Научная статья на тему 'Технология выбора инновационной стратегии развития предприятия на основе состояния его инновационного потенциала'

Технология выбора инновационной стратегии развития предприятия на основе состояния его инновационного потенциала Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1320
273
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИЯ / ИННОВАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / ИННОВАЦИОННАЯ СТРАТЕГИЯ / INNOVATION / INNOVATIVE POTENTIAL / INNOVATION STRATEGY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Голенкова Е. А.

В данной статье автором предлагается расширенный подход к оценке уровня и структуры инновационного потенциала предприятия, а также разрабатывается основанная на указанном подходе технология выбора инновационной стратегии развития предприятия в соответствии с уровнем различных составляющих его инновационного потенциала.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n this article, the author suggests an expanded approach to the assessment of the level and structure of innovative potential of the company and also develops technology of selection of innovation strategy for enterprise development based on the specified approach in line with the level of the various components of its innovative potential.

Текст научной работы на тему «Технология выбора инновационной стратегии развития предприятия на основе состояния его инновационного потенциала»

Е. А. Голенкова

ТЕХНОЛОГИЯ ВЫБОРА ИННОВАЦИОННОЙ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ НА ОСНОВЕ СОСТОЯНИЯ ЕГО ИННОВАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА

Ключевые слова: инновация, инновационный потенциал, инновационная стратегия.

В данной статье автором предлагается расширенный подход к оценке уровня и структуры инновационного потенциала предприятия, а также разрабатывается основанная на указанном подходе технология выбора инновационной стратегии развития предприятия в соответствии с уровнем различных составляющих его инновационного потенциала.

Keywords: innovation, innovative potential, innovation strategy.

In this article, the author suggests an expanded approach to the assessment of the level and structure of innovative potential of the company and also develops technology of selection of innovation strategy for enterprise development based on the specified approach in line with the level of the various components of its innovative potential.

При разработке инновационных стратегий развития предприятия определяющее значение имеет количество и структура ресурсов, которыми обладает данное предприятие. Набор различного рода ресурсов предприятия, необходимых для осуществления инновационной деятельности,

принято называть инновационным потенциалом.

Понятие инновационного потенциала, обеспечивающего рост системы за счет нововведений, в экономическую модель впервые было введено ученым К. Фрименом. Нововведение по Фримену представляет собой систему

мероприятий по разработке, освоению,

эксплуатации и исчерпанию производственноэкономического и социально-организационного

потенциала, лежащего в основе новшеств [цит. по 3]. Практический аспект понятия «потенциал» нашел свое отражение в работах П. Дракера, где он исследует источники развития современной промышленности. В частности, Дракер отмечал, что инновации начинаются с анализа имеющегося потенциала с целью его эффективного

использования [2].

В современной российской практике, вследствие преобладающей ориентации на

имитационные схемы освоения новшеств, разработанных в экономически более развитых странах, инновационный потенциал часто

рассматривается лишь как способность предприятий к восприятию новых идей и имитации новых технологий, созданных за рубежом. Но данный подход значительно сужает понятие инновационного

потенциала. Следовательно, инновационный потенциал предприятий должен определяться не только и не столько их способностью к восприятию сторонних идей и технологий, но и способностью самостоятельно разрабатывать как улучшающие, так и прорывные нововведения.

В связи с этим целесообразно включить в инновационный потенциал не только ресурсную составляющую (обозначим ее как РСИП), но и интеллектуальную (обозначим ее как ИСИП). Такой подход представляется вполне логичным, поскольку инновационная деятельность является результатом не только эффективного использования

материально-технических и финансовых ресурсов. Важную роль в разработке инновационной стратегии развития предприятия приобретают научные и творческие идеи, воплощенные в виде инновационного продукта [3,4].

До недавнего времени понятие интеллектуальной составляющей инновационного потенциала организации сводилось лишь к интеллектуальной собственности, которая включала в себя патенты, авторские права, товарные знаки и ноу-хау. Далее в процессе изучения многие исследователи добавили в определение понятия интеллектуального потенциала также человеческую составляющую и стали рассматривать интеллектуальный потенциал как совокупность интеллектуальной собственности и знаний работников.

Однако в настоящее время в литературе отсутствует целостное определение понятия и характеристики интеллектуального потенциала организации.

Автор предлагает новый подход к определению интеллектуальной составляющей инновационного потенциала - помимо традиционных показателей интеллектуальной собственности и добавленных позднее показателей человеческой составляющей, предлагается дополнительно ввести показатели,

характеризующие творческую деятельность сотрудников с позиций ее эффективности в аспекте достижения целей инновационной деятельности организации. Таким образом, в состав интегрального показателя ИСИП включаются три категории показателей:

- научный потенциал - данная категория объединяет показатели интеллектуальной собственности;

кадрово-квалификационный потенциал - показатели человеческой составляющей, а конкретно совокупность способностей, профессиональных навыков работников организации, необходимых для выполнения ими своих профессиональных обязанностей, и создание условий на предприятии для совершенствования и развития навыков и умений персонала.

Рис. 1 - Структура показателей инновационного потенциала

- творческий потенциал - это совокупность способностей работников организации к постановке и решению новых творческих задач, созданию качественно нового продукта,

отличающегося неповторимостью и уникальностью, а также наличие в уже выпускаемой либо планируемой к выпуску предприятием продукции каких-либо новых потребительских свойств, отличающих продукт от имеющихся на рынке.

