Научная статья на тему 'К вопросу эффективности реализации методов государственной власти в российской Федерации'

К вопросу эффективности реализации методов государственной власти в российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
187
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
эффективность / методы реализации государственной власти / государственное управление / государственные органы / правовое регулирование / efficiency / methods of realization of the state power / public administration / state bodies / legal regulation

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ростислав Николаевич СамойЛюк, Давид Семенович Давидов

Содержание данной статьи помогает нам понять то, что реализация методов государственной власти — необходимый процесс для любого государства, выступающий не только как средство обеспечения свободы, но и ее ограничения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO QUESTION THE EFFECTIVENESS OF THE IMPLEMENTATION METHODS OF STATE POWER IN THE RUSSIAN FEDERATION

The content of this article helps us to understand that the implementation of the methods of state power is a necessary process for any state, acting not only as a means of ensuring freedom, but also as its limitations.

Текст научной работы на тему «К вопросу эффективности реализации методов государственной власти в российской Федерации»

УДК 34 DOI 10.24411/2073-0454-2019-10187

ББК 67 © Р.Н. Самойлюк, Д.С. Давидов, 2019

Научная специальность 12.00.01 — теория и история права и государства; история учений о праве и государстве

К ВОПРОСУ ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ МЕТОДОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Ростислав Николаевич Самойлюк, преподаватель центра профессиональной подготовки инструкторов по служебной и боевой подготовке, кандидат юридических наук ГУ МВД России по г. Москве (127994, Москва, ул. Петровка, д. 38) E-mail: roman7771777@yandex.ru

Давид Семенович Давидов, старший преподаватель кафедры теории государства и права, кандидат юридических наук Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя (117437, Москва, ул. Академика Волгина, д. 12) E-mail: david007-86@mail.ru

Аннотация. Содержание данной статьи помогает нам понять то, что реализация методов государственной власти — необходимый процесс для любого государства, выступающий не только как средство обеспечения свободы, но и ее ограничения.

Ключевые слова: эффективность, методы реализации государственной власти, государственное управление, государственные органы, правовое регулирование.

TO QUESTION THE EFFECTIVENESS OF THE IMPLEMENTATION METHODS OF STATE POWER IN THE RUSSIAN FEDERATION

Rostislav N. Samoylyuk, teacher of training center of instructors on office and combat training, candidate of legal sciences State department of the Ministry of Internal Affairs of Russia for Moscow (127994, Moscow, ul. Petrovka, d. 38) E-mail: roman7771777@yandex.ru

David S. Davidov, senior teacher of department of the theory of the state and right, candidate of legal sciences Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V.Ya. Kikot' (117437, Moscow, ul. Akademika Volgina, d. 12) E-mail: david007-86@mail.ru

Annotation. The content of this article helps us to understand that the implementation of the methods of state power is a necessary process for any state, acting not only as a means of ensuring freedom, but also as its limitations.

Keywords: efficiency, methods of realization of the state power, public administration, state bodies, legal regulation.

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Для цитирования: Самойлюк Р.Н., Давидов Д.С. К вопросу эффективности реализации методов государственной власти в Российской Федерации. Вестник Московского университета МВД России. 2019;(4):25—27.

Эффективность — одна из наиболее популярных характеристик, предъявляемых в качестве основного требования ко многим видам деятельности государственных органов. В нашем государстве каждый год принимается большое количество нормативно-правовых актов, одной из целей которых является определение эффективности деятельности государственных органов и местного самоуправления, эффективности рационального использования федерального имущества и средств федерального бюджета, энергетических и водных ресурсов.

Лидеры нашей страны, в лице Президента РФ и Председателя Правительства РФ, не раз заявляли во время своих выступлений о необходимости повышения эффективности функционирования органов го-

сударственной власти. Так, в одном из своих выступлений председатель правительства РФ Д.А. Медведев отметил, что «.. .правосудие... не может быть эффективным при несовершенном законодательстве, в отсутствие отлаженной системы исполнения законов и правоприменительной деятельности» [6, с. 3].

На сегодняшний день в литературе отсутствует единство мнений по вопросу об определении понятия «эффективность», исходной категорией, которая должна приниматься во внимание, если нами ставится вопрос об эффективности применения методов государственной власти, должна рассматриваться «эффективность норм права». Делая такой вывод, мы осознаем, что о методах государственной власти мы должны говорить с точки зрения правового регули-

рования, подвергать рассмотрению в качестве взаимосвязанных теорию правового регулирования, проблемы реализации методов государственной власти, а также собственно проблемы правообразования и правореализации [10, с. 17].

