А. Р. Шарапов, А. Р. Тузиков, А. А. Гилязова
РОЛЬ КРУПНЫХ РЕГИОНАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ В РАЗВИТИИ ИННОВАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА РЕГИОНА
Ключевые слова: потенциал, инновация, инновационный потенциал, оценка инновационного потенциала.
В статье рассматриваются актуальные вопросы повышения и активизации инновационного потенциала. Рассмотрены существующие определения понятий «потенциал», «инновация», «инновационный потенциал», показатели, характеризующие инновационный потенциал. Отмечается, что существующее многообразие определений понятия «инновационный потенциал» позволяют выделить факторы, позволяющие создать систему показателей для его оценки как на микроуровне, так и на макроуровне.
Key words: Potential, innovation, innovative potential, assessment of innovative potential.
In article pressing questions of increase and activization of innovative potential are considered. Existing definitions of concepts "potential", "innovation", « innovative potential », the parameters describing innovative potential are considered. It is marked, that« innovative potential » the factors which are making possible system of parameters for its assessment both at a microlevel, and at a macrolevel allow to allocate existing variety of definitions of concept.
На современном этапе развития общепризнано, что знание, являясь предметом колоссальных экономических, политических и культурных интересов, может служить параметром для определения качественного состояния общества. Общество знаний приобретает черты нового социального идеала, определяющего направленность стратегий и программ региональных, национальных и международных структур.
Основными источниками инновационного развития являются человеческий и социальный капиталы. Одним из основных факторов торможения инновационного развития является слабость и неразвитость гражданского общества, что вызывает необходимость акцентирования внимания на мерах по повышению самоорганизации и саморегулирования.
При этом наиболее приоритетными становятся проекты, направленные на повышение и активизацию инновационного потенциала.
Понятие «потенциал» имеет множество интерпретаций, но самое широкое из них - это перевод с латинского языка, означающее силу, мощь или «совокупность имеющихся средств, возможностей в какой - либо области» [1].
Понятие «инновация» впервые появилось в научных исследованиях культурологов в Х1Х в., в экономический оборот данное понятие ввел Й. Шумпетер в ХХ в., в переводе с английского у нас получило три значения: «инновация», «нововведение» и «новшество», что вызывает необходимость разграничения данных понятий, так как это вносит неопределенность в понимание границ инновационной деятельности, а также подтверждает отсутствие единого мнения, как о понятии, так и о содержании категорий, используемых в теории инноваций, наблюдается расхождение по принципиальному вопросу: чем является инновация - процессом или результатом деятельности.
На наш взгляд, имеют место быть все перечисленные значения, так как это позволяет упорядочить все существующие точки зрения. Наиболее приемлемой при толковании понятия «новшества»
для нас является точка зрения Р.А. Фатхутдинова, согласно которой нововведение - это деятельность по внедрению новшества в производство, а инновация - это результат функционирования комплексной системы определенной структуры, выражающийся в виде качественного изменения товара или процесса, которое позволяет достичь максимального удовлетворения существующих потребностей и получить определенный эффект в различных сферах жизнедеятельности, как на макроэкономическом, так и на микроэкономическом уровне [2]. Данное определение дает возможность по-новому взглянуть на систему управления инновационной деятельностью, выявить новые резервы роста эффективности предприятий.
Понятие «инновационный потенциал», являющееся производной от понятия «инновация» также не имеет однозначного толкования.
Все существующие определения можно объединить в следующие подходы:
1. отождествление с понятиями научного, интеллектуального, творческого и научно - технического потенциалов, что, на наш взгляд требует корректировки понятия с учетом специфики и особенностей развития инновационных процессов;
2. совокупность ресурсов, с помощью которых осуществляется инновационная деятельность. Данный подход имеет как положительные, так и отрицательные стороны. С одной стороны, в различных условиях ресурсы могут быть по-разному использованы, не выступают гарантией одинаковых экономических результатов, поэтому и не могут служить сопоставимой характеристикой инновационного развития. С другой стороны, позволяет произвести оценку сильных и слабых сторон развития инновационных процессов.
3. с точки зрения содержательной функции как совокупность возможностей использования производительной силы ресурса;
4. как способность и готовность осуществлять инновационную деятельность.
Все вышеперечисленные определения позволяют выделить факторы, позволяющие создать сис-
тему показателей оценки инновационного потенциала как на микроуровне, так и на макроуровне.
В публикациях ученых ведущих подразделений РАН представлены следующие оценочные характеристики инновационного потенциала региона (табл. 1) [3].
