Научная статья на тему 'Организация проведения вступительных испытаний с использованием дистанционных технологий при приеме на обучение в образовательные организации высшего образования, подведомственные ФСИН России'

Организация проведения вступительных испытаний с использованием дистанционных технологий при приеме на обучение в образовательные организации высшего образования, подведомственные ФСИН России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
172
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Пенитенциарная наука
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРИЕМ НА ОБУЧЕНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Моторова Н. В., Перов С. В.

В статье рассматриваются проблемы организации приема на обучение в образовательные организации высшего образования Федеральной службы исполнения наказаний. Авторы анализируют практику применения дистанционных технологий в данной сфере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Моторова Н. В., Перов С. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Организация проведения вступительных испытаний с использованием дистанционных технологий при приеме на обучение в образовательные организации высшего образования, подведомственные ФСИН России»

УДК 378.141.21

Организация проведения вступительных испытаний с использованием дистанционных технологий при приеме на обучение в образовательные организации высшего образования,

подведомственные ФСИН России

С.В. ПЕРОВ - доцент кафедры административно-правовых дисциплин ВИПЭ ФСИН России, кандидат юридических наук;

Н.В. МОТОРОВА - преподаватель кафедры административно-правовых дисциплин ВИПЭ ФСИН России

В статье рассматриваются проблемы организации приема на обучение в образовательные организации высшего образования Федеральной службы исполнения наказаний. Авторы анализируют практику применения дистанционных технологий в данной сфере.

Ключевые слова: высшее образование; прием на обучение; образовательные организации высшего образования.

The organization of entrance examinations using remote technologies for training admission in educational institutions of higher education subordinate to FSIN of Russia

IS.V. PEROV - Associate Professor of the Department of Administrative Law Disciplines of the Vologda Institute of Law and Economics of the Federal Penal Service of Russia, PhD. in Law;

N.V. MOTOROVA - Lecturer of the Department of Administrative Law Disciplines of the Vologda Institute of Law and Economics of the Federal Penal Service of Russia

The article deals with problems of the organization of admission to educational institutions of higher education of the Federal Penal Service. The authors analyze the practical application of remote technologies in this field.

Keywords: higher education; training admission; educational institutions of higher education.

Актуальной проблемой в области кадрового обеспечения учреждений и органов уголовно-исполнительной системы являются низкие показатели приема граждан на обучение в образовательные организации высшего образования, подведомственные ФСИН России.

Это, в частности, проявляется в стабильно низком уровне регионального конкурса. Территориальными органами ФСИН России, на которых возложена задача по подбору кандидатов на обучение на приемные места, выделенные для них в соответствии с планами комплектования ведомственных вузов, подбирается небольшое количество кандидатов на обучение. Кроме того, не все из подобранных кандидатов прибывают к месту поступления, что обусловлено как объективными, так и субъективными причинами.

В 2014 г. для прохождения вступительных испытаний в ведомственные вузы не прибыли 18% абитуриентов, чьи личные дела были направлены в учебные заведения (в 2013 г. этот показатель составил 9%, в 2012 г. - 13%)1. Анализ результатов приема граждан на обучение в ведомственные вузы за последние пять лет показывает, что количество приемных мест в учебных заведениях, выделенных для комплектующих органов и на которые зачислены подобранные ими кандидаты, составляет 70-80%2.

Особенно ярко обозначенная проблема проявляется в комплектующих органах, расположенных в регионах Сибири и Дальнего Востока. Недостатки в подборе кандидатов на обучение, характерные для них, обусловлены во многом удаленностью большинства

ведомственных вузов от места жительства абитуриентов. Для учреждений и органов УИС, расположенных в Сибири и на Дальнем Востоке, ближайшим учебным заведением является Кузбасский институт ФСИН России (г. Новокузнецк Кемеровской области). Все остальные ведомственные вузы находятся в европейской части России и существенно удалены от указанных комплектующих органов.

Удаленность вуза от места жительства абитуриента, на наш взгляд, оказывает наибольшее влияние на подбор кандидатов на обучение. Особенно отчетливо это ощущается на фоне возрастающего количества предложений на рынке образовательных услуг. Так, например, общий объем контрольных цифр приема по программам бакалавриата, специалитета и магистратуры в 2015 г. относительно уровня 2014 г. был увеличен на 19%. При этом количество выпускников школ в 2015 г. было меньше по сравнению с 2014 г.3

Удаленность ведомственных вузов существенно повышает материальные затраты абитуриентов, связанные с поступлением в учебные заведения. В настоящее время действующими правовыми актами не предусмотрена компенсация стоимости проезда к месту проведения вступительных испытаний. Кроме того, необходимо учитывать такой важный, на наш взгляд, фактор, как затраты поступивших на обучение курсантов при следовании их к месту проведения каникулярного отпуска. Для курсантов ведомственных вузов, родители которых проживают в Сибири и на Дальнем Востоке, указанные затраты оказываются довольно

