УДК 347.235
DOI: 10.21685/2072-3016-2017-2-7
О. А. Тимошкина, Д. В. Фролова
ПРОБЛЕМЫ ОТКАЗА В СОВЕРШЕНИИ НОТАРИАЛЬНОГО ДЕЙСТВИЯ КАК СПОСОБА ОХРАНЫ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРАВ ГРАЖДАН
Аннотация.
Актуальность и цели. Конституция РФ не только признает существование различных форм собственности, но и гарантирует их равную защиту. Важное значение институту защиты права собственности придавалось со времен римского частного права, и отдельное место в этом институте занимает и нотариат. Осуществляя функцию защиты прав и законных интересов субъектов правоотношений, в том числе права собственности, нотариус руководствуется четко прописанными способами, а именно совершает предусмотренные законом нотариальные действия, т.е. осуществляет нотариальное производство или отказывает в их совершении. Цель работы - проанализировать основания отказа в совершении нотариального действия и порядок его совершения.
Материалы и методы. Реализация исследовательских задач была достигнута на основе анализа действующего законодательства, регулирующего нотариальную деятельность, и судебных решений по вопросам обжалования отказа в совершении нотариального действия. Сравнительно-правовой и формально-юридический методы были использованы как основные методы исследования при анализе федерального законодательства, регламентирующего деятельность нотариата.
Результаты. Исследованы основные случаи отказа в совершении нотариального действия. Рассмотрен процессуальный порядок вынесения постановления об отказе в совершении нотариального действия и его обжалования.
Выводы. Определено, что отказ в совершении нотариального действия -это один из составляющих элементов обязательной деятельности нотариуса по защите прав. Установлено, что отсутствие отдельного индекса дел и определение его сроков хранения в Примерной номенклатуре вызывает затруднения систематизации результатов нотариального делопроизводства.
Ключевые слова: нотариальное действие, отказ в совершении нотариального действия, нотариус, охрана прав, социально-экономические права, право собственности, обжалование, постановление об отказе в совершении нотариального действия.
O. A. Timoshkina, D. V. Frolova
PROBLEMS OF REFUSAL OF NOTARIAL ACTS AS A WAY TO PROTECT SOCIAL AND ECONOMIC RIGHTS OF CITIZENS
Abstract.
Background. The Constitution of the Russian Federation recognizes not only the existence of various forms of property, but also guarantees their equal protection. The notary is of great importance to the institution of protection of property rights since the Roman times of private law taking a separate place in this institution. Carrying out the function of protecting the rights and legitimate interests of subjects of legal relations, including property rights, a notary is guided by clearly prescribed ways, namely, performs notarial acts provided for by the law, i.e. carries out notarial
proceedings or denies them. The purpose of the work is to analyze the grounds for refusal to perform notarial acts and its accomplishment procedure.
Materials and methods. The research tasks were implemented through analyzing the current legislation regulating notarial activities and court decisions on the issues of appealing against refusal to perform notarial acts. Comparative legal and formal legal methods were used as the main research methods in the analysis of the federal legislation regulating activities of the notary.
Results. The authors have investigated main cases of refusal to perform notarial actions and considered the procedural order of issuing a resolution on refusal to perform notarial actions and its appeal.
Conclusions. It is determined that the refusal to perform notarial actions is one of constituent elements of the obligatory activity of a notary in the field of rights protection. It is established that the absence of a separate index of cases and the determination of its shelf life in the Exemplary Nomenclature causes difficulties in systematizing the results of notarial record keeping.
Key worlds: notarial act, refusal to perform notarial acts, notary, protection of rights, socio-economic rights, property right, appeal, decision to refuse to perform notarial acts.
В своей деятельности нотариусы осуществляют защиту и охрану социально-экономических прав человека и гражданина, и прежде всего это относится к праву собственности.
Следует заметить, что понятие социально-экономических прав отсутствует в каком бы то ни было правовом акте. Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН от 4 декабря 1986 г. «О праве на развитие» [1] провозгласила «неделимость и взаимозависимость экономических, социальных, культурных, гражданских и политических прав».
Социально-экономические права определяют условия жизни, положение в сфере труда, благосостояние человека и характеризуются определенными социально-экономическими обязанностями государства перед гражданами.
