интЕГРация правовой науки и высшЕго юридического овразования
(дидактичЕский аспЕкт)
УДК 372.8
Васильев Вячеслав Вениаминович Vasiliev Vyacheslav Veniaminovich
кандидат юридических наук, начальник кафедры административной деятельности органов внутренних
дел
Нижегородская академия МВД России (603950, Нижний Новгород, Анкудиновское шоссе, 3)
candidate of sciences (law), head of the department of administrative activities of internal affairs
Nizhny Novgorod academy of the Ministry of internal affairs of Russia (3 Ankudinovskoye shosse, Nizhny Novgorod, 603950)
E-mail: [email protected]
Вызулин Евгений Александрович Vyzulin EvgenyAleksandrovich
старший преподаватель кафедры административной деятельности органов внутренних дел
Нижегородская академия МВД России (603950, Нижний Новгород, Анкудиновское шоссе, 3)
senior lecturer, department of administrative activities of internal affairs
Nizhny Novgorod academy of the Ministry of internal affairs of Russia (3 Ankudinovskoye shosse, Nizhny Novgorod, 603950)
E-mail: [email protected]
Методические особенности подготовки теоретических занятий по административной деятельности органов внутренних дел со слушателями факультета профессионального обучения
Methodological peculiarities of preparation out theoretical studies on the administrative activities of the bodies of internal affairs with the students of the faculty of professional education
Практическое выполнение высшими учебными заве- Practical implementation of higher educational institutions
дениями МВД России задач Дорожной карты по профес- of the Russian interior Ministry task roadmap for vocational
сиональному обучению граждан Российской Федерации, training of citizens of the Russian Federation, newly hired to
вновь принятых на службу в полицию, у самих вузов вы- serve in the police among Higher education institutions raises
зывает ряд вопросов учебно-методического характера. a number of issues of teaching character. One of them is the
Одним из них является введение в номенклатуру учебных introduction to the nomenclature of the training sessions con-
занятий, проводимых вузом, такой новации, как «теорети- ducted by the Higher education institution such innovations as
ческое занятие». «theoretical exercise».
Задачей данной статьи авторы видят освещение от- By the purpose of this article, the authors see the cover-
дельных методических особенностей подготовки препо- age of some methodological features of preparation of theo-
давателем вуза теоретического занятия со слушателями, retical classes by the teacher with students that pass the initial
проходящими первоначальное профессиональное обуче- training in Higher education. ние в вузе.
Ключевые слова: теоретическое занятие, методика Keywords: theoretical lesson, method of preparation, the
подготовки, сотрудник органов внутренних дел, урок. police, lesson.
Типологией видов учебных занятий такая кате- семинарских и практических занятий, оставляя за
гория не определена и не рассматривалась. При- «бортом» сам термин «теоретическое занятие». чин такого отсутствия внимания к методике про- С учетом сложившейся ситуации авторы пред-
ведения занятий авторы видят несколько, и прежде лагают инициирование научно-методической
всего, ввиду широты трактовки понятия «теорети- дискуссии о содержании, методике подготовки и
ческое занятие». Как в диссертационных, так и в ме- проведения такого вида занятий. В имеющейся
тодических исследованиях различные авторы как с термино- методической неопределенности кроется
общей, так и с прикладной точек зрения предлага- широта трактовки и возможность каждого педагога
ли классификацию и описание урока, лекционных, определить внутреннее построение проводимого
интЕГРация правовой начли и высшего юридического ОБРазования
(ДидактичЕСкий аспЕкт)
теоретического занятия, разрабатывая собственную методику. С одной стороны, данный подход развивает творческую активность и методический поиск преподавателя, но, с другой стороны, входит в противоречие с требованием единого методического подхода к обучению практических сотрудников органов внутренних дел.
Тема дискуссии условно разделяется авторами на две части: подготовка к занятию и проведение теоретического занятия. Данная статья предполагает рассмотрение методических основ подготовки теоретического занятия.
Как мы уже отмечали, нормативно-правовой и методической основы для подготовки теоретического занятия со слушателями, проходящими профессиональное обучение в вузах системы МВД России, на данный момент не существует. Это порождает свободу и широту усмотрения профессорско-преподавательского состава образовательного учреждения МВД России при определении методики его проведения. Нам кажется закономерным постановка вопроса: насколько сильно должно оно отличаться от известных нам лекции и урока, несущих в себе в большей или меньшей степени элементы теоретического обучения?
