Научная статья на тему 'Проблемы правового регулирования деятельности службы аварийных комиссаров на месте дорожно-транспортного происшествия'

Проблемы правового регулирования деятельности службы аварийных комиссаров на месте дорожно-транспортного происшествия Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
429
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАХОВАНИЕ / АВАРИЙНЫЕ КОМИССАРЫ / ТРАНСПОРТНЫЕ СРЕДСТВА / АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / НЕЗНАЧИТЕЛЬНЫЕ ПРОИСШЕСТВИЯ / INSURANCE / EMERGENCY COMMISSIONERS / VEHICLES / ADMINISTRATIVE RESPONSIBILITY / MINOR MISHAPS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Самойлюк Ростислав Николаевич, Руденок Ксения Вячеславовна

В статье рассматривается вопрос актуальности организации деятельности службы аварийных комиссаров, создания нормативно-правовой базы, регулирующей процесс осуществления их деятельности на местах ДТП, а также наделения аварийных комиссаров необходимыми полномочиями по оформлению необходимых документов, касающихся малозначительных ДТП.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Самойлюк Ростислав Николаевич, Руденок Ксения Вячеславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article considers relevance of the service organization of emergency commissioners, creating a legal and regulatory base governing the implementation of their activities on a road accident place, as well as the granting of emergency commissioners the authority to registration of necessary documents relating to minor road accident.

Текст научной работы на тему «Проблемы правового регулирования деятельности службы аварийных комиссаров на месте дорожно-транспортного происшествия»

УДК 342.9

Самойлюк Ростислав Николаевич Rostislav N. Samoilyuk

кандидат юридических наук, старший преподаватель кафедры административной деятельности органов внутренних дел

Нижегородская академия МВД России (603950, Нижний Новгород, Анкудиновское шоссе, 3)

candidate of sciences (law), senior teacher of department to administrative activity of organs of internal affairs

Nizhny Novgorod academy of the Ministry of internal affairs of Russia (3 Ankudinovskoye shosse, Nizhny Novgorod, Russia, 603950)

E-mail: roman777177@yandex.ru

Руденок Ксения Вячеславовна Kseniya V. Rudenok

заведующий кабинетом кафедры административного права и процесса

Нижегородская академия МВД России (603950, Нижний Новгород, Анкудиновское шоссе, 3)

^ief of cabinet of department of administrative law and procedure

Nizhny Novgorod academy of the Ministry of internal affairs of Russia (3 Ankudinovskoye shosse, Nizhny Novgorod, Russia, 603950)

E-mail: xeniar1411@gmail.com

Проблемы правового регулирования деятельности службы аварийных комиссаров на месте дорожно-транспортного происшествия

Problems of legal regulation of activity of service of emergency commissioners in place a road accident

В статье рассматривается вопрос актуальности The article considers relevance of the service orga-

организации деятельности службы аварийных комис- nization of emergency commissioners, creating a legal

саров, создания нормативно-правовой базы, регули- and regulatory base governing the implementation of

рующей процесс осуществления их деятельности на their activities on a road accident place, as well as the

местах ДТП, а также наделения аварийных комисса- granting of emergency commissioners the authority to

ров необходимыми полномочиями по оформлению registration of necessary documents relating to minor

необходимых документов, касающихся малозначи- road accident. тельных ДТП.

Ключевые слова: страхование, аварийные ко- Keywords: insurance, emergency commissioners,

миссары, транспортные средства, административная vehicles, administrative responsibility, minor mishaps. ответственность, незначительные происшествия.

Необходимость обязательного страхования наносящих колоссальный материальный и мо-

гражданской ответственности для лиц, владе- ральный ущерб как обществу в целом, так и от-

ющих транспортными средствами, обусловила дельным гражданам [1].

возникновение специфических субъектов до- В ходе многочисленных сокращений среди рожно-транспортных отношений — аварийных сотрудников ГИБДД, произведенных в рамках

комиссаров, которые защищают интересы стра- реформирования системы МВД, явно просле-

ховых компаний при возникновении дорожно- живается нехватка личного состава в подраз-

транспортных происшествий (далее — ДТП), делениях ДПС ГИБДД, к обязанностям которых

© Самойлюк Р.Н., Руденок К.В., 2017

относится, в частности, выезд на место дорожно-транспортного происшествия и оформление соответствующих документов. Зачастую период ожидания водителями сотрудников ДПС составляет несколько часов. Между тем приоритет отдается в первую очередь сложным ДТП, например: в которых есть пострадавшие; в центре города, где есть оживленное движение и возникает большая вероятность затора; участникам ДТП на федеральных трассах, где большой поток автотранспорта и т. д. Участникам же менее серьезных «столкновений» транспортных средств приходится долго ждать своей очереди.