Методы государственной власти являются определенной правом совокупностью приемом и способов деятельности государственных органов в лице их должностных лиц, реализуемых в рамках их компетенции и вызывающих наступление юридических последствий. В данном случае государственную власть необходимо рассматривать, как качественную разновидностью социальной власти [5, с. 59], в том числе наличие у нее такого ключевого признака, как ее легитимность, что в идеале является, обязательной составляющей в вопросе обеспечения действия законов при помощи волевого воздействие на различные субъекты правовых отношений с целью выполнения поставленных перед государством задач. Государственная власть, как и всякая публичная власть, направлена отражать и совмещать различные интересы всех слоев общества в соответствии с превалирующими в нем интересами и ценностями [8, с. 38; 9, с. 41].

На основании вышеизложенного можно говорить о том, что если мы подвергаем рассмотрению методы государственной власти во взаимосвязи с правовым регулированием, то нам нужно привязывать оценку эффективности применения метода государственной власти с оценкой эффективности действия правовых предписаний, регламентирующих данный метод, в том числе совокупностью факторов, которые сопутствуют процессу реализации норм права [3, с. 24; 4, с. 13].

Нельзя не согласиться с мнением И.С. Само-щенко, В.И. Никитинского о том, что «...оценка эффективности действия правового акта взаимообусловлена пропорцией . отрицательных результатов к наступлению результатов намеченных» [7, с. 6]. Е.Л. Бонк данному вопросу уделяет более пристальное внимание и считает, что «эффективность реализации норм права определена связью результата реализации нормы и ее цели, но, не смотря на это необходимо, чтобы цель нормы была обоснованной и социально-полезной, а ее достижение требовало минимальные траты, в любом случае, не превосходящие ценность и полезность достигнутого результата» [1, с. 15].

Насколько можно правильно и результативно применить рассмотренные подходы к установлению

эффективности норм права к оценке эффективности методов государственной власти? На наш взгляд, они применимы полностью. Эффективность методов государственной власти, с нашей точки зрения, — это способность методов государственной власти добиваться определенных целей с максимальными при данных обстоятельствах социально-полезными результатами и минимальными издержками. Исходя из этого, под эффективностью мы будем понимать реальную необходимость в реализации различных методов государственной власти, установление целей и оценку достигаемых результатов.

Несомненно, что эффективность методов государственной власти подразумевает соблюдение прав и свобод человека на всех этапах применения норм права. В этом случае необходимо брать в расчет не только и не столько интересы правонарушителей, противостоящих государственному аппарату в своих стремлениях доказать свою невинность, но и лиц, пострадавших от незаконных действий, которые находятся в тяжелой жизненной ситуации и другое [2, с. 317]. Существенным обстоятельством эффективности реализации методов государственной власти является сравнение частных интересов отдельных лиц с коллективными интересами всего о бщества и государства. Нашему государству известно большое число фактов отрицательного характера, которые были отражены в истории его развития [11, с. 164-170; 12, с. 340-344]. К примеру, как известно, население нашего государства сильно пострадало во время масштабной приватизации государственных предприятий в начале 1990-х гг., когда благодаря многим разбогатели лишь отдельные.

Если говорить о дефектах законодательства, которые определяют неэффективность реализации методов государственной власти, необходимо обратиться к такой проблематике, как неправильное применение методов к определенным сферам государственно-правового регулирования. Можно вспомнить известное выражение о том, что «в одну телегу впрячь нельзя коня и трепетную лань.»; к сожалению, это нередко находит свое воплощение.

В современных условия существования нашего общества требуется перераспределение методов государственной власти в части обеспечение правильного соотношения административных и экономических методов, методов морального и экономического стимулирования.

27

Вестник Московского университета МВД России

№ 4 / 2019

Вопрос эффективности применения методов государственной власти являются сложным многогранным явлением, которому присуще множество свойств и разнообразие видов, что предопределяет сложность совершенствования процесса изменения правового регулирования.

Литература

1. Бонк Е.Л. Общественное мнение и эффективность правовой нормы: Автореф. ... дисс. канд. юрид. наук. М., 1982.

2. Колесник И.В. Проблемы формирования и реализации концепции правоприменительной технологии в современной России: Автореф. ... дисс. канд. юрид. наук. Ростов н/Д., 2007.

