В.А. ЛЕЦКО, H.A. АСТАХОВА (Волгоград)
о централизованной обработке результатов единого государственного экзамена при формировании контингента студентов вузов
Рассматривается возможность передачи функции зачисления студентов в вузы от самих вузов в единый федеральный центр обработки результатов ЕГЭ. Описаны преимущества такого подхода. Проанализированы некоторые технические аспекты перехода на предлагаемую систему зачисления абитуриентов. Изучена степень согласованности предлагаемой системы с действующими правилами зачисления и законодательством в сфере образования.
Ключевые слова: Единый государственный экзамен, обработка данных ЕГЭ, зачисление в вуз, правила приема в вуз, учет индивидуальных достижений, абитуриент.
Несмотря на многочисленные критические замечания в средствах массовой информации, Единый государственный экзамен прочно вошел в нашу жизнь. Одним из главных его предназначений является предоставление равных возможностей при конкурсном отборе в высшие учебные заведения. Разумеется, эти возможности будут действительно равными при обязательном выполнении нескольких важных условий.
одним из таких условий является отсутствие нарушений при написании и проверке работ ЕГЭ. Однако мы вынуждены констатировать, что на протяжении ряда лет с момента появления ЕГЭ ситуация в пунктах проведения экзамена только ухудшалась. Выпускники все более беззастенчиво использовали мобильные телефоны и другие запрещенные гаджеты, а организаторы не только старательно не замечали этого, но порой и сами оказывали незаконную помощь школьникам. Но несколько лет назад бессмысленность экзамена в таких условиях наконец-то стала очевидна и тем, кто отвечал за его проведение. Ситуация в местах проведения ЕГЭ изменилась к лучшему. Организаторам удалось существенно уменьшить количество нарушений при написании работ ЕГЭ. Авторам как экспертам с многолетним стажем факт «закручивания гаек» стал очеви-
ден и по резкому уменьшению нелепых ошибок неосмысленного списывания, и по снижению общего уровня работ. На федеральном уровне пришлось даже снижать порог неудовлетворительной оценки, чтобы двоек не оказалось слишком много.
вторым очевидным условием предоставления равных возможностей всем выпускникам является минимизация различий вариантов ЕГЭ, в том числе в зависимости от региона проведения. К сожалению, мы вынуждены констатировать, что в настоящее время реализация этого условия, мягко говоря, не идеальна. К такому выводу, в частности, приводит сравнение вариантов ЕГЭ по математике (профильный уровень) 2018 г. в разных регионах.
Однако с окончанием ЕГЭ и получением оценок трудности выпускников (а теперь уже абитуриентов) отнюдь не заканчиваются. Им предстоит соотнести свои желания в отношении дальнейшего образования с теми шансами в конкурентной борьбе, которые дают им результаты их вступительных экзаменов.
В Советском Союзе каждый абитуриент в одном календарном году имел право попытаться поступить только в один вуз (за исключением тех, где приемная кампания имела смещенные сроки). В Российской Федерации абитуриенты получили право участвовать в конкурсном отборе сразу в несколько учебных заведений. С введением ЕГЭ это во многом формальное (экзамены-то проводятся в одни и те же сроки) право, казалось бы, стало реальным. Но на деле это не совсем так.
В настоящее время абитуриент может подать документы одновременно в пять вузов. Причем в каждом их них он может выбрать до трех специальностей. Абитуриенты активно пользуются такой возможностью, а приемные комиссии с гордостью отчитываются о высочайшем конкурсе в их вуз. Однако это не означает, что абитуриент будет участвовать сразу в пятнадцати конкурсных отборах. На первом этапе отбора он будет претендовать на зачисление только в один вуз и только на одну специальность. Ведь в реальном конкурсе участвуют лишь те абитуриенты, которые предоставили в соответствующую приемную комиссию подлинники своих документов. Начиная с 2016 г. кроме подлинников документов в приемной комиссии должно находиться и заявление о согласии на зачисление. Причем такое заявление можно подать только в один вуз и на одну специальность. В итоге абитуриенты и их родители до последнего тянут с подачей
О Лецко В.А., Астахова H.A., 2019
подлинников документов и указанного заявления. При этом они мониторят ситуацию, пытаясь оценить шансы. вуз обязан оперативно обновлять информацию на официальном сайте, вывешивая ранжированный список тех абитуриентов, которые подали документы на данную специальность, и отдельно тех, которые предоставили подлинники необходимых документов. но такие объявления публикуются всего лишь один раз в день. А если учесть, что конкуренты тоже не спешат с окончательным решением и выжидают, становится ясно, что конкурс баллов превращается в конкурс нервов. особо отметим проблемы тех абитуриентов, которые пытаются поступить в вузы, находящиеся в разных городах (например, в Москве, санкт-Петербурге и в своем родном городе). с учетом российских расстояний они вынуждены определяться заранее.
