иитЕГРация правовой начни и высшего юридического овразования
(ДидактичЕСкий аспЕкт)
УДК 342.951
Столповский Денис Михайлович Stolpovskiy Denis M.
кандидат юридических наук, начальник кафедры административной деятельности ОВД Нижегородская академия МВД России (603950, Нижний Новгород, Анкудиновское шоссе, 3)
candidate of sciences (law), head of department of administrative activities of law enforcement agencies Nizhny Novgorod academy of the Ministry of internal affairs of Russia (3 Ankudinovskoye shosse, Nizhny Novgorod, 603950)
E-mail: [email protected]
Самойлюк Ростислав Николаевич Samoilyuk Rostislav N.
кандидат юридических наук, старший преподаватель кафедры административной деятельности органов внутренних дел
Нижегородская академия МВД России (603950, Нижний Новгород, Анкудиновское шоссе, 3)
сandidate of sciences (law), senior teacher of department to administrative activity of organs of internal affairs
Nizhny Novgorod academy of the Ministry of internal affairs of Russia (3 Ankudinovskoye shosse, Nizhny Novgorod, 603950)
E-mail: [email protected]
Методические особенности проведения практических занятий по разделу «Практикум по административно-юрисдикционной деятельности Госавтоинспекции» в рамках программы профессиональной подготовки сотрудников подразделений ГИБДД МВД России с использованием учебно-тематического кабинета
Methodical features of realization of practical employments on a division practical «Work on administratively-jurisdiction activity of to the state inspection of safety of travelling motion» within the framework of the program of professional preparation of employees of subdivisions
of to the state inspection of safety of travelling motion of Ministries of internal affairs of Russia with the use of educational-thematic cabinet
Анализируются основные методические особен- The basic methodical features of realization of practi-
ности проведения практических занятий в рамках cal employments are analysed within the framework of
профессиональной подготовки сотрудников Госавто- professional preparation of employees of to the state
инспекции с использованием учебно-тематического inspection of safety of travelling motion with the use of
кабинета. educational-thematic cabinet.
Ключевые слова: сотрудник Госавтоинспекции, Keywords: employee of state inspection of safety of
практическое занятие, методические особенности. travelling motion, practical employment, methodical features.
В рамках программы профессиональной под- курс «Практикум по административно-юрисдик-
готовки сотрудников подразделений ГИБДД МВД ционной деятельности Госавтоинспекции». России, реализуемой Нижегородской академией Уникальность процесса подготовки специа-
МВД России, предусматривается специальный листов для практических подразделений ГИБДД
интЕГРация правовой пачки и высшего юридического овразования
(дидактичЕский аспЕкт)
определила структуру указанной учебной дисциплины и формы ее реализации. Специальный курс «Практикум по административно-юрисдик-ционой деятельности Госавтоинспекции» ставит целью овладение обучаемыми методологией производства по делам об административных правонарушениях, преимущественно предусмотренных главой 12 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ), и разбором дорожно-транспортных происшествий. Основное его содержание — практика деятельности сотрудников ГИБДД по оформлению процессуальных документов. В процессе освоения специального курса слушатели последовательно изучают стадии производства по делу об административном правонарушении в области безопасности дорожного движения.
Несомненно, в преподавании данного раздела программы профессиональной подготовки должны превалировать активные и интерактивные формы обучения. Можно сказать, что на этом этапе начинается переход от теоретического к практическому обучению, получающему свое основное развитие в практических занятиях, учебных организационно-деятельностных играх.
Вместе с тем, поскольку в деятельности сотрудника ГИБДД необходимы знания, приобретенные слушателями при изучении других дисциплин, в рамках дисциплины «Практикум по административно-юрисдикционой деятельности Госавтоинспекции» осуществляется синтезирующая трансформация полученных ранее знаний в деятельностные знания, умения и навыки, которыми должен обладать будущий сотрудник ГИБДД, выполнение функций по предотвращению, пресечению административных правонарушений в области обеспечения безопасности дорожного движения, а также по осуществлению производства по делам об административных правонарушениях, предусмотренных соответствующими главами КоАП РФ.
Оптимальное отражение в содержании дисциплины «Практикум по административ-но-юрисдикционой деятельности Госавтоинспекции» практических задач прикладного характера применительно к деятельности подразделений ГИБДД предопределяет некоторую «естественную» проблемность [1], что стимулирует и позволяет широко практиковать самостоятельную работу слушателей почти на всех видах учебных занятий.
В рамках указанных выше целей и задач кафедрой административной деятельности органов внутренних дел Нижегородской академии
МВД России создан и успешно применяется в образовательном процессе учебно-тематический кабинет подготовки сотрудников дорожно-патрульной службы ГИБДД.
В учебно-тематическом кабинете проводятся учебные занятия в рамках профессионального обучения, переподготовки и повышения квалификации сотрудников подразделений ГИБДД МВД России четырех субъектов Российской Федерации: Нижегородской и Пензенской областей, Республики Мордовия и Чувашской Республики. В ближайшей перспективе планируется осуществление профессионального обучения сотрудников подразделений ГИБДД ГУ МВД России по Самарской области. В связи с этим, проектируя и создавая данный кабинет, кафедра ставила перед собой задачу учесть территориальные особенности места несения службы в конкретном субъекте РФ.
Кафедра при создании кабинета решила отказаться от модели стандартной учебной аудитории с партами и информационной стеной. Вместо этого были установлены два вертикальных проектора и большой стол с проекционной поверхностью. На белую поверхность стола преподаватель в зависимости от изучаемой темы проецирует любой участок местности, в том числе в режиме реального времени и с реальной дорожной обстановкой. Графическая информация может дублироваться на телемониторе, расположенном в аудитории.
Таким образом, обучаемые на занятии могут на примере собственного населенного пункта сконструировать и обосновать пути объезда и размещения инспектора ДПС, модели действий инспектора ДПС при различных ДТП на обслуживаемой инспектором территории.
В перспективе планируется установка программы, которая позволит проецировать на рабочий стол макет города с дорогой, перекрестком и знаками дорожного движения. Программа позволит моделировать реальные дорожные ситуации (в т. ч. дорожно-транспортные происшествия), которые будут разбираться со слушателями на практическом занятии, при этом также можно будет учитывать специфику региона. Моделирование различных ситуаций способствует более детальному разбору, а также отработке слушателями практических навыков на месте дорожно-транспортного происшествия.
Практические занятия, проводимые на базе учебно-методического кабинета, посвящены отработке отдельных элементов практической деятельности (например, порядка проведения процессуальных действий, взаимодействия,
190
Юридическая наука и практика
интеграция правовой начни и высшЕго юридического овразования
(ДИДАКТИЧЕСКИЙ аСПЕКТ)
планирования и т. д.) и проводятся в игровой форме путем деления слушателей на микрогруппы и создания соревновательных условий. Как показала практика преподавания спецкурса, подобный педагогический опыт с точки зрения возможности формирования у обучающихся профессионально значимых личностных качеств имеет максимальную эффективность.
Примечания
1. Самойлюк Р.Н. Государственное управление в области обеспечения безопасности дорожного движения // Наука. Мысль. 2015. № 2.
Notes
1. Samojljuk R.N. Government in the field of a safety of traffic // The Science. An idea. 2015. № 2.