Научная статья на тему 'Информационное обеспечение системы ремонта улично-дорожной сети мегаполиса'

Информационное обеспечение системы ремонта улично-дорожной сети мегаполиса Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
787
228
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АВТОМОБИЛЬНАЯ ДОРОГА / УЛИЧНО-ДОРОЖНАЯ СЕТЬ / МЕГАПОЛИС / РЕМОНТ / ДИАГНОСТИКА / ПЕРЕДВИЖНАЯ ДОРОЖНАЯ ЛАБОРАТОРИЯ / МОНИТОРИНГ / HIGHWAY / ULICHNO-HIGH SYSTEM / MEGACITY / REPAIR / DIAGNOSTICS MOBILE ROAD LABORATORY

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Васильев Юрий Эммануилович, Немчинов Дмитрий Михайлович, Янковский Леонид Вацлавович, Кочетков Андрей Викторович

В статье решена важная прикладная проблема повышения эффективности и качества функционирования автоматизированной технологической подготовки и сквозного производства материалов и работ в системе ремонта улично-дорожной сети города Москвы. Обоснована эффективность применения новых критериев и показателей технологической наследственности для структур автоматизированной технологической подготовки и сквозного производства материалов и работ в системе ремонта уличнодорожной сети мегаполиса на основе обеспечения наведенной однородности (риска недостижения целей и требований нормативных документов и технических регламентов). Разработаны новые передвижные дорожные лаборатории, адаптированные к требованиям системы диагностики улично-дорожной сети г. Москвы. Разработаны методы контурного управления, позволившие усовершенствовать автоматизированные дорожные машины, осуществляющие точное формообразование ремонтируемых дорожных покрытий и связанные с ними методы автоматизации и программное обеспечение управлением автоматизированными дорожными сканерами. В Московском автомобильно-дорожном государственном техническом университете разработана передвижная дорожная лаборатория мониторинга улично-дорожной сети «Автомобильно-дорожный сканер». Ее назначение и область применения: диагностика транспортно-эксплуатационного состояния покрытий объектов улично-дорожной сети. Разработан стандарт организации. Помимо задач диагностики улично-дорожной сети мегаполиса (вопросы содержания) встала задача адаптации компоновки данного автоматизированного дорожного сканера в структуру автоматизированной отраслевой системы диагностики автомобильных дорог общего пользования (задачи ремонта). Разработана автоматизированная информационно-аналитическая система выделения активной макрошероховатости дорожного покрытия на основе модели учета возмущений от неровностей покрытия. Необходимость этих работ вызвана отсутствием требуемого уровня автоматизации и информатизации в отраслевой системе диагностики автомобильных дорог и несовершенством научно-методического обеспечения существующего парка передвижных дорожных диагностических лабораторий. Разработано автоматизированное рабочее место анализа сигналов с датчиков ровности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по строительству и архитектуре , автор научной работы — Васильев Юрий Эммануилович, Немчинов Дмитрий Михайлович, Янковский Леонид Вацлавович, Кочетков Андрей Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

In article important applied problem of increase of efficiency and quality of functioning of automated technological preparation and through manufacture of materials and works in system of repair of an ulichno-high system of a city of Moscow is solved. Efficiency of application of new criteria and indicators of a technological heredity for structures of the automated technological preparation and through manufacture of materials and works in system of repair of an ulichno-high system of a megacity on basis of maintenance of induced uniformity (risk purposes and requirements of standard documents and technical regulations) is proved. The new mobile road laboratories adapted for requirements of system of diagnostics of an ulichno-high system of Moscow are developed. Methods of planimetric management, allowed to improve automated road cars carrying out exact repaired road coverings and connected with them methods of automation and software by management by automated road scanners are developed. At Moscow automobile and road state technical university mobile road laboratory of monitoring of a street road network "Automobile and road scanner" is developed. Its appointment and scope: diagnostics of a transport and operational condition of coverings of objects of a street road network. The organization standard is developed. Besides problems of diagnostics of a street road network of megalopolis (contents questions) there was a problem of adaptation of configuration of the given automated road scanner in structure of automated branch system of diagnostics of highways of general use (a problem of repair). Automated information and analytical system of allocation of an active macroroughness of a paving on basis of model of the accounting of indignations from roughnesses of a covering is developed. Need of these works is caused by lack of demanded level of automation and informatization in branch system of diagnostics of highways and imperfection of scientific and methodical providing existing park of mobile road diagnostic laboratories. The automated workplace of the analysis of signals from flatness sensors is developed.

