Научная статья на тему 'Субъекты правоохранительной политики в сфере нотариальной деятельности'

Субъекты правоохранительной политики в сфере нотариальной деятельности Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
179
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / НОТАРИУС / НОТАРИАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СУБЪЕКТ НОТАРИАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО / LAW ENFORCEMENT POLICY / THE NOTARY / THE NOTARY ACTIVITY / THE SUBJECT OF THE NOTARY ACTIVITIES / CIVIL SOCIETY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Богатырев Николай Владимирович

В данной статье раскрывается сущность статуса субъектов, имеющих право на осуществление правоохранительной политики в сфере нотариальной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Subjects of the Law Enforcement Policy in the Sphere of Notary Activities

In this article reveals the essence of the status of the subjects having the right to carry out law-enforcement policy in the sphere of notary activities.

Текст научной работы на тему «Субъекты правоохранительной политики в сфере нотариальной деятельности»

чести, достоинства и деловой репутации и взыскании 107 000 руб. в возмещение морального вреда. Определением суда, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции, производство по делу в порядке п. 5 ч. 1, ч. 2 ст. 33, п. 1 ч. 1 ст. 150 АПК РФ прекращено ввиду неподведомственности его арбитражному суду. Суд апелляционной инстанции сослался на правомерность прекращения производства по делу по мотиву обращения С. в арбитражный суд с иском о защите своих прав как личности, физического лица. Суд кассационной инстанции определение суда первой инстанции и постановление апелляционной инстанции отменил, дело направил на новое рассмотрение в тот же суд. По мнению Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа, вывод о неподведомственности арбитражному суду иска С. о защите чести, достоинства и деловой репутации и компенсации морального вреда является преждевременным, поэтому вынесенные судебные акты подлежат отмене, дело — передаче на новое рассмотрение10. Полагаем, что в целях совершенствования процессуальных механизмов защиты прав предпринимателей необходимо принимать меры к защите информации в ходе судебного процесса и устранять пробелы и разночтения в праве, позволяющие вывести дела c «информационно-правовым» элементом из подведомственности арбитражного суда.

1 См.: Сальников О.В. Проблемы и поддержка малого предпринимательства в России // Нота Бене: интерактивный экономический журнал. 2001. № 12. URL: http://ekonomic.narod.ru/nbene/econom/feconom12. htm (дата обращения: 25.12.2012).

2 См.: Степанов Д. Вопросы теории и практики эмиссионных ценных бумаг // Хозяйство и право. 2002. № 5. С. 81.

3 См.: Власов А. Проблемы судебной защиты чести, достоинства, деловой репутации. М., 2003. C. 36.

4 См.: Собр. законодательства Рос. Федерации. 1996. № 3, ст. 140; 2012. № 31, ст. 4322.

5 См.: Блохина О.Ю. Процессуальные особенности рассмотрения судами дел о защите прав потребителей: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Тверь, 1999. С. 7-9.

6 См.: Собр. законодательства Рос. Федерации. 2010. № 41, ч. 2, ст. 5193.

7 См.: Вестник Высшего Арбитражного Суда РФ. 2011. № 3.

8 См.: Вестник Высшего Арбитражного Суда РФ. 2002. № 2.

9 См.: Рожкова М.А. Два вопроса, возникающие при рассмотрении в арбитражных судах дел о защите деловой репутации: оспаривание оценочного мнения и компенсация репутационного ущерба // Закон. 2009. № 12. С. 56.

10 См.: Судебная практика Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа. Постановление от 18 июля 2008 г. по делу № Ф03-А59/08-1/2666. Документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

Н.В. Богатырев

СУБЪЕКТЫ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ НОТАРИАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В данной статье раскрывается сущность статуса субъектов, имеющих право на осуществление правоохранительной политики в сфере нотариальной деятельности.

Ключевые слова: правоохранительная политика, нотариус, нотариальная деятельность, субъект нотариальной деятельности, гражданское общество.

N.V. Bogatyrev

SUBJECTS OF THE LAW ENFORCEMENT POLICY IN THE SPHERE OF NOTARY ACTIVITIES

In this article reveals the essence of the status of the subjects having the right to carry out law-enforcement policy in the sphere of notary activities.

Keywords: law enforcement policy, the notary, the notary activity, the subject of the notary activities, civil society.

