Научная статья на тему 'Некоторые аспекты современного состояния экономики образования и их взаимосвязь с факторами занятости'

Некоторые аспекты современного состояния экономики образования и их взаимосвязь с факторами занятости Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
149
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИКА ОБРАЗОВАНИЯ / ФИНАНСИРОВАНИЕ / ЧИСЛЕННОСТЬ СТУДЕНТОВ / ВЫСШЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЗАНЯТОСТЬ / БЕЗРАБОТИЦА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Майорова Любовь Николаевна

В статье представлены результаты исследования деятельности образовательных организаций в РФ, структуры их финансирования, численности студентов СПО и ВПО, а также положения населения РФ с высшим образованием с точки зрения занятости и безработицы

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article presents the results of a study of educational organizations in the Russian Federation, the structure of their funding, the number of students of the ACT and HPE, and the situation of the Russian population with higher education in terms of employment and unemployment.

Текст научной работы на тему «Некоторые аспекты современного состояния экономики образования и их взаимосвязь с факторами занятости»

- гуманные системы найма и увольнения;

- совершенствование процедур опережения и изменения области труда [8].

Характеризуя основные направления гибкости рынка труда, отмечаем, что реорганизация рабочего времени представляет собой:

- внедрение в производство гибких режимов труда, направленных на полное использование производственных местностей или приспосабливание к сезонным колебаниям спроса;

- сокращение рабочего времени и ограничение сверхурочных работ.

Нестандартные формы занятости характеризуются как:

- занятость неполного рабочего времени;

- временные работы и работы на принципах субподряда со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Совершенствование системы оплаты труда, заключающиеся в прекращении индексации; введение двухступенчатой шкалы заработной платы; снижение установленного уровня минимальной заработной платы или отмена его, в том числе для отдельных категорий работников[8].

Миграция населения оказывает существенное влияние на рынок труда. Одна из важных функций миграционного прироста- это демографический аспект: частичная компенсация естественной убыли населения. Но в действительности эта функция реализуется не в полной мере, поскольку на рынке труда присутствуют нелегальные мигранты, которые на сегодняшний момент формируют большую часть экономически активного населения. Их труд в основном нацелен на такие сферы деятельности как: торговля, строительство, сельское хозяйство. Такая структура рынка труда имеет двойственный характер. Положительный аспект - это создание дополнительного количества рабочих мест в малом и среднем бизнесе и заполнение непопулярных среди российских граждан вакансий. Отрицательный аспект - формирование теневой. Эта проблема требует формирования комплексных мер по регулированию российского рынка труда при соблюдении интересов российских работников и специфики национальной экономики.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Одегов Ю.Г. Экономика труда: учебник // Ю.Г. Одегов, Г.Г. Руденко. - М.: ВолтерсКлувер, 2011.

2. Электронный словарь [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. - Режим доступа: http://dic.academic.ru/

3. Кадровое агентство [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. - Режим доступа: http://www.kenyservices.ru7

4. Информационный сайт Студопедия.Орг [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. - Режим доступа: http:// studopedia. org/

5. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. - Режим доступа: http://www.gks.ru.

6. Официальный портал Правительства Ростовской области [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. - Режим доступа: http://www.donland.ru.

7. Управление Федеральной миграционной службы по Ростовской области [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. - Режим доступа: http://www.fms-rostov.ru/

8. Вукович, Г.Г. Рынок труда: учеб. пособие / Г.Г. Вукович, И.В. Гелета. - Ростов н/Д.: Феникс, 2013.

УДК 338.4 ББК 65.49

Л.Н. Майорова

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ ЭКОНОМИКИ ОБРАЗОВАНИЯ И ИХ ВЗАИМОСВЯЗЬ С ФАКТОРАМИ ЗАНЯТОСТИ

Аннотация. В статье представлены результаты исследования деятельности образовательных организаций в РФ, структуры их финансирования, численности студентов СПО и ВПО, а также положения населения РФ с высшим образованием с точки зрения занятости и безработицы.

