УДК 34
ЮРИДИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ НОТАРИУСА: «СКРЫТЫЙ ПОТЕНЦИАЛ» © В.С. Кашковский
Реформа нотариата является важнейшей задачей современной России. Статья содержит концепцию реформирования законодательства о нотариате. Нотариат рассматривается в качестве института «превентивного правосудия», а нотариальная деятельность - в качестве самостоятельного юридического процесса. Автор предлагает расширить спектр нотариальных действий. Квалифицированная юридическая помощь нотариуса должна использоваться более эффективно.
Ключевые слова: нотариус; правовое государство; превентивное правосудие; юридическая помощь; юридический процесс.
Нотариат занимает особое место в системе субъектов, призванных оказывать юридическую помощь. Институт нотариата возник еще в Древнем Риме. В переводе с латинского «нотариус» - «скорописец», «секретарь», «делопроизводитель». В IV в. император Константин издал указы о лицах, именуемых «табелионами». В большинстве изданий по римскому праву под «табелиона-ми» подразумевают лиц, которые за плату подготавливают для обратившихся необходимые письменные документы, свидетельствуют содержание и подлинность документов. Такая профессия требовала абсолютной честности [1].
В настоящее время в Российской Федерации основным нормативно-правовым актом, регулирующим общественные отношения в сфере оказания юридической помощи нотариусом, являются Основы законодательства РФ о нотариате № 4462-1 от 11 февраля 1993 г. (далее - Основы законодательства о нотариате) [2].
Ст. 35 Основ законодательства о нотариате предусмотрен спектр действий, совершаемых частнопрактикующим нотариусом, и его полномочий. Перечень является открытым, т. е. законодательными актами Российской Федерации могут быть предусмотрены и иные нотариальные действия.
Нотариусы, работающие в государственных нотариальных конторах, вправе совершать вышеуказанные нотариальные действия, а также выдавать свидетельства о праве на наследство и принимать меры к охране наследственного имущества.
Роль нотариуса в Российской Федерации «de-facto» сводится к оказанию следующей юридической помощи:
- выдача свидетельств о праве на наследство;
- удостоверение сделок;
- выдача свидетельств о праве собственности на долю в общем имуществе супругов;
- заверение копий документов и выписок из них;
- заверение подписи на документах.
Остальные действия нотариусом осуществляются крайне редко, а некоторые вообще не используются. В частности, ст. 76 Основ законодательства о нотариате закреплено право нотариуса налагать и снимать запрещения отчуждения имущества. Норма носит бланкетный характер, т. к. наложение запрещений на отчуждение имущества осуществляется на условиях и в порядке, установленных законодательством Российской Федерации. На сегодняшний день таких условий не существует.
Ввиду вышеуказанных обстоятельств значение нотариата, как института, оказывающего юридическую помощь, сводится к необходимому минимуму. Так, в подавляющем большинстве случаев помощью нотариуса пользуются, когда законодательством не предусмотрено иных возможностей реализации своих прав, свобод и законных интересов (получение свидетельства о праве на наследство, удостоверение согласия супруга на совершение сделки, направленной на отчуждение недвижимого имущества, удостоверение договора ренты).
Действующая нормативно-правовая основа деятельности нотариата исчерпала свои возможности и не соответствует современному уровню правового и экономического развития страны. В период с 1993 г. до начала 2009 г. в РФ принята Конституция, издана
система федеральных конституционных законов, система кодифицированных законодательных актов материального и процессуального права (Налоговый, Гражданский, Уголовный, Трудовой, Земельный, Семейный, Жилищный, Таможенный, Градостроительный, Гражданский процессуальный, Арбитражный процессуальный, Уголовно-
процессуальный, Уголовно-исполнительный кодексы, Кодекс об административных правонарушениях и др.), федеральных законов и законов субъектов федерации, нормативноправовых актов органов местного самоуправления. Нотариат является одним из немногих и вместе с тем чрезвычайно важным институтом, призванным оказывать юридическую помощь, которая гарантируется ст. 48 Конституции РФ.
В настоящее время целесообразно вывести нотариат на новую, совершенно иную ступень развития, нежели продолжать ретушировать имеющиеся изъяны и пережитки прежней системы правового регулирования. Представляется необходимым придать, с одной стороны, нотариату практическую роль «превентивного правосудия», с другой, - нотариальной деятельности - статус самостоятельного юридического процесса. При этом следует оговориться и указать на возможность использования термина «нотариат» в качестве «превентивного правосудия» лишь в доктринальных источниках и исследованиях, во избежание коллизии правовой нормы, закрепленной в ч. 1 ст. 118 Конституции РФ от 12 декабря 1993 г. [3], которая устанавливает гарантию осуществления правосудия только судом.
