УДК 352(47+57) ББК 67.400.7 (2Рос)
ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРИМЕНЕНИЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ СРЕДСТВ ПОЛИЦИЕЙ МОНГОЛИИ
БАТОР ЦЫДЕНДАМБАЕВИЧ ЖАЛСАНОВ,
кандидат юридических наук, доцент кафедры административного права Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя
E-mail: [email protected]
Научная специальность 12.00.14 — административное право, административный процесс Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Аннотация. Практика применения специальных средств показывает несовершенство правового регулирования в данной области, недостаточный контроль над соблюдением законодательства о применении специальных средств, слабое техническое обеспечение применения данных средств полицией.
Ключевые слова: специальные средства; полиция Монголии; законодательство Монголии; огнестрельное оружие; правовые акты.
Annotation. Practice of application of special means shows imperfection of legal regulation in the field, insufficient control over compliance with the law about application of special means, weak technical ensuring application of these means by police.
Keywords: special means; the police of Mongolia; the legislation of Mongolia; firearms; legal acts.
К правовым актам Монголии, регламентирующим деятельность уполномоченных органов по применению специальных мер пресечения, в том числе специальных средств и огнестрельного оружия, можно отнести следующие акты: Административно-процессуальный и Уголовно-процессуальный кодексы Монголии; Законы Монголии «Об административной ответственности», «О полиции», «О предупреждении преступности», «О чрезвычайном положении», «О безопасности дорожного движения», «О проведении митингов и демонстраций», «Об оперативно-разыскной деятельности», «О борьбе с терроризмом», «О борьбе с коррупцией», «О контроле над оборотом взрывчатых веществ» и другие, которые играют важную роль в устранении угроз безопасности обществу и обеспечении прав и законных интересов граждан.
Первая проблема заключается в разнообразии вышеуказанных правовых актов, очерчивающих круг органов исполнительной власти Монголии,
наделенных правом применения специальных мер административного пресечения: 1) сотрудники полиции; 2) военнослужащие внутренних войск (в 2015 г. внутренние войска упразднены); 3) сотрудники системы исполнительного (судебного) производства; 4) сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы; 5) сотрудники органов государственной охраны; 6) сотрудники разведывательных органов; 7) прокуроры; 8) сотрудники военизированной охраны путей сообщения.
Кроме того, применять специальные меры пресечения имеют право: субъекты, указанные в Законах Монголии «О государственной границе», «Об охране природы и окружающей среды», «О таможне», «О суде», «О частной охране».
В названных нормативных правовых актах, как правило, определены основания применения в качестве специальных мер пресечения оружия и специальных средств должностными лицами соответствующих органов и учреждений (ор-
ганизаций). При этом проявляется вторая проблема правового регулирования, выраженная в том что, большинство правовых актов не предусматривает порядок применения специальных средств.
Субъекты законодательной инициативы пошли по наиболее легкому пути и закрепили в правовых актах тождественные основания применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия. Так, в большинстве правовых актов применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия связано с необходимостью:
отражения нападения, непосредственно угрожающего жизни или здоровью должностных лиц, членов их семей или граждан, исполняющих возложенные на них законом обязанности; ф пресечения нарушения общественного порядка;
задержания лиц, подозреваемых в совершении тяжких и особо тяжких преступлений, оказывающих вооруженное сопротивление или отказывающихся выполнить законное требование должностного лица о сдаче оружия; отражения вооруженного или группового нападения на служебные, жилые и иные помещения, принадлежащие должностным лицам; подачи сигнала тревоги и вызова помощи. В настоящее время Закон Монголии от 1 февраля 2014 г. «О службе в полиции» и Закон Монголии от 2 декабря 1993 г. «Об органах полиции» представляют собой основные действующие нормативные источники, в которых наиболее детально закреплены нормы права, посвященные полномочиям сотрудников органов полиции по применению специальных мер административного пресечения.
Так, в соответствии со ст. 28 Закона Монголии «О службе в полиции» сотрудники полиции обеспечиваются дубинкой, электрошокером, перцовым аэрозолем, слезоточивым газом, фонариком, наручниками и радиостанцией. Кроме того, в соответствии со ст. 40 Закона Монголии «Об органах полиции» сотрудники полиции имеют права применять огнестрельное оружие лично или в составе подразделения в следующих случаях:
1) нападения на сотрудника полиции или граждан, когда их жизни или здоровье подвергаются серьезной опасности;
2) вооруженного или группового нападения, а также тайного проникновения в объекты, находящиеся под охраной полиции и внутренних войск;
3) освобождения заложников;
4) пресечения побега из-под стражи: лиц, задержанных по подозрению в совершении тяжкого и особо тяжкого преступления; лиц, осужденных к лишению свободы; лиц, в отношении которых мерой пресечения избрано заключение под стражу;
5) оказания сопротивления и неподчинения законным требованиям о сдаче оружия лицами, вооруженными огнестрельным оружием, средством нервнопаралитического и удушающего действия, а также иным предметом, представляющим опасность для жизни и здоровья людей;
6) вооруженного или группового нападения с целью освобождения лиц, находящихся под конвоированием;
7) возникновения в изоляторе временного содержания, исправительном учреждении массового беспорядка, создающего реальную опасность для жизни и здоровья людей.
