Научная статья на тему 'Интеллектуальный потенциал: анализ составляющих компонентов и их количественная оценка'

Интеллектуальный потенциал: анализ составляющих компонентов и их количественная оценка Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1189
121
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / INTELLECTUAL POTENTIAL / ЗНАНИЯ / KNOWLEDGE / НАУЧНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / RESEARCH POTENTIAL / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / EDUCATIONAL POTENTIAL / ИННОВАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / INNOVATIVE POTENTIAL / КУЛЬТУРНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / CULTURAL POTENTIAL

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Альхименко Ольга Николаевна

В статье предлагается авторский подход к количественной и качественной оценке интеллектуального потенциала как части человеческого потенциала. Анализируются составляющие интеллектуального потенциала (научный, инновационный, образовательный, культурный потенциал), даются их характеристики и варианты расчета каждого компонента.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article provides the author’s approach to quantitative and qualitative assessment of intellectual potential as a part of human potential. Components of intellectual potential (research, innovative, educational, cultural potential) are analyzed, characteristic and variants of calculating each component are offered.

Текст научной работы на тему «Интеллектуальный потенциал: анализ составляющих компонентов и их количественная оценка»

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА УПРАВЛЕНИЯ

Канд. экон. наук О. Н. Альхименко

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ: АНАЛИЗ СОСТАВЛЯЮЩИХ КОМПОНЕНТОВ И ИХ КОЛИЧЕСТВЕННАЯ ОЦЕНКА1

В статье предлагается авторский подход к количественной и качественной оценке интеллектуального потенциала как части человеческого потенциала. Анализируются составляющие интеллектуального потенциала (научный, инновационный, образовательный, культурный потенциал), даются их характеристики и варианты расчета каждого компонента.

Ключевые слова и словосочетания: интеллектуальный потенциал, знания, научный потенциал, образовательный потенциал, инновационный потенциал, культурный потенциал.

Индекс развития интеллектуального потенциала общества концептуально является важнейшим компонентом более общего показателя, получившего наименование индекса развития человеческого потенциала (human development index) - ИРЧП. По инициативе ООН с 1990 г. ИРЧП исчисляется практически для всех стран мира. Считается, что страны, у которых ИРЧП равен 80 пунктам и выше, обладают высоким уровнем человеческого развития, от 0,50 до 0,79 - средним, ниже 50 - низким. Начиная с 1991 г., т. е. с момента начала неолиберальных реформ, этот показатель в Российской Федерации последовательно снижается: с 52-го места в мире в 1992 г. Россия откатилась на 66-е место в 2009 г.: в 1995 г. - 0,644 (56-е место между Тонга - 0,641 и Перу -0,644); в 2000 г. - 0,662 (54-е место между Ямайкой - 0,665 и Республикой Македонией - 0,660); в 2005 г. - 0,693; в 2006 г. - 0,700; в 2007 г. - 0,708; в 2008 г. - 0,715; в 2009 г. - 0,712.

Понять причину столь низкого уровня этого показателя можно через исчисление индекса интеллектуального потенциала, динамика которого находится в корреляционной зависимости от двух показателей: уровня грамотности населения (в возрасте от 15 лет и старше) и совокупного коэффициента охвата населения средним и высшим образованием.

По уровню образования РФ находится на 71 -м месте с достаточно высоким индексом 0,93. Социальные характеристики, относящиеся к фундаментальным сторонам жизнедеятельности человека и общества (смертность, рождаемость, продолжительность жизни и т. п.), не столь динамично меняются на коротких временных промежутках по сравнению с экономическими показателями. Поэтому даже при резком возрастании ВВП сложно прогнозировать быстрое приращение человеческого потенциала. Его динамика будет зависеть от

1 Статья подготовлена по результатам исследования, проведенного при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда (РГНФ), проект № 12-32-01354.

2 URL: http://hdr.undp.org/en/

адекватного распределения ВВП среди всех граждан, т. е. соблюдения принципа социальной справедливости.

Рассмотрим авторский подход к качественной и количественной оценке интеллектуального потенциала (ИП).

В условиях быстрых изменений и ускорения процессов глобализации главным фактором, ресурсом и источником роста современной экономики и повышения конкурентоспособности трудовых ресурсов выступают знания. Обмен, использование и распространение знаний становятся основным направлением инновационного развития современной экономики России.