Отнесение нотариата к институту превентивного правосудия обусловлено тем, что при совершении нотариальных действий, направленных на защиту прав, свобод и законных интересов, предупреждается необходимость в судебной защите. Исторически и функционально деятельность нотариусов неразрывно связана с системой органов судебной власти.
Так, в соответствии со ст. 89 Основ законодательства о нотариате для взыскания денежных сумм или истребования имущества от должника нотариус совершает исполнительные надписи на документах, устанавливающих задолженность. Перечень документов, по которым взыскание задолженно-
сти производится в бесспорном порядке на основании исполнительных надписей, устанавливается Правительством РФ. В частности, долгое время сохраняло свое действие постановление Совета Министров РСФСР от 11 марта 1976 г. № 171 «Об утверждении Перечня документов, по которым взыскание задолженности производится в бесспорном порядке на основании исполнительных надписей органов, совершающих нотариальные действия» (в редакции от 30 декабря 1993 г., с изменениями от 19 июня 1996 г., 5 ноября 1999 г., 30 декабря 2000 г.) [4]. Однако после принятия Федерального закона «Об исполнительном производстве» от 21 июля 1997 г. № 119-ФЗ [5] его юридическое и практическое значение стало небесспорным. Так, ряд специалистов придерживались мнения, что данный Перечень сохраняет свое действие [6]. Другие стали считать, что данный Перечень утратил юридическое значение, поскольку согласно п. 8 п. 1 ст. 7 Федерального закона «Об исполнительном производстве» № 119-ФЗ имеют силу исполнительного документа только те документы, которые прямо предусмотрены федеральным законом [7].
Поэтому выделились два случая совершения исполнительных надписей, указанных в федеральном законе, а именно в Гражданском кодексе РФ (далее - ГК РФ) [8]:
1) в соответствии с п. 5 ст. 358 ГК РФ в случае невозвращения в установленный срок суммы кредита, обеспеченного залогом вещей в ломбарде, ломбард вправе на основании исполнительной надписи нотариуса по истечении льготного месячного срока продать это имущество в порядке, установленном для реализации заложенного имущества (п. 3, 4, 6 и 7 ст. 350 ГК РФ);
2) в соответствии с п. 3 ст. 630 ГК РФ взыскание с арендатора задолженности по арендной плате по договору проката производится в бесспорном порядке на основе исполнительной надписи нотариуса [9].
2 октября 2007 г. был издан новый Федеральный закон «Об исполнительном производстве» № 229-ФЗ [10], в который Федеральным законом от 30 декабря 2008 г. № 66-ФЗ были внесены изменения, с учетом которых к исполнительным документам среди прочих относятся:
- нотариально удостоверенные соглашения об уплате алиментов или их нотариально удостоверенные копии;
- исполнительная надпись нотариуса при наличии соглашения о внесудебном порядке обращения взыскания на заложенное имущество, заключенного в виде отдельного договора или включенного в договор о залоге.
Таким образом, нотариат в полной мере является институтом «превентивного правосудия», поскольку наделен возможностью разрешать бесспорные категории гражданских дел, что напрямую способствует избавлению от излишней загруженности судов. Но при этом следует отметить, что реальные возможности нотариата в сфере внесудебного разрешения бесспорных дел гораздо больше, нежели установленные действующим законодательством РФ.
Любому юридическому процессу присущи следующие признаки:
- упорядоченная последовательность юридически значимых действий;
- наличие субъектов, которые наделены полномочиями по осуществлению вышеуказанных действий;
- наличие установленных нормативноправовых форм каждого юридически значимого действия в отдельности;
- обеспеченность соблюдения порядка и содержания юридически значимых действий правовыми санкциями;
- наличие общего конечного результата, на достижение которого направлена вся последовательность юридически значимых действий.
