Научная статья на тему 'Модернизация аспирантуры в новой системе высшего образования'

Модернизация аспирантуры в новой системе высшего образования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
172
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАДРЫ ВЫСШЕЙ КВАЛИФИКАЦИИ / PERSONNEL WITH HIGH QUALIFICATION / ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ДОСТИЖЕНИЯ / INDIVIDUAL ACHIEVEMENTS / ПРАВИЛА ПРИЕМА В АСПИРАНТУРУ / RULES OF PHD COURSE ENROLLMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бадмаева Светлана Владимировна, Новикова Екатерина Владимировна, Шубенкова Евгения Валериевна

В статье рассматриваются изменения и дополнения, внесенные в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», и правила приема в аспирантуру в части подготовки научно-педагогических кадров. Представлена шкала оценивания основных индивидуальных достижений при зачислении в аспирантуру на примере ведущих вузов России в области экономики. Анализируются показатели выпуска аспирантов по отраслям наук в 2015 и 2016 гг., в том числе с защитой диссертации. Определены основные мотивы поступления в аспирантуру, особенности поступления в аспирантуру за рубежом. Предложен учет дополнительных показателей индивидуальных достижений поступающих, которые дают преимущественное право на зачисление при равенстве конкурсных баллов. Даны рекомендации по модернизации аспирантуры при работе с абитуриентами, кадрами высшей квалификации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Бадмаева Светлана Владимировна, Новикова Екатерина Владимировна, Шубенкова Евгения Валериевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with changes and amendments introduced in the Federal law ‘About Education in the Russian Federation’ and rules of enrollment in the PhD course in the aspect of training academic and pedagogical personnel. The scale of appraising key individual achievements for enrollment in the PhD course was provided, which was illustrated by leading universities of Russia in the field of economics. Figures of participants’ graduation were analyzed by science sectors in 2015 and 2016, including those with dissertation defense. Key reasons for the PhD course enrollment were shown and specific features of the PhD course enrollment in overseas countries were identified. It was proposed to take into account additional indicators of candidates’ individual achievements, which could give priority rights to be enrolled in case of equal competitive scores. Recommendations were put forward aimed at PhD course modernization in the field of dealing with candidates and personnel with high qualification.

Текст научной работы на тему «Модернизация аспирантуры в новой системе высшего образования»

НОВОЕ В ОБРАЗОВАНИИ

DOI: http://dx.doi.org/10.21686/2413-2829-2018-1-13-22

МОДЕРНИЗАЦИЯ АСПИРАНТУРЫ В НОВОЙ СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

С. В. Бадмаева, Е. В. Новикова, Е. В. Шубенкова

Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова,

Москва, Россия

В статье рассматриваются изменения и дополнения, внесенные в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», и правила приема в аспирантуру в части подготовки научно-педагогических кадров. Представлена шкала оценивания основных индивидуальных достижений при зачислении в аспирантуру на примере ведущих вузов России в области экономики. Анализируются показатели выпуска аспирантов по отраслям наук в 2015 и 2016 гг., в том числе с защитой диссертации. Определены основные мотивы поступления в аспирантуру, особенности поступления в аспирантуру за рубежом. Предложен учет дополнительных показателей индивидуальных достижений поступающих, которые дают преимущественное право на зачисление при равенстве конкурсных баллов. Даны рекомендации по модернизации аспирантуры при работе с абитуриентами, кадрами высшей квалификации.

Ключевые слова: кадры высшей квалификации, индивидуальные достижения, правила приема в аспирантуру.

MODERNIZING THE PhD COURSE IN THE NEW SYSTEM OF HIGHER EDUCATION

Svetlana V. Badmaeva, Ekaterina V. Novikova, Evgeniya V. Shubenkova

Plekhanov Russian University of Economics, Moscow, Russia

The article deals with changes and amendments introduced in the Federal law 'About Education in the Russian Federation' and rules of enrollment in the PhD course in the aspect of training academic and pedagogical personnel. The scale of appraising key individual achievements for enrollment in the PhD course was provided, which was illustrated by leading universities of Russia in the field of economics. Figures of participants' graduation were analyzed by science sectors in 2015 and 2016, including those with dissertation defense. Key reasons for the PhD course enrollment were shown and specific features of the PhD course enrollment in overseas countries were identified. It was proposed to take into account additional indicators of candidates' individual achievements, which could give priority rights to be enrolled in case of equal competitive scores. Recommendations were put forward aimed at PhD course modernization in the field of dealing with candidates and personnel with high qualification. Keywords: personnel with high qualification, individual achievements, rules of PhD course enrollment.