Текст научной работы на тему «Информационное обеспечение системы ремонта улично-дорожной сети мегаполиса»

УДК 625.7/8

Васильев Юрий Эммануилович

ФГБОУ ВПО «Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет»

Россия, Москва1 Профессор Доктор технических наук E-Mail: vashome@yandex.ru

Янковский Леонид Вацлавович

ФГБОУ ВПО «Пермский национальный исследовательский политехнический университет»

Россия, Пермь Доцент

Кандидат технических наук E-Mail: yanekperm@yandex.ru

Кочетков Андрей Викторович

ФГБОУ ВПО «Пермский национальный исследовательский политехнический университет»

Россия, Пермь Профессор Доктор технических наук E-Mail: soni.81@mail.ru

Немчинов Дмитрий Михайлович

ФГБОУ ВПО «Саратовский государственный технический университет»

Россия, Саратов Докторант Доцент

Кандидат технических наук E-Mail: ndmdom@mail.ru

Информационное обеспечение системы ремонта

улично-дорожной сети мегаполиса

1 410022, г. Саратов, ул. Азина, д. 38 «В», кв. 4 Кочеткову Андрею Викторовичу

Аннотация. В статье решена важная прикладная проблема повышения эффективности и качества функционирования автоматизированной технологической подготовки и сквозного производства материалов и работ в системе ремонта улично-дорожной сети города Москвы.

Обоснована эффективность применения новых критериев и показателей технологической наследственности для структур автоматизированной технологической подготовки и сквозного производства материалов и работ в системе ремонта уличнодорожной сети мегаполиса на основе обеспечения наведенной однородности (риска недостижения целей и требований нормативных документов и технических регламентов). Разработаны новые передвижные дорожные лаборатории, адаптированные к требованиям системы диагностики улично-дорожной сети г. Москвы. Разработаны методы контурного управления, позволившие усовершенствовать автоматизированные дорожные машины, осуществляющие точное формообразование ремонтируемых дорожных покрытий и связанные с ними методы автоматизации и программное обеспечение управлением автоматизированными дорожными сканерами.

В Московском автомобильно-дорожном государственном техническом университете разработана передвижная дорожная лаборатория мониторинга улично-дорожной сети «Автомобильно-дорожный сканер». Ее назначение и область применения: диагностика транспортно-эксплуатационного состояния покрытий объектов улично-дорожной сети. Разработан стандарт организации. Помимо задач диагностики улично-дорожной сети мегаполиса (вопросы содержания) встала задача адаптации компоновки данного автоматизированного дорожного сканера в структуру автоматизированной отраслевой системы диагностики автомобильных дорог общего пользования (задачи ремонта).

Разработана автоматизированная информационно-аналитическая система выделения активной макрошероховатости дорожного покрытия на основе модели учета возмущений от неровностей покрытия. Необходимость этих работ вызвана отсутствием требуемого уровня автоматизации и информатизации в отраслевой системе диагностики автомобильных дорог и несовершенством научно-методического обеспечения существующего парка передвижных дорожных диагностических лабораторий. Разработано автоматизированное рабочее место анализа сигналов с датчиков ровности.

Ключевые слова: автомобильная дорога; улично-дорожная сеть; мегаполис, ремонт, диагностика; передвижная дорожная лаборатория; мониторинг.

Идентификационный номер статьи в журнале 87ТУЫ314

Введение. Правительство Москвы 23 декабря 2008 г. № 1202-ПП одобрило Концепцию развития дорожно-ремонтной отрасли и формирования комплексного подхода к организации ремонта и содержания улично-дорожной сети города Москвы. Основной целью развития дорожно-ремонтной отрасли города Москвы является создание комфортных и безопасных условий для участников дорожного движения, обеспечение высоких показателей надежности и безопасности перевозок за счет улучшения качественных характеристик и технического состояния улично-дорожной сети. Концепция определяет основные задачи и ключевые направления деятельности по созданию в дорожно-ремонтной отрасли механизма управления системой организации и производства дорожно-ремонтных работ, ориентированного на достижение требуемых транспортно-эксплуатационных показателей городской уличнодорожной сети при максимально эффективном использовании бюджетных средств, выделяемых на ее ремонт и содержание, а также совершенствованию системы организации и производства дорожно-ремонтных работ.

В существующем административном механизме управления качеством ремонта и содержания дорог в городе недостает одной весьма важной составляющей - системы оценки и учета фактического состояния улично-дорожной сети, выраженного через конкретные параметры - показатели качества.

Возможность сопоставления фактических показателей состояния улично-дорожной сети с нормативно установленными критериями ее оценки, позволит получить заключение о качестве содержания улично-дорожной сети и выводы об эффективности работы субъекта, ответственного за ее содержание.

На сегодняшний день требования к эксплуатационному состоянию дорог определяются ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», 1993 г.

Цель, задачи работы.

Для достижения уровня качественных показателей транспортно-эксплуатационного состояния объектов городской улично-дорожной сети необходимо решение ряда стратегических задач:

Формирование системы целевых показателей транспортно-эксплуатационного состояния и развития улично-дорожной сети, включающей показатели текущих и конечных результатов и использованных ресурсов.

Разработка методической базы, обеспечивающей возможности расчета и оценки целевых показателей транспортно-эксплуатационного состояния и развития улично-дорожной сети, результативности деятельности органов управления улично-дорожным хозяйством.

