Научная статья на тему 'О профилактике правонарушений и безопасности дорожного движения'

О профилактике правонарушений и безопасности дорожного движения Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1531
117
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВИЛА ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ / НАРУШЕНИЯ ПДД / ФОТОВИДЕОФИКСАЦИЯ / РАДАР / TRAFFIC REGULATIONS / VIOLATION OF TRAFFIC REGULATIONS / PHOTO-VIDEO RECORDING / RADIOLOCATOR

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Жукова П.Н., Насонова В.А.

В статье рассмотрены современные автоматизированные комплексы контроля дорожного движения, используемые для профилактики дорожно-транспортных происшествий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Жукова П.Н., Насонова В.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On Crime Prevention and Road Safety

The article describes the modern automated traffic control systems, used for the prevention of traffic accidents.

Текст научной работы на тему «О профилактике правонарушений и безопасности дорожного движения»

О ПРОФИЛАКТИКЕ ПРАВОНАРУШЕНИЙ И БЕЗОПАСНОСТИ

ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ

ON CRIME PREVENTION AND ROAD SAFETY

П.Н. ЖУКОВА,

доктор физико-математических наук (Белгородский юридический институт МВД России)

В.А. НАСОНОВА,

кандидат физико-математических наук (Белгородский юридический институт МВД России)

P.N. ZHUKOVA,

Doctor of Physical and Mathematical Sciences

(Belgorod Law Institute of the Ministry of the Interior of the Russian Federation)

V.A. NASONOVA,

Candidate of Physical and Mathematical Sciences

(Belgorod Law Institute of the Ministry of the Interior of the Russian Federation)

Аннотация: в статье рассмотрены современные автоматизированные комплексы контроля дорожного движения, используемые для профилактики дорожно-транспортных происшествий.

Ключевые слова: правила дорожного движения, нарушения ПДД, фотовидеофиксация, радар.

Abstract: the article describes the modern automated traffic control systems, used for the prevention of traffic accidents.

Keywords: traffic regulations, violation of traffic regulations, photovideo recording, radiolocator.

П^ о данным статистики основным видом дорожно-транспортных происшествий (ДТП) являются столкновения транспортных средств и наезды на пешеходов, главными причинами совершения которых остаются несоответствие скорости конкретным условиям, выезд на полосу встречного движения, нарушение правил проезда пешеходных переходов. Так, за 6 месяцев 2013 года на территории Белгородской области зарегистрировано 551 дорожно-транспортное происшествие, в которых 106 человек погибли и 64 3 получили травмы.

На основе Концепции ФЦП «Повышение безопасности дорожного движения в 20132020 годах», утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 октября 2012 года №1995-р в Белгородской области принята долгосрочная целевая программа "Профилактика правонарушений, борьба с преступностью, обеспечение безопасности дорожного движения в Белгородской области на 2013 -2 02 0 годы", которая определяет комплекс мер, направленных на повышение эффективности профилактики правонарушений, борьбы с преступностью и обеспечения безопасности дорожного движения на территории Белгородской области посредством координации деятельности органов государственной власти области, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и граждан в данном направлении.

Данная Программа отвечает реализации Концепции развития аппаратно-программного комплекса «Безопасный город», в рамках которой в целях снижения количества дорожно-транспортных происшествий и тяжести их последствий, для предупреждения и выявления нарушений Правил дорожного движения на территории Белгородской области функционируют стационарные комплексы фотовидеофиксации нарушений ПДД «Аргус», «Стрелка», а также передвижные комплексы «КРИС», «Арена» и «Паркон». В дальнейшем, для привлечения собственников транспортных средств к административной ответственности по статье 12.9 КоАП РФ «Превышение установленной скорости движения» и статье 12.19 КоАП РФ «Нарушение правил остановки или стоянки транспортных средств», информация о выявленных нарушениях предоставляется по каналам связи в Центр автоматизированной фиксации административных правонарушений в области дорожного движения (ЦАФАП ОДД) ГИБДД.

За январь-июнь 2013 года сотрудниками регионального УГИБДД по Белгородской области выявлено 243 128 нарушений правил дорожного движения, ЦАФАП ОДД УМВД России по Белгородской области вынесено 125 660 постановлений по делам об административных правонарушениях, что меньше на 3%, чем в 2012 году. По итогам 11 месяцев 2013 г. на территории Белгородского района отмечено снижение количества аварийности на 18,5 % (103 ДТП), при этом отмечено снижение количества погибших в них людей -19,4 % (25 АППГ 31). Основными причинами ДТП являются: несоответствие скорости - 41 ДТП, нарушение правил обгона, выезд на встречную полосу - 12, несоблюдения очередности проезда - 25 ДТП [3].

