Научная статья на тему 'Модернизация высшего образования в России: социологическийи социально-психологический анализ некоторых аспектов российского законодательства'

Модернизация высшего образования в России: социологическийи социально-психологический анализ некоторых аспектов российского законодательства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
39
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕРНИЗАЦИЯ / MODERNIZATION / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / HIGHER EDUCATION / ОПТИМИЗАЦИЯ / OPTIMIZATION / АНАЛИЗ / ANALYSIS / ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / LEGISLATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Климова Елена Константиновна, Чернышева Татьяна Евгеньевна

Представлен анализ некоторых аспектов российского законодательства, касающихся модернизации высшего образования. Рассматриваются социально-психологические последствия внедрения Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» для развития высшего образования.The sociological and social-psychological analysis of some aspects of the Russian legislation concerning modernization of the higher education is described in the article. Socialpsychological consequences of introduction of the new law «On Education in Russian Federation» for development of higher education are considered.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Климова Елена Константиновна, Чернышева Татьяна Евгеньевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Модернизация высшего образования в России: социологическийи социально-психологический анализ некоторых аспектов российского законодательства»

УДК 378.1

Е.К. Климова,

Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского Т.Е. Чернышева,

Калужский филиал Московского государственного технического университета им. Н.Э. Баумана

Модернизация высшего образования в России: социологический и социально-психологический анализ некоторых аспектов российского законодательства

Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского

Модернизация образования -это «комплексное, всестороннее обновление всех звеньев образовательной системы и всех сфер образовательной деятельности в соответствии с требованиями современной жизни при сохранении и умножении лучших традиций отечественного образования» [4].

С присоединением к Болон-скому процессу основной целью модернизации высшего образования в России стала его европеизация - приобщение к европейским ценностям и стандартам в области образования. Анализ процесса внедрения европейской системы образования пока-

зал, что не все ее элементы вписываются в отечественную систему образования. Например, западное профессиональное образование не предусматривает начальную ступень. Начавшаяся ликвидация отечественного начального профессионального образования привела к пробелам в

© Климова Е.К., Чернышева ТЕ., 2015

ЕЛЕНА

КОНСТАНТИНОВНА КЛИМОВА

кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии развития и образования Калужского государственного университета им. К.Э. Циолковского. Сфера научных интересов: нормативная структура и успешность профессиональной деятельности, психология предпринимательской деятельности, психологические тренинги личностного и профессионального развития, социально-психологическая адаптация студентов. Автор более 50 публикаций

ТАТЬЯНА ЕВГЕНЬЕВНА ЧЕРНЫШЕВА

кандидат социологических наук, доцент кафедры философии и политологии Калужского филиала Московского государственного технического университета им. Н.Э. Баумана. Сфера научных интересов: социология высшего образования. Автор более 60 публикаций

Представлен анализ некоторых аспектов российского законодательства, касающихся модернизации высшего образования. Рассматриваются социально-психологические последствия внедрения Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» для развития высшего образования.

Ключевые слова: модернизация, высшее образование, оптимизация, анализ, законодательство.

The sociological and social-psychological analysis of some aspects of the Russian legislation concerning modernization of the higher education is described in the article. Social-psychological consequences of introduction of the new law «On Education in Russian Federation» for development of higher education are considered. Key words: modernization, higher education, optimization, analysis, legislation.

обеспечении непрерывности системы российского профессионального образования, дефициту рабочих специальностей и нехватке квалифицированных рабочих кадров на рынке труда.

Модернизация коснулась и документов, регламентирующих образовательную деятельность. Финансовые, правовые, социальные и другие отношения в области высшего образования до 1 сентября 2013 года регулировались Законом Российской Федерации от 10 июля 1992 года № 3266-1 «Об образовании» и Федеральным законом от 22 августа 1996 года № 125 «О высшем и послевузовском профессиональном образовании».

С целью модернизации образования в России были приняты Федеральный закон Российской Федерации от 8 мая 2010 года № 83 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений», Фе-

деральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 года № 273 «Об образовании в Российской Федерации», распоряжение Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2012 года № 2620-р о плане мероприятий («дорожной карте») «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки» (уже утратившее силу), распоряжение Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2014 года № 722-р об утверждении плана мероприятий («дорожной карты») «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки» и др.

Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» был принят для интеграции документов, регулирующих всевозможные отношения в области образования, согласования их с бюджетным, налоговым и трудовым кодексами.

Проведем сравнительный анализ некоторых положений нового закона об образовании, касающихся модернизации высшего образования, и предыдущих законодательных документов.

Утративший силу Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании» содержал ст. 40 «Государственные гарантии приоритетности образования». Она гласит:

1. Основой государственных гарантий получения гражданами Российской Федерации образования в пределах государственных образовательных стандартов является государственное и (или) муниципальное финансирование образования.

2. Государство гарантирует ежегодное выделение финансовых средств на нужды образования в размере не менее 10% национального дохода, а также защищенность соответствующих расходных статей федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов. Размеры и нормативы финансирования образовательных учреждений ежеквартально подлежат индексации в соответствии с темпами инфляции.

Доля расходов на финансирование высшего профессионального образования не может составлять менее 3% расходной части федерального бюджета. При этом за счет средств федерального бюджета финансируется обучение в государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования не менее 170 студентов на каждые 10 тыс. человек, проживающих в Российской Федерации»[6].

Анализ действующего Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» показал, что в нем есть статья о государственных гарантиях реализации права на образование в Российской Федерации. Пункт 4 ст. 5 Закона утверждает, что в

«Российской Федерации реализация права каждого человека на образование обеспечивается путем создания федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления соответствующих социально-экономических условий для его получения, расширения возможностей удовлетворять потребности человека в получении образования разного уровня и различной направленности в течение всей жизни» [7]. Однако это положение не подкрепляется нормами, предусматривающими ежегодное выделение финансовых средств из бюджета страны на нужды образования для гарантированной защищенности «соответствующих расходных статей федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов», нормами доли «расходов на финансирование высшего профессионального образования».

Отсутствие нормативов бюджетного финансирования в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» приводит к систематическому недофинансированию этой сферы и ежегодному сокращению бюджетного финансирования образования. В 2011 году газета «Аргументы и факты» опубликовала информацию о планируемой доле расходов федерального бюджета на образование на 2011-2014 годы (в % к валовому внутреннему продукту). В 2011-2012 годах она должна была равняться 1,2%. К 2013 году ее планировалось сократить до 1,1%, а к 2014 году - до 1% [1]. В Федеральном законе от 3 декабря 2012 года № 216 «О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов» зафиксировано очередное сокращение: по отношению к объему валового внутреннего продукта доля расходов на обра-

зование снижена с 1% в 2013 году до 0,8% в 2014 году, и до 0,7% в 2015 [11].

Ежегодное произвольное сокращение бюджетного финансирования высшего образования стало возможным благодаря исключению из закона Российской Федерации нормы доли расходов федерального бюджета на финансирование высшего профессионального образования. Как уже было отмечено ранее, согласно ст. 40 Закона Российской Федерации «Об образовании» доля расходов на финансирование высшего профессионального образования не могла составлять «менее 3% расходной части федерального бюджета» [6].

Анализ показал, что в новом законе изменилась и норма финансирования государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования за счет средств федерального бюджета. В утратившем силу Законе «Об образовании» норма финансирования за счет средств федерального бюджета устанавливалась из расчета «не менее 170 студентов на каждые 10 тыс. человек», а в действующем Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» контрольные цифры приема на обучение за счет бюджетных ассигнований планируются из расчета «не менее чем 800 студентов на каждые 10 тыс. человек в возрасте от семнадцати до тридцати лет» (п. 2 ст. 100) [6,7].

Внесенные в Закон возрастные ограничения, используемые при расчете норматива контрольных цифр приема на обучение, не соответствуют содержанию статей Конституции Российской Федерации, утверждающих, что «каждый человек вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии» (п. 3 ст. 43), «го-

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»

сударство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств» (п. 2 ст. 19) [3].

Пункт 2 ст. 100 ФЗ-273 о возрастном ограничении на получение бесплатного высшего образования также не соответствует содержанию п. 1.8 ст. 3, где говорится об «обеспечении права на образование в течение всей жизни в соответствии с потребностями личности», и п. 4 ст. 5 о создании социально-экономических условий для реализации права каждого человека на образование.

