Научная статья на тему 'Роль института нотариата в защите конституционных прав и законных интересов граждан'

Роль института нотариата в защите конституционных прав и законных интересов граждан Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
838
138
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НОТАРИАТ / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / OPERATION / ЗАЩИТА КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ / PROTECTING THE CONSTITUTIONAL RIGHTS / NOTARY SERVICE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Волков Николай Алексеевич

В данной статье на основе большого статистического материала и новейших изменений в законодательстве России автором анализируется деятельность нотариата в Российской Федерации в целом и в Сибирском федеральном округе в частности по защите конституционных прав граждан и юридических лиц. В последнее время немалое внимание в нашей стране уделяется проблеме внедрения и функционирования информационно-коммуникационных технологий, как одному из средств обеспечения прав граждан, позволяющему минимизировать временные и материальные затраты на реализацию прав. Принципиально новый подход нотариусов к работе с электронными документами официально узаконен. Реализация государственной политики в этой области возложена на Министерство юстиции Российской Федерации. С 1 января 2015 г. в Основы о нотариате внесены значительные изменения, в том числе расширены полномочия территориальных органов Минюста России и нотариальных палат субъектов РФ в области контроля за нотариусами, установлены дополнительные требования для лиц, претендующих на должность нотариуса, порядок взаимодействия с органами местного самоуправления по регистрации и учету совершаемых ими нотариальных действий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PART TAKEN BY THE INSTITUTION OF NOTARY IN PROTECTING THE CONSTITUTIONAL RIGHTS AND LEGITIMATE INTERESTS OF CITIZENS

The paper examined operation of notaries (in Russian Federation generally and in the Siberian Federal District, in particular) with the review of large statistics data and the latest amendments to the legislation of Russia, in order to protect the constitutional rights of private citizens and legal entities. In the recent years, considerable attention in our country has been given to the issue of implementing CAT (computer-assisted techniques) and communications and their proper operation, as a means to ensure the citizens' rights that enables their minimizing the time and material costs for exercising their rights. The country formally legalized a landmark approach that the notaries are expected to apply in working with electronic documents. Implementing the State policy in this domain shall be entrusted to the Russian Federation Ministry of Justice. From January 1 st, 2015 significant amendments were made to the “Basics of Notary Operation”, in particular, the Russian Ministry of Justice has increased powers for their regional bodies and for the notary chambers in the RF constituent regions in the field of surveillance over the notaries, and established additional requirements for people aspiring to a position of notary, and procedures of interacting with the local self-rule bodies concerning the records taking and filing the data on the completed notary operations.

Текст научной работы на тему «Роль института нотариата в защите конституционных прав и законных интересов граждан»

УДК 342

ВОЛКОВ Николай Алексеевич, кандидат философских наук, доцент

РОЛЬ ИНСТИТУТА НОТАРИАТА В ЗАЩИТЕ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ И ЗАКОННЫХ ИНТЕРЕСОВ ГРАЖДАН

В данной статье на основе большого статистического материала и новейших изменений в законодательстве России автором анализируется деятельность нотариата в Российской Федерации в целом и в Сибирском федеральном округе в частности по защите конституционных прав граждан и юридических лиц. В последнее время немалое внимание в нашей стране уделяется проблеме внедрения и функционирования информационно-коммуникационных технологий, как одному из средств обеспечения прав граждан, позволяющему минимизировать временные и материальные затраты на реализацию прав. Принципиально новый подход нотариусов к работе с электронными документами официально узаконен. Реализация государственной политики в этой области возложена на Министерство юстиции Российской Федерации. С 1 января 2015 г. в Основы о нотариате внесены значительные изменения, в том числе расширены полномочия территориальных органов Минюста России и нотариальных палат субъектов РФ в области контроля за нотариусами, установлены дополнительные требования для лиц, претендующих на должность нотариуса, порядок взаимодействия с органами местного самоуправления по регистрации и учету совершаемых ими нотариальных действий.

Ключевые слова: нотариат; деятельность; защита конституционных прав.