Ключевые слова: экономика образования, финансирование, численность студентов, высшее профессиональное образование, занятость, безработица.

L.N. Mayorova

SOME ASPECTS OF THE CURRENT STATE OF ECONOMICS EDUCATION AND THEIR RELATIONSHIP FACTORS EMPLOYMENT

Abstract. The article presents the results of a study of educational organizations in the Russian Federation, the structure of their funding, the number of students of the ACT and HPE, and the situation of the Russian population with higher education in terms of employment and unemployment.

Key words: economics of education funding, the number of students, higher education, employment, unemployment.

Современное развитие российской экономики не возможно без поступательного развития системы образования. Уровень образования населения выступает одним из главных показателей благосостояния народа страны.

Проведенные исследования показали прямую зависимость между темпами экономического роста и уровнем образованности населения. Было установлено, что увеличение ассигнований на образование на 1 % ведет к росту валового внутреннего продукта страны на 0,35 %. Кроме того, по некоторым оценкам, в развитых странах повышение продолжительности образования на 1 год ведет к увеличению ВВП на 5-15 % [2, 12].

Изучение влияния образования на экономический рост было проведено также в странах ЕС. В результате получены убедительные доказательства того, что увеличение уровня образования повышает макроэкономическую производительность. В частности данные исследования показали, что:

1) увеличение набора в среднюю школу на 1 % ведет к увеличению ВВП на душу населения в размере от 1 до 3 % ежегодно;

2) увеличение среднего статического образования на один год поднимает производство продукции на душу населения на 6 %;

3) ежегодный прирост человеческого капитала на 1 % в высшем образовании обеспечивает увеличение темпа роста ВВП на душу населения на 5,9 % [2, 13].

Экономика образования, это одно из новых направлений для современных исследователей. Как некоторые из направлений, оно включает в себя изучение взаимной зависимости и влияния экономических, демографических и социальных факторов. В нашем исследовании мы остановимся: на количественных характеристиках деятельности образовательных организаций и структуре их финансирования, на изменении численности студентов СПО и ВПО, а также проведем ретроспективный анализ положения населения РФ с высшим образованием с точки зрения занятости и безработицы.

Для характеристики деятельности образовательных организаций и анализа их изменения мы определили временной период с 2005 по 2014 год (табл. 1). Посмотрим, какие основные изменения характеризовали промежуточные интервалы рассматриваемого периода.

В 2005 году в стране продолжалось реформирование системы образования, уменьшилось число государственных дневных общеобразовательных учреждений, что в определенной степени связано с сокращением численности детей школьного возраста (среднегодовая численность детей в возрасте 7-17 лет уменьшилась на 6,4 % к предыдущему году) и некоторым ростом сети негосударственных дневных общеобразовательных учреждений и негосударственных высших учебных заведений.

В этом же году, аттестат об основном общем образовании получили 1,9 млн. юношей и девушек (90,8 % к уровню 2004 г.), о среднем (полном) общем образовании - 1,3 млн. человек (94,1 %). Таким образом, отмечалось снижение количества выпускников школ, что повлекло снижение численности абитуриентов в СПО и ВПО.

Прием в средние профессиональные учебные заведения сократился по сравнению с 2004 годом на 41,6 тыс. человек, или на 5 %. На условиях полного возмещения затрат на обучение приступили к занятиям в техникумах 310,6 тыс. студентов, или 38,3 % от общего числа принятых (в 2004 году соответственно 329,6 тыс., или 38,7 %).

Пик роста приема в государственные высшие учебные заведения (вузы) приходился на 2000 год, в котором прием был больше уровня 1999 года на 21 %. В дальнейшем наблюдалось снижение темпов роста приема в государственные вузы. В 2005 году прием в вузы сократился на 22 тыс. человек (на 2 %) и составил 1362,7 тыс. человек.

