УДК 34 DOI 10.24411/2073-0454-2020-10062
ББК 67 © Р.Н. Самойлюк, Д.С. Давидов, 2020
Научная специальность 12.00.01 — теория и история права и государства; история учений о праве и государстве
ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРИМЕНЕНИЯ СОТРУДНИКАМИ ПОЛИЦИИ ФИЗИЧЕСКОЙ СИЛЫ КАК МЕРЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО ПРИНУЖДЕНИЯ
Ростислав Николаевич Самойлюк, преподаватель центра профессиональной подготовки инструкторов по служебной и боевой подготовке, кандидат юридических наук ГУ МВД России по г. Москве (г. Москва, ул. Петровка, д. 38) E-mail: [email protected]
Давид Семенович Давидов, старший преподаватель кафедры теории государства и права, кандидат юридических наук
Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя (117437, Москва, ул. Академика Волгина, д. 12) E-mail: [email protected]
Аннотация. В своей служебной деятельности сотрудники полиции имеют право на применение физической силы, в том числе боевых приемов борьбы, на основании ст. 20 Федерального закона №3-ФЗ «О полиции» от 7 февраля 2011 г. Но их применение сотрудником всегда находится на грани правомерности и иногда оценивается обществом отрицательно. Частое применение указанных мер в современном мире позволяет на достойном уровне противостоять преступности. Следовательно, от решения проблемы правового регулирования применения физической силы зависит характер будущего России.
Ключевые слова: физическая сила, специальные средства, метод убеждения, сотрудник полиции, правовое регулирование, государственное принуждение.
PROBLEMS OF LEGAL REGULATION OF THE USE OF PHYSICAL FORCE BY POLICE OFFICERS AS A MEASURE OF STATE COERCION
Rostislav N. Samoylyuk, Teacher of the Center for Professional Training of Service and Combat Training Instructors,
Candidate of Legal Sciences
GU of MIA of Russia (Moscow, Petrovka str., 38)
E-mail: [email protected]
David S. Davidov, Senior Lecturer of the Department of Theory of State and Law, Candidate of Legal Sciences Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after VYa. Kikot' (117437, Moscow, ul. Akademika Volgina, d. 12) E-mail: [email protected]
Abstract. In their official activities, police officers have the right to use physical force, including combat techniques, on the basis of article 20 of Federal law № 3-FZ «O police» dated 7 февраля 2011. But their use by an employee is always on the verge of legality and is sometimes evaluated negatively by society. Frequent application of these measures in the modern world allows to resist crime at a decent level. Therefore, the nature of the future of Russia depends on the solution of the problem of legal regulation of application.
Keywords: physical force, special means, method of persuasion, police officer, legal regulation, state coercion.
Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Для цитирования: Самойлюк Р.Н., Давидов Д.С. Проблемы правового регулирования применения сотрудниками полиции физической силы как меры государственного принуждения. Вестник Московского университета МВД России. 2020(2):18-21.
В связи с развитием технических коммуникаций в современном мире, вопросу умелого, тактически грамотного и правомерного применения физической силы уделяется особое внимание. Все действия по применению физической силы в отношении правонарушителей, проводимые сотрудником полиции, незамедлительно освещаются средствами массовой информации, а также гражданами в виде любительской съёмки или открытого обсуждения ситуации в сети Интернет. Промахи и ошибки в действиях сотрудника полиции по применению физической силы, становятся основанием для наказания сотрудника. При совершении человеком или группой лиц противоправных действий, сотрудник полиции вправе применять физическое воздействие на любого из них. Но принятые меры должны соответствовать характеру и степени совершаемого деяния.
Правомерное применение физической силы является гарантией личной безопасности сотрудника полиции, а грамотные и тактически построенные алгоритмы действий позволяют избежать характерных ошибок, которые влекут за собой негативные последствия.
Независимо от случая, при котором применяются физическая сила, необходимо стремиться к минимизации наносимого ущерба [1]. Например, в результате применения боевых приёмов борьбы не должен быть нанесён необоснованный вред здоровью задерживаемого.
В этой связи условно применение различных видов боевых приемов борьбы можно разделить на три варианта развития ситуации: в зависимости от степени опасности правонарушения; физических и психологических качеств правонарушителя; количества правонарушителей и других обстоятельств, влияющих на ситуацию.