Совершенствование методологии и порядка формирования программ дорожных работ, ориентированных на достижение целевых показателей, на основе вариантного планирования программных мероприятий и планов деятельности органов управления улично-дорожным хозяйством в зависимости от установленного ресурсного и финансового обеспечения.

Разработка и внедрение методики определения требуемого уровня целевых показателей деятельности органов управления улично-дорожным хозяйством.

Совершенствование системы мониторинга транспортно-эксплуатационного состояния и развития улично-дорожной сети, внедрение системы контроля достигаемых результатов и мониторинга оценки эффективности управленческих решений, в том числе: создание системы диагностики, включающей блок оценки и мониторинга транспортно-эксплуатационного

состояния дорог, целевых показателей, качества дорожных работ, технических и техникоэксплуатационных показателей готовых сооружений, а также материалов, конструкций и изделий на всех этапах их жизненного цикла [1-3]. При этом необходимо:

• установить формы оценки соответствия нормативным требованиям;

• повысить достоверность результатов мониторинга транспортноэксплуатационного состояния за счет унификации методов определения технических параметров дорог и улиц;

• разработать количественные критерии оценки потребительских характеристик улично-дорожной сети.

Программно-целевой подход является альтернативой существующей системе организации ремонта и содержания улично-дорожной сети, основанной на сметном финансировании работ при отсутствии комплексного контроля качества работ и эксплуатационного состояния улично-дорожной сети в целом.

Обеспечить своевременную и достоверную оценку технических показателей дорожных работ, готовых сооружений, а также материалов, конструкций и изделий на всех этапах жизненного цикла, в том числе посредством:

• установления форм оценки соответствия в дорожном хозяйстве;

• выработки критериев оценки соответствия в зависимости от выбранной формы оценки соответствия;

• разработки процедур и правил проведения работ по оценке соответствия;

• повышения достоверности и объективности результатов мониторинга

транспортно-эксплуатационного состояния за счет унификации методов

определения технических параметров объектов улично-дорожной сети;

• разработки количественных критериев оценки потребительских характеристик улично-дорожной сети;

• развития и модернизации системы учета интенсивности движения и обеспечения доступности информации;

• обеспечения мониторинга состояния дорожной разметки и выполнения гарантийных обязательств по срокам ее службы;

• разработки методики мониторинга состояния объектов улично-дорожной сети с применением новых материалов, конструкций и технологий;

• разработки системы оценки качества дорожных работ через динамику

изменения транспортно-эксплуатационных показателей объектов улично-

дорожной сети.

Осуществлять планирование дорожно-ремонтных работ исключительно на базе результатов мониторинга объектов улично-дорожной сети города, который должен

осуществляться: два раза в год (весной и осенью) - в обязательном порядке; с привлечением специализированных дорожных лабораторий, обеспечивающих сбор объективной информации о состоянии объектов улично-дорожной сети города, причем собранная

информация должна быть доступной, в том числе для автоматизированного анализа. Для

реализации указанного порядка необходимо разработать систему показателей, комплексно характеризующих качество объектов городской улично-дорожной сети. Эти показатели должны характеризовать соответствие состояния объекта его назначению и допустимые отклонения от средних показателей.

Создание инструмента планирования и оптимизации дорожно-ремонтных работ на основе единой информационной системы формирования и ведения электронной базы данных о технико-эксплуатационном состоянии объектов улично-дорожной сети и выполненных ремонтах: разработка программного обеспечения с возможностью графического отображения объектов улично-дорожной сети и показателей их технико-эксплуатационного состояния; наполнение информационной системы; ввод в промышленную эксплуатацию; формирование и ведение базы данных на основе результатов диагностики состояния и сведений о выполненных ремонтах объектов улично-дорожной сети.

Методы исследования.

Переход на качественно новый уровень разработки комплексных систем управления автомобильными дорогами требует использования новых системобразующих принципов для их совершенствования и развития. При участии автора разработана концепция проектирования комплексной автоматизированной информационной системы применительно к органу управления автомобильными дорогами на основе использования новых технологий информатизации и автоматизации [2].

Характеристика объекта исследования. Разработанная система предназначена для решения широкого круга информационных задач управления дорожным хозяйством мегаполиса. К ним относятся: обеспечение руководства статистической, аналитической информацией и прогнозирования работы дорожных служб; автоматизированная система управления движением; сбор, хранения и обработка информации о состоянии дорог и хода их ремонта, связь с системами администрации субъекта федерации, ГИБДД, МЧС. Система должна быть основой построения единой информационной среды управления дорожным хозяйством. Она должна удовлетворять следующим требованиям:

• интегрировать уже имеющиеся прикладные программы и базы данных в единую информационную среду;

• система должна быть открытой, легко расширяемой как по составу АРМ-ов, так и по числу рабочих мест;

• система должна включать в себя интерфейс пользователя, включающий в себя электронные карты и возможность работы с видеоинформацией;

• информационная система должна быть территориально распределенной, включать в себя Центр управления движением, систему отображения информации на основе ГИС, централизованное хранилище данных, гибкие средства анализа информации и прогнозирования, автоматизированные метеорологические посты на автомобильных дорогах, подсистемы видеопаспортизации и весового контроля, учета интенсивности и состава движения, оперативного управления движением, оценки состояния дорог, управления ходом их ремонта.