В период демографической «ямы» возрастной группы от 17 до 30 лет суммирующий эффект законодательного закрепления возрастных ограничений бюджетного финансирования высшего образования (п. 2 ст. 100) и опти-

10000 9000 8000 7000 6000 5000 4000 3000

Число дошкольных образовательных учреждений, дес. Численность детей в дошкольных образовательных учреждениях, тыс. человек

1960 1980 1990 1995 2000 2005 2010 2011

Рис. 1. Соотношение числа дошкольных образовательных учреждений и численности детей в них

2012 Год

а 1200

же

I 1000 уч

хы 800

н

леь 600 т

аов 400 з

рба 200 о

I 0

ё 1995/96 2000/01 2005/06 2006/07 2007/08 2008/09 2009/10 2010/11 2011/12 2012/13

Учебный год

Число всех образовательных учреждений высшего профессионального образования Число государственных и муниципальных образовательных учреждений высшего профессионального образования

Число негосударственных образовательных учреждений высшего профессионального образования

Рис. 2. Соотношение числа всех государственных, муниципальных и негосударственных образовательных учреждений высшего профессионального образования

Таблица 1

Основные количественные характеристики системы высшего образования

Единица измерения 2013 год 2014 год 2015 год 2016 год 2017 год 2018 год

Численность молодежи в возрасте 17 - 25 лет (не включая 25 лет) тыс. человек 15 341 14 285 13 261 12 333 11 642 11 228

Численность обучающихся по программам высшего образования тыс. человек 5646,7 5258 4881,3 4539,4 4285,2 4132,7

Численность студентов, обучающихся по образовательным программам высшего образования, в расчете на одного работника профессорско-преподавательского состава человек 10,2 10,5 10,7 11,1 11,6 12

мизации государственных учреждений ради экономии бюджетных средств (действие Федерального закона от 8 мая 2010 года № 83 и «дорожной карты» образования) приведет к закрытию большинства вузов.

Эту тенденцию мы уже наблюдали на примере детских садов. Почти половина детских дошкольных учреждений страны (49,6%) была безвозвратно утрачена во время демографического кризиса рождаемости в России. По данным Федеральной службы государственной статистики [8], с 1990 года по 2012 год число дошкольных образовательных организаций уменьшилось с 87 900 до 44 300, т.е. было закрыто 43 600 дошкольных учреждений. Проблема усугубилась еще и тем, что при увеличении рождаемости в стране дошкольные учреждения продолжали закрываться (рис. 1).

Такая тенденция вероятна и для высшего профессионального образования. По данным Федеральной службы государственной статистики, с 2008/2009 учебного года по 2012/2013 учебный год число образовательных учреждений высшего профессионального образования уменьшилось с 1134 до 1046, т.е. было закрыто 88 вузов (рис. 2) [8].

По данным Росстата, уменьшается и число обучающихся по программам высшего образования. Если в 2005/2006 учебном году в вузах обучалось 7064,6 тыс. студентов, то в 2012/2013 учебном году число студентов сократилось до 6073,9 тыс. человек [8].

Анализ «дорожной карты» образования показывает, что Правительство Российской Федерации запланировало дальнейшее снижение численности обучающихся по программам высшего образования: с 5646,7 тыс. человек (в 2013 году) до 4132,7 тыс. человек (в 2018 году), мотивируя это решение снижением числен-

Рис. 3. Прогнозная численность молодежи 18 лет с 2005 по 2030 год Примечание. Прогнозное число молодежи рассчитано путем прибавления 18-летних к числу новорожденных по данным Росстата [12]

ности молодежи в возрасте от 17 до 25 лет (не включая 25 лет) (табл. 1) [10].

Остается неясным, на каком основании в качестве критерия сокращения числа бюджетных мест берется численность молодежи в возрасте от 17 до 24 лет (включительно). Также неясно, как это согласуется с данными Росстата, согласно которым с 2000 года зафиксировано увеличение численности новорожденных в России [12], т.е. с 2019 года прогнозируется ежегодное увеличение числа молодых людей в возрасте 18 лет (рис. 3), а также увеличение численности населения страны в целом.