Рассматривая первый вариант, мы можем говорить о применении приемов задержания и сопровождения, приемлемых для пресечения малозначительных правонарушений. Несмотря на то, что правонарушитель не выполняет законные требования, он не оказывает никакого сопротивления сотруднику полиции. К таким приёмам можно отнести [3, С. 32; 4, С. 126]:
• загибы руки за спину при подходе сзади толчком, а при подходе спереди рывком, нырком и замком;
• скручивание руки вовнутрь или наружу;
• дожим кисти под ручку или рычаг руки через предплечье;
• различные способы сковывания подвижности.
На практике, проблемным аспектом зачастую
является применение сотрудником полиции физической силы для задержания правонарушителя или его сопровождения, это приводит к активному сопротивлению со стороны правонарушителя. В результате чего, возникает необходимость применения более жёстких по своим последствиям боевых приёмов борьбы: нанесение различных ударов руками и (или) ногами, удушающих приемов, бросков, приемов сваливания, а так же сочетание указанных приемов с болевыми приемами.
Боевые приемы борьбы, которые мы условно относим ко второму варианту развития ситуации, несомненно, эффективны и в определенных случаях наиболее востребованы, особенно в экстремальной обстановке при пресечении общественно опасного деяния либо при защите от нападения.
В третьем варианте развития ситуации, мы говорим о комплексном применении боевых приемов борьбы в сочетании их со специальными средствами, огнестрельным оружием, а при их отсутствии подручных средств, приемлемых для пресечения противоправного преступного деяния.
Выбор необходимого и эффективного варианта использования физической силы зависит от конкретной сложившейся ситуации, а так же от степени опасности действий правонарушителя.
Говоря об ограничениях применения физической силы, стоит вести речь о проблеме правового регулирования в том, что законодатель не выделяет категорию лиц, против которых запрещено ее применение. Между тем, использовать такое воздействие в отношении женщин с видимыми признаками беременности, лиц с явными признаками инвалидности и несовершеннолетних целесообразно только в исключительных случаях, когда ненасильственные меры не воздействуют должным образом на указанных лиц и есть угроза жизни и здоровью сотрудника полиции.
Как показывает практика, эффективным является пресечение противоправного деяния, проводимое совместно с напарником, то же можно сказать и о силовом задержании. Но стоит отметить, что при выполнении задержания большим количеством сотрудников, взаимодействие между ними организовать сложнее и данное обстоятельство тоже необходимо учитывать. Здесь акцентируется внимание на специальной подготовке сотрудников полиции в групповом взаимодействии и тактике применения специальных средств при задержании. Тактика применения специальных средств диктуется их тактико-техническими характеристиками.
При выборе специального средства необходимо учитывать следующие основные факторы: уро-
вень вооруженности и физические возможности правонарушителя, характер предпринимаемых им действий, дистанцию между ним и сотрудником полиции, особенности окружающей обстановки, погодные условия и т.д. [5].
В частности, при использовании наручников, летом через каждые два часа, а зимой через час сжатие запястий браслетами необходимо на 3-5 минут ослабить, не снимая их.
Тактика применения газового оружия имеет свои особенности, основывающиеся в основном на технических параметрах изделий. Так, использовать ручные аэрозольные распылители необходимо на расстоянии не более 1,5-3 метров. При этом, если есть ветер, распыление содержимого баллончика нельзя производить против ветра. Для достижения максимального эффекта необходимо произвести направленный выброс вещества непосредственно в лицо правонарушителю.
При применении специальной палки запрещается нанесение комбинированных ударов в одну точку на теле человека, а так же абсолютно исключены удары по голове, шее, ключичной области, животу и половым органам. Следует оговориться, что эти ограничения распространяются лишь на инициативный, наступательный характер применения палки сотрудником полиции, а не на действия в состоянии обороны.
Тактически грамотные действия сотрудника полиции нередко сводят к минимуму напряжённость обстановки, что позволяет исключить необходимость применения вредоносной силы (огнестрельного оружия). Сотрудник должен контролировать ситуацию и уметь использовать методы предшествующие применению силы, например, разъяснительный метод или метод словесного убеждения [6, 7].
Вместе с тем, принятие решения должно отвечать мерам предосторожности, особенно если нарушитель представляет опасность для общества. Все зависит от степени опасности преступления или правонарушения, возможностей и навыков правонарушителя, степени владения сотрудником полиции боевыми приемами борьбы, наличия посторонних лиц на месте происшествия.
Таким образом, тактика применения специальных средств при задержании основывается, в первую очередь, на использовании всех вариантов, исключающих ее применение.
Относительно ситуаций, когда специальные средства применять нет необходимости, а применение физической силы является неизбежным, необходимо знать и применять ряд основных такти-
ческих принципов.