DOI: 10.17748/2075-9908.2015.7.5/1.111-115

VOLKOV Nikolay Alexeyevich, Candidate for Doctorate in Philosophy, Associate Professor

PART TAKEN BY THE INSTITUTION OF NOTARY IN PROTECTING THE CONSTITUTIONAL RIGHTS AND LEGITIMATE INTERESTS OF CITIZENS

The paper examined operation of notaries (in Russian Federation generally and in the Siberian Federal District, in particular) with the review of large statistics data and the latest amendments to the legislation of Russia, in order to protect the constitutional rights of private citizens and legal entities. In the recent years, considerable attention in our country has been given to the issue of implementing CAT (computer-assisted techniques) and communications and their proper operation, as a means to ensure the citizens' rights that enables their minimizing the time and material costs for exercising their rights. The country formally legalized a landmark approach that the notaries are expected to apply in working with electronic documents. Implementing the State policy in this domain shall be entrusted to the Russian Federation Ministry of Justice. From January 1st, 2015 significant amendments were made to the "Basics of Notary Operation", in particular, the Russian Ministry of Justice has increased powers for their regional bodies and for the notary chambers in the RF constituent regions in the field of surveillance over the notaries, and established additional requirements for people aspiring to a position of notary, and procedures of interacting with the local self-rule bodies concerning the records taking and filing the data on the completed notary operations.

Key words: notary service; operation; protecting the constitutional rights.

Нотариат в Российской Федерации призван обеспечивать в соответствии с Конституцией Российской Федерации [1], конституциями (уставами) субъектов Российской Федерации, Основами законодательства Российской Федерации о нотариате от 11.02.1993 № 4462-1 [2] защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц путем совершения нотариусами предусмотренных законодательными актами нотариальных действий от имени Российской Федерации.

«Четкое государственное регулирование и контроль за деятельностью нотариусов, адвокатов и их объединений - это одна из гарантий обеспечения конституционных прав граждан, обязательное условие создания демократического правового государства» [6, с. 55]. Реализация государственной политики в этой области возложена на Министерство юстиции Российской Федерации.

В соответствии с Положением об управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) РФ, утвержденным приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 03.03.2014 № 26 [4], территориальные органы Минюста России осуществляют ряд полномочий в сфере нотариата:

- в установленном порядке открывают и упраздняют государственные нотариальные конторы в субъектах Российской Федерации;

- осуществляют в установленном порядке контроль исполнения нотариусами профессиональных обязанностей;

- выдают лицензии на право нотариальной деятельности;

- ведут реестры выданных лицензий на право нотариальной деятельности;

- направляют сведения, подтверждающие назначение лица на должность нотариуса, занимающегося частной практикой, с указанием реквизитов документа, удостоверяющего личность данного лица, места его жительства, а также сведения об идентификационном номере налогоплательщика в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по месту жительства лица в установленный законом срок.

Часть полномочий территориальные органы осуществляют совместно с нотариальными палатами субъектов:

- осуществляют контроль за исполнением нотариусами, занимающимися частной практикой, Правил нотариального делопроизводства;

- объявляют конкурс и образуют конкурсную комиссию на замещение вакантной должности нотариуса;

- организуют прохождение стажировки лицами, претендующими на должность нотариуса;

- принимают решение о наделении нотариусов, занимающихся частной практикой, полномочиями по совершению нотариальных действий по выдаче свидетельства о праве на наследство и принятии мер к охране наследственного имущества при отсутствии в нотариальном округе государственной нотариальной конторы;

- наделяют полномочиями лицо, замещающее временно отсутствующего нотариуса, занимающегося частной практикой;

- образуют квалификационную комиссию по приему экзамена у лиц, желающих получить лицензию на право нотариальной деятельности;

- принимают решение о передаче документов, хранящихся у нотариуса, полномочия которого прекращаются, другому нотариусу;

- в установленном порядке представляют предложения об изменении территории деятельности нотариуса;

- в установленном порядке представляют предложения о количестве должностей нотариусов в нотариальном округе;

- учреждают и ликвидируют должности нотариусов в субъекте Российской Федерации.

Фундаментальное реформирование отношений собственности и иных имущественных

отношений явилось объективным фактором современного повышения роли и значимости института нотариата в российском обществе.

В России установлено 8 тысяч (8 040) должностей нотариусов, занимающихся частной практикой, и 20 нотариусов, работающих в государственных нотариальных конторах.

Фактически нотариальную деятельность осуществляют 7 911 нотариусов, занимающихся частной практикой, и 16 нотариусов государственных нотариальных контор.