Правда, для неудачников конкурсного отбора имеется второй шанс, так называемая вторая волна зачисления. но к этому моменту 80% бюджетных мест уже заняты.
нам представляется, что организовать реальное, а не формальное право абитуриентов участвовать в конкурсном отборе в разные вузы на разные специальности поможет переход к централизованной системе зачисления по результатам ЕГэ. Единая база, в которой хранятся данные, уже создана. Для реализации этой концепции достаточно передать функцию зачисления абитуриентов от приемных комиссий вузов в единый федеральный центр. Для этого вузы должны подавать сведения о наличии бюджетных мест на все специальности (направления подготовки), по которым открыт набор. одновременно вузы могут передавать дополнительные данные о тех льготах и преференциях, которые в соответствии с федеральными законами устанавливаются руководством вуза. в свою очередь абитуриенты определяют для себя ранжированный список вузов, специальностей или направлений подготовки в соответствии со своими предпочтениями. нам представляется, что этот список может быть не очень длинным (например, из пяти позиций). впрочем, это обсуждаемо. этот список вместе с необходимыми документами подается, например, в региональный центр обработки информации. Зачисление происходит с помощью программы, работающей с централизованной базой, «сверху вниз», т. е. абитуриенты, показавшие наивысшие результаты по ЕГэ, зачисляются первыми в выбранные ими вузы, указанные в первой позиции их индивидуальных ранжированных списков. Далее зачисляются абитуриенты, успехи которых несколько хуже.
Если при этом окажется, что контингент студентов наиболее предпочитаемого ими варианта уже сформирован, они участвуют в конкурсе на места из следующих позиций своего индивидуального списка.
отметим, что алгоритм зачисления «сверху вниз» не линеен (осуществляется с возможным возвратом). Для иллюстрации рассмотрим следующий пример (см. таблицу ниже).
Примерный фрагмент обрабатываемого массива данных
абитуриенты 1 2
X А В
250 270
У В С
260 265
При первоначальной обработке суммы 270 баллов абитуриент X не зачисляется в вуз B, поскольку для него более предпочтителен вуз A, лимит мест в который еще не исчерпан. При рассмотрении предварительной суммы в 260 баллов абитуриент Y условно зачисляется в вуз B, наиболее предпочтительный для него. При обработке суммы в 250 баллов выясняется, что X не проходит в вуз A (лимит мест уже исчерпан), поэтому он условно зачисляется в вуз B, смещая абитуриента Y на одну позицию вниз в списке условно зачисленных в этот вуз. Если при этом Y выходит за рамки лимита вуза B, программа рассматривает возможность его условного зачисления в вуз C с возможным смещением вниз в списке условно зачисленных в этот вуз какого-то другого абитуриента и т. д.
Данный подход имеет целый ряд очевидных преимуществ перед существующим.
• формирование контингента студентов вузов становится более справедливым: предпочтения абитуриентов, показавших более весомые результаты, имеют более высокий приоритет.
• Прозрачность всей приемной кампании, резкое уменьшение возможности махинаций при зачислении в тот или иной вуз. вся необходимая информация (речь не идет о персональных данных) выкладывается в открытый доступ.
• сильные вузы наберут более подготовленных абитуриентов. средний уровень новоиспеченных студентов также повысится: за чертой поступивших окажутся наименее подготовленные абитуриенты, а не те из них, кто неверно соотнес свой уровень притязаний с качеством своей подготовки.
• Отсутствие второй волны зачисления и связанных с ней расходов.
• Высвобождение многих тысяч сотрудников приемных комиссий вузов и экономия средств на оплату их труда.
• Сокращение у поступающих и их родителей стрессов и нервных срывов, связанных с принятием ответственных решений в ситуации неопределенности.
• Уменьшение числа разъездов с целью подачи (перемещения) подлинников необходимых документов из одного города в другой.
