Научная статья на тему 'Деятельность сотрудников ГИБДД по разрешению заявлений граждан по фактам административных правонарушений, предусмотренных статьей 12. 19 КоАП РФ, зафиксированных средствами фотовидеофиксации заявителя (по материалам МВД по Чувашской Республике)'

Деятельность сотрудников ГИБДД по разрешению заявлений граждан по фактам административных правонарушений, предусмотренных статьей 12. 19 КоАП РФ, зафиксированных средствами фотовидеофиксации заявителя (по материалам МВД по Чувашской Республике) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
432
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕЙСТВИЯ СОТРУДНИКОВ ГИБДД / РАЗРЕШЕНИЕ ЗАЯВЛЕНИЙ ГРАЖДАН / ФОТОВИДЕОФИКСАЦИЯ ПРАВОНАРУШЕНИЙ / ACTIONS OF STAFF OF TRAFFIC POLICE / PERMISSION OF PETITIONS FROM CITIZENS / PHOTOVIDEO FIXING OF OFFENSES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Столповский Денис Михайлович, Миннебаев Рустам Хамзович

Анализируются основные алгоритмы действий сотрудников подразделений Госавтоинспекции по разрешению заявлений граждан, содержащих фотовидеофиксацию события административного правонарушения, предусмотренного статьей 12.19 КоАП РФ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Столповский Денис Михайлович, Миннебаев Рустам Хамзович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The main algorithms of actions of staff of divisions of the State traffic inspectorate on permission of the petitions from citizens containing photovideo fixing of an event of the administrative offense provided by article 12.19 of the Code of the Russian Federation on administrative offences are analyzed.

Текст научной работы на тему «Деятельность сотрудников ГИБДД по разрешению заявлений граждан по фактам административных правонарушений, предусмотренных статьей 12. 19 КоАП РФ, зафиксированных средствами фотовидеофиксации заявителя (по материалам МВД по Чувашской Республике)»

УДК 342.951

Столповский Денис Михайлович Stolpovskiy Denis M.

кандидат юридических наук, начальник кафедры административной деятельности ОВД

Нижегородская академия МВД России (603950, Нижний Новгород, Анкудиновское шоссе, 3)

candidate of sciences (law), head of department of administrative activities of law enforcement agencies

Nizhny Novgorod academy of the Ministry of internal affairs of Russia (3 Ankudinovskoye shosse, Nizhny Novgorod, 603950)

E-mail: stolpovskiy@yandex.ru

Миннебаев Рустам Хамзович Minnebaev Rustam H.

кандидат юридических наук, доцент кафедры административной деятельности ОВД

Нижегородская академия МВД России (603950, Нижний Новгород, Анкудиновское шоссе, 3)

candidate of sciences (law), associate professor of administrative activities of law enforcement agencies

Nizhny Novgorod academy of the Ministry of internal affairs of Russia (3 Ankudinovskoye shosse, Nizhny Novgorod, 603950)

E-mail: rust86nn@yandex.ru

Деятельность сотрудников ГИБДД по разрешению заявлений граждан по фактам административных правонарушений, предусмотренных статьей 12.19 КоАП РФ, зафиксированных средствами фотовидеофиксации заявителя (по материалам МВД по Чувашской Республике)

The employees of the State inspekcii road traffic safety resolution of the applications of citizens on the facts of administrative offences, provided for by article 12.19 of the Administrative code of the Russian Federation, fixed by means of fotovideofixation of the applicant (based on materials of the MIA for the Chuvash Republic)

Анализируются основные алгоритмы действий The main algorithms of actions of staff of divisions сотрудников подразделений Госавтоинспекции по of the State traffic inspectorate on permission of the pe-разрешению заявлений граждан, содержащих фото- titions from citizens containing photovideo fixing of an видеофиксацию события административного право- event of the administrative offense provided by article нарушения, предусмотренного статьей 12.19 КоАП РФ. 12.19 of the Code of the Russian Federation on administrative offences are analyzed.

Ключевые слова: действия сотрудников ГИБДД, Keywords: actions of staff of traffic police, permis-разрешение заявлений граждан, фотовидеофикса- sion of petitions from citizens, photovideo fixing of of-ция правонарушений. fenses.