Нотариальная деятельность обладает всем необходимым набором признаков, присущих юридическому процессу. Так, любое нотариальное действие является юридически значимым, поскольку порождает, изменяет или прекращает права, свободы и законные интересы субъектов права. Действия нотариуса осуществляются в порядке (строгой последовательности) и по правилам (в особой форме), установленным разделом II Основ законодательства о нотариате. Нотариальные действия вправе осуществлять ограниченный круг лиц: нотариусы и уполномоченные должностные лица, указанные в ст. 37, 38 Основ законодательства о нотариате. Нотариус за совершение нотариальных действий несет личную ответственность,
регламентированную в ст. 17 Основ законодательства о нотариате. Основной конечной целью нотариальной деятельности является обеспечение охраны и защиты прав, законных интересов физических и юридических лиц, Российской Федерации, ее субъектов, муниципальных образований и оказание им юридической помощи в сфере правовых отношений.
Таким образом, нотариальная деятельность, а точнее нотариальное производство, является одной из разновидностей юридического процесса, наряду с уже имеющимися законотворческим процессом, судопроизводством и исполнительным производством.
В связи с выведением нотариата на новый уровень обоснованно будет принять Нотариальный кодекс РФ, который бы включал в себя как материально-правовые, так и процессуальные нормы. В структуре кодекса должны быть выделены два основных раздела: «Общие положения» и «Нотариальное производство», а также один факультативный раздел «Заключительные и переходные положения».
В первом разделе представляется необходимым раскрыть следующие вопросы: законодательство о нотариате; основные понятия; роль и значение нотариата как института гражданского общества; принципы и основополагающие начала нотариальной деятельности; право на юридическую помощь нотариуса; правовой статус нотариуса (права, обязанности, ответственность, порядок приобретения, приостановления и прекращения статуса нотариуса); страхование нотариальной деятельности; присяга и атрибутика нотариуса; организационная структура нотариата; контроль за нотариальной деятельностью; финансирование; льготы при обращении за юридической помощью к нотариусу; нотариальная тайна; территориальное деление на нотариальные округа; перечень нотариальных действий, осуществляемых в рамках нотариального производства; субъекты нотариального производства; процессуальные сроки; юридическая сила нотариального акта.
Во втором разделе необходимо отразить следующие моменты:
- общие правила нотариального производства (порядок, сроки, место совершения нотариальных действий; обязательные дей-
ствия любого нотариального производства (установление личности, право-, дееспособности обратившегося лица); установление подведомственности; нотариальные акты и порядок их изготовления; проверка полноты и содержания представленных для совершения нотариального действия документов);
- порядок и особенности совершения отдельных видов нотариальных действий с разбивкой по главам (выдача свидетельств о праве на наследство, заверение копий документов, совершение исполнительной надписи и др.).
В разделе «Заключительные и переходные положения» следует указать на особенности вступления в силу кодекса, приведение в соответствие системы нормативноправовых актов в сфере нотариата (внесение в часть из них соответствующих изменений и признание их утратившими силу).
Особое внимание следует уделить разработке перечня нотариальных действий и дальнейшему порядку их осуществления. Необходимо не просто усовершенствовать имеющиеся полномочия нотариуса, но и существенно расширить границы нотариального производства. Новая модель нотариата должна в полной мере соответствовать интересам гражданского общества и интересам хозяйствующих субъектов. От нотариата на данной стадии развития страны требуется больше «плодотворной активности», нежели установившейся на практике «формальной пассивности» (статичности), когда нотариус при огромном потенциале возможностей дает отдачу сродни «видимой части айсберга».
Возвращаясь к компетенции нотариуса в сфере «превентивного правосудия», необходимо расширить сферу действия исполнительной силы нотариальных актов, в т. ч. применения такого нотариального действия, как исполнительная надпись нотариуса. Использование этого «уникального инструмента» нотариусом должно стать возможным и применимым, как минимум, ко всем случаям нотариально удостоверенных соглашений (в т. ч. соглашений об уплате алиментов, о разделе совместно нажитого имущества и иным соглашениям гражданско-правового характера).
В арбитражных судах Российской Федерации выделяется насыщенная категория дел, касающаяся споров между участниками хозяйствующих субъектов. Зачастую пред-
метом спора являются протоколы исполнительных органов юридических лиц, учредительные документы и внесенные на основании них сведения в реестрах. Категория таких дел является трудоемкой и сложной, требующей проведения всестороннего анализа с привлечением специалистов и экспертов. Между тем существует реальная возможность сократить количество таких дел до минимума посредством использования юридической помощи нотариуса. Это возможно при наделении нотариуса следующими полномочиями:
- правом удостоверения учредительных документов юридических лиц;
- правом удостоверения протоколов органов управления юридических лиц.