• Для организации устойчивого и эффективного взаимодействия территориально распределенной информационной системой следует реализовать ее на Интернет-, Интранет технологиях. Это обеспечит простое сопряжение данной

системы со службами ГИБДД, администрации края, МЧС, Гидрометеоцентр, а также транспортными организациями.

Система (рис.1) должна быть ориентирована на следующие группы пользователей:

• Руководящее звено - характеристики дорог, их включая топологию; интегральная статистическая информация о транспортных потоках, критических участках, ходе ремонтных работ; формирование аналитических запросов и прогнозирование.

• Службы управления движением - детальная статистическая информация и прогнозы параметров движения, состояния и ремонта дорог; отображение существующего технического обустройства дорог и его проектирование; отображение дислокации подразделений ГИБДД; информация о ДТП; сбор и оперативная обработка метеорологической информации, визуализация отдельных элементов дорог и транспортных потоков; автоматизированное управление движением.

Контроль за состоянием дорог

Связь с Гидрометеоцетром

Рис. 1. Диаграмма вариантов использования для ИС на ЦМЬ

• Службы контроля состояния и ремонта дорог - видеоинформация о дорогах и их обустройстве; характеристики полотна; информация о техническом состоянии дорог с выделением критических участков; дислокация ремонтных и обслуживающих средств; статистика ДТП; автоматизированная система управления ходом ремонтных и обслуживающих работ; автоматизированная система сбора и обработки информации от контрольно-измерительной аппаратуры.

• Службы технического обеспечения - сбор, предварительная обработка и передача оперативной информации.

Информацию, предоставляемую пользователям можно разбить на следующие группы:

• Общая характеристика дорог - статическая информация, включающую в себя все

необходимые географические сведения, категорийность дорог, количество полос, средние характеристики транспортных потоков и т. д.

Прогнозирование и статистика - оперативная, статистическая информация и результаты прогнозов, собранные в аналитические отчеты по различной тематике.

Управление движением - статическая и динамическая информация по параметрам движения и его управления. Она должна включать в себя:

• данные погодного мониторинга;

• информацию о транспортных потоках;

• данные весового контроля;

• данные видеоконтроля текущих ситуаций на автомобильных дорогах;

• управление световыми табло и знаками с переменной информацией;

• передачу данных участникам движения, включая выдачу предписания отдельным участникам движения по наиболее подходящему маршруту;

• взаимодействие с информационными системами других служб,

обеспечивающих безопасность движения (МЧС, ГИБДД, пожарные подразделения, медицинские учреждения).

• Ремонт и содержание дорог - нормативно- справочная и динамическая информация по ремонту дорог, обеспечивающая работу соответствующей АСУ:

• информация о материально- техническом и кадровом обеспечении ремонтных работ;

• оперативная информация о ходе ремонта, включающая в себя указания об отклонениях от плановых показателей;

• информация о местонахождении дорожной техники и ремонтных бригад.

В информационный комплекс ремонта дорог должны входить подсистемы принятия решений, которые должны выполнять следующие функции:

• подготовка принятия управленческих решений по зимнему содержанию дорог;

• создание информации для руководства органа управления а/д по подготовке и обеспечению зимнего содержания автомобильных дорог;

• поддержка обратной связи между органом управления и подрядными организациями, осуществляющими ремонт и содержание дорог;

• подготовка текстовой и картографической информации о состоянии проезда по автомобильным дорогам.

• Состояние дорог - информация о текущем состоянии дорог, включающую в себя необходимую нормативно - справочную информацию; данные по текущим результатам обследования состояния дорог, включая видеоинформацию. Должны быть программные средства, позволяющие прогнозировать состояние дорог.

• Контроль за состоянием дорог - оперативная информация от контрольноизмерительной аппаратуры, о дислокации и техническом состоянии

передвижных лабораторий. Сюда должны входить программные средства обработки информации от контрольно- измерительной аппаратуры и передачи соответствующих данных в подсистемы «Состояние дорог», «Управление движением», и «Ремонт дорог».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• Оперативная информация - совокупность протоколов, программных и

аппаратных средств, обеспечивающих сбор, передачу и предварительную обработку информации, поступающую от различных источников информации, включая внешние источники.

• Метеоинформация - сбор данных с дорожных метеопостов, взаимодействие с

Гидрометеоцентом.

Вся информация хранится в соответствующих базах данных, составляющих основу единой информационной среды. Она обеспечивает функционирование ГИС и конкретных прикладных программ.

Сопряжение конкретных АРМов с ГИС, БД и пакетами прикладных программ осуществляется через следующие интерфейсы: аналитические запросы (ОЬЛР); текущее состояние дорог; характеристики движения; технологические расчеты; связь с ГИБДД, администрацией, МЧС и др. службами; дорожные метеостанции; связь с Гидрометеоцентром.

