ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК 342 ББК 67
DOI 10.24411/2414-3995-2019-10053 © Д.С. Давидов, А.И. Свиридов, 2019
Научная специальность 12.00.01 — теория и история права и государства; история учений о праве и государстве
КОЛЛИЗИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В СФЕРЕ ПРИМЕНЕНИЯ СОТРУДНИКАМИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ ФИЗИЧЕСКОЙ СИЛЫ
Давид Семенович Давидов,
старший преподаватель кафедры теории государства и права,
кандидат юридических наук
Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя (117437, Москва, ул. Академика Волгина, д. 12)
E-mail: [email protected]; Алексей Игоревич Свиридов, старший преподаватель кафедры физической подготовки Нижегородская академия МВД России (603950, Нижний Новгород, Анкудиновское шоссе, д. 3)
Аннотация. Рассматриваются вопросы правового применения сотрудниками органов внутренних дел физической силы. Проводится сравнительно-правовой анализ положений Федерального закона «О полиции» и уголовного законодательства на предмет выявления коллизий в праве в сфере применения физической силы.
Ключевые слова: коллизии, физическая сила, сотрудник органов внутренних дел, законодательство, условия правомерности.
CONFLICTS OF LAWS IN THE SPHERE OF APPLICATION OF PHYSICAL FORCE BY THE EMPLOYEES OF INTERNAL AFFAIRS BODIES
David S. Davidov,
Senior Lecturer at the Department of Theory of State and Law,
Candidate of Law
Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V.Ya. Kikot' (117437, Moscow, ul. Akademika Volgina, d. 12);
Aleksey I. Sviridov, Senior Lecturer at the Department of Physical Training Nizhny Novgorod Academy of the Ministry of Internal Affairs of Russia (603950, Nizhny Novgorod, Ankudinovskoye sh., d. 3)
Abstract. The article deals with the legal use of members of the Interior of physical force. It conducted a comparative legal analysis of the provisions of the Federal Law «On Police» and criminal law in order to identify conflicts in law in the application of physical force. Keywords: conflict, physical strength, an employee of the Interior, law, legality conditions.
Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Для цитирования: Давидов Д.С., Свиридов А.И. Коллизии законодательства в сфере применения сотрудниками органов внутренних дел физической силы. Вестник экономической безопасности. 2019;(2):14-6.
Законодательство на современном этапе находится в стадии интенсивного реформирования, которое вызвано сменой приоритетов государственно-правового развития страны. Одним из таких приоритетов является обеспечение качества и полноты правового регулирования общественных отношений. В связи с этими причинами активно изменяется содержание нормативно-правовых актов, их соотношение с другими источниками права и формами. В сфере законодательства появляются различные дефекты, несогласованности и противоречия.
Сегодня, в связи с развитием общества, принятием новых нормативно-правовых актов и увеличением сферы правового регулирования, весьма распространенной является проблема появления юридических
коллизий, которая тесным образом взаимозависима от эффективности применения российского законодательства, так как согласованность нормативно-правовых актов, непротиворечивость являются одними из главных обстоятельств их эффективности и инструментом ликвидации пробелов, а так же способствует устранению коллизий и иных недочетов в уже существующих нормативных правовых актах [3, с. 9—12]. Сама конструкция права, будучи непротиворечивой и внутренне согласованной структурой, является объективно необходимым средством его успешного функционирования и существования. Коллизии в законодательстве могут привести к нарушению системного построения правового регулирования и приведут к снижению его эффективности.
14
Вестник экономической безопасности
№ 2/2019
«йуВ*
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
Коллизия является технико-юридическим дефектом; это логико-языковое нарушение, деформация в выражении и построении норм права в системе законодательства, которая характеризуется отсутствием последовательного, точного нормативного установления [1, с. 24]. Если вести речь о сфере отношений, которые определяются одной нормой и запрещаются другой, система обстоятельств, связывающая прекращение соответствующих отношений или действий, подлежит трактовке более узко или широко в другой норме, то необходимо обратить внимание в данном случае на коллизии в законодательстве, в частности в сфере применения сотрудниками полиции физической силы.
В соответствии со ст. 18 Федерального закона № 3 от 7 февраля 2011 г. «О полиции» (далее ФЗ «О полиции») сотрудник полиции имеет право на применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия [13].
Также необходимо сказать, что одну из главных ролей в системе законодательных актов, отводят правовой основе применения сотрудниками полиции физической силы в уголовном законодательстве. Возникающие проблемы в процессе применения законодательства в сфере уголовно-правового использования необходимой обороны и задержания могут привести к тому, что сотрудники полиции в большинстве случаев начинают воздерживаться от применения физической силы с целью защиты интересов государства, общества и граждан, так как у сотрудников полиции довольно обоснованно, присутствует страх наступления неблагоприятных для них последствий.
В соответствии с ч. 3 ст. 19 ФЗ «О полиции», в случае применения физической силы сотрудник полиции должен стремиться к минимизации ущерба, действовать, учитывая оказываемое ему сопротивление, а также степень и характер общественной опасности. Но не смотря на это обстоятельство, если посмотреть нормы уголовного законодательства, то в них не найти указания на необходимость «минимизации» причиняемого вреда посягающему лицу в состоянии необходимой обороны, а также не определены границы причиняемого ущерба [9, с. 74—76].
Сопоставляя условия правомерности уголовно-правового задержания и необходимой обороны, определенных ст. 37 и 38 Уголовного кодекса РФ и
гл. 5 ФЗ «О полиции», можно прийти к выводу о том, что на сегодняшний день простые граждане наделены большим количеством прав на защиту своих интересов, в отличие от сотрудников полиции [2].
