept of notariate in Russia. [Electronic resource]. Access from the background of the legal system «ConsultantPlus».
4. Cheremnykh G. G. Commentary on the draft Federal Law «On Notaries and notarial practice in the Russian Federation» // Notary. 2010. № 1. P. 3 - 10.
5. Cheremnykh G. G. In contemporary Russia proper normative legal regulation in the field of notariate was not and is not // Notary. 2009. № 4. P. 2 - 9.
6. Bodryagina O. Notary changes format [Interview with MI Sa-zonova] // EJ-Lawyer. 2010. № 4. P. 1, 11 - 12.
7. On normative acts of the Ministry of Justice of the USSR, and the Ministry of Justice of the RSFSR [Electronic resource]: Order of the Ministry of Justice of Russia from 19.02.2002 № 52. The document has not been published. Access from the background of the legal system «ConsultantPlus».
8. On notary and notarial practice in the Russian Federation: draft federal law // Russian newspaper. 2011. 18 Novemb.
9. Katanyan K. The urgent draft law // Advocate newspaper. 2009. № 17. P. 11.
10. On Archiving of the Russian Federation: the federal law from 22.10.2004 № 125- FL // Collection of the legislation of the Russian Federation. 2004. № 43. Art. 4169.
РЕЦЕНЗИЯ
на статью к.ю.н., доцента О. В. Садиной, студентки Т. Н. Черной «О некоторых проблемах и перспективах гарантирования нотариатом права человека на получение квалифицированной юридической помощи в Российской Федерации».
Статья О. В. Садиной и Т Н. Черной «О некоторых проблемах и перспективах гарантирования нотариатом права человека на получение квалифицированной юридической помощи в Российской Федерации» по-
священа актуальным вопросам оказания нотариальной юридической помощи в Российским Федерации. Она представляет научно-практический интерес в свете оценки «техничности» действующего российского законодательства о нотариате, проблем организации нотариального делопроизводства, привлечения нотариусов к дисциплинарной ответственности, а также перспектив оказания нотариусами юридической помощи гражданам вследствие принятия проекта федерального закона о нотариате и нотариальной деятельности.
Материал изложен авторами на достойном теоретическом уровне и может рассматриваться как задел для проведения дальнейших исследований по проблемам юридической помощи нотариата.
Статья в полной мере отвечает требованиям, предъявляемым к научным работам, и рекомендуется для публикации в открытой печати.
Профессор,
д.ю.н. Т. В. Худойкина