Интерфейс отражает внешнее поведение объектов с точки зрения пользователей. Так как интерфейс содержит три составляющих: открытую - видимую всем клиентам;

защищенную - видимую самому классу, его подклассам и дружественным классам; закрытую

- видимую только самому классу и его друзьям.

Необходимо создание структурированных и практически используемых принципов единой многоуровневой геоинформационной системы для использования в дорожном хозяйстве мегаполиса. Это позволит объединить имеющиеся разработки по этому направлению, консолидировать базы дорожных данных и упорядочить использование программного обеспечения. Это позволит принципиально сократить сроки и повысить достоверность, упорядоченность и объективность работ в дорожном хозяйстве.

Информационная база данных и система должны быть пригодны для эксплуатации на компьютерах, характерных для организаций дорожного хозяйства, основана на доступном, сертифицированном и распространенном программном обеспечении, оснащена дополнительными сервисными и пользовательскими программами, предоставлять возможность распечатывать числовую информацию в виде таблиц и графическую информацию в виде карт, схем. Требования к системам, технологиям, инструментам, средствам массовых измерений и сбора информации необходимо основывать на их взаимодействии с геоинформационными технологиями, системами навигации.

Диагностика автомобильных дорог выполняет роль основы системы управления состоянием автомобильных дорог, в том числе планирования, распределения и использования средств, направляемых на содержание, ремонт и реконструкцию дорог, оптимизацию программ дорожных работ.

Необходимым инструментом для достижения обозначенной цели являются автоматизированные технические средства диагностики и оценки транспортноэксплуатационного состояния улично-дорожной сети мегаполиса.

Результаты. По заданию Департамента ЖКХиБ города Москвы в Московском автомобильно-дорожном государственном техническом университете разработана передвижная дорожная лаборатория мониторинга улично-дорожной сети «Автомобильнодорожный сканер» (АДС-МАДИ). Ее назначение и область применения: диагностика транспортно-эксплуатационного состояния покрытий объектов улично-дорожной сети. Разработан стандарт организации СТО ТУ 4822-001-02066517-2007 [1-3]. Помимо задач диагностики улично-дорожной сети мегаполиса (вопросы содержания) встала задача адаптации компоновки данного автоматизированного дорожного сканера в структуру автоматизированной отраслевой системы диагностики автомобильных дорог общего пользования (задачи ремонта) [2, 3].

Совместно с профессором В.И.Кольцовым разработана автоматизированная информационно-аналитическая система выделения активной макрошероховатости дорожного покрытия на основе модели учета возмущений от неровностей покрытия. Необходимость этих работ вызвана отсутствием требуемого уровня автоматизации и информатизации в отраслевой системе диагностики автомобильных дорог и несовершенством научно-методического обеспечения существующего парка передвижных дорожных диагностических лабораторий. Разработано автоматизированное рабочее место анализа сигналов с датчиков ровности получаемых ПКРС-2У и разделением его на разнодлинную разномакрошероховатую составляющую.

Структура автоматизированной информационно-аналитической системы выделения активной макрошероховатости дорожного покрытия на основе модели учета возмущений от неровностей покрытия показана на рис.2.

Данные со средств измерения ПКРС-2У поступают на АЦП и на центральный процессор компьютера автоматизированного дорожного сканера, где приводятся в единую структуру и форму по базе времени и длине пути или координате позиционирования. В автоматизированной информационно-аналитической системе проводится спектральная фильтрация и выделение разнодлинных и разномакрошероховатых составляющих, информация о которых передается в трехконтурную систему управления, где принимаются требуемые управленческие решения.

В ходе работ «АДС-МАДИ» фиксирует продольную ровность покрытия и определяет его микропрофиль; фиксирует дефекты проезжей части, оценивая их количественные и качественные показатели (на ширину до 12 м за один проход); оценивает состояние горизонтальной дорожной разметки; контролирует поперечную ровность покрытия с определением показателей «колейности», в том числе с оценкой глубины и формы колеи (на ширину до 12 м за один проход); выполняет георадарное зондирование дорожной одежды и подстилающих грунтов.

Рис. 2. Автоматизированная информационно-аналитическая система выделения активной макрошероховатости дорожного покрытия на основе модели учета возмущений от

неровностей покрытия

Внешний вид (в транспортном положении) передвижной дорожной диагностической лаборатории представлен на рис.3.

Рис. 3. Внешний вид передвижной дорожной лаборатории

Работы по мониторингу транспортно-эксплуатационного состояния объектов уличнодорожной сети с применением передвижных дорожных лабораторий «АДС-МАДИ» осуществляются совместно с ГУ «Мосдорэкспертнадзор»

Пример запомненного фотоизображения разделительных конструкций на Московской кольцевой автомобильной дороги, полученный при мониторинге их состояния, представлен на рис.4.

