УДК 343.3
Пределы правомерности применения сотрудниками полиции физической силы, специальных средств и (или) огнестрельного оружия
Щетинина Наталья Валерьевна, заместитель начальника кафедры уголовного права Уральского юридического института МВД России, кандидат юридических наук, доцент
e-mail: [email protected]
Пашнин Александр Николаевич, начальник кафедры уголовного права Уральского юридического института МВД России, кандидат юридических наук, доцент
e-mail: [email protected]
В статье анализируются вопросы уголовно-правовой квалификации неправомерного применения сотрудниками полиции физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия. Исследуются вопросы межотраслевой и уголовно-правовой конкуренции.
Ключевые слова: сотрудник полиции; уголовная ответственность; применение физической силы; специальные средства; огнестрельное оружие; превышение полномочий.
The limits of the legality of the use by the police of physical force, special means and (or) firearms
Schetinina Natalya Valeryevna, Deputy Head of the Department of Criminal Law of the Ural Law Institute of the Ministry of the Interior Affairs of the Russian Federation, Gandidate of juridical sciences, Аssociate рrofessor
Pashnin Alexandr Nikolaevich,
Head of the Department of Criminal Law
of the Ural Law Institute of the Ministry of the
Interior Affairs of the Russian Federation,
Gandidate of juridical sciences, Associate рrofessor
In article analyses the criminal offence of unauthorized use of employees of physical force, special means and firearms. Examines the issues of cross-sectoral and criminal law competition.
Key words: police officer; criminal responsibility; the use of physical force; special means; firearms; abuse of power.
В соответствии с ч. 3 ст. 28 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ «О полиции»1 сотрудник полиции независимо от замещаемой должности, места нахождения и времени суток при выполнении служебных обязанностей имеет право применять физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие. Данное право является эффективным средством, обеспечивающим выполнение задач, возложенных на систему правоохранительных органов. Однако не-
1 Федеральный закона от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ «О полиции» (далее - Закон «О полиции») [Электронный ресурс]. http:/www.consultant.ru.
обходимо учитывать, что реализация данного права предполагает исключительный характер ситуации, поскольку сопряжена с причинением вреда конституционным правам граждан на свободу, телесную неприкосновенность (ст. 22 Конституции Российской Федерации), здоровье (ст. 41 Конституции РФ), жизнь (ст. 20 Конституции), а также ряд иных конституционных прав.
Учитывая важность указанных социальных ценностей, право на применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия сотрудниками полиции является объектом максимально
детализированного нормативно-правового регулирования. Одним из элементов указанной системы выступают уголовно-правовые нормы, обеспечивающие право сотрудников на правомерное применение физической силы, оружия и специальных средств и в то же время защищающие интересы граждан от незаконных действий правоохранителей.
Действующая редакция гл. 8 Уголовного кодекса Российской Федерации «Обстоятельства, исключающие преступность деяния» дополняет нормы Закона «О полиции» в части определения пределов правомерного причинения вреда при применении физической силы, оружия и специальных средств. Поэтому применение данных мер воздействия должно осуществляться на основе четкой правовой регламентации и в строгом соответствии с законом. Несоблюдение сотрудниками полиции соответствующих нормативных правовых предписаний в ряде случаев может повлечь уголовную ответственность.
Как свидетельствует судебная практика, в преимущественном большинстве случаев применению подлежит ч. 3 ст. 286 УК РФ, предусматривающая ответственность за превышение должностных полномочий, совершенное:
- с применением насилия или с угрозой его применения (п. «а»);
- применением оружия или специальных средств (п. «б»);
- причинением тяжких последствий (п. «в»).
В соответствии с диспозицией ст. 286 УК РФ под превышением должностных полномочий понимается совершение должностным лицом действий, явно выходящих за пределы его полномочий и повлекших существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства.
Пленум Верховного Суда РФ от 16 октября 2009 г. № 19 «О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий»1 к случаям превышения лицом своих должностных полномочий в том числе относит совершение им при исполнении служебных обязанностей действий, которые:
- могут быть совершены только при наличии особых обстоятельств, указанных в законе или подзаконном акте (например, применение физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия, где отсутствовали правовые основания для этого);
- никто и ни при каких обстоятельствах не вправе совершать (например, нанесение побоев или причинение вреда здоровью задержанному лицу). Данная форма превышения может составлять самостоятельную форму только при условии, что оно допущено в момент наличия властных отношений между сотрудником полиции и потерпевшим.
1 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 16 октября 2009 г. № 19 «О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий» [Электронный ресурс]. URL: http:/ www.consultant.ru.
При решении вопроса о том, совершило ли должностное лицо действия, которые явно выходят за пределы его полномочий, необходимо в первую очередь определить эти пределы, т. е. установить объем предоставленных лицу прав и обязанностей, которые закрепляются в различных нормативных правовых и иных актах. В пункте 22 вышеуказанного постановления Пленума Верховного Суда РФ по этому поводу отмечается, что при рассмотрении уголовного дела о превышении лицом должностных полномочий необходимо выяснять, какими нормативными правовыми актами, а также иными документами установлены права и обязанности этого должностного лица с приведением их в приговоре и указывать, превышение каких из этих прав и обязанностей вменяется ему в вину, со ссылкой на конкретные нормы (статью, часть, пункт).
