Научная статья на тему 'К вопросу о терминологии, применяемой в определении нотариуса как субъекта преступления, предусмотренного ст. 202 УК РФ'

К вопросу о терминологии, применяемой в определении нотариуса как субъекта преступления, предусмотренного ст. 202 УК РФ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
140
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЧАСТНЫЙ НОТАРИУС / PRIVATE NOTARY / НОТАРИАТ / NOTARIALNESS / ПОЛНОМОЧИЯ / PLENARY POWERS / ПРАВОВОЙ СТАТУС / LEGAL STATUS / ИНСТИТУТ ПРЕВЕНТИВНОГО ПРАВОСУДИЯ / INSTITUTE OF PREVENTIVE JUSTICE / ПУБЛИЧНЫЙ СЛУЖАЩИЙ / PUBLIC OFFICE WORKER

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Богачева Анна Юрьевна

Рассматривается нотариат как институт гражданского общества, как институт превентивного правосудия. Дается краткий анализ содержания полномочий нотариуса. Особое внимание уделено рассмотрению вопроса о его правовом статусе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

To the question about the terminology applied in determination of notary, as a subject of the crime under art. 202 of the Criminal Code of the Russian Federation

The notarialness as institute of civil society, as institute of preventive justice is examined in this article. The short analysis of maintenance of plenary powers of notary is given. The special attention is spared to consideration of question about his legal status. These questions have a qualificatory value during qualification of this type of crimes.

Текст научной работы на тему «К вопросу о терминологии, применяемой в определении нотариуса как субъекта преступления, предусмотренного ст. 202 УК РФ»

К ВОПРОСУ О ТЕРМИНОЛОГИИ, ПРИМЕНЯЕМОЙ В ОПРЕДЕЛЕНИИ НОТАРИУСА КАК СУБЪЕКТА ПРЕСТУПЛЕНИЯ, ПРЕДУСМОТРЕННОГО СТ. 202 УК РФ

АННА ЮРЬЕВНА БОГАЧЕВА,

адъюнкт ФПНФ и НК Московского университета МВД России им. В.Я. Кикотя

E-mail: yrann 13@rambler.ru

Научная специальность 12.00.08 — уголовное прав и криминология;уголовно-исполнительное право Научный руководитель: доктор юридических наук, профессор, профессор кафедры уголовного права Московского университета МВД России им. В.Я. Кикотя, полковник полиции Динека В.И.

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Аннотация. Рассматривается нотариат как институт гражданского общества, как институт превентивного правосудия. Дается краткий анализ содержания полномочий нотариуса. Особое внимание уделено рассмотрению вопроса о его правовом статусе.

Ключевые слова: частный нотариус, нотариат, полномочия, правовой статус, институт превентивного правосудия, публичный служащий.

Annotation. The notarialness as institute of civil society, as institute of preventive justice is examined in this article. The short analysis of maintenance of plenary powers of notary is given. The special attention is spared to consideration of question about his legal status. These questions have a qualificatory value during qualification of this type of crimes.

Keywords: private notary, notarialness, plenary powers, legal status, institute of preventive justice, public office worker.

При применении ст. 202 УК РФ возникает вопрос об использовании терминологии. В нашем исследовании речь пойдет о частном нотариусе как субъекте названного выше преступления.

Бланкетный характер диспозиции ст. 202 УК РФ предполагает необходимость использования нормативно-правовых актов, регулирующих правовой статус рассматриваемой категории лиц. Так, законодательство о нотариате не содержит термина «частный нотариус», а оперирует выражением «нотариус, занимающийся частной практикой» (ст. 1).1 При этом законодатель не совсем четко определил правовой статус новой категории нотариусов, назвав лицом, «занимающимся частной практикой», но не являющимся предпринимателем и не преследующим цели извлечения прибыли. Думается, что это взаимоисключающие друг друга положения.

Несомненно, нотариат является правовым инструментом, без которого невозможно осуществле-

ние надлежащего правового обеспечения рыночных отношений. А именно: нотариусы совершают нотариальные действия по удостоверению бесспорных прав и фактов, по приданию исполнительной силы долговым и платежным документам, составляют проекты сделок, заявлений и других документов, а так же другие нотариальные действия в соответствии с Основами и в интересах, обратившихся к ним физических и юридических лиц. Консультируют обращающихся к ним лиц, разъясняя им права и обязанности. Например, поясняют сторонам их право согласиться с совершением нотариального действия или отказаться от него до подписания, право на свободное волеизъявление и их обязанность по исполнению обязательств и условий удостоверяемой им сделки, поскольку их невыполнение влечет гражданско-правовые последствия. Предупреждают о последствиях совершаемых нотариальных действий, с тем, чтобы юридическая неосведом-

ленность не могла быть использована им во вред. Договорные отношения, равенство сторон, относительная свобода и самостоятельность участников правоотношений, субъективные взаимные права и обязанности, свобода выбора воли поведения субъектов, обусловленная индивидуальным (частным) интересом характеризуют эти отношения как частноправовые.

Ярко выраженное частноправовое содержание деятельности нотариата, а также то, что он не входит структурно в систему государственных органов, позволяют признать нотариат полноценным институтом гражданского общества.

Кроме того, организацию нотариата, в частности правовую основу его деятельности, формирует государство, определяя структуру, требования, предъявляемые к лицам, назначаемым на должность нотариуса, и другие организационные вопро-сы2. Нотариус, занимающийся частной практикой, представляет собой лицо, наделенное отдельными государственно-властными полномочиями, которые прямо вытекают из сущности нотариата и решаемых им задач. Выражается это в следующем. Осуществляя деятельность по защите прав и законных интересов граждан и юридических лиц, нотариус в РФ действует от имени государства (ст. 1 Основ), имеет личную печать с изображением Государственного герба РФ (ст. 11 Основ). Его деятельность связана с осуществлением юридически значимых действий, способных порождать, изменять или прекращать правовые отношения, тем самым организовывая и направляя поведение других лиц, в интересах которых они исполняют свои служебные обязанности3. Нотариус вправе истребовать сведения и документы (в том числе содержащие персональные данные), необходимые для совершения нотариальных действий; обязать заинтересованных лиц либо их представителей явиться в нотариальную контору для дачи устных или письменных пояснений. Нотариусом направляются официальные запросы юридическим и физическим лицам, имеющим отношение к рассматриваемому делу. Данные требования обязательны для исполнения всеми участниками гражданского оборота. Нотариус не может изменить выполняемую им нотариальную функцию. Соблюдение правил нотариального производства по степени своей обязательности имеет

такой же характер, как и соблюдение процедурного регламента в рамках гражданско-процессуального, арбитражного, уголовно-процессуального и конституционного производства. Наделение нотариусов соответствующими полномочиями производится Министерством юстиции РФ или по его поручению органами юстиции на местах в строго определенных законом пределах. Нотариальная деятельность, выполняемая частнопрактикующим нотариусом, является продолжением функции Министерства юстиции РФ по организации услуг и правовой помощи4.

Нотариат осуществляет свою деятельность строго в установленном порядке путем совершения только предусмотренных законодательными актами нотариальных действий и в определенных государством процессуальных формах. Нотариус имеет ограничения на занятие частнопредпринимательской и иной деятельностью (ст. 6 Основ) с целью извлечения прибыли. Вышеизложенное обуславливает наличие публичного начала в правовой природе нотариата и не позволяет рассматривать нотариуса как лицо, занимающееся частной практикой, т.е. участвующее в частноправовых отношениях, где самим участникам предоставлена возможность самостоятельно, по своей воле и в своих интересах определять свои права и обязанности.

Таким образом, содержание нотариальной деятельности, не включение структурно в систему органов государственной власти нотариата свидетельствуют о том, что нотариат представляет собой институт гражданского общества, наделенный публичной властью, который функционирует в сфере, где взаимодействуют государство и гражданское общество.

Анализ содержания норм ГК РФ и Законодательства о нотариате, показывает, что в ст. 8 Основ перечисляются все признаки (иметь контору, нанимать и увольнять работников, участвовать в арбитражном суде от своего имени, наличии имущественных и личных неимущественных прав и т.д.), позволяющие рассматривать частнопрактикующего нотариуса как юридическое лицо5.

Между тем, исходя из ст. 48 ГК РФ юридические лица обязаны иметь самостоятельный баланс. Однако, частный нотариус бухгалтерский учет не ведет и самостоятельный баланс не имеет. Нота-

риальные действия, совершаемые частнопрактикующим нотариусом, регистрируются в реестре, форма, которого устанавливается Министерством юстиции РФ. В реестре также отражаются суммы тарифов, полученных частным нотариусом за совершение нотариальных действий. Учет доходов, расходов и хозяйственных операций частным нотариусом ведется путем фиксирования в Книге учета полученных доходов и произведенных расходов в момент их совершения, т.е. отражаются результаты деятельности нотариуса за налоговый период. Форма книги учета, с учетом специфики нотариальной деятельности, может быть разработана нотариусом по согласованию с налоговым органом и вестись как на бумажных носителях, так и в электронном виде6.

В настоящее время Основы закрепляют единые требования к кандидату на должность нотариуса. Количество нотариусов ограничено и определяется совместно государством и нотариальной палатой в рамках территориального округа. Стоимость оказания нотариальных услуг регулируется государством. Нотариус не может устанавливать свои расценки и совершать только те нотариальные действия, которые ему выгодны7. Предпринимательский характер нотариальной деятельности противоречит самой ее сущности как публичной, осуществляемой от имени государства — Российской Федерации (ст. 1 Основ).