Знания классифицируются как осознанные и неосознанные. Осознанные знания - это знания, обладатель которых может формализовать их (т. е. индивидууму известно, что они у него есть, и он их использует). Неосознанные знания - это знания, обладание которыми не осознается индивидуумом в силу того, что они являются неотделимой составляющей его трудовой деятельности (функциональных обязанностей). Исследования неявных знаний служат подтверждением предположения о том, что главное, что делает человека успешным в его работе, - это скрытые знания. Знание основывается на информации, которая проверяется и закрепляется опытом, и наоборот, информация воспринимается путем ее осознания на основе прошлого опыта и ранее полученного знания.

Задача руководителя (страны, региона, предприятия, учебного заведения и т. д.) - оценить скрытые знания и интеллектуальный потенциал и стимулировать их использование. В связи с этим возрастает необходимость в обосновании и разработке современных концептуальных подходов и практических рекомендаций по управлению интеллектуальным потенциалом государства, регионов и отдельных предприятий и организаций и созданию условий для его наиболее эффективной и полной реализации.

Компоненты, составляющие ИП, можно рассматривать в широком и в узком смысле в зависимости от цели исследования. В отечественной литературе проблема интеллектуального потенциала, его сущности и содержания характеризуется в основном с точки зрения состояния и преобразования в системе образования и науки.

В монографии С. П. Трапезникова, например, понятие «интеллектуальный потенциал» отождествляется с образованием, а его формирование связывается с ростом образованности населения1. Подобная трактовка интеллектуального потенциала прослеживается и в монографии В. П. Елютина2. С нашей точки зрения, необходимо более широко и дифференцированно подходить к структуре интеллектуального потенциала. Его составляющими могут быть научный, образовательный, инновационный и культурный потенциал (рисунок). Если мы анализируем ИП на уровне государства, региона, то целесообразно при анализе использовать все четыре перечисленных компонента; если исследуется ИП предприятия, то логично использовать научный и инноваци-

1 См.: Трапезников С. П. Интеллектуальный потенциал коммунизма. - М. : Политическая литература, 1976.

2 См.: Елютин В. П. Высшая школа общества развитого социализма. - М. : Наука, 1980.

онный потенциал; если анализируется и рассчитывается ИП научного института или вуза, то для расчета актуальны такие компоненты, как образовательный и научный потенциал.

Рис. Составляющие интеллектуального потенциала

Научный потенциал1 выступает в качестве одного из источников создания инноваций. Это совокупность научных знаний, результатов научно-технической деятельности, итогов научных исследований, полученных на разных стадиях научно-технического цикла; различных инноваций и высокотехнологичного производственного комплекса; неиспользуемые резервы новой техники и технологий; все разновидности интеллектуальной собственности.

Научный потенциал обеспечивает возможность быстрого формирования научно-исследовательских групп для решения срочных задач, а также позволяет воспринимать и внедрять передовые технологии для обеспечения конкурентоспособности производимых товаров и услуг.

Инновационный потенциал представляет собой результат преобразования научного знания в новые виды продуктов, технологий и услуг, маркетинговых исследований рынков сбыта товаров в конкурентной среде, управленческих и организационно-экономических решений, направленных на создание инноваций. Инновационный потенциал характеризуется наличием специалистов, обладающих специальными знаниями, а также определенной квалификацией.

Структурной частью инновационного потенциала является задел научно-технических разработок и изобретений, необходимых для построения механизмов его развития и использования через повышение уровня качества и конкретности собственных НИОКР, улучшение взаимодействия между промышленными предприятиями и организациями отраслевой науки, формирование рынка интеллектуальной собственности региона.

В целом возникает то, что можно назвать инновационной культурой, составляющей основу обустройства инновационного пространства, широко ис-

1 Некоторые исследователи этот потенциал классифицируют как научно-технический.

пользующей достижения науки и техники, обеспечивающей равноправный доступ к высоким технологиям, ноу-хау, высококачественной продукции.

Образовательный потенциал участвует в создании и использовании знаний. Его компонентами являются возможности обучающихся, фонд действенных знаний, обобщенность мышления, темпы продвижения в обучении. Обучение и подготовка кадров представляют собой главную составляющую процесса формирования кадрового потенциала региона, которая определяет последующую эффективность его использования.

Под культурным потенциалом следует понимать способность системы соответствовать запросам общества в целях повышения его морально-этического и духовного уровня. Он отражает специфику каждого отдельного региона, страны, его исторически обусловленные признаки. Продуктом культурного потенциала является духовная культура, и именно она пробуждает, поддерживает и развивает в человеке личность. Предназначение культурного потенциала выражается в следующих целях: преобразование мира, познание мира, обеспечение условий общения, регулирование деятельности и поведения, установление и поддержание системы ценностей.

