Т.А. Куткович, T.A. Kutkovich,
кандидат экономических наук, доцент, Candidate of Law, Associate Professor,
Новороссийский филиал Московского Novorossiysk branch of the Moscow
гуманитарно-экономического Humanitarian-Economic Institute
института [email protected]
Проблемы правового регулирования приема
в образовательные организации
высшего образования в Российской Федерации
Аннотация: основные положения статьи поднимают актуальный в практическом правоприменении вопрос, касающийся нормативного обеспечения конституционно-гарантированного права на получение образования, в части высшего образования. Цель статьи заключается в демонстрации хронологических изменений положений в процедуре порядка приема в образовательные организации высшего образования, направленных на совершенствование нормативного обеспечения реализации права получения высшего образования в 2015 г. как одного из аспектов образования в России. Акцент сделан на анализ изменений, заложенных в порядке приема обучающихся на 2015/2016учебный год. Реализация поставленных задач была достигнута с использованием общенаучных (анализа, сравнения, детализации, сопоставления, экспертной оценки, логическое умозаключение) и частнонаучных (формально-юридический, сравнительно-правовой, нормативно-хронологический) методов. Автором ^ обосновывается введение корректив в нормы, регулирующие вопросы поступления на обучение по g программам высшего образования, продиктованных стремлением к формальному закреплению в по-^ рядке приема гарантий на соблюдение равных возможностей доступа к получению образования по к образовательным программам высшего образования всех групп населения, позволяющим проследить
< государственный подход к подготовке профессиональных кадров как за счет средств бюджетов О различных уровней, так и за счет средств юридических и физических лиц. Поднимается вопрос о
< затруднениях в реализации права на получение высшего образования, вызванных многочисленными ^ изменениями, вносимыми в действующий процесс приема в образовательную организацию непо-s средственно на стадии действия приемной кампании.
с- Ключевые слова: правовое регулирование приемной кампании, реализация права на поступление в
^ образовательную организацию высшего образования, нормативно-правовое обоснование поступления Ь по результатам ЕГЭ и по внутренним испытаниям образовательной организации, поступление на с программы бакалавриата и специалитета, нормативное регулирование поступления на места по ® договорам об оказании платных образовательных услуг.
110
1Л
Problems of legal regulation of admission to educational institutions of higher education in the Russian Federation
Abstract: the main provisions of the articles raise relevant in practical enforcement aspect of regulatory support to the constitutional guarantee of the right to education, in terms of higher education. The purpose of this article is to demonstrate the chronological changes of the provisions in the rules of admission to educational institutions of higher education aimed at improving regulatory support the realization of the right of receiving higher education in 2015 as one of the aspects present in the Russian Federation types of education. The emphasis is on the analysis of the changes incorporated in the procedure for admission of ^ students on the 2015/2016 academic year. Implementation of the tasks was achieved using scientific analysis, w logical reasoning, comparison, specification, comparison, expert evaluation) and private research methods (formal-legal, comparative legal, regulatory and chronological). The author justifies the initiation of changes in the rules governing admission to study programmes of higher education is dictated by the desire to formal consolidation in the order of reception of guarantees for the observance of equal opportunities of access to education on educational programs of higher education for all groups of the population, allowing to trace the state's approach to the preparation of professional personnel as for the budgets of different levels, and the expense of legal and physical persons. In addition, the author raises the question of embarrassment of
realization of the right to higher education, caused by the large number of corrective changes to the current process of admission to educational organization directly during the validity of the admission campaign.
Keywords: legal regulation of the admission campaign, the realization of the right to an educational institution of higher education, normative-legal basis of the receipt of the results common state exam and in-house testing educational organization, admission to bachelor and specialist, regulation of admission to the place of contracts on rendering paid educational services.
