Научная статья на тему 'Актуальные вопросы приема на обучение в образовательные организации высшего образования, подведомственные ФСИН России'

Актуальные вопросы приема на обучение в образовательные организации высшего образования, подведомственные ФСИН России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
189
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Пенитенциарная наука
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРИЕМ НА ОБУЧЕНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Перов С.В.

В статье рассматриваются проблемы приема на обучение в образовательные организации высшего образования ФСИН России, анализируются положительные и отрицательные стороны различных подходов в его осуществлении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Перов С.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Актуальные вопросы приема на обучение в образовательные организации высшего образования, подведомственные ФСИН России»

УДК 378

Актуальные вопросы приема на обучение в образовательные организации высшего образования, подведомственные

ФСИН России

■ С.В. ПЕРОВ - заместитель начальника отдела профессиональной подготовки управления кадров ФСИН России - начальник отделения профессионального образования, кандидат юридических наук

В статье рассматриваются проблемы приема на обучение в образовательные организации высшего образования ФСИН России, анализируются положительные и отрицательные стороны различных подходов в его осуществлении.

Ключевые слова: высшее образование; прием на обучение; образовательные организации высшего образования.

Topical issues of admission to study in educational institutions of higher education of the Federal Penal Service of Russia

IS.V. PEROV - Deputy Chief of the Department for professional Training of the Personnel Management Department of the Federal Penal Service of Russia Head of the Department of Vocational Education, PhD. in Law

The article deals with the problem of admission to educational institutions of higher education of the Federal Penal Service of Russia, analyzes the positive and negative aspects of various approaches to its implementation.

Key words: higher education; receive training; educational institutions of higher education.

ПРИГЛАШАЕМ К ДИСКУССИИ

Одной из актуальных проблем, стоящих сегодня перед системой высшего образования в Федеральной службе исполнения наказаний, является сокращение числа абитуриентов, что характерно не только для ведомственного, но и для всего высшего образования в стране, что подтверждает выступление президента Российского союза ректоров В.А. Садовничего на пленарном заседании X Съезда Российского союза ректоров1.

Влияние демографического фактора усиливается и из-за специфики приема на обучение в ведомственные вузы - повышенных

требований к состоянию здоровья кандидатов на обучение, обусловленных большими физическими и психическими нагрузками как во время нахождения в учебном заведении, так и в период службы в исправительных учреждениях после выпуска.

Следующая немаловажная отличительная черта организации приема на обучение в ведомственных вузах заключается в сложной процедуре отбора кандидатов на службу в уголовно-исполнительную систему. Она включает прохождение предварительного и окончательного медицинского освидетельствования, которое зачастую сопряжено с

выездами в удаленные от места жительства медицинские учреждения, сдачу нормативов по физической подготовке, психофизиологическое обследование с использованием полиграфа, специальную проверку на предмет связей с криминальными элементами, а также ряд других затратных по времени процедур.

Влияние демографической ситуации на комплектование ведомственных вузов связано с применяющимся сегодня традиционным подходом к организации приема на обучение. В частности, он основан на распределении целевых приемных мест между территориальными органами ФСИН России, на которые возложены задачи по подбору кандидатов. Удаленность территориальных органов от учебных заведений является существенным фактором, влияющим на количество абитуриентов, желающих поступать в ведомственные вузы.

Следовательно, применение традиционного подхода заслуживает научного анализа и оценки перспектив его развития в современных демографических условиях.

Распределение целевых приемных мест ежегодно закрепляется в плане комплектования кандидатами на обучение в образовательных организациях высшего образования, подведомственных ФСИН России, утверждаемом приказом ФСИН России.

Разработка указанного плана предполагает подготовку среднесрочного (4-5 лет) прогноза развития кадровой ситуации в территориальных органах ФСИН России, который составляется на основе статистических данных, результатов инспекторских и контрольных проверок территориальных органов. Прогнозирование осуществляется с учетом особенностей кадрового обеспечения деятельности не только уголовно-исполнительной системы в целом, но и ее отдельных служб и подразделений (оперативной, режимной, охраны и конвоирования, воспитательной и др.).

Среднестатистические показатели кадрового обеспечения деятельности учреждений и органов уголовно-исполнительной системы свидетельствуют о том, что количество ежегодно выпускаемых из ведомственных вузов курсантов значительно ниже потребностей практических органов в специалистах с высшим образованием. Так, по данным форм статистической отчетности К-12, в 2014 г. на должности среднего и старшего начальствующего состава было принято на службу 4847 чел., а выпуск из ведомственных вузов по очной форме об-

учения составил 1235 чел. Следовательно, ведомственные высшие учебные заведения обеспечивают лишь 25% кадровых потребностей учреждений и органов уголовно-исполнительной системы.