В Сибирском федеральном округе фактически нотариальную деятельность осуществляют 988 нотариусов, занимающихся частной практикой (12% от общероссийского количества) и 9 государственных нотариусов (56% от общероссийского количества). На территории Сибирского федерального округа установлено 367 нотариальных округов. Наибольшее количество нотариальных округов - в Алтайском (63) и Красноярском краях (53).

Как правило, должности нотариусов занимают женщины. В целом по России их количество составляет 6 686 человек (83% от общероссийского количества нотариусов), в Сибирском федеральном округе - 862 женщины-нотариуса (87% от общего количества нотариусов в округе).

Основная масса нотариусов Сибирского федерального округа - 381 нотариус (37%) -имеет стаж работы нотариусом от 20 до 30 лет, 92 нотариуса (9%) - от 30 лет и более.

В 2014 г. территориальными органами Минюста России в Сибирском федеральном округе продолжена работа по выдаче лицензий на право нотариальной деятельности (110 выданных лицензий), по проведению конкурсов на замещение вакантных должностей нотариусов (проведен 31 конкурс), проведению квалификационных экзаменов для лиц, желающих получить лицензию на право нотариальной деятельности (18).

В порядке реализации полномочий по контролю за нотариальной деятельностью, в соответствии с утвержденными планами работ, территориальными органами осуществляются проверки деятельности нотариусов, работающих в государственных нотариальных конторах, а также проверки соблюдения правил нотариального делопроизводства нотариусами, занимающимися частной практикой.

В 2014 г. территориальными органами проведено 410 проверок, что составляет 40% от числа действующих нотариусов. Основная часть проверок проведена с участием представителей территориальных органов Минюста (266, 65%). Наибольшее количество проверок отмечается в Алтайском крае (72), Иркутской (67), Омской (58) и Новосибирской областях (47). По итогам проверок наиболее часто встречающимися являются замечания по составлению номенклатуры дел, формированию и оформлению наследственных дел, ведению и заполнению реестров для регистрации нотариальных действий, соблюдению форм нотариальных свидетельств и удостоверительных надписей.

Важным средством укрепления законности и охраны прав личности, укрепления связи органов государственной власти и местного самоуправления с населением является рассмотрение обращений граждан. В 2014 г. на работу нотариусов, занимающихся частной практикой, в

территориальные управления жаловались 84 раза, на действия государственных нотариусов поступило 7 жалоб.

По результатам рассмотрения территориальными органами жалоб на действия частнопрактикующих нотариусов все признаны необоснованными (100%). По результатам рассмотрения 7 жалоб на действия государственных нотариусов 5 (71%) признаны обоснованными.

По-прежнему в большинстве случаев граждане обращаются по вопросам оформления наследственных прав, в том числе по завышенным, на их взгляд, размерам тарифа и взимаемых денежных сумм за предоставление услуг правового и технического характера, отсутствие информированности граждан о предоставлении льгот, предусмотренных налоговым законодательством и порядком их получения.

Поскольку в большинстве жалоб содержатся вопросы, касающиеся профессиональной деятельности нотариусов, они направляются для рассмотрения в нотариальные палаты, осуществляющие в соответствии с действующим законодательством контроль профессиональной деятельности нотариусов.

Непосредственно в нотариальные палаты Сибирского федерального округа поступило 528 жалоб (практически на каждого второго нотариуса), из которых признаны обоснованными 16 (3,5%).

Гражданами также активно реализуется право на судебное обжалование действий нотариусов. Так, в 2014 г. на отказ в совершении нотариального действия поступило 146 жалоб, наибольшее количество из которых составили жители Кемеровской области (50, или 34%). По результатам рассмотрения поступивших жалоб судами наибольшее их количество удовлетворено - 83 (57%). Совершенные нотариальные действия обжалуются намного реже - 25 случаев в 2014 г., что составляет 0,0005% от общего количества совершенных нотариальных действий (5 274 433), из которых судами удовлетворено 2 (8%).

Следует отметить, что в 2014 г. на действия (отказы и совершенные нотариальные действия) государственных нотариусов жалобы в суды не поступали, меры дисциплинарной ответственности к ним не применялись. К нотариусам, занимающимся частной практикой, меры ответственности применялись 27 раз (1,3% от общего количества нотариусов в округе).

