Научная статья на тему 'Мониторинг системы высшего образования в части соблюдения требований законодательства: показатели, процедура, технология'

Мониторинг системы высшего образования в части соблюдения требований законодательства: показатели, процедура, технология Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
198
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
МОНИТОРИНГ / MONITORING / СИСТЕМА ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / HIGHER EDUCATION SYSTEM / ПОКАЗАТЕЛИ / INDICATORS / ЭТАПЫ МОНИТОРИНГА / MONITORING STAGES / КОНТРОЛЬ / CONTROL / СОБЛЮДЕНИЕ ТРЕБОВАНИЙ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА / ABIDANCE BY THE LAW REQUIREMENTS / КОНТРОЛЬ КАЧЕСТВА / QUALITY CONTROL

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ганеев Алексей Рафисович, Тугой Иван Анатольевич

Анализируется действующий механизм проведения мониторинга системы высшего образования в части соблюдения вузами требований законодательства. Показаны нормативно-правовое обеспечение, показатели и процедура проведения мониторинга. Сформированы предложения по декомпозиции процедуры мониторинга и совершенствованию перечня показателей.The article presents a review of existing mechanism for the higher education system in the field of abidance by the law requirements. There is an analysis of normative legal support, indicators and monitoring procedure in the paper. The proposals for decomposition of monitoring procedures and improvement of the list of indicators were formed.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Ганеев Алексей Рафисович, Тугой Иван Анатольевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Мониторинг системы высшего образования в части соблюдения требований законодательства: показатели, процедура, технология»

ПЕДАГОГИКА

ГЛАВНОЕ - КАЧЕСТВО

УДК 378

И.А. Тугой,

Общество с ограниченной ответственностью «Простой.Ру» (г.Москва) А.Р. Ганеев,

Национальный исследовательский технологический университет «МИСиС»

Мониторинг системы высшего образования в части соблюдения требований законодательства: показатели, процедура, технология

Ситуационно-информационный центр Рособрнадзора

О МОНИТОРИНГЕ СИСТЕМЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Повышение качества высшего образования в Российской Федерации является одним из основных и наиболее актуальных вопросов системы образования, на решение которого направлен целый комплекс мероприятий.

Для успешного контроля качества высшего образования, объективной оценки текущего состояния и использования полученной информации для принятия управленческих решений в отношении образовательных организаций необходимо осуществлять и развивать контрольно-надзорные механизмы.

В соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 года № 273 «Об образовании в Российской Федерации» такой контроль осуществляется в форме мониторинга, порядок которого определен постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 года № 662 «Об осуществлении мониторинга системы образования» [1, 11].

Согласно Закону «Об образовании в Российской Федерации» мониторинг представляет собой систематическое стандартизированное наблюдение за состоянием образования и динамикой изменений его результатов, ус-

ловиями осуществления образовательной деятельности.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации № 662 «Об осуществлении мониторинга системы образования» мониторинг включает «сбор информации о системе образования, обработку, систематизацию и хранение полученной информации, а также непрерывный системный анализ состояния и перспектив развития образования, выполненный на основе указанной информации». В соответствии с этим постановлением организация мониторинга осуществляется, в том числе и Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки.

Мониторинг Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки предполагает реализацию комплекса мероприятий, направленных на «сбор информации в части контроля качества образования и выявления нарушений требований законодательства в сфере образования из федеральных государственных информационных систем сферы образования, форм статистического наблюдения и с официальных сайтов образовательных организаций по утвержденным показателям», на обработку и систематизацию полученной информации, а также на «анализ информации в части контроля качества

© Тугой И.А., Ганеев А.Р, 2017 2

ИВАН

АНАТОЛЬЕВИЧ ТУГОЙ

руководитель проектов Общества с ограниченной ответственностью «Простой.Ру» (г Москва). Сфера научных интересов: система образования, информатизация системы образования. Автор 15 публикаций

образования и выявления нарушений требований законодательства» [5]. Однако вследствие того, что система образования, в том числе высшего, не является статической, а развивается с учетом влияния внешних воздействий законодательного и социально-экономического характера, возникает необходимость адаптации и совершенствования современной модели мониторинга в части контроля качества образования и выявления нарушений требований законодательства в этой сфере.