Г. Шварц указывает на следующие социально-экономические права: «право на оплачиваемый труд, право на работу, на минимальную заработную плату, на равную оплату за равный труд, на благосостояние, на жилище, одежду, образование, здравоохранение, отдых, а также на особое попечение о детях» [2, с. 6].
Можно выразить понятие социально-экономических прав следующим образом. Конституционные социально-экономические права и свободы представляют собой совокупность прав и свобод, закрепленных в Конституции, обладание которыми позволяет обеспечить достойный уровень жизни человека, его свободное развитие.
Если говорить о международно-правовых актах, то они также не содержат единого перечня социально-экономических прав. Это имеет и практическое значение в силу того, что определение основных социально-экономических прав важно для их реализации, охраны и защиты.
Нужно отметить, что и в литературе, и на практике достаточно большое количество мнений по поводу системы основных социально-экономических прав и свобод. Однако нас в рамках данной работы в первую очередь будет интересовать прежде всего право собственности.
Конституция РФ содержит, в том числе, и положения о собственности, обеспечивающей жизненные потребности человека. В частности, этому понятию посвящены ч. 2 ст. 8 и 35 Конституции РФ [3]. Это связано с тем, что отношения собственности являются основой экономической системы и определяют особенности ее функционирования.
По мнению большинства цивилистов, к понятию «право собственности» следует подходить с разных аспектов:
- в объективном смысле - совокупность правовых норм, закрепляющих, регулирующих и охраняющих состояние принадлежности (присвоенно-сти) материальных благ конкретным лицам;
- в субъективном смысле - право конкретного лица владеть, пользоваться и распоряжаться принадлежащим ему имуществом по своему усмотрению и в своем интересе непосредственно в пределах закона и независимо от воздействия других лиц [4].
Конституция РФ признает не только существование различных форм собственности, но и гарантирует их равную защиту.
Важное значение институту защиты права собственности придавалось со времен римского частного права, и отдельное место в этом институте занимает и нотариат.
Нотариус (от лат. notaries - писец, секретарь) - это должностное лицо, совершающее нотариальные действия, задачами которого являются: защита и охрана прав и законных интересов субъектов правоотношений; обеспечение конституционного права граждан на получение квалифицированной юридической помощи; предупреждение юридических споров.
Одной из важнейших функций, осуществляемых в процессе своей деятельности институтом нотариата, является правоохранительная, которая отражает место нотариата как публично-правового института, который обеспечивает законность и правомерность юридических действий участников гражданского оборота в самом широком смысле [5].
Осуществляя данную функцию, нотариат способствует обеспечению юридической безопасности участников гражданского оборота. Нотариат является одним из эффективных средств снижения криминальности в сфере собственности, прежде всего в отношении объектов собственности, подлежащих регистрации [6]. Это обусловлено его публично-правовым характером, жесткой процедурной урегулированностью порядка совершения нотариальных действий и т. д.
Правоохранительная функция нотариата является уникальной. Это подтверждают исследования некоторых ученых, в частности, А. Швахтген отмечает, что «нотариат позволяет обеспечивать правоохранительные функции, законность и правомерность юридических действий участников гражданского оборота за счет них самих, без каких-либо затрат со стороны государства» [7].
К задачам, которые стоят перед нотариатом в настоящее время, относят: охрану собственности, прав и законных интересов физических и юридических лиц, организаций и учреждений, укрепление законности и правопорядка, предупреждение правонарушений. Здесь необходимо упомянуть о критерии бесспорности при осуществлении задач, и поэтому нотариат часто называют институтом бесспорной юрисдикции.
Основы не относят напрямую нотариат к субъектам охраны прав, свобод и законных интересов, хотя анализ полномочий нотариуса, отраженных в Основах, свидетельствует о приоритетной охране прав и свобод граждан, а не о защите. Следует отметить, что законодатель не вполне объективной трактовкой терминов «охрана» и «защита» создает предпосылки к их отождествлению, хотя это представляется ошибочным [8]. Причем Гражданский кодекс РФ не упоминает нотариат в числе органов, осуществляющих защиту гражданских прав (ст. 11). В правовой литературе также не предусматривается возможность нотариальной формы защиты [9].