Рассмотрим механизм расчета индекса ИП1. В зависимости от объекта исследования ИП особенности расчета компонентов и конкретные показатели могут быть различными. Приведем пример расчета показателей для исследования ИП на уровне государства (региона).

1. Для расчета научного потенциала используем следующую формулу:

БР = 51 + S2 + S3,

где s1 - число аспирантов в расчете на 10 тыс. человек населения (индикатор целенаправленной подготовки научных кадров). С 2000 по 2010 г. прием в аспирантуру увеличился с 43,1 тыс. до 54,6 тыс. человек; выпуск увеличился с 24,8 тыс. до 33,7 тыс. человек; качество работы аспирантуры по этому показателю можно оценить как имеющее тенденции к улучшению;

s2 - число занятых исследованиями и разработками в расчете на 10 тыс. человек населения (индикатор масштабов занятости научными исследованиями). С 2001 по 2010 г., к сожалению, наметилась общая тенденция к сокращению научных кадров с 887,8 тыс. до 736,5 тыс. человек. Причем эта тенденция характерна как для исследователей, так и для техников и вспомогательного персонала. Если говорить о возрастном составе научных кадров, то данные также отчасти неутешительны. Почти треть научных работников (25,8%) составляют люди старше 60 лет2. Положительные изменения происходят в квалификационной и возрастной структуре научных работников: так, в 2000 г. доля исследователей составляла 47,9%3, в 2010 г. - уже около 50%. Если в начале нулевых в отечественной науке трудилось около 45 тыс. научных со-

1 При расчете использованы материалы: Максименко И. И. Управление интеллектуальным потенциалом региона : автореф. дис. ... канд. экон. наук. - Пермь, 2010; Левашев В. К. Интеллектуальный потенциал общества: социологическое измерение и прогнозирование // Мониторинг общественного мнения. - 2008. - № 3.

2 См.: Труд и занятость в России : статистический сборник / Росстат. - М., 2011.

3 См.: Бердашкевич А. П. Наука в СССР и реформируемой России // Социологические исследования. - 2000. - № 3. - С. 120.

трудников в возрасте до 29 лет, то в 2008 г. их число составляло уже 66 тыс. человек. Причем среди молодых научных работников 3670 кандидатов наук и 17 докторов наук. За прошедшие десять лет эти цифры практически не менялись1;

5з - доля внутренних затрат на исследования и разработки в процентах от валового регионального продукта (индикатор интенсивности научных исследований).

Нельзя не отметить такой фактор развития научного потенциала, как финансирование научных исследований и разработок. Так, за последние 10 лет значительно выросли расходы федерального бюджета на науку (табл. 1). Акцент был сделан на финансирование прикладных исследований, объем выделенных средств возрос более чем в 15 раз - с 9177,1 млн. рублей в 2000 г. до 155482,8 млн. рублей в 2010 г. Объем финансирования фундаментальных исследований за указанный период также значительно возрос - более чем в 10 раз. Это, на наш взгляд, очень важно для развития инновационного компонента экономики России.

Т а б л и ц а 1

Финансирование науки из средств федерального бюджета* (в млн руб.)

2000 2005 2007 2008 2009 2010

Расходы федерального бюджета на науку 17396,4 76909,3 132703,4 162115,9 219057,6 237656,6

В том числе:

фундаментальные исследования 8219,3 32025,1 54769,4 69735,8 83198,1 82173,8

прикладные научные исследования 9177,1 44884,2 77934,0 92380,1 135859,5 155482,8

* Источник: Россия в цифрах : статистический сборник / Росстат. - М., 2012.

Принятая 8 декабря 2011 г. Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года показывает усиление внимания руководства страны к данным проблемам и свидетельствует о благоприятном будущем науки и инноваций в нашем государстве. Целесообразно не только поддерживать новые научные открытия и разработки, но и способствовать внедрению их в производство.

2. Для расчета инновационного потенциала целесообразно использовать следующую формулу:

1пР = ¡щ + ¡п2,

1 Более подробно см.: Альхименко О. Н. Интеллектуальный потенциал государства: оценка, сохранение и развитие // Вестник Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова. Вступление. Путь в науку. - 2012. - № 1 (1).

где ¡П\ - количество поданных патентных заявок на изобретения;

т2 - количество поданных патентных заявок на полезные модели.

