Литература и примечания
1. Дмитрий Медведев вмешался во внутренние дела МВД //Коммерсантъ. № 22 от 07.02.2009.
2. СЗ РФ. 2000. № 2. Ст. 170.
3. К субъектам ОРД относятся специальные подразделения криминальной милиции и их сотрудники, уполномоченные осуществлять оперативно-розыскную деятельность.
4. В ред. Федерального закона от 31.03.1999 № 68-ФЗ (последняя редакция данной статьи).
5. СЗ РФ. 1995. № 33. Ст. 3349. ( с изм. и доп.).
6. Ведомости Верховного Совета РСФСФ. 1992. № 15. Ст. 799.
7. СЗ РФ. 12.04.2004. №15. Ст. 1395; СЗ РФ. 20.03.2004. №13. Ст. 1188.
8. СЗ РФ. 14.06.2004. № 24.
К ВОПРОСУ О ПРАВОВОМ ПОЛОЖЕНИИ
НОТАРИУСА
Швачкина М.В.'
In the present article the legal status of the notary which according to the current legislation is not characterised by unambiguity is analyzed. The private notary is not the businessman, and the public notary is not among civil servants. In the article the conclusion becomes that the Russian notariate has such nature not owing to dual essence of the institute of a notariate, and owing to failure of the legislator completely to pass to a free notariate.
Неоднозначность правового положения нотариуса приводит к множественным дискуссиям. Так, все нотариусы действуют от имени государства, но в то же время частный нотариус не находится на государственной службе, а обязан состоять в членстве в профессиональном объединении - нотариальной палате. Его деятельность строго регламентируется Основами законодательства РФ о нотариате. За нарушения в работе и проступки он может быть лишен статуса нотариуса в судебном порядке, но в то же время согласно Налоговому кодексу РФ по режиму налогообложения частный нотариус схож с индивидуальным предпринимателем. Нотариусы при вступлении в должность принимают присягу — и в то же время частный нотариус находится на самофинансировании. Казалось бы, последнее условие должно привести к улучшению качества и быстроте обслуживания граждан и организаций, однако длинные очереди к нотариусам не исчезли из повседневной реальности, поразительно напоминающей советские времена.
Наконец, несмотря на самофинансирование, нотариальная деятельность не является предпринимательством и не преследует цели извлечения прибыли.
В связи с вышеизложенными противоречиями возникает дискуссионный вопрос: можно ли считать нотариуса должностным лицом? Судебная практика по-
казывает, что решения нижестоящих судов в отношении нотариусов отменяются вышестоящими судами по причине несоответствия частнопрактикующего нотариуса статусу должностного лица. Отказ законодателя от полной ликвидации государственных нотариальных контор, которая характерна для многих государств с нотариатом латинского типа, привел к двойственному, неоднозначному положению российского нотариата, что вызывает определенные сложности на практике. В научной литературе по этому вопросу также нет однозначного мнения.
Как отмечает Т.В. Паршина, говоря о положении государственных нотариусов, исходя из законодательства РСФСР о государственном нотариате, они всегда относились к государственным служащим, имеющим чин, а, следовательно, и к должностным лицам1.
По мнению Ю. Филимонова, «в той или иной степени деятельность частнопрактикующего нотариуса - это трансформированный вид государственной службы»2.
Так ли это? Признаки государственного служащего четко определены законодательством. Федеральный закон от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федера-ции»3 предусматривает следующие признаки государственного служащего:
1. Принадлежность его к государственным органам.
Помощник нотариуса.
ISSN 1997-1001
Ю
Ol
Z
О)
о о сч
о о о
Q.
со
S
н о
0
1
о я с о т ф VO >s о
о
ш у
S
2
0
1
о *
о
2 ф d
я *
<
S I
н
о ф
со
2. Объем полномочий ограничен тем кругом обязанностей, которые вытекают из полномочий конкретного государственного органа.
3. Оплата труда производится за счет бюджетных средств.
4. Государственный служащий за действие (бездействие), связанное с исполнением должностной обязанности, несет ответственность в соответствии с законом.
5. Нанимателем федерального государственного служащего является Российская Федерация.
6. Правовое положение (статус) федерального государственного служащего устанавливается соответствующим федеральным законом о виде государственной службы.
Государственный нотариус из указанных признаков отвечает признакам, указанным в пунктах 1, 3, 4, 5, а нотариус, занимающийся частной практикой — лишь признакам, указанным в пункте 4, помимо этого частный нотариус несет полную материальную ответственность. Как видим, ни государственный, ни частный нотариус в полной мере не отвечают признакам государственного служащего, вытекающим из вышеупомянутого Федерального закона.
Но, помимо понятия государственного служащего, есть еще понятие должностного лица. Может быть, нотариус, выступая от имени Российской Федерации, принося присягу, является должностным лицом? Общего для всех государственных органов понятия должностного лица законодательство не закрепляет, однако в отдельных законах можно найти его определения. В примечании к статье 285 Уголовного кодекса РФ закреплено следующее: «должностными лицами в статьях настоящей главы признаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, а также в Вооруженных силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации» 4. Подобное определение содержится и в примечании к статье 2.4 Кодекса об административных правонарушениях РФ5.