Согласно действующему Профессиональному кодексу нотариусов Российской Федерации, принятому Собранием представителей нотариальных палат субъектов Российской Федерации 18.04.2011 г., решение о применении к нотариусу мер дисциплинарной ответственности принимает только нотариальная палата. До настоящего времени складывается неоднозначная судебная практика: один суд относился к кодексу как к нормативному акту и применял содержащиеся там меры дисциплинарного воздействия, а другой считал, что это ненормативный акт, и не учитывал его при рассмотрении обстоятельств дела.

С 1 января 2015 г. в Основы о нотариате внесены значительные изменения, в том числе расширены полномочия территориальных органов Минюста России и нотариальных палат субъектов в области контроля за нотариусами. Положения Федерального закона от 29.12.2014 № 457-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [3] предусмотрели также принятие единого для всех нотариусов Кодекса профессиональной этики, который должен являться нормативным актом.

Также указанным Федеральным законом в Основы о нотариате внесены существенные изменения, касающиеся таких вопросов, как установление дополнительных требований для лиц, претендующих на должность нотариуса, порядка взаимодействия с органами местного самоуправления по регистрации и учету совершаемых ими нотариальных действий и контроля за ними в этой области.

Так, в статье 14.1. Основ о нотариате закреплены основания приостановления полномочий нотариуса. Приостановить полномочия нотариуса возможно в судебном порядке в случае, если у нотариуса отсутствует договор страхования гражданской ответственности, заключение нотариуса под стражу или домашний арест, в случае временного отстранения от исполнения обязанностей в порядке уголовно-процессуального законодательства.

Среди новелл в законодательстве можно также отметить то, что предполагается повысить доказательственную силу нотариального акта, изменить систему нотариального тарифа, в том числе при удостоверении сделок с недвижимостью, а в самой сфере регистрации прав ускорить ее регистрацию и др. С 1 января признана утратившей силу статья 36 Основ. В связи с этим изменением, правом выдачи свидетельств о праве на наследство после смерти наследодателя, умершего после 1 января 2015 г., обладают все нотариусы в пределах нотариального округа. Однако на территории Забайкальского и Красноярского краев ведение нотариусами наследственных дел и после 1.01.2015 г. продолжает осуществляться в прежнем порядке - по алфавитно-территориальному принципу. В обоих субъектах принято решение о преждевременности изменения существующего порядка распределения ведения наследственных дел. В

Красноярском крае нотариальной палатой принято решение в течение 2015 г. провести подготовительные мероприятия и начать открытие и ведение наследственных дел по принципу «Наследство без границ» с 1 января 2016 г.

Главным управлением Министерства юстиции РФ по Новосибирской области в ноябре 2014 г. проанализирована практика реализации принципа «Наследство без границ» на территории Сибирского федерального округа. Так, из представленной территориальными органами Минюста России информации следует, что в 5 субъектах округа (Республики Алтай, Бурятия, Тыва, Алтайский край и Кемеровская область) территориальными управлениями и нотариальными палатами в различные периоды подписаны совместные решения, в соответствии с которыми граждане имеют возможность обратиться для оформления наследства к любому нотариусу соответствующего нотариального округа в субъекте Федерации.

Как отметили территориальные управления, с момента перехода нотариусов на данный порядок ведения наследственных дел, ни в управления, ни в нотариальную палату жалоб от граждан не поступало.

Таким образом, на основе полученного опыта можно сделать вывод о целесообразности данного принципа открытия наследственных дел, а также выявить его положительные и отрицательные моменты.

Так, например, необходимо урегулировать ряд технических моментов (таких, как отсутствие дублирования и параллельного ведения наследственных дел), решение которых позволит в полной мере открывать и вести наследственные дела по новому принципу.

С 1 июля 2014 г. введена в действие Единая информационная система нотариата, которая содержит в числе других реестров и реестр наследственных дел, направленный на обеспечение надлежащего ведения наследственных дел, избежание их дублирования и параллельного ведения. Возможности ЕИС предоставляют наследнику право выбора конкретного нотариуса для ведения наследственного дела и дают возможность гражданам получить нотариальную помощь. В целом же ЕИС предоставит нотариусам доступ к сведениям, содержащимся в электронных реестрах Единой информационной системы нотариата. Это означает, что ЕИС начинает полноценно исполнять свои функции, для которых она создавалась. Использование ЕИС в полной мере позволит осуществлять проверку подлинности или актуальности доверенностей, завещаний, брачных договоров, выдавать электронные выписки из реестра уведомлений о залоге движимого имущества. Однако такая возможность отсутствует у нотариусов, работающих в государственных нотариальных конторах (Республика Тыва), поскольку у них ЕИС пока не внедрена.