Неоспоримость актуальности вопроса, затрагивающего правовые аспекты регулирования процесса приема в образовательные организа- р ции высшего образования (далее — ОО ВО), подтверждается заинтересован- Л ностью поступающих, их родителей и приемных комиссий образовательных § организаций, поскольку ежегодно происходит практически полное обновление категории лиц поступающих, т. е. проблема ежегодно затрагивает но- а вые слои населения, ранее не сталкивавшиеся с вопросами поступления в _ ОО ВО и не владеющие опытом использования своих правовых приоритетов § в силу незнания законодательства о поступлении в ОО ВО. Ранее нами ис- е следовались вопросы правового регулирования порядка поступления в вузы Л в 2014 г. [1, с. 92—98; 2, с. 5118—5145]. Актуальность исследуемого вопроса _ §§ усиливается тем фактом, что проведение приемной кампании, направлен ной на набор обучающихся в ОО ВО начиная с 2015/2016 учебного года, ре гулируется нормами, скорректированными относительно ранее действую
о ш
И
Ф а
з п
"О
щих норм. Основная цель исследования, представленного в данной статье, р § состоит в обобщении действующих законодательных норм, регулирующих § » поступление в ОО ВО летом 2015 г., и попытке обоснования внесения кор- а га
H б
я а
" а
"О
(6 и
П I
® и
"О 0)
а а
j= J=
s s
s s
ректив в процедуру порядка приема в ОО ВО на 2015/2016 учебный год на основе проведенного анализа внешних факторов и с учетом действующего в России правового поля. о |
Конституционное право каждого гражданина Российской Федерации на йй ь получение образования, гарантированное ст. 43, фактически в настоящий мо- 0 | мент регулируется Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 «Об s<o образовании в Российской Федерации» [3] (далее — Закон «Об образовании»). д Указанный Закон, вступивший в силу в полном объеме с 1 сентября 2014 г., в ст. 63—67 и 68—72 определяет уровни образования, реализуемые в нашей стране: общее образование и профессиональное образование. Последнее, в свою очередь разделяется на среднее профессиональное и высшее образование.
Формирование грамотного, высокопрофессионального работника связано 111 с постоянным развитием его способностей и компетенций в процессе обучения и совершенствования. Образовательный потенциал государства зависит г от наличия слаженной системы предоставления возможности получения ^ образования от начального до завершающего уровня и обеспечения каче- ^ ственной реализации обучения на каждом уровне, наличия проникающих g межуровневых образовательных связей и правовых гарантий их исполнения. ? Для обеспечения достижения высшего уровня профессионализации работника основополагающее значение имеет наличие возможности получения высшего образования и правового механизма осуществления отбора претендентов для получения высшего образования.
Отметим, что п. 3 ст. 43 Конституции России гласит: «Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии».
Кроме того, в Законе «Об образовании» в ст. 101 определяется право образовательной организации осуществлять свою образовательную деятельность «за счет средств физических и (или) юридических лиц по договорам об оказании платных образовательных услуг» [3].
Таким образом, лицам, желающим получить высшее образование, законодательно гарантировано право его получения, которое, в свою очередь, предполагает, с одной стороны, предоставление возможности получения образования гражданам за счет государственных средств (оплачиваемых из бюджетов различных уровней), с другой стороны, получение высшего образования за счет собственных средств юридических и физических лиц.
В настоящее время правовые нормы поступления в образовательные организации для получения высшего образования сосредоточены в отдельном самостоятельном документе. Важно отметить, что изменения в правила поступления в образовательные организации для получения высшего образования вносятся достаточно регулярно и с нарастающей динамикой. Так, с 2011 по х 2013 гг. действовал общий порядок приема на протяжении всех трех лет [4]. ^ Появление нового порядка приема в образовательные организации высшего к образования в 2014 г. [5], реализующие образовательные программы высшего образования, вполне обосновано вступлением в полную силу нового Закона § «Об образовании». Поскольку нормативное регулирование поступления в вузы в период с 2011 по 2013 гг. носило характер переходного документа от ^ ранее действовавшего Закона РФ «Об образовании» [6] к новому Закону «Об <5 образовании» [3], вполне обоснован тот факт, что произошло изменение норм :: регулирования порядка приема в вузы.
^ В приемной кампании 2014 г. в качестве регулирующего нормативного ° акта выступал Приказ Минобрнауки России от 9 января 2014 г. № 3 «Об к утверждении Порядка приема на обучение по образовательным программам т высшего образования — программам бакалавриата, программам специали-ш тета, программам магистратуры на 2014/15 учебный год» (далее — Порядок [3= приема 2014 г.). В указанный порядок приема в ходе приемной кампании 2014 г. четырежды вносились изменения Приказами Минобрнауки России 112 (от 13 мая 2014 г. № 517, от 19 мая 2014 г. №553, от 11 июня 2014 г. № 654, от
- 22 июля 2014 г. № 772), дан ряд письменных разъяснений к их применению.
Изменения носили вполне объективный характер. Часть изменений, вне-^ сенных после присоединения Республики Крым к России, была направлена ° на обеспечение конституционного права на получение образования крым-^ чанами — гражданами Российской Федерации. Еще одна часть изменений, внесенных в нормативное регулирование приемной кампании летом 2014 г., была обусловлена несовершенством в сфере среднего общего образования, проявившимся в несоответствии продемонстрированного выпускниками школ и других образовательных организаций качества знаний по математике при сдаче Единого государственного экзамена (ЕГЭ) ожидаемым пороговым значениям, установленным Рособрнадзором [7]. 9 июня 2014 г. были измене-
ны пороговые значения баллов по математике при сдаче ЕГЭ для получения аттестата о полном общем образовании [8]. Первоначально установленные [7] минимальные баллы ЕГЭ по математике обязательны для лиц, поступающих на образовательные программы, в которых математика является профильным предметом. Поступление на другие образовательные программы высшего образования было возможно с более низким (измененным) минимальным баллом ЕГЭ при наличии у абитуриента аттестата.