В течение продолжительного времени состояние экономики Российской Федерации характеризовалось стабильным ростом: повышением уровня жизни населения, доступностью различных товаров и услуг, расширением сферы производства, отсутствием дефицита государственного бюджета и т. д. В последние несколько лет экономика России перешла в кризисную стадию, для которой характерны противоположные тенденции. В данных условиях экономические отношения и по-

ведение субъектов рыночного пространства претерпевают существенные изменения.

Особое место в сфере экономических отношений занимает рынок высшего образования, выступающий фактором воспроизводства трудового потенциала общества. Он играет ведущую роль в подготовке квалифицированных кадров для нужд народного хозяйства, обеспечивает экономический рост и конкурентоспособность как отдельных предприятий, так и страны в целом.

В настоящее время наблюдается повышенный интерес к показателям развития рынка образовательных услуг со стороны государства, региональных и местных администраций, предприятий, нуждающихся в кадровом пополнении, а также отдельных граждан, желающих получить знания, обеспечивающие гарантированное трудоустройство.

Аспирантура в новой системе высшего образования рассматривается как третья ступень высшего образования для подготовки кадров высшей квалификации.

В связи с изменениями и дополнениями в Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в редакции от 14 декабря 2015 г.) и порядком приема на обучение по образовательным программам высшего образования - программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре, утвержденным Приказом Минобрнауки России от 12 января 2017 г. № 13 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 3 марта 2017 г. № 45843), поступление в аспирантуру становится более объективным и прозрачным. Кроме того, вузам дано больше самостоятельности: они могут сами определять список вступительных экзаменов, целесообразность написания реферата по специальности, шкалу оценивания, минимальное количество баллов, которое дает право участвовать в конкурсе.

Очень важно, что сейчас для разных специальностей дано право проводить отдельные вступительные испытания и конкурс по каждому направлению. Так, в большинстве вузов начисляют дополнительные баллы за патенты, публикации, так как для человека, который идет в науку, важны не только оценки, но и научные достижения (табл. 1).

В РЭУ им. Г. В. Плеханова разработан перечень индивидуальных достижений поступающих, за которые начисляются баллы (табл. 2).

Существуют и некоторые сложности, связанные с процедурой поступления.

Например, новые правила унифицированы под прием граждан России. При поступлении иностранных граждан порой возникают проблемы, так как в некоторых странах учебный год заканчивается в феврале. Поскольку процесс формирования учебных групп и обучения в аспирантуре начинается в октябре - ноябре, то для аспирантов-иностранцев не представляется возможным начать занятия в данный период. Даже аспиранты с направлениями на бюджетные места приезжают к нам вплоть до декабря - января.

Следовательно, необходимо разработать отдельный график обучения для аспирантов-иностранцев либо принять решение о том, что прием иностранных граждан в аспирантуру должен завершаться в одни и те же сроки, что и для российских граждан. Это достаточно важный вопрос по привлечению абитуриентов в аспирантуру [2]. Например, в РУДН в аспирантуре и ординатуре учатся почти 3 тыс. человек.

По данным статистики 2015 и 2016 гг., выпуск аспирантуры составил 25 826 и 25 992 человек соответственно (табл. 3).

В рейтинге выпусков по отраслям науки на 2016 г. наиболее востребованными являются, как и в 2015 г., технические науки: количество выпущенных аспирантов -7 286 человек, что составляет 28% от общего выпуска аспирантов в Российской Федерации в 2016 г. Второе место по уровню привлекательности занимают экономические науки - 3 206 человек, что соответствует 12,3%. Практически в полтора раза меньше (по сравнению с экономическими науками) выпущено аспирантов в области медицинских наук - 2 577 человек (9,9%); в 2,5 раза меньше - в области педагогических наук (1 437 человек, 5,5%) и юридических наук (1 371 человек, 5,3%).