Таблица 1

Показатели деятельности организаций образования в РФ17

2005 г. 2010 г. 2014 г. в % 2014 к 2005 г. в % 2014 к 2010 г.

Государственные и муниципальные общеобразовательные организации (без вечерних (сменных) общеобразовательных организаций)

число организаций, единиц 60 764,0 48 809,0 43 228,0 71,1 88,6

численность обучающихся, тыс. чел. 15 111,6 13 245,1 14 091,6 93,3 106,4

Частные общеобразовательные организации

число организаций, единиц 726,0 665,0 751,0 103,4 112,9

численность обучающихся, тыс. чел. 72,3 73,5 99,9 138,2 135,9

Государственные и муниципальные профессиональные образовательные организации, осуществляющие подготовку специалистов среднего звена

число организаций, единиц 2 692,0 2 586,0 2 665,0 99,0 103,1

численность студентов, тыс. чел. 2 461,9 2 026,8 1 963,3 79,7 96,9

прием, тыс. чел. 810,9 671,8 618,4 76,3 92,1

выпуск, тыс. чел. 647,6 535,7 418,0 64,5 78,0

Частные профессиональные образовательные организации, осуществляющие подготовку специалистов среднего звена

число организаций, единиц н/д 264,0 244,0 92,4

численность студентов, тыс. чел. н/д 98,9 139,8 141,4

прием, тыс. чел. н/д 33,5 54,4 162,4

выпуск, тыс. чел. н/д 36,5 33,0 90,4

Государственные и муниципальные образовательные организации высшего образования

число организаций, единиц 648,0 653,0 548,0 84,6 83,9

численность студентов, тыс. чел. 5 946,0 5 848,7 4 405,5 74,1 75,3

прием, тыс. чел. 1 362,7 1 195,4 1 020,8 74,9 85,4

выпуск, тыс. чел. 973,7 1 177,8 1 017,7 104,5 86,4

Частные образовательные организации высшего образования

число организаций, единиц 413,0 462,0 402,0 97,3 87,0

численность студентов, тыс. чел. 1 079,3 1 201,1 803,5 74,4 66,9

прием, тыс. чел. 268,0 204,0 170,9 63,8 83,8

выпуск, тыс. чел. 173,3 290,1 208,4 120,3 71,8

В 2010 году, так же, отмечалось сокращение числа общеобразовательных учреждений, что в определенной степени связано с сокращением численности детей школьного возраста (среднегодовая численность детей в возрасте 7-17 лет уменьшилась на 2,1 % к предыдущему году).

В 2010 году аттестат об основном общем образовании получили 1,3 млн. человек (110,5 % к уровню 2009 года), о среднем (полном) общем образовании - 0,7 млн. человек (88,7 %). Таким образом, увеличилось число школьников, которые после 9 класса оканчивали обучение в школе. Следовательно, увеличился прием в государственные и муниципальные образовательные учреждения среднего профессионального образования по сравнению с 2009 годом на 5,2 тыс. человек, или на 0,8 %. На условиях платного обучения - 182,1 тыс. человек, или 27,1 % от общего числа принятых (в 2009 году - 183,1 тыс., или 27,5 %).

Уменьшилось число государственных и муниципальных образовательных учреждений высшего профессионального образования, при этом число филиалов этих учреждений увеличилось на 3 единицы (на 0,3 %).

Прием в государственные и муниципальные образовательные учреждения высшего профессионального образования в 2010 году сократился на 134,2 тыс. человек (на 10,1 %) в основном за счет студентов, принятых на заочную форму обучения (сокращение составило 91,1 тыс. человек, или 15,0 %). Численность принятых на дневную форму обучения уменьшилась на 19,2 тыс. человек, или на 3,0 %.