Таблица 1 - Показатели, характеризующие инновационный потенциал
№ Группа показателей Показатель
1 Кадровая составляющая Доля работников с высшим образованием в общей численности промышленно - производственного персонала
Доля затрат на профессиональное обучение в общем объеме издержек на рабочую силу
Численность студентов вузов на 10 тыс. человек населения территории
2 Технико - технологическая составляющая Уровень износа основных производственных фондов
Коэффициент обновления основных производственных фондов
Удельный вес оборудования со сроком эксплуатации до 10 лет
3 Финансовая составляющая Доля затрат на науку и научные исследования и разработки в ВРП
Удельный вес затрат на инновации в общем объеме выпускаемой продукции
Отношение объемов инвестиций в промышленность к ВРП
4 Научная составляющая Удельная численность работников, выполняющих научные исследования, на 10 тыс. человек населения
Численность кандидатов и докторов наук на 10 тыс.человек населения территории
Удельный вес стоимости машин и оборудования в общем объеме основных средств отрасли «Наука и научное обслуживание»
5 Результативная компонента Число патентных заявок на изобретения в расчете на 10 тыс. человек населения
Уровень инновационной активности промышленных предприятий
Доля инновационной продукции в общем объеме промышленной продукции
Инновационный потенциал [4, 5] - ресурсы: материально-технические, характеризующие уровень развития НИОКР, оснащенность опытноэкспериментальным оборудованием, материалами, приборами, оргтехникой, компьютерами, автоматическими устройствами и проч.; кадровые, характеризующие состав, количество, структуру, квалификацию персонала, обслуживающего НИОКР; науч-
но-теоретические, характеризующие результаты поисковых и фундаментальных теоретических исследований, лежащих в основе научного задела, имеющегося на предприятии; информационные, характеризующие состояние информационных ресурсов, научно-технической информации, текущей научной периодики, научно-технической документации в виде отчетов, регламентов, технических проектов и другой проектно-конструкторской документации; организационно-управленческие, включающие необходимые методы организации и управления НИОКР, инновационными проектами, информационными потоками; инновационные, характеризующие наукоемкость, новизну и приоритетность проводимых работ, а также интеллектуальный продукт в виде патентов, лицензий, ноу-хау, рационализаторских предложений, изобретений и т.д.; рыночные, оценивающие уровень конкурентоспособности новшеств, наличие спроса, заказов на проведение НИОКР, необходимые маркетинговые мероприятия по продвижению новшеств на рынок и проч.; экономические, характеризующие экономическую эффективность новшеств, затраты на проводимые исследования, рыночную стоимость интеллектуальной продукции; показатели, оценивающие стоимость как собственных, так и сторонних патентов, лицензий, ноу-хау и других видов интеллектуальной собственности; финансовые, характеризующие инвестиции в НИОКР, нематериальные активы, источники финансирования (возможность выпуска акций и облигаций, привлечения зарубежного и частного инвестора и т.д.), обслуживаемые определенной инфраструктурой и от качества, которых зависит эффективность инноваций.
Одним из проектов, направленных на повышение и активизацию инновационного потенциала в нашей республике является универсиада.
Проведение универсиады требует концентрации всех ресурсов: материальных, организационных, интеллектуальных, а также дает уникальную возможность развития всей инфраструктуры города, экономики, воспитания, образования, культуры и студенческого спорта, что в свою очередь повышает качество жизни населения в целом, укрепляет его здоровье, формирует здоровый образ жизни не только в Татарстане, но и в России, ее регионах.
Рассматривая наследие универсиады можно выделить следующие направления: материальное: спортивные объекты; деревня (кампус), объекты транспортной инфраструктуры (аэропорт, скоростная железная дорога, метро, развязки, транспортные средства, объекты медицинского обеспечения, а также питания, размещения, безопасности и т.д.).
Для организации соревнований универсиады будут задействованы около 60 высокотехнологичных спортивных объектов Казани, 29 из которых
- нового строительства, а также жилой комплекс «Деревня Универсиады», который включает в себя и медицинский центр.
В целях долгосрочного и эффективного использования объектов универсиады после ее завершения, Правительством Российской Федерации 2 ноября 2010 года принята Концепция наследия
XXVII Всемирной летней универсиады 2013 года, в соответствии с которой, 17 спортивных объектов, построенные максимально близко к вузам, позволят на более качественном уровне организовать учебный процесс студентов, создать современные условия для развития студенческого спортивного движения и увеличить количество обучающихся, вовлеченных в занятия спортом. В целом комплекс спортивных сооружений при вузах позволит в перспективе заниматься спортом около 70 тысячам студентам различных вузов, станет базовой площадкой для подготовки спортивного резерва, развития детско-юношеского спорта и в целом массового спорта среди населения.