Существует Федеральный закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» [2]. Этот нормативный правовой акт законодательно закрепил новую возможность получения денежных выплат в рамках компенсации за повреждение транспортного средства при ДТП. Однако в связи с этим имеется ряд нюансов, которые нам представляются возможным разобрать, а именно:

1) обязательно установление лица, по вине которого произошло ДТП;

2) лицо, виновное в ДТП, должно быть согласно с тем, что оно нарушило Правила дорожного движения;

3) должно быть документальное оформление факта самого ДТП;

4) в случае оформления документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции размер страховой выплаты, причитающейся потерпевшему в счет возмещения вреда, причиненного его транспортному средству, не может превышать 50 тыс. рублей [2].

Если четыре этих условия согласованы между участниками ДТП, водители транспортных средств могут покинуть место происшествия, не затрудняя далее дорожное движение на данном участке дороги. В случае образования затора движения транспортных средств и невыполнения водителем обязанностей, предусмотренных Правилами дорожного движения, в связи с дорожно-транспортным происшествием, участником которого он является, предусмотрена административная ответственность по части 1 статьи 12.27 КоАП РФ [3].

Исследование данных правоотношений является достаточно актуальным в связи с тем, что образование затора, появившегося на дороге из-за небольшого ДТП, может повлечь за собой куда более тяжкие последствия, чем повреждения, полученные автомобилями, попав-

шими в ДТП. Так, не исключено возникновение новых дорожных происшествий и нарушений Правил дорожного движения, помимо этого, становится невозможным или весьма затруднительным движение автомобилей экстренных служб (скорой медицинской помощи, пожарной службы, полиции).

В качестве решения данной проблемы Правила дорожного движения закрепили возможность для водителей в ряде случаев (связанных, как правило, с малозначительными ДТП) по взаимному согласованию составить «Евро-протокол», не вызывая на место происшествия сотрудников полиции. Однако водители транспортных средств столкнулись с рядом проблем, связанных с невозможностью или неумением правильно заполнять все необходимые документы на месте дорожно-транспортного происшествия. Это, в свою очередь, приводило к тому, что неправильно заполненные документы не принимались страховыми компаниями и владельцам пострадавших транспортных средств отказывали в положенных выплатах. Сложившаяся ситуация обусловила появление службы аварийных комиссаров, оказывающей содействие водителям при оформлении ДТП без сотрудников ГИБДД и к настоящему моменту существующей во всех городах нашей страны.

Сейчас большинство владельцев транспортных средств знают, что сотрудники службы аварийных комиссаров — это лица, владеющие необходимыми навыками по составлению документов, касающихся ДТП. Необходимо отметить тот факт, что большинство работников службы аварийных комиссаров ранее сами являлись действующими сотрудниками полиции и проходили службу в подразделениях ГИБДД. Однако в полной мере полномочия этих лиц не имеют соответствующего законодательного закрепления.

Итак, слово «комиссар» (от лат. оотт'^эа-г1ив — уполномоченный) определяется в одном из толковых словарей как должностное лицо, наделенное определенными полномочиями [4]. Однако «аварийный комиссар» по своей сути не является должностным лицом, поскольку представляет коммерческую организацию.

Автомобили службы аварийных комиссаров, как правило, находятся в местах наиболее частого возникновения ДТП (например, крупных транспортных развязок) с целью незамедлительного реагирования. В случае возникновения аварии комиссары осматривают поврежденный автомобиль, выясняют причины происшествия, характер и размер ущерба, причиненного авто-

мобилям. Такие действия оформляются документом, который называется «аварийный сертификат» [5].

Необходимо отметить, что данная служба активно взаимодействует со страховыми компаниями, действуя в большей степени в их интересах. Аварийные комиссары не вправе определять виновника ДТП, поэтому если между водителями имеется спор по данному вопросу, они, как правило, вызывают сотрудников ГИБДД. Следует пояснить, что зачастую подобный спор происходит и после прибытия на место происшествия сотрудников ГИБДД, а далее переходит в зал суда.