В идеале возможности ведомственных вузов должны в равной степени использоваться для решения кадровых проблем всех территориальных органов, а не только тех из них, которые расположены в непосредственной близости от учебных заведений. В связи с этим за основу расчета контрольных цифр приема для отдельно взятого территориального органа следует брать штатную численность должностей среднего и старшего начальствующего состава.

Следует отметить, что традиционный подход к организации приема на обучение в ведомственных высших учебных заведениях применяется уже достаточно давно не только во ФСИН России, но и в МВД России, что связано с рядом преимуществ, заслуживающих отдельного внимания.

Во-первых, к указанным преимуществам относится высокий показатель закрепляе-мости выпускников, которая во многом зависит от места проживания абитуриента до поступления в вуз. Если оно находится в удобной транспортной доступности от места службы после выпуска, снижается влияние на закрепляемость такого негативного фактора, как отсутствие жилья. Очевидно, существенными факторами оказываются поддержка близких родственников, развитие имеющихся социальных связей.

Во-вторых, к преимуществам традиционного подхода следует отнести то, что про-фориентационными мероприятиями при подборе кандидатов на обучение охватывается большинство регионов страны, к их проведению привлекаются почти все территориальные органы, что заметно повышает информированность населения о ведомственной системе высшего образования.

К недостаткам традиционного подхода можно отнести риск недостижения прогнозируемых показателей развития кадровой ситуации. Так, например, сложно при прогнозировании учитывать сокращения штатной численности учреждений и органов уголовно-исполнительной системы через 5 лет, поскольку информация об их проведении в большинстве случаев является закрытой.

Еще одним отрицательным моментом является недостаточно эффективная деятельность территориальных органов ФСИН России по подбору кандидатов на обучение,

отсутствие необходимых внутренних стимулов в указанном направлении работы, что, по нашему мнению, обусловлено недооценкой возможностей ведомственной системы высшего образования и текучестью руководящих кадров. Кроме того, в управлении указанной деятельностью превалируют административные методы, что, несомненно, влияет на ее результаты. В частности, к выполнению планов комплектования кандидатами на обучение в образовательных организациях высшего образования ФСИН России применяется формальный подход, что выражается в подборе кандидатов на обучение, имеющих низкую мотивацию к поступлению в ведомственные вузы.

Отмеченные нами отрицательные стороны традиционного подхода к организации приема на обучение в ведомственных вузах требуют поиска альтернативных вариантов. Одним из них выступает организация приема граждан на обучение без распределения приемных мест между территориальными органами ФСИН России.

Указанный подход применялся в 2014 и 2015 гг. в МВД России. Так, в 2014 г. на базе Воронежского института МВД России был проведен эксперимент по организации приема граждан на обучение с заключением с ними контрактов, предполагающих дальнейшее прохождение ими службы в любом территориальном органе МВД России (эксперимент по прямому набору)3. В 2015 г. в соответствии с распоряжением МВД России от 21.04.2015 г. № 1/3089 география проведения эксперимента расширилась и включила еще четыре вуза МВД России4.

Во ФСИН России в 2015 г. прямой набор был осуществлен на базе Воронежского института ФСИН России5.

Прямой набор с точки зрения технологии организации работы по подбору кандидатов на обучение предполагает выделение приемных мест без привязки их к какому-либо территориальному органу. Соответственно, работу по подбору абитуриентов проводят не территориальные органы, а сама образовательная организация. С абитуриентами заключаются контракты о службе без указания конкретного территориального органа, место службы будет определено в процессе распределения на основании имеющихся вакантных должностей в учреждениях и органах ФСИН России.

Положительные и отрицательные стороны нового подхода могут быть определены достаточно условно, поскольку о конечных

результатах эксперимента можно будет судить лишь по истечении 1 года - 3 лет после выпуска курсантов первого прямого набора. Тогда станут известны показатели их закре-пляемости, что, по нашему мнению, является конечным индикатором успешности эксперимента.

Однако анализировать возможные плюсы и минусы прямого набора необходимо уже сейчас с целью определения возможностей его развития.

Положительной стороной нового подхода (по сравнению с традиционным) следует назвать более полное удовлетворение потребностей территориальных органов ФСИН России в выпускниках, поскольку их распределение между территориальными органами осуществляется непосредственно перед окончанием учебы на основе информации о вакантных должностях. Этот показатель, на наш взгляд, является главным преимуществом прямого набора, так как система ведомственного высшего образования более гибко и точно реагирует на кадровые потребности учреждений и органов уголовно-исполнительной системы.

Кроме того, плюсом можно назвать агитационную работу, проводимую сотрудниками образовательных организаций, которые владеют наиболее полной информацией о реализуемых в вузах образовательных программах.

Однако указанная черта может рассматриваться и как недостаток, поскольку территориальный охват населения профориен-тационными мероприятиями значительно сужается, исключается агитационная работа территориальных органов ФСИН России.