Прорабатываются вопросы рационального и эффективного использования спортсооружений, обеспечения доступности всех объектов Наследия универсиады. Уже сегодня в рамках реализации Программы «Пятилетка здоровья» на объектах универсиады ежедневно выделяется по одному часу учащимся общеобразовательных школ для проведения учебных занятий, спортивно-массовых и физкультурно-оздоровительных мероприятий, ведется учебно-тренировочный процесс учащимися детско-юношеских спортивных школ, определены часы бесплатного посещения объектов жителями города.
Нематериальное Наследие универсиады: повышение имиджа города, его узнаваемости, рост инвестиционной и туристической привлекательности; качественный скачок в развитии волонтерского движения; рост вовлеченности в спорт разных категорий населения; потребность в качественном образовании, включая знание языков, истории, воспитание; рост квалификации специалистов сферы физической культуры и спорта, обслуживания и услуг; рост общего уровня культуры населения.
В соответствии с Наследием универсиады на территории Деревни расположена Поволжская академия физической культуры, спорта и туризма, которая должна стать современным образовательным учреждением нового уровня с мощной инфраструктурой, включающей 7 современных спортивных сооружений, научно-исследовательский институт технологий подготовки спортивного резерва, высшую школу тренеров, международный образовательный центр БШи, центр подготовки резерва сборных команд России. На базе Академии формируется новая образовательная модель в сфере физи-
ческой культуры и спорта, система подготовки спортсменов высокого класса на основе эффективного использования спортивного наследия универсиады 2013 года.
Деятельность созданного впервые в мире именно в России Международного образовательного центра в г. Казани направлена на подготовку высококвалифицированных специалистов и обеспечение их участия в международных образовательных, спортивных программах и проектах.
Можно назвать еще не мало факторов положительного влияния Универсиады. И в целом, наследие универсиады несет в себе большой потенциал для улучшения качества жизни, здоровья населения, в том числе и повышение инновационного потенциала.
Литература
1. Большой экономический словарь / Под ред. А.Н. Аз-рилияна. - 4-е изд., доп. и перераб. - М.: Институт новой экономики, 1999. - С. 705.
2. Гилязова, А. А. Исследование терминологического аппарата инновационной деятельности / А. А. Гилязова // Вестник Казан. Технол. ун-та. - 2012.- № 24. - С . 180
- 185
3. Инновационный менеджмент в России: вопросы стратегического управления и научно-технологической безопасности / Рук. авт. колл. В.Л. Макаров, А.Е. Варшавский. - М.: Наука, 2004. - С. 108-150; Научнотехнологическая безопасность регионов России: методологические подходы и результаты диагностирования /
A.И. Татаркин, Д.С. Львов, А.А. Куклин, А.Л. Мызин,
B.Я. Буланов, К.Б. Кожов, А.Ю. Домников. - Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2000. - С. 112-132, 329-331; Багриновский К., Бендиков М., Хрусталев Е. Экономическая безопасность наукоемкого производства: Препринт. - М.: ЦЭМИ РАН, 2000.- С. 36-37; Сенчагов В. Экономическая безопасность: геополитика, глобализация, самосохранение и развитие / Институт экономики РАН. - М.: ЗАО "Финстатинформ", 2002. - С. 76-77.
4. Егорова, М. В. Методика оценки инновационного потенциала производственных систем / М. В. Егорова // Вестник Казан. Технол. ун-та. - 2009.- № 2. - С . 198 -205
5. Киселев С. В., Стрекалова Г. Р., Нугаева Г. Р. Состояние и перспективы развития научно - технического потенциала Республики Татарстан. / Киселев С. В., Стре-калова Г. Р., Нугаева Г. Р. // Вестник Казан. технол. унта. - 2011.- № 15. - С . 304 - 309.
© А. Р. Шарапов - д-р экон. наук, проф. каф. менеджмента и предпринимательской деятельности КНИТУ, Azat.Sharapov@tatar.ru; А. Р. Тузиков - д-р социол. наук, проф., зав. каф. менеджмента и предпринимательской деятельности КНИТУ, tuzikov@kstu.ru; А. А. Гилязова - зав. метод. кабинетом, доц. той же кафедры.