Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО СТАТУСА ИНФОРМАЦИОННОГО ПОСРЕДНИКА'

ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО СТАТУСА ИНФОРМАЦИОННОГО ПОСРЕДНИКА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
344
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПРАВООТНОШЕНИЯ / ПРАВОВОЙ СТАТУС / ИНФОРМАЦИОННОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / СЕТЬ ИНТЕРНЕТ / ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПОСРЕДНИК / УСЛУГА / ПОСТАВЩИК УСЛУГ / ВИДЫ ИНФОРМАЦИОННЫХ ПОСРЕДНИКОВ / ИДЕНТИФИКАЦИЯ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ СЕТИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Чубукова С.Г.

Отношений в сети Интернет складываются при обязательном участии таких субъектов как информационный посредник. Понятие «информационный посредник» включает в себя целый ряд лиц, которые являются промежу- точным звеном между обладателем информации и пользователем. Действия информационных посредников, их права и обязанности фактически являются условием реализации прав и обязанностей основных участников правоотношения. В статье проанализировано понятие информационного посредника, закрепленное в гражданском законодатель- стве. Показаны неоднозначность определения информационного посредника в правоприменительной практике, несоответствие российского и европейского подхода к определению понятия и видов информационных посред- ников. Сделан вывод о необходимости определять понятие информационного посредника через понятие инфор- мационной услуги. Рассмотрено содержание информационно-правового статуса информационного посредника, включающего следу- ющие обязанности: идентификацию пользователей; обеспечение права на доступ к информационным ресурсам, размещенным в информационно-телекоммуникационной сети; распространение информации в форме передачи или размещения материала в сети.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE LEGAL NATURE ISSUES OF THE INFORMATION INTERMEDIARY

The relations in the Internet are developing upon obligatory participation of such entities as the information intermediary. The “information intermediary” concept includes the variety number of persons, who are intermediary links between the information holder and the Internet user. The information intermediaries' actions, the rights and responsibilities are actually a condition for the rights realization and the main participants' responsibilities in the legal relation. The article analyzes the information intermediary concept, which is embodied in the civil legislation. There are revealed am- biguousness of the information intermediary concept in the law enforcement practice, the inconsistency of the Russian and European approaches to the concept definition and information intermediaries' types. It was concluded about the necessary to define the information intermediary concept through the information service notion. In the article there is reviewed the information-legal nature concept of the information intermediary, which is including the following responsibilities of one: network users' identification; ensuring the right to access to reference resources, hosted into an information-telecommunication network; the information dissemination in the form of a transfer or posting the matter online.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО СТАТУСА ИНФОРМАЦИОННОГО ПОСРЕДНИКА»

УДК 340

Чубукова С.Г.,

кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры правовой информатики Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина

ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО СТАТУСА ИНФОРМАЦИОННОГО ПОСРЕДНИКА

Отношений в сети Интернет складываются при обязательном участии таких субъектов как информационный посредник. Понятие «информационный посредник» включает в себя целый ряд лиц, которые являются промежуточным звеном между обладателем информации и пользователем. Действия информационных посредников, их права и обязанности фактически являются условием реализации прав и обязанностей основных участников правоотношения.

В статье проанализировано понятие информационного посредника, закрепленное в гражданском законодательстве. Показаны неоднозначность определения информационного посредника в правоприменительной практике, несоответствие российского и европейского подхода к определению понятия и видов информационных посредников. Сделан вывод о необходимости определять понятие информационного посредника через понятие информационной услуги.

Рассмотрено содержание информационно-правового статуса информационного посредника, включающего следующие обязанности: идентификацию пользователей; обеспечение права на доступ к информационным ресурсам, размещенным в информационно-телекоммуникационной сети;распространение информации в форме передачи или размещения материала в сети.

Ключевые слова: информационное общество, информационные правоотношения, субъекты информационных правоотношений, правовой статус, информационное законодательство, сеть интернет, информационный посредник, услуга, поставщик услуг, виды информационных посредников, пользователь сети Интернет, идентификация пользователей сети

Chybukova S.,

PhD in Law, Associate Professor, Associate Professor of Chair of Legal Informatics of the Moscow State Law University named after O. Kutafin

THE LEGAL NATURE ISSUES OF THE INFORMATION INTERMEDIARY

The relations in the Internet are developing upon obligatory participation of such entities as the information intermediary. The "information intermediary" concept includes the variety number of persons, who are intermediary links between the information holder and the Internet user. The information intermediaries' actions, the rights and responsibilities are actually a condition for the rights realization and the main participants' responsibilities in the legal relation. The article analyzes the information intermediary concept, which is embodied in the civil legislation. There are revealed am-biguousness of the information intermediary concept in the law enforcement practice, the inconsistency of the Russian and European approaches to the concept definition and information intermediaries' types. It was concluded about the necessary to define the information intermediary concept through the information service notion.

In the article there is reviewed the information-legal nature concept of the information intermediary, which is including the following responsibilities of one: network users' identification; ensuring the right to access to reference resources, hosted into an information-telecommunication network; the information dissemination in the form of a transfer or posting the matter online. Keywords: information society, information legal relations, information relations entities, legal nature, information legislation, Internet, information intermediary, service, service provider, information intermediaries types, Internet user, network user identification

U93

В современном информационном обществе процессы передачи и хранения информации представляют собой сложную технологическую процедуру, обеспечение которой является задачей деятельности специальных субъектов информационных отношений. Окинавская Хартия Глобального Информационного Общества, ставя вопрос о необходимости преодоления цифрового неравенства, одной из проблем, которая должна быть решена государствами, называет доступа к информационной инфраструктуре, причем инфраструктуре, поддерживаемой иными лицами, не владельцами информационных ресурсов [1] Особенно это касается отношений в сети Интернет, которые складываются при обязательном участии таких субъектов информационных отношений как оператор связи, провайдер хостинга, владелец сайта. Эти субъекты, предоставляющие пользователям свое оборудование и технологии для хранения информации, организующие и обеспечивающие процессы обмена информацией, получили сегодня название информационного посредника. В правовой теории отмечается, что информационный посредник является одним из основных субъектов правоотношений в Интернет-пространстве.

Понятие «информационный посредник» включает в себя целый ряд лиц, которые являются промежуточным звеном между обладателем информации и пользователем. Действия информационных посредников, их права и обязанности фактически являются условием реализации прав и обязанностей основных участников правоотношения. Естественно, что при возникновении спорных ситуаций встает вопрос об их причастности к совершению противозаконных действий и степени их ответственности. Неопределенность в вопросе определения и правовом статусе информационных посредников неизбежно станет одним из препятствий на пути развитии информационной и телекоммуникационной инфраструктуры и на обеспечении гарантированного свободного доступа граждан к информации.

В ст. 2 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» определены такие участники информационных отношений в сети как провайдер хостинга, владелец сайта, организатор распространения информации, блогер, само же понятие «информационный посредник» было введено в российское законодательство в 2013 году в ст. 1253.1 Гражданского кодекса РФ. Это было обусловлено тем, что Интернет становится одной из важнейших сфер использования объектов интеллектуальных прав, что потребовало приведения в соответствие гражданско-правовых норм к реалиям использования произведений в сети.

Указанная статья через перечисление видов информационных посредников раскрывается содержание данного понятия.

Так к информационным посредникам относятся лица, которые выполняют хотя бы одну из перечисленных возможностей:

осуществляют передачу материала в информационно-телекоммуникационной сети, в том числе в сети Интернет;

предоставляют возможность размещения материала или информации, необходимой для его получения с использованием информационно-телекоммуникационной сети;

предоставляют возможность доступа к материалу в этой сети.