Целью статьи является анализ действующего механизма проведения мониторинга системы высшего образования в части соблюдения вузами требований законодательства и формирование предложений по его совершенствованию.

Под механизмом проведения мониторинга системы высшего образования будем пони -мать систему правовых и организационных мероприятий, которые осуществляются с целью обеспечения федеральных органов управления образованием инфор-

АЛЕКСЕЙ РАФИСОВИЧ ГАНЕЕВ

кандидат технических наук, руководитель Центра экологических проектов и перспективных разработок в сфере образования Национального исследовательского технологического университета «МИСиС». Сфера научных интересов: управление системой образования, качество образования, информатизация системы образования. Автор более 20 публикаций

мацией о состоянии образования и динамике изменений его результатов, об условиях осуществления образовательной деятельности, о состоянии сети организаций, осуществляющих образовательную деятельность.

НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОВЕДЕНИЯ МОНИТОРИНГА

Мониторинг системы высшего образования проводится Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» в порядке, установленном постановлением № 662. В свою очередь, перечень показателей мониторинга и процедура его проведения были утверждены приказом Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки № 1085 [5].

Согласно этому приказу задачами мониторинга является получение информации:

- об организации и проведении приемной кампании в образовательной организации;

- об уровне информационной открытости образовательной организации;

- об организации и проведении образовательного процесса;

- об информационном и методическом обеспечении образовательного процесса;

- о кадровом обеспечении образовательного процесса и о структуре основных образовательных программ, условиях их реализации, об уровне их освоения.

Отмечено также, что сбор информации осуществляется из федеральных государственных информационных систем сферы образования, форм статистического наблюдения и с официальных сайтов образовательных организаций.

Показатели, утвержденные приказом Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки № 1085, основываются на следующих нормативных правовых актах:

- постановлении Правительства Российской Федерации № 582 «Об утверждении правил размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет и обновления информации об образовательной организации» [2] в части обеспечения информационной открытости деятельности вуза. Это относится к таким показателям, как наличие на сайте общей информации об образовательной организации, о структуре и об органах управления образовательной организацией, о реализуемых образовательных программах и др.;

- постановление Правительства Российской Федерации № 755 «О федеральной информационной системе обеспечения проведения государственной итоговой аттестации обучающихся ...» в части своевременного и полного предоставления информации о приемной кампании [3].

к га

Анализируется действующий механизм проведения мониторинга системы высшего образования в части соблюдения вузами требований законодательства. Показаны нормативно-правовое обеспечение, показатели и процедура проведения мониторинга. Сформированы предложения по декомпозиции процедуры мониторинга и совершенствованию перечня показателей.

Ключевые слова: мониторинг, система высшего образования, показатели, этапы мониторинга, контроль, соблюдение требований законодательства, контроль качества.

The article presents a review of existing mechanism for the higher education system in the field of abidance by the law requirements. There is an analysis of normative legal support, indicators and monitoring procedure in the paper. The proposals for decomposition of monitoring procedures and improvement of the list of indicators were formed.

Key words: monitoring, higher education system, indicators, monitoring stages, control, abidance by the law requirements, quality control.

Например, такие показатели: наличие правил приема, утвержденных образовательной организацией самостоятельно, информации о приоритетности вступительных испытаний при ранжировании поступающих по результатам вступительных испытаний, о минимальном количестве баллов для каждого вступительного испытания по каждому конкурсу.

В приказе № 1085 учтены и требования федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования. Например, требование о наличии печатных и электронных образовательных и информационных ресурсов по реализуемым в соответствии с лицензией образовательным программам.