Охрана права представляет собой меры, направленные на предупреждение нарушения прав, а защита права - восстановление нарушенных прав и тех, которым угрожает нарушение.
Своей деятельностью нотариат способствует снижению числа гражданско-правовых споров и тем самым играет профилактическую роль. Нотариат помогает государству, предупреждая споры уже на стадии согласования условий сделки и ее заключения, облегчает рассмотрение гражданско-правовых споров в суде, поскольку нотариальные акты имеют особую доказательственную силу, более достоверны и отражают действительную волю сторон [10].
Отказ в совершении нотариального действия, без сомнения, можно отнести к одному из способов охраны прав и свобод граждан и юридических лиц, так как основной целью совершения отказа является предупреждение нарушения прав. По данным, размещенным на официальном сайте Министерства юстиции Российской Федерации в 2016 г., частнопрактикующими нотариусами было выдано 27 853 постановлений об отказе в совершении нотариального действия, нотариусами, работающими в государственных нотариальных конторах, - 93.
В соответствии со ст. 48 Основ законодательства РФ о нотариате нотариус отказывает в совершении нотариального действия, если:
- совершение такого действия противоречит закону;
- действие подлежит совершению другим нотариусом;
- с просьбой о совершении нотариального действия обратился недееспособный гражданин либо представитель, не имеющий необходимых полномочий;
- сделка, совершаемая от имени юридического лица, противоречит целям, указанным в его уставе или положении;
- сделка не соответствует требованиям закона;
- документы, предоставленные для совершения нотариального действия, не соответствуют требованиям законодательства;
- факты, изложенные в документах, представленных для совершения нотариального действия, не подтверждены в установленном законодательством Российской Федерации порядке при условии, что подтверждение требуется в соответствии с законодательством Российской Федерации [11].
Перечень оснований исчерпывающий и расширительному толкованию не подлежит. Если указанные случаи имеют место, то нотариус обязан отказать в совершении нотариального действия, тем самым обеспечить охрану законных прав и интересов граждан - участников правоотношений. То есть, когда совершить нотариальное действие нельзя, отказ для нотариуса превращается в обязанность.
Принимая решение об отказе в совершении нотариального действия, нотариус составляет нотариальный документ - постановление об отказе в совершении нотариального действия, являющийся завершением нотариального производства, в случае если лицо не примет решение обжаловать вынесенное постановление. Законодатель называет максимальный срок, который имеет нотариус для принятия решения, - это десять дней, кроме того, нотариус разъясняет лицу, в отношении которого совершается отказ, его причины и порядок обжалования, но только после просьбы самого лица.
Интересным считается позиция законодателя о том, что совершение отказа - это неотъемлемое право нотариуса, а вот разъяснение его причин, порядка обжалования и обличение в процессуальный документ в виде постановления об отказе в совершении нотариального действия осуществляется только по просьбе лица. В этой ситуации усматриваются возможности для нарушения прав граждан, особенно это касается незащищенных слоев населения: малограмотных, пожилых людей, несовершеннолетних. Обязав нотариуса, независимо от обращения лица, разъяснять причины отказа в совершении нотариального действия, можно было бы избежать случаев обращения в суд, ведь основание на обжалование возникает только в случае, если документ оформлен в письменной форме и содержит причины такого отказа. Таким образом, за отказом заявитель должен будет обратиться дополнительно. Отсутствие подтверждения такого обращения станет причиной для отказа в удовлетворении требований [12].
Постановление об отказе в совершении нотариального действия - процессуальный документ, который должен содержать [13]: дату; фамилию, имя, отчество нотариуса и полные его реквизиты; дату обращения, фамилию, имя и отчество заявителя, сведения о дате его рождения, месте жительства и документе, удостоверяющем личность; если заявителем выступает гражданин иностранного государства, то документ, подтверждающий наличие гражданства; если заявителем выступает юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, то установочные сведения1; сведения о нотариальном действии, в котором нотариус отказывает гражданину, мотивы отказа с обязательной ссылкой на действующее законодательство; порядок обжалования отказа и сроки обжалования.