Как видим, законодатель связал определение информационного посредника с реализацией определенной возможности для пользователя. Такой подход сразу порождает непонимание и неоднозначность. Создатели программного обеспечения, разработчики информационной инфраструктуры и целый ряд других лиц также итогом своей деятельности определяют создание возможности для пользователя получить доступ и разместить информационные материалы в сети, однако, очевидно, информационными посредниками не являются.

Несколько отличный подход к определению информационного посредника реализован в зарубежном законодательстве.

Так в США в Законе об авторском праве в цифровую эпоху (Digital Millennium Copyright Act) [2] введено понятие сервис-провайдера (service provider)

- лица, оказывающего интерактивные услуги, предоставляющего доступ к сети, а также являющееся оператором оборудования, используемого для данных целей.

В Европейском союзе правовой статус информационных посредников закреплен в Директиве Европейского Союза № 2000/31/EC о некоторых правовых аспектах услуг информационного общества, в частности электронной коммерции, на внутреннем рынке (Директива об электронной коммерции) [3]. В Директиве вводится понятие провайдера сервиса информационного общества (information society service). Под сервисом информационного общества понимается любая услуга, которая обычно предоставляется за вознаграждение, дистанционно, с использованием электронных средств обработки и хранения данных, по индивидуальному запросу получателя услуг.

Таким образом, подход к определению информационного посредника в зарубежном законодательстве основан на понятии услуги. Несмотря на то, что дискуссии о сущности услуг в гражданско-правовой доктрине ведется с

70-х гг. ХХ века, и до сих пор отсутствует единое как легальное, так и доктринальное понятие услуги, очевидно, что предоставление возможности и услуга

- понятия неидентичные по содержанию.

иа

Впервые легальное определение услуги приведено в п. 5 ст. 38 НК РФ, где услугой для целей налогообложения признается деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности. Таким образом, законодатель с позиции налогообложения к услугам относит только деятельность, результат которой не отделим от самого процесса ее оказания.

Понятие услуги как гражданско-правовой категории закреплено в главе 39 ГК РФ. Так в п.1 ст.779 под услугой понимается совершение определенных действий или осуществление определенной деятельности. Глава 39 ГК РФ посвящена группе договоров, среди которых выделен договор на оказание возмездных информационных услуг.

Таким образом, можно сделать вывод, что информационная услуга является деятельностью, т.е. совокупностью целенаправленных действий, направленных на достижение определенной цели - удовлетворение определенной информационной потребности получателя услуги.

Российский подход к определению информационного посредника как субъекта гражданско-правовых отношений, не связанный напрямую с оказанием информационной услуги, позволяет чрезмерно расширительно толковать данное понятие и рассматривать в качестве таких субъектов значительный круг лиц.

Классификация информационных посредников также является проблемой для российского законодателя.

DMCA выделяет следующие такие виды сервис-провайдеров как провайдеры временной цифровой связи, провайдеры кэширования, провайдеры постоянного хранения информации по указанию пользователей, провайдеры инструментов для определения местонахождения информации.

Провайдеры временной цифровой связи предоставляют пользователям услуги по передаче данных. При этом обязательным является условие, что данные сервис-провайдеры сами не инициируют передачу данных, не выбирают получателя или источник информации и не изменяют передаваемую информацию. К провайдерам временной цифровой связи можно отнести провайдеров доступа в Интернет, почтовые сервисы.

Системы кэширования используются для временного хранения данных для оптимизации обмена и передачи информации в соответствии с общепринятым стандартным отраслевым протоколом обмена. Провайдеры кэширования обеспечивают автоматическое временное хранение и передачу информации, направленное на оптимизацию технологического процесса передачи информации.

Провайдеры постоянного хранения информации по указанию пользователей, могут вместе с хранением информации предоставлять иные, связанные с хранением услуги. К таким провайдерам в первую очередь относятся хостинг-провайдеры.