Предлагаемая система согласуется с большинством положений действующих приказов о порядке приема в высшие учебные заведения [4; 5]. Как известно, каждый вуз самостоятельно определяет те дисциплины, результаты ЕГЭ по которым учитываются при поступлении на ту или иную специальность (за исключением обязательного учета результатов ЕГЭ по русскому языку). Отметим, что данное обстоятельство никоим образом не является препятствием для перехода на предлагаемую систему: у одного и того же абитуриента могут быть разные суммы баллов в зависимости от того, куда он поступает.
Предлагаемая нами система не вступает в противоречие и с принятой на сегодняшний день практикой учета результатов олимпиад разных уровней, входящих в федеральный перечень. Каждый вуз, наряду с информацией о наличии мест на те или иные специальности, подает информацию о том, в какой мере учитываются успехи абитуриентов в олимпиадах из перечня [1; 4]. Например, победители профильной олимпиады I уровня зачисляются без экзаменов; призеры олимпиад I уровня и победители олимпиад II уровня получают 100 баллов по ЕГЭ по одной из дисциплин, соответствующей профилю олимпиады при условии получения не менее 75 баллов по ЕГЭ по данной дисциплине; призеры олимпиад II уровня, а также победители и призеры олимпиад III уровня льгот при поступлении в данный вуз не имеют. Окончательная сумма баллов абитуриента при конкурсном отборе в данный вуз формируется с учетом этой информации.
Аналогично организуется учет добавочных баллов за индивидуальные достижения абитуриента (золотой значок ГТО; итоговое сочинение; аттестат с отличием или медаль; участие и победы в предметных олимпиадах и конкурсах, в том числе не входящих в федеральный перечень; спортивные заслуги; достижения в творческих конкурсах; волонтерская деятельность). Каждый вуз имеет право по-
ощрить эти достижения абитуриента с учетом того, что сумма добавочных баллов не должна превышать десяти. Правила начисления этих баллов также передаются вузом в центр обработки информации и автоматически учитываются при ранжировании поступающих.
Разумеется, предлагаемая система не гарантирует отсутствия коллизий: разные претенденты на одно и то же место могут иметь одинаковые суммы баллов, находящиеся на границе порога зачисления. такую ситуацию можно разрешать так же, как это делается при принятой на сегодняшний день системе зачисления. Кроме преференций, выражающихся в дополнительных баллах, заранее должны быть известны правила, позволяющие отдать предпочтение кому-либо из абитуриентов, имеющих одинаковые показатели.
Обратим внимание на категорию абитуриентов, пользующихся особыми льготами согласно Федеральному закону № 273-Ф3 «Об образовании в Российской федерации» [2; 3]. Речь идет о лицах, имеющих право на зачисление без вступительных испытаний или при условии успешного прохождения вступительных испытаний без участия в конкурсном отборе. Квоты приема для этой категории абитуриентов устанавливаются вузом в пределах не менее 10% от общего числа бюджетных мест. Нам представляется, что для реализации прав этих абитуриентов возможен каждый из двух вариантов.
• Вуз самостоятельно принимает таких абитуриентов (они все равно не участвуют в конкурсе на общих основаниях) и подает сведения о наличии бюджетных мест с учетом уже набранных студентов указанной категории.
• Абитуриенты, которые обладают особыми льготами, как и остальные абитуриенты, подают все необходимые документы в центр обработки информации. После этого они распределяются по предпочитаемым ими вузам в пределах указанных вузами квот до основного потока зачисления.
В настоящее время ряд абитуриентов поступает в вузы, минуя процедуру ЕГЭ, сдавая вступительные экзамены в конкретном высшем учебном заведении. Речь идет об абитуриентах, имеющих профессиональное среднее образование. Вступительные экзамены, проводимые для них в вузе, проходят по правилам, отличным от принятых на ЕГЭ, проводятся экзаменаторами, которые не руководствуются едиными критериями (в отличие от экспертов,
проверяющих ЕГЭ). Материал экзаменов также отличается от представленного в ЕГЭ. В результате нарушается принцип равных условий для поступающих. Поэтому, на наш взгляд, такие лица должны поступать на общих основаниях, через процедуру ЕГЭ. Не исключаем, что после зачисления они могут учиться по ускоренной программе, с перезачетом каких-то дисциплин или их сдачей экстерном.
Некоторые ведущие вузы (например, Московский и Санкт-Петербургский государственные университеты) проводят дополнительные экзамены для своих абитуриентов. Мы полагаем, что в предлагаемой нами системе зачисления эти особенности могут быть сохранены. Это же касается и профессиональных или творческих испытаний, проводимых высшими учебными заведениями соответствующей направленности.