существенными. Проезд к месту каникулярного отпуска оплачивается только тем из них, кто обучается в Вологодском институте права и экономики ФСИН России, Пермском институте ФСИН России и Кузбасском институте ФСИН России4. Между тем ранее существовала практика компенсации стоимости проезда к месту проведения вступительных испытаний тем абитуриентам,которые по результатам конкурса не поступили в ведомственный вуз. Это позволяло стимулировать конкурс, поскольку существенно снижало риски материальных затрат в случае провала на вступительных испытаниях. Данная мера положительно сказывалась на показателях конкурса при поступлении в ведомственные вузы и являлась важным аргументом профориентационной работы.

В настоящее время в условиях доступности высшего образования соперничество между вузами за каждого абитуриента приобретает особый характер. Большое значение в связи с этим должно отводиться про-фориентационной и агитационной работе, а также совершенствованию организации вступительных испытаний.

На сегодняшний день в агитации абитуриентов применяются самые разнообразные средства. Широко используются возможности интернет-сайтов вузов, привлекаются другие ресурсы сети Интернет (создаются аккаунты учебных заведений в социальных сетях). На передний план выходят не только качество преподавания и характеристики профессорско-преподавательского состава, но и культурно-массовая работа, спортивная жизнь. На выбор абитуриента влияют также созданные в вузе возможности для реализации им своих способностей не только в учебной, научной, но и в культурной, спортивной и общественной сферах деятельности.

В условиях серьезной конкуренции между вузами особую роль играет совершенствование форм и методов организации вступительных испытаний. Данный процесс должен быть направлен на создание поступающим максимально комфортных условий, когда абитуриент все свои усилия сосредотачивает на экзамене и не отвлекается на решение организационно-бытовых проблем.

В этой связи заслуживает внимания организация дистанционного приема документов и вступительных испытаний в вузы. Речь, безусловно, идет о тех испытаниях, которые не относятся к ЕГЭ, а проводятся в соответствии с действующим законодательством дополнительно5.

Правовым основанием проведения вступительных испытаний с использованием дистанционных технологий послужило положение, закрепленное в п. 83 Порядка приема на обучение по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам спе-циалитета, программам магистратуры на 2015/2016 уч. г., утвержденного приказом Минобрнауки России от 28.07.2014 г. № 8396.

В 2015 г. Федеральной службой исполнения наказаний на базе Вологодского института права и экономики ФСИН России и Кузбасского института ФСИН России было организовано проведение вступительных испытаний с применением дистанционных технологий. В частности, в Вологодском институте права и экономики экзаменационная комиссия дистанционно принимала дополнительное вступительное испытание в форме устного экзамена по обществоз-нанию у абитуриентов, находившихся в г. Чите (Забайкальский край). Приемная комиссия Кузбасского института организовала прием дополнительных вступительных испытаний абитуриентами Хабаровского края.

Идентификация поступающих при прохождении ими вступительных испытаний обеспечивалась сотрудниками УФСИН России по Забайкальскому, Хабаровскому краям, а также сотрудниками учебных заведений, присутствовавшими непосредственно на месте сдачи экзаменов.

В целях определения комиссионной оценки вступительных испытаний при их проведении был использован ведомственный канал связи, в качестве резервного канала связи выступало оборудование для связи посредством сети Интернет.

Кроме того, в названных регионах было организовано проведение окончательного медицинского освидетельствования внештатными военно-врачебными комиссиями вузов.

По результатам вступительных испытаний с использованием дистанционных технологий в Вологодском институте права и экономики ФСИН России были укомплектованы все места, выделенные для территориальных органов ФСИН России, расположенных в Сибири и на Дальнем Востоке (УФСИН России по республикам Бурятия, Саха (Якутия), Забайкальскому, Приморскому краям, Амурской, Иркутской, Кемеровской областям). Успешно выдержал дополнительные вступительные испытания по

обществознанию 31 абитуриент, 3 абитуриента не набрали необходимого количества баллов. Экзамен по биологии успешно сдали 3 абитуриента.

Таким образом, был обеспечен реальный конкурс среди кандидатов на обучение от УФСИН России по Забайкальскому краю (2 кандидата на 1 место) и УФСИН России по Республике Бурятия (2,4 на 1 место). Отмечается также улучшение качественного состава кандидатов на обучение: 6 абитуриентов (17%) имели спортивный разряд кандидата в мастера спорта, 21 абитуриент (60%) имел индивидуальные достижения, которые учитывались при поступлении.

