Научная статья на тему 'Государственный экзамен слушателей заочной формы, обучающихся в вузах МВД России по программам бакалавриата. Методика подготовки и проведения'

Государственный экзамен слушателей заочной формы, обучающихся в вузах МВД России по программам бакалавриата. Методика подготовки и проведения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
528
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИЯ / АДМИНИСТРАТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ / ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАСТКОВОГО УПОЛНОМОЧЕННОГО ПОЛИЦИИ / КОМПЛЕКСНОСТЬ / ПОЛИГОН / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / THE STATE FINAL ATTESTATION / THE ADMINISTRATIVE ACTIVITY OF INTERNAL AFFAIRS BODIES / ORGANIZATION OF ACTIVITY OF POLICE COMMISSIONERS / COMPLEXITY / POLYGON / PROFESSIONAL AND SPECIALIZED COMPETENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Вызулин Евгений Александрович, Васильев Вячеслав Вениаминович

В статье рассматриваются наиболее важные, с точки зрения авторов, вопросы методики подготовки и проведения государственного экзамена по дисциплине «Административная деятельность органов внутренних дел. Организация деятельности участкового уполномоченного полиции» на факультете заочного обучения Нижегородской академии МВД России по программам бакалавриата, направление подготовки 039000.62 «Юриспруденция», профиль подготовки деятельность участкового уполномоченного полиции на базе среднего профессионального образования и высшего профессионального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Вызулин Евгений Александрович, Васильев Вячеслав Вениаминович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

State examination of students of correspondence studying in the Ministry of internal affairs of the Russian Federation for undergraduate. Methods of preparation and conduct

This article discusses the most important, from the point of view of the authors, the methods of preparation and conduct of state exam on the discipline «Administrative activity of internal affairs bodies. Organization of activity of precinct police» at the faculty of distance learning of the Nizhny Novgorod academy of the interior Ministry of the Russian Federation in undergraduate, area of training 039000.62 «Jurisprudence», specialization the activities of police commissioners on the basis of secondary professional education and higher professional education.

Текст научной работы на тему «Государственный экзамен слушателей заочной формы, обучающихся в вузах МВД России по программам бакалавриата. Методика подготовки и проведения»

интеграция правовой пачки и высшего юридического овразования

(ДИДАКТИЧЕСКИЙ аСПЕКТ)

УДК 378.14

Вызулин Евгений Александрович Vyzulin Evgeny Alexandrovich

старший преподаватель кафедры административной деятельности органов внутренних дел

Нижегородская академия МВД России (603950, Нижний Новгород, Анкудиновское шоссе, 3)

senior lecturer, department of administrative activities of internal affairs

Nizhny Novgorod academy of the Ministry of internal affairs of Russia (3 Ankudinovskoye shosse, Nizhny Novgorod, 603950)

E-mail: [email protected]

Васильев Вячеслав Вениаминович Vasiliev Vyacheslav Veniaminovich

кандидат юридических наук, доцент, профессор кафедры административной деятельности органов внутренних дел

Нижегородская академия МВД России (603950, Нижний Новгород, Анкудиновское шоссе, 3)

сandidate of sciences (law), associate professor, the professor department of administrative activities of internal affairs

Nizhny Novgorod academy of the Ministry of internal affairs of Russia (3 Ankudinovskoye shosse, Nizhny Novgorod, 603950)

E-mail: [email protected]

Государственный экзамен слушателей заочной формы, обучающихся в вузах МВД России по программам бакалавриата. Методика подготовки и проведения

State examination of students of correspondence studying in the Ministry of internal affairs of the Russian Federation for undergraduate.

Methods of preparation and conduct

В статье рассматриваются наиболее важные, с This article discusses the most important, from the

точки зрения авторов, вопросы методики подготовки и point of view of the authors, the methods of preparation

проведения государственного экзамена по дисципли- and conduct of state exam on the discipline «Adminis-

не «Административная деятельность органов вну- trative activity of internal affairs bodies. Organization

тренних дел. Организация деятельности участкового of activity of precinct police» at the faculty of distance

уполномоченного полиции» на факультете заочного learning of the Nizhny Novgorod academy of the inte-

обучения Нижегородской академии МВД России по rior Ministry of the Russian Federation in undergraduate,

программам бакалавриата, направление подготовки area of training 039000.62 «Jurisprudence», specializa-

039000.62 «Юриспруденция», профиль подготовки — tion — the activities of police commissioners on the basis

деятельность участкового уполномоченного полиции of secondary professional education and higher profes-

на базе среднего профессионального образования и sional education. высшего профессионального образования.

