Научная статья на тему 'Государственное принуждение, как средство обеспечения общественного порядка в правовом государстве'

Государственное принуждение, как средство обеспечения общественного порядка в правовом государстве Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2501
156
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРИНУЖДЕНИЕ / ОБЩЕСТВЕННЫЙ ПОРЯДОК / ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО / STATE ENFORCEMENT / PUBLIC ORDER / CONSTITUTIONAL STATE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Самойлюк Р.Н., Количенко А.А.

Содержание данной статьи помогает нам определить сущность и роль государственного принуждения в обеспечении общественного порядка на основе функционирования правового государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

State enforcement as means of ensuring public order in constitutional state

The content of this article helps us to define the essence and role of state enforcement in ensuring public order on the basis of functioning of a constitutional state.

Текст научной работы на тему «Государственное принуждение, как средство обеспечения общественного порядка в правовом государстве»

УДК 342

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРИНУЖДЕНИЕ, КАК СРЕДСТВО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА В ПРАВОВОМ ГОСУДАРСТВЕ*

Р.Н. Самойлюк, Нижегородская академия МВД России (Н.Новгород, Россия)

e-mail: romaN7771777@yandex.ru А.А. Количенко, Нижегородская академия МВД России (Н.Новгород, Россия)

e-mail: KolicheNkoaa@mail.ru

Аннотация. Содержание данной статьи помогает нам определить сущность и роль государственного принуждения в обеспечении общественного порядка на основе функционирования правового государства.

Ключевые слова: государственное принуждение, общественный порядок, правовое государство.

Система государственной власти обусловлена задачами по установлению в обществе состояния стабильности, упорядоченности и спокойствия. Стабильность общества возможна лишь при наличии системообразующих факторов, на которых основывается власть. Так, государство может быть представлено как единый организм, в котором протекают взаимоотношения социума и власти, состоящие из множества компонентов. Власть можно понимать как способность и возможность осуществлять свою волю (государством, личностью), оказывать необходимое воздействие на деятельность, сознание людей с помощью насилия, авторитета, легальных рычагов воздействия.

В настоящее время, происходит демократизация российского общества, провозглашение правового государства [1]. Из этого исходит тенденции к становлению гражданского общества, в котором степень политического участия и уровень политического сознания довольно велик, что заставляет людей решать возникающие конфликты с помощью правовых регуляторов. Бесспорно, что без эффективного государственного управления невозможно полноценное проведение социальной политики, качественных изменений в стране, направленных на расширение правовой культуры граждан [8]. Именно поэтому очень важен правильный выбор надлежащих методов осуществления государственной власти [7, C. 3]. В связи с этим, неспособность государственных органов действенно решать возникшие в российском обществе проблемы (в частности рост преступности) требует рассматривать государственное принуждение как средство обеспечения общественного порядка.

1 Статья представлена Т. М. Хусяиновым (Нижний Новгород, Россия).

Напряжённая обстановка в обществе в связи с текущими событиями на Украине, действиями России на Ближнем Востоке, дестабилизация экономического курса страны - могут повлечь не здравые социальные явления и процессы. В этой стези государство как открытая саморазвивающаяся система, вступает регулятором социума, который в свою очередь обладает определённой специфичностью.

Что бы понять сущность реализации государственного принуждения в обществе как опоры осуществления государственной власти, разберёмся в сути понятия общественный порядок. Для этого рассмотрим несколько точек зрения ученых. Так В.В. Лазарев считает, что: «Общественный порядок - это определённое свойство системы общественных отношений, состоящее в такой упорядоченности социальных связей, которая ведет к согласованности и ритмичности общественной жизни, беспрепятствовенному осуществлению участниками общественных отношений своих прав и обязанностей и защищенности их обоснованных интересов, общественному и личному спокойствию» [3, С. 8]. Из этого утверждения мы можем понять, что упорядоченность в социальной сфере выступает ведущем фактором в формировании порядка в обществе. Ведь хаос и дестабилизация общественного порядка ведет к кризису как экономическому, так и социальному.

Общественный порядок основывается на нормативной основе. Подчеркнём, что, не нарушая эти основы, могло бы и не понадобится создание института государственного принуждения, которое защищает и охраняет права и свободы человека и гражданина в обществе.