Таким образом, выделяя наиболее характерные черты правовой природы нотариата, становится очевидным, что частный нотариус юридическим лицом не является.

Тем не менее, закрепление в Законе нормы о запрете извлечения прибыли в сфере нотариальной деятельности по смыслу ФЗ «Об общественных объединениях» (ст. 5 Основ) относит нотариат к статусу общественного объединения и порождает споры по поводу обязательного членства в единой нотариальной палате субъекта Российской Федера-ции8. Очевидно, что любое общественное или религиозное объединение не может рассматриваться исключительно как частное объединение. Конституционный Суд РФ уточняет данную норму Закона указанием, что «Конституция Российской Федерации не запрещает государству передавать отдельные полномочия исполнительных органов власти

негосударственным организациям, выполняющим публичные функции власти»9. Между тем, важным признаком общественного объединения является принцип добровольности вступления в него. Деятельность же частнопрактикующего нотариуса основывается на обязательном членстве в нотариальной палате (ст. 2 Основ). Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 19 мая 1998 г. «По делу о проверке конституционности отдельных положений ст.ст. 2, 12, 17, 24 и 34 Основ» признал, что «в силу публичного предназначения нотариальных палат для их организации неприемлем принцип добровольности, характерный для членства в других объединениях, которые создаются исключительно на основе общности интересов граждан...»10.

Главное отличие общественных объединений от нотариата заключается в том, что в отношениях с другими субъектами они действуют от своего имени, выполняя задачи, определенные их уставом. Частнопрактикующие нотариусы, являясь членами нотариальной палаты, действуют от имени государства, осуществляя функции, возложенные на них государством, и не вступают в договорные отношения с клиентом.

Некоторые ученые предлагают рассматривать нотариат как «институт» предупредительного (превентивного) правосудия11. Действительно, судебная и нотариальная деятельность обладает некоторым сходством в целях, в принципах организации деятельности и в полномочиях. Прежде всего, нотариат и правосудие имеют общую цель — обеспечение прав и законных интересов граждан и юридических лиц. Суть деятельности правосудия — это осуществление властных полномочий. Как представители государства, нотариусы наделены определенными властными полномочиями, хотя носителями государственной власти они не являются. И судья, и нотариус действуют от имени государства, реализуя черты государственно-властного свойства. Присутствие нотариуса в гражданско-правовых отношениях позволяет, во-первых, реализовать функцию государства по охране и защите прав, не допуская их нарушения, и, во-вторых, придать им законный характер. Судья и нотариус в равной степени должны быть независимы как от государства, так и от участников процесса, что

обуславливает такие общие принципы их деятельности как объективность, беспристрастность в отношениях со всеми участниками процесса, подчинение только действующему закону. Взаимодействие нотариата и правосудия проявляется в таких аспектах как:

ф осуществление нотариальной деятельности предупреждает обращение в суд и возбуждение гражданского процесса; ф нотариальная форма оформления документов обеспечивает доказательную базу, что при необходимости облегчает установление обстоятельств дела в судебной процедуре. Между тем, суд является носителем государственной власти, в то время как нотариус — лишь представитель государства. Федеральных судей назначает президент страны. Отстранить судью от должности может только квалификационная коллегия судей, а прекратить деятельность нотариуса, помимо его воли, можно только по судебному решению. Отнесение нотариата к судебной системе противоречит принципу разделения властей, поскольку суд в правовом государстве занимает собственное место в правовой системе и входит структурно в систему органов государственной власти. Нотариат же правосудия не осуществляет. Думается, что в основу деятельности нотариата как института превентивного правосудия положено понимание нотариата как органа призванного не осуществлять судебные функции, а облегчить осуществление правосудия тогда, когда возникает потребность обратиться за такой защитой в суд, что можно назвать превентивной защитой.

Анализ содержания полномочий нотариуса позволяет утверждать, что он имеет признаки служащего. Поэтому поводу, в правовой науке нет единого мнения относительно самого понятия служащего, к основным признакам которого можно отнести следующие12:

1. Как правило, он занят умственным трудом и выполняет функции по контролю, управлению, руководству, надзору и учету.

2. Объектом его воздействия является интеллект, сознание, здоровье, поведение и все иные стороны личности человека.

3. Он занимает должность, посредством которой определяются содержание и границы его воз-

действия на объект деятельности, объем и содержание полномочий. Обязательным условием для признания лица служащим является официальное назначение на должность.

4. Служебная деятельность является для него основным занятием и требует специального образования и подготовки.

5. Как правило, он действует не от своего имени, а представляет организацию, государство в его многообразных взаимоотношениях.