Ключевые слова: государственная итоговая ат- Keywords: the state final attestation, the adminis-

тестация, административная деятельность органов trative activity of internal affairs bodies, organization of

внутренних дел, организация деятельности участко- activity of police commissioners, complexity, polygon,

вого уполномоченного полиции, комплексность, по- professional and specialized competence. лигон, профессионально-специализированные компетенции.

интЕГРация правовой пачки и высшего юридического овразования

(дидактичЕский аспЕкт)

Процесс перехода российского высшего образования на новые стандарты и Болонскую модель не оставил в стороне и такую ведомственную образовательную систему, как вузы МВД России.

В 2012 году на факультете заочного обучения Нижегородской академии МВД России впервые был осуществлен набор лиц для обучения по программам бакалавриата, направление подготовки 039000.62 «Юриспруденция», профиль подготовки — деятельность участкового уполномоченного полиции на базе среднего профессионального образования и высшего профессионального образования.

В 2016 году академия планирует проведение государственной итоговой аттестации данной категории слушателей. Государственная итоговая аттестация обучающихся на базе среднего профессионального образования запланирована на февраль, на базе высшего профессионального образования — на май.

Целью настоящей статьи авторы видят рассмотрение наиболее важных, с их точки зрения, вопросов методики подготовки и проведения государственного экзамена по дисциплине «Административная деятельность органов внутренних дел. Организация деятельности участкового уполномоченного полиции».

Наше краткое исследование в вопросах методики подготовки и проведения государственной итоговой аттестации предполагает решение следующих вопросов:

1. Государственный экзамен по дисциплине «Административная деятельность органов внутренних дел. Организация деятельности участкового уполномоченного полиции» предполагает наличие теоретического и практического элементов.

2. Экзамен проводится в течение двух дней: первый день — теоретическая часть, второй день — практическая часть.

3. Теоретическая часть экзамена одновременно содержит элементы Общей и Особенной частей, как учебной дисциплины «Административная деятельность органов внутренних дел», так и учебной дисциплины «Организация деятельности участкового уполномоченного полиции».

4. Практическая часть государственного экзамена проводится исключительно на базе специализированного учебно-тематического поли-

Мы все учились понемногу

Чему-нибудь и как-нибудь...

А. С. Пушкин. «Евгений Онегин» [1]

гона подготовки участкового уполномоченного полиции.

5. В проведении практической части государственного экзамена выпускающая кафедра задействует статистов в цивильной форме одежды.

Дисциплина, выносимая на государственный экзамен, — «Административная деятельность органов внутренних дел. Организация деятельности участкового уполномоченного полиции» в равной мере объединяет две самостоятельные учебные дисциплины:

— административная деятельность органов внутренних дел;

— организация деятельности участкового уполномоченного полиции.

Специфической особенностью обеих учебных дисциплин является их ярко выраженная практическая направленность. Обе учебные дисциплины являются не только дисциплинами специализации, но и системообразующими при формировании профессиональных и профессионально-специализированных компетенций выпускника по профилю подготовки «деятельность участкового уполномоченного полиции». Упомянутая особенность требует от государственной экзаменационной комиссии полноценной проверки:

— строго упорядоченного комплекса теоретических знаний об административной (управленческой) деятельности органов внутренних дел, их структуре, порядке функционирования и особенностях взаимодействия;

— строго упорядоченного комплекса теоретических знаний, определяющих понятие и содержание деятельности участкового уполномоченного полиции;

— уровня сформированности профессиональных и профессионально-специализированных компетенций участкового уполномоченного полиции.

Таким образом, обозначенная комплексность государственного экзамена предполагает двухуровневую проверку: а) теоретических знаний, б) сформированности профессиональных и профессионально-специализированных компетенций выпускника.

Опыт организации и приема государственных экзаменов кафедрами оперативно-разыскной деятельности и профессиональной деятельности сотрудников подразделений эко-

интеграция правовой начни и высшЕго юридического овразования

(дидактический аспект)

номической безопасности и противодействия коррупции Нижегородской академии МВД России наглядно показал:

1) проверки теоретических знаний и сформи-рованности компетенций разнесены во времени на первую и вторую половину дня;

2) данная система организации государственного экзамена, при всей ее положительности и значимости, вызывает значительное количество вопросов и проблем не только методического, но и организационного характера. В частности, задействованный на экзамен аудиторный фонд увеличивается как минимум в три раза;

3) крайняя затруднительность проведения дополнительного государственного экзамена для выпускника, по уважительным причинам отсутствовавшего во время основного экзамена;

4) автоматический перенос данного опыта на экзамен «Административная деятельность органов внутренних дел. Организация деятельности участкового уполномоченного полиции» не представляется возможным.

С учетом упомянутого опыта положительно был решен вопрос о проведении государственного экзамена по дисциплине «Административная деятельность органов внутренних дел. Организация деятельности участкового уполномоченного полиции» в два дня. Данная организация обеспечит более качественную и целенаправленную подготовку выпускников к различным элементам государственного экзамена; оптимизацию учебной нагрузки профессорско-преподавательского состава; высвобождение аудиторного фонда в течение учебного дня.

Обе учебные дисциплины («Административная деятельность органов внутренних дел», «Организация деятельности участкового уполномоченного полиции») несут в себе теоретико-прикладную направленность и содержат в своей структуре как общую (теоретическую), так и особенную (теоретико-прикладную) части. В качестве одной из задач выпускающей кафедры, подготавливающей материалы к экзамену (билеты к теоретической части), авторы видят соблюдение баланса и равнозначности теоретических вопросов, включаемых в экзаменационный билет. В рамках идеальной модели означенный экзаменационный билет должен содержать минимум 4 вопроса (по 2 из каждой учебной дисциплины, по общим и особенным частям). Реальный экзаменационный билет содержит в себе два вопроса, по одному из каждой учебной дисциплины. Возмож-

ный третий вопрос билета создаст перекос в пользу одной из учебных дисциплин, а переход к идеальной модели значительно увеличивает трудозатраты на экзамен и нагрузку на выпускников. Если учебные дисциплины, входящие в дисциплину государственного экзамена, закреплены за разными кафедрами вуза, то подготовленные выпускающей кафедрой материалы к экзамену в обязательном порядке выносятся на рассмотрение и утверждение совместного заседания кафедр. К сожалению, данная модель не позволяет максимально полно и объективно проверить теоретические знания выпускника по обеим учебным дисциплинам. Вместе с тем, авторы настаивают, что в структуре экзаменационного билета один из вопросов должен быть из общей, второй — из особенной части.

Требования МВД России о резком усилении практической направленности подготовки сотрудников полиции в ведомственных вузах предполагает окончательный уход от решения на экзамене практических экзаменационных задач на базе необорудованной учебной аудитории. Профиль выпускника-бакалавра — участковый уполномоченный полиции и, следовательно, на практическую часть государственного экзамена должно выноситься непосредственное решение выпускником проблемных ситуаций текущей деятельности участкового уполномоченного полиции территориального ОВД:

— профилактический обход и проблемы его проведения;

— прием граждан, регистрация жалоб и обращений;

— проведение индивидуальной профилактической работы;

— проблемные вопросы административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, и пр.

Правильность решения всех этих и иных проблем, возникающих в практической деятельности участкового уполномоченного полиции, требует проведения практической части государственного экзамена на базе учебно-тематического полигона (полигонов) подготовки участкового уполномоченного полиции и сотрудников охраны общественного порядка. В своих статьях о методике проведения выпускных квалификационных испытаний [2; 3; 4] авторы обосновывали наличие на полигоне полноценного аудио-, видеоконтроля с возможностью трансляции в помещении, где находятся члены государственной экзаменационной комиссии, и записи. Данная методика полно-

интегряция правовой начни и высшего юридического обрязовяния

(ДИДаКТИЧЕСКИЙ аспЕнт)

стью применима и для проверки сформированное™ профессионально-специализированных компетенций выпускников-бакалавров. Нахождение членов государственной экзаменационной комиссии вне пределов полигона создает для выпускника максимальное «погружение в реальность» и необходимость полностью самостоятельного принятия решения, видеозапись исключает элемент предвзятости при возможной апелляции.

Решение практической задачи из числа проблемных вопросов деятельности участкового уполномоченного полиции требует от организаторов практического элемента экзамена — выпускающей кафедры — наличие такого методического инструментария, как участники проблемной ситуации — статисты, соответствующие следующим требованиям:

— они должны быть не знакомы выпускнику;

— внешние данные статистов должны, по возможности, соответствовать условиям практической вводной;

— статисты должны находиться в гражданской одежде.