Может возникнуть вопрос: а имеет ли вообще аварийный комиссар властные полномочия? Ведь если на место аварии прибыли сотрудники ГИБДД, водитель вынужден во всех случаях действовать в соответствии с их указаниями. Аварийный комиссар, как мы уже пояснили, является представителем коммерческой организации, а следовательно, никаких указаний водителям он давать не имеет права. Полномочия по установлению лица, виновного в совершении ДТП, принадлежат сотрудникам ГИБДД.

Ряд исследователей, которые изучают сферу безопасности дорожного движения, полагают, что сотрудники ГИБДД не должны тратить служебное время на выезды в связи с незначительными происшествиями, поскольку существует нехватка личного состава подразделений ГИБДД [6]. В связи с периодическими сокращениями имеет смысл передать некоторые полномочия сотрудников ДПС, связанные с оформление ДТП, аварийным комиссарам, способным установить фактические обстоятельства произошедшего ДТП.

Так, в Законе от 27 ноября 1992 года № 4015-1 «Об организации страхового дела» [7] аварийные комиссары в качестве субъектов страхования не указаны. Между тем страховые компании принимают документы, составленные этой службой. О компетенции аварийных комиссаров не говорится ничего и в нормативных правовых актах, посвященных безопасности дорожного движения.

Однако значимость службы аварийных комиссаров является неоспоримой. Так, на территории Нижнего Новгорода, например, осуществляют свою деятельность двадцать две службы аварийных комиссаров [8], такие как: ООО «ВЭК», ООО «Служба аварийных комиссаров Нижегородской области» [9], «Российское автомобильное товарищество». Последняя организация около 9 лет работает на всей терри-

тории России, являясь одним из самых крупных организаций по оказанию помощи автомобилистам на дорогах. «РАТ» имеет в своем распоряжении порядка 300 штатных сотрудников, около 250 специально оборудованных автомобилей и 800 эвакуаторов [10].

На наш взгляд, чтобы аварийный комиссар обладал необходимыми знаниями в своей сфере деятельности, ему необходимо пройти необходимую подготовку, далее выдержать квалификационные испытания на предмет знания Правил дорожного движения, а также показать умения и навыки составления документов, касающихся ДТП. Только в этом случае аварийный комиссар сможет полноценно осуществлять свою деятельность.

Необходимо отметить, что обязательно должна существовать нормативно-правовая база, регулирующая процесс осуществления деятельности аварийных комиссаров, которая будет подконтрольна ГИБДД, а также необходимо получать разрешение на осуществление данного рода деятельности.

Итогом данных преобразований должно стать наделение аварийных комиссаров необходимыми полномочиями по оформлению необходимых документов, касающихся ДТП, даже в тех случаях, когда согласие между водителями отсутствует. В таком случае сотрудники полиции смогут не выезжать на малозначительные ДТП, значительно экономя при этом свое служебное время. В то же время законные интересы водителей транспортных средств будут защищены [11].

Мы полагаем, что на первоначальном этапе нормативно-правового регулирования деятельности аварийных комиссаров необходимо внести изменения в постановление Правительства РФ от 23 октября года 1993 № 1090 (ред. от 22.09.2016) «О Правилах дорожного движения» [12] и Федеральный закон от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О безопасности дорожного движения» [13], а именно: дать определение понятию «аварийный комиссар», которое ранее в данной статье нами предлагалось, а также абзац 5 пункта 2.6.1 постановления Правительства РФ от 23 октября 1993 года № 1090 (ред. от 22.09.2016) «О Правилах дорожного движения» изложить в следующей редакции: «оформить документы о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции или с участием аварийных комиссаров, оформив бланк извещения о ДТП в соответствии с правилами об обязательном страховании гражданской ответственности, — если в ДТП участвуют два

и более транспортных средства, гражданская ответственность владельцев которых застрахована в соответствии с законодательством, вред причинен только этим транспортным средствам и обстоятельства причинения вреда в связи с повреждением этих транспортных средств, в результате ДТП не вызывают разногласий участников дорожно-транспортного происшествия».