Законодательство Монголии классифицирует специальные средства в зависимости от возложенных на субъекты функций по борьбе с преступностью, наведению общественного порядка и охране объектов:
специальные средства группового воздействия;
$ специальные средства индивидуального воздействия;
специальные средства для принудительной остановки транспортных средств; специальные средства для защиты; ф приемы самозащиты без оружия (самбо, карате);
служебные собаки.
При этом проблема заключатся в том, что законодательство, выделяя виды специальных средств, не содержит нормативного определения понятия «специальные средства». Разъясняются лишь дефиниции «специальные средства группового
282
Вестник Московского университета МВД России
№ 10 / 2015
воздействия», «специальные средства индивидуального воздействия» и «специальные средства для принудительной остановки транспортных средств».
С согласно ст. 42 Закона Монголии «Об органах полиции», специальные средства группового воздействия — это средства, предназначенные для одновременного применения к двум и более лицам (средство удушающего, слезоточивого действия, водометы, дымовая завеса).
В свою очередь ст. 43 Закона Монголии «Об органах полиции» к специальным средствам индивидуального воздействия относит средства, предназначенные для применения к одному лицу (наручники, резиновые палки, электрошоковые устройства и т.д.).
Следует отметить, что органы полиции Монголии вправе применять вертолеты, бронетранспортеры, вездеходы, предназначенные для проведения полицейских и военных операций.
Сравнительный анализ норм Закона Монголии «Об органах полиции» с аналогичными нормами законодательства Российской Федерации, в частности Федерального закона «О полиции» показывает, что в перечне специальных средств отсутствуют следующие специальные средства, применение которых предусмотрено законодательством Российской Фе-дерации1: 1) специальные окрашивающие и маркирующие средства; 2) светошоковые устройства;
3) световые и акустические специальные средства;
4) средства сковывания движения; 5) средства защиты охраняемых объектов (территорий), блокирования движения групп граждан, совершающих противоправные действия; 6) средства разрушения преград.
Закон Монголии «Об органах полиции» предусматривает случаи применения специальных средств. Так, учитывая, что воздействие, оказываемое на правонарушителей специальными средствами, более значительно, чем применение физической силы или специальных средств индивидуального воздействия, в ч. 3 ст. 42 установлена норма, позволяющая применять специальные средства группового воздействия.
Однако, как показывает анализ, Закон Монголии «Об органах полиции» не содержит ни нормативного определения, ни дефиниции в отношении таких
специальных средств, как специальные средства защиты, приемы самозащиты без оружия, служебные собаки. Более того, Закон Монголии «Об органах полиции» не предусматривает случаи применения вышеуказанных специальных средств, обуславливая определенные пробелы в законодательстве, тем самым, создавая ощутимые затруднения в применении этих средств. В отличие от законодательства Монголии, в Федеральном законе «О полиции» для каждого вида специальных средств предусмотрены строго ограниченные случаи применения данного вида средств, например в ст. 21. «Применение специальных средств».
Анализируя положения законодательства Монголии, регламентирующего вопросы применения специальных средств можно констатировать, что нормативное определение или дефиниция каждого вида специальных средств, официальное разъяснение норм, регулирующих применение спецсредств, а также законодательное установление строго ограниченных случаев применения указанных средств являются обязательным условием и для создания законодательной базы в сфере применения спецсредств, и для применения норм данного законодательства сотрудниками полиции.
Литература
1. Закон Монголии от 2 декабря 1993 г. «Об органах полиции» // Государственный бюллетень. 1993. № 8.
2. Закон Монголии от 1 февраля 2014 г. «О службе в полиции» // Государственный бюллетень. 2014. № 1.
References
1. Zakon Mongolii ot 2 dekabrya 1993 g. «Ob organakh politsii» // Gosudarstvennyi byulleten'. 1993. № 8.
2. Zakon Mongolii ot 1 fevralya 2014 g. «O sluzhbe v politsii» // Gosudarstvennyi byulleten'. 2014. № 1.
1 Ст. 21 Федерального закона от 1 марта 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции».