Научная статья на тему 'Типизация как способ минимизации временных затрат на оформление схемы места совершения дорожно-транспортного происшествия аварийными комиссарами'

Типизация как способ минимизации временных затрат на оформление схемы места совершения дорожно-транспортного происшествия аварийными комиссарами Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
233
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОЕ ПРОИСШЕСТВИЕ / СХЕМА МЕСТА СОВЕРШЕНИЯ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВОНАРУШЕНИЯ / ТИПЫ УСТРОЙСТВ ДОРОГИ / АВАРИЙНЫЕ КОМИССАРЫ / ТИПИЗАЦИЯ / TRAFFIC ACCIDENT / THE CIRCUIT-COMMITTED SPACE OF AN ADMINISTRATIVE OFFENSE / DEVICE TYPES / ROADS / EMERGENCY COMMIS-SARAH TYPING

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Воробъев Андрей Львович, Колчина Ирина Викторовна, Лукоянов Владимир Андреевич

Проведен анализ мест совершения дорожно-транспортных пришествий на основании которого предложены к использованию типовые бланки схем совершения административного правонарушения, позволяющие оптимизировать работу аварийных комиссаров в рамках составления схемы совершения ДТП.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CLASSIFICATION AS A WAY TO MINIMIZE THE TIME SPENT ON THE SITE DIAGRAM CLEARANCE ARE ROAD ACCIDENTS AVERAGE COMMISSIONER

The analysis places the commission of road traffic on the comings wasps Considerations which proposed the use of standard forms commission schemes ad-ministrative offense to optimize the work of emergency commissioners as part of drawing up the scheme of the accident.

Текст научной работы на тему «Типизация как способ минимизации временных затрат на оформление схемы места совершения дорожно-транспортного происшествия аварийными комиссарами»

УДК 656.08; 625.096; 303.442.42

ТИПИЗАЦИЯ КАК СПОСОБ МИНИМИЗАЦИИ ВРЕМЕННЫХ ЗАТРАТ НА ОФОРМЛЕНИЕ СХЕМЫ МЕСТА СОВЕРШЕНИЯ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОГО ПРОИСШЕСТВИЯ АВАРИЙНЫМИ КОМИССАРАМИ

А. Л. Воробьев, И. В. Колчина, В. А. Лукоянов

Проведен анализ мест совершения дорожно-транспортных пришествий на основании которого предложены к использованию типовые бланки схем совершения административного правонарушения, позволяющие оптимизировать работу аварийных комиссаров в рамках составления схемы совершения ДТП.

Ключевые слова: дорожно-транспортное происшествие, схема места совершения административного правонарушения, типы устройств дороги, аварийные комиссары, типизация.

Жители городов ежедневно сталкиваются с проблемами заторов на дорогах, где даже самое незначительное дорожно-транспортное происшествие (ДТП) может парализовать движение всего автотранспорта и способствовать образованию многокилометровых «пробок», что, в свою очередь, непосредственно влияет на оперативность работы экстренных служб и безопасность дорожного движения. Ожидание экипажа ГИБДД для оформления ДТП может затянуться не на один час, поскольку время приезда к месту аварии на сегодняшний день ни чем не регламентировано. В этих условиях услуги, которые предлагают аварийные комиссары по оформлению ДТП, позволяют если не полностью справиться, то, по крайней мере, облегчить решение обозначенной проблемы [1].

Рассмотрев предложенные в работе [2] показатели качества услуг аварийных комиссаров, можно сделать вывод, что основным фактором, который влияет на время ликвидации затора, является оперативность оказания этой услуги. Данный показатель характеризует различные временные процессы оказания услуги аварийными комиссарами: от рассмотрения поступившей заявки от участников ДТП, прибытия комиссаров к месту аварии до составления схемы совершения административного правонарушения и оформления других, необходимых для ГИБДД и страховых организаций документов.

Предметом исследования в данной статье является процесс составления и оформления схемы места совершения ДТП, поскольку именно эта процедура отнимает много времени на первоначальном этапе оказания услуг аваркомами и напрямую влияет на критическое время устранения затора [3]. Вместе с этим, не только от оперативности оформления схемы ДТП, но и от ее четкости и грамотности составления зависит дальнейшая судьба участников ДТП при определении виновной стороны.

Схема места административного правонарушения представляет собой графическое изображение плана местности, где указываются дорожная обстановка; транспортные средства-участники ДТП; следы и предметы, имеющие отношение к аварии. Схема является основным доказательством происшествия и определения виновника аварии и, как было уже показано, ее составление - это одна из трудоемких и ответственных процедур во всем процессе работы аварийных комиссаров.

На сегодняшний день составление схемы места совершения административного правонарушения регламентируется приказом МВД России №185, а именно приложением 7 [4]. Обзор соответствующей литературы и нормативно-правовых источников показал, что на данный момент нет единой инструкции по стандартному составлению схемы места совершения административного правонарушения.

Российский союз автостраховщиков в соответствии с ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» утвердил «Правила применения Типовых схем дорожно-транспортных происшествий и распределение ответственности участников дорожно-транспортного происшествия за причиненный ими вред при оформлении документов по дорожно-транспортным происшествиям без участия уполномоченных на то сотрудников милиции» [5]. Данные правила включают в себя типовые схемы наиболее распространенных дорожно-транспортных происшествий с участием двух транспортных средств в процессе дорожного движения и комментарии по оценке действий водителей в рамках исполнения отдельных положений Правил дорожного движения РФ в целях распределения между ними ответственности за материальный ущерб, причиненный в результате ДТП. Разработанные Типовые схемы и методы установления ответственности основываются на нормах и принципах, содержащихся в Правилах дорожного движения РФ, анализе практики рассмотрения материалов по ДТП в строевых подразделениях дорожно-патрульной службы МВД России и с учетом опыта применения подобных схем в европейских странах.

Анализ «Правил применения Типовых схем ДТП...»[5] показал, что рассмотренные в них 74 варианта возможных дорожных происшествий, во-первых, ограниченны в применении пунктом 2.6.1 ПДД [6], т.е. не рассматривают «тяжелые» случаи ДТП, во-вторых, схематично представляют ситуацию на дороге, возникшую во время аварии, а это, в свою очередь, позволяет организовать применение типовых форм бланков схем места совершения ДТП.

Для типизации процесса оформления схемы места ДТП необходимо определиться с термином «место совершения ДТП», которое определяется в зависимости от содержания понятия «дорога», так как в определении дорожно-транспортного происшествия говориться, что таким является то со-

бытие, которое возникло в процессе движения по дороге [6]. В этих же правилах [6] под термином «дорога» понимается обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения, которая включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии.

Необходимо отметить, что здесь использован обобщенный термин «дорога», который включает в себя все типы улиц и дорог, независимо от мест их расположения. В рамках же проводимого исследования и с учетом географии мест оказания услуг аварийными комиссарами будем также использовать термин «городские улицы», которые также являются разновидностью дорог. Применительно к городам и другим населенным пунктам под термином «городские улицы» подразумевается та часть улицы, которая расположена между внешними границами тротуаров или газонов (обочин) и называется «проезжая часть». Проезжая часть является главным элементом дороги и предназначена для движения безрельсовых транспортных средств.

Также, исходя из общего понятия «дороги», городские улицы включают в свою структуру, кроме проезжей части, и такие элементы, как трамвайные пути, тротуары, газоны (обочины), разделительные полосы при их наличии. Кроме того, местом совершения ДТП в населенных пунктах считается и та территория, которая является частью транспортной инфраструктуры населенного пункта.

На основании данных ГИБДД Оренбургской области «О состоянии» аварийности на автомототранспорте за период с 01.01.14 по 31.10.14 в зависимости от мест совершения ДТП была построена диаграмма Паре-то, представленная на рис. 1.

Аварии

Рис. 1. Диаграмма Парето по местам совершения ДТП

20

В результате анализа полученных данных можно сделать вывод, что наиболее частые места столкновения возникают на перекрестках, перегонах и пешеходных переходах. При этом термин «перегон» является узкоспецифическим термином, принятым службой ГИБДД при оформлении статистики о состоянии аварийности на автомототранспорте. В условиях работы аварийных комиссаров в рамках территории города авторами предлагается использовать термин «перегон» как прямую дорогу от одного перекрестка до другого.

Таким образом, объектами типизации при составлении схем мест совершения ДТП могут являться:

- перекресток (рис. 2 - 5);

- перегон/прямая (рис. 6);

- пешеходный переход (рис. 7).

Перекрестки, в свою очередь, на основании пункта 1.3 [6] можно разделить на:

- крестообразные перекрестки (рис. 2);

- Т-образные перекрестки (рис. 3);

- У-образные перекрестки (рис. 4);

- перекрестки с организацией кругового движения (рис. 5).