Анализ личных дел абитуриентов показал, что большая часть из них - это дети из многодетных и малообеспеченных семей. Прохождение вступительных испытаний на базе ближайших к месту жительства комплектующих органов дало им возможность поступить в ведомственный вуз, а комплектующим органам провести качественный отбор кандидатов и обеспечить региональный конкурс при приеме на обучение.

Результаты приемной кампании в Кузбасском институте ФСИН России также подтверждают эффективность использования

дистанционных технологий при проведении вступительных испытаний.

Таким образом, анализ процесса подготовки и проведения в Вологодском институте права и экономики ФСИН России и Кузбасском институте ФСИН России вступительных испытаний с использованием дистанционных технологий, а также результатов указанных испытаний позволяет сделать заключение об их эффективности и перспективности для решения актуальных проблем приема граждан на обучение в ведомственные вузы. При этом необходимыми условиями успешного проведения вступительных испытаний дистанционно являются предварительная профориентационная работа с информированием абитуриентов о планируемом использовании соответствующих технологий, а также работа на уровне ФСИН России по планированию выделения приемных мест в регионах, где предполагается проводить прием.

Актуальным и заслуживающим внимания, на наш взгляд, является предложение о создании в перспективе в удаленных регионах страны пунктов приема вступительных испытаний, в которых будут сдавать экзамены абитуриенты, желающие обучаться в любом из ведомственных вузов.

| ПРИМЕЧАНИЯ

1 Согласно статистическим отчетам за 2012-2014 гг. по форме ОБ-5, утвержденной приказом ФСИН России от 19.10.2006 г. № 319 «Об утверждении форм статистической отчетности образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования Федеральной службы исполнения наказаний».

2 Согласно статистическим отчетам за 2010-2015 гг. по форме ОБ-5, утвержденной приказом ФСИН России от 19.10.2006 г. № 319 «Об утверждении форм статистической отчетности образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования Федеральной службы исполнения наказаний».

3 См.: http://www.edu.ru/news/education/1331 (дата обращения: 29.01.2014 г.).

4 Согласно ч. 6 ст. 3 Федерального закона от 30.12.2012 г. № 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (см.: СЗ РФ. 2012. № 53 (ч. 1). Ст. 7608).

5 В соответствии с п. 1 ч. 10 ст. 81 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (см.: СЗ РФ. 2012. № 53 (ч. 1). Ст. 7598).

6 См.: Приказ Минобрнауки России от 28.07.2014 г № 839 (ред. от 30.07.2015 г.) «Об утверждении Порядка приема на обучение по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специ-алитета, программам магистратуры на 2015/16 учебный год» // Российская газета. 2014. № 199.

1 Soglasno statisticheskim otchetam za 2012-2014 gg. po forme OB-5, utverzhdennoj prikazom FSIN Rossii ot 19.10.2006 g. № 319 «Ob utverzhdenii form statisticheskoj otchetnosti obrazovatel'nyh uchrezhdenij vysshego i srednego professional'nogo obrazovanija Federal'noj sluzhby ispolnenija nakazanij».

2 Soglasno statisticheskim otchetam za 2010-2015 gg. po forme OB-5, utverzhdennoj prikazom FSIN Rossii ot 19.10.2006 g. № 319 «Ob utverzhdenii form statisticheskoj otchetnosti obrazovatel'nyh uchrezhdenij vysshego i srednego professional'nogo obrazovanija Federal'noj sluzhby ispolnenija nakazanij».

3 Sm.: http://www.edu.ru/news/education/1331 (data obrashhenija: 29.01.2014 g.).

4 Soglasno ch. 6 st. 3 Federal'nogo zakona ot 30.12.2012 g. № 283-FZ «O social'nyh garantijah sotrudnikam nekotoryh federal'nyh organov ispolnitel'noj vlasti i vnesenii izmenenij v otdel'nye zakonodatel'nye akty Rossijskoj Federacii» (sm.: SZ RF. 2012. № 53 (ch. 1). St. 7608).

5 V sootvetstvii s p. 1 ch. 10 st. 81 Federal'nogo zakona ot 29.12.2012 g. № 273-FZ «Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii» (sm.: SZ RF. 2012. № 53 (ch. 1). St. 7598).

6 Sm.: Prikaz Minobrnauki Rossii ot 28.07.2014 g. № 839 (red. ot 30.07.2015 g.) «Ob utverzhdenii Porjadka priema na obuchenie po obrazovatel'nym programmam vysshego obrazovanija - programmam bakalavriata, programmam specialiteta, programmam magistratury na 2015/16 uchebnyj god» // Rossijskaja gazeta. 2014. № 199. h

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.