Кроме того, применительно к п. «б» ч. 3 ст. 286 УК РФ Пленум Верховного Суда РФ указывает, что, отграничивая превышение должностных полномочий, совершенное с применением оружия, специальных средств, от правомерных действий должностных лиц, следует учитывать, что основания, условия и пределы применения специальных средств и огнестрельного оружия определены в соответствующих нормативных правовых актах Российской Федерации (например, в Законе «О полиции»).
Превышение должностных полномочий имеет место только в том случае, когда совершаемые лицом неправомерные действия связаны с осуществлением им своей служебной деятельности, когда в отношениях с потерпевшими лицами сотрудник полиции выступает именно как должностное (официальное) лицо. В иных случаях он может нести ответственность по другим статьям УК РФ, но не за должностное преступление. Так, например, сотрудник полиции, незаконно применивший вверенные ему специальные средства или огнестрельное оружие в конфликте, который возник на почве личных неприязненных отношений вне какой-либо связи с возложенными на него служебными обязанностями, несет уголовную ответственность на общих основаниях в зависимости от причиненного вреда - по ст. 115 УК РФ «Умышленное причинение легкого вреда здоровью», ст. 112 УК РФ «Умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью», ст. 111 УК РФ «Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью», ст. 105 УК РФ «Убийство».
Следует отметить, что не во всех случаях неправомерного применения сотрудниками полиции физической силы и (или) специальных средств подлежит применению ст. 286 УК РФ. Если превышение должностным лицом своих полномочий было выражено в принуждении к даче показаний со стороны следователя или лица, производящего дознание, а равно другого лица с ведома или молчаливого согласия следователя или лица, производящего дознание, соединенного с применением насилия, издевательств или пытки, вменяется норма об ответственности за принуждение к даче показаний (ст. 302 УК РФ).
В то же время ст. 286 УК РФ в ряде случаев является специальной нормой по отношению к нормам, име-
ющим общий характер. К примеру, Президиум Верховного Суда РФ исключил из приговора указание на осуждение лица по п. «г», «ж» ч. 2 ст. 127 УК РФ, поскольку ответственность за незаконное лишение человека свободы, совершенное должностным лицом, установлена п. «а», «б» ч. 3 ст. 286 УК РФ и дополнительной квалификации по ст. 127 УК РФ не требуется.
Отдельное внимание следует уделить вопросам уголовно-правовой оценки применения сотрудником полиции физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия в состоянии необходимой обороны, то есть при защите своих интересов или интересов других лиц от общественно опасных посягательств, а также при задержании лица, совершившего преступление.
Согласно п. 28 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 сентября 2012 г. № 19 «О применении судами законодательства о необходимой обороне и причинении вреда при задержании лица, совершившего преступление» на сотрудников правоохранительных органов и военнослужащих, которые в связи с исполнением своих служебных обязанностей могут принимать участие в пресечении общественно опасных посягательств или в задержании лица, совершившего преступление, распространяются положения ст. 37 и 38 УК РФ, предусматривающие условия правомерности причинения вреда в состоянии необходимой обороны
и при задержании лица, совершившего преступление. Причем следует акцентировать внимание на том, что правила вышеуказанный статьи УК РФ применяются и в том случае, если сотрудник полиции действует в нарушение требований иных нормативных правовых актов, например ст. 22 или 23 Закона «О полиции», предусматривающих запреты и ограничения, связанные с применением специальных средств и огнестрельного оружия.
При этом, если в результате превышения пределов необходимой обороны или мер, необходимых для задержания лица, совершившего преступление, указанные лица совершат убийство или умышленное причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью, содеянное ими при наличии соответствующих признаков, подлежит квалификации по ст. 108 или 114 УК РФ.
Не влечет уголовную ответственность умышленное причинение посягавшему лицу средней тяжести или легкого вреда здоровью либо нанесение побоев, а также причинение любого вреда по неосторожности, если это явилось следствием действий оборонявшегося лица при отражении общественно опасного посягательства.
Обобщая изложенное, последствия применения сотрудниками полиции физической силы, специальных средств и (или) огнестрельного оружия схематично можно представить в виде следующей схемы.
Применение сотрудником полиции физической силы,
специальных средств и (ii. iii) огнестрельного оружия
V V
1 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27 сентября 2012 г. № 19 «О применении судами законодательства о необходимой обороне и причинении вреда при задержании лица, совершившего преступление». [Электронный ресурс]. URL: http:/ www.consultant.ru.
Список литературы
1. Федеральный закона от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ «О полиции» [Электронный ресурс]. - URL: http:/www. consultant.ru.
2. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 16 октября 2009 г. № 19 «О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий» [Электронный ресурс]. - URL: http:/www.consultant.ru.
3. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27 сентября 2012 г. № 19 «О применении судами законодательства о необходимой обороне и причинении вреда при задержании лица, совершившего преступление» [Электронный ресурс]. - URL: http:/www. consultant.ru.