Рассмотрим еще один документ, касающийся модернизации высшего образования России. В документе «Основные направления бюджетной политики на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов» запланированы следующие структурные реформы в сфере образования:

- оптимизация числа образовательных организаций, получающих ассигнования из средств федерального бюджета (в частности, путем реорганизации и присоединения организаций и их филиалов), с учетом результатов ежегодного мониторинга эффективности вузов;

- изменение подходов к финансированию и оценке деятельности образовательных организаций (плановый переход на нормативное подушевое финансирование на основе базового отраслевого перечня услуг с 2016 года);

- изменение соотношения числа обучающихся и численности профессорско-преподавательского состава вузов (с уровня 10,5:1 в 2014 году до уровня 11,6:1 в 2017 году, и 12:1 в 2018 году);

- перевод основных категорий работников отрасли на эффективный контракт;

- сбалансированное снижение контрольных цифр приема в вузы (в частности, численность студентов, обучающихся за счет средств федерального бюджета, в 2015 году снизится на 2,8% по сравнению с 2014 годом) на фоне общего снижения численности обучающихся по программам высшего образования (с 5258 тыс. человек в 2014 году до 4285 тыс. человек в 2017 году) [9].

Анализ положений документа «Основные направления бюджетной политики на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов», касающихся модернизации высшего образования, показывает, что в нем, как и в «дорожной карте» образования, запланированы:

оптимизация (сокращение) числа вузов, сокращение профессорско-преподавательского состава, снижение контрольных цифр приема в вузы и др.

В рассматриваемом документе, как и в «дорожной карте», в качестве критерия изменения демографической ситуации состояния отрасли на 2017-2018 годы была взята прогнозная численность молодежи возрастной категории 17-24 года. При этом принималось во внимание влияние фактора изменения демографической ситуации на состояние отрасли на 2017-2018 годы (в частности, снижение прогнозной численности молодежи в возрастной категории 17-24 года с 14 285 тыс. человек в 2014 году до 11 642 тыс. человек в 2017 году, т.е. на 18,5%) [9].

Применение прогнозной численности молодежи этой возрастной категории при расчете контрольных цифр приема в вузы не соответствует п. 2 ст. 100 ФЗ-273, определяющего нормы контрольных цифр приема в вузы для категории обучающихся в возрасте от 17 до 30 лет [12], не согласуется с Конституцией Российской Федерации, согласно которой каждый гражданин имеет право на образование в течение всей жизни [3].

Представляется, что выбор периода демографической «ямы» молодежи (2013-2018 годы) в качестве критерия сокращения бюджетных мест в вузах стратегически не обоснован. Сокращение контрольных цифр приема в высшие профессиональные заведения приведет к незначительному высвобождению бюджетных средств за счет их закрытия. Это также может повлечь за собой проблему нехватки мест в вузах для обеспечения конституционного права граждан на получение высшего образования.

Подобная тенденция уже наблюдалась в России относительно первой ступени образования. В частности, массовое закрытие

Таблица 2

Число студентов в расчете на одного преподавателя в сфере высшего образования

Распоряжение Правительства Российской Федерации Единица измерения 2012 год 2014 год 2016 год 2018 год

О плане мероприятий («дорожной карте») от 30 декабря 2012 года Число студентов в расчете на одного преподавателя человек 9,4 9,9 11 12

План мероприятий («дорожная карта») от 30 апреля 2014 года Численность студентов, обучающихся по образовательным программам высшего образования, в расчете на одного работника профессорско-преподавательского состава человек 10,5 11,1 12

дошкольных образовательных организаций и недостаток средств на строительство новых привели к тому, что в 2011 году 1,7 млн детей в стране не имели возможности посещать дошкольные образовательные учреждения из-за нехватки в них мест[11].

Проблема недостаточности числа вузов может стать реальностью и для высшего профессионального образования. В результате нехватки вузов появится молодежь, лишенная возможности получать высшее профессиональное образование и развиваться в течение всей жизни. Это приведет к возрастанию социальной и психологической нестабильности в стране, нехватке высококвалифицированных кадров.