Количество аспирантов в других отраслях наук (10 115 человек, 39,0%) в совокупности является лишь третьей частью от всех выпущенных аспирантов по Российской Федерации за 2016 г.

Т а б л и ц а 1

Шкала оценивания и основные индивидуальные достижения для зачисления в аспирантуру (ведущие вузы России в области экономики)*

Вуз Шкала/система оценивания в баллах Индивидуальные достижения

РЭУ им. Г. В. Плеханова 5-балльная система по специальности. 10-балльная система по иностранному языку Перечень индивидуальных достижений, научные публикации, оценивается не более 2 статей: Scopus, РИНЦ, ВАК. Научные материалы: гранты и проекты. Именные стипендии: Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, международные, органов власти субъектов Российской Федерации и др. Академические успехи: диплом с отличием - 10 баллов

МГУ им. М. В. Ломоносова 5-балльная система Не предусмотрена шкала индивидуальных достижений

Финансовый университет 100-балльная система. Минимальное количество баллов - 20 Диплом с отличием - 10 баллов. Научные публикации: Scopus - 40 баллов, РИНЦ - 5 баллов, ВАК -20 баллов

РАНХиГС 4-балльная система Максимальная оценка за реферат - 4 балла. Научные публикации: ВАК - 3 балла, остальные - 2 балла. Диплом с отличием - 1 балл. Победы в научных конкурсах по профилю специальности, участие в грантах - 0,5 балла

СПбГУ 100-балльная шкала Перечень индивидуальных достижений, научные публикации, оценивается не более 2 статей: Scopus - 15 баллов, РИНЦ и ВАК - 7 баллов, прочие статьи - 5 баллов, максимально - 30 баллов. Научные материалы: гранты и проекты - 15 баллов в качестве руководителя, 10 баллов в качестве участника. Именные стипендии: Президента Российской Федерации -15 баллов, Правительства Российской Федерации - 15 баллов, международные - 10 баллов, органов власти субъектов Российской Федерации и иные стипендии - 5 баллов. Академические успехи: диплом с отличием - 10 баллов; средний балл приложения к диплому с коэффициентом более 4 - 5 баллов; документы, подтверждающие факт обучения на иностранном языке не менее одного семестра в образовательной организации высшего образования, входящей в топ-300 одного из мировых рейтингов университетов (QS, THE, ARWU), - 10 баллов. Наличие стажа работы по специальности - 5 баллов

НИУ ВШЭ 100-балльная система по специальности. Менее 30 баллов считается неудовлетворительной. 50-балльная система по иностранному языку. Менее 15 баллов считается неудовлетворительной. Наличие дистанционной формы сдачи вступительных экзаменов Реферат - 20 баллов. Научные публикации: Scopus или ВАК - 5 баллов. Диплом с отличием - 5 баллов

РУДН 100-балльная система оценивания, минимальный балл - 51 из 100 возможных Документ об образовании с отличием - 5 баллов. Статья в журнале, индексируемом в БД Web of Science/Scopus, - 5 баллов. Свидетельство на изобретение / на полезную модель / о регистрации программ для ЭВМ / о регистрации баз данных - 5 баллов. Диплом победителя всероссийской студенческой олимпиады -3 балла. Статья в журнале из перечня ВАК - 2 балла. Диплом призера всероссийской студенческой олимпиады -2 балла. Научный доклад, опубликованный в сборнике с ISSN, - 1 балл

* Составлено по данным официальных сайтов вузов.

Т а б л и ц а 2

Перечень индивидуальных достижений поступающих, за которые начисляются баллы*

Наименование индивидуальных достижений Подтверждающие документы (предъявляемые документы) Количество начисляемых баллов

Научные публикации в периодических изданиях, индексируемых в наукометрических базах данных Web of Science и Scopus Ксерокопия (титульный лист, оглавление, текст публикации, выходные данные) 1,0

Научные публикации в рецензируемых периодических изданиях, рекомендованных ВАК (учитываются публикации за последние 5 лет) Ксерокопия (титульный лист, оглавление, текст публикации, выходные данные) 0,5

