Научная статья на тему 'Финансовое правовое обеспечение государственного надзора за состоянием дорожного покрытия в Российской Федерации'

Финансовое правовое обеспечение государственного надзора за состоянием дорожного покрытия в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
323
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЕЗОПАСНОСТЬ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ / КАЧЕСТВО ДОРОЖНОГО ПОКРЫТИЯ / ROAD SAFETY / STATE CONTROL / THE QUALITY OF THE ROAD SURFACE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Сальников Андрей Александрович, Гнездилова Дарья Михайловна

В статье рассмотрены организационно-юрисдикционные и финансово-правовые вопросы повышения эффективности контрольно-надзорной деятельности за безопасностью дорожного движения и состоянием дорожного покрытия федеральных и региональных дорог.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Сальников Андрей Александрович, Гнездилова Дарья Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with the organizational and jurisdictional and financial and legal issues of increasing the efficiency of control and supervision over road safety and the condition of the pavement of the federal and regional roads.

Текст научной работы на тему «Финансовое правовое обеспечение государственного надзора за состоянием дорожного покрытия в Российской Федерации»

ОТРЯСЛЕВЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЮРИДИЧЕСКОЙ НЯУКИ И ПРЯКТИКИ

УДК 34

Сальников Андрей Александрович Salnikov Andrey A.

кандидат юридических наук, доцент кафедры административного права и процесса Нижегородская академия МВД России (603950, Нижний Новгород, Анкудиновское шоссе, 3)

candidate of sciences (law), associate professor of the department of administrative law and procedure Nizhny Novgorod academy of the Ministry of internal affairs of Russia (3 Ankudinovskoye shosse, Nizhny Novgorod, 603950)

E-mail: cardiff@mail.ru

Гнездилова Дарья Михайловна Gnezdilova Darya M.

адъюнкт адъюнктуры

Нижегородская академия МВД России (603950, Нижний Новгород, Анкудиновское шоссе, 3) postgraduate student

Nizhny Novgorod academy of the Ministry of internal affairs of Russia (3 Ankudinovskoye shosse, Nizhny Novgorod, 603950)

E-mail: gnezdilova91@mail.ru

Финансовое правовое обеспечение государственного надзора за состоянием дорожного покрытия в Российской Федерации

Financial legal ensuring of state supervision of the condition of the road surface in Russia

В статье рассмотрены организационно-юрисдик-ционные и финансово-правовые вопросы повышения эффективности контрольно-надзорной деятельности за безопасностью дорожного движения и состоянием дорожного покрытия федеральных и региональных дорог.

Ключевые слова: безопасность дорожного движения, государственный контроль, качество дорожного покрытия.

The article deals with the organizational and jurisdictional and financial and legal issues of increasing the efficiency of control and supervision over road safety and the condition of the pavement of the federal and regional roads.

Keywords: road safety, state control, the quality of the road surface.

С наступлением 2016 года сохраняет актуальность вопрос, связанный с неудовлетворительным состоянием дорожного покрытия в городе Нижнем Новгороде. Об этом свидетельствует значительное число дорожно-транспортных происшествий, совершению которых сопутствовали неудовлетворительные дорожные условия содержания и обустройства улич-но-дорожной сети города Нижнего Новгорода. По данным официальной статистики, за 8 месяцев 2016 года количество подобных дорожно-транспортных происшествий достигло 487, число погибших в них составило 16 человек, пострадавших — 613 человек [1]. Необходимо

учитывать то, что многие граждане не регистрируют указанные дорожно-транспортные происшествия по причине длительного ожидания нарядов ДПС и самостоятельно несут расходы на ремонт транспортных средств, что не может не вызывать недовольство среди населения.

Еще одна актуальная проблема, вызванная несоответствующим эксплуатационным состоянием дорожного полотна, — уменьшение пропускной способности дорог в связи со снижением средней скорости движения транспортных потоков и возникновением заторов на дорогах.

Рост на 60% с начала года числа обращений, касающихся неудовлетворительного состо-

яния дорог в городе, также свидетельствует об обеспокоенности населения данным вопросом (за 8 месяцев 2016 года на официальный сайт ГИБДД поступило 833 обращения [1]). В жалобах заявители требуют восстановления дорожного покрытия на улично-дорожной сети города, размеры повреждений которого в большинстве случаев превышают нормативы, установленные ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», а именно — 15 см в длину, 30 см в ширину, 5 см глубину.

Из обращений граждан и сообщений в средствах массовой информации следует, что неудовлетворительное состояния дорог является результатом недостаточной работы Госавтоинспекции.

Объем и характер полномочий Госавтоинспекции в области обеспечения безопасности дорожного движения складывался на протяжении всего периода автомобилизации нашей страны. В настоящее время осуществление контрольно-надзорных полномочий за соблюдением правил, стандартов, технических норм и иных требований нормативных документов в области обеспечения безопасности дорожного движения является ключевой задачей в деятельности Госавтоинспекции.