Закрытие вузов повлечет за собой не только утрату материально-технической базы, но и сокращение профессорско-преподавательского состава.

В действующей «дорожной карте», как и в документе «Основные направления бюджетной политики на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов», запланировано увеличение численности студентов на одного работника профессорско-преподавательского со-

става с 10,5 человека (2014 год) до 12 человек (к 2018 году) [10, 9].

Сравнительный анализ «дорожных карт» (ныне действующей - 2014 год и уже утратившей силу - 2012 год) показывает, что в «дорожной карте» 2014 года по сравнению с предыдущей имеется тенденция к увеличению числа обучающихся на одного педагогического работника в сфере высшего образования (табл. 2) [10, 5]. Если в «дорожной карте» 2012 года число студентов на одного преподавателя к 2014 году предполагалось довести до 9,4 человека, то в ныне действующей «дорожной карте» это число равно 10,5 студента на одного преподавателя. Для сравнения: нагрузка на работника профессорско-преподавательского состава высшей школы в 1992 году составляла 7 студентов на одного преподавателя.

Увеличение числа обучающихся на одного работника образования приводит к увеличению числа обучающихся в группах, росту нагрузки на педагога, ухудшению качества образования, сокращению педагогических работников, т.е. противоречит принципу оптимизации - улучшению одних показателей при условии, чтобы другие

не ухудшались (оптимальность по Парето).

В стратегическом масштабе эта мера приведет к снижению профессорско-преподавательского потенциала страны. Период подготовки доктора наук, профессора составляет более 10 лет: 4 года занимает бакалавриат, 2 года - магистратура, 3 года - аспирантура, 1-2 года -время для публикации научных трудов и получения звания доцента, 3 года - докторантура, 1-2 года время для публикации научных трудов и получения звания профессора.

Таким образом, реализация мероприятий по модернизации высшего профессионального образования, с одной стороны, может способствовать краткосрочному высвобождению бюджетных средств за счет закрытия или слияния высших профессиональных заведений, а с другой - создаст предпосылки к нехватке мест в вузах для обеспечения потребностей людей в профессиональном обучении и повышении квалификации, снижению качества высшего образования, нехватке высококвалифицированных кадров и научно-технической стагнации России.

ЛИТЕРАТУРА

1. Аргументы и факты. 2011. № 30.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Закон от 3 декабря 2012 года № 216 «О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов» // Собрание законодательства Российской Федерации. 10.12.2012. № 50 (ч. 1). Ст. 6939 (прил.1-5,7). Собрание законодательства Российской Федерации. 10.12.2012, № 50 (ч. 2). Ст. 6939 (прил. 7, 10). Собрание законодательства Российской Федерации. 10.12.2012. № 50 (ч. 3). Ст. 6939 (прил. 10, 13, 15). Собрание законодательства Российской Федерации. 10.12.2012. № 50 (ч. 4). Ст. 6939 (прил. 15, 19, 22, 25, 26, 31, 32, 35-37, 3944).

3. Конституция Российской Федерации. М.: Ось-89, 2013.

4. Модернизация российского образования: документы и материалы / ред. Э.Д. Днепров. М.: ГУ ВШЭ, 2002.

5. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2012 года № 2620-р о плане мероприятий («дорожной карте») «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки» // Российская газета. 2012. 31 дек. № 5976.

6. Федеральный закон Российской Федерации от 10 июля 1992 года № 3266-1. г. Москва «Об образовании» // Российская газета. 1992. 31 июля. № 172.

7. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г № 273 «Об образовании в Российской Федерации» // Российская газета. 2012. 31 дек. № 5976.

8. Дошкольные образовательные учреждения // Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. URL: http://www.gks.ru/free_doc/new_ site/population/obraz/d-obr1 .html (дата обращения: 20.02.2015).

9. Основные направления бюджетной политики на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов // Официальный сайт компании «Консультант Плюс». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ law_165592/?frame=12 (дата обращения: 09.03.2015).

10. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2014 года № 722-р об утверждении плана мероприятий («дорожной карты») «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки» // Российская газета: интернет-портал. 2014. 8 мая. URL: http://www. rg.ru/2014/05/08/nauka-site-dok.html (дата обращения: 05.03.2015).