Постановление об отказе в совершении нотариального действия составляется в двух экземплярах, реестровый номер, согласно Реестру совершения нотариальных действий, ему не присваивается. Документ регистрируется в книге учета исходящей корреспонденции с пометкой, что составлен в двух экземплярах, один из которых выдается заявителю либо направляется ему почтой, второй хранится в делах нотариальной конторы, причем с отметкой о вручении или направлении по почте другого экземпляра заявителю. Каждый экземпляр постановления об отказе в совершении нотариального действия скрепляется подписью нотариуса и приложением его печати. Постановления об отказе в совершении нотариальных действий хранятся в делах, где находятся документы, в отношении которых отказано в соверше-
1 Полное наименование, индивидуальный номер налогоплательщика, юридический адрес, дату и место государственной регистрации, номер регистрационного свидетельства, адрес фактического места нахождения.
нии нотариальных действий. В том случае, если указанные документы не остаются в делах нотариуса без формирования соответствующего дела, постановления оформяются в отдельное дело. Таким образом, нотариус вынужден формировать отдельное дело, где такие постановления будут храниться.
Все дела помещаются и хранятся нотариусом согласно индивидуальной номенклатуре дел, исходя из норм, установленных Приказом Минюста России от 19.12.2013 № 229 «Об утверждении Примерной номенклатуры дел государственной нотариальной конторы и нотариуса, занимающегося частной практикой» [14], однако индекса дела в Примерной номенклатуре для формирования и хранения постановлений об отказе в совершении нотариальных действий, документы которых не подлежат хранению, у нотариуса не предусмотрено.
Нотариус может самостоятельно дополнительно внести такой индекс дел в индивидуальную номенклатуру дел нотариуса, используя при этом резервный индекс дел, однако срок хранения определяется только после внесения дополнений в Примерную номенклатуру, утвержденную Министерством юстиции.
Таким образом, налицо проблема, с которой сталкивается нотариус при осуществлении нотариального делопроизводства, суть которой состоит в необходимости внесения изменений в части включения дополнительного индекса дел и определения срока их хранения.
Исходя из положений Письма ФНП от 22.01.2015 № 151/03-16-3 «О сроке хранения документов, сформированных нотариусом» [15], целесообразным было бы определить как постоянный.
Обжалование осуществляется заинтересованным лицом в районном суде по месту нахождения нотариуса. Заявление подается в течение десяти дней с момента, когда заявителю стало известно о совершении отказа. Однако несвоевременное получение постановления об отказе в совершении нотариального действия в связи с неявкой в указанный срок не может расцениваться как основание для восстановления срока [16].
Нотариус, принимая решение об отказе в совершении нотариального действия, должен иметь обоснованные причины. В каждом конкретном случае он должен внимательно и всесторонне рассмотреть представленные документы и оценить обстоятельства, учесть интересы участников нотариального производства.
Таким образом, отказ в совершении нотариального действия - это в большинстве случаев один из способов охраны прав и законных интересов субъектов правоотношений, в том числе права собственности. Формулировка «в большинстве случаев» подразумевает, что существуют такие причины отказа в совершении нотариального действия, которые направлены на осуществление несколько иных функций нотариуса. Например, это касается случаев отказа, если действие подлежит совершению другим нотариусом, или суть действия сводится лишь к свидетельствованию фактов, например верности копии документа или выписки из него.
Причины отказов нотариуса в совершении нотариального действия как способов охраны права можно конкретизировать по следующим основаниям:
1. Документы, представленные для совершения нотариального действия, не соответствуют требованиям законодательства, т.е. наличие проти-
воречивых документов, лишающих нотариуса возможности совершить нотариальное действие, наличие недостатков в самих представленных документах.
Так, последует отказ нотариуса в удостоверении договора отчуждения недвижимого имущества в случае, если документ, подтверждающий принадлежность права собственности продавцу, не прошел регистрацию в органах государственной регистрации права на недвижимое имущество и сделки с ним или не был удостоверен нотариально.
2. За совершением нотариального действия обратился недееспособный гражданин либо представитель, не имеющий необходимых полномочий. Так, нотариус будет вынужден отказать в удостоверении договора купли-продажи доли в уставном капитале ООО, если доля отчуждается учредителем общества, учрежденного несколькими лицами, а в подтверждение полномочий такого учредителя представляется не засвидетельствованная нотариально (простая) копия договора об учреждении общества, что противоречит требованиям п. 13 ст. 21 Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью» [17], который обязывает учредителя предоставлять или нотариально удостоверенную копию договора об учреждении общества, или его подлинник.
