Научная статья на тему 'Модели рациональности поведения индивидов и выбор направлений обучения в вузе'

Модели рациональности поведения индивидов и выбор направлений обучения в вузе Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
478
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕЛИ РАЦИОНАЛЬНОСТИ ПОВЕДЕНИЯ ИНДИВИДОВ / MODELS OF INDIVIDUALS' RATIONAL BEHAVIOR / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ИНФОРМАЦИИ / ECONOMIC THEORY OF INFORMATION / ВЫБОР НАПРАВЛЕНИЙ ОБУЧЕНИЯ / MAJORITY CHOICE IN HIGHER EDUCATION / ОБЩЕСТВЕННЫЕ БЛАГА / PUBLIC GOODS / РЕГИОНАЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / REGIONAL SYSTEMS OF HOGHER EDUCATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Балданов Виктор Дашиевич, Дондокова Елена Буянтуевна

Анализируются современные подходы к рациональности поведения индивидов с учетом степени информированности на примере рынка услуг высшего образования в России и ее регионах в условиях Единого государственного экзамена (ЕГЭ). Изучаются преимущества и недостатки использования разных моделей рациональности при принятии решений о выборе товаров и услуг. Утверждается, что информация об услугах высшего образования должна считаться общественным благом, так как она обладает свойствами неисключаемости и неконкурентности в потреблении. Авторы приходят к выводу, что несбалансированный спрос на определенные направления обучения связан со сложившимися общественными ценностями, которые необходимо формировать на региональных рынках услуг высшего образования. Используются результаты исследования, проведенного авторами в ходе региональной приемной кампании вузов Республики Бурятия в 2014 году. Приводятся результаты этого исследования о качестве приема в региональные вузы, востребованности у абитуриентов направлений обучения в вузах и о направлениях, получивших наибольшее количество мест для обучения за счет федерального бюджета в государственных вузах региона. Оценены риски сохранения существующих тенденций в региональных системах высшего образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODELS OF RATIONALITY IN THE INDIVIDUALS’ BEHAVIOR AND CHOICE OF MAJORS OF STUDY IN UNIVERSITIES

The modern approaches to the rationality of individuals behavior with taking into account the level of awareness on the example of the market of services of higher education in Russia and its regions in conditions of Unified State Examination (USE) are analyzed. The advantages and disadvantages of different models of rationality in decision-making on the selection of goods and services are studied. It is affirmed that information about the higher education services should be considered a public good, as it has the properties of non-excludability and non-rivalry in consumption. The authors come to conclusion that an unbalanced demand for certain fields of study is concerned with traditional social values, which should be formed in the regional markets of higher education. The results of the research conducted during the regional admission campaign of the universities of the Buryat Republic in 2014 were used. The data on the quality of admission in the regional universities are analyzed, the demand on the majors of study in regional universities among the applicants and the majors with the most admission quotas for study in the public universities of the region at the expense of the federal budget. The risks of keeping current trends in regional systems of higher education are assessed.

Текст научной работы на тему «Модели рациональности поведения индивидов и выбор направлений обучения в вузе»

ВОПРОСЫ ТЕОРИИ

УДК 330.163.11

МОДЕЛИ РАЦИОНАЛЬНОСТИ ПОВЕДЕНИЯ ИНДИВИДОВ И ВЫБОР НАПРАВЛЕНИЙ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ

© Балданов Виктор Дашиевич, ассистент кафедры эконометрики и прикладной экономики Института экономики и управления Бурятского государственного университета Россия, 670000, Улан-Удэ, ул. Ранжурова, 5 E-mail: victor_baldanov@mail.ru

© Дондокова Елена Буянтуевна, доктор экономических наук, профессор, заведующая кафедрой «Общая экономическая теория и регионоведение» Института устойчивого развития Восточно-Сибирского государственного университета технологий и управления