Выполняет ли нотариус функции представителя власти? Полагаем, что да, пос-
кольку он действует от имени Российской Федерации. В дополнение нотариус имеет властные полномочия в отношении лиц, не находящихся от него в прямой зависимости. Например, он может совершить исполнительную надпись, удостоверить соглашение об уплате алиментов, и указанные документы будут обязательны к исполнению в бесспорном, внесудебном порядке определенным кругом лиц. Здесь деятельность нотариуса по своей сущности сходна с деятельностью суда, только без возбуждения долгой судебной процедуры. Согласно статье 93 Основ законодательства РФ о нотариате взыскание по исполнительной надписи производится в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации для исполнения судебных решений.
В то же время, нотариус не соответствует одному из основных признаков должностного лица — он не принадлежит к какому-либо государственному органу или органу местного самоуправления. Даже государственный нотариус, получающий содержание из государственного бюджета, не имеет своего «собственного» государственного органа, а подконтролен Министерству юстиции. Он, как и судья, независим в своей деятельности, выступает от имени Российской Федерации, но в то же время не состоит на службе в каком-либо государственном органе.
Как видно нотариусы не обладают всеми вышеуказанными признаками, что не позволяет характеризовать их как должностных лиц. Более того, законодательно не определен статус частнопрактикующего нотариуса, а ведь они составляют подавляющее большинство в современной России.
Не являясь государственным служащим, нотариус не является и предпринимателем, работающим на себя по своему усмотрению. Он не свободен как предприниматель в выборе методов и способов удостоверения нотариальных действий, а обязан совершать их в отношении всех без исключения лиц, не оказывая никому предпочтения. За совершение нотариальных действий нотариус обязан взыскать установленную Налоговым кодексом РФ государственную пошлину в бюджет Российской Федерации, а размер нотариального тарифа и основание отказа в совершении нотариальных действий четко прописаны в Основах законодательства РФ о нотариате. Число должнос-
теи нотариуса в регионе строго регламентировано и определяется при участии Министерства юстиции РФ и нотариальной палаты.
Таким образом, можно сказать, что частный нотариус — это лицо свободной профессии, не находящееся на государственной службе, но выступающее от имени государства и наделенное властными полномочиями. Конституция РФ не запрещает передавать отдельные полномочия государства к негосударственным органам и организациям. Одним из таких органов в России выступает нотариат, осуществляющий правоохранительную функцию.
Публично-правовой статус нотариальной деятельности и нотариальных палат был подтвержден Конституционным судом РФ в Постановлении от 19.05.1998 г. № 15-П: «Осуществление нотариальных функций от имени государства предопределяет публично-правовой статус нотариусов и обусловливает необходимость организации государством эффективного контроля за их деятельностью, включая деятельность нотариусов, занимающихся частной практикой и в качестве таковых принадлежащих к лицам свободной профессии»6.
Характеризуя современный российский нотариат латинского типа, И.Г. Че-ремных приходит к выводу, что он имеет уникальную двойственную природу, фун-
кционируя на грани публичных и частных интересов, а потому является связующим звеном между государством и гражданским обществом.
Однако стремление сочетать публичные и частные интересы характерно не только для нотариусов, но и для судей, прокуроров, работников органов внутренних дел, депутатов и т.п. Везде, где есть государственный интерес, присутствует и частный, так как цель любого государства — это защита и обеспечение прав и интересов гражданина. С другой стороны, лицо, преследующее при обращении к нотариусу, равно как и в суд, и в любой другой государственный орган свои частные законные интересы, в конечном итоге способствует улучшению гражданского оборота, а вместе с ним -правопорядка, и, как следствие, содействует целям и приоритетам цивилизованных государств.
Соглашаясь с выработанной И.Г. Че-ремных позицией двойственности правового статуса российского нотариата, автор настоящей статьи полагает, что российский нотариат имеет такую природу не вследствие двойственной сущности самого данного института, а вследствие отказа законодателя полностью перейти к свободному нотариату, учитывая исторические и экономические реалии советского и постсоветского периода.
ю
О!
О) О О
сч
Литература и примечания
1. Т.В. Паршина. Судебный контроль за деятельностью нотариусов // Нотариус. 2006. № 6.
2. Филимонов Ю. Нотариус - лицо должностное? // Российская юстиция. 1996. № 4. С. 31.
3. СЗ РФ. 02.06.2003, № 22. Ст. 2063.
4. СЗ РФ. 17.06.1996, № 25, ст. 2954.
5. СЗ РФ. 07.01.2002. № 1 (ч. 1). Ст. 1.
6. Постановление Конституционного суда РФ от 19.05.1998 № 15-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений статей 2, 12, 17, 24 и 34 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате» // СЗ РФ. № 22, 01.06.1998. Ст. 2491.
о о о о.
с[ со
I-
О
0
1
о я с о т ф ю
О *
О ф
У
2
0
1
о *
о
2
ф
■а
я <
I I-
О ф
со