Следует обратить внимание и на внесенные в приказ №1085 изменения. Так, был добавлен показатель «Наличие версии официального сайта образовательной организации в сети Интернет для слабовидящих (для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья по зрению)».

Отметим, что мониторинг системы образования, проводимый Федеральной службой по надзо-

ру в сфере образования и науки, направлен как на осуществление контроля качества образования, так и на контроль соблюдения требований законодательства в сфере образования.

При размещении информации на официальном сайте образовательная организация должна руководствоваться следующими основными документами:

1. Правилами размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет и обновления информации об образовательной организации [2].

2. Требованиями к структуре официального сайта образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет и формату представления на нем информации, утвержденными Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки [6].

Что же касается наличия версии сайта для слабовидящих, то это требование, как уже отмечалось ранее, указано в «Порядке организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам

Мониторинг по правилам

высшего образования - бакалавриата, специалитета, магистратуры», в «Порядке организации и осуществления образовательной деятельности по программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре) и ординатуре» [7-9].

Кроме того, набор сведений, подлежащих обязательному размещению на официальном сайте вуза в рамках проведения приемной кампании, перечислен в «Порядке приема на обучение по образовательным программам высшего образования - бакалавриата, специалитета, магистратуры на 2016/2017 учебный год» [10]. Заметим, что размещение этой информации не отражено в требованиях к структуре официального сайта образовательной организации, утвержденных приказом Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Рособрнадзора[6].

Для разъяснения положений нормативных правовых актов по размещению информации на официальных сайтах вузов Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки были разработаны «Методические рекомендации представления информации об образовательной организации в открытых источниках с учетом соблюдения требований законодательства в сфере образования» [2]. Методические рекомендации основывались в первую очередь на требованиях приказа Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Рособрнадзора № 785, но при этом учитывались требования порядка приема на обучение по образовательным программам высшего образования - бакалавриата, спе-циалитета, магистратуры.

ПОКАЗАТЕЛИ ПРОВЕДЕНИЯ МОНИТОРИНГА СИСТЕМЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Согласно приказу № 1085 в ходе мониторинга анализируются более 180 показателей, на осно-

ве которых делается вывод о соблюдении или несоблюдении вузами требований законодательства [5].

Большая часть показателей приходится на оценку соблюдения требований законодательства в части приема граждан на обучение и оценку полноты размещения на сайте образовательной организации, установленной законодательством информации. Источниками информации в первом случае являются - федеральная информационная система обеспечения проведения государственной итоговой аттестации обучающихся. » (ранее называлась «Федеральная информационная система единого государственного экзамена и приема), а во втором случае - сайты образовательных организаций.

Если с первым показателем все однозначно - имеется или отсутствует, то следующие два показателя не дают такой ясности: существует неоднозначность трактовки нормы, а также объекта сравнения показателя доли педагогических работников. Такая же ситуация наблюдается и с показателем «Соответствие установленным нормам числа преподавателей из действующих руководителей и работников профильных организаций, предприятий и учреждений, задействованных в образовательном процессе».

Необходимо отметить, что в этом случае и сам источник сведений - сайт образовательной организации - неоднозначен. Так как данная информация не является обязательной к размещению, вузы размещают ее только по своему усмотрению.

Следует обратить внимание также на некоторую избыточность показателей, наличие семантических повторов. Такие показатели, как соответствие информации о результатах приема, представленной в «Федеральной информационной системе обеспечения проведения государственной итоговой аттестации

обучающихся . » в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации № 755, и сведений, размещенных на официальном сайте образовательной организации; соответствие сведений об установленных контрольных цифрах приема граждан на обучение, а также о количестве мест для приема граждан на обучение за счет средств федерального бюджета, квотах целевого приема, количестве мест для приема по договорам об образовании за счет средств физических и (или) юридических лиц, представленных на сайте образовательной организации и в «Федеральной информационной системе обеспечения проведения государственной итоговой аттестации обучающихся . » и, наконец, соответствие сведений о результатах вступительных испытаний в образовательную организацию, предоставленных льготах и зачислении лиц, успешно прошедших вступительные испытания, представленных на сайте образовательной организации и в федеральной информационной системе. Все это, по нашему мнению, «утяжеляет» процесс анализа (сопоставления) данных, учитывая объемы информации и необходимость содержательного сравнительного анализа документов. Кроме того, прямого указания на наличие такого соответствия в нормативных правовых актах нет.