По мнению авторов, качественная подготовка статистов является наиболее сложным элементом практической части государственного экзамена по дисциплинам «Административная деятельность органов внутренних дел», «Организация деятельности участкового уполномоченного полиции» у выпускников-бакалавров. Наиболее общие вопросы подготовки статистов к участию в проведении итоговой аттестации авторами рассматривались в статье «Проблемные вопросы методики проведения комплексных профессиональных испытаний у слушателей факультета профессионального обучения Нижегородской академии МВД России» [4]. Данная методика, по нашему мнению, применима и приемлема при подготовке и проведении ГИА выпускников-бакалавров.

Таковы, на наш взгляд, общие вопросы методики подготовки к проведению ГИА по дисциплинам «Административная деятельность органов внутренних дел», «Организация деятельности участкового уполномоченного полиции» у выпускников-бакалавров по направлению подготовки 039000.62 «Юриспруденция», профиль подготовки — деятельность участкового уполномоченного полиции на базе СПО и ВПО. Они позволяют максимально полно выполнить требования МВД России об оптимизации и максимальной практической направленности обучения, усилить межпредметные связи и взаимодействие кафедр вуза, осуществляю-

щих подготовку выпускника к практической деятельности.

Авторы благодарят Е.Е. Дурневу [5] и Т.В. Янькову [6] за внимание к рассматриваемым авторами проблемам профессионального обучения в образовательных организациях и вузах МВД России и приглашают всех неравнодушных к продолжению дискуссии.

Примечания

1. Собрание сочинений: в 10 т. М., 1959. Т. 4. URL: http://refdb.ru/look/1101627.html (дата обращения: 14.12.2015).

2. Методические особенности проведения теоретических занятий по административной деятельности ОВД со слушателями факультета профессионального обучения // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. 2015. № 2 (30).

3. Васильев В.В., Супрунов А.Г., Столпов-ский Д.М. Методические особенности проведения практического занятия с использованием полигонов и привлечением сотрудника территориального ОВД со слушателями, обучающимися по линии ООП на факультете профессионального обучения Нижегородской академии МВД России // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. 2014. № 2 (26).

4. Вызулин Е.А., Васильев В.В., Майорова С.А., Плавинская Ю.Б. Проблемные вопросы методики проведения комплексных профессиональных испытаний у слушателей факультета профессионального обучения Нижегородской академии МВД России // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. 2015. № 3 (31).

5. Дурнева Е.Е. Итоговая государственная аттестация бакалавров, обучающихся по федеральным государственным образовательным стандартам третьего поколения // Международный журнал экспериментального образования. 2013. № 10.

6. Янькова Т.В. Проблемы проведения практических занятий по программам профессионального обучения (профессиональной подготовки) с привлечением сотрудников органов внутренних дел // Подготовка кадров для силовых структур: современные направления и образовательные технологии: материалы Двадцатой всероссийской научно-методической конференции. Иркутск, 2015.

Notes

1. Collected works: in 10 vol. Moscow, 1959. Vol. 4. URL: http://www.rvb.ru/pushkin. (reference date: 11.12.2015).

2. Vasilyev V.V., Vyzulin E.A., Suprunov A.G. Methodological features of the theoretical studies on the administrative activities of the deportment of internal affairs with the students of the faculty of professional educa-

интЕГРация правовой начни и высшего юридического образования

(дидактичЕСкий аспЕкт)

tion // Legal science and practice: Journal of Nizhny Novgorod academy of the Ministry of internal affairs of Russia. 2015. № 2 (30).

3. Vasilyev V.V., Suprunov A.G., Stolpovskiy D.M. Methodological features of practical exercises using landfills and employee involvement territorial ATS with students studying at the faculty through vocational training Nizhny Novgorod academy of the Russian Interior Ministry // Legal science and practice: Journal of Nizhny Novgorod academy of the Ministry of internal affairs of Russia. 2014. № 2 (26).

4. Vyzulin E.A., Vasilyev V.V., Mayorova S.А., Plavin-skaya J.B. Problems of methodology of integrated professional trial the students of the faculty of professional

education Nizhny Novgorod Academy of the Ministry of Internal Affairs of Russia. // Legal science and practice: Journal of Nizhny Novgorod academy of the Ministry of internal affairs of Russia. 2015. № 3 (31).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Durneva E.E. Final state certification bachelors students by Federal state educational standards of the third generation // International journal of experimental education. 2013. № 10.

6. Yan'kova T.V. Problems of practical classes in vocational training programs (training) with staff of internal affairs bodies // Training for law enforcement agencies: current trends and educational technology the proceedings: of the twentieth national scientific-methodical conference. Irkutsk, 2015.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.