Рис. 4. Примеры запомненных фотоизображений разделительных конструкций на МКАД

Центральной нормативно-исследовательской станцией (ЦНИС) разработаны нормы времени и технологические карты на работы по инструментальному обследованию уличнодорожной сети города Москвы с использованием передвижных дорожных лабораторий «АДС-МАДИ». Схема исследованных вылетных магистралей г. Москвы и Московской области и система измерения ровности показаны на рис.5 а и б.

Три высокоточные скоростные системы записи микропрофиля дорожной поверхности

б

Рис. 5. Схема исследованных вылетных магистралей Москвы и Московской области (а) и

система измерения ровности (б)

Определение основных геометрических показателей автомобильных дорог сводится к измерению длины дороги и ее характерных участков, длин прямых и кривых в плане, определению радиусов кривых в плане, наличия виража и его поперечного уклона, измерению продольных уклонов и видимости поверхности дороги, ширины проезжей части, обочин. Автоматизированное определение указанных параметров обычно осуществляется с помощью дорожных лабораторий [5-10], оснащенных гироскопическим и навигационным оборудованием.

а

В Московском автомобильно-дорожном государственном техническом университете разработана структура автоматизированной трехконтурной трехуровневая система управления регулирования периодичности измерения и скорости движения в транспортном потоке, представлена на рис.5.

III уровень

Бортовая автоматизированная система управления передвижной дорожной диагностической лабораторией

Блок самодиагностики и калибровки

Блок хранения и управления базами данных

Блок анализа и расчета

II уровень

Блок управления Блок и

средствами визуатш- онирования и

измерения зации навигации

Контур 3

адаптивного

управления

расходом воды

по длине

мокрого следа

I уровень

Контур «водитель- 1

лаборатория». Регулирование скорости движения при измерении

Контур адаптивного управления расходом воды по уровню раз-новысотности

Рис. 5. Автоматизированная трехконтурная трехуровневая система управления регулирования периодичности измерения и скорости движения

Усовершенствованная структура автоматизированной системы ремонта уличнодорожной сети г. Москвы представлена на рис.6. В структуру системы входят: автоматизированная система диспетчерского управления, автоматизированная система мониторинга состоянием улично-дорожной сети, автоматизированный производственный комплекс, системы менеджмента качества и добровольной сертификации. Критерий функционирования - наведенная однородность в соответствии с минимально допустимым риском недостижения целей и требований нормативных документов и технических регламентов (параметрический риск).

Рис. 6. Усовершенствованная структура автоматизированной системы ремонта уличнодорожной сети г. Москвы

Заключение

В результате проведенных исследований решена важная прикладная проблема повышения эффективности и качества функционирования автоматизированной технологической подготовки и сквозного производства материалов и работ в системе ремонта улично-дорожной сети на основе обеспечения наведенной однородности:

1. Обоснована эффективность применения новых критериев и показателей технологической наследственности для структур автоматизированной технологической подготовки и сквозного производства материалов и работ в системе ремонта уличнодорожной сети мегаполиса на основе обеспечения наведенной однородности (риска недостижения целей и требований нормативных документов и технических регламентов).

2. Разработаны принципы автоматизированного составления рецептур дорожностроительных материалов при производстве ремонтных работ улично-дорожной сети

мегаполиса, учитывающие результаты мониторинга состояния конкретных участков уличнодорожной сети мегаполиса.

3. Разработаны новые передвижные дорожные лаборатории, адаптированные к требованиям системы диагностики улично-дорожной сети г. Москвы

4. Разработаны методы контурного управления, позволившие усовершенствовать автоматизированные дорожные машины, осуществляющие точное формообразование ремонтируемых дорожных покрытий и связанные с ними методы автоматизации и программное обеспечение управлением автоматизированными дорожными сканерами.

ЛИТЕРАТУРА

1. Васильев Ю.Э. Автоматизация и управления подвижностью цементобетонных смесей при их дискретном производстве / Ю. Э. Васильев, И. Б. Челпанов И.Б., С. П. Аржанухина, В. В. Каменев // Строительные материалы. 2011. № 5. - С. 34

- 36.

2. Васильев Ю.Э. Адаптивное управление подвижностью при дискретном производстве цементобетонных смесей / Ю.Э.Васильев, В.В.Каменев, А.В.Кочетков, В.Л.Шляфер // Вестник МАДИ. 2011. № 2(25). - С. 62 - 67.

3. Васильев Ю.Э. Статистические методы организации контроля качества при производстве дорожно-строительных материалов / Ю. Э. Васильев, В. В. Каменев, В. Л. Шляфер, А. В. Кочетков // Качество. Инновации. Образование. 2011. № 5. - С. 28 - 31.

4. Васильев Ю.Э. Статистические методы контроля качества при производстве цементобетона и цементобетонных смесей / Ю.Э.Васильев, А.В.Кочетков, Л.В. Янковский и др. // Современные проблемы науки и образования. 2012. № 4; иКЬ: http://www.science-education.ru/104-6606.

5. Рапопорт П.Б., Рапопорт Н.В., Полянский В.Г., Соколова Е.Р., Гарибов Р.Б., Кочетков А.В., Янковский Л.В. Анализ срока службы современных цементных бетонов // Современные проблемы науки и образования. 2012. № 4; Ц^: http://www.science-education.ru/104-6559.