Также следует отметить, что внесение в «Федеральную информационную систему обеспечения проведения государственной итоговой аттестации обучающихся . », а также размещение на сайте вуза недостоверных сведений -это само по себе нарушение.

Таким образом, эти показатели можно считать избыточными, поэтому они могут быть рекомендованы к исключению из перечня показателей мониторинга.

Содержательное дублирование наблюдается и по показате-

лям, характеризующим наличие на сайтах вузов информации о реализуемых образовательных программах.

Не совсем понятно, почему некоторые показатели, которые характеризуют полноту размещения на сайте образовательной организации установленной законодательством информации, перенесены в раздел 2 «Соблюдение требований законодательства в сфере образования в части выполнения лицензионных требований и условий».

Таким образом, если исключить из раздела 2 все показатели, не подкрепленные требованиями, установленными Положением о лицензировании образовательной деятельности, а также устранить дублирование по показателям, то целесообразно этот раздел упразднить, а оставшиеся показатели перераспределить.

В связи с этим желательным становится выделение новых направлений мониторинга, например, соблюдение требований законодательства в сфере образования и оценка качества высшего образования.

Следует обратить внимание и на источники сведений для определения показателей. Так, согласно приказу № 1085 для определения наличия педагогических работников, заключивших с лицензиатом трудовые договоры, используется информация с официальных сайтов. Но эта информация не является обязательной к размещению, а следовательно, может отсутствовать (что очень вероятно) на сайте вуза. И в таком случае без дополнительных запросов в образовательную организацию этот показатель не может быть определен.

Таким образом, анализ показателей мониторинга, утвержденный приказом № 1085, позволил сделать вывод о необходимости корректировки как в части устранения содержательного дублирования, так и в части исклю-

чения показателей, по которым отсутствуют нормативно утвержденные требования. Необходимо также пересмотреть и критически оценить возможность определения показателей с помощью указанных в приказе источников информации.

Показатели целесообразно распределить по следующим направлениям мониторинга:

1. Организация приемной кампании. Часть 1. Здесь осуществляется контроль размещения информации не позднее 1 октября, предшествующего отчетному, на официальном сайте вуза согласно порядку приема. Основной акцент делается на представлении на сайте правил приема на обучение.

2. Мониторинг обеспечения доступности получения высшего образования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья.

3. Организация приемной кампании. Часть 2. В рамках этого направления осуществляется контроль наличия на сайте информации о целевом приеме, местах в общежитиях и другой информации. Размещение информации регламентировано порядком приема. При мониторинге важно учесть и сроки представления данной информации на сайтах вузов - не позднее 1 июня текущего года.

4. Контроль полноты размещения на сайте образовательной организации установленной законодательством информации. Это направление соответствует аналогичному в приказе № 1085, только будет дополнено требованиями приказа № 785.

В частности, целесообразно добавить следующие показатели: наличие и полнота заполнения подразделов «Основные сведения», «Структура и органы управления образовательной организацией», «Документы», «Образование», «Образовательные стандарты», «Руководство. Пе-

дагогический (научно-педагогический) состав», «Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса», «Стипендии и иные виды материальной поддержки», «Платные образовательные услуги», «Финансово-хозяйственная деятельность», «Вакантные места для приема (перевода)».

5. Контроль качества организации образовательного процесса и качества образования.