© Богатырев Николай Владимирович, 2013

Аспирант кафедры теории государства и права (Саратовская государственная юридическая академия); e-mail: nic777-89@mail.ru 113

В соответствии с ч. 1 ст. 48 Конституции РФ каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи. Современный российский нотариат, развиваясь как институт гражданского общества, выполняет свои функции самостоятельно и способен представить услуги правового характера в полном объеме, но в то же время он является институтом публичной власти и реализует полномочия, возложенные на него в силу закона. В этой ситуации должен отражаться достигнутый баланс интересов государства и общества, т. к. значение потребностей в юридическом обеспечении прав и законных интересов возлагается государством на нотариальные органы. «Основы законодательства Российской Федерации о нотариате» (далее — Основы) закрепляют цель их создания — защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц, граждан и организаций иностранных государств, а также лиц без гражданства путем совершения нотариусами предусмотренных законодательством нотариальных действий от имени Российской Федерации. Таким образом, органы нотариата наделены государственно-властными полномочиями, они реализуют публичную власть государства посредствам нотариальной деятельности.

Необходимо отметить, что субъектами нотариальной деятельности следует признать широкий круг субъектов, среди которых: нотариусы, должностные лица государственных органов, органов местного самоуправления, органов нотариального самоуправления. Рассматривая субъекты нотариальной деятельности, особенности их правового статуса, их можно разделить на следующие группы: 1. Круг субъектов, имеющих право на совершение конкретных нотариальных действий. Ключевой позицией будет являться то обстоятельство, что посредством применения права осуществляется нотариальная деятельность, в которую следует включить: нотариусов, работающих в государственных нотариальных конторах; нотариусов, занимающихся частной практикой;

глав местной администрации поселений и специально уполномоченных должностных лиц местного самоуправления поселения, уполномоченных на совершение нотариальных действий (ч. 1 п. 3 ст. 14.1 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (в ред. от 25 декабря 2012 г.)1), ст. 37 Основ, п. 1 Приказа Минюста России от 27 декабря 2007 г. № 256 «Об утверждении Инструкции о порядке совершения нотариальных действий главами местных администраций поселений и муниципальных районов и специально уполномоченными должностными лицами местного самоуправления поселений и муниципальных районов» (в ред. от 3 августа 2009 г.)2);

должностных лиц консульских учреждений Российской Федерации (ч. 2 п. 7 ст. 5 Федерального закона от 5 июля 2010 г. № 154-ФЗ «Консульский устав Российской Федерации» (в ред. от 12 ноября 2012 г.)3);

начальника (заместителя, старшего дежурного врача) госпиталя, санатория, другого военно-лечебного учреждения (п. 1 ч. 3 ст. 185 ГК РФ);

командира (начальника) пункта дислокации воинских частей, соединений, учреждений и военно-учебных заведений (ч. 3 п. 2 ст. 185 ГК РФ);

начальника соответствующего органа исполнения наказания по отбыванию наказания в виде лишения свободы (ч. 3 п. 3 ст. 185 ГК РФ);

администрацию, руководителя (заместителя) органа социальной защиты населения; банк;

организацию связи.

Обращает на себя внимание тот факт, что нотариальные действия совершаются как частнопрактикующими нотариусами, так и нотариусами, работающими в государственных нотариальных конторах. В настоящее время размер полномочий органов и должностных лиц, входящих в систему нотариата, неодинаков. Отличительная особенность государственного нотариата от частного — это не только иная организационно-правовая форма, но и материально-техническое обеспечение. Сосуществование и совершенствование государственного нотариата и деятельности частнопрактикующих нотариусов должно найти отражение в процессе изменений в правоохранительной политике России, а также в новых формах и организационных структурах.

Глава местной администрации и специально уполномоченное лицо органов местного самоуправления имеют право совершать пять нотариальных действий. С учетом незначительного количества их совершения, отсутствия специального юридического образования практика оказания нотариальных услуг влияет не только на качество документа, но и на процесс правоохранительной политики.

Определенные правовые услуги могут получить российские граждане, находящиеся на территории другого государства.

2. Органы нотариального самоуправления в Российской Федерации, включающие Федеральную нотариальную палату; нотариальные палаты в субъектах РФ.