Этот показатель отражает процесс преобразования научного знания в новые виды продуктов, технологий и услуг, которые в своей совокупности приводят к инновациям.

Впервые в 2011 г. общее число патентных заявок, поданных во всем мире, превысило отметку в два миллиона и составило 2,14 млн. После наблюдавшегося в 2009 г. их сокращения на 3,6% число поданных патентных заявок начало уверенно расти с приростом на 7,5% в 2010 г. и на 7,8% в 2011 г.

В 2011 г. Китай получил 526412 заявок (по сравнению с 503582 заявками, полученными США, и 342610 заявками, полученными Японией). Рост числа патентных заявок, поданных в Китае, главным образом объясняется резким ростом регистраций заявок резидентами. За период 2009-2011 гг. число поданных патентных заявок увеличилось на 293900. На долю Китая пришлось 72% от этого увеличения.

Россия в настоящее время находится в первой десятке стран по этому показателю (табл. 2). Тем не менее резервы увеличения количества заявок у нашей страны имеются.

Т а б л и ц а 2

Рейтинг стран мира по числу патентных заявок в 2011 г. *

Страна Рейтинг Заявки

Китай 1 526412

Соединенные Штаты Америки 2 503582

Япония 3 342610

Южная Корея 4 178924

Европейская патентная организация 5 142793

Германия 6 59444

Индия 7 42291

Россия 8 41414

Канада 9 35111

Австралия 10 25526

* Источник: Доклад Всемирной организации интеллектуальной собственности (ВОИС) «Мировые показатели интеллектуальной собственности за 2012 год» (World Intellectual Property Indicators - 2012).

3. Для измерения образовательного потенциала предлагаем использовать следующую формулу:

EP = e1 + e2 + e3,

где e1 - удельный вес студентов очной формы обучения; e2 - удельный вес студентов заочной формы обучения; e3 - удельный вес обучающихся на курсах переподготовки и повышения квалификации, т. е. доля молодежи, которая является резервом пополнения специалистов умственного труда во всех сферах жизни общества.

Этот показатель важен, так как он отражает изменение роли высшего образования в создании интеллектуального потенциала. В качестве основы для его расчета можно использовать данные численности студентов высших учебных заведений в пересчете на 10000 человек населения. Величина образовательного потенциала характеризует уровень профессиональной подготовки, получаемой молодым поколением после завершения высшего профессионального образования.

По данным Росстата, в 2011 г. в общеобразовательных учреждениях (без вечерних (сменных) общеобразовательных учреждений) аттестат об основном общем образовании получили 1,3 млн человек (97,6% к уровню 2010 г.), о среднем (полном) общем образовании - 0,6 млн человек (89,0%). Прием в государственные и муниципальные образовательные учреждения среднего профессионального образования уменьшился по сравнению с 2010 г. на 43,0 тыс. человек, или на 6,4%, по негосударственным - на 2,7 тыс. человек (на 8,1%). На условиях полного возмещения стоимости обучения приступили к занятиям в государственных и муниципальных образовательных учреждениях 148,9 тыс. человек, или 23,7% от общего числа принятых, в негосударственных образовательных учреждениях - 30,6 тыс. человек (99,3% от общего числа принятых) (табл. 3).

Т а б л и ц а 3

Отдельные показатели деятельности организаций образования*

2010 В % к 2009 2011 В % к 2010

Государственные и муниципальные образовательные учреждения среднего профессионального образования:

число учреждений 2586 100,9 2665 103,1

численность студентов, тыс. чел. 2026,8 98,8 1984,0 97,9

Негосударственные образовательные учреждения среднего профессионального образования:

число учреждений 264 87,4 260 98,5

численность студентов, тыс. чел. 98,9 110,1 97,7 98,8

Государственные и муниципальные образовательные учреждения высшего профессионального образования:

число учреждений 653 98,6 634 97,1

численность студентов, тыс. чел. 5848,7 95,3 5453,9 93,2

Негосударственные образовательные учреждения высшего профессионального образования:

число учреждений 462 102,2 446 96,5

численность студентов, тыс. чел. 1201,1 93,6 1036,1 86,3

* Составлено по данным Росстата. - URL: http://www.gks.ru/bgd/regl/b11_01/IssWWW.exe/Stg/d12/3-5.htm

Прием в государственные и муниципальные образовательные учреждения высшего профессионального образования в 2011 г. сократился на 137,7 тыс. человек (на 11,5%) в основном за счет студентов, принятых на заочную форму обучения (сокращение составило 97,6 тыс. человек, или 18,9%). Численность принятых на дневную форму обучения уменьшилась на 23,9 тыс. человек, или на 3,8%.