К провайдерам инструментов для определения местонахождения информации можно отнести владельцев различных поисковых систем, которые по запросу пользователей предоставляют сведения о местонахождении той или иной информации в сети.

Европейская Директива об электронной коммерции предусматривает следующие виды провайдеров сервисов информационного общества:

провайдеры простой передачи информации по сети, инициированной получателем услуги, или предоставление доступа к этой сети. При этом предусмотрено право сервис-провайдера на автоматическое, транзитное и кратковременное хранение передаваемой информации исключительно в целях осуществления процесса передачи и в течение времени, не превышающего необходимого для этого процесса (mere conduit);

провайдеры, осуществляющие кэширование - передачу инициированной получателем услуг информации по сети другим получателям услуг по их запросу (casing) исключительно с целью улучшения дальнейшей передачи информации; хостинг-провайдеры, осуществляющие хранение предоставленной получателем услуг информации (hosting).

Очевидно, что классификация сервис-провайдеров в Директиве об электронной коммерции и в DMCA отличается от российского подхода, закрепленного в ст. 1253.1 ГК РФ. На практике это приводит к неоднозначности определения вида информационного посредника, а соответственно и его ответственности.

Так, например, Арбитражный суд города Москвы решил, что к информационным посредникам, осуществляющим передачу материала, могут относиться провайдеры доступа в Интернет, к информационным посредникам, предоставляющим возможность размещения материала или информации, необходимой для его получения, - провайдеры хостинга и владельцы сайтов, к информационным посредникам, предоставляющим возможность доступа к материалу, - владельцы поисковых сайтов и файлообменных ресурсов [4]. Однако Суд по интеллектуальным правам в другом деле признал владельца сервиса поиска музыкальных произведений информационным посредником, осуществляющим передачу материала, а не предоставляющим возможность доступа к произведениям [5].

Необходимо также соотнести понятие «информационный посредник» с понятиями «владелец сайта в сети Интернет», «провайдер хостинга», «оператор свя-

un

зи», которые содержатся в Федеральном законе «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» [6] и Федеральном законе «О связи» [7].

Следует отметить, что правоприменительная практика не отличается единством. Суды признают информационными посредниками и администратора социальной сети [8], и регистратор доменных имен, [9]и администратора сети доставки контента [10], и администратора сайта, предоставляющего возможность воспроизведения видеоматериалов [11].

Стоит обратить внимание на то, что в Гражданском кодексе РФ, в отличие от DMCA и Директивы об электронной коммерции, не выделяется такой вид информационных посредников, как провайдер кэширования. Кеширование - это технологический процесс, который позволяет автоматически временно хранить информацию в кэш-памяти сервера, чтобы снизить трафик, ускорить загрузку сайтов и оптимизировать передачу информации. Очевидно, что кэширование не является воспроизведением произведения в соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 1270 Гражданского кодекса РФ. Однако, провайдеры кэширования, могут быть привлечены к юридической ответственности за доведение произведений до всеобщего сведения за исключением воспроизведения, что может создавать препятствия для осуществления необходимого технологического процесса.

Таким образом, очевидно, что определение информационного посредника и его правового статуса в гражданских правоотношениях вызывает много вопросов. Тем более это относится и к определению информационных посредника как субъекта информационных правоотношений в сети Интернет.

С точки зрения информационного права, определение информационного посредника необходимо связать с реализацией определенного информационного правомочия: идентификацией пользователей сети, обеспечением права на доступ к информационным ресурсам, размещенным в информационно-телекоммуникационной сети, и распространением информации в форме передачи или размещения материала в сети.

Определяя правовой статус информационного посредника как субъекта информационных правоотношений, сталкиваемся с целым рядом вопросов.

Во-первых, речь идет о праве выбора информационного посредника. У пользователей информацией должно быть право выбора информационного посредника, исходя из удобства, качества и стоимости предоставляемых услуг. Очевидно, что необходимость использования определенного информационного посредника должна быть установлена только в федеральном законе, поскольку речь идет об ограничении конституционного права на информацию. Однако зачастую в реальности возможность осуществления доступа к информации в сети определяется

наличием одного информационного посредника на определенной территории.