Безусловно, именно методику подготовки к лекционному занятию можно и должно рассматривать преподавателю как первооснову. Это обусловлено:
— категорией образовательного учреждения — вуз и его традиционной системой занятий (лекция, семинар, практическое занятие, коллоквиум);
— системой построения примерного тематического плана, в котором теоретическое занятие планируется перед проведением практических занятий, что, по сути, дублирует тематический план вуза (лекция предшествует семинарским и практическим занятиям);
— сам термин «теоретическое», по мнению авторов, предполагает базовое изложение важнейших теоретических элементов профессионального обучения сотрудников ОВД для их более подробного и детального рассмотрения и выработки профессиональных компетенций действующего сотрудника полиции.
Из имеющегося разнообразия видов лекций авторы склоняются к близости к теоретическому занятию лекции-урока, предполагающей проверку преподавателем знаний обучаемых по предыдущему разделу, а также возможность ведения лекции в форме дискуссии с обучаемыми. Однако методические требования к лекции-уроку должны соответствовать общим требованиям к изложению лекционного материала. Итогом проведения лекции предполагается активная самостоятельная работа обучаемого в рамках самостоятельной подготовки и при проведении семинара по изучаемой теме.
В силу краткого периода профессионального обучения сотрудников полиции тематическим планом предусмотрено прохождение обучения с использованием исключительно теоретических и практических занятий. Методика подготовки и про-
ведения собственно практических занятий неоднократно освещалась в различных методических публикациях, в том числе с участием авторов [1—3]. Семинар как форма проведения занятия в рамках профессионального обучения отсутствует, и вариант проведения теоретического занятия в соответствии с требованиями к лекции-уроку отпадает.
По мнению авторов, более логичным и практически обусловленным для преподавателя, осуществляющего профессиональное обучение, было бы придерживаться методики проведения теоретического занятия с максимальным приближением к уроку как классно-групповому занятию в его классическом проявлении с активным использованием частных методик преподавания учебных дисциплин. Именно «урочная» форма обучения многие годы давала положительный эффект при подготовке действующих сотрудников милиции в учебных центрах системы МВД России.
«Урочная» форма изложения материала представляла собой удачный симбиоз изучения обучаемыми теоретических положений рассматриваемого материала с одновременным мониторингом их знаний. В дальнейшем, в рамках серии практических занятий с использованием полигонов, формировались навыки и умения, что при экстраполяции к настоящему моменту позволит формировать те профессиональные и профессионально-специализированные компетенции, которые предусмотрены действующими рабочими учебными программами профессионального обучения сотрудников ОВД.
В этой связи необходимо учесть мнение профессора И.В. Горлинского, который достаточно давно определил, что «при научно-методическом обосновании сущности этой подсистемы (педагогической системы гибкого обучения) мы исходили из того, что каждый преподаватель в процессе взаимодействия с обучающимися на занятиях использует разнообразные методические приемы, совокупность которых «рождает» метод обучения. В свою очередь дидактически грамотное объединение методов в единую совокупность и их реализация в различных формах обучения образуют методику обучения. Для каждой конкретной дисциплины это будет частная методика преподавания учебной дисциплины. Интеграция методик, основанных на научных концепциях и успешно решающих воспитательно-образовательные задачи, создает педагогическую систему обучения. Гибкость ее обусловливается тем, что каждую форму обучения, применяемую в различных учебных заведениях МВД России, преподавателям следует рассматривать не как нечто застывшее в своем единстве, а видеть ее в развитии, то есть нивелировать применительно к целевым установкам для конкретных тем занятий и к различным категориям обучающихся [4].
В качестве промежуточного вывода авторы полагают:
1. Теоретическое занятие, проводимое в рамках профессионального обучения сотрудников ОВД,
196
Юридическая наука и практика
интегряция правовой науки и высшего юридического обрязовяния
ДИДЯКТИЧЕСКИй яспект)
должно быть максимально приближено к уроку как форме подачи учебного материала.
2. Одновременно оно должно обязательно содержать в себе элементы лекционного занятия как базового изложения важнейших теоретических элементов профессионального обучения сотрудников ОВД.
3. С учетом специфики построения тематического плана изучения дисциплины, предполагающей проведение теоретического занятия в начале изучения нового раздела, такой элемент урока, как проверка ранее изученного материала, должен отсутствовать.