3. КолесникВ.В. Юридическая конструкция досудебного соглашения о сотрудничестве с обвиняемым в современном Российском уголовном процессе // Юридическая техника. 2013. № 7-2.

4. Кудрявцев В.Н., Никитинский В.И., Само-щенко И.С., Глазырин В.В. Эффективность правовых норм. М.: Юрид. лит., 1980.

5. Макарейко Н.В. Детерминация государственного принуждения в России // Юридический мир. 2010. № 11.

6. Медведев Д.А. Правосудие приобрело качества правозащитной системы // Права человека. 2008. № 4 (25).

7. Самощенко И.С., НикитинскийВ.И. Изучение эффективности действующего законодательства // Советское государство и право. 1969. № 8.

8. Самойлюк Р.Н. Методы осуществления государственной власти в Российской Федерации: Мо-ногр. Н. Новгород:, 2015.

9. Самойлюк Р.Н. Определяющие факторы эффективности методов осуществления государственной власти // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. 2014. № 4 (24).

10. СоловейЮ.П. Вхождение (проникновение) сотрудников полиции в жилые и иные помещения, на земельные участки и территории как мера государственного принуждения, предусмотренная ФЗ «О полиции» // Административное право и процесс. 2012. № 3.

11. Давидов Д. С. Исторические предпосылки формирования современной политико-правовой мысли Израиля / Человек и общество в противоречиях и согласии: Сб. науч. тр. по мат. Междунар. науч.-практ. конф. В 2 ч. Н. Новгород, 2011.

12. Давидов Д. С. Роль религии в формировании политико-правовой мысли Израиля // Вестник Нижегородской академии МВД России. 2011. № 1.

References

1. Bonk E.L. Obshchestvennoe mnenie i effektiv-nost' pravovoy normy: Avtoref. ... diss. kand. yurid. nauk. M., 1982.

2. Kolesnik I. V. Problemy formirovaniya i realizat-sii kontseptsii pravoprimenitel'noy tekhnologii v sovre-mennoy Rossii: Avtoref. ... diss. kand. yurid. nauk. Rostov n/D., 2007.

3. Kolesnik V.V. Yuridicheskaya konstruktsiya dosu-debnogo soglasheniya o sotrudnichestve s obvinyayemym v sovremennom Rossiyskom ugolovnom protsesse // Yuridicheskaya tekhnika. 2013. № 7-2.

4. Kudryavtsev V.N., Nikitinskiy V.I., Samoshchen-ko I.S., Glazyrin V.V. Effektivnost' pravovykh norm. M.: Yurid. lit., 1980.

5. Makareyko N.V. Determinatsiya gosudarstven-nogo prinuzhdeniya v Rossii // Yuridicheskiy mir. 2010. № 11.

6. Medvedev D.A. Pravosudie priobrelo kachestva pravozashchitnoy sistemy // Prava cheloveka. 2008. № 4 (25).

7. Samoshchenko I.S., Nikitinskiy V.I. Izuchenie ef-fektivnosti deystvuyushchego zakonodatel'stva // Sovet-skoye gosudarstvo i pravo. 1969. № 8.

8. Samoylyuk R.N. Metody osushchestvleniya go-sudarstvennoy vlasti v Rossiyskoy Federatsii: Monogr. N. Novgorod, 2015.

9. Samoylyuk R.N. Opredelyayushchie faktory ef-fektivnosti metodov osushchestvleniya gosudarstvennoy vlasti // Yuridicheskaya nauka i praktika: Vestnik Niz-hegorodskoy akademii MVD Rossii. 2014. № 4 (24).

10. Solovey Yu.P. Vkhozhdenie (proniknovenie) sotrudnikov politsii v zhilyye i inyye pomeshcheniya, na zemel'nye uchastki i territorii kak mera gosudarst-vennogo prinuzhdeniya, predusmotrennaya FZ «O politsii» // Administrativnoye pravo i protsess. 2012. № 3.

11. Davidov D.S. Istoricheskie predposylki formirovaniya sovremennoy politiko-pravovoy mysli Izrailya / Chelovek i obshchestvo v protivorechiyakh i soglasii: Sb. nauch. tr. po mat. Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. V 2 ch. N. Novgorod, 2011.

12. Davidov D.S. Rol' religii v formirovanii poli-tiko-pravovoy mysli Izrailya // Vestnik Nizhegorodskoy akademii MVD Rossii. 2011. № 1.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.