Приказом Минюста России № 78 от 16 апреля 2014г. [5] утверждены новые Правила нотариального делопроизводства, в которых, помимо прочих внесенных изменений, появилась новая глава о работе с электронными документами, что дает право заявителю подавать, а нотариусу принимать документы изначально в электронном формате.

В практике нотариусов ряд форм электронного взаимодействия уже успешно применяются на практике. Однако полный переход на обмен электронной информацией между нотариусами, органами власти и иными лицами в настоящее время является лишь перспективным. Этот процесс требует значительного ускорения, так как получение нотариусом информации для совершения нотариального действия из третьих источников (не от обратившегося лица) в значительной степени исключает возможность предоставления нотариусу недостоверной (подложной) информации. В свою очередь, этот фактор усиливает гарантии стабильности и законности гражданского оборота, гарантии соблюдения и защиты конституционных прав граждан.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ

1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года. Официальное издание. - М.: Юридическая литература, 2000. - 64 с.

2. Основы законодательства РФ о нотариате от 11 февраля 1993 г. № 4462-1 (с изменениями и дополнениями) Система ГАРАНТ: http://base.garant.rU/10102426/#ixzz3Xdt4U2me

3. Федеральный закон от 29 декабря 2014 г. № 457-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» ГАРАНТ.РУ:http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70731092/#ixzz3Xdtx21SI

4. Приказ Минюста России от 3 марта 2014 г. № 26 «Об утверждении Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации и Перечня управлений Министерства юстиции Российской Федерации по субъектам Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями) Система ГАРАНТ: http://base.garant.rU/70617216/#ixzz3XdzX86fP

5. Приказ Министерства юстиции РФ от 16 апреля 2014 г. № 78 «Об утверждении Правил нотариального делопроизводства» ГАРАНТ.РУ: http://www.garant.rU/hotlaw/federal/539368/#ixzz3Xe0HX2HD

6. Волков Н.А. Права человека в современном обществе: учеб. пособие / Н.А. Волков; Кузбас. гос. техн. ун-т им. Т.Ф. Горбачева. - Кемерово, 2013. - 156 с.

REFERENCES

1. The Constitution of The Russian Federation. Adopted by popular vote December 12, 1993. Official edition. Moscow: "Youridicheskaya literatura", 2000. 64 p.

2. Bases of the legislation of the Russian Federation about the notariate from February 11, 1993 No. 4462-I (with changes and additions) System GARANT: Available at: http://base.garant.ru/10102426/#ixzz3Xdt4U2me

3. The Federal law from December 29, 2014 № 457-FZ "On amendments to certain legislative acts of the Russian Federation, the GUARANTOR.RU: Available at: http://www.garant.EN/products/ipo/prime/doc/70731092/#ixzz3Xdtx21SI

4. The order of the Ministry of justice of Russia on March 3, 2014 № 26 "About the Position statement about Management of the Ministry of justice of the Russian Federation on the subject (subjects) of the Russian Federation and the list of departments of the Ministry of justice of the Russian Federation on subjects of the Russian Federation" (with changes and additions) System GARANT: Available at: http://base.garant.ru/70617216/#ixzz3XdzX86fP

5. Order of the Ministry of justice of the Russian Federation of 16 April 2014, No. 78 "On approval of the Rules of notary records" GUARANTOR. Available at: http://www.garant.ru/hotlaw/federal/539368/#ixzz3Xe0HX2HD

6. Volkov N.A. Human rights in modern society: proc. allowance. [Prava cheloveka v sovremennom obshhestve: ucheb. posobie]. Of the Russian Federation. state technical. Univ. T.F. Gorbachev. Kemerovo, 2013. 156 p.

Информация об авторе

Волков Николай Алексеевич, кандидат

философских наук, доцент, профессор

кафедры государственного и муниципального

управления Кузбасского государственного

технического университета

им. Т.Ф. Горбачева, Кемерово, Россия

ombudsman@mail.ru

Получена: 05.05.2015

Information about the author

Volkov Nikolay Alexeyevich, Candidate for Doctorate in Philosophy, Associate Professor, Professor at the Chair of Public Administration and Municipal Management, Kuzbass (Region) State University of Technologies named after T.F. Gorbachev, Kemerovo city, Russian ombudsman@mail.ru

Received: 05.05.2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.