Подводя итог вышесказанному, необходимо сделать вывод, что организация деятельности службы аварийных комиссаров нуждается в усовершенствовании с законодательной точки зрения, а именно:

1) необходимы государственная поддержка деятельности аварийных комиссаров и закрепление их статуса на законодательном уровне;

2) деятельность аварийных комиссаров должна носить подконтрольный характер;

3) для допуска к осуществлению своей деятельности в области разбора ДТП аварийный комиссар должен проходить профессиональную подготовку с последующей сдачей квалифицированного экзамена по Правилам дорожного движения, правилам заполнения документации по дорожно-транспортным происшествиям и иным навыкам, необходимым в деятельности сотрудника ГИБДД.

На наш взгляд, такие изменения будут способствовать повышению эффективности деятельности аварийных комиссаров на месте ДТП, а также предусматривать их ответственность как субъектов правоотношений в области дорожного движения.

Примечание

1. Миннебаев Р.Х. Некоторые аспекты профилактики дорожно-транспортного травматизма подразделений ГИБДД // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. 2015. № 2 (30).

2. Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств: федеральный закон от 25 апреля 2002 г. № 40-ФЗ (ред. от 23.06.2016) // Собрание законодательства РФ. 2002. № 18, ст. 1720.

3. Российская газета. 2001. 31 декабря.

4. Большой толковый словарь русского языка // сост. и ред. С.А. Кузнецов. СПб., 1998.

5. Кабанцева Н.Г. Страховое дело: учебное пособие. М., 2008.

6. Борейко Ю.А. Проблемы административно-правового регулирования деятельности Госавтоинспекции в условиях реформирования МВД России // Административное право и процесс. 2014. № 4.

7. Об организации страхового дела в Российской Федерации: закон РФ от 27 ноября 1992 г. № 4015-1 (ред. от 03.07.2016) // Российская газета. 1993. 12 января.

8. Сведения по службам аварийных комиссаров в Нижнем Новгороде. URL: http://nizhniynovgorod. obzorgoroda.su/category/sluzhby_avarijjnykh_ komissarov

9. URL: http://52avar.com/

10. URL: http://0560.ru/

11. Миннебаев Р.Х., Самойлюк Р.Н., Афанасьев А.Ю. Особенности административно-юрисдик-ционной деятельности ДПС ГИБДД по обеспечению безопасности дорожного движения // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. 2015. № 4 (32).

12. Российские вести. 1993. 23 ноября.

13. Собрание законодательства РФ. 1995. № 50, ст. 4873.

Notes

1. Minnebaev R.H. Some aspects of the prevention of road traffic injury prevention divisions of the traffic police // Legal science and practice: Journal of the Nizhny Novgorod academy of the Ministry of internal affairs of Russia. 2015. № 2 (30).

2. On compulsory insurance of civil liability of vehicle owners: federal law of 25.04.2002 № 40-FZ // Collection of legislative acts of the RF. 2002. № 18. art. 1720.

3. Rossiyskaya gazeta. 2001. December 31.

4. Great dictionary of the Russian language // comp. and ed. S.A. Kuznetsov. St. Petersburg, 1998.

5. Kabantseva N.G. Insurance: a tutorial. Moscow, 2008.

6. Boreyko Yu.A. The problems of the administrative and legal regulation of traffic police activities in the conditions of reforming the Ministry of internal affairs of Russia // Administrative law and process. 2014. № 4.

7. On organization of insurance business in the Russian Federation: the law of 27.11.1992 № 4015-1 (ed. from 03.07.2016) // Rossiyskaya gazeta. 1993. January 12.

8. Information on the services of emergency commissioners in Nizhny Novgorod. URL: http://nizhni-ynovgorod.obzorgoroda.su/category/sluzhby_avarijj-nykh_komissarov

9. URL: http://52avar.com/

10. URL: http://0560.ru/

11. Minnebaev R.H., Samoylyuk R.N., Afanasy-ev A.Yu. Features of administrative and jurisdictional activity Road police on road safety // Legal science and practice: Journal of the Nizhny Novgorod academy of the Ministry of internal affairs of Russia. 2015. № 4 (32).

12. Rossiyskaya gazeta. 1993. November 23.

13. Collection of legislative acts of the RF. 1995. 1995. № 50, art. 4873.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.