Во-первых, четко знать и использовать в практической деятельности положения нормативно-правовых и законодательных актов, которые определяют условия применения физической силы.
Во-вторых, нужно быть готовым к незапланированному их применению, т.е. сотрудник органов внутренних дел в любое время должен быть способен вступить в противоборство с правонарушителем, соблюдая требования норм закона.
В-третьих, применение физической силы по возможности должно быть внезапным, чтобы застигнуть правонарушителя врасплох и ввести в паническое состояние, тем самым дезорганизовать его действия, лишить возможности контролировать ситуацию.
В-четвёртых, сотрудник полиции должен обладать высокой манёвренностью, т.е. использовать выгодные условия обстановки с целью поставить себя в более выгодное положение по отношению к правонарушителю и применить физическую силу с причинением ему наименьшего вреда.
Таким образом, применение физической силы сотрудниками полиции связано не только со строгим соблюдением ими специальных норм, устанавливающих основания их применения, но также с соблюдением организационных и тактических основ и с тактическими принципами достижения успеха в ситуациях.
Литература
1. О полиции: Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. №-3 ФЗ // Российская газета 2011. № 25.
2. Приказ МВД России от 1 июля 2017 г. № 450 «Об утверждении Наставления по организации физической подготовки в органах внутренних дел Российской Федерации».
3. Волков А.Н. Воспитание средствами спорта морально-волевых качеств спортсменов. Актуальные проблемы учебно-воспитательного процесса по дисциплине Физическая подготовка в высшем образовательном учреждении МВД России: Материалы II научно-практической конференции / Под ред. А.Н. Волкова. Н. Новгород: Нижегородская академия МВД России, 2014. 348 с.
4. Волков А.Н. Физическая подготовка: Альбом схем / А.Н. Волков, С.В. Кузнецов, М.Г. Данилов. Н. Новгород: Нижегородская академия МВД России, 2009. 56 с.
5. Макаров В.М., Журавлев А.А. Самозащита
и боевые приемы борьбы в деятельности сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации // Полицейская и следственная деятельность. 2015. № 3. 406 с.
6. Самойлюк Р.Н. Определяющие факторы эффективности методов осуществления государственной власти / Р.Н. Самойлюк // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. 2014. № 4 (24).
7. Макарейко Н.В. Детерминация государственного принуждения в России // Юридический мир. 2010. № 11.
8. Самойлюк Р.Н. Методы осуществления государственной власти в Российской Федерации: Монография. Нижний Новгород: Нижегородская правовая академия, 2015.
9. Самойлюк Р.Н., Давидов Д.С. К вопросу эффективности реализации методов государственной власти в Российской Федерации // Вестник Московского университета МВД России. 2019. № 4. С. 26-28.
References
1. About police: Federal law of February 7, 2011 №-3 FZ // Rossiyskaya Gazeta 2011. № 25.
2. The order of the Ministry of internal Affairs of Russia of July 1, 2017 № 450 «about the statement of the Manual on the organization of physical training in law-enforcement bodies of the Russian Federation».
3. Volkov A.N. Education by means of sports of moral and strong-willed qualities of athletes.
Actual problems of educational process on discipline Physical training in higher educational institution of the Ministry of internal Affairs of Russia: Materials of the II scientific-practical conference / ed. A.N. Volkov- N.Novgorod: Nizhny Novgorod Academy of the Ministry of internal Affairs of Russia, 2014. 348 p.
4. Volkov A.N. Physical training: Album of schemes / A. N. Volkov, S. V. Kuznetsov, M. G. Danilov. N. Novgorod: Nizhny Novgorod Academy of the Russian interior Ministry, 2009. 56 p.
5. Makarov V.M., Zhuravlev A.A. self-Defense and fighting methods of struggle in the activities of employees of the internal Affairs bodies of the Russian Federation // Police and investigative activities. 2015. № 3. 406 p.
6. Samoyluk R.N. The determinants of the effectiveness of the methods of exercising state authority / R.N. Samoyluk // Legal science and practice: Bulletin of Nizhny Novgorod Academy of the MIA of Russia. 2014. № 4 (24).
7. Makaraka N.B. Determination of state coercion in Russia // Legal world. 2010. № 11.
8. Samoylyuk R.N. Methods of exercising state power in the Russian Federation: Monograph. Nizhny Novgorod: Nizhny Novgorod law Academy, 2015.
9. Samoylyuk R.N., Davidov D.S. to the question of efficiency of realization of methods of the state power in the Russian Federation // Bulletin of the Moscow University of the Ministry of internal Affairs of Russia. 2019. №. 4. P. 26-28.