При видимой простоте ситуации обращения к нотариусу за совершением нотариального действия недееспособного лица, когда нотариус во всех случаях должен отказать в совершении нотариального действия, ему приходится решать ряд объективных проблем.
В соответствии со ст. 43 Основ нотариус при совершении нотариального действия обязан выяснить дееспособность граждан. С одной стороны, указанное требование закона является совершенно понятным и объективным, а с другой стороны, как быть нотариусу, не обладающему специальными познаниями в области психиатрии, судебной экспертизы, медицины, психологии. Как ему определить степень дееспособности гражданина, если ему не известно о наличии решения суда о признании гражданина недееспособным или этот факт целенаправленно скрывается заинтересованными лицами?
С точки зрения законодательства в процессе совершения нотариального производства специальных методик установления дееспособности гражданина не существует, что, несомненно, увеличивает риск признания действия неправомерным со всеми вытекающими отсюда последствиями. На наш взгляд, на уровне Нотариальных палат субъектов РФ, Федеральной нотариальной палаты и Министерства юстиции РФ нотариусам должны быть предложены, хотя бы в виде Методических рекомендаций или руководств, какие-либо разъяснения по указанному вопросу [18].
3. Нотариальное действие противоречит требованиям закона, например отказ в удостоверении договора займа денег в связи с отсутствием согласия супругов сторон в соответствии со ст. 34, 35 Семейного кодекса Российской Федерации [19].
На практике возникает еще одна причина отказов в совершении нотариального действия, которая отдельно в законодательстве не выделена, однако часто встречается. Это случаи отказа в совершении нотариального действия, ввиду отсутствия необходимых для его совершения документов. Например, нотариусом будет отказано в удостоверении согласия супруга на заключение той или иной сделки, в случае если нотариусу не будет представлено
Свидетельство о заключении брака или иной документ, подтверждающий факт регистрации брака.
Все рассмотренные выше основания для отказа в совершении нотариальных действий и приведенные примеры позволяют говорить о том, что наличие института отказа нотариуса в совершении нотариального действия является одной из гарантий охраны социально-экономических прав и законных интересов субъектов правоотношений. Особенно актуально это в нынешних реалиях, в связи с усложняющимся законодательством, достаточно криминальным характером современного гражданского оборота, стремлением некоторых граждан обойти закон и совершить неправомерное действие, прикрывшись авторитетом нотариального акта. Однако не следует забывать о том, что только правомерный, основанный на законе отказ будет являться надежной гарантией права собственности. В случае несогласия с отказом нотариуса в совершении нотариального действия это действие может быть обжаловано в суде.
Библиографический список
1. Декларация о праве на развитие : Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН от 4 декабря 1986 г. № 41/128, принята на 97-м пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН (Официальный текст опубликован не был) // Система «Гарант». -URL: http ://base.garant.ru/2565333/#ixzz4j6jB G8p4
2. Шварц, Г. Экономические и социальные права / Г. Шварц // Российский бюллетень по правам человека. - М., 1995. - С. 3-30.
3. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. - 2014. - № 31. -Ст. 4398.
4. Большой юридический словарь / под ред. проф. А. Я. Сухарева. - 3-е изд., доп. и перераб. - М. : ИНФРА-М, 2008. - С. 569.
5. Ралько, В. В. Правоохранительная форма правовой деятельности нотариата / В. В. Ралько // Нотариус. - 2009. - № 6. - С. 2-6.
6. Андропов, В. В. Об изменениях, внесенных в Основы законодательства Российской Федерации о нотариате / В. В. Андропов, И. Б. Миронов // Библиотечка «Российской газеты». - 2006. - 30 сентября. - С. 95-108.
7. Швахтген, А. Деятельность нотариуса на благо гражданского общества / А. Швахтген // Нотариальный вестник. - 2002. - № 9. - С. 40-48.
8. Малько, А. В. Права, свободы и законные интересы: проблемы юридического обеспечения / А. В. Малько, В. В. Субочев, А. М. Шериев. - М. : НОРМА, 2015. -192 с.
9. Гражданское право / под ред. А. П. Сергеева, Ю. К. Толстого. - М. : ТК Велби, 2002. - Т. 1. - 765 с.