Еще одним заслуживающим не меньше внимания фактом является то, что при удостоверении любой сделки нотариус проводит самостоятельную правовую экспертизу сделки, устанавливает правомочность сторон сделки на ее совершение, разъясняет сторонам сделки правовые последствия таковой. Совершение нотариусом таких действий, а также порядок приобретения статуса нотариуса, напрямую свидетельствует о квалифицированном уровне юридической помощи. Аналогичные действия проводит регистратор сделки (к примеру, в случаях, когда сделка связана с недвижимым имуществом, регистрацию осуществляет Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии). Ввиду таких обстоятельств есть все возможности к наделению нотариуса новыми правомочиями - передачи документов на регистрацию в соответствующий орган, получения соответствующих свидетельств о внесении записи в реестр и передачи их надлежащим лицам.
В результате проведенного исследования можно сделать вывод, что нотариат современной России должен выступать в роли полноценного многофункционального института гражданского общества, призванного обеспечивать охрану и защиту прав, свобод и законных интересов частных лиц (физических и юридических) Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований. Придание нотариату роли «превентивного правосудия», а нотариальной деятельности статуса юридического процесса являются первостепенными задачами в процессе мо-
дернизации системы оказания квалифицированной юридической помощи. Принципиально новый уровень нотариата позволит эффективно использовать все его потенциальные возможности, что окажет плодотворное влияние на развитие Российской Федерации как правового государства.
1. Скрипилев Е.В. Слово «нотариус» - латинского происхождения // Российская юстиция. 2003. № 5. С. 17-19.
2. Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета РСФСР. 1993. № 10. Ст. 357.
3. Российская газета. 1993. 25 дек.
4. Свод законов РСФСР. 1976. Т. 8. С. 125.
5. Собрание законодательства РФ. 1997. № 30. Ст. 3591.
6. Вайнштейн Г. Исполнительная надпись нотариуса - документ для принудительного ис-
полнения // Российская юстиция. 2002. № 5. С. 27.
7. Гражданский процесс / под ред. В.В. Яркова. М., 2001. С. 472.
8. Собрание законодательства РФ. 1994. № 32. Ст. 3301.
9. Настольная книга нотариуса. М., 2005. Т. 2. С. 258-259.
10. Российская газета. 2007. 6 окт.
Поступила в редакцию 3.03.2009 г.
Kashkovsky V.S. The legal aid of the notary: “the latent potential”. The reform of notariate is the major problem of modern Russia. The article contains the concept of reforming of the legislation about notariate. The notariate is considered as the institute of “preventive justice” and notarial activity as an independent legal process. The author suggests expanding a spectrum of notarial actions. The qualified legal aid of the notary should be used more effectively.
Key words: notary; lawful state; preventive justice; legal aid; legal process.
УДК 347.918
ПРОБЛЕМЫ СОБЛЮДЕНИЯ ПРОЦЕССУАЛЬНЫХ СРОКОВ В АРБИТРАЖНОМ ПРОЦЕССЕ © Т.В. Егорова
Основными результатами работы является практическая классификация процессуальных сроков, причин их нарушения и мер, направленных на соблюдение процессуальных сроков. Статья содержит ряд предложений, направленных на оптимизацию арбитражного процесса и соблюдение установленных сроков совершения процессуальных действий.
Ключевые слова: процессуальный срок; доступность правосудия; процессуальная экономия.
Одним из достижений Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации 2002 г. (далее - АПК РФ) является установление «скорого» правосудия по делам, подведомственным арбитражному суду, что обусловлено их спецификой рассмотрения и разрешения экономических споров. Закон требует проведение судебного разбирательства в установленный срок, с одной стороны, с другой стороны, соблюдения целей судопроизводства - вынесения качественного и стабильного судебного акта, т. е. разрешения правового спора.
Право каждого при определении его гражданских прав и обязанностей на справедливое публичное разбирательство его де-
ла в разумный срок независимым и беспристрастным судом, созданным на основании закона, тесно связано с проблемами обеспечения доступности правосудия, которые особенно активно в нашей стране стали обсуждаться в связи со вступлением России в Совет Европы и ратификацией Конвенции о защите прав человека и основных свобод [1].
Соблюдение процессуальных сроков судом, а также лицами, участвующими в деле, соответствует принципу процессуальной экономии и является гарантией своевременного восстановления нарушенных прав и законных интересов.
Под процессуальным сроком следует понимать предусмотренный законом или на-