К отрицательным моментам прямого набора, на наш взгляд, относится повышение риска снижения показателей закрепляемо-сти выпускников, что связано в первую очередь с отсутствием жилья.

Несмотря на повышение уровня социальных гарантий сотрудникам уголовно-исполнительной системы в связи с принятием Федерального закона от 30.12.2012 г. № 283-Ф3 (ред. от 02.07.2013 г., с изм. от 15.10.2013 г.) «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»6, острота проблемы обеспечения сотрудников жильем в настоящее время не снижается. Возможности получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения весьма ограничены ввиду не-

достаточного объема бюджетных средств, ежегодно выделяемых на эти цели. Кроме того, на сегодняшний день в законодательстве не предусмотрено оформление сотруднику уголовно-исполнительный системы регистрации по месту жительства или пребывания по адресу дислокации учреждения или органа ФСИН России, в котором он проходит службу. Вместе с тем отсутствие регистрации значительно осложняет получение им и членами его семьи медицинских, образовательных и других услуг.

В связи с этим положительным является опыт правового закрепления гарантий для военнослужащих и членов их семей: военнослужащие, поступившие на военную службу по контракту, а также офицеры, проходящие военную службу по призыву, и члены их семей до получения жилых помещений регистрируются органами регистра-

Щ ПРИМЕЧАНИЯ

1 См.: URL: http://www.rsr-online.ru/2015/01.06/20141030-RSR-VAS.pdf

2 См.: Приказ Минюста России от 01.02.2010 г. № 10 «Об утверждении форм статистической отчетности о количестве, движении и составе государственных гражданских служащих и работников учреждений и органов ФСИН России» (документ опубликован не был).

3 См.: URL: http://vimvd.ru/press/news/zasedanie-kruglo-go-stola-itogi-eksperimenta-po-pryamomu-naboru/?sphrase_ id=5690

4 См.: URL: https://dgsk.mvd.ru/folder/3564760

5 Приказ ФСИН России от 23.12.2014 г. № 774 «Об объявлении набора и организации отбора кандидатов на обучение в федеральные казенные образовательные организации высшего образования Федеральной службы исполнения наказаний в 2015 году» (документ опубликован не был).

6 См.: СЗ РФ. 2012. № 53 (ч. 1). Ст. 7608.

7 См.: Постановление Правительства Российской Федерации от 17.07.1995 г. № 713 «Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня лиц, ответственных за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации» // СЗ РФ. 1995. № 30. Ст. 2939.

ционного учета по месту дислокации воинских частей7.

Еще одним недостатком прямого набора можно назвать существенное повышение нагрузки на кадровые аппараты образовательных организаций. С учетом необходимости обеспечения конкурса на приемные места кадровые работники должны оформить большое количество материалов, связанных с приемом на службу абитуриентов.

Таким образом, сложные демографические условия требуют поиска новых подходов к организации приема на обучение в образовательных организациях высшего образования, подведомственных ФСИН России. Их реализация должна осуществляться на основе научно обоснованного прогноза возникновения негативных и позитивных последствий.

1 Sm.: URL: http://www.rsr-online.ru/2015/01.06/20141030-RSR-VAS.pdf

2 Sm.: Prikaz Minjusta Rossii ot 01.02.2010 g. № 10 «Ob utverzhdenii form statisticheskoj otchetnosti o kolichestve, dvizhenii i sostave gosudarstvennyh grazhdanskih sluzhashhih i rabotnikov uchrezhdenij i organov FSIN Rossii» (dokument opublikovan ne byl).

3 Sm.: URL: http://vimvd.ru/press/news/zasedanie-kruglogo-stola-itogi-eksperimenta-po-pryamomu-naboru/?sphrase_ id=5690

4 Sm.: URL: https://dgsk.mvd.ru/folder/3564760

5 Prikaz FSIN Rossii ot 23.12.2014 g. № 774 «Ob ob#javlenii nabora i organizacii otbora kandidatov na obuchenie v federal'nye kazennye obrazovatel'nye organizacii vysshego obrazovanija Federal'noj sluzhby ispolnenija nakazanij v 2015 godu» (dokument opublikovan ne byl).

6 Sm.: SZ RF. 2012. № 53 (ch. 1). St. 7608.

7 Sm.: Postanovlenie Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 17.07.1995 g. № 713 «Ob utverzhdenii Pravil registracii i snjatija grazhdan Rossijskoj Federacii s registracionnogo ucheta po mestu prebyvanija i po mestu zhitel'stva v predelah Rossijskoj Federacii i perechnja lic, otvetstvennyh za priem i peredachu v organy registracionnogo ucheta dokumentov dlja registracii i snjatija s registracionnogo ucheta grazhdan Rossijskoj Federacii po mestu prebyvanija i po mestu zhitel'stva v predelah Rossijskoj Federacii» // SZ RF. 1995. № 30. St. 2939.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.