Таким образом, коррективы, внесенные в нормы регулирования порядка приема, с одной стороны, сохранили возможность выпускникам школ 2014 г. получить документ установленного образца о полном общем образовании, что позволило части лиц использовать свое право на получение высшего образования; с другой стороны, вызвали некоторый ажиотаж и необоснованные надежды поступающих на изменение пороговых минимальных значений ЕГЭ для поступления в вуз.
Выделим еще одну часть изменений, цель которых состояла в необходи- Г мости корректировки формулировок Порядка приема 2014 г., для достижения 3 единообразия с формулировками Закона «Об образовании». у
Объективность внесения корректирующих изменений в Порядок приема и 2014 г. вполне закономерна и представлена выше. В целом изменения на- ш ° правлены на поддержание равных возможностей в нормативных документах при регулировании процесса доступности получения высшего образования
"О
о
СП
о
и соответствия действующим законодательным нормам. В то же время про- о и исходящие в ходе приемной кампании изменения не могут не сказываться | I отрицательно на поступающих, которые в начале приемной кампании были в ш
ознакомлены с одними условиями приема, а затем эти условия изменились, и о
1 р
что вызывало недоверие к участникам обеспечения порядка приема на местах.
Важной частью обеспечения соблюдения требований Закона «Об образова- 0 | нии» и правового регулирования на этапе подачи документов при поступлении С <Й
з
о г (6 1
"О О)
0) ш с с
в ОО ВО начиная с 2013 г. стало введение в действие единого информационного поля данных по поступающим, содержащего информацию о результатах й 3 ЕГЭ в виде реестра аналитической программы Федеральной информационной ф системы о Едином государственном экзамене «ФИС ЕГЭ» (с 2015 г. и «ФИС | ГИА»). Система позволяет осуществлять проверку достоверности поданных _ документов о предыдущем образовании у лиц, окончивших школу и сдававших ЕГЭ с 2010 г. С помощью данной системы обеспечивается соблюдение требований, заложенных в порядок приема о подаче документов на участие
в конкурсе на поступление не более чем в пять вузов. Сложность состоит в -
том, что дисциплина исполнителей приемных комиссий на местах, требующая внесения в систему сведений о поступающих ежедневно, пока сложно контро- 2 лируема, да и ресурсные возможности быстрой обработки внутри программы ^ не совершенны. Однако в целом создание ФИС ГИА обеспечивает соблюдение ^ правовых аспектов при проведении приемной кампании. |
В 2015 г. нормативное регулирование поступления в вузы определено «Порядком приема на обучение по образовательным программам высшего образования — программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры на 2015/16 учебный год» [9] (далее — Порядок приема 2015 г.). В указанный порядок приема с момента его регистрации в Минюсте
России 25 августа 2014 г. уже внесен ряд изменений 11 ноября 2014 г. [10], которые касаются корректировки формулировок на соответствие действующим законам Российской Федерации, в том числе Закону «Об образовании». Особенность порядка приема в вузы в 2015 г. состоит в следующем:
— с одной стороны, в вузы поступят наиболее одаренные, способные к освоению выпускники школ. Для лиц, имеющих полное общее образование, фильтром оценки качества знаний, автоматически допускающим к возможности претендовать на поступление в вуз, выступает система ЕГЭ;
— с другой стороны, поступят лица, которым получение высшего образования важно для профессионального совершенствования или изменения профессии. У данной категории поступающих имеется выбор; поступать по результатам ЕГЭ или (в случае не прохождения ЕГЭ в текущем году) поступать по внутренним испытаниям, проводимым вузом;
— третьей категорией для поступления в вузы является категория граждан, имеющих особые права. Данная категория лиц закреплена в части III Порядка приема 2015 г.
Для обеспечения равного права на получение образования по образовательным программам высшего образования конкурс на зачисление прово-х дится отдельно как по каждой образовательной программе, так и для каждой ^ категории поступающих: отдельно для поступающих на базе полного общего к образования и на базе профессионального образования.