Россия, 670013, г. Улан-Удэ, ул. Ключевская, 40В E-mail: dondokovae60@mail.ru

Анализируются современные подходы к рациональности поведения индивидов с учетом степени информированности на примере рынка услуг высшего образования в России и ее регионах в условиях Единого государственного экзамена (ЕГЭ). Изучаются преимущества и недостатки использования разных моделей рациональности при принятии решений о выборе товаров и услуг. Утверждается, что информация об услугах высшего образования должна считаться общественным благом, так как она обладает свойствами неисключаемости и неконкурентности в потреблении. Авторы приходят к выводу, что несбалансированный спрос на определенные направления обучения связан со сложившимися общественными ценностями, которые необходимо формировать на региональных рынках услуг высшего образования. Используются результаты исследования, проведенного авторами в ходе региональной приемной кампании вузов Республики Бурятия в 2014 году. Приводятся результаты этого исследования о качестве приема в региональные вузы, востребованности у абитуриентов направлений обучения в вузах и о направлениях, получивших наибольшее количество мест для обучения за счет федерального бюджета в государственных вузах региона. Оценены риски сохранения существующих тенденций в региональных системах высшего образования.

Ключевые слова: модели рациональности поведения индивидов; экономическая теория информации; выбор направлений обучения; общественные блага; региональные системы высшего образования.

MODELS OF RATIONALITY IN THE INDIVIDUALS' BEHAVIOR AND CHOICE OF MAJORS OF STUDY IN UNIVERSITIES

Victor D. Baldanov, Lecturer of the Department of Econometrics and Applied Economics, Institute of Economics and Management, Buryat State University 5 Ranzhurova St., Ulan-Ude, 670000 Russia

Elena B. Dondokova, DPhil in Economics, Professor,

Head of the Department of General Economic Theory and Regional Studies,

Institute of Sustainable Development, East-Siberian State University of Technologies and Management 40V Klyuchevskaya St., Ulan-Ude, 670013 Russia

The modern approaches to the rationality of individuals behavior with taking into account the level of awareness on the example of the market of services of higher education in Russia and its regions in conditions of Unified State Examination (USE) are analyzed. The advantages and disadvantages of different models of rationality in decision-making on the selection of goods and services are studied. It is affirmed that information about the higher education services should be considered a public good, as it has the properties of non-excludability and non-rivalry in consumption. The authors come to conclusion that an unbalanced demand for certain fields of study is concerned with traditional social values, which should be formed in the regional markets of higher education. The results of the research conducted during the regional admission campaign of the universities of the Buryat Republic in 2014 were used. The data on the quality of admission in the regional universities are ana-

lyzed, the demand on the majors of study in regional universities among the applicants and the majors with the most admission quotas for study in the public universities of the region at the expense of the federal budget. The risks of keeping current trends in regional systems of higher education are assessed.

Keywords: models of individuals' rational behavior; economic theory of information; majority choice in higher education; public goods; regional systems of hogher education.

Неоклассическая теория рационального поведения экономических агентов обладает определенными преимуществами, в частности, дает основания использовать мощный математический аппарат, применять модели оптимизации в экономике, информационные технологии, делать обобщающие расчеты на уровне стран и международных экономических отношений. Цели экономических агентов в нормативной теории рационального выбора являются заданными, однако поиск их смысла или ценности не включается в изучение поведения рациональных агентов. Цели представляются рациональными, в смысле их соответствия минимальным структурным условиям (например, транзитивность предпочтений). Экономические агенты действуют рационально для достижения своих целей (осуществляют выбор). Теория рационального выбора представляется многими исследователями как дескриптивная наука, которая описывает то, как люди ведут себя на самом деле [1, c. 57]. Под дескрип-тивностью понимают позитивный подход к поведению экономических агентов, однако в ряде случаев речь не идет о вероятностных подходах в экономике и других социальных науках.