Одним из принципов деятельности полиции, Как показывает практика, вовлечение граж-

закрепленных в главе 2 Федерального закона от 7 дан в охрану общественного порядка и обе-

февраля 2011 года № 3-ФЗ «О полиции» [1], явля- спечение общественной безопасности в насто-

ется взаимодействие и сотрудничество (ст. 10), со- ящее время переходит на качественно новый

гласно которому полиция при осуществлении своей уровень. Это касается как непосредственного

деятельности взаимодействует не только с органа- участия граждан в охране общественного по-

ми государственной власти, но и с гражданами. рядка в рамках Федерального закона от 2 апре-

ля 2014 года № 44-ФЗ «Об участии граждан в охране общественного порядка» [2], так и опосредованного участия в форме подачи заявлений и сообщений о преступлениях и иных происшествиях. Развитие высоких технологий обусловило активное использование органами внутренних дел, а также гражданами информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». В настоящее время подать заявление о происшествии — дело пяти минут.

В то же время практика красноречиво свидетельствует о том, что эффективность рассмотрения полицией заявлений граждан по фактам совершения административных правонарушений нельзя назвать высокой. Так, по информации, представленной МВД по Чувашской Республике, в 2013 году в подразделения Госавтоинспекции поступило 3182 обращения граждан о нарушениях Правил дорожного движения, допущенных водителями транспортных средств, из них 246 — по признакам административного правонарушения, предусмотренного статьей 12.19 КоАП РФ. Из 246 обращений, содержащих признаки административных правонарушений, предусмотренных статьей 12.19 КоАП РФ, возбуждено только 98 (39,8%) дел об административных правонарушениях, в остальных случаях принято решение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении.

Изучение представленных МВД по Чувашской Республике материалов производства по делам об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 12.19 КоАП РФ, зафиксированных средствами фотовидеофикса-ции заявителя, позволило сделать вывод о том, что деятельность ГИБДД в этом направлении в настоящее время далеко не всегда приводит к желаемому результату, прежде всего из-за слабой доказательственной базы, что обусловлено отсутствием единого алгоритма действий сотрудников ГИБДД при получении обращения, содержащего информацию о событии административного правонарушения, предусмотренного статьей 12.19 КоАП РФ.

Статья 12.19 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за правонарушения, связанные с остановкой и стоянкой транспортных средств в не отведенных для этого местах. Как показывает практика, в большинстве случаев это — стоянка на тротуарах, газонах, детских площадках и в иных не предназначенных для стоянки местах в пределах жилых зон.

Большой вклад в исследование проблем административной юрисдикции внес А.П. Шергин,

который детально проанализировал ее природу, определил понятие и назначение, формы осуществления, сформулировал понятие правового статуса субъекта, системы и видов органов административной юрисдикции. Он рассматривает институт административной юрисдикции в первую очередь как деятельность уполномоченных органов по рассмотрению дел об административных правонарушениях и принятию по ним справедливого решения [3]. Так, согласно статье 28.1 КоАП РФ поводом для возбуждения дела об административном правонарушении, в частности, являются сообщения и заявления физических и юридических лиц, указывающие на наличие события административного правонарушения. Эти заявления и сообщения могут быть сделаны всеми доступными способами передачи информации: путем личного обращения гражданина в орган внутренних дел; посредством почтовой и факсимильной связи; с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Согласно статье 27.13 КоАП РФ при нарушении правил эксплуатации, использования транспортного средства и управления транспортным средством соответствующего вида, предусмотренных, в частности, частями 3—4, 6 статьи 12.19 КоАП РФ, применяются задержание транспортного средства, то есть исключение транспортного средства из процесса перевозки людей и грузов путем перемещения его при помощи другого транспортного средства и помещения в ближайшее специально отведенное охраняемое место (на специализированную стоянку), и хранение на специализированной стоянке до устранения причины задержания.

На практике зачастую возникает вопрос, каков порядок действий сотрудников подразделений ГИБДД МВД России при получении заявлений граждан по фактам административных правонарушений, предусмотренных статьей 12.19 КоАП РФ, зафиксированных средствами фотовидеофиксации заявителя. Предлагаем три простейших алгоритма действий в типовых ситуациях поступления таких заявлений.

Алгоритм I. Непосредственное получение информации от заявителя.

При непосредственном обращении гражданина предлагается следующий алгоритм действий сотрудников ГИБДД.