Научные публикации в периодических изданиях, индексируемых в наукометрических базах данных РИНЦ (учитываются публикации за последние 3 года) Ксерокопия (титульный лист, оглавление, текст публикации, выходные данные) 0,2

Изобретения, патенты, авторские свидетельства Ксерокопия (предоставление оригинала обязательно) 1,0

Дипломы призеров всероссийского этапа ВСО (2-е, 3-е места) 2016/17 и 2017/18 учебных годов Ксерокопия (предоставление оригинала обязательно) 1,0

* Источник: URL: http://www.rea.ru/ru/org/managements/podgkadrupr/Documents/Прием/Правила%20приема/4.pdf

Т а б л и ц а 3

Выпуск аспирантов в Российской Федерации по отраслям науки в 2015 и 2016 гг.*

Отрасли науки Выпуск из аспирантуры

чел. %

2015 2016 2015 2016

Все отрасли 25 826 25 992 100,0 100,0

Технические 6 723 7 286 26,0 28,0

Экономические 3 839 3 206 14,9 12,3

Медицинские 2 611 2 577 10,1 9,9

Педагогические 1 580 1 437 6,1 5,5

Юридические 1 461 1 371 5,7 5,3

Другие 9 612 10 115 37,2 39,0

* Источник: URL: http: / / www.gks.ru/ wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/ science_and_innovations/ science/ (дата обращения: 10.10.2017).

Исследуя результативность обучения в аспирантуре в России в 2015 и 2016 гг., были выявлены отрасли науки с наибольшим количеством защит диссертаций. По данным Росстата, в 2015 и 2016 гг. окончили аспирантуру 4 651 и 3 730 человек соответственно (табл. 4). Следует отметить, что в 2016 г. по сравнению с 2015 г. количество защищенных диссертаций снизилось на 921 работу (или на 20%). Самое высокое число защит по техническим наукам -27,6% от общего числа (1 030 человек). Почти в 1,5 раза меньше защит представлено в области медицинских наук (13,1%) и вдвое меньше - экономических наук (7,4%, 275 человек).

Проведенный анализ рейтинга выпуска из аспирантуры по отраслям науки и анализ выпуска с защитой диссертаций еще раз доказывает актуальность исследования качества системы образования кадров высшей квалификации. Для повышения конкурентоспособности российских диссертаций по направлению «Экономика» в России и за рубежом необходимо обратить внимание на то, что они должны быть построены не только на теоретических умозаключениях, но и на математическом анализе, привлечении математических, статистических и других научных методов, на результатах практики.

Т а б л и ц а 4

Выпуск аспирантов в Российской Федерации по отраслям науки в 2015 и 2016 гг.,

в том числе с защитой диссертации

Отрасли науки Выпуск из аспирантуры с защитой

чел. %

2015 2016 2015 2016

Все отрасли 4 651 3 730 100,0 100,0

Технические 1 093 1 030 23,5 27,6

Медицинские 722 490 15,5 13,1

Экономические 582 275 12,5 7,4

Педагогические 286 190 6,1 5,1

Физико-математические 272 318 5,8 8,5

Филологические 272 241 5,8 6,5

Другие 1 424 1 186 30,6 31,8

* Источник: URL: http: / / www.gks.ru/ wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/ science_and_innovations/ science/ (дата обращения: 10.10.2017).

Оценка качества подготовки кадров высшей квалификации может осуществляться на основе мониторинга эффективности образовательной программы подготовки кадров высшей квалификации на всех ее этапах: сдачи вступительных экзаменов в аспирантуру; сдачи кандидатских экзаменов; портфолио аспиранта как форме учета и контроля его педагогических и научно-исследовательских достижений в определенной области научного знания.

Проведенный анализ рейтинга выпуска из аспирантуры по отраслям науки и анализ выпуска с защитой диссертаций еще раз доказывают актуальность исследования современной системы подготовки кадров высшей квалификации по направлению «Экономика» как одного из наиболее востребованных направлений.

Средний показатель защиты работ в аспирантуре - всего лишь 25-30%. Во многом это связано с тем, что обучение в аспирантуре позволяет «пересидеть» армию или получить место в общежитии. Порой она воспринимается как «перевалочный пункт», возможность оттянуть решение относительно будущей карьеры.