Что же касается ресурсной составляющей инновационного потенциала предприятия, представляется возможным использовать обобщенные категории, традиционно выделяемые для анализа ресурсов предприятия, а конкретно: финансовый, материально-технический, кадровоорганизационный и маркетинговый

потенциалы.Конкретные показатели, входящие в указанные категории, отбирались по статистическим данным, характеризующим предприятия

строительной отрасли с учетом использования метода корреляционно-регрессионного анализа (на основании построения диаграмм рассеяния, снижения мультиколлинеарности и суммы квадратов остатков). Поэтому приведенные показатели должны рассматриваться скорее в качестве примера - их состав может варьироваться в зависимости от отрасли и от итоговых целей анализа. Следует также отметить, что некоторые из наблюдаемых показателей для оценки были сформулированы в форме, представляющей их как проблемы инновационного развития с целью

включения их в соответствующее исследование, проводимое на обследуемых предприятиях. Итоговый список отобранных показателей

представлен в виде интеллектуальной карты, разработанной с помощью программного

обеспечения Хш1М (рис. 1).

Технология выбора инновационной

стратегии развития предприятия подразумевает ряд последовательных действий и построение матрицы выбора стратегий на основе уровня ресурсной

составляющей инновационного потенциала и интеллектуальной составляющей. При этом высоким уровнем инновационного потенциала в обоих случаях (ресурсной и интеллектуальной составляющей) считается его значение больше 5, а низким, соответственно, значение меньше 5 (рис. 2).

В зависимости от того, какова величина и структура инновационного потенциала предприятия, оно может применить различные подходы к развитию и соответственно реализовать различные инновационные стратегии развития: радикальную, активную или стабилизационную.

Для двух ситуаций предлагается одна и та же инновационная стратегия развития предприятия (активная стратегия). Это объясняется тем, что активная инновационная стратегия направлена на развитие и усиление инновационных возможностей организации, которых она на данный момент не имеет. Даже обладая высоким уровнем интеллектуальной составляющей инновационного потенциала, предприятие может реализовать

радикальную инновационную стратегию только в невозможно без реализации активной

случае повышения ресурсной составляющей, что инновационной стратегии развития.

Ввод показателей инновационного потенциала предприятия

Рис. 2 - Технология выбора инновационной стратегии развития предприятия

Рассмотрим предложенные стратегии:

1. Радикальная инновационная стратегия

развития предприятия предполагает реализацию комплекса мер, направленных на кардинальное изменение производственно-хозяйственной

деятельности предприятия, включающее в себя смену или ввод новой технологии производства, а также значительное изменение качества выпускаемой продукции или выпуск принципиально новой продукции, которые потребуют повышения или изменения квалификации персонала, новых научных и творческих идей. Для совершения радикальных преобразований в деятельности предприятия может потребоваться изменение системы управления предприятием и, прежде всего, вертикальных отношений по линии «сотрудник-подчиненный», иногда смена ключевых руководителей предприятия или даже всей команды. Радикальная инновационная стратегия развития включает в себя следующие возможные варианты деятельности:

- создание новых инновационных

продуктов;

- создание новых рынков сбыта

инновационной продукции.

2. Реализация активной инновационной

стратегии развития предполагает интенсивную работу над повышением уровня инновационного потенциала предприятия в целях дальнейшего развития организации, совершенствование технологии производства и качества выпускаемой продукции, закупку или модернизацию

производственных мощностей, интенсивное

развитие продукта, развитие программ повышения квалификации сотрудников. Активная

инновационная стратегия развития включает следующие возможные варианты деятельности:

- улучшающие инновации в

существующей продукции;

- примыкание к крупному

производителю, обладающему необходимыми ресурсами для реализации имеющегося инновационного потенциала;

- продажа инновационных идей.

3. При реализации стабилизационной инновационной стратегии развития предприятие производит стандартный продукт, оно

ориентировано на удержание текущих рынков сбыта продукции, проводит текущий ремонт

производственных фондов. Применение данной стратегии предполагает следующие возможные варианты деятельности:

- покупка технологий, продуктов, брэндов;

- заимствование потребительских свойств продуктов, выпущенных другими предприятиями.

Подводя итоги, можно сделать вывод, что предложенная в данной статье технология выбора инновационной стратегии развития предприятия позволяет осуществлять обоснованный выбор стратегии, оптимальной в текущих условиях его деятельности с учетом не только ресурсной, но и интеллектуальной составляющей инновационного

инновационных

и имитация инновационных

потенциала. Таким образом, разработанная технология предоставляет возможность оценить готовность предприятия к реализации как улучшающих, так и базисных инноваций.

Литература

1. Азгальдов Г. Г., Костин А. В. Интеллектуальная собственность, инновации и квалиметрия // Экономические стратегии, 2008. — № 2(60).

2. Дракер, П. Бизнес и инновации. — М.: Вильямс, 2007.

3. Миско, К. М. Ресурсный потенциал региона (теоретические и методические аспекты исследования) / К. М. Миско. - М. : Наука, 1991.

4. Шушкин, М.А. Проблемы локализации производства

автокомпонентов в России/ М.А. Шушкин // Вестник Казанского технологического университета: Изд-во

Казан. гос. тенхнол. ун-та, Казань, 2012. № 15.

© Е. А. Голенкова - асп. Нижегородского госуд. архитектурно-строительного ун-та, shushkin79@mail.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.