В этой связи хочется выделить точку зрения В.Н Кудрявцева, который пишет: «Общественный порядок - это социальные номы в действии, в конкретном осуществлении. Он олицетворяет жизнь, реальное бытие указанных норм, ибо каждая из норм представляет собой не только должное, но и сущее при своей реализации в адекватном поведении людей» [2, С. 14]. Из данного понятия мы можем выделить социальные нормы как основу жизни общества и поддержания общественного порядка. В это стези мы понимаем, что социальные нормы выступают регулятором общественных отношений и, основываясь на праве, осуществляют фундаментальную основу для эффективной действенности общества.

Так, общественный порядок регулируется не только правовыми, но и социальными нормами (нормы морали, обычаи). Таким образом, правовые нормы выступают связующим звеном между государственной властью и социальным порядком. Взаимодействие государственной власти на общественные отношения придает последним чёткую формализацию целеустремленность, качественно новый уровень упорядоченности [4, С. 75]. Следовательно, государственная власть должна выступать инициатором санкционирования правовых норм, которые должны

соответствовать статусу правового государства, провозглашенного Конституцией Российской Федерации.

Возьмем во внимание, что политика демократизации, охватывающая все сферы жизнедеятельности общества, не исключает, а наоборот предполагает применение действенных средств, рычагов воздействия на общество, которыми являются меры государственного принуждения. Ведь исторический опыт показывает, что далеко не любое общество, получившее неограниченную свободу, может ей правильно распоряжаться. Мы считаем, что в правовом государстве жизненно необходим механизм управления. Его основу должен составлять аппарат государственного принуждения. С течением столетий функции данного аппарата радикально менялись, но его задачи оставались неизменными вплоть до нынешнего времени.

Довольно остро стоит проблема - поиска оснований правового принуждения. Так, государственное принуждение как разновидность социального регулирования содержит свои основания во власти и в праве. А право в своей компетенции определяет и границы государственного принуждения.

Рассматривая общественный порядок нельзя не упомянуть о том, что он обеспечивается посредством системы гарантий. Гарантии выступают в качестве тех необходимых условий, без которых невозможно достичь высокого уровня общественного порядка. К примеру, политическая нестабильность не может обеспечить прочность общественного порядка, из этого следует, что политические гарантии, представляющие собой демократический режим правления и исходящее из него народовластие, не могут быть осуществлены.

Можно взять во внимание и юридические гарантии, которые являются наиболее действенным средством упрочнения общественного порядка. Это можно пояснить как состоятельность мощного юридического аппарата, использующего меры принуждения.

Скажем о нормативной регламентации мер государственного принуждения. В этой стези отметим, что не существует единого нормативного акта, который мог всеобъемлюще вобрать в себя все основания и порядок применения мер государственного принуждения. Остро стоит вопрос о границах государственного принуждения, ведь его применение связано с ущемлением личной свободы граждан, что противоречит положению находящейся в Конституции Российской Федерации статьи, а именно: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства» [1]. В силу данной статьи мы можем отметить, что применение государственного принуждения предопределяет гуманный характер в правовом государстве и может иметь место лишь при наличии действительной на то необходимости, которая должна строго регламентироваться указанными в

законе основаниями и в обязательном порядке строгим соблюдением процессуального порядка при его применении.

Отдельным аспектом рассмотрим соотношение государственного принуждения и насилия. Во - первых, они выступают самостоятельными вариантами поведения индивида, скажем, что современный этап социального развития выделяется ростом числа угроз и преступлений, который, несомненно, наносит вред и некий хаос в развитие демократического общества. Факты и случаи терроризма стали довольно обыденными явлениями для российского общества. При такой нынешней ситуации внутри общественности, нельзя говорить о стабильности и устойчивости общественного порядка. Институт государственного принуждения как раз таки и создан, что бы препятствовать усилению и развитию этому не здравому апогею. Во - вторых, можно рассматривать насилие как один из способов осуществления принуждения. Так, на уровне семейных отношений довольно часто можно встречать насилие, которое проявляется между родителями и детьми. Возможно, применение или отсутствие насильственных методов в современном обществе является показателем правильного или неправильного отношения к детям [4, С .75].