1. Прием от гражданина письменного заявления по факту административного правонарушения, предусмотренного статьей 12.19 КоАП РФ. В случае невозможности получения

от заявителя письменного заявления сотрудник ГИБДД принимает устное заявление, которое оформляется протоколом принятия устного заявления об административном правонарушении. Поскольку данный процессуальный документ отсутствует в приложении к приказу МВД России от 2 марта 2009 года № 185 «Об утверждении административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения» (далее — приказ МВД России № 185), считаем возможным составлять его в произвольной форме.

2. Получение от заявителя письменного объяснения об обстоятельствах, изложенных в заявлении (приложение 5 к приказу МВД России № 185). В объяснении следует обязательно отразить следующую информацию, свидетельствующую о наличии события административного правонарушения:

— точные дата, время и место обнаружения транспортного средства, припаркованного в не отведенном для этого месте. Если с момента совершения правонарушения истекли два месяца, заявителю сообщается об истечении сроков давности привлечения к административной ответственности;

— точные дата и время изготовления фото-или видеоматериала. Если на самой фотографии или видеозаписи отсутствует указание на дату и время производства фотосъемки (видеозаписи), необходимо в обязательном порядке уточнить, чем заявитель подтверждает, что фотоснимок был сделан именно в эти дату и время;

— известны ли ему иные свидетели, очевидцы данного административного правонарушения.

3. Регистрация в установленном порядке поступившего заявления по факту административного правонарушения в КУСП. При этом заявителю необходимо выдать на руки или направить в максимально короткий срок талон-уведомление.

4. Согласно части 2 статьи 28.5 КоАП РФ, поскольку в данном случае требуется дополнительное выяснение обстоятельств дела, протокол об административном правонарушении сразу не составляется. Он может быть составлен в течение двух суток с момента выявления административного правонарушения. В этот срок необходимо:

— вызвать в подразделение ГИБДД собственника транспортного средства (телефонограммой, телеграммой, повесткой);

— опросить собственника транспортного средства по обстоятельствам, изложенным заявителем.

В объяснении уточняем, имел ли место факт, изложенный заявителем, когда, где и при каких обстоятельствах данный факт имел место. Перед опросом собственнику транспортного средства считаем целесообразным предъявить материалы фотовидеофиксации нарушения.

5. Далее алгоритм действий сотрудника ГИБДД зависит от объяснения собственника транспортного средства.

5.1. При согласии собственника транспортного средства с нарушением выносится постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 12.19 КоАП РФ, которое объявляется нарушителю. Копия постановления вручается собственнику транспортного средства. Одновременно нарушителю разъясняются его права, в том числе право на обжалование постановления, а также положения статьи 32.3 КоАП РФ, предусматривающие уплату административного штрафа не позднее 60 дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу. Также нарушителю разъясняется порядок уплаты административного штрафа (реквизиты для его перечисления). Например, в Нижегородской области реквизиты для перечисления штрафа содержатся в штрихкоде на постановлении по делу об административном правонарушении.

Заявителю дается письменный ответ о результатах рассмотрения его обращения и разъясняется право на обжалование в случае его несогласия с принятыми мерами.

5.2. В случае отрицания собственником транспортного средства факта совершения административного правонарушения у сотрудника ГИБДД, исходя из собранного материала, есть два варианта дальнейших действий.

5.2.1. В случае если вина владельца транспортного средства подтверждается показаниями заявителя, других свидетелей, а на представленной фотографии четко различимы модель транспортного средства и государственный регистрационный знак, составляется протокол об административном правонарушении по статье 12.19 КоАП РФ.

Протокол со всеми материалами дела об административном правонарушении направ-

ляется в суд либо должностному лицу, уполномоченному рассматривать дело об административном правонарушении. О дате и времени рассмотрения дела письменно уведомляется заявитель и лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

5.2.2. Если собранная информация не позволяет сделать однозначный вывод о наличии события и состава административного правонарушения, выносится определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении.

О принятом решении уведомляется заявитель, которому одновременно разъясняется право на обжалование определения.

5.3. В случае если собственник транспортного средства не является по вызову сотрудника ГИБДД, следует иметь в виду, что в соответствии со статьей 27.15 КоАП РФ принудительный привод возможен только при рассмотрении дела об административном правонарушении. Соответственно при неявке собственника транспортного средства дальнейшие действия необходимо производить в соответствии с пунктом 5.2 данного алгоритма.

Алгоритм II. Получение информации от заявителя посредством почтовой и факсимильной связи, а также с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

В данном случае алгоритм действий сотрудников ГИБДД будет включать в себя следующие действия.

1. Регистрация поступившего заявления в журнале учета входящей корреспонденции.