Данные за 2014 год приводятся уже с учетом сведений по Крымскому федеральному округу. Общее число образовательных организаций высшего образования по сравнению с 2013 годом уменьшилось на 2,0 % и составило 950 единиц (включая образовательные организации Крымского федерального округа). Число государственных и муниципальных образовательных организаций высшего образования уменьшилось на 30 единиц, в то время как число частных образовательных организаций высшего образования увеличилось на 11 единиц.

В 2014 году сохранялась также тенденция к увеличению числа профессиональных образовательных организаций, осуществляющих подготовку специалистов среднего звена; их число составило 2909 единиц. Численность студентов, обучающихся по программам подготовки специалистов среднего звена, в 2014 году увеличилась как в государственных и муниципальных, так и в частных образовательных организациях. В то же время численность студентов образовательных организаций высшего образования уменьшилась как в государственных и муниципальных, так и в частных образовательных организациях.

Таким образом, за период с 2005 по 2014 год, можно отметить изменение ориентиров в развитии системы образования. Так если в 2005 году основное направление была на обеспечение доступности качественного образования для всех слоев населения, текущих и перспективных потребностей экономики и социальной сферы в профессиональных кадрах необходимой квалификации, установление социально приемлемого соотношения платных и бесплатных образовательных услуг при сохранении бесплатного и общедоступного общего образования. То в 2014 году актуальным оставалось направление на дальнейшую оптимизацию числа образовательных организаций высшего образования [1].

753

н Средства федерального бюджета

О С полным возмещением затрат на обучение (внебюджет) Средства субъектов РФ и местных бюджетов

2005 2010

Учреждения ВПО

2014

2005 2010 2014

Учреждения СПО

0

Рис. 1. Прием студентов в государственные и муниципальные организации ВПО и СПО РФ за счет разных источников финансирования (тыс. человек)18

Подводя итог анализу деятельности образовательных организаций, можно констатировать, что к 2014 году, за период с 2005 года, наблюдалась тенденция увеличения количества государственных и муниципальных образовательных организаций СПО, однако общее количество студентов обучающихся в частных и государственных образовательных организациях СПО снизилось. В системе ВПО отмечалась такая же ситуация, только темпы снижения указанных показателей были значительно интенсивнее.

Далее, возникает вопрос, как же менялась структура финансирования системы профессионального образования, как на нее оказывало влияние сокращение количества студентов. Рассмотрим структуру приема студентов по источникам финансирования (рис. 1).

Прием на обучение в государственные вузы за счет бюджетов всех уровней в 2014 году составил 1020,8 тыс. человек, и сократился по сравнению с 2005 годом на 25 %, а с 2010 годом на

15 %. В 2005 году с полным возмещением затрат на обучение было принято 753 тыс. человек, или 55,3 % от общего числа принятых, в 2014 году на платное обучение было принято 535 тыс. человек, что составило 52,4 % от общего числа принятых. Количество студентов поступивших на обучение за счет федерального бюджета в абсолютном измерении сократилось с 592 тыс. человек в 2005 году, до 470 тыс. человек в 2014 году. Однако относительные показатели отмечают рост доли абитуриентов поступивших на бюджет - с 43,4 % в 2005 году, до 46,0 % в 2014 году.

Следовательно, в 2014 году, можно отметить снижение доли студентов принятых на платное обучение (внебюджет) на 2,9%, и увеличение доли принятых на бюджетное обучение на 2,6 %. Таким образом, в 2014 году по сравнению с 2005 и 2010 годами отмечается тенденция роста доли бюджетного финансирования и снижение доли внебюджетного финансирования по сравнению с 2005 и 2010 годами (рис. 2). Однако это может быть связано с общим сокращением приема.

О Средства субъектов РФ и местных бюджетов

С полным возмещением затрат на обучение (внебюджет) и Средства федерального бюджета

100% 80%

60% 40% 20% 0%

2005 2010 2014 2005 2010 2014

Учреждения ВПО Учреждения СПО

Рис. 2. Структура финансирования организаций ВПО и СПО РФ по источникам (в %)19

В системе СПО к 2014 году, по сравнению с 2005 годом на 109 % увеличился прием студентов обучающихся за счет средств субъектов РФ, одновременным снижением поступивших за счет федерального бюджета на 70 %, а также на 46 % уменьшился прием студентов, обучающихся за счет собственных средств (внебюджет).