Существует ряд особенностей в выстраивании организационного контроля со стороны Федеральной нотариальной палаты по отношению к нотариальным палатам в субъекте РФ. Учитывая, что частнопрактикующий нотариус обязан быть членом нотариальной палаты того субъекта где намерен или уже приступил к осуществлению нотариальной деятельности, следует говорить об интеграции ш нотариусов с системой нотариального самоуправления, которые преследуют н свой независимый интерес. С

а

Особое положение занимает Федеральная нотариальная палата РФ (далее — т

о

ФНП), являющаяся некоммерческой организацией, представляющая собой про- к

о

фессиональное объединение нотариальных палат субъектов РФ, и, в соответствии о' с п. 2 ст. 30 Основ осуществляющая координацию деятельности нотариальных | палат, а также представляющая интересы нотариальных палат в органах госу- в

дарственной власти и управления, предприятиях, учреждениях, организациях; нн

о

обеспечивающая защиту социальных и профессиональных прав нотариусов, Ю занимающихся частной практикой; участвующая в проведении экспертиз про- и ектов законов РФ по вопросам, связанным с нотариальной деятельностью. Устав с

__к

ФНП детально отражает компетенцию и организацию работы данного субъекта а

правоохранительной политики в сфере нотариата. Л

3. Органы государственной власти Российской Федерации и субъектов в со- | ставе Российской Федерации, включающие в себя Министерство юстиции РФ, • управления министерства юстиции в субъектах РФ; суды, входящие в судебную 9 систему РФ; органы прокуратуры, следствия; федеральные органы государствен- ^ ной регистрации, кадастра и картографии; налоговые органы, а также иные к государственные органы.

Из всех перечисленных органов данной группы самым важным является Министерство юстиции РФ. Статус Министерства юстиции РФ в качестве субъекта нотариальной деятельности определяется тем, что он наделен властными полномочиями по организации и контролю за нотариатом. Так, Министерство юстиции РФ и его территориальные органы осуществляют в сфере нотариата 115

ряд функций, предусмотренных Основами и Положением о Минюсте России: осуществляют контроль за исполнением профессиональных обязанностей, в т. ч. правил нотариального делопроизводства, нотариусами, работающими в государственных нотариальных конторах; в порядке, определяемом Министерством юстиции РФ совместно с Федеральной нотариальной палатой, — контроль за исполнением правил нотариального делопроизводства, нотариусами, занимающимися частной практикой; выдают лицензии на право осуществления нотариальной деятельности; открывают и упраздняют государственные нотариальные конторы в субъектах РФ и т. д.

Особое внимание действующие Основы уделяют вопросам полномочий Министерства юстиции РФ и его территориальных органов по управлению нотариатом. С учетом дифференциации их можно определить как полномочия, осуществляемые в отношении нотариата в целом, и полномочия, осуществляемые в отношении государственных нотариусов. Первая группа включает в себя преимущественно полномочия по организации нотариата, которые реализуются главным образом нотариальными палатами страны. К ним, в частности, относятся: учреждение должности нотариуса, определение количества должностей нотариусов в нотариальном округе, изменение территории деятельности нотариуса. К самостоятельным полномочиям Министерства юстиции РФ отнесено лишь открытие государственных нотариальных контор, которое также может быть делегировано и территориальному органу.

Все перечисленные субъекты требуют дальнейшего правового регулирования в новом Федеральном законе «О нотариате и нотариальной деятельности в Российской Федерации». Должен быть закреплен объем полномочий, порядок и условия совершения нотариальных действий для каждого из перечисленных субъектов нотариальной деятельности. Кроме того, наличие единого информационного пространства, позволяющего проверить не только наличие состоявшегося нотариального действия (доверенность, завещание), его изменение либо отмену, но и наличие в производстве наследственного дела, также способствует качественному осуществлению нотариальной деятельности. С учетом перечисленных условий и обстоятельств функционирования субъектов правоохранительной политики в сфере нотариата необходим не только новый порядок организации, управления, юридической ответственности, но и введение поощрительных и стимулирующих мер.

1 См.: Собр. законодательства Рос. Федерации. 2003. № 40, ст. 3822; 2012. № 53, ч. 1, ст. 7596.

2 См.: Российская газета. 2008. 11 янв.; 2009. 11 сент.

3 См.: Собр. законодательства Рос. Федерации. 2010. № 28, ст. 3554; 2012. № 47, ст. 6394.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.