10. Научно-практический комментарий к Федеральному закону от 21 ноября 2011 г. № 324 «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» (постатейный) / М. Л. Баранов, В. В. Гошуляк, Л. Ю. Грудцына [и др.] ; под ред. Ю. А. Дмитриева. - М. : ЮРКОМПАНИ, 2012. - 98 с.
11. Основы законодательства Российской Федерации о нотариате (утв. ВС РФ 11.02.1993 № 4462-1) (ред. от 03.07.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017) // Ведомости СНД и ВС РФ. - 1993. - № 10. - Ст. 357.
12. Апелляционное определение Московского городского суда от 02.03.2015 по делу № 33-6225 // СПС «КонсультантПлюс». - 2017.
13. Об утверждении Методических рекомендаций по совершению отдельных видов нотариальных действий нотариусами Российской Федерации : Приказ Минюста РФ от 15.03.2000 № 91 // Бюллетень Минюста РФ. - 2000. - № 4.
14. Приказ Минюста России от 19.12.2013 № 229 «Об утверждении Примерной номенклатуры дел государственной нотариальной конторы и нотариуса, занимающегося частной практикой» (вместе с «Примерной номенклатурой дел государственной нотариальной конторы и нотариуса, занимающегося частной практикой», утв. решением Правления ФНП от 12.11.2012, приказом Минюста России от 19.12.2013 № 229) (Зарегистрировано в Минюсте России 31.12.2013 № 30940) // Российская газета. - 2014. - 15 января. - № 6.
15. Письмо ФНП от 22.01.2015 № 151/03-16-3 «О сроке хранения документов, сформированных нотариусом» (вместе с Письмом ФНП от 03.10.2014 № 2739/06-06 «О сроке хранения документов, сформированных нотариусом», Письмом Минюста России от 26.12.2014 № 16-122259) // СПС «КонсультантПлюс». - 2017.
16. Апелляционное определение Московского городского суда от 28.10.2015 по делу № 33-39707/2015 // СПС «КонсультантПлюс». - 2017.
17. Об обществах с ограниченной ответственностью : федер. закон от 08.02.1998 № 14-ФЗ (ред. от 03.07.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017) // Собрание законодательства РФ. - 1998. - № 7. - Ст. 785.
18. Тимошкина, О. А. Конституционно-правовые основы защиты права собственности недееспособных и ограниченно дееспособных лиц в профессиональной деятельности нотариуса / О. А. Тимошкина, Д. В. Фролова // Электронный научный журнал «Наука. Общество. Государство». - 2015. - № 3 (11).
19. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 № 223-ФЗ (ред. от 28.03.2017) // Собрание законодательства РФ. - 1996. - № 1. - Ст. 16.
References
1. Deklaratsiya o prave na razvitie : Rezolyutsiya General'noy Assamblei OON ot 4 dekab-rya 1986 g. № 41/128, prinyata na 97-m plenarnom zasedanii General'noy Assamblei OON (Ofitsial'nyy tekst opublikovan ne byl) [Declaration of the right to development: Resolution of the UN General Assembley from 4th December 1986 № 41/128, adopted at the 97th plenary meeting of the UN General Assembley (The official text has not been published)]. "Garant" system. Available at: http://base.garant.ru/2565333/#ixzz4j6jBG8p4
2. Shvarts G. Rossiyskiy byulleten' po pravam cheloveka [Russian bulletin of human rights]. Moscow, 1995, pp. 3-30.
3. Sobranie zakonodatel'stva RF [Collected laws of the Russian Federation]. 2014, no. 31, art. 4398.
4. Bol'shoy yuridicheskiy slovar' [The great juridical dictionary]. Ed. by prof. A. Ya. Su-kharev. 3d ed. Moscow: INFRA-M, 2008, p. 569.
5. Ral'ko V. V. Notarius [Notary]. 2009, no. 6, pp. 2-6.
6. Andropov V. V., Mironov I. B. Bibliotechka «Rossiyskoy gazety» ["Russian newspaper's" library]. 2006, 30 September, pp. 95-108.