Предлагается исключить параметры «Соблюдение требований законодательства в сфере образования в части выполнения лицензионных требований и условий», «Соблюдение требований федеральных государственных образовательных стандартов». Ввиду того, что показатели направлены на оценку соблюдения требований федеральных государственных образовательных стандартов, поэтому предусматривается проведение глубокого содержательного анализа документов. Такой анализ проводится в рамках аккредита-ционной экспертизы с привлечением специально подготовленных экспертов. Проведение такой содержательной экспертизы в рамках мониторинга в отношении всех участников невозможно.

Что же касается контроля соблюдения лицензионных требований и условий, то основанием для исключения этого параметра является:

- отсутствие в Положении о лицензировании нормативного закрепления базы сравнения. Например, показателя «Соответствие перечня реализуемых образовательных программ действующей лицензии на осуществление образовательной деятельности». Соответствующего лицензионного требования нет;

- дублирование отдельных показателей с параметром «Полнота размещения установленной законодательством информа-

ции». Это относится, например, к таким показателям: наличие программ практик, наличие календарных учебных графиков, где источником информации являются официальные сайты вузов.

При этом следует оставить ряд показателей, входивших в эти два параметра, для оценки качества организации образовательного процесса, а общий перечень дополнить новыми показателями: соблюдение требований по внесению и сроков внесения сведений в Федеральный реестр сведений о документах об образовании (основание - постановление Правительства Российской Федерации от 26 августа 2013 года № 729) [4].

Для формирования целостной картины качества обучения в вузах предлагается дополнительно использовать такой показатель, как доля дипломов с отличием в общем количестве выданных дипломов бакалавра, специалиста, магистра.

Как видим, с учетом предлагаемых корректив перечень показателей, утвержденных приказом № 1085, претерпевает существенные изменения (переструктурирование, исключение дублирования, дополнение), что позволит поэтапно осуществлять контроль соблюдения вузами требований законодательства, а также формировать представление о качестве обучения.

ПРОЦЕДУРА ПРОВЕДЕНИЯ

МОНИТОРИНГА ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

В приказе № 1085 эта процедура представлена в виде обобщенного перечня этапов без указания сроков и последовательности проведения оценочных (контрольных) мероприятий.

Рассмотрим возможный вариант декомпозиции процесса мониторинга на отдельные этапы.

Первые четыре этапа мониторинга представляют собой логически завершенные процессы

сбора, обработки, систематизации и анализа информации о соблюдении требований законодательства. На пятом этапе осуществляется контроль качества образования. Первый этап мониторинга предполагает сбор информации о соблюдении требований законодательства в части организации приемной кампании. На втором этапе анализируются сведения с официальных сайтов вузов о соблюдении требований законодательства в части обеспечения доступности получения высшего образования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья. Третий этап - это пролонгация контроля организации приемной кампании. На четвертом этапе мониторинга осуществляется сбор и анализ сведений о соблюдении требований законодательства в части информационной открытости. Пятый этап - это оценка уровня освоения основных образовательных программ, условий их реализации. На каж-

дом из перечисленных этапов выявляются нарушения и формируется список вузов-нарушителей. И, наконец, шестой этап мониторинга является заключительной фазой и предполагает систематизацию выявленных на всех этапах мониторинга нарушений требований законодательства, расчет рейтинга нарушений и формирование предложений по принятию управленческих решений по результатам мониторинга.

Следует обратить внимание, что процесс сбора сведений в рамках мониторинга достаточно трудоемкий, поэтому для повышения эффективности и соблюдения сроков проведения контрольных мероприятий целесообразно этот процесс автоматизировать. Эффективным инструментом, автоматизирующим отдельные подпроцессы мониторинга, может стать разработанная и апробированная в 2016 году Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки информационная система

для удаленного контроля (http:// spider.kartavuzov.ru). Система автоматизирует сбор информации для оценки полноты размещения на сайтах вузов установленной законодательством информации.