Во-вторых, в законодательстве должны быть закреплены права и обязанности информационных посредников, которые должны корреспондировать с правами и обязанностями лиц, обращающихся за информацией или распространяющих ее.

Сегодня на целый ряд субъектов в сети возложены обязанности по ограничению доступа к информации, распространяемой с нарушением закона. Однако зачастую их обязанности могут вступать в противоречие с правами других субъектов в сети. Так, например, непродуманно введенная в Федеральном законе «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» для владельца поисковой системы в сети обязанность удаления по обращению заявителя информации о нем из всего массива данных, содержащихся в поисковых системах, может противоречить праву других пользователей сети на доступ и распространение информации.

Еще одна обязанность информационного посредника связана с идентификацией пользователей. Анонимность в киберпространстве существенно затрудняет процесс применения права. Пользователь способен осуществлять свою информационную деятельность из любой точки мира, отправляя и получая любую информацию. Источник происхождения сообщения может быть скрытым или закодированным. Пользователь Интернета может создать киберлич-ность или образ, совершенно не соответствующий его реальной или физической идентичности. Все сказанное приводит некоторых исследователей к мысли о возможности использования киберпространства для создания оплотов и целых территорий, позволяющих избегать законной ответственности.

В последнее время российский законодатель пытается решить проблему идентификации лиц в сети. С вопросы идентификации связаны поправки в законодательство, получившие названия «Закон о блогерах» [12], «Антипиратский закон» [13]. Правительство РФ приняло специальное постановление [14], согласно которому владельцы бесплатных точек доступа Wi-Fi должны будут идентифицировать потребителей их услуг.

В-третьих, давая классификацию информационных посредников как субъектов информационных правоотношений, необходимо также соотнести понятие «информационный посредник» не только с такими ранее упомянутыми понятиями как «владелец сайта в сети Интернет», «провайдер хостинга», «оператор связи», но и с содержащимися в Федеральном законе «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» понятиями таких новых субъектов, как «организатор распространения информации в сети Интернет», «владелец поисковой системы в сети Интернет», «блогер», которые неразрывно связа-

ип

ны с осуществлением информационных правомочий других субъектов.

Таким образом, решение проблемы, связанной с закреплением правового статуса информационно-

го посредника на уровне законодательства, требует сегодня предварительной детальной научной проработки как в рамках гражданско-правовых наук, так и в рамках информационного права.

Список литературы

1. Хартия Глобального информационного общества // Дипломатический вестник. 2000. № 8. С. 51-56.

2. Digital Millennium Copyright Act [Электронный ресурс] - URL: http://www.gpo.gov/fdsys/pkg/PLAW-105publ304/ pdf/PLAW-105publ304.pdf: (дата обращения: 25.11.2016).

3. Directive 2000/31/EC of the European Parliament and of the Council of 8 June 2000 on certain legal aspects of information society services, in particular electronic commerce, in the Internal Market // Official Journal of the European Communities. 2000. L 178/1 (17.7.2000) [Электронный ресурс] - URL: http://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/HTML/?uri=CELEX:32000L0031&from=EN: (дата обращения: 25.11.2016).

4. Решение Арбитражного суда города Москва от 18.11.2013 г. Дело № А40-54370/12 [Электронный ресурс]: URL: http://kad.arbitr.ru/PdfDocument/641b58fa-135f-4cdf-bbb9-02e467909bc3/A40-54370-2012_20121106_Reshenija %20i%20postanovlenija.pdf.: (дата обращения: 25.11.2016).