7. Shvakhtgen A. Notarial'nyy vestnik [Notarial bulletin]. 2002, no. 9, pp. 40-48.
8. Mal'ko A. V., Subochev V. V., Sheriev A. M. Prava, svobody i zakonnye interesy: problemyyuridicheskogo obespecheniya [Rights, freedoms and legal interests: problems of juridical support]. Moscow: NORMA, 2015, 192 p.
9. Grazhdanskoe pravo [Civil law]. Eds. A. P. Sergeev, Yu. K. Tolstoy. Moscow: TK Velbi, 2002, vol. 1, 765 p.
10. Baranov M. L., Goshulyak V. V., Grudtsyna L. Yu. et al. Nauchno-prakticheskiy kom-mentariy k Federal'nomu zakonu ot 21 noyabrya 2011 g. № 324 «O besplatnoy yuridi-cheskoy pomoshchi v Rossiyskoy Federatsii» (postateynyy) [Scientific and practical comments to the Federal law from 21st November 2011 № 324 "On free legal assistance in the Russian Federation" (item-by-item)]. Moscow: YuRKOMPANI, 2012, 98 p.
11. Vedomosti SND i VSRF [Proceedings of RF PDA and SC]. 1993, no. 10, art. 357.
12. Apellyatsionnoe opredelenie Moskovskogo gorodskogo suda ot 02.03.2015 po delu № 33-6225 [Apellate decision of the Moscow Municipal Court from 02.03.2015 regarding the case № 33-6225]. RRS "ConsultantPlus". 2017.
13. Byulleten'Minyusta RF [Bulletin of the RF Ministry of Justice]. 2000, no. 4.
14. Rossiyskaya gazeta [The Russian newspaper]. 2014, 15 January, no. 6.
15. Pis'mo FNP ot 22.01.2015 № 151/03-16-3 «O sroke khraneniya dokumentov, sformiro-vannykh notariusom» (vmeste s Pis'mom FNP ot 03.10.2014 № 2739/06-06 «O sroke khraneniya dokumentov, sformirovannykh notariusom», Pis'mom Minyusta Rossii ot 26.12.2014 № 16-122259) [Letter to the Federal Chamber of Notaries from 22.01.2015 № 151/03-16-3 "On the terms of notarial documents keeping" (jointly with the Letter to the Federal Chamber of Notaries from 03.10.2014 № 2739/06-06 "On the terms of notarial documents keeping", the Letter from the Russian Ministry of Justice from 26.12.2014 № 16-122259)]. RRS "ConsultantPlus". 2017.
16. Apellyatsionnoe opredelenie Moskovskogo gorodskogo suda ot 28.10.2015 po delu № 33-39707/2015 [Apellate decision of the Moscow Municipal Court from 28.10.2015 regarding the case № 33-39707/2015]. RRS "ConsultantPlus". 2017.
17. Sobranie zakonodatel'stva RF [Collected laws of the Russian Federation]. 1998, no. 7, art. 785.
18. Timoshkina O. A., Frolova D. V. Elektronnyy nauchnyy zhurnal «Nauka. Obshchestvo. Gosudarstvo» [Online scientific journal "Science. Society. State"]. 2015, no. 3 (11).
19. Sobranie zakonodatel'stva RF [Collected laws of the Russian Federation]. 1996, no. 1, art. 16.
Тимошкина Олеся Альбертовна
кандидат юридических наук, доцент, кафедра правоохранительной деятельности, Пензенский государственный университет (Россия, г. Пенза, ул. Красная, 40)
E-mail: [email protected]
Фролова Диана Вадимовна
нотариус, нотариальный округ: г. Заречный Пензенской области (Россия, Пензенская область, г. Заречный, ул. Ленина, 20А)
E-mail: [email protected]
Timoshkina Olesya Al'bertovna Candidate of juridical sciences, associate professor, sub-department of law-enforcement, Penza State University (40 Krasnaya street, Penza, Russia)
Frolova Diana Vadimovna Notary, notarial district: Zarechny, Penza region (20A Lenina street, Zarechny, Penza region, Russia)
УДК 347.235 Тимошкина, О. А.
Проблемы отказа в совершении нотариального действия как способа охраны социально-экономических прав граждан / О. А. Тимошкина, Д. В.Фролова // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. - 2017. - № 2 (42). - С. 62-71. Б01: 10.21685/20723016-2017-2-7