В апреле - июле 2016 г. Центром внутреннего мониторинга НИУ ВШЭ совместно с Управлением аспирантуры НИУ ВШЭ проводилось исследование мотивов поступления в аспирантуру [7]. Аспиранты, уча-

ствовавшие в опросе, обучались в вузах -участниках Проекта 5-100: НИТУ «МИСиС», НИЯУ «МИФИ», Нижегородском государственном университете, РУДН, ЛЭТИ, Самарском университете, НИУ ВШЭ, Уральском, Северо-Восточном и Приволжском федеральных университетах и пр.

Около половины респондентов сказали, что обучение поможет им в карьере исследователей и/ или преподавателей. 37% учащихся ответили, что аспирантура способствует развитию карьеры вне академической сферы. Примерно третья часть опрошенных пошли в аспирантуру, чтобы продолжить обучение по профессии. Это расходится с популярным представлением о том, что аспирантура не рассматривается учащимися в качестве ступени образования. Четверть респондентов заявили, что аспирантура поможет им в работе в качестве исследователя-аналитика в коммерческой структуре. 24% опрошенных аспирантов-мужчин указали среди важных мотивов возможность отсрочки от армии.

Мотивы поступления в аспирантуру можно классифицировать следующим образом:

1) основная деятельность (будущая профессия):

- работа в качестве преподавателя; оценка и реализация своих возможностей;

- занятие научной деятельностью для собственного развития и продвижения развития науки в конкретной отрасли;

2) повышение уровня квалификации:

- экономический аспект (более высокая оплата труда и возможность работать за границей);

- удовлетворение своего честолюбия;

3) быть занятым при отсутствии других возможностей:

- возможность определить направление своего дальнейшего профессионального развития;

- возможность не быть безработным (безработица среди молодежи на одном из самых высоких уровней);

- возможность не быть признанным для прохождения срочной службы в армии.

Немаловажную роль в мотивации обучения в аспирантуре играют профессорско-преподавательский состав и рейтинг вуза, в котором хотят поступающие продолжить свое обучение в качестве аспирантов. Необходимо еще на стадии обучения в бакалавриате и магистратуре привлекать студентов к научной деятельности (совместное написание научных статей, участие в научно-практических исследованиях/грантах, совместное участие в научно-практических конференциях, формирование научно-исследовательских компетенций).

Необходимо помнить, что если уделять студентам и аспирантам должное внимание, опираться на ту область наук, которая им интересна, поддерживать их в научных поисках и начинаниях, то все это (в большинстве случаев) приведет к 100%-ному успеху в научно-исследовательской деятельности и мотивации к обучению на всех уровнях высшего образования.

Председатель Высшей аттестационной комиссии при Министерстве образования и науки Российской Федерации Владимир Михайлович Филиппов отметил, что главная задача аспирантуры - подготовка и

успешная защита диссертации. Переход аспирантуры на третий уровень высшего образования приводит к тому, что защита диссертации становится второстепенной задачей для аспирантов, так как первостепенным для большинства обучающихся аспирантов является получение диплома об окончании аспирантуры и присвоение им квалификации «Исследователь. Преподаватель-исследователь». Данный факт способствует изменению приоритета в выборе некоторыми российскими и иностранными аспирантами в пользу обучения в аспирантуре за рубежом, т. е. возникает уже не новая проблема для нашего государства - «утечка мозгов». Нами был проведен анализ особенностей поступления в аспирантуру за рубежом, результаты которого приведены в табл. 5.

Еще одной немаловажной проблемой развития аспирантуры в России остается единообразный подход к аспиранту независимо от его предпочтений в дальнейшей сфере работы. Многих отпугивает именно тот факт, что обучение в аспирантуре дает возможность работать в большинстве случаев в академической сфере, а для коммерческой или предпринимательской сферы аспирантура не актуальна. Здесь решающую роль как раз играют показатели индивидуальных достижений поступающих, которые дают преимущественное право на зачисление при равенстве конкурсных баллов. В этот список целесообразно добавить предоставление документов, подтверждающих факт обучения на иностранном языке не менее одного семестра в образовательной организации высшего образования, входящей в топ-300 одного из мировых рейтингов университетов (QS, THE, ARWU), а также наличие стажа работы по специальности (табл. 6).