2. Вызов в подразделение ГИБДД собственника транспортного средства (телефонограммой, телеграммой, повесткой) и получение от него объяснения об обстоятельствах, изложенных в заявлении.

3. Дальнейшие действия сотрудника ГИБДД зависят от объяснения собственника транспортного средства.

3.1. При согласии собственника транспортного средства с нарушением выносится постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 12.19 КоАП РФ, и далее действия осуществляются по пункту 5.1 алгоритма I.

3.2. В случае отрицания собственником транспортного средства факта совершения административного правонарушения рекомендуем далее действовать следующим образом.

3.2.1. Вызов заявителя в подразделение ГИБДД для дачи объяснения об обстоятель-

ствах, изложенных в его заявлении. Получение объяснения от заявителя (подробнее см. п. 2 алгоритма I).

3.2.2. Далее действуем в полном соответствии с пунктом 5.2 алгоритма I.

Алгоритм III. Действия сотрудников ГИБДД в случае поступления повторного заявления.

Зачастую на практике бывают ситуации, когда от заявителя поступают повторные сообщения по факту административных правонарушений, предусмотренных статьей 12.19 КоАП РФ, зафиксированных средствами фото-видеофиксации заявителя, при том что аналогичное заявление уже было рассмотрено (как правило, с принятием решения об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении).

В этом случае сотрудникам ГИБДД необходимо действовать в соответствии с приказом МВД России от 12 сентября 2013 года № 707 «Об утверждении Инструкции об организации рассмотрения обращений граждан в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации» (далее — Инструкция). Согласно пункту 76.5 Инструкции уполномоченное должностное лицо вправе не проводить проверку по обращению, если оно признано уполномоченным должностным лицом безосновательным и переписка по вопросам, поставленным в обращении, прекращена. При этом безосновательным признается неоднократное обращение, в котором гражданином не приводятся новые доводы или обстоятельства, подлежащие дополнительной проверке.

Таким образом, в данном случае повторная проверка заявления не производится, заявителю направляется ответ о том, что его обращение уже было рассмотрено, с указанием на то, какое решение было принято по обращению.

В дальнейшем ответы на повторные обращения не представляются, заявление списывается в номенклатурное дело.

Подводя итоги, следует сказать о том, что в настоящее время взаимодействие граждан с подразделениями ГИБДД МВД России (в т. ч. на уровне МВД по Чувашской Республике) в рамках реализации норм об ответственности за административные правонарушения, предусмотренные статьей 12.19 КоАП РФ, недостаточно эффективно. В первую очередь это вызвано определенной правовой безграмотностью большинства граждан, направляющих в подразделения ГИБДД заявления о правонарушениях, не подкрепленные соответствующей доказатель-

ственной базой. С другой стороны, не все сотрудники ГИБДД в настоящее время способны быстро и грамотно, в соответствии с правовыми нормами, реагировать на поступающие заявления и принимать по ним законные и обоснованные решения.

Решение данных проблем мы видим в проведении работы в двух направлениях. Во-первых, разъяснительная работа с гражданами (распространение памятки о правилах фотовидеофиксации административных правонарушений; разъяснение о порядке обращения с заявлениями в полицию). Во-вторых, теоретические занятия с сотрудниками ГИБДД по изучению порядка приема заявлений от граждан по фактам административных правонарушений, предусмотренных статьей 12.19 КоАП РФ, порядка проведения проверки и принятия решения по этим заявлениям (то есть изучение алгоритмов действий сотрудника ГИБДД в конкретных рассмотренных нами ситуациях).

Примечания

1. Собрание законодательства РФ. 2011. № 7, ст. 900.

2. Собрание законодательства РФ. 2014. № 14, ст. 1536.

3. Самойлюк Р.Н., Афанасьев А.Ю., Миннеба-ев Р.Х. Особенности административно-юрисдикци-онной деятельности ГИБДД по обеспечению безопасности дорожного движения // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. 2015. № 4 (32).

Notes

1. Collection of the legislative acts of the RF. 2011, № 7, аг1 900.

2. Collection of the legislative acts of the RF. 2014. № 14, аг1 1536.

3. Samoylyuk R.N., Afanasyev A.Yu., Minneba-ev R.H. Features of administrative and jurisdictional activities of traffic police for traffic safety // Legal science and practice: Journal of Nizhny Novgorod academy of the Ministry of internal affairs of Russia. 2015. № 4 (32).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.