4. Для измерения величины культурного потенциала можно использовать следующую формулу:

СР = с + с2 + с3,

где с - число зрителей театров на 1000 человек;

с2 - число посетителей музеев на 1000 человек; с3 - численность работников сферы культуры на 1000 человек. Этот индекс отражает роль культуры в расчетах интеллектуального потенциала и характеризует уровень духовного развития населения.

В целом показатели культурного потенциала имеют положительную тенденцию (табл. 4), но для полноценного использования и развития интеллектуального потенциала культурный компонент следует усиливать. Преимущественно это целесообразно делать путем активизации молодежи и стимулирования посещения этой категорией населения театров, музеев.

Т а б л и ц а 4

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Основные показатели культуры в РФ * (на конец года)

1992 1995 2000 2005 2007 2008 2009 2010

Число профессиональных театров - всего 421 470 547 588 594 586 601 604

Численность зрителей театров, млн. чел. 44,2 31,6 30,8 28,0 29,3 30,4 30,2 31,0

Число музеев, включая филиалы, - всего - - 2047 2285 2468 2495 2539 2578

Число посещений музеев, млн. чел. - - 73,2 75,6 78,8 80,8 78,9 81,0

* Составлено по данным Росстата. - URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat/rosstatsite/main/ publishing/ catalog/ statisticCollections/doc_1135075100641

О важности развития культурного потенциала на государственном уровне говорит и тот факт, что в марте 2012 г. Владимир Путин подписал программу «Развитие отечественной культуры с 2012 по 2018 год». На ее реализацию планируется потратить более 180 млрд рублей1. Кроме того, в сентябре 2012 г. премьер-министр Дмитрий Медведев поддержал идею провести в Рос-

1 URL: http://www.interfax.ru/news.asp?id=233825&sec=1446

сии в 2014 г. Год культуры. Таким образом, на наш взгляд, будет дан определенный толчок развитию и активизации имеющегося культурного потенциала как части интеллектуального потенциала.

Подсчитав значения всех компонентов интеллектуального потенциала, мы получаем формулу 1Р = ЕР + БР + 1пР + СР, в которой доли каждого компонента могут варьироваться от объекта и целей исследования интеллектуального потенциала. Например, акцент может быть сделан на научном и образовательном потенциале (ввиду высокой их роли в формировании интеллектуального потенциала). В таком случае формула будет выглядеть следующим образом:

1Р = 0,3ЕР + 0,3 БР + 0,21пР + 0,2СР.

С помощью предложенного подхода можно оценить имеющийся интеллектуальный потенциал государства, регионов, предприятий и учебных заведений, а также рассчитать его значение на перспективу, используя прогнозные показатели, и на этой основе управлять им.

Как свидетельствует проведенный нами анализ, научный потенциал России, несмотря на абсолютное снижение количественных показателей занятых в сфере исследований и разработок, огромен, но нужно грамотно его использовать. Самая большая проблема состоит в том, что научный потенциал используется неэффективно. Так, при увеличении абсолютного числа людей, защитивших кандидатские диссертации, снижается число кандидатов наук, занятых исследованиями. При увеличении объема финансирования, направленного на усиление инновационной активности, число заявок на патенты и изобретения пока увеличивается незначительно, в особенности по сравнению с другими странами.

Говоря об образовательном потенциале, отметим, что, к сожалению, на данный момент число студентов снижается. Вероятно, на это повлиял демографический спад начала - середины 90-х гг. XX в. Культурный потенциал также требует более эффективного использования, преимущественно за счет привлечения в эту сферу молодежи.

Кроме того, анализируя и исследуя структуру и особенности компонентов интеллектуального потенциала, можно делать выводы о таком важном индексе, отражающем экономическое и социальное развитие страны, как ИРЧП.

Список литературы

1. Альхименко О. Н. Интеллектуальная организация как фактор развития российской экономики // Вестник Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова. - 2012. - № 5 (47).

2. Альхименко О. Н. Интеллектуальный потенциал государства: оценка, сохранение и развитие // Вестник Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова. Вступление. Путь в науку. - 2012. - № 1 (1).

3. Левашев В. К. Интеллектуальный потенциал общества: социологическое измерение и прогнозирование // Мониторинг общественного мнения. -2008. - № 3.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.