Для службы дорожного надзора ГИБДД контроль за эксплуатационным состоянием дорожного полотна является одной из основных функций, реализуемой путем проведения различных форм проверок и анализа складывающейся дорожной ситуации на обслуживаемой территории [2].

Порядок осуществления федерального государственного надзора в области безопасности дорожного движения, целью которого является предупреждение, выявление и пресечение нарушений требований законодательства о безопасности дорожного движения установлен постановлением Правительства РФ от 19 августа 2014 года № 716 «О Федеральном государственном надзоре в области обеспечения безопасности дорожного движения» [3], а также приказом МВД России № 380, утверждающим административный регламент МВД России по осуществлению федерального государственного надзора в области безопасности дорожного движения в части соблюдения требований законодательства РФ о безопасности дорожного движения, правил, стандартов, технических норм и иных требований нормативных докумен-

тов при строительстве, реконструкции, ремонте и эксплуатации автомобильных дорог.

Контроль за эксплуатационным состоянием имеет целью выявление элементов улично-до-рожной сети, не отвечающих требованиям обеспечения безопасности дорожного движения транспортных средств и пешеходов, установленных ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения».

За 8 месяцев 2016 года при осуществлении федерального государственного надзора за соблюдением правил, стандартов, технических норм и иных требований нормативных документов в области обеспечения безопасности дорожного движения при эксплуатации автомобильных дорог дорожной инспекцией ГИБДД по статье 12.34 КоАП РФ «Несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений» составлено 18 протоколов об административных правонарушениях в отношении юридических лиц и 610 протоколов в отношении должностных лиц, а также выдано 1045 предписаний на устранение выявленных нарушений норм и стандартов в области обеспечения безопасности дорожного движения [1].

Практическое состояние дел таково, что ГИБДД играет ведущую роль, являясь координатором деятельности всех субъектов по обеспечению безопасности дорожного движения, что ведет к размыванию основной направленности ГИБДД, отвлечения ее сил и средств от решения главной задачи. В диссертации А.С. Кузнецова выявлено противоречие определения роли ГИБДД в Федеральном законе «О безопасности дорожного движения» и в Федеральном законе «О полиции». Противоречие заключается в том, что в настоящее время компетентными федеральными органами исполнительной власти в области автомобильного транспорта и дорожного хозяйства, а также в области транспортной безопасности являются Минтранс России, Ространснадзор, Росавтодор, в то время как ГИБДД осуществляет в соответствии с транспортным законодательством вспомогательные функции. Таким образом, назвать ГИБДД МВД России одним из основных субъектов, обеспечивающих безопасность дорожного движения, на этой основе не представляется возможным [4]. В то время как Министерство транспорта России является федеральным органом испол-

нительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере автомобильного, городского электрического и промышленного транспорта, дорожного хозяйства, обеспечения транспортной безопасности [5].

Что касается автомобильных дорог местного значения, то в соответствии с частью 4 статьи 6 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» органы местного самоуправления в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения [6]. Исполнительно-распорядительным органом муниципального образования является местная администрация (ч. 1 ст. 34 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» [7]). К полномочиям администрации города Нижнего Новгорода относится осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах города Нижнего Новгорода, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществление дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации. Администрация города Нижнего Новгорода осуществляет муниципальный контроль за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах города, осуществляет мероприятия по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети в границах города, включая принятие решений о временных ограничении или прекращении движения транспортных средств на автомобильных дорогах местного значения в границах города в целях обеспечения безопасности дорожного движения (ч. 6 ст. 43 Устава города Нижнего Новгорода [8]).

Однако отсутствие в структуре органов местного самоуправления учреждений, на которые напрямую возложена обязанность по организации дорожного движения, негативно складывается на принимаемых решениях, особенно в части, касающейся обеспечения безопасности дорожного движения.

Первичный контроль за состоянием дорожного полотна проводится подрядными организациями, осуществляющими содержание участков дорог, предусмотренных муниципальным контрактом, совместно с администрациями соответствующих районов города, являющимися

заказчиками на производство дорожных работ. Локальные разрушения дорожного покрытия устраняются в рамках содержания улично-до-рожной сети путем выполнения «ямочного ремонта». В случае когда количество разрушений дорожного покрытия имеет большой процент по отношению к общей площади дороги, то данный участок дороги предлагается для включения в программу капитального ремонта дорог. Заказчиком на проведение работ по капитальному ремонту и реконструкции дорог выступает департамент благоустройства и дорожного хозяйства администрации города. В рамках выделенных ассигнований проводятся работы по ремонту улично-дорожной сети.