6. Янковский Л.В. Долговечность цементных бетонов в свете перехода на европейские стандарты // Строительные материалы. 2012. №1. - С. 16-18.

7. Автоматизация диагностики автомобильных дорог / Ю.Э. Васильев, Ю.В. Борисов, Л.В. Янковский, И.Ю. Сарычев // Контроль. Диагностика. 2012. № 8. -С. 62-68.

8. Аржанухина С.П., Сухов А.А., Кочетков А.В., Янковский Л.В. Организационноэкономический механизм инновационной деятельности дорожного хозяйства // Инновационный Вестник Регион, №4(30), 2012, С. 40-45.

9. Янковский Л.В. Классификация дефектов цементобетонных покрытий автомобильных дорог // Охрана окружающей среды, транспорт, безопасность движения: Вестник ПНИПУ. - Пермь: Изд-во ПНИПУ, 2012. № 1. - С. 47-55.

10. Кокодеева Н.Е., Кочетков А.В., Янковский Л.В. Методические подходы реализации принципов технического регулирования в дорожном хозяйстве // Охрана окружающей среды. Транспорт. Безопасность жизнедеятельности: Вестник ПГТУ. - Пермь: Изд-во Перм. гос. техн. ун-та, 2011. №1. - С. 44-56.

11. Проектирование структуры информационного обеспечения системы менеджмента качества дорожного хозяйства / Кочетков А.В., Гладков В.Ю., Немчинов Д.М. // Интернет-журнал «Науковедение». 2013. № 3 (16). С. 72.

12. Управление состоянием автомобильных дорог на основе оценки и мониторинга риска «недоремонта» Тарнакин Е.И., Кочетков А.В., Сухов А.А., Гладков В.Ю. Интернет-журнал «Науковедение». 2012. № 3 (12). С. 27.

13. Нормативное и технологическое развитие инновационной деятельности дорожного хозяйства / Аржанухина С.П., Кочетков А.В., Козин А.С., Стрижевский Д.А. // Интернет-журнал «Науковедение». 2012. № 4 (13). С. 69.

14. Совершенствование структуры отраслевой диагностики федеральных автомобильных дорог / Аржанухина С.П., Кочетков А.В., Козин А.С., Стрижевский Д.А. // Интернет-журнал «Науковедение». 2012. № 4 (13). С. 70.

15. Диагностика и паспортизация элементов улично-дорожной сети системой видеокомпьютерного сканирования / Васильев Ю.Э., Беляков А.Б., Кочетков А.В., Беляев Д.С. // Интернет-журнал «Науковедение». 2013. № 3 (16). С. 55.

Рецензент: Кокодеева Наталия Евсегнеевна, доктор технических наук, профессор, ФГОУ ВПО «Саратовский государственный технический университет имени Гагарина Ю.А.», E-Mail: kokodeewa@mail.ru

Vasilev Yurii

Moscow auto-road state technical university

Russia, Moscow E-Mail: vashome@yandex.ru

Nevchinov Dmitri

Saratov state technical university Russia, Moscow E-Mail: ndmdom@mail.ru

Jankovskij Leonid

Perm national research polytechnical university

Russia, Perm E-Mail: yanekperm@yandex.ru

Kochetkov Andrey

Perm national research polytechnical university

Russia, Perm E-Mail: soni.81@mail.ru

Information support of system of repair Megacity ulichno-high system

Abstract. In article important applied problem of increase of efficiency and quality of functioning of automated technological preparation and through manufacture of materials and works in system of repair of an ulichno-high system of a city of Moscow is solved. Efficiency of application of new criteria and indicators of a technological heredity for structures of the automated technological preparation and through manufacture of materials and works in system of repair of an ulichno-high system of a megacity on basis of maintenance of induced uniformity (risk purposes and requirements of standard documents and technical regulations) is proved. The new mobile road laboratories adapted for requirements of system of diagnostics of an ulichno-high system of Moscow are developed. Methods of planimetric management, allowed to improve automated road cars carrying out exact repaired road coverings and connected with them methods of automation and software by management by automated road scanners are developed.

At Moscow automobile and road state technical university mobile road laboratory of monitoring of a street road network "Automobile and road scanner" is developed. Its appointment and scope: diagnostics of a transport and operational condition of coverings of objects of a street road network. The organization standard is developed. Besides problems of diagnostics of a street road network of megalopolis (contents questions) there was a problem of adaptation of configuration of the given automated road scanner in structure of automated branch system of diagnostics of highways of general use (a problem of repair).

Automated information and analytical system of allocation of an active macroroughness of a paving on basis of model of the accounting of indignations from roughnesses of a covering is developed. Need of these works is caused by lack of demanded level of automation and informatization in branch system of diagnostics of highways and imperfection of scientific and

methodical providing existing park of mobile road diagnostic laboratories. The automated workplace of the analysis of signals from flatness sensors is developed.