Таким образом, теоретическое обучение, по мнению авторов, представляет собой методическое новообразование, подготовка к которому у преподавателя вуза системы МВД должна последовательно включать следующие элементы:
1. Определение структуры занятия и распределение времени на его части.
Вводная часть, традиционно для лекции предполагает организационный момент, доведение темы, целей и задач занятия, его основных вопросов. Время, отводимое на данный этап, не должно превышать пяти минут.
Основная часть — рассмотрение вопросов новой изучаемой темы. Преподавателю необходимо заранее в лекционном материале отметить места предполагаемой дискуссии. При качественно подготовленном материале и соответствующей его подаче инициатива дискуссии должна исходить от обучаемых, а задача преподавателя — умело ею руководить. Если инициатива обучаемых отсутствует, преподавателю необходимо, как при проведении урока, задавать вопросы аудитории. Практика проведения занятий показывает положительный отклик со стороны обучаемых на инициативу преподавателя к развитию дискуссии.
Заключительная часть предусматривает проверку усвоения рассмотренных вопросов и возможный разбор возникших вопросов, разъяснение сложных или вызвавших затруднения моментов по рассматриваемой теме. Время, отводимое на данный этап, преподаватель планирует в объеме от пяти до десяти минут.
2. Материал основной части теоретического занятия должен максимально отражать требования действующих нормативных правовых актов с приведением соответствующих ссылок на НПА.
3. Преподаватель неукоснительно должен соблюдать требования о практической направленности излагаемого материала применительно к профилю подготовки обучаемых.
4. В отличие от классической лекции в теоретическом занятии приветствуется демонстрация визуальных и аудиовизуальных элементов, элементов видео не более 120 секунд, практически иллюстрирующих материал, излагаемый в лекционной части теоретического занятия. Видеофрагменты более
120 секунд, по мнению авторов, контрпродуктивны и рассеивают внимание обучаемых.
Вопросы собственно проведения теоретического занятия со слушателями, проходящими профессиональное обучение в вузе системы МВД, авторы предполагают рассмотреть в следующей статье и призывают всех заинтересованных лиц принять участие в научно-методической дискуссии.
Примечания
1. Супрунов А.Г., Васильев В.В. Методические аспекты подготовки к проведению практического занятия в вузе МВД России с участием практического сотрудника органов внутренних дел // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. 2013. № 21.
2. Васильев В.В., Супрунов А.Г., Столповский Д.М. Проблемные вопросы методики проведения практического занятия с привлечением сотрудников практических органов внутренних дел (на примере учебной дисциплины «Административная деятельность органов внутренних дел») // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. 2013. № 23.
3. Васильев В.В., Супрунов А.Г., Столповский Д.М. Методические особенности проведения практического занятия с использованием полигонов и привлечением сотрудника территориального ОВД со слушателями, обучающимися по линии ООП на факультете профессионального обучения Нижегородской академии МВД России // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. 2014. № 2 (26).
4. Горлинский И.В. Педагогическая система непрерывного профессионального образования в учебных заведениях МВД России и пути ее развития. URL: http:// lawdiss.org.ua/
Notes
1. Suprunov A.G., Vasiliev V.V. Methodological aspects of the preparation of a practical class in the higher education establishment of the Ministry of the Interior of Russia with the participation of a law enforcement officer // Legal science and practice: Journal of Nizhny Novgorod academy of the Ministry of internal affairs of Russia. 2013. № 21.
2. Vasilyev V.V., Suprunov A.G., Stolpovskiy D.M. Problematic issues of methodology for conducting practical classes involving officers of practical law enforcement bodies (on the example of the subject «Administrative activities of the Ministry of the Interior bodies») // Legal science and practice: Journal of Nizhny Novgorod academy of the Ministry of internal affairs of Russia. 2013. № 23.
3. Vasilyev V.V., Suprunov A.G., Stolpovskiy D.M. Methodological features of practical exercises using landfills and employee involvement territorial ATS with students studying at the faculty through vocational training Nizhny Novgorod academy of the Russian Interior Ministry // Legal science and practice: Journal of Nizhny Novgorod academy of the Ministry of internal affairs of Russia. 2014. № 2 (26).
4. Gorlinsky I.V. Pedagogical system of continuous professional education in educational institutions of the Ministry of internal affairs of Russia and ways of its development. URL: http://lawdiss.org.ua/