На этом этапе появляется главная проблема в решении вопроса качества дорог. Она связана с таким понятием как «недофинансирование дорожного хозяйства». По расчетам, приведенным в нормативной литературе, ежегодная потребность в финансировании на ремонт и капитальный ремонт улично-дорожной сети и искусственных сооружений города Нижнего Новгорода составляет порядка 4,3 млрд рублей. В текущем году фактические ассигнования на ремонт и реконструкцию улично-дорожной сети и искусственных сооружений составляют порядка 600,0 млн рублей (14% от необходимого уровня). Данные последствия являются результатом дефицита бюджета города Нижнего Новгорода на 2016 год, который на начало года составлял 871 509 253,06 рублей [9].

Приходится констатировать тот факт, что в настоящее время количество дорог, требующих ремонта, определяется не потребностью, а выделенным финансированием, которое за последние десять лет ни разу не достигало нормативного уровня. Поэтому, для решения проблемы «плохих дорог» в первую очередь необходимо обеспечивать достаточный уровень финансирования дорожного хозяйства.

Кроме этого, необходимо применение современных материалов и технологий при производстве ремонта и содержания дорог, что позволит в значительной степени увеличить срок службы дорожного покрытия. Оперативное устранение сезонных повреждений современными способами (такими как патчер, литой асфальт и пр.), не требующими наступления теплой погоды, также сократит затраты на проведение ремонтных работ.

Необходимо обратить внимание на производство земляных работ на автодорогах, например, при ликвидации аварий на коммуникациях. Некачественное нанесение дорожного покры-

тия после производства ремонтных работ приводит к искажению поперечного профиля проезжей части и образованию колейности.

До вступления в силу Федерального закона «О полиции» контроль Госавтоинспекции за соблюдением правил, нормативов и стандартов в части обеспечения безопасности дорожного движения применительно к службе дорожной инспекции и организации движения начинался на этапах согласования проектов строительства (реконструкции) автомобильных дорог и улиц различных категорий и дорожных сооружений, проведения проверок строящихся объектов, участия в рабочих и государственных комиссиях по приемке их в эксплуатацию. В настоящее время анализ ряда проектов автомобильных дорог общего пользования показал, что процесс проектирования сопровождается недооценкой роли мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения. Нередко в целях снижения капитальных затрат из проектов исключаются мероприятия, направленные на обеспечение безопасности движения.

Все вышеприведенное является доказательством того, что меры административной ответственности, применяемые Госавтоинспекцией, недостаточны для улучшения ситуации на дорогах города. Эффективность контроля во многом зависит от взаимодействия с собственниками дорог, а также с дорожными, коммунальными и другими эксплуатационными службами, в ведении которых находятся дороги, улицы и сооружения на них.

Примечания

1. Многоуровневая информационно-аналитическая система (МИАС).

2. О дополнительных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения (вместе с Положением о Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации): указ Президента РФ от 15 июня 1998 г. № 711 // Российская газета. 1998. 23 июня.

3. Собрание законодательства РФ. 2013. № 34, ст. 4446.

4. Кузнецов А.С. Контрольные и надзорные функции ГИБДД и их реализация: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2012.

5. Об утверждении Положения о Министерстве транспорта РФ: постановление Правительства РФ от 30 июля 2004 г № 395 // Российская газета. 2004. 10 августа.

6. Российская газета. 1995. 26 декабря.

7. Российская газета. 2003. 8 октября.

8. Об Уставе города Нижнего Новгорода: постановление городской думы города Нижнего Новгорода от 23 ноября 2005 г № 91 // Нижегородский рабочий. 2005. 30 декабря.

9. О внесении изменений в решение городской думы города Нижнего Новгорода от 16.12.2015 № 255 «О бюджете города Нижнего Новгорода на 2016 год»: решение городской думы города Нижнего Новгорода от 27 января 2016 г. № 1 // День города. Нижний Новгород. 2016. 3 февраля.

Notes

1. Multi-information-analytical system (EMIAS).

2. On additional measures to ensure the safety of road traffic (with the Regulation on Internal Affairs of the Russian Federation of the State Traffic Safety Inspectorate of the Ministry): presidential decree of June 15, 1998 № 711 // Rossiyskaya gazeta. 1998. June 23.

3. Collection of legislative acts of the RF. 2013. № 34, art. 4446.

4. Kuznetsov A.S. Control and supervision functions of traffic and their implementation: dissertation... candidate of legal sciences. Мoscow, 2012.

5. On Approval of the Ministry of transport of the Russian Federation: Russian Federation Government resolution dated July 30, 2004 № 395 // Rossiyskaya gazeta.

2004. August 10.

6. Rossiyskaya gazeta. 1995. December 26.

7. Rossiyskaya gazeta. 2003. October 8.

8. On the Charter of the city of Nizhny Novgorod: resolution of the city duma of Nizhny Novgorod, dated 23 November 2005 № 91 // Nizhegorodskiy rabochiy.

2005. December 30.

9. On Amendments to the decision of the city duma of Nizhny Novgorod from 16.12.2015 № 255 «On budget of the city of Nizhny Novgorod in 2016»: City duma of the city of Nizhny Novgorod decision of 27 January 2016 № 1 // Den' goroda. Nizhny Novgorod. 2016. February 3.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.