Результаты нашего исследования дают представление о том, какие критерии являются основополагающими при выборе вуза для поступления в аспирантуру, что позволяет образовательному учреждению выстраивать долговременную стратегию развития и вносить изменения в правила

приема в аспирантуру для привлечения своих научно-исследовательских компе-

большего количества талантливой моло- тенций в различных отраслях и сферах

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

дежи, нацеленной на научно-исследо- рынка труда. вательскую деятельность и применение

Т а б л и ц а 5

Особенности поступления в аспирантуру за рубежом*

Страна Наличие образования Бюджет/ внебюджет Язык поступления и обучения Престижные вузы для обучения в аспирантуре Стоимость обучения

Англия Высшее или колледж с обязательным требованием опыта работы по выбранной специальности не менее 3 лет Только на платной основе Только английский • Кембриджский университет. • Университетский колледж Лондона. • Имперский колледж Лондона. • Оксфордский университет От 6 000 до 9 000 фунтов в год

Германия Высшее образование До 2005 г. - бесплатно. В городах Бранден-бург, Берлин, Меклен-бург - Передняя Померания и Шлезвиг-Гольштейн осталось на бюджетной основе. В остальных городах Германии - только платно Немецкий и английский • Вестфальский университет имени Вильгельма. • Гейдельбергский университет имени Рупрехта и Карла. • Технологический институт Карлсруэ. • Свободный университет Берлина 350-900 евро в семестр

Финляндия Высшее образование Бюджет и внебюджет (очень дорого проживание, возможность найти работу или подработку без знания финского языка практически равна нулю) Финский и английский при наличии сертификата TOEFL • Университет Аалто. • Университет Тампере 1 500 евро в год

Канада Высшее образование Бюджет (в большинстве случаев предполагает также получение стипендии из гранта, выделяемого профессору - научному руководителю аспиранта) Канадский или английский • University of Toronto. • University of British Columbia. • McGill University. • York University 11-22 тыс. канадских долларов

Китай Высшее образование Внебюджет Китайский (уровень владения китайским должен быть не ниже 4-го уровня по тесту HSK) • Tsinghua University. • Fudan University. • Nanjing University. • Shanghai Jiao Tong University 2 500-4 000 долларов в год

Польша Высшее образование Бюджет, если вы владеете Картой поляка -документом, подтвер-жцающим наличие польских корней, в любом другом случае -внебюджет Польский, английский • Университет им. Леона Козьминского. • Варшавская академия финансов и бизнеса «Висту-ла». • Университет Лазарского. • Университет Сивитас На английском языке - от 1 600 до 2 000 евро, на польском - 8001 200 евро в год

* Источник: URL: https://vseobr.com/poslevuzovskoe/aspirantura/

Т а б л и ц а 6

Перечень показателей индивидуальных достижений поступающих, которые дают преимущественное право на зачисление при равенстве конкурсных баллов (ранжированный список)*

Наименование индивидуальных достижений Ранг показателя

Опубликованные работы в научных журналах из списка, рекомендованного ВАК, не учтенные в сумме конкурсных баллов (учитываются публикации за последние 5 лет) 1

Копия приказа о назначении стипендии Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации 2

Диплом магистра или специалиста с отличием или средний балл приложения к диплому с коэффициентом более 4 3

Научные публикации в периодических изданиях, индексируемых в наукометрической базе данных РИНЦ, не учтенные в сумме конкурсных баллов (учитываются публикации за последние 3 года) 4

Публикации научных статей в рамках международных научных конференций (учитываются конференции за последние 3 года) 5

Публикации научных статей в рамках российских или внутривузовских научных конференций (учитываются конференции за последние 3 года) 6

Рекомендация государственной экзаменационной комиссии для поступления в аспирантуру в 2017 или в 2018 гг. 7

Награды (дипломы, сертификаты, медали) за победу в студенческих олимпиадах, конкурсах научных работ за 2016/17 и (или) за 2017/18 учебный год 8

Документы, подтверждающие факт обучения на иностранном языке не менее одного семестра в образовательной организации высшего образования, входящей в топ-300 одного из мировых рейтингов университетов (QS, THE, ARWU) 9

Наличие стажа работы по специальности 10

* Источник: URL: http://www.rea.ru/ru/org/managements/podgkadrupr/Documents/Прием/Правила%20приема/4.pdf

На основании проведенного анализа по проблеме модернизации аспирантуры в системе высшего образования и особенностей процесса подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре можно рекомендовать образовательным организациям установить взаимодействие с компаниями различных отраслей и сфер.