Keywords: highway; ulichno-high system; megacity; repair; diagnostics mobile road laboratory.

identification number of article 87TVN314

REFERENCES

1.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

Vasil'ev Ju.Je. Avtomatizacija i upravlenija podvizhnost'ju cementobetonnyh smesej pri ih diskretnom proizvodstve / Ju. Je. Vasil'ev, I. B. Chelpanov I.B., S. P. Arzhanuhina, V. V. Kamenev // Stroitel'nye materialy. 2011. № 5. - S. 34 - 36.

Vasil'ev Ju.Je. Adaptivnoe upravlenie podvizhnost'ju pri diskretnom proizvodstve cementobetonnyh smesej / Ju.Je.Vasil'ev, V.V.Kamenev, A.V.Kochetkov, V.L.Shljafer // Vestnik MADI. 2011. № 2(25). - S. 62 - 67.

Vasil'ev Ju.Je. Statisticheskie metody organizacii kontrolja kachestva pri proizvodstve dorozhno-stroitel'nyh materialov / Ju. Je. Vasil'ev, V. V. Kamenev, V. L. Shljafer, A. V. Kochetkov // Kachestvo. Innovacii. Obrazovanie. 2011. № 5. - S. 28 - 31.

Vasil'ev Ju.Je. Statisticheskie metody kontrolja kachestva pri proizvodstve cementobetona i cementobetonnyh smesej / Ju.Je.Vasil'ev, A.V.Kochetkov, L.V. Jankovskij i dr. // Sovremennye problemy nauki i obrazovanija. 2012. № 4; URL: http://www.science-education.ru/104-6606.

Rapoport P.B., Rapoport N.V., Poljanskij V.G., Sokolova E.R., Garibov R.B., Kochetkov A.V., Jankovskij L.V. Analiz sroka sluzhby sovremennyh cementnyh betonov // Sovremennye problemy nauki i obrazovanija. 2012. № 4; URL: http://www.science-education.ru/104-6559.

Jankovskij L.V. Dolgovechnost' cementnyh betonov v svete perehoda na evropejskie standarty // Stroitel'nye materialy. 2012. №1. - S. 16-18.

Avtomatizacija diagnostiki avtomobil'nyh dorog / Ju.Je. Vasil'ev, Ju.V. Borisov, L.V. Jankovskij, I.Ju. Sarychev // Kontrol'. Diagnostika. 2012. № 8. - S. 62-68.

Arzhanuhina S.P., Suhov A.A., Kochetkov A.V., Jankovskij L.V. Organizacionno-jekonomicheskij mehanizm innovacionnoj dejatel'nosti dorozhnogo hozjajstva // Innovacionnyj Vestnik Region, №4(30), 2012, S. 40-45.

Jankovskij L.V. Klassifikacija defektov cementobetonnyh pokrytij avtomobil'nyh dorog // Ohrana okruzhajushhej sredy, transport, bezopasnost' dvizhenija: Vestnik PNIPU. - Perm': Izd-vo PNIPU, 2012. № 1. - S. 47-55.

Kokodeeva N.E., Kochetkov A.V., Jankovskij L.V. Metodicheskie podhody realizacii principov tehnicheskogo regulirovanija v dorozhnom hozjajstve // Ohrana okruzhajushhej sredy. Transport. Bezopasnost' zhiznedejatel'nosti: Vestnik PGTU. -Perm': Izd-vo Perm. gos. tehn. un-ta, 2011. №1. - S. 44-56.

Proektirovanie struktury informacionnogo obespechenija sistemy menedzhmenta kachestva dorozhnogo hozjajstva / Kochetkov A.V., Gladkov V.Ju., Nemchinov D.M. // Internet-zhurnal «Naukovedenie». 2013. № 3 (16). S. 72.

Upravlenie sostojaniem avtomobil'nyh dorog na osnove ocenki i monitoringa riska «nedoremonta» Tarnakin E.I., Kochetkov A.V., Suhov A.A., Gladkov V.Ju. Internet-zhurnal «Naukovedenie». 2012. № 3 (12). S. 27.

Normativnoe i tehnologicheskoe razvitie innovacionnoj dejatel'nosti dorozhnogo hozjajstva / Arzhanuhina S.P., Kochetkov A.V., Kozin A.S., Strizhevskij D.A. // Internet-zhurnal «Naukovedenie». 2012. № 4 (13). S. 69.

Sovershenstvovanie struktury otraslevoj diagnostiki federal'nyh avtomobil'nyh dorog / Arzhanuhina S.P., Kochetkov A.V., Kozin A.S., Strizhevskij D.A. // Internet-zhurnal «Naukovedenie». 2012. № 4 (13). S. 70.

15. Diagnostika i pasportizacija jelementov ulichno-dorozhnoj seti sistemoj videokomp'juternogo skanirovanija / Vasil'ev Ju.Je., Beljakov A.B., Kochetkov A.V., Beljaev D.S. // Internet-zhurnal «Naukovedenie». 201З. № З (16). S. 55.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.