В системе СПО наблюдался интенсивный рост доли финансирования за счет средств субъектов РФ и местных бюджетов, что связано с передачей основной части колледжей и техникумов в региональное подчинение. Таким образом, значительно увеличилась доля студентов, принятых на бюджетное обучение. В первую очередь, это связано с наметившейся стратегией государства на стимулирование подготовки специалистов среднего звена.

Как было отмечено ранее, система образования тесно взаимосвязана с демографическими тенденциями в государстве. Посмотрим на результаты проведенного анализа численности студентов в сопоставлении с численностью населения в РФ.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

До 2008 года в РФ отмечалось снижение численности населения, несмотря на то, что уровень рождаемости начал рост с 2000 года. И только в 2009 году начался медленный рост численности населения в РФ.

1990 1995 2000 2005 2010 2011 2012 2013

♦ Численность студентов на 10 000 чел. населения й Численность населения (правая шкала)

Рис. 3. Динамика численности населения и численности студентов на 10 000 человек населения20

На рис. 3 видно как менялись показатели численности населения РФ и численность студентов на 10000 человек населения. В период снижения численности населения происходило интенсивное увеличение численности студентов, так с 1990 по 2010 год рост составил 152 %, то есть 2,5

Составлено автором на основе данных Росстата. www.gks.ru. ' Составлено автором на основе данных Росстата. www.gks.ru.

раза. Возникает вопрос, была необходимость в таком интенсивном увеличении доступности высшего образования. Или это было веянье свободы в условиях новой рыночной экономики. На начало 2014 года, разница с численностью студентов в 1990 году составляла 100 % (в 2 раза). Таким образом, доступность высшего образования оставалась довольно высокой (абстрагируясь от источников финансирования), особенно учитывая, что основными абитуриентами в текущее время становятся дети, родившиеся в период интенсивного спада рождаемости, а также учитывая склонность многих экспертов сравнивать текущее состояние системы образования, с уровнем советского периода.

Еще один вопрос, который нас интересует, в рамках нашего исследования, это положение населения РФ с высшим образованием с точки зрения занятости и безработицы. Для проведения анализа взят период с 2005 года до начала 2014 года. За этот период в целом отмечается увеличение численности занятого (трудоустроенного и самозанятого) населения на 2 % (рис. 4).

60,0

50,0

40,0 2 §0,0

20,0

с

10,0

0,0 4-

66 792

29,1

67 577

28,9т

727

29,5

67 968

ИП Пал и11п

II 119 1

67 901

-- 68 000

69 000

64 000

' Высшее профессиональное образование Среднее профессиональное образование

Рис. 4. Динамика состава занятого населения РФ по уровню образования21

В это же время отмечается рост доли численности занятого населения с высшим профессиональным образованием. Так в 2005 году их доля составляла 26,1 %, то в 2013 году - 31,7. Причем, доля данной категории занятого населения была самой подвижной в сторону увеличения, а доли остальных категорий оставались примерно на одном уровне, за исключением доли населения без профессионального образования, их доля снизилась за исследуемый период.

Таким образом, можно сделать вывод, что положительная динамика роста численности занятого населения в РФ, в значительной степени обеспечивалась за счет населения с высшим профессиональным образованием. Это подтверждает тезис о том, работники с высшим образованием быстрее находят свое применение на рынке труда.

Далее рассмотрим, состав безработных в РФ по уровню образования. За период с 2005 года по 2014 год общий уровень безработицы в РФ снизился на 21 % (рис. 5).