5. Постановление Суда по интеллектуальным правам от 16 марта 2015 г. Дело № А40-118714/2013 [Электронный ресурс]: URL: http://kad.arbitr.ru/PdfDocument/3d0296a9-9dbb-4ba9-948b-67454e4d1f4b/A40-118714-2013_ 20150316_Reshenija%20i%20postanovlenija.pdf (дата обращения: 25.11.2015).

6. Об информации, информационных технологиях и о защите информации: Федеральный закон: 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ // Свод законов Российской Федерации. 2006. № 31 (Ч. 1). Ст. 3448.

7. О связи: Федеральный закон: 7 июля 2003 г. № 126-ФЗ // Свод законов Российской Федерации. 2003. № 28. Ст. 2895.

8. Решение Арбитражного суда г. Санкт-Петербург от 14 ноября 2013 г. Дело № А56-42539/2013 [Электронный ресурс] - URL: http://kad.arbitr.ru/PdfDocument/e7cc7add-7963-459b-83ac-3c115d37b3d5/A56-42539-2013_20131114_Reshenie.pdf (дата обращения: 25.11.2016).

9. Постановление Суда по интеллектуальным правам от 9 декабря 2015 г. Дело № А40-52455/2015 [Электронный ресурс] - URL: http://kad.arbitr.ru/PdfDocument/ef8b3f21-fbab-44fa-8004-dc939524408c/A40-1849-2013_20140211_Reshenija%20i%20postanovlenija.pdf (дата обращения: 25.11.2016).

10. Решение Московского городского суда от 19 сентября 2014 г. Делу № 3-199/2014 [Электронный ресурс] /. Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс».

11. Решение Московского городского суда от 15 июля 2014 г. Делу № 3-110/2014 [Электронный ресурс] / Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс».

12. Федеральный закон от 5 мая 2014 г. № 97-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам упорядочения обмена информацией с использованием информационно-телекоммуникационных сетей» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2014. № 19 Ст. 2302.

13. Федеральный закон от 2 июля 2013 г. № 187-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты интеллектуальных прав в информационно-телекоммуникационных сетях» // Собрании законодательства Российской Федерации. 2013. № 27. Ст. 3479.

14. Постановление № 758 от 31 июля 2014 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам упорядочения обмена информацией с использованием информационно-телекоммуникационных сетей» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2014. № 32. Ст. 4525.

15. Войниканис Е.А. Право интеллектуальной собственности в цифровую эпоху: парадигма баланса и гибкости. М.: Юриспруденция, 2013. C. 288.

16. Калятин В.О. Право в сфере Интернета. М.: Норма, 2004. С. 193.

17. Баринов Н.А. Услуги: социально-правовой аспект: моногр. Саратов, 2001. С. 17.

18. Полякова Т.А. Методологические подходы к систематизации информационного законодательства в условиях перехода к информационному обществу // Вестник Российской правовой академии. 2007. № 4. С. 85-87.

19. Ситдикова Л.Б. Теоретические и практические проблемы правового регулирования информационных и консультационных услуг в гражданском праве России: моногр. М.: Юрист, 2008. С. 16.

20. Йирка К.А. Компьютерные технологии на службе у правового государства: средства связи и исследования: пер. с англ. Петрозаводск, 2000. 25 с.

Reference list

1. The Charter on Global Information Society // Diplomatic Bulletin. 2000. № 8. P. 51-56.

un

2. Digital Millennium Copyright Act [Electronic resource] - URL: http://www.gpo.gov/fdsys/pkg/PLAW-105publ304/ pdf/PLAW-105publ304.pdf: (date of access: 25.11.2016).

3. Directive 2000/31/EC of the European Parliament and of the Council of 8 June 2000 on certain legal aspects of information society services, in particular electronic commerce, in the Internal Market // Official Journal of the European Communities. 2000. L 178/1 (17.7.2000) [Electronic resource] - URL: http://eur-lex.europa.eu/legal-content/ EN/TXT/HTML/?uri=CELEX:32000L0031&from=EN: (date of access: 25.11.2016).