11. РИА «Новости»: интернет-портал. 8.11.2011. URL: www. gzt.ru/topnews/education/-ocheredj-v-detskie-sady-dostigaet-17-mln-chelovek-/336975.html (дата обращения: 08.11.2011).

12. Российский статистический ежегодник // Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/ rosstat_main/rosstat/ru/statistics/publications/catalog/ doc_1135087342078 (дата обращения: 27.02.2015).

LITERATURE

1. Argumenty i fakty. 2011. № 30.

2. Zakon ot 3 dekabrja 2012 goda № 216 «O federal'nom byudzhete na 2013 god i na planovyi period 2014 i 2015 godov» // Sobranie zakonodatel'stva Rossiiskoi Federacii. 10.12.2012. № 50 (ch. 1). St. 6939 (pril.1-5,7). Sobranie zakonodatel'stva Rossiiskoi Federacii. 10.12.2012, № 50 (ch. 2). St. 6939 (pril. 7,10). Sobranie zakonodatel'stva Rossiiskoi Federacii. 10.12.2012. № 50 (ch. 3). St. 6939 (pril. 10, 13, 15). Sobranie zakonodatel'stva Rossiiskoi Federacii. 10.12.2012. № 50 (ch. 4). St. 6939 (pril. 15, 19, 22, 25, 26, 31, 32, 35-37, 39-44).

3. Konstitucija Rossiiskoi Federacii. M.: Os'-89, 2013.

4. Modernizacija rossiiskogo obrazovanija: dokumenty i materialy / red. Ye.D. Dneprov. M.: GU VSHYe, 2002.

5. Rasporjazhenie Pravitel'stva Rossiiskoi Federacii ot 30 dekabrja 2012 goda № 2620-r o plane meroprijatii («dorozhnoi karte») «Izmenenija v otrasljah social'noi sfery, napravlennye na povyshenie yeffektivnosti obrazovanija i nauki» // Rossiiskaja gazeta. 2012. 31 dek. № 5976.

6. Federal'nyi zakon Rossiiskoi Federacii ot 10 iyulja 1992 goda № 3266-1. g. Moskva «Ob obrazovanii» // Rossiiskaja gazeta. 1992. 31 iyulja. № 172.

7. Federal'nyi zakon Rossiiskoi Federacii ot 29 dekabrja 2012 g. № 273 «Ob obrazovanii v Rossiiskoi Federacii» // Rossiiskaja gazeta. 2012. 31 dek. № 5976.

8. Doshkol'nye obrazovatel'nye uchrezhdenija // Oficial'nyi sait Federal'noi sluzhby gosudarstvennoi statistiki. URL: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/population/obraz/d-obr1.html (data obrashenija: 20.02.2015).

9. Osnovnye napravlenija byudzhetnoi politiki na 2015 god i na planovyi period 2016 i 2017 godov. Oficial'nyi sait kompanii «Konsul'tantPlyus». URL: http://www.consultant. ru/document/cons_doc_law_165592/?frame=12 (data obrashenija: 09.03.2015).

10. Rasporjazhenie Pravitel'stva Rossiiskoi Federacii ot 30 aprelja 2014 goda № 722-r ob utverzhdenii plana meroprijatii («dorozhnoj karty») «Izmenenija v otrasljah social'noi sfery, napravlennye na povyshenie yeffektivnosti obrazovanija i nauki» // Rossiiskaja gazeta: internet-portal. 2014. 8 maja. URL: http://www.rg.ru/2014/05/08/nauka-site-dok.html (data obrashenija: 05.03.2015).

11. RIA «Novosti»: internet-portal. 08.11.2011. URL: www. gzt.ru/topnews/education/-ocheredj-v-detskie-sady-dostigaet-17-mln-chelovek-/336975.html (data obrashenija: 08.11.2011).

12. Rossiiskii statisticheskii ezhegodnik // Oficial'nyi sait Federal'noi sluzhby gosudarstvennoi statistiki. URL: http:// www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ ru/statistics/publications/catalog/doc_1135087342078 (data obrashenija: 27.02.2015).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.