Данное взаимодействие может включать:

- вовлечение компаний в формирование учебных планов и программ, в обучение и организацию практик, в развитие профессиональных компетенций аспирантов, востребованных на рынке труда;

- проведение совместных научных исследований и разработок по различным инновационным направлениям;

- трудоустройство аспирантов;

- финансирование целевой подготовки аспирантов, дополнительные стипендии и гранты для аспирантов и преподавателей;

- создание социальных и материальных условий для закрепления и адаптации молодых специалистов на предприятии.

Взаимодействие высших учебных заведений с предприятиями и компаниями, с одной стороны, представляет собой кадровое обеспечение деятельности предприятий с учетом выделенных перспективных направлений развития, а с другой - выражается в особой форме сотрудничества, когда объединяются ресурсы нескольких субъектов в рамках выполнения научно-исследовательских проектов.

Список литературы

1. Аспирантура за рубежом [Электронный ресурс]. - URL: https://vseobr.com/ posle-vuzovskoe/aspirantura/

2. Гагиев Н. Н., Пироженко Е. А., Шубенкова Е. В. Оценка уровня удовлетворенности обучающихся качеством преподавательской работы как фактор повышения конкурентоспособности вуза // Вестник Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова. - 2016. - № 6 (90). - С. 11-19.

3. Ивойлова И. От защиты не уйдут. Правила приема в аспирантуру серьезно поменялись // Российская газета. - 2017. - № 7236 (70) [Электронный ресурс]. - URL: https://rg.ru/2017/04/03/kak-izmenilis-pravila-priema-v-aspiranturu.html

4. Кочурова Л. И. Роль высшей школы в укреплении национальной экономики // Вестник Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова. - 2017. -№ 2 (92). - С. 40-49.

5. Нечаев В. Д. Модернизация российской педагогической аспирантуры: поиск модели в международном контексте // Высшее образование в России. - 2016. - № 6. - С. 16-33.

6. Павлова Л. Н. Глобальные тенденции обеспечения образовательной и научной деятельности и задачи их внедрения в университете // Вестник Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова. - 2016. - № 5 (89). - С. 3-14.

7. Родионов И. И., Архипова Н. И. Новая экономика и задачи образования // Вестник Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова. - 2017. - № 3 (93). -С. 19-27.

8. Шубенкова Е. В., Бадмаева С. В. Кадры высшей квалификации на современном рынке труда // Какие кадры нужны экономике России? : материалы VII Международной научно-практической конференции «Абалкинские чтения». 23-25 мая 2017 г. / под ред. С. Д. Валентея. - М. : ФГБОУ ВО «РЭУ им. Г. В. Плеханова», 2017. - С. 9-20.

References

1. Aspirantura za rubezhom [The PhD Course in Overseas Countries] [E-resource]. (In Russ.). Available at: https://vseobr.com/ poslevuzovskoe/aspirantura/

2. Gagiev N. N., Pirozhenko E. A., Shubenkova E. V. Otsenka urovnya udovletvorennosti obuchayushchikhsya kachestvom prepodavatel'skoy raboty kak faktor povysheniya konkurentosposobnosti vuza [Assessing the Learners' Satisfaction with Teaching Quality as a Factor of University Competitiveness Raising]. Vestnik Rossiyskogo ekonomicheskogo universiteta imeni G. V. Plekhanova [Vestnik of the Plekhanov Russian University of Economics], 2016, No. 6 (90), pp. 11-19. (In Russ.).