4. The Decision of the Arbitration Court of the Moscow city dated 18.11.2013, Case № A40-54370/12 [Electronic resource]: URL: http://kad.arbitr.ru/PdfDocument/641b58fa-135f-4cdf-bbb9-02e467909bc3/A40-54370-2012_20121106_Reshenija %20i%20postanovlenija.pdf.: (date date of access: 25.11.2016).

5. The Decision of the Court on intellectual rights from March 16, 2015 Case № A40-118714/2013 [Electronic resource]: URL: http://kad.arbitr.ru/PdfDocument/3d0296a9-9dbb-4ba9-948b-67454e4d1f4b/A40-118714-2013_20150316_Reshenija %20i%20postanovlenija.pdf (date of access: 25.11.2015).

6. About information, information technologies and protection of information: Federal Law: on 27th of July, 2006 № 149-FL // The Code of Laws of the Russian Federation. 2006. № 31 (p. 1). Art. 3448.

7. About the telecommunication: Federal Law: 7th of July, 2003 № 126-FL // The Code of Laws of the Russian Federation. 2003. № 28. Art. 2895.

8. The Decision of the Arbitration Court of Saint Petersburg from 14th of November, 2013 Case № A56-42539/2013 [Electronic resource] - URL: http://kad.arbitr.ru/PdfDocument/e7cc7add-7963-459b-83ac-3c115d37b3d5/A56-42539-2013_20131114_Reshenie.pdf (date of access: 25.11.2016).

9. The Decision of the Court on intellectual rights dated 9th of December, 2015 Case number A40-52455/2015 [Electronic resource] - URL: http://kad.arbitr.ru/PdfDocument/ef8b3f21-fbab-44fa-8004-dc939524408c/A40-1849-2013_20140211_Reshenija%20i%20postanovlenija.pdf (date of access: 25.11.2016).

10. The Decision of the Moscow City Court on 19th of September, 2014 Case № 3-199/2014 [Electronic resource] /. Access from reference legal system "Consultant Plus".

11. The Decision of the Moscow City Court on 15th of July, 2014 Case № 3-110/2014 [Electronic resource] / Access from reference legal system "Consultant Plus".

12. Federal Law dated 5th of May 2014 № 97-FL "On amendments to the Federal Law "On information, information technologies and about information protection" and certain legislative acts of the Russian Federation on streamlining the exchange of information using information and telecommunication networks" // Collected legislation of the Russian Federation. 2014. № 19. Art. 2302.

13. Federal Law of 2nd of July 2013 № 187-FL "On amendments to certain legislative acts of the Russian Federation on protection of intellectual rights in information and telecommunication networks" // Collected legislation of the Russian Federation. 2013. № 27. Art. 3479.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

14. Resolution № 758 from 31st of July 2014 "On amendments to certain acts of the Government of the Russian Federation in connection with adoption of the Federal Law "On amendments to the Federal Law "On information, information technologies and about information protection" and certain legislative acts of the Russian Federation on streamlining the exchange of information using information and telecommunication networks" // Collected legislation of the Russian Federation. 2014. № 32. Art. 4525.

15. Voynikanis E. Intellectual property in the digital age: Paradigm of balance and flexibility. M.: Jurisprudence, 2013. P. 288.

16. Kalyatin V. Law in the sphere of the Internet. M.: Norma, 2004. P.193.

17. BarinovN. Services: Legal and social aspect: Monograph. Saratov, 2001. P. 17.

18. Plyakova T. Methodological approaches to the systematization of information legislation in the context of transition to information society // Bulletin of the Russian Law Academy. 2007. № 4. P. 85-87.

19. Sitdikova T. Theoretical and practical issues of legal regulation of information and advisory services in civil law of Russia: Monograph. M.: Yurist, 2008. P. 16.

20. Jirka K. Computer technology in the service of a legal state: The instruments of communication and research: Translation from English. Petrozavodsk, 2000. 25 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.