Рис. 2. Крестообразный перекресток

Рис. 3. Т-образный перекресток

21

Рис. 4. У-образный перекресток

Рис. 5. Круговое движение

Универсальный бланк, представленный на рис. 8, необходим для нестандартной дорожной ситуации, когда ни один из бланков не подходит для составления схемы ДТП.

Рис. 6. Перегон/прямая

Рис. 7. Пешеходный переход

Рис. 8. Универсальный бланк

Минимальное количество условных мест ДТП позволит быстро сориентироваться в сложившейся ситуации и определить, какую схему применить. Поэтому авторами предлагается составить семь основных типов схем мест административного правонарушения. Данные типы схем ДТП универсальны и могут применяться участниками дорожного происшествия, аварийными комиссарами и сотрудниками ГИБДД

Типизация схем мест совершения ДТП позволит:

- минимизировать время составления схемы, а следовательно, и время устранения ДТП;

- стандартизировать процесс оформления схем;

- повысить информационную совместимость и адекватное восприятие схемы места ДТП всеми его участниками;

- упростить процесс нанесения контура перекрестка на бланки

схемы;

- повысить достоверность оказания услуг аварийными комиссарами.

Список литературы

1. Воробьев А.Л., Колчина И.В. О необходимости нормативно-правового регулирования деятельности служб аварийных комиссаров // Международная научно-практическая конференция «Проектирование и управление автомобильными дорогами: реформирование учебных программ в Российской Федерации». Оренбург: ООО «ИПК Университет». 2014. С. 40-41.

2. Воробьев А.Л., Колчин И.В. Показатели качества услуг аварийных комиссаров // Сборник статей Международной научно-технической конференции «Наука, Техника, Инновации-2014». Брянск: НДМ, 2014. С 302 - 307.

3. Воробьев А. Л., Колчина И.В., Лукоянов В. А. Время как основной показатель качества услуг аварийных комиссаров // Сборник материалов I Международной (Х Всероссийской) научно-методической конференции «Инновации и наукоемкие технологии в образовании и экономики». Уфа: РИЦ Баш ГУ, 2014. С. 101-104.

4. Приказ МВД РФ от 2 марта 2009 г. № 185 , с изменениями от 3 октября 2014 г. «Об утверждении административного регламента министерства внутренних дел Российской федерации исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения» [Электронный ресурс]. Режим доступа http://base.garant.ru/12167826/ (дата обращения 23.10.2014).

5. Правила применения Типовых схем дорожно-транспортных происшествий и распределение ответственности участников дорожно-транспортного происшествия за причиненный ими вред при оформлении документов по дорожно-транспортным происшествиям без участия уполномоченных на то сотрудников милиции / Утверждено Решением Президиума РСА от 19 февраля 2009 г., с изменениями, утвержденными Решением Президиума РСА от 16 апреля 2009 г./ [Электронный ресурс]. Режим доступа www.gageneral.ru/sites/gageneral.ru/files/tipovye shemy DTP.pdf (дата обращения 23.10.2014).

6. Правилах дорожного движения. Утверждены постановлением Правительства Р Ф от 23 октября 1993г., с изменениями от 14 ноября 2014 г. / [Электронный ресурс]. Режим доступа www.consultant.ru/ popular/pdd/82 1.html#p202 (дата обращения 20.11.14 г.).

Воробьев Андрей Львович, канд. техн. наук, доц., [email protected], Россия, Оренбург, Оренбургский государственный университет,

Колчина Ирина Викторовна, старший преподаватель, [email protected], Россия, Оренбург, Оренбургский государственный университет,

Лукоянов Владимир Андреевич, заведующий лабораторией, [email protected], Россия, Оренбург, Оренбургский государственный университет

CLASSIFICA TION AS A WAY TO MINIMIZE THE TIME SPENT ON THE SITE DIAGRAM CLEARANCE ARE ROAD ACCIDENTS AVERAGE COMMISSIONER

A.L. Vorobyov, I.V. Kolchin, V.A. Lukoyanov

The analysis places the commission of road traffic on the comings wasps Considerations which proposed the use of standard forms commission schemes ad-ministrative offense to optimize the work of emergency commissioners as part of drawing up the scheme of the accident.

Key words: traffic accident, the circuit-committed space of an administrative offense, device types, roads, emergency commis-Sarah typing.

Vorobjev Andrew Lvovich, candidate of technical sciences, docent, [email protected], Russia Orenburg, Orenburg State University,

24

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.