3. Ivoylova I. Ot zashchity ne uydut. Pravila priema v aspiranturu ser'ezno pomenyalis' [They would not Avoid Defense. The Rules of PhD Course Enrollment have Changed Greatly]. Rossiyskaya gazeta, 2017, No. 7236 (70) [E-resource]. (In Russ.). Available at: https://rg.ru/ 2017/04/03/kak-izmenilis-pravila-priema-v-aspiranturu.html

4. Kochurova L. I. Rol' vysshey shkoly v ukreplenii natsional'noy ekonomiki [The Role of Higher School in National Economy Strengthening]. Vestnik Rossiyskogo ekonomicheskogo universiteta imeni G. V. Plekhanova [Vestnik of the Plekhanov Russian University of Economics], 2017, No. 2 (92), pp. 40-49. (In Russ.).

5. Nechaev V. D. Modernizatsiya rossiyskoy pedagogicheskoy aspirantury: poisk modeli v mezhdunarodnom kontekste [Modernizing Russian Pedagogical PhD Course: Searching for the Model in the International Context]. Vysshee obrazovanie v Rossii [Higher Education in Russia], 2016, No. 6, pp. 16-33. (In Russ.).

6. Pavlova L. N. Global'nye tendentsii obespecheniya obrazovatel'noy i nauchnoy deyatel'nosti i zadachi ikh vnedreniya v universitete [Global Trends in Supporting Educational and Academic Work and Aims of Their Introduction in University]. Vestnik Rossiyskogo

ekonomicheskogo universiteta imeni G. V. Plekhanova [Vestnik of the Plekhanov Russian University of Economics], 2016, No. 5 (89), pp. 3-14. (In Russ.).

7. Rodionov I. I., Arkhipova N. I. Novaya ekonomika i zadachi obrazovaniya [New Economy and Education Objectives]. Vestnik Rossiyskogo ekonomicheskogo universiteta imeni G. V. Plekhanova [Vestnik of the Plekhanov Russian University of Economics], 2017, No. 3 (93), pp. 19-27. (In Russ.).

8. Shubenkova E. V., Badmaeva S. V. Kadry vysshey kvalifikatsii na sovremennom rynke truda [Personnel with High Qualification on the Current Labour Market]. Kakie kadry nuzhny ekonomike Rossii? Materialy VII Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii «Abalkinskie chteniya». 23-25 maya 2017 g. [What Personnel is Necessary for Russian Eonomy? Materials of the 7th International Conference 'Abalkin's Readings'. 23-25 May 2017], edited by S. D. Valentey. Moscow, FGBOU VO «REU im. G. V. Plekhanova», 2017, pp. 9-20. (In Russ.).

Сведения об авторах

Светлана Владимировна Бадмаева

кандидат педагогических наук, доцент,

доцент кафедры рекламы, связей

с общественностью и дизайна

РЭУ им. Г. В. Плеханова.

Адрес: ФГБОУ ВО «Российский экономическ

университет имени Г. В. Плеханова», 117997,

Москва, Стремянный пер., д. 36.

E-mail: [email protected]

Екатерина Владимировна Новикова

кандидат экономических наук, доцент кафедры управления человеческими ресурсами РЭУ им. Г. В. Плеханова. Адрес: ФГБОУ ВО «Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова», 117997, Москва, Стремянный пер., д. 36. E-mail: [email protected]

Евгения Валериевна Шубенкова

доктор экономических наук, профессор, директор научно-исследовательского института развития образования РЭУ им. Г. В. Плеханова. Адрес: ФГБОУ ВО «Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова», 117997, Москва, Стремянный пер., д. 36. E-mail: [email protected]

Information about the authors

Svetlana V. Badmaeva

PhD, Assistant Professor, Assistant Professor of the Department for Advertising, PC and Design of the PRUE. Address: Plekhanov Russian University of Economics, 36 Stremyanny Lane, Moscow, 117997, Russian Federation. E-mail: [email protected]

Ekaterina V. Novikova

PhD, Assistant Professor of the Department for HR Management of the PRUE.

Address: Plekhanov Russian University of Economics, 36 Stremyanny Lane, Moscow, 117997, Russian Federation. E-mail: [email protected]

Evgeniya V. Shubenkova

Doctor of Economics, Professor, Director of the Research Institute of Education Development of the PRUE.

Address: Plekhanov Russian University of Economics, 36 Stremyanny Lane, Moscow, 117997, Russian Federation. E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.