ВЫВОДЫ

Объективные замечания к составу и структуре показателей мониторинга, процедуре его проведения, произошедшие изменения в образовании и потребность в реализации профилактической функции мониторинга системы высшего образования обуславливают необходимость совершенствования методического и технологического обеспечения функционирования системы мониторинга образовательных организаций. Развитие системы мониторинга позволит осуществлять контроль (надзор) за деятельностью вузов в соответствии с четко регламентированными, законодательно закрепленными правилами размещения информации, ее сбора и анализа.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ЛИТЕРАТУРА

1. Постановление Правительства Российской Федерации от 05 августа 2013 года № 662 «Об осуществлении мониторинга системы образования». URL: https://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_150568 (дата обращения: 10. 02. 2017).

2. Постановление Правительства Российской Федерации от 10 июля 2013 года № 582 «Об утверждении Правил размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет и обновления информации об образовательной организации». URL: http://www.consultant.

ги/соп8/сд1/опИпе.сд1?гед=^с;Ьа8е=1_АШ;п=187784#0 (дата обращения: 10. 02. 2017).

Постановление Правительства Российской Федерации от 31 августа 2013 года № 755 «О федеральной информационной системе обеспечения проведения государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования, и приема граждан в образовательные организации для получения среднего профессионального и высшего образования и региональных информационных системах обеспечения

проведения государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования». URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online. cgi?req=doc;base=LAW;n=151284#0 (дата обращения: 10. 02. 2017).

4. Постановление Правительства Российской Федерации от 26 августа 2013 года № 729 «О федеральной информационной системе «Федеральный реестр сведений о документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении». URL: http://www.consultant. ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=207249#0 (дата обращения: 10.02.2017).

5. Приказ Рособрнадзора от 14 июля 2014 года № 1085 «Об утверждении показателей и процедуры проведения мониторинга системы высшего образования Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки». URL: http://obrnadzor.gov.ru/common/upload/doc_list/1085. pdf (дата обращения: 10. 02. 2017).

6. Приказ Рособрнадзора от 29 мая 2014года № 785 «Об утверждении требований к структуре официального сайта образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет и формату представления на нем информации». URL: http://obrnadzor. gov.ru/common/upload/doc_list/prikaz_785.pdf (дата обращения: 10.02.2017).

7. Приказ Минобрнауки России от 19 декабря 2013года № 1367 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования - программам

бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры». URL: https://rg.ru/2014/03/12/obr-dok. htm (дата обращения: 10.02.2017).

8. Приказ Минобрнауки России от 19 ноября 2013 года № 1259 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре)». URL: https:// rg.ru/2014/02/12/minobrnauki2-dok.html (дата обращения: 10. 02. 2017).

9. Приказ Минобрнауки России от 19 ноября 2013 года № 1258 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования - программам ординатуры». URL: https://rg.ru/2014/02/12/ minobrnauki-dok.html (дата обращения: 10. 02. 2017).

10. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 октября 2015 года № 1147 «Об утверждении порядка приема на обучение по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры на 2016/17 учебный год». URL: https://rg.ru/2015/11/16/obr-dok.html (дата обращения: 10.02. 2017).

11. Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273 «Об образовании в Российской Федерации». URL: https:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174 (дата обращения: 10. 02. 2017).

LITERATURA

1. Postanovlenie Pravitel'stva Rossiiskoi Federacii ot 05 avgusta 2013 goda № 662 «Ob osushestvlenii monitoring sistemy obrazovanija». URL: https://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_150568 (data obrashenija: 10. 02. 2017).

2. Postanovlenie Pravitel'stva Rossiiskoi Federacii ot 10 iyulja 2013 goda № 582 «Ob utverzhdenii Pravil razmeshenija na oficial'nom saite obrazovatel'noi organizacii v informacionno-telekommunikacionnoi seti Internet i obnovlenija informacii ob obrazovatel'noi organizacii». URL: http://www.consultant. ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=187784#0 (data obrashenija: 10. 02. 2017).