Несомненно, большую роль в снижении нарушений ПДД сыграли многофункциональные комплексы измерения скорости транспортных средств. Ежедневное использование специальных комплексов фиксации нарушений ПДД в очагах аварийности оказывает непосредственное влияние на участников дорожного движения, а неотвратимость наказания непосредственно вынуждает водителей, нарушающих скоростной режим, строго соблюдать ПДД. На первое полугодие 2013 года на территории Белгородской области установлено 54 комплекса фото- и видеофиксации нарушений правил дорожного движения, работающих в автоматическом режиме.

Комплексы измерения скорости транспортных средств фоторадарные датчики обладают следующими характеристиками: дальность измерения скорости, диапазон измеряемых скоростей, рабочая частота измерителя скорости, максимальная дальность визуального определения ГРЗ ТС по фотоизображению при освещенности не менее 50 лк в зоне контроля, максимальная дальность передачи данных на ноутбук МП по радиоканалу, максимальное количество кадров, сохраняемых на флеш-накопителе датчика, определение географических координат места нарушения с помощью встроенного модуля навигации ГЛОНАСС/GPS.

Говоря о стационарных радарных установках, в первую очередь хотелось бы отметить ККДДАС «Стрелка», производитель ООО «Системы передовых технологий», г. Москва. Данный полицейский комплекс оснащен уникальной камерой видеофиксации, способной отследить нарушение на расстоянии до 1 километра, минимальная дальность измерения скоростей - 50 м, при этом автоматизированный стационарный прибор отслеживает не один автомобиль-нарушитель, а весь транспортный поток сразу, обрабатывая одновременно весь участок дорожного полотна в пределах до 1 км, видеозапись движения - не менее 8 кадров в секунду, количество одновременно обрабатываемых полос - 4, дальность передачи данных до 3 0 км, по радиоканалу до 5 км.

Многофункциональными стационарными фоторадарными комплексами измерения скорости транспортных средств являются представители фирмы-производителя ООО "Симикон", г. С.-Петербург - «КОРДОН», «КРИС» С. Рабочий диапазон измеряемых

скоростей от 20 до 250 км/ч, количество контролируемых полос движения одним датчиком до 4 полос (примерно 15 м), возможность выгрузки данных о зафиксированных нарушениях по резервному беспроводному каналу связи (Wi-Fi), дальность измерения скоростей от 3 до 150 м [1].

Одной из важных составляющих по профилактике ДТП является работа личного состава ГИБДД с передвижными комплексами фотофиксации нарушений скоростного режима «КРИС» П и «Арена», с помощью данных приборов возможно оперативно влиять на возникающую дорожно-транспортную обстановку, устанавливая их в местах концентрации ДТП.

Фоторадарный передвижной комплекс «КРИС» П является оперативно-техническим средством автоматического контроля скоростного режима и предназначен для фото- и видеофиксации нарушений ПДД. Комплекс устанавливается сбоку от контролируемого участка дороги. Имеется возможность передачи данных и кадров на Мобильный пост по радиоканалу до 1,5 км либо в Центр обработки данных (ЦОД) с помощью флеш-накопителя.

Фоторадарный датчик оборудован программно-аппаратными средствами для автоматического распознавания государственных регистрационных знаков транспортных средств и проверки их по различным федеральным и региональным базам.

Нарушение скоростного режима является не единственной причиной ДТП. Еще одна проблема, которая является причиной ДТП - затруднение движения в городах, связанное с нарушением правил остановки или стоянки транспортных средств.

Современным видеофиксатором нарушения парковки транспортных средств является комплекс «Паркон», снабженный автоматической обработкой данных на центральном посту с помощью фоторадарного сервера «Кристалл». Дальность распознавания ГРЗ в светлое время суток (темное с прожектором) не менее 20 метров, скорость записи - до 16 кадров/сек.

«Паркон» может применяться для автоматической регистрации следующих нарушений ПДД:

- нарушение правил остановки или стоянки ТС на полосе для маршрутных транспортных средств (Ст. 12.19 ч.4 КоАП);

- нарушение правил остановки или стоянки ТС на проезжей части, где стоянка запрещена дорожными знаками или дорожной разметкой (Ст. 12.19 ч.1 КоАП);

- нарушение правил остановки или стоянки ТС на тротуаре (Ст. 12.19 ч.3 КоАП) [2].

В заключение следует отметить, что специальные технические средства, состоящие на вооружении Госавтоинспекции, играют немаловажную роль не только при профилактике нарушений ПДД, но и в раскрытии преступлений. Постоянно осуществляется взаимодействие с подразделениями уголовного розыска с целью отслеживания возможного передвижения преступников для проведения дальнейших оперативно-поисковых мероприятий.

1. http://www.fundmetrology.ru сайт Федерального информационного фонда по обеспечению единства измерений. Госреестр утвержденных типов средств измерений.

2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ // Российская газета от 31 декабря 2001 г. №256.

3. http://www.gibdd.rU/r/31 сайт Госавтоинспекции МВД России.

4. Солдатов А.П., Никулин А.И. Профилактика дорожного травматизма на территории Белгородской области // Проблемы правоохранительной деятельности. 2013. № 2. С.10-12.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.