Другим видом рациональности является ограниченная рациональность, предложенная Г. Саймоном. Отправной точкой создания этой теории стал отказ от предпосылки полной информации, используемый в неоклассической теории [2, c. 641]. Проблема состоит не столько в отсутствии или малом количестве информации, сколько в том, что ее слишком много относительно возможностей ее обработки. Процесс принятия решений в модели ограниченной рациональности состоит в ограниченном поиске и принятии удовлетворительного варианта. Поиск вариантов ведется до тех пор, пока не будет найден приемлемый вариант, а затем прекращается [2, c. 641]. В реальных ситуациях люди ограничены как в полноте информации об интересующих явлениях хозяйственной жизни, так и в возможностях оценки и прогнозирования результатов принятия тех или иных решений. Люди в условиях неопределенности обычно располагают тем или иным набором правил поведения, применимых к наиболее часто встречающимся в экономической жизни ситуациям. Ограниченная рациональность, позволяя более реалистично оценивать поведение потребителей, является моделью индивидуального поведения при выборе товаров и услуг.

Новая парадигма рациональности связана с тем, что «индивид перестает быть индивидуалистом — действующим лицом, которое на каждом шагу преследует исключительно свой интерес» [3, c. 6], он согласен ориентироваться и на коллективный интерес, если это следование служит более эффективному достижению его индивидуальных целей. Для постиндустриальной экономики наиболее подходящей формой рациональности является органическая или «институциональная» рациональность.

Учитывая подходы к определению рациональности в экономической теории, представляется возможным развивать теоретические построения относительно несовершенства информации на рынках услуг высшего образования в условиях постиндустриальной трансформации экономики. Всего лишь 20 лет назад охват сетью Интернет не был настолько широк, и уровень информированности граждан был гораздо ниже. В настоящее время информации о тех или иных явлениях, об интересующих товарах и услугах более чем достаточно. Современное государство имеет гораздо больше возможностей для заботы о гражданах, и, следует полагать, что значительное количество российских граждан считает, что информацию о важных товарах и услугах им обязательно разъяснят и помогут с выбором сложных благ, какими являются образовательные услуги.

Перепроизводство специалистов в той или иной сфере не дает прироста экономического потенциала, а приводит к его утрате: переучивание — дорогостоящее мероприятие для обучающегося и для общества. В погоне за престижными профессиями в настоящий момент происходит создание и потребление невостребованных на рынке труда знаний, следовательно, данная проблема должна осознаваться государством. Для создания основ технологического развития экономики необходима не только в популяризация технических специальностей, но и создание условий для трудоустройства молодежи с инженерным образованием внутри страны.

Информацию об услугах высшего образования, с нашей точки зрения, следует считать благом общественным. Качественная информация на рынке услуг высшего образования должна стимулировать накопление человеческого потенциала в стране. Степень соответствия стоимости услуг образования

их будущей отдаче, безусловно, имеет важное значение — эта отдача выражается в возможности использования знаний на создание личного и общественного богатства, а не в удовлетворенности потребителей в результате обучения по «престижным специальностям». На данный момент в России складывается неблагоприятная ситуация с приоритетами молодежи в профессиональном развитии. Т. Натхов и Л. Полищук утверждают, что «вклад российской высшей школы в экономический рост остается незначительным: в экономике страны продолжают доминировать сырьевые отрасли, не требующие большого числа образованных специалистов, а высокотехнологичные производства и российской науки продолжают отставать от промышленно развитых стран» [5, с. 30]. Среди выпускников российских школ чрезмерно высока по сравнению с развитыми странами доля изучающих право и государственное управление при заметно менее низком спросе на естественно-научные и инженерные дисциплины. В коммерческом сегменте высшего образования России эта тенденция выражена еще более отчетливо.

В ходе приемной кампании 2014 г. в Республике Бурятия нами была сформирована база данных о характеристиках рынка услуг высшего образования (информация была аккумулирована из открытых источников — сайтов региональных вузов и непосредственно в ходе приемных кампаний) [9].