в заключение еще раз отметим, что техническая база для перехода на предлагаемую систему зачисления в значительной мере подготовлена, поэтому такой переход не потребует неоправданно больших затрат.
Список литературы
1. Льготы вузов для победителей и призеров олимпиад 2017/18 из Перечня [Электронный ресурс] // Российский совет олимпиад школьников. URL: http://rsr-olymp.ru/benefits (дата обращения: 13.10.2018).
2. О внесении изменении в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования целевого обучения: федер. закон от 3 авг. 2018 г. № 337-ф3: принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 25 июля 2018 г.: одобр. Советом Федерации Федер. Собр. Рос. Федерации 28 июля 2018 г. // Рос. газ. 2018. 7 авг.
3. Об образовании в Российской Федерации: федер. закон Рос. Федерации от 29 дек. 2012 г. № 273-Ф3: принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 21 дек. 2012 г.: одобр. Советом Федерации Федер. Собр. Рос. Федерации 26 дек. 2012 г. // Рос. газ. 2012. 31 дек.
4. Об утверждении перечня олимпиад школьников и их уровней на 2017/18 учебный год: приказ Минобрнауки России № 866 от 30 авг. 2017 г. [Электронный ресурс]. URL: https://мин обрнауки.рф/документы/11108/файл/9842/Приказ №866от30.08.2017.р^ (дата обращения: 15.10.2018).
5. Об утверждении Порядка приема на обучение по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры: приказ Мин-ва образования и науки Рос. Федерации (Минобрнауки России) от 14 окт. 2015 г. № 1147 г. Москва // Рос. газ. 2015. 16 нояб.
* * *
1. L'goty vuzov dlya pobeditelej i prizerov olim-piad 2017/18 iz Perechnya [Elektronnyj resurs] // Rossijskij sovet olimpiad shkol'nikov. URL: http://rsr-olymp.ru/benefits (data obrashheniya: 13.10.2018).
2. O vnesenii izmenenii v otdel'nye zakono-datel'nye akty Rossijskoj Federacii v chasti sover-shenstvovaniya celevogo obucheniya: feder. zakon ot 3 avg. 2018 g. № 337-FZ: prinyat Gos. Dumoj Feder. Sobr. Ros. Federacii 25 iyulya 2018 g.: odobr. Sove-tom Federacii Feder. Sobr. Ros. Federacii 28 iyulya 2018 g. // Ros. gaz. 2018. 7 avg.
3. Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii: feder. zakon Ros. Federacii ot 29 dek. 2012 g. № 273-FZ: prinyat Gos. Dumoj Feder. Sobr. Ros. Federacii 21 dek. 2012 g.: odobr. Sovetom Federacii Feder. Sobr. Ros. Federacii 26 dek. 2012 g. // Ros. gaz. 2012. 31 dek.
4. Ob utverzhdenii perechnya olimpiad shkol'nikov i ix urovnej na 2017/18 uchebny'j god: pri-kaz Minobrnauki Rossii № 866 ot 30 avg. 2017 g. [Elektronny'j resurs]. URL: https://minobrnauki.rf/do-kumenty711108/fajl/9842/Prikaz№866ot30.08.2017. pdf (data obrashheniya: 15.10.2018).
5. Ob utverzhdenii Poryadka priema na obuche-nie po obrazovatel'ny'm programmam vysshego ob-razovaniya - programmam bakalavriata, programmam specialiteta, programmam magistratury: prikaz Min-va obrazovaniya i nauki Ros. Federacii (Minobrnauki Rossii) ot 14 okt. 2015 g. № 1147 g. Moskva // Ros. gaz. 2015. 16 noyab.
Towards the centralized processing of the results of the Unified State Exam in the formation of a contingent of university students
The article considers the possibility of transferring the function of enrollment of students in higher education institutions from the universities to a single federal center for processing the results of the Unified State Exam. The authors describe the advantages of this approach. Some technical aspects of the transition to the proposed system of enrollment of students as well as the degree of its consistency with the current rules of enrollment and legislation in the field of education are analysed.
Key words: Unified State Exam, data processing of the Unified State Examination, enrollment in a university, rules of admission to a university, consideration of individual achievements, an applicant.
(Статья поступила в редакцию 04.12.2018)