2005 2010 2011 2012 201§

■ ■ Высшее профессиональное образование т Среднее профессиональное образование

■ ■ Начальное профессиональное образование я ш Среднее общее образование

• Численность безработных (правая шкала)

Рис. 5. Динамика состава безработных в РФ по уровню образования 22

Таким образом, в составе безработных в РФ наибольший прирост показывала доля населения с высшим профессиональным образованием. Либо, их абсолютная численность не значитель-

21 Составлено автором на основе данных Росстата. www.gks.ru.

22 Составлено автором на основе данных Росстата. www.gks.ru.

но изменялась, при значительном снижении общей численности безработных в РФ, оказывая при этом самое значительное влияние, по сравнению с другими категориями.

В результате проведенного исследования, были выявлены некоторые современные тенденции развития экономики образования. Основное заключение в том, что население с высшим профессиональным образованием является наиболее мобильным с точки зрения занятости. Среди занятого населения данная категория продолжает занимать наибольшую долю с положительной динамикой, среди безработных - наименьшую долю. Есть склонность полагать, что высшее профессиональное образование будет востребовано и в перспективе. Остается открытым вопрос, насколько оно будет доступным.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2006; 2011; 2012; 2013; 2014 [Электронный ресурс] // Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. - Электрон. дан. - URL: http://www.gks.ru (дата обращения 01.03.15).

2. Экономика образования: учеб. пособие / А.А. Веселая и др.; под общ. ред. О.В. Грищенко. - Таганрог: Изд-во Таганрог. ин-та имени А.П. Чехова, 2014. - 156 с.

УДК 338 ББК 65.30

М.Н. Мечикова

РЕАЛИЗАЦИЯ ИННОВАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА ПРОМЫШЛЕННЫХ КОМПАНИЙ ПОСРЕДСТВОМ ИНСТРУМЕНТАРИЯ МАРКЕТИНГОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ

Аннотация. Данная статья посвящена актуальной проблеме инновационного развития промышленных предприятий России и активизации инструментов маркетинга, в частности маркетинговых коммуникаций, связей с общественностью и рекламы.

Ключевые слова: промышленные предприятия, инновации, инновационный потенциал, маркетинг, маркетинговые коммуникации реклама, связи с общественностью

M.N. Mechikovа

IMPLEMENTATION OF INNOVATIVE POTENTIAL OF INDUSTRIAL COMPANIES THROUGH THE TOOLS OF MARKETING COMMUNICATIONS

Abstract. This article is devoted to the problem of innovative development of industrial enterprises of Russia and the intensification of marketing tools, including marketing communications, public relations and advertising.

Key words: industry, innovation, innovation, marketing, marketing communications, advertising, public relations

В настоящее время, когда Россия, не успев оправиться от кризиса 2008 года, опять оказывается во власти кризисных явлений, связанных с нестабильностью рубля, инфляцией, гражданской войной на Украине и политико-экономическим противоборством с Западом, роль промышленного производства всех видов товаров внутри страны существенно возрастает.

Существенным в данном контексте становится инновационность выпускаемой в России продукции и возможность, оценив особенности спроса, произвести именно тот товар, который необходим потребителю в данный период времени.

Что касается инновационности отечественной промышленности, то ее показатели до сих пор невысоки, а уровень устаревания основных фондов продолжает оставаться высоким.

В данной связи особую актуальность приобретают вопросы поиска методов и построения инструментария маркетинговых коммуникаций для промышленных компаний.

Изначально следует определиться с тем, что мы понимаем под «маркетинговыми коммуникациями».

Маркетинговые коммуникации - это процесс передачи данных о своей продукции целевой аудитории [1].

Целевая аудитория - это группа настоящих или потенциальных потребителей, которые могут получить данную информацию и способны соответствующим образом отреагировать на нее. Целью маркетинговых коммуникаций является представление различным целевым аудиториям информации о маркетинговых стратегиях компании путем направления особых сообщений о своем товаре, его стоимости, способах продажи, вызывая тем самым у потребителей интерес к данному продукту [1].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.