Приведем результаты приемной кампании 2014 г. в региональной системе высшего образования Республики Бурятия. Данные о средних баллах ЕГЭ по одному предмету поступивших на бюджетные места в государственные вузы в Республике Бурятия1: Бурятский филиал Сибирского государственного университета телекоммуникаций и информатики (г. Новосибирск) — 68,65 балла; Бурятский государственный университет — 61,38 балла; Бурятский филиал Московского государственного университета экономики, статистики и информатики — 51,23 балла; Восточно-Сибирский государственный университет технологий и управления — 50,32 балла; Восточно-Сибирская государственная академия культуры и искусств — 50,23 балла; Бурятская государственная сельскохозяйственная академия — 48,2 балла [7, с. 123]. Таким образом, лишь 2 из 7 учебных заведений могли быть отнесены к вузам средней степени селективности (61 < средний балл ЕГЭ < 70). Остальные вузы относятся к вузам низкой степени селективности (средний балл ЕГЭ < 60) [8, с. 97].

Как на уровне страны в целом, так и на мезоуровне наблюдается относительное перепроизводство юристов, специалистов в сфере экономики и управления. Представляет интерес выбор наиболее одаренной молодежи по результатам ЕГЭ. Рассмотрим наиболее популярные направления (топ-10) специальностей в вузах Республики Бурятия в 2014 г. (табл. 1). Из таблицы 1 наглядно видно, что наиболее подготовленные абитуриенты по среднему баллу ЕГЭ поступают на юридический факультет Бурятского государственного университета. Средний балл ЕГЭ отражает качество приема на бюджетные места. Заметно, что юридический факультет привлекает наиболее талантливых абитуриентов. Во второй строке находится направление «Филология» (Отечественная), однако, по нашим наблюдениям, конкурс на одно бюджетное место здесь был заметно меньше, чем на юридические или экономико-управленческие направления. Одной из причин диспропорций в сторону гуманитарных направлений обучения в вузах можно считать более высокую сложность сдачи ЕГЭ по математике, физике и другим негуманитарным предметам.

Таблица 1

Топ-10 направлений по среднему баллу ЕГЭ поступивших на бюджетную форму обучения

в Республике Бурятия в 2014 г.

Вуз Направление Средний балл ЕГЭ по 1 предм. (по всем зачисленным на бюджет) Средний балл ЕГЭ самого слабого зачисленного на бюджет

БГУ Юриспруденция 77,44 75

БГУ Филология (Отечественная) 76,67 74,67

БГУ Юриспруденция — международное право 75,89 69,67

БГУ Лингвистика 74,25 72,33

СибГУТИ Информатика и вычислительная техника 73,5 68

БГУ Менеджмент 72,29 66,67

1 В том числе филиалы иногородних государственных вузов.

БГУ Лечебное дело 71,66 64,67

БГУ Журналистика 70,58 66

БГУ Управление персоналом 69,42 65,57

ВСГУТУ Программная инженерия 69,17 53,67

В топ-10 направлений по высокому баллу ЕГЭ среди поступивших вошли также лингвистика, информатика и вычислительная техника, лечебное дело, журналистика. С нашей точки зрения, такая информация должна собираться и анализироваться силами общественных организаций, финансируемых из различных источников и считаться общественным благом.

В таблице 2 представим список наименее привлекательных для абитуриентов направлений обучения в вузах Республики Бурятия и подтвердим вышесказанные предположения касательно менее низких баллов ЕГЭ у поступающих на инженерно-технологические направления обучения.

Таблица 2

Направления с наименьшими средними баллами ЕГЭ среди поступивших на бюджетные места в вузах Республики Бурятия в 2014 году

Вуз Направление КЦП Средний балл ЕГЭ по 1 предмету (по всем зачисленным на бюджет) Средний балл ЕГЭ самого слабого зачисленного на бюджет

ВСГУТУ Конструкторско-технологическое обеспечение машиностроительных производств 30 42,52 36,67

ВСГУТУ Продукты питания из растительного сырья 11 42 35

ВСГУТУ Технология продукции и организация общественного питания 13 41,94 35,83

ВСГУТУ Технологические машины и оборудование 11 41 42,67

ВСГУТУ Конструирование изделий легкой промышленности 13 39,72 35

ВСГУТУ Продукты питания из растительного сырья 34 39,71 35

ВСГУТУ Теплоэнергетика и теплотехника 11 39,67 38,33

ВСГУТУ Технология лесозаготовительных и деревоперерабатывающих производств 11 39,1 34,33