3. Postanovlenie Pravitel'stva Rossiiskoi Federacii ot 31 avgusta 2013 goda № 755 «O federal'noi informacionnoi sisteme obespechenija provedenija gosudarstvennoi itogovoi attestacii obuchayushihsja, osvoivshih osnovnye obrazovatel'nye programmy osnovnogo obshego i srednego obshego obrazovanija, i priema grazhdan v obrazovatel'nye organizacii dlja poluchenija srednego professional'nogo i vysshego obrazovanija i regional'nyh informacionnyh sistemah obespechenija provedenija gosudarstvennoi itogovoi attestacii obuchayushihsja, osvoivshih osnovnye obrazovatel'nye programmy osnovnogo obshego i srednego obshego obrazovanija». URL: http://www.consultant.ru/ cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n = 151284#0 (data obrashenija: 10. 02. 2017).

4. Postanovlenie Pravitel'stvaRossiiskoiFederacii ot26 avgusta2013 goda № 729 «O federal'noi informacionnoi sisteme «Federal'nyi reestr svedenii o dokumentah ob obrazovanii i (ili) o kvalifikacii, dokumentah ob obuchenii». URL: http://www.consultant.ru/ cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=207249#0 (data obrashenija: 10.02.2017).

5. Prikaz Rosobrnadzora ot 14 iyulja 2014 goda № 1085 «Ob utverzhdenii pokazatelei i procedury provedenija monitoringa sistemy vysshego obrazovanija Federal'noi sluzhboi po nadzoru v sfere obrazovanija i nauki». URL: http://obrnadzor.gov.ru/common/upload/doc_list/1085. pdf (data obrashenija: 10. 02. 2017).

6. Prikaz Rosobrnadzora ot 29 maja 2014goda № 785

«Ob utverzhdenii trebovanii k strukture oficial'nogo saita obrazovatel'noi organizacii v informacionno-telekommunikacionnoi seti Internet i formatu predstavlenija na nem informacii». URL: http://obrnadzor.gov.ru/common/ upload/doc_list/prikaz_785.pdf (data obrashenija: 10.02.2017).

7. Prikaz Minobrnauki Rossii ot 19 dekabrja 2013goda № 1367 «Ob utverzhdenii Porjadka organizacii i osushestvlenija obrazovatel'noi dejatel'nosti po obrazovatel'nym programmam vysshego obrazovanija - programmam bakalavriata, programmam specialiteta, programmam magistratury». URL: https://rg.ru/2014/03/12/obr-dok.htm (data obrashenija: 10.02.2017).

8. Prikaz Minobrnauki Rossii ot 19 nojabrja 2013 goda № 1259 «Ob utverzhdenii Porjadka organizacii i osushestvlenija obrazovatel'noi dejatel'nosti po obrazovatel'nym programmam vysshego obrazovanija programmam podgotovki nauchno-pedagogicheskih kadrov v aspiranture (ad''yunkture)». URL: https://rg.ru/2014/02/12/ minobrnauki2-dok.html (data obrashenija: 10. 02. 2017).

9. Prikaz Minobrnauki Rossii ot 19 nojabrja 2013 goda № 1258 «Ob utverzhdenii Porjadka organizacii i osushestvlenija obrazovatel'noi dejatel'nosti po obrazovatel'nym programmam vysshego obrazovanija - programmam ordinatury». URL: https://rg.ru/2014/02/12/minobrnauki-dok.html (data obrashenija: 10. 02. 2017).

10. Prikaz Ministerstva obrazovanija i nauki Rossiiskoi Federacii ot 14 oktjabrja 2015 goda № 1147 «Ob utverzhdenii porjadka priema na obuchenie po obrazovatel'nym programmam vysshego obrazovanija - programmam bakalavriata, programmam specialiteta, programmam magistratury na 2016/17 uchebnyi god». URL: https:// rg.ru/2015/11/16/obr-dok.html (data obrashenija: 10.02. 2017).

11. Federal'nyi zakon ot 29 dekabrja 2012 goda № 273 «Ob obrazovanii v Rossiiskoi Federacii». URL: https://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174(data obrashenija: 10. 02. 2017).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.