Принуждение - необходимый институт любого государства, оно является одним из методов осуществления государственной власти, а также регулируется и упорядочивается, поскольку выступает не только как средство обеспечения свободы, но и как ее ограничитель. Государственное принуждение «необходимо рассматривать в диалектической связи с правом, и говорить не о «государственном» или «правовом», а о «государственно-правовом принуждении» [5, С. 33]. В связи с этим, отметим, что тесная связь этих явлений говорит нам о правовой основе государственного принуждения и акцентирует наше внимание на правовом положении личности.

Вся реальная деятельность правового государства основывается на праве, следовательно, не правовое принуждение не входит в границы государственного принуждения. Предположим, что если нет свидетельств внешнего воздействия, то и отсутствует государственное принуждение. А ведь принуждение в правовом государстве осуществляется путем воздействия на сознание и поведение принуждаемого субъекта и нацелено на предупреждение негативных последствий, остановку развития социальной девиации, а так же осуществление правосудия по отношению к виновным лицам и в результате восстановление нарушенных прав, свобод или отношений.

Вполне естественно, что без учета разрушительных внешних факторов не могут происходить значимые для общества и государства изменения. Такие как международный терроризм, угроза безопасности нации (обществу) и т.п. Разумно предположить, что необходимо бороться с этими угрозами, но какими методами? В связи с этим вопросом выделим основу обеспечения национальной безопасности, - которой выступают

меры принудительного воздействия на источник опасности со стороны государства, главное из данных мер - государственное принуждение. Следовательно, обеспечивая общественный порядок, государство формирует базис стабильности и устойчивости национальной безопасности.

Повторим, что, в итоге, цели государственного принуждения состоят в обеспечении безопасности, как личности, так и государства, обеспечение законности и правопорядка.

Следует отметить, что в текущее время довольно актуально стоит проблема обеспечения законности в сфере применения государственно-принудительных функций по отношению к общественности. Исходя из этого, мы можем сказать, что проблематика государственного принуждения в правовом государстве требует совершенствования законодательства и более детального изучения для выявления и восполнения пробелов в практической реализации принудительных функций государственными органами, стоящими на страже общественного порядка.

Литература:

1. «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ).

2. Кудрявцев В.Н. Юридические нормы и фактическое поведение. 1980.

3. Лазарев В.В. Правовые основы обеспечения общественного порядка. Учебное пособие. Москва. 1987.

4. Макарейко Н.В. Государственное принуждение как средство обеспечения общественного порядка. Нижний Новгород, 1996.

5. Макарейко Н.В. Государственное принуждение и насилие: проблема соотношения // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. 2014. № 3 (27). С. 33.

6. Рогов А.П. Особенности государственного принуждения в правовом государстве. Саратов, 2013.

7. Самойлюк Р.Н. Методы осуществления государственной власти в Российской Федерации: дис. ... канд. юрид. наук. Н. Новгород, 2013.

8.Хусяинов Т.М. Теоретический анализ правовой социализации современной российской молодёжи // Современное образование. 2014. № 4. С.12-22.

Samojljuk R.N., КоН^епко А.А. Gosudarstvennoe prinuzhdenie как sredstvo obespechenija obshhestvennogo po-rjadka V ргауоуот gosudarstve / R.N. Samojljuk, А.А.

Kolichenko // Nauka. Mysl'. - № 3. - 2015.

© Р. Н. Самойлюк, 2015. © А. А. Количенко, 2015. © «Наука. Мысль», 2015.

— • —

Abstract. The content of this article helps us to define the essence and role of state enforcement in ensuring public order on the basis of functioning of a constitutional state.

Keywords: state enforcement, public order, constitutional state.

— • —

Сведения об авторе

Ростислав Николаевич Самойлюк, кандидат юридических наук, старший преподаватель кафедры административной деятельности органов внутренних дел, Нижегородская академия МВД России.

Артём Андреевич Количенко, курсант факультета подготовки специалистов по расследованию экономических преступлений,

Нижегородская академия МВД России.

— • —

Подписано в печать 27.10.2015.

© Наука. Мысль, 2015.

— • —

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.