6. Его деятельность направлена на обеспечение нормального функционирования и интересов представляемой структуры (например: в достижении целей, ради которых была создана организация (регулирование общественных отношений и т.д.); в обеспечении согласованности функционирования представляемой структуры с «внешними» требованиями (нормами права, морали, профессиональными нормами и т.д.)).

Представляется, такая характеристика служащего, а так же нотариальная деятельность, связанная с реализацией публичной функции государства, позволяют отнести частнопрактикующего нотариуса к публичному служащему.

Таким образом, рассмотрев правовую природу нотариата, можно сделать вывод, что на современном этапе российский нотариат представляет собой институт гражданского общества, действующий на принципах самоуправления, с двойственной правовой природой, сочетающий в своей организации и деятельности принцип публичности с защитой частных интересов граждан и юридических лиц, вследствие чего деятельность нотариата имеет ярко выраженное частноправовое содержание. Вместе с тем, нотариус, выступая как индивидуальный субъект правоотношений, по существу не может быть частным. Между тем, нотариальная деятельность, связанная с реализацией публичной функции государства позволяет отнести частнопрактикующего нотариуса к публичному служащему.

1 Закон Российской Федерации «Основы законодательства Российской Федерации о нотариате». 13-е изд. М.: Ось-89, 2012. 64 с. (Федеральный закон). Далее — Основы.

2 Романовская О.В., Романовский Г.Б. «Организация нотариата в России»// электронный ресурс http://law.edu.ru/script/ cntsource.asp.

3 Романовская О.В., Романовский Г.Б. «Организация нотариата в России»// электронный ресурс http://law.edu.ru/script/ cntsource.asp.

4 Комментарий к Основам законодательства РФ о нотариате под ред. B.H. Аргунова. М., 1996. С. 7.

5 Гражданский кодекс РФ // электронный ресурс http:// www.gk-rf.ru/statia48

6 Миллер Н.Н. «Налогообложение доходов нотариусов, занимающихся частной практикой» //электронный ресурс http://www.notary.ru/notary/text5.html

7 Ст.ст. 16, 22 Основ.

8 Федеральный закон «Об общественных объединениях» от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ (ред. от 1 января 2014 г.)//элек-тронный ресурс http://www.consultant.ru/popular/obob/76

9 Собрание законодательства РФ 1998 г. № 22. Ст. 2491.

10 Постановление Конституционного Суда РФ от 19 мая 1998 г. № 15-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений ст.ст. 2, 12, 17, 24 и 34 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате» // электронный ресурс http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_18805/

11 Комаров В.В., Баранкова В.В.: «Нотариат как институт превентивного правосудия: Нотариат и нотариальный процесс» // электронный ресурс http://www.adhdportal.

com/book_2445_chapter_13__2._Notariat_kak_institut_

preventivnogo_pravosudija.html

12 Ремизов М.В. // «Дифференциация уголовной ответственности за преступления против интересов публичной службы (гл. 30 УК РФ)//дис. канд. юрид. наук// 2004 г.

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ПРЕСТУПНОСТИ

ОРГАНАМИ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

СЕРГЕЙ ВЛАДИМИРОВИЧ МОРОЗОВ,

адъюнкт кафедры криминологии Московского университета МВД России им. В.Я. Кикотя

E-mail: serj_morozov90@mail.ru

Научная специальность 12.00.08 — уголовное право и криминология;уголовно-исполнительное право

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Аннотация. Рассматриваются вопросы, связанные с предупреждением преступности как приоритетном направлении современной уголовной политики российского государства; проводится анализ ретроспективы системы предупреждения преступности ОВД; обосновывается вывод о важности именно предупредительной работы в правоохранительной деятельности.

Ключевые слова: предупреждение преступности, система предупреждения преступлений, задачами органов внутренних дел, правоохранительные приоритеты.

Annotation. The article covers issues related to crime prevention as a priority direction of contemporary criminal policy in Russia, conducted a retrospective analysis of the system of crime prevention ATS substantiated conclusion about the importance of preventive work in law enforcement.

Keywords: crime prevention, the system of prevention of crimes, the tasks of the bodies of internal Affairs, law enforcement priorities.

Одним из приоритетных направлений современной уголовной политики российского государства выступает предупреждение преступности. Данный аспект является не только следствием гуманизации и либерализации общества (не дать совершиться злу лучше, чем потом за него наказывать), но и имеет под собой экономическую основу: ущерб от преступлений, совершенных в 2013 г., составил 386 млрд руб., что на 44,2% больше аналогичного показателя 2012 г.1

Среди правоохранительных органов «на передовой» в деятельности по предупреждению преступности (впрочем, как и прежде) остаются органы внутренних дел. Предупреждение преступлений органами внутренних дел — это деятельность служб, подразделений и сотрудников органов внутренних дел, осуществляемая в пределах их компетенции, направленная на недопущение преступлений путем выявления, устранения или нейтрализации причин, условий и обстоятельств, способствующих

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.