Отметим, что в 2015 г., в отличие от 2014 г., поступление лиц, получив-§ ших полное общее образование до 1 января 2009 г. и не имеющих профес-□Е сионального образования, будет производиться только по результатам ЕГЭ. Таким образом, в настоящее время обеспечение права на получение образования в отношении освоения образовательных программ высшего образования регулируется обновленным Порядком приема 2015 г. Порядок приема претерпевает ежегодные изменения, ежегодно вводится в действие ° новый нормативный акт. С одной стороны, система правового регулиро-к вания приемной кампании совершенствуется. С другой стороны, лица, т желающие реализовать свое право на получение образования по образовали тельным программам высшего образования, сталкиваются с препятствием, [3= заключающемся в отсутствии стабильности к требованиям к поступающим и необходимости адаптироваться к обновленным условиям приема текущего 114 года. Иначе говоря, приступая к освоению образовательной программы в
- 10 классе, обучающийся не имеет четкого понимания реализации своего
права для возможности использовать его через два года по окончании школы.
^ Список литературы:
^ 1. Куткович, Т.А. Правовое регулирование вопросов поступления в образова-
тельные организации высшего образования на места по договорам об оказании платных образовательных услуг // Правовая политика и правовая жизнь. — 2014. — № 3. — С. 92-98.
2. Куткович, Т.А. Инструментарий для проведения анализа потенциальной платформы для реализации высшего образования в регионе на примере Новороссийска // В мире научных открытий. — 2014. — № 11/12. — С. 5118-5145.
с
с
3. Об образовании в Российской Федерации : федеральный закон РФ от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 // Собр. законодательства Рос. Федерации. — 2012. — № 53, ст. 7598; 2013. — № 48, ст. 6165.
4. Об утверждении Порядка приема граждан в образовательные учреждения высшего профессионального образования : приказ Минобрнауки России от 28 декабря
2011 г. № 2895 // Российская газета. —2012. — 27 янв.
5. Об утверждении Порядка приема на обучение по образовательным программам высшего образования — программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры на 2014/15 учебный год : приказ Минобрнауки России от 9 января 2014 г. № 3 (в ред. от 22 июля 2014 г.) // Российская газета. — 2014. — 25 февр.
6. Об образовании : закон РФ от 10 июля 1992 г. № 3266-1 (в ред. от 12 ноября
2012 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. — 1996. — № 3, ст. 150.
7. Об установлении минимального количества баллов единого государственного экзамена по общеобразовательным предметам, подтверждающего освоение выпускником основных общеобразовательных программ среднего (полного) общего образования в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования : распоряжение Рособрнадзора от 29 августа 2012 г. № 3499-10 // Вестник образования России. — 2012. — № 19/20.
8. О внесении изменений в распоряжение Рособрнадзора от 29.08.2012 № 3499-10 3 «Об установлении минимального количества баллов единого государственного ш в экзамена по общеобразовательным предметам, подтверждающего освоение вы- ш и пускником основных общеобразовательных программ среднего (полного) общего образования в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования» : распоряже- | | ние Рособрнадзора от 9 июня 2014 г. № 1120-10 // Вестник образования России. 8 з — 2014. — № 13. | 0
9. Об утверждении Порядка приема на обучение по образовательным программам высшего образования — программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры на 2015/16 учебный год : приказ Минобрнауки России от о ш 28 июля 2014 г. № 839 (в ред. от 11 ноября 2014 г.) // Российская газета. — 2014. — 3 сент. £ Л
Z1 "О
о
СП
Ф а
о п
о
"О
^ о
и р
я тз
^ а
3
10. О внесении изменений в Порядок приема на обучение по образовательным программам высшего образования — программам бакалавриата, программам спе-циалитета, программам магистратуры на 2015/16 учебный год, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 июля 2014 г. ¡д » № 839 : приказ Минобрнауки России от 11 ноября 2014 г. № 1442 // Российская газета. — 2014. — 19 дек.
о Ф s ' о
©"5
д
01 01 J= J=
References:
1. Kutkovich, T.A. Pravovoe regulirovanie voprosov postuplenija v obrazovatel'nye organizacii vysshego obrazovanija na mesta po dogovoram ob okazanii platnyh obrazovatel'nyh uslug // Pravovaja politika i pravovaja zhizn'. — 2014. — № 3. — S. 92—98.
2. Kutkovich, T.A. Instrumentar^ dlja provedenija analiza potencial'noj platformy dlja ; realizacii vysshego obrazovanija v regione na primere Novorossijska // V mire nauchnyh otkrytij. — 2014. — № 11/12. — S. 5118-5145.
3. Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii : federal'nyj zakon RF ot 29 dekabrja 2012 g. № 273-FZ // Sobr. zakonodatel'stva Ros. Federacii. — 2012. — № 53, st. 7598; 2013. — № 48, st. 6165.
4. Ob utverzhdenii Porjadka priema grazhdan v obrazovatel'nye uchrezhdenija vysshego professional'nogo obrazovanija : prikaz Minobrnauki Rossii ot 28 dekabrja 2011 g. № 2895 // Rossijskaja gazeta. —2012. — 27 janv.
115
;
T
5!
o »
s -c
_Q X
со
<
m О m
SE
с
5. Ob utverzhdenii Porjadka priema na obuchenie po obrazovatel'nym programmam vysshego obrazovanija — programmam bakalavriata, programmam specialiteta, programmam magistratury na 2014/15 uchebnyj god : prikaz Minobrnauki Rossii ot 9 janvarja 2014 g. № 3 (v red. ot 22 ijulja 2014 g.) // Rossijskaja gazeta. — 2014. — 25 fevr.
6. Ob obrazovanii : zakon RF ot 10 ijulja 1992 g. № 3266-1 (v red. ot 12 nojabrja 2012 g.) // Sobr. zakonodatel'stva Ros. Federacii. 1996. — № 3, st. 150.
7. Ob ustanovlenii minimal'nogo kolichestva ballov edinogo gosudarstvennogo jekza-mena po obshheobrazovatel'nym predmetam, podtverzhdajushhego osvoenie vypusknikom osnovnyh obshheobrazovatel'nyh programm srednego (polnogo) obshhego obrazovanija v sootvetstvii s trebovanijami federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta srednego (polnogo) obshhego obrazovanija : rasporjazhenie Rosobrnadzora ot 29 avgusta 2012 g. № 3499-10 // Vestnik obrazovanija Rossii. — 2012. — № 19/20.
8. O vnesenii izmenenij v rasporjazhenie Rosobrnadzora ot 29.08.2012 № 3499-10 «Ob ustanovlenii minimal'nogo kolichestva ballov edinogo gosudarstvennogo jekzamena po obshheobrazovatel'nym predmetam, podtverzhdajushhego osvoenie vypusknikom osnovnyh obshheobrazovatel'nyh programm srednego (polnogo) obshhego obrazovanija v sootvetstvii s trebovanijami federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta srednego (polnogo) obshhego obrazovanija» : rasporjazhenie Rosobrnadzora ot 9 ijunja 2014 g. № 1120-10 // Vestnik obrazovanija Rossii. — 2014. — № 13.
9. Ob utverzhdenii Porjadka priema na obuchenie po obrazovatel'nym programmam vysshego obrazovanija — programmam bakalavriata, programmam specialiteta, program-mam magistratury na 2015/16 uchebnyj god : prikaz Minobrnauki Rossii ot 28 ijulja 2014 g. № 839 (v red. ot 11 nojabrja 2014 g.) // Rossijskaja gazeta. — 2014. — 3 sent.
10. O vnesenii izmenenij v Porjadok priema na obuchenie po obrazovatel'nym programmam vysshego obrazovanija — programmam bakalavriata, programmam specialiteta, programmam magistratury na 2015/16 uchebnyj god, utverzhdennyj prikazom Ministerstva obrazovanija i nauki Rossijskoj Federacii ot 28 ijulja 2014 g. № 839 : prikaz Minobrnauki Rossii ot 11 nojabrja 2014 g. № 1442 // Rossijskaja gazeta. — 2014. — 19 dek.
с О iz
К <
m О m
SE
IZ
116
i-о
сч
сч
Е.И. Грузинская,
кандидат юридических наук, доцент кафедры государственных и гражданско-правовых дисциплин, Новороссийский филиал Московского гуманитарно-экономического института А.О. Тахтенкова, общественный помощник прокурора г. Новороссийска ¡азкепка2311@гатЫег. ги
E.I. Gryzinskaya,
Candidate of Law,
the Department of State
and the Civil Law Disciplines
Novorossiysk branch of the Moscow
Humanitarian and Economic Institute
A.O. Tahtenkova,
The public prosecutor's assistant
city of Novorossiysk
sashenka2311@rambler. ru
Хищение имущества, находящегося при трупе: вопросы квалификации
Аннотация: актуальность статьи обусловлена учащением случаев хищения с мест захоронения, а также случаев хищения с тел захороненных. Точная квалификация подобных деяний составляет существенный пробел в законодательстве Российской Федерации, что не позволяет выработать единообразие правоприменения практики подобных случаев. Также одной из проблем совершения подобных деяний является низкая нравственная и моральная модели поведения, сложившиеся в