Анализируя вышесказанное необходимо отметить что, при применении необходимой обороны во время выполнения служебных обязанностей, сотрудники полиции будут первостепенно ориентированы на положения ФЗ «О полиции», хотя положения уголовного законодательства определяется равным по юридической силе на реализацию положений о необходимой обороне, вне зависимости от профессиональной подготовки или служебного положения.
Присутствие противоречий в правовом регулирование по вопросам связанным с уголовно — правовым задержанием и применением сотрудниками полиции необходимой обороны, говорит о наличии между нормами ст. 37 и 38 Уголовного кодекса РФ и гл. 5 ФЗ «О полиции» межотраслевых коллизий.
Изучая исследуемую правовую коллизию можно прийти к выводу о том, что порядок применения физической силы будет являться специальной правовой нормой по отношению к институту обстоятельств, которые исключают преступность деяния, закрепленных в уголовном законодательстве. В этом случае появляется коллизия между специальной и общей нормой, разрешением которой будет являться применение специальной нормы законодательства [12].
Специальная норма законодательства призвана детализировать общее законодательство, находится с ним в единстве, но никак не противоречит общим нормам. В нашем примере специальная норма гл. 5 ФЗ «О полиции», детализирует и развивает порядок применения необходимой обороны и уголовно — правового задержания для сотрудников полиции, а также содержит дополнительные требования в отношении условий правомерности этих обстоятельств, что, несомненно, сужает пределы правомерности в действиях сотрудников полиции, и противоречит положениям, содержащимся в ст. 37 и 38 Уголовного кодекса РФ.
В заключение необходимо отметить, что нормы, регламентирующие порядок и основания применения сотрудниками полиции физической силы, направлены на конкретизацию пределов необходимой обороны и уголовно-правового задержания относительно конкретных правовых ситуаций.
№ 2 / 2019
Вестник экономической безопасности
15
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
В случае определения пределов правомерности причинения вреда здоровью, в результате применения физической силы в деятельности сотрудников полиции приоритет отдается, как правило, уголовному законодательству о необходимой обороне и уголовно-правовому задержанию, но учитывая положения ФЗ «О полиции».
Проанализировав положения уголовного законодательства необходимо отметить, что сотрудник полиции пользуется равными правами по отношению к остальным гражданам, и его право на необходимую оборону не может ущемляться и ограничиваться. При применении презумпции невиновности в оценке правомерности действий сотрудников полиции, стоит сказать, что, оценивая действия сотрудников полиции, нужно исходить из положений тех норм законодательства, которые являются наиболее подходящими для них. В нашем примере норма уголовного законодательства должна иметь приоритет, в независимости от того, что норма Федерального закона «О полиции» являются специальной по отношению к Уголовному кодексу и по всем правилам разрешения коллизий должна применяться именно она. Учитывая сказанное, специальные нормы ФЗ «О полиции» обязаны рассматривать в совокупности с нормами уголовного законодательства, но не находится выше их в практике правоприменения.
Литература
1. Бурукей А.В. Проблемы понятия юридических коллизий // Современное право. Новый индекс: Москва. № 8. 2012.
2. Волков К.А. Деятельность полиции по противодействию преступности: коллизионные проблемы правового регулирования необходимой обороны и уголовно-правового задержания // Уголовное право. 2016. № 11.
3. Гарашко А.Ю., Давидов Д.С. Источники права как нормативно-правовое основание образа государственной власти // Вестник московского университета МВД России. 2016. № 8.
4. Колесник И.В. Проблемы формирования и реализации концепции правоприменительной технологии в современной России: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ. Ростов н/Д, 2007.
5. Колесник В.В. Юридическая конструкция досудебного соглашения о сотрудничестве с обвиняемым в современном Российском уголовном процессе // Юридическая техника. 2013. № 7-2.
6. Макарейко Н.В. Детерминация государственного принуждения в России // Юридический мир. 2010. № 11.
7. Ремизов П.В. Проблемы правового регулирования мер административного принуждения, применяемых сотрудниками полиции / П.В. Ремизов // Полиция в механизме государства: история и современность: сборник статей по материалам Международной научно-практической конференции (г. Н.Новгород, 24—25 мая 2017 года) / под общ. ред. В.А. Толстика. Н.Новгород: Нижегородская академия МВД России, 2017.
8. Самойлюк Р.Н. Методы осуществления государственной власти в Российской Федерации: Монография. Н.Новгород: Нижегородская правовая академия, 2015.
9. Самойлюк Р.Н. Определяющие факторы эффективности методов осуществления государственной власти / Р.Н. Самойлюк // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. 2014. № 4 (24).
10. Самойлюк Р.Н., Соборнов А.В. Сравнительная характеристика закона РФ от 18.04.1991 № 026-1 (ред. от 27.07.2010) «О милиции» и Федерального закона от 07.02.2011 № З-ФЗ (ред. от 07.03.2018) «О полиции» в аспекте права на применение и порядка применения физической силы / Актуальные вопросы взаимодействия образовательных организаций и практических подразделений правоохранительных органов России в ходе профессионального обучения // Сборник материалов международной научно-практической конференции. 2018.
11. Степанюк В.И. Проблемы применения сотрудниками органов внутренних дел специальных мер пресечения // Актуальные проблемы российского права. 2014. № 4.
12. О полиции: федеральный закон Российской Федерации от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2011. № 7. Ст. 900.
13. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1996. № 25. Ст. 2954.
16
Вестник экономической безопасности
№ 2/2019