ВСГУТУ Металлургия 11 37,88 36,67

ВСГАКИ Прикладная информатика 10 36,67 36,67

Результаты, полученные в ходе исследования, отражают не качество самого обучения в вузах, а лишь качество абитуриентов (средние баллы ЕГЭ), поступающих на данные направления. Рыночный способ предоставления услуг высшего образования не может использоваться в случае направлений обучения, которые непривлекательны для абитуриентов. Мы имеем дело с «провалом рынка», заключающимся в неспособности обеспечить региональную экономику качественными кадрами для технологического развития экономики. Необходимо более интенсивное рекламирование этих направлений, а также качественная профориентация, основанная на следовании интересам потребителей услуг образования (обучающихся) с учетом тенденций рынка труда.

Несовершенство информации, которое относится к региональным рынкам услуг высшего образования, носит ценностный характер (низкая субъективная ценность инженерно-технологических направлений обучения) и выражается, на наш взгляд, в недостаточной информированности абитуриентов [10]. Ценностная компонента имеет отношение к «коллективной рациональности» индивидов, так как образовательные услуги являются мериторными благами. Эта ситуация является неблагоприятной в долгосрочной перспективе, так как продолжительный прием абитуриентов низкого качества либо отсутствие спроса на инженерно-технологические направления обучения могут привести к за-

крытию данных направлений в региональных вузах, что неизбежно скажется на состоянии предприятий региона в части обеспечения подготовленными инженерными кадрами.

Таким образом, в экономической теории существуют две отличающихся точки зрения на рациональность поведения индивидов при выборе направления обучения в вузе. Первая трактует абитуриента в качестве способного к качественной оценке информации, относящейся к характеристикам услуг высшего образования, при принятии решений — сторонники рыночного саморегулирования; вторая заключается в том, что индивид не имеет таких способностей — сторонники государственного вмешательства. Первая точка зрения относится к неоклассическим теоретическим взглядам, где индивид является рациональным экономическим агентом. Вторая точка зрения предполагает государственный патернализм по отношению к населению, заключающийся в финансировании высшего образования из средств государственного бюджета. Более близким подходом к рациональности поведения индивидов ко второй точке зрения является органический (институциональный) подход.

При рассмотрении информации об услугах высшего образования в качестве общественного блага эта информация будет носить более объективный характер. Необходимы дополнительные участники рынка, балансирующие между интересами учебных заведений, государства и населения в процессе функционирования рынков услуг высшего образования. Снижение негативных последствий недостаточной информированности абитуриентов на рынках услуг высшего образования в значительной степени возможно посредством разработки институциональных механизмов. Требуются совершенствование инструментов оценивания качества, стимулирование конкуренции между региональными высшими учебными заведениями на основе определения их конкурентных преимуществ, складывающихся, в частности, из выгодного экономико-географического положения, потребностей региональных предприятий в квалифицированных кадрах, приращения научно-педагогического потенциала региональных вузов выпускниками лучших учебных заведений страны и мира.

Литература

1. Хэндс У. Нормативная теория рационального выбора: прошлое, настоящее и будущее // Вопросы экономики. 2012. № 10.

2. История экономических учений: учебное пособие / под ред. В. Автономова, О. Ананьина, Н. Макашевой. М.: ИНФРА-М, 2009. 784 с.

3. Воробьева Г. С. Представления о рациональности в условиях «новой экономики» // Вестник Томского государственного университета. 2014. № 2. Экономика.

4. Непрерывное образование — стимул человеческого развития и фактор социально-экономических неравенств / под общ. ред. Ю. В. Латова. М.: ЦСПиМ, 2014. 433 с.

5. Натхов Т., Полищук Л. Инженеры или юристы? Институты и спрос на высшее образование // Вопросы экономики. 2012. № 10.

6. Балданов В. Д. Модели выбора учебных специальностей абитуриентами на рынке образовательных услуг // Вестник Бурятского государственного университета. 2014. № 2.

7. Балданов В. Д., Дондокова Е. Б. Конкуренция на рынке услуг высшего образования // Вестник Забайкальского государственного университета. 2014. № 12(115).

8. Прахов И. А. Барьеры доступа к качественному образованию в условиях ЕГЭ: семья и школа как сдерживающие факторы // Вопросы образования. 2015. № 1.

9. Об утверждении Порядка приема на обучение по образовательным программам высшего образования — программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры на 2014/15 учебный год: приказ Министерства образования и науки РФ от 9 января 2014 г. № 3 (ред. от 13.01.2015).

10. Цыренов Д. Д. О перспективах среднего профессионального образования // Вестник Бурятского государственного университета. 2011. № 2.

11. Дондокова Е. Б., Балданов В. Д. Рынок образовательных услуг на мезоуровне: информационный аспект // Вестник ИрГСХА. 2015. Вып. 66 (февраль).

References

1. Hands W. Normative Rational Choice Theory: Past, Present, and Future. Voprosy ekonomiki — Problems of Economics. 2012. No. 10.

2. Istoriya ekonomicheskikh uchenii [History of Economic Thought]. Moscow: INFRA-M Publ., 2009. 784 p.

3. Vorob'eva G. S. Predstavleniya o ratsional'nosti v usloviyakh «novoi ekonomiki» [Perceptions of rationality in the conditions of "new economy"]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Ekonomika. — Bulletin of Tomsk State University. Economics. 2014. No. 2.

4. Nepreryvnoe obrazovanie — stimul chelovecheskogo razvitiya i faktor sotsial'no-ekonomicheskikh neravenstv [Continuing Education as an incentive to human development and a factor of social and economic inequalies]. Moscow: Center for Social Forecasting and Marketing, 2014. 433 p.

5. Natkhov T., Polishchuk L. Inzhenery ili yuristy? Instituty i spros na vysshee obrazovanie [Engineers or lawyers? Institutes and demand for higher education]. Voprosy ekonomiki — Problems of Economics. 2012. No.10.

6. Baldanov V. D. Modeli vybora uchebnykh spetsial'nostei abiturientami na rynke obrazovatel'nykh uslug [Models of specialties choice by entrants in the educational market]. VestnikBuryatskogo gosudarstvennogo universiteta — Bulletin of Buryat State University. 2014. No. 2.

7. Baldanov V. D., Dondokova E. B. Konkurentsiya na rynke uslug vysshego obrazovaniya [Competition in the market of higher education]. Vestnik Zabaikal'skogo gosudarstvennogo universiteta — Bulletin of Transbaikal State University. 2014. No. 12 (115).

8. Prakhov I. A. Bar'ery dostupa k kachestvennomu obrazovaniyu v usloviyakh EGE: sem'ya i shkola kak sderzhi-vayushchie faktory [Barriers of access to quality education in the conditions of USE: family and school as contraints]. Voprosy obrazovaniya — Problems of Education. 2015. No. 1.

9. Ob utverzhdenii Poryadka priema na obuchenie po obrazovatel'nym programmam vysshego obrazovaniya — programmam bakalavriata, programmam spetsialiteta, programmam magistratury na 2014/15 uchebnyi god [On approval of the procedure for admission to studying on higher educational programs - Bachelor's programs, programs for specialist degree, Master's programs in the 2014/15 academic year]. Decree of the Russian Federation Ministry of Education and Science No. 3 of January 9, 2014 (amend. of January 13, 2015 ).

10. Tsyrenov D. D. O perspektivakh srednego professional'nogo obrazovaniya [On the prospects of vocational education]. Vestnik Buryatskogo gosudarstvennogo universiteta — Bulletin of Buryat State University. 2011. No. 2.

11. Dondokova E. B., Baldanov V. D. Rynok obrazovatel'nykh uslug na mezourovne: informatsionnyi aspekt [Educational market at the meso level: information aspect]. Vestnik Irkutskoi gosudarstvennoi sel'skokhozyaistvennoi akad-emii — Bulletin of